-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Омская область
Постановление от 04 мая 2012 года № 15
О неотложных мерах по противодействию распространения ВИЧ-инфекции на территории Омской области
- Принято
- Главным государственным санитарным врачом по Омской области
04 мая 2012 года
Сохраняющийся высокий уровень заболеваемости ВИЧ-инфекцией, тенденция роста новых случаев заражения, увеличение общего числа ВИЧ-инфицированных и активизация выхода эпидемии из уязвимых групп населения в общую популяцию свидетельствуют о том, что организационные и профилактические мероприятия, направленные на борьбу с этой инфекционной болезнью, осуществляются на недостаточном уровне и не позволяют добиться ощутимых результатов в борьбе с эпидемией ВИЧ-инфекции.
В Омской области на 31.12.2011 нарастающим итогом зарегистрировано 4596 ВИЧ-инфицированных, что составляет 0,2% от всего населения (РФ - 0,4%), из них 36 детей в возрасте до 15 лет, а среди возрастной группы 15 - 49 лет инфицированы ВИЧ 0,22% (РФ - 0,7%) населения. Ситуация имеет стойкую тенденцию к ухудшению, распространенность ВИЧ-инфекции увеличивается.
За 12 месяцев 2011 года выявлен 941 новый случай ВИЧ-инфекции, показатель 46,8 на 100 тыс. населения, на уровне 2010 года, в том числе болезнь, вызванная ВИЧ, составила 17,15 на 100 тыс. населения (в 1,4 раза превышает показатель по РФ), бессимптомный инфекционный статус, вызванный ВИЧ, составил 29,62 на 100 тыс. населения (в 1,2 раза превышает показатель по РФ). Отмечается значительное увеличение числа новых выявленных случаев в возрастной группе 30 - 40 лет. Тенденция увеличения случаев инфицирования в данной возрастной группе прослеживается с 2008 года, когда было зарегистрировано 34,1% людей, живущих с ВИЧ, в 2010 году их доля составила 41,5%, в 2011 - 45,5%, что свидетельствует об активном вовлечении лиц этого возраста в модели рискованного поведения.
Смещение эпицентра эпидемии ВИЧ-инфекции в старшие возрастные группы населения, где профилактические программы практически не проводились, свидетельствует об острой необходимости разработки методологии и расширения профилактических программ на рабочих местах.
По данным мониторинга в Омской области умерло по разным причинам 318 ВИЧ-инфицированных, в т.ч. за 2011 год 110, что в 1,7 раза больше, чем в прошлом году (2010 - 64 чел.), по РФ рост на 17%. Вместе с тем необходимо отметить, что вследствие развития собственно ВИЧ-инфекции умерли 62 человека - 19,5% (по РФ - 30,2%), остальные умершие погибли от причин, не связанных с ВИЧ (туберкулез, передозировки наркотиков, насильственная смерть, суициды, заболевания, не связанные с ВИЧ, и др.). Случаи ВИЧ-инфекции зарегистрированы во всех сельских районах и муниципальных округах г. Омска.
Показатель пораженности по сельским районам составил 168,4 на 100 тыс. населения, превышает среднерайонный в Кормиловском (453,4), Называевском (393,3), Исилькульском (324,8), Омском (279,9), Москаленском (256,1), Калачинском (233,2) районах.
Недостаточно эффективная работа по профилактике и борьбе с наркоманией приводит к тому, что в области на протяжении ряда лет основной причиной заражения ВИЧ-инфекцией продолжает оставаться внутривенное введение наркотиков нестерильным инструментарием, составляя к настоящему времени 59,2% от всех новых случаев заражения.
Развитие наркомании в области имеет широкие масштабы, непосредственно угрожающие здоровью населения, несмотря на некоторое снижение. Число зарегистрированных потребителей в 2011 году составило свыше 6000 человек. Среди лиц, допускающих немедицинское употребление наркотиков, зарегистрированных в Омской области в 2011 году, 89,7% употребляют наркотики инъекционным способом (РФ - 72%).
Данный способ употребления носит, как правило, коллективный характер, связан с различными поведенческими факторами риска, такими как: совмещение различного рискованного поведения, промискуитет, оказание сексуальных услуг, пренебрежение к использованию индивидуальных средств профилактики, что способствует заражению ВИЧ.
В течение ряда лет в области реализуются программа "Снижение вреда", проект "Сделай шаг к здоровью", который финансируется Глобальным фондом; программа по развитию и укреплению сотрудничества в области вторичной и третичной профилактики ВИЧ-инфекции среди уязвимых групп, финансируемой в рамках приоритетного национального проекта "Всероссийского общества людей, живущих с ВИЧ". Большинство программ, действующих на территории области, финансируется в рамках бюджетных ассигнований.
