Новосибирская область
Закон от 13 июня 2001 года № 157-ОЗ

О территориальном общественном самоуправлении в Новосибирской области

Принят
Законодательным Собранием Новосибирской области
30 апреля 2001 года,
Новосибирским областным Советом депутатов
30 мая 2001 года
    В редакции
  • от 14.06.2005 № 300-ОЗ.
  1. Глава 1.Общие положения

  2. В Законе используются следующие основные понятия:
    1.Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
    2 - 3.Исключены
    4.Территориальное образование - часть территории поселения, в границах которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.
    5 - 6.Исключены
    7.Орган территориального общественного самоуправления - избранный собранием, конференцией граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, орган, выполняющий представительные, исполнительные, организационные и иные функции по осуществлению территориального общественного самоуправления.
    8.Исключен
    1.Исключен
    2.Право на участие в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления, избирать и быть избранными в органы территориального общественного самоуправления имеют граждане, достигшие возраста 16 лет, проживающие на территории, на которой предполагается осуществлять или осуществляется территориальное общественное самоуправление.
    3.Защита прав и интересов граждан, проживающих в границах территориального образования, в осуществлении территориального общественного самоуправления обеспечивается федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.
    4.Органы государственной власти Новосибирской области, органы местного самоуправления муниципальных образований не вправе препятствовать осуществлению территориального общественного самоуправления гражданами, если эта деятельность не противоречит федеральному законодательству, законодательству Новосибирской области и настоящему Закону.
    5.Исключен
    6.Территориальное общественное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы территориального общественного самоуправления различных территориальных образований не соподчинены друг другу. Органы территориального общественного самоуправления не входят в систему органов местного самоуправления.
    1.Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний или конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
    2.По решению собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, могут быть избраны выборные лица территориального общественного самоуправления, единолично исполняющие функции органа территориального общественного самоуправления.
    Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
    Территориальное общественное самоуправление основывается на принципах:
    - законности;
    - свободного волеизъявления граждан на собраниях, конференциях;
    - выборности и подконтрольности органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления собраниям, конференциям граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление;
    - добровольного участия граждан в осуществлении территориального общественного самоуправления;
    - сочетания интересов граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, и интересов населения, не участвующего в территориальном общественном самоуправлении, уважения их прав и интересов;
    - самостоятельности и ответственности в принятии и реализации решений;
    - гласности и учета общественного мнения.
    1.Правовую основу территориального общественного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иные федеральные законы, Устав Новосибирской области, Закон Новосибирской области "О местном самоуправлении в Новосибирской области", настоящий Закон, уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
    2.Представительный орган местного самоуправления принимает положение об организации и осуществлении территориального общественного самоуправления (далее Положение), в котором устанавливаются:
    а) порядок созыва и проведения собраний или конференций граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления;
    б) порядок установления границ территориального образования;
    в) предельные сроки полномочий органов (выборных лиц) территориального общественного самоуправления;
    г) порядок регистрации уставов территориальных общественных самоуправлений;
    д) порядок реорганизации и прекращения деятельности органов территориального общественного самоуправления;
    е) порядок создания и деятельности ассоциаций (объединений) органов (выборных лиц) территориального общественного самоуправления;
    ж) иные вопросы, предусмотренные законодательством.
    1.При осуществлении территориального общественного самоуправления граждане, органы территориального общественного самоуправления имеют право осуществлять деятельность по следующим направлениям:
    а) защита прав и интересов граждан, проживающих в границах территориального образования, в органах государственной власти и местного самоуправления;
    б) организация акций милосердия и благотворительности, содействие органам местного самоуправления, благотворительным фондам, иным организациям, гражданам и их объединениям в проведении таких акций;
    в) исключен
    г) содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;
    д) исключен
    е) работа с детьми и подростками по месту жительства;
    ж) содействие в проведении культурных, спортивных, лечебно-оздоровительных и других мероприятий;
    з) исключен
    и) содействие жилищно-эксплуатационным организациям в осуществлении мероприятий, направленных на снижение потерь тепловой, электрической энергии, газа и воды в жилищном хозяйстве;
    к) общественный земельный контроль за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия решений органами местного самоуправления в случаях и порядке, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации;
    л) общественный контроль за качеством уборки территории и вывозом мусора, решением вопросов благоустройства;
    м) содействие органам санитарного, эпидемиологического и экологического контроля;
    н) информирование граждан, проживающих в границах территориального образования, о решениях органов государственной власти и органов местного самоуправления, принятых по предложениям или при участии граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление;
    о) сбор материалов (сообщений, заявлений физических и юридических лиц, сообщений в средствах массовой информации), содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного Законом Новосибирской области "Об административных правонарушениях в Новосибирской области" (за исключением административных правонарушений, предусмотренных главами 11 и 12 указанного Закона) и передача их должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
    2.При осуществлении территориального общественного самоуправления граждане, органы территориального общественного самоуправления имеют право осуществлять иную деятельность по вопросам местного значения в соответствии с действующим законодательством, уставами муниципальных образований.
  3. Глава 2.Организационные основы территориального общественного самоуправления

