-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Омская область
Письмо от 30 ноября 1994 года
Особенности в исчислении налога на добавленную стоимость
- Принято
- Государственной налоговой инспекцией по г. Омску (Омская обл.)
30 ноября 1994 года
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" в инструкцию Государственной налоговой службы Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" внесены изменения с 01.01.94.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разницу между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
.
Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, определяется инструкцией Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Государственной налоговой службы РФ от 30.01.93 N 01-20/741; 1б "О порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ и вывозимых с территории РФ" .
Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленная:
- исходя из свободных (рыночных) цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость;
- исходя из государственных регулируемых оптовых цен и тарифов (без включения в них налога на добавленную стоимость), применяемых на некоторые виды продукции топливно-энергетического комплекса и услуг производственно-технического назначения (услуги связи, грузовые транспортные перевозки и другие);
- исходя из государственных регулируемых розничных цен и тарифов, включающих в себя налог на добавленную стоимость, применяемых на некоторые потребительские товары и услуги, оказываемые населению.
При предоставлении в установленном порядке торговых скидок по товарам, на которые введено государственное регулирование цен, облагаемый оборот подлежит уменьшению на сумму этих скидок.
В облагаемый оборот включаются средства, полученные от других предприятий и организаций (за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий его учредителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств на целевое бюджетное финансирование, а также на осуществление совместной деятельности), доходы, полученные от передачи во временное пользование финансовых ресурсов (финансовой помощи) при отсутствии лицензий на осуществление банковских операций, а также средства от взимания штрафов, взыскания пеней, выплаты неустоек, полученные за нарушение обязательств, предусмотренных договорами поставок товаров (выполнение работ, оказание услуг); суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги). Средства, предоставляемые безвозмездно иностранными организациями предприятиям, организациям в виде гаранта на осуществление целевых программ с последующим отчетом об их использовании, не являются объектом налогообложения.
К средствам целевого бюджетного финансирования, не включаемым в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот, относятся средства, перечисляемые на соответствующие счета предприятий и учреждений (минуя счет 46 "реализация продукции (работ, услуг)", предусматриваемые в бюджетах различного уровня на финансирование целевых программ и мероприятий.
В соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность без образования юридического лица осуществляется на основе договора между ее участниками. По договору о совместной деятельности стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или другой цели, не противоречащей законодательным актам.
Имущество, созданное или приобретенное в ходе совместной деятельности, и полученные результаты учитываются на отдельном (обособленном) балансе у того ее участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора.
Данные отдельного (обособленного) баланса в баланс предприятия, ведущего общие дела, не включаются. В бухгалтерской отчетности участников договора о совместной деятельности отражаются прибыль, убытки и иные результаты совместной деятельности, причитающиеся согласно договору каждому из участников.
На основании ст. 4 Закона РФ от 06.12.91 "О налоге на добавленную стоимость" при безвозмездной передаче основных средств от одного филиала другому плательщиком НДС, спецналога с 01.01.94 является сторона передающая, исходя из рыночных цен, сложившихся на момент передачи. Исключение составляет передача приобретенных с НДС для непроизводственной сферы основных средств.
В разделе "перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога", разъясняем:
х) "льгота, установленная Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) для предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую и закупочную деятельность, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников, в соответствии с п. 33 Указа Президента РФ от 21.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом Президента РФ от 24.12.93 N 2292) с 1 января 1994 года не отменяется. При этом следует, что в среднесписочную численность включаются состоящие в штате работники предприятий, учреждений, организации, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате и выполняющие работы по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера. При этом численность лиц, работающих по договорам подряда, учитывается в общей численности основного производственного персонала ежемесячно в течение всего срока действия договора. При отсутствии учета рабочего времени этих лиц в списочной численности они принимаются за каждый календарный день как целые единицы. Исчисление среднесписочной численности работников, принятых на работу по совместительству, производится исходя из фактически отработанного ими времени с учетом продолжительности рабочего времени, установленной для совместителей законодательством.
При определении права на получение указанной льготы следует исходить из среднесписочной численности предприятий, учреждений и организаций, в которых работают инвалиды, того периода (месяца, квартала), за который составляется налоговый расчет.
В случаях, когда в текущем отчетном периоде среднесписочная численность предприятий, учреждений и организаций, в которых работают инвалиды, составит менее 50 процентов, исчисление налога на добавленную стоимость осуществляется в общеустановленном порядке".
В раздел VIII "Порядок исчисления налога" с 01.01.94 вносится дополнение: "Суммы расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая затраты за пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходы по найму жилого помещения, возмещаемые по нормам, установленным законодательством, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость. При этом сумма налога, оплаченная при возмещении таких расходов (в пределах нормы), определяется по расчетной ставке от суммы указанных расходов, а сверх нормы - налог возмещению не подлежит. Стоимость материальных ценностей, приобретенных для производственных нужд в предприятиях розничной и оптовой торговли за наличный расчет, включается в издержки производства и обращения с налогом на добавленную стоимость.