Гетеросексуальный контакт, как основной путь заражения, установлен у 38,9% впервые выявленных ВИЧ-позитивных, и отмечается его продолжающийся рост (2011 г. - 38,9%, РФ - 39,9%; 2010 г. - 29,0%, РФ - 38,9%; в 2009 г. - 22,0%, РФ - 36,2%; 2008 г. - 20,0%, РФ - 35,1%).
Серьезные недостатки имеют место в проведении диагностических исследований на ВИЧ-инфекцию. Уровень обследования населения в 2011 году составил более 451475 человек - 128,9% от запланированного годового объема (РФ - 104,4%) и 22,4% от населения области. Вместе с тем в ряде районов он значительно ниже (Калачинском, Знаменском, Нововаршавском, Саргатском). В структуре преобладают лица, обследуемые по клиническим показаниям, - 32,2%. Наиболее высокий процент в Оконешниковском (66,3), Марьяновском (59,2), Азовском (52,3), Горьковском (52,2), Таврическом (51,3), Саргатском (50,2), Любинском (50,0), Нововаршавском (49,5), Шербакульском (42,3) районах. Количество обследуемых из групп риска в области в 2011 году увеличилось на 26%, в том числе больных наркоманией на 13%, больных заболеваниями, передающимися половым путем, на 24%. В 2011 году на данную группу приходиться 11%. Ниже этот показатель в Горьковском, Исилькульском, Калачинском, Крутинском, Колосовском, Тарском, Русско-Полянском, Черлакском, Тевризском, Седельниковском районах. Уменьшение этого показателя в сравнении с 2010 годом произошло в Знаменском, Любинском, Исилькульском, Калачинском, Крутинском, Тевризском, Черлакском районах. Сокращение количества обследуемых из числа групп риска безусловно оказывает негативное воздействие на эпидемиологическую обстановку в области, препятствует объективному анализу ситуации в целом и затрудняет прогнозирование ее развития в будущем.
По данным эпидемиологического мониторинга, лабораторные обследования (вирусная нагрузка и иммунный статус), необходимые для обеспечения контроля за состоянием здоровья ВИЧ-инфицированных и проведения им антиретровирусной терапии, в соответствии с требованиями действующих стандартов оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, выполнены в недостаточных объемах, что снижает эффективность лечения ВИЧ-инфекции.
Среди лиц, состоящих на диспансерном наблюдении, обследованы по определению иммунного статуса 75,3% (РФ - 73,7%), пациентов по определению вирусной нагрузки только 79,5% (РФ - 56%).
Следует отметить неудовлетворительное качество лабораторного сопровождения в части обследования на вирусную нагрузку при проведении диспансеризации: в Исилькульском - 55,9%, в Москаленском - 47,1%, Тюкалинском - 48% районах, БУЗОО "МСЧ-9" - 45%, БУЗОО "ГП-14" - 40%, БУЗОО "ГП-16" - 43%.
Основным СПИД-индикаторным заболеванием в Омской области, как и России, продолжает оставаться туберкулез. Среди причин смерти, связанных с инфекцией ВИЧ, туберкулез, как вторичное заболевание, составляет более 22% (РФ - 60%).
По данным эпидемиологического мониторинга, 23% ВИЧ-инфицированных, состоящих на учете в БУЗОО "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", в 2011 году не были обследованы на туберкулез. Из прошедших диспансеризацию ВИЧ-инфицированных обследованы на туберкулез 93,3% (РФ - 80%). Остались не обследованными на туберкулез в 2011 году 890 ВИЧ-позитивных.
Неудовлетворительно организована работа по обследованию на туберкулез ВИЧ-инфицированных в Калачинском районе (58,7% от прошедших диспансеризацию), Нововаршавском (57,9%), Оконешниковском (45,5%), Усть-Ишимском (25%), БУЗОО "МСЧ-9" (34%), БУЗОО "ГП-14" (40%), БУЗОО "ГП-4" (43%), БУЗОО "ГП-13" (27%).
В Омской области очагов внутрибольничного заражения ВИЧ-инфекцией не зарегистрировано, вместе с тем сохраняется угроза внутрибольничного инфицирования, о чем свидетельствуют выявленные замечания при проведении плановых проверок лечебно-профилактических учреждений: отмечены недостатки в организации работы по выявлению ВИЧ-инфекции у беременных женщин, в проведении химиопрофилактики вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку.