  4. 1.Территориальное общественное самоуправление учреждается на учредительном собрании или конференции граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории, где предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление.
    2.Организацию учредительного собрания или конференции осуществляет инициативная группа граждан численностью не менее десяти человек, постоянно или преимущественно проживающих на соответствующей территории, в порядке, установленном муниципальным правовым актом.
    3 - 6.Исключены
    7.Учредительное собрание или конференция принимают решение об организации и осуществлении на данной территории территориального общественного самоуправления; дают наименование территориальному образованию, где предполагается осуществление территориального общественного самоуправления; принимают устав территориального общественного самоуправления, определяют основные направления деятельности территориального общественного самоуправления; избирают органы территориального общественного самоуправления.
    Решения учредительного собрания или конференции оформляются протоколом, второй экземпляр которого направляется в администрацию муниципального образования.
    8.В случае если учредительное собрание или конференция принимают решение о приобретении органом территориального сообщества прав юридического лица, собрание или конференция принимают устав территориального сообщества, отвечающий требованиям законодательства.
    1.Собрание или конференция являются высшим органом территориального общественного самоуправления.
    Периодичность, порядок организации и проведения собраний, конференций устанавливаются собраниями, конференциями в соответствии с Положением.
    2.Собрание или конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления проводится по инициативе представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, граждан, проживающих в границах территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
    3.Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимает участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.
    4.Исключен
    5.Норма представительства на конференции, порядок выдвижения и голосования, срок полномочий делегатов и иные процедуры определяются в соответствии с Положением.
    6.Исключен
    1.К полномочиям собрания, конференции граждан относятся:
    а) исключен
    б) избрание органов (выборных лиц) территориального общественного самоуправления и заслушивание отчетов об их деятельности;
    в) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
    г) утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления;
    д) принятие решения о досрочном прекращении полномочий органов (выборных лиц) территориального общественного самоуправления;
    е) иные собственные инициативы по вопросам местного значения.
    2.Решения собраний, конференций или органов территориального общественного самоуправления носят рекомендательный характер для граждан, проживающих в границах территориального образования, и органов местного самоуправления.
    3.Решения собраний или конференций граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, являются обязательными для избранных ими органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления.
    1.Для организации и непосредственной реализации функций по осуществлению территориального общественного самоуправления собрание или конференция избирают подотчетные им органы территориального общественного самоуправления (комитет, совет, иные органы).
    абзац исключен
    2.Порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления устанавливаются уставом территориального общественного самоуправления.
    3.Исключен
    4.Орган территориального общественного самоуправления в пределах своих полномочий представляет интересы граждан, проживающих в границах территориального образования, в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями и организациями всех форм собственности. Его представители имеют право принимать участие в заседаниях органов местного самоуправления муниципального образования с правом совещательного голоса по вопросам, затрагивающим интересы граждан, проживающих в границах территориального образования; реализовывать и защищать другие права граждан, проживающих в границах территориального образования, связанные с осуществлением территориального общественного самоуправления, не противоречащие действующему законодательству.
    5 - 7.Исключены
    8.Деятельность членов выборных органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления осуществляется на общественных началах либо, в соответствии с решением органов местного самоуправления, на оплачиваемой основе.
    Собрание или конференция могут принять решение о денежном вознаграждении членов выборных органов или выборных лиц территориального общественного самоуправления только за счет собственных средств.
    9.Выборное лицо территориального общественного самоуправления может иметь удостоверение. Образец удостоверения утверждается администрацией муниципального образования.
    1.Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
    2.На регистрацию представляются документы:
    а) протокол учредительного собрания или конференции, в котором содержатся принятые решения об организации и осуществлении на данной территории территориального общественного самоуправления; о наименовании территориального образования; основных направлениях деятельности территориального общественного самоуправления;
    б) схема с описанием границ территориального образования, установленных представительным органом местного самоуправления;
    в) список участников собрания или делегатов конференции с указанием адресов и нормы представительства;
    г) в случае проведения конференции - протоколы собраний по выдвижению делегатов или петиционные листы;
    д) устав, принятый или утвержденный собранием, конференцией;
    е) другие документы, если таковые предусмотрены Положением.
    3.Устав территориального общественного самоуправления должен содержать:
    а) наименование территориального общественного самоуправления;
    б) границы территории общественного самоуправления;
    в) цели, задачи, основные формы деятельности;
    г) наименование, структуру, порядок формирования и срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
    д) исключен
    е) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
    ж) порядок внесения изменений и дополнений в устав территориального общественного самоуправления;
    з) порядок прекращения деятельности территориального общественного самоуправления.
    4.Администрация муниципального образования ведет реестр территориальных образований.
    1.Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
    2.Исключен
    1.Органы местного самоуправления оказывают содействие деятельности органов территориального общественного самоуправления: способствуют выполнению решений собраний или конференций по вопросам, относящимся к реализации прав граждан, проживающих в границах территориального образования, на решение вопросов местного значения.
    2.Взаимоотношения органов государственной власти, органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления строятся на основе действующего законодательства, уставов муниципальных образований, договоров и соглашений.
    3.Исключен
    4.Представители органов территориального общественного самоуправления вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы граждан, проживающих в границах соответствующего территориального образования.
    В целях содействия эффективному осуществлению территориального общественного самоуправления, координации деятельности органов территориального общественного самоуправления отдельных территориальных образований и оказания им организационной и методической помощи на добровольной основе могут создаваться городские, районные, сельские и другие ассоциации (объединения) органов территориального общественного самоуправления (советы, комитеты, иные органы), а также ассоциации (объединения) выборных лиц (советы старост, иных выборных лиц).
  5. Глава 3.Финансово-экономические основы территориального общественного самоуправления