В случаях, когда в расчетных документах (поручениях, требованиях-поручениях, реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива), подтверждающих стоимость приобретенного товара, не выделена стоимость налога на добавленную стоимость, исчисление ее расчетным путем не производится.
В случаях приобретения горюче-смазочных материалов за наличный расчет и в порядке предварительной оплаты при определении сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих взносу в бюджет в установленном порядке, к зачету принимаются суммы налога в размере 14,2 процента от стоимости этих материалов и спецналога в размере 2,1 процента. В случае изменения размера снабженческо-сбытовой надбавки для организаций нефтепродуктообеспечения указанный выше размер уточняется при необходимости Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Стоимость материальных ресурсов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, оплаченных, но не поступивших (материалы в пути) в отчетном периоде, а также сумма налога по ним, должны учитываться в расчете среднего процента налога на добавленную стоимость того месяца, в котором они будут оприходованы.
Стоимость оприходованных материальных ресурсов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов без расчетных документов учитывается без суммы налога и по мере списания этих материальных ресурсов в производство участвует в расчете среднего процента без учета сумм налога на добавленную стоимость. Суммы налога по этим материалам будут учтены при составлении расчета того отчетного периода, в котором поступят расчетные документы, независимо от того оплачены они или нет.
Налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщиком по оказанным услугам (выполненным работам) производственного характера полностью относится на расчеты с бюджетом по мере их отнесения на издержки производства и обращения.
Предприятия, затаривающие свою продукцию в многооборотную тару, имеющую залоговые цены, в том числе стеклопосуду, учитывают эту тару по залоговым ценам, включающим налог, на счете 10 "Материалы" без предъявления по ней к зачету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам при ее приобретении.
Суммы налога на тару одноразового использования предъявляются к зачету предприятиями, получающими продукцию в этой таре, в составе общей суммы налога по этой продукции в общеустановленном порядке.
При определении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет, по транспортной таре, оплачиваемой сверх цен на готовую продукцию, к зачету принимаются суммы налога, исчисленные от той стоимости (части стоимости) тары, которая оплачена сверх цен".
При экспорте предприятиями товаров (работ, услуг) собственного производства в случае, если суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам материальных ресурсов, до момента экспорта не возмещены, они подлежат возмещению в порядке, предусмотренном п. 22 настоящей инструкции. При экспорте товаров, приобретенных с налогом на добавленную стоимость, засчитываются в уплату предстоящих платежей или возмещаются из бюджета только суммы налога по материальным ценностям (работам, услугам), отнесенным (списанным) на издержки обращения, связанные с реализацией указанных товаров.
Для обоснования льгот по налогообложению экспортируемых товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе через посреднические организации по договору комиссии или поручения в налоговые органы могут предъявляться следующие документы:
- контракт (копия контракта) с иностранной фирмой на поставку товаров (работ, услуг) или приравненный к нему документ;
- платежные документы, подтверждающие оплату иностранным партнером экспортируемых товаров (работ, услуг);
- грузовая таможенная декларация со штампом таможни "выпуск разрешен", товаросопроводительные документы, подтверждающие пересечение грузом границы (коносамент, международная товарно-транспортная накладная о перевозках международным автотранспортом, международная авиационная накладная, железнодорожная накладная).
О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ НДС БАНКАМИ И ДРУГИМИ КРЕДИТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
При исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей взносу в бюджет, к зачету из общей суммы налога, уплаченного банками по товарам (работам, услугам) производственного назначения, принимается налог в размере, соответствующем удельному весу доходов, полученных от облагаемых операций и услуг, в общей сумме доходов банка за налогооблагаемый период.
В случаях, если удельный вес доходов, полученных от выполнения облагаемых налогом на добавленную стоимость операций и услуг в общей сумме доходов банка за налогооблагаемый период составляет менее 5 процентов, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам по всем товарам, работам и услугам, стоимость которых включается в состав расходов банка, списываются в дебет счетов 970 "Расходы банка" и 971 "Расходы на содержание аппарата управления".
В связи с этим, расчет налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет, следует производить только исходя из сумм налога, полученных по операциям банка, облагаемым этим налогом.
Приобретаемые банками основные средства и нематериальные активы, независимо от размера (удельного веса) облагаемых налогом на добавленную стоимость операций в общей сумме доходов банка, отражаются в учете по стоимости приобретения, включая суммы уплаченного налога на добавленную стоимость, с последующим списанием на затраты (расходы) банка через суммы износа в общеустановленном порядке.
Указанный порядок вводится с 1 ноября 1994 года. В случаях, если до этого срока исчисление налога на добавленную стоимость осуществлялось в ином порядке, перерасчеты с бюджетом и взимание штрафных санкций не производятся. (Основание: письмо Госналогслужбы РФ от 21.10.94 N В3-6-05/399 по согласованию с Минфином РФ от 21.10.94 N 4-03-12).
Начальник отдела косвенных налогов,
советник налоговой службы 1 ранга
Н.А.Бобова