При росте числа ВИЧ-инфицированных и увеличении количества медицинских манипуляций, проводимых при оказании стационарной и амбулаторной медицинской помощи, зарегистрировано 114 случаев травматизации медицинского персонала, что влечет за собой необходимость своевременной организации и проведения химиопрофилактики профессионального заражения ВИЧ для большого числа медицинских работников и обеспечения лечебно-профилактических организаций антиретровирусными препаратами для этих целей.
В 2010 году в Омской области зарегистрирован случай инфицирования ВИЧ-инфекцией ребенка при грудном вскармливании (в 2011 г. случаев не зарегистрировано). По данным Федерального научно-методического Центра по профилактике и борьбе со СПИД в РФ в 2009 году выявлено 12 инфицированных детей при грудном вскармливании, в 2010 - 16, в 2011 - 18. Установлены факты сокрытия ВИЧ-инфицированными отцами/половыми партнерами наличия у них заболевания, что послужило в дальнейшем причиной заражения ВИЧ матери и ребенка, находившегося на грудном вскармливании.
Еще одной проблемой, ставшей актуальной в последнее время, является проблема мигрантов, число которых в Омской области ежегодно увеличивается.
В 2011 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2003 N 188 "О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации" освидетельствовано на наличие инфекционных заболеваний 8256 иностранных граждан и лиц без гражданства.
Выявлено 135 лиц с инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих и являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации.
В рамках выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" в 2011 году Роспотребнадзором принято 14 решений о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранных граждан из 3-х стран. Самостоятельно выехали из Омской области 13 мигрантов.
В то же время требует совершенства организация мероприятий по выявлению у иностранных граждан и лиц без гражданства инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для принятия решений о нежелательности пребывания, а также контроль за реализацией принятых решений о нежелательности пребывания.
Вызывают настороженность низкие цифры выявления случаев инфекций среди мигрантов.
В целях обеспечения охраны здоровья населения, повышения эффективности принимаемых мер по борьбе с эпидемией ВИЧ/СПИД, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; N 1 (ч. 1), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. 1), ст. 4563; N 30 (ч. 1) ст. 4591), Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.02.2012 N 16 "О неотложных мерах по противодействию распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации" постановляю:
1.Рекомендовать главам муниципальных образований:
1.1.Рассмотреть вопрос о состоянии профилактики ВИЧ-инфекции в районах на заседании межведомственных комиссий.
1.2.Включить в план работы комиссий по социальным вопросам отчет руководителей предприятий о выполнении ст. 4.8 "Генерального Соглашения между общероссийским объединением профсоюзов, общероссийским объединением работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 гг." о профилактике социально значимых заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции и наркомании.
1.3.Рассмотреть вопрос о выделении в текущем году ассигнований для финансирования программ первичной профилактики ВИЧ и наркомании, а также программ оказания помощи людям, затронутым ВИЧ/СПИДом, профилактики девиантного поведения и реабилитации наркозависимых.
1.4.Принять меры по обеспечению в необходимых объемах ВИЧ-инфицированных женщин, имеющих грудных детей, молочными смесями для искусственного вскармливания в целях недопущения инфицирования детей вирусом иммунодефицита человека при грудном вскармливании.
1.5.Обеспечить активное привлечение средств массовой информации для проведения разъяснительной работы среди населения о мерах личной и общественной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании, реализации законодательства Российской Федерации в области предупреждения распространения этих социальных заболеваний.
2.Рекомендовать Министерству здравоохранения Омской области:
2.1.Рассмотреть вопрос о включении в межведомственные советы по вопросам борьбы с ВИЧ/СПИД представителей Русской Православной Церкви и других религиозных конфессий в целях координации деятельности и расширения сотрудничества государственных органов, неправительственных и общественных организаций, работающих в данной сфере, для повышения эффективности проводимых организационных и практических мероприятий.
2.2.Принять дополнительные меры по сокращению необоснованных обследований на антитела к ВИЧ и расширению охвата обследования групп высокого риска заражения ВИЧ-инфекцией.
2.3.Обеспечить оказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным в соответствии с требованиями действующих стандартов, обратив особое внимание на своевременность и объем таких лабораторных обследований, как вирусная нагрузка и иммунный статус, необходимых для обеспечения контроля за состоянием здоровья ВИЧ-инфицированных, назначения им антиретровирусной терапии и мониторинга ее эффективности.
2.4.Рассмотреть на коллегии вопрос о ходе реализации мероприятий по ограничению распространения ВИЧ-инфекции в регионе и внести необходимые коррективы с учетом конкретной эпидемиологической ситуации.
2.5.Обеспечить проведение трехэтапной химиопрофилактики вертикальной передачи ВИЧ в соответствии с утвержденными стандартами.