  6. 1.Финансовые ресурсы территориального общественного самоуправления состоят из собственных средств, а также средств, которые могут передаваться им органами местного самоуправления.
    2.Собственные финансовые средства образуются за счет добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, а также иных поступлений в соответствии с законодательством.
    3.Осуществление органами территориального общественного самоуправления хозяйственной деятельности по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, а также хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, может финансироваться на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета.
    Органы территориального общественного самоуправления имеют право:
    а) самостоятельно использовать имеющиеся в их распоряжении собственные средства;
    б) кооперировать на добровольной основе средства физических и юридических лиц для финансирования целевых социальных программ территориальных образований;
    в) организовывать иную экономическую деятельность, направленную на достижение уставных целей и удовлетворение социально-экономических потребностей граждан, проживающих в границах территориального образования;
    г) пользоваться собственностью, переданной органам территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления на условиях договора безвозмездного пользования.
    1.Контроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов территориального общественного самоуправления осуществляется ревизионной комиссией (ревизором), а также соответствующими органами финансового контроля.
    2.Ревизионная комиссия (ревизор) формируется (избирается) собраниями или конференциями.
    3.Порядок формирования (избрания) ревизионной комиссии (ревизора), права и обязанности ревизионной комиссии (ревизора) определяются в соответствии с Положением.
    4.Ежегодный контроль со стороны граждан, проживающих в границах территориального образования, за использованием финансовых средств осуществляется в форме годового отчета органа территориального общественного самоуправления на собрании или конференции граждан, проживающих в границах территориального образования.
    1.В собственности территориального общественного самоуправления могут находиться кооперированные денежные средства физических и юридических лиц, иные средства, полученные из законных источников; построенные на эти средства сооружения - детские дворовые, спортивные площадки, жилые, нежилые и отдельные вновь созданные производственные помещения, транспорт, оборудование, инвентарь, другое имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, в том числе имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности территориального общественного самоуправления и переданное на основе правового акта органами местного самоуправления.
    2.Порядок отчуждения, передачи собственности, объем и условия осуществления правомочий собственника устанавливаются законодательством.
  7. Глава 4.Ответственность органов

  8. ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
    ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Органы и выборные лица территориального общественного самоуправления в случае нарушения ими федерального законодательства и законодательства Новосибирской области несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Новосибирской области.
    1.Осуществление территориального общественного самоуправления прекращается на основании решения собрания, конференции или решения суда.
    2.Порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления устанавливается уставом территориального общественного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
  9. Глава 5.Заключительные положения

  10. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    1.Территориальные органы государственной власти районов и городов областного значения, органы местного самоуправления муниципальных образований обязаны привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.
    2.Нормативные правовые акты территориальных органов государственной власти районов и городов областного значения, органов местного самоуправления до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
    Органы территориального общественного самоуправления, учрежденные до вступления в силу настоящего Закона, перерегистрируются в порядке, предусмотренном настоящим Законом в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Закона.
    Глава администрации
    Новосибирской области
    В.А.ТОЛОКОНСКИЙ
    г. Новосибирск
    13 июня 2001 года
    N 157-ОЗ