2.6.Принять меры по решению вопроса о выделении ассигнований на приобретение антиретровирусных препаратов для проведения профилактики профессионального инфицирования ВИЧ у медицинских работников в соответствии с СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции" .
2.7.Разработать и принять порядок оказания помощи и проведения химиопрофилактики ВИЧ-инфекции в случае аварийной ситуации в лечебно-про в соответствии с СП 3.1.5.2826-10.
2.8.Принять необходимые меры по формированию приверженности ВИЧ-инфицированных пациентов к диспансерному наблюдению и лечению.
2.9.Провести анализ эффективности деятельности по организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих и являющиеся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации и реализации принятых решений о нежелательности пребывания на территории субъектов Российской Федерации.
2.10.Включить в перечень профилактических мероприятий, финансирование которых предусматривается в рамках приоритетного национального проекта на 2012 г., ценностно-ориентированные программы первичной профилактики ВИЧ и наркомании, программы оказания помощи людям, затронутым ВИЧ/СПИДом, профилактики девиантного поведения и реабилитации наркозависимых, а также паллиативной помощи силами православных сестричеств милосердия и другими общественными и религиозными организациями.
2.11.Принять меры по недопущению внутрибольничной передачи ВИЧ-инфекции в лечебно-профилактических организациях.
3.Рекомендовать БУЗОО "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями":
3.1.Активизировать работу с неправительственными организациями и объединениями, работающими в сфере профилактики ВИЧ-инфекции и оказания помощи людям, живущим с ВИЧ, шире привлекать их для реализации мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции, и изыскать возможность финансирования их деятельности из средств, выделяемых в рамках субсидий федерального бюджета на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
3.2.Систематически проводить плановые выборочные (дозорные) серологические и поведенческие обследования среди групп высокого риска заражения ВИЧ-инфекцией и трудно идентифицируемых контингентов населения (потребителей инъекционных наркотиков - ПИН, мужчин, вступающих в сексуальные отношения с мужчинами, - МСМ, лицами, практикующими секс на коммерческой основе, - КСР) и использовать полученные данные для усовершенствования профилактических мероприятий и повышения их эффективности.
3.3.Обеспечить координацию деятельности и расширение сотрудничества с учреждениями здравоохранения в целях повышения эффективности организационных и практических мероприятий, направленных на противодействие распространения этой инфекции.
3.4.Обеспечить совершенствование системы профилактических мер, направленных на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции, с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации.
3.5.Добиваться максимального охвата диспансерным наблюдением всех подлежащих ВИЧ-инфицированных лиц.
3.6.Организовать эффективное повторное консультирование ВИЧ-инфицированных беременных женщин и их близких профессиональным опытным сотрудником.
3.7.Обеспечить определение попечителя (его консультирование и подготовку) для профилактики инфицирования ребенка и поддержания здоровья женщин, неадекватно относящихся к себе и беременности из-за употребления наркотиков и неприятия своего ВИЧ-статуса.
3.8.Обеспечить внедрение профилактических программ по ВИЧ-инфекции среди населения Омской области.
4.Рекомендовать Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области:
4.1.Обеспечить лечебно-диагностические и профилактические мероприятия среди лиц, инфицированных ВИЧ, находящихся в местах лишения свободы.
4.2.Обеспечить проведение мониторинга и оценки эффективности мероприятий по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции у лиц, находящихся в местах лишения свободы.
5.Просить Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Омской области, Управление Министерства внутренних дел РФ по Омской области:
5.1.Оказывать помощь и поддержку заинтересованным учреждениям и ведомствам в реализации проектов и программ, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции и наркомании среди социально уязвимых групп населения.
6.Просить Управление Федеральной миграционной службы России по Омской области:
6.1.Осуществлять систематическое сотрудничество с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в целях предоставления сведений об исполнении принятых решений о нежелательности пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Омской области, а также их депортации.
7.Рекомендовать ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области":
7.1.Обеспечить представление информации о мероприятиях по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявлению и лечению больных в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения ежемесячно, в срок до 5 числа после отчетного месяца.
8.Начальнику отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Омской области, начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Омской области:
8.1.Осуществлять контроль за реализацией приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения по разделу "Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ".
8.2.Провести анализ эпидемиологической ситуации и обеспечить контроль за проведением мероприятий по недопущению внутрибольничной передачи ВИЧ-инфекции в учреждениях родовспоможения, в том числе в перинатальных центрах, центрах экстракорпорального оплодотворения и других лечебно-профилактических организациях.
9.Контроль выполнения настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области П.А. Ускова.
Информацию о выполнении постановления представить в Управление Роспотребнадзора по Омской области к 15.10.2012.
Главный государственный
санитарный врач по Омской области
А.С.Крига