-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Новосибирская область
Закон от 30 июня 1997 года № 71-ОЗ
О пожарной безопасности в Новосибирской области
- Принят
- Законодательным Собранием Новосибирской области
30 июня 1997 года
В редакциях
-
от 06.04.2002 № 17-ОЗ,
-
от 14.04.2003 № 107-ОЗ.
25.06.97
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности на территории Новосибирской области и направлен на реализацию законодательства Российской федерации по пожарной безопасности на территории Новосибирской области.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления, должностных лиц и граждан.
Глава I.Общие положения
В целях настоящего Закона (далее - Закона) применяются следующие понятия:
муниципальная (местная) пожарная служба - совокупность органов и подразделений, в которых осуществляется профессиональная деятельность на постоянной основе по обеспечению пожарной безопасности в муниципальном образовании, и является составной частью пожарной охраны Новосибирской области (далее область);
муниципальный пожарный - лицо, проходящее на профессиональной основе службу на должностях в муниципальной пожарной службе;
лицензирование - подготовка и выдача специальных разрешений (лицензий) Государственной противопожарной службой на осуществление деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности и заключений (технических условий) о соответствии объекта лицензирования (имущества, передаваемого в аренду) требованиям пожарной безопасности;
лицензия - официальный документ, разрешающий осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока и определяющий условия его осуществления;
особый противопожарный режим - совокупность мер организационного и технического характера, направленных на усиление пожарной безопасности в период неблагоприятных погодных и иных условий на определенной территории.
Законодательство в сфере обеспечения пожарной безопасности включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав области, настоящий Закон, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты области.
1.Новосибирский областной Совет:
а) осуществляет нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности;
б) утверждает целевые областные программы по пожарной безопасности и расходы на содержание пожарной охраны;
в) исключен.
г) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
2.Администрация Новосибирской области:
а) принимает решения организационного и технического характера по пожарной безопасности;
б) создает, реорганизовывает и ликвидирует подразделения пожарной охраны, содержащейся за счет средств областного бюджета и устанавливает численность ее личного состава (согласно нормам, предусмотренным законодательством);
в) утверждает порядок организации тушения пожаров на территории области;
г) вводит и отменяет особый противопожарный режим на территории двух и более административно-территориальных образований области;
д) координирует деятельность Государственной противопожарной службы, инженерно-технических, надзорных и иных органов и организаций в сфере обеспечения пожарной безопасности области;
е) создает комиссию Новосибирской области по пожарной безопасности;
ж) совместно с Государственной противопожарной службой разрабатывает и осуществляет дополнительные меры по укреплению материально-технической базы пожарной охраны и социальной защиты личного состава;
з) содействует созданию и развитию общественных объединений пожарной охраны, добровольной пожарной охраны и организаций, оказывающих услуги в области пожарной безопасности;
и) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
1.Территориальный Совет депутатов города, района:
а) принимает правовые акты в области пожарной безопасности;
б) утверждает программы по пожарной безопасности города, района;
в) исключен.
г) принимает решения о распределении дотаций, субвенций бюджетам муниципальных образований на обеспечение пожарной безопасности и содержание пожарной охраны;
д) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством;
2.Территориальная администрация города, района:
а) разрабатывает программы по пожарной безопасности города, района и предложения к планам и программам, принимаемым органами государственной власти области и затрагивающим интересы пожарной безопасности города, района;
б) рассматривает предложения о размещении и развитии организаций, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности;
в) организует за счет средств города, района и на долевых началах строительство и ремонт объектов пожарной охраны;
г) принимает решения о создании (увеличении численности личного состава) подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств соответствующих бюджетов;
д) осуществляет меры по межтерриториальному взаимодействию и оказанию помощи по тушению пожаров на приграничных территориях соседних городов, районов области;
е) приостанавливает, в том числе по представлениям Государственной противопожарной службы, строительство, которое ведется с нарушением требований пожарной безопасности;
е) утверждает порядок привлечения сил и средств организаций и населения для тушения пожаров на территории города, района области;
з) вводит и отменяет особый противопожарный режим на территории двух и более муниципальных образований;
и) совместно с Государственной противопожарной службой организовывает ежегодно проведение соревнований добровольных пожарных дружин (команд) города, района по пожарно-прикладному спорту;
к) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Органы местного самоуправления области:
а) разрабатывают и осуществляют меры пожарной безопасности на территории муниципального образования;
б) устанавливают целевые сборы на обеспечение пожарной безопасности и содержание пожарной охраны с граждан и организаций независимо от их организационно-правовых форм и льготы по их уплате;
в) предусматривают в соответствии с действующим законодательством разовое добровольное внесение жителями муниципального образования средств на решение вопросов обеспечения пожарной безопасности;
г) исключен.
д) определяют перечень противопожарного инвентаря, первичных средств пожаротушения и средств звуковой сигнализации для оповещения населения муниципального образования о пожаре;
е) устанавливают порядок оповещения и сбора населения при пожарах, вызова пожарной охраны и использования пожарной, водовозной, землеройной и иной техники для тушения пожаров на территории муниципального образования;
ж) организуют пожарно-техническую подготовку и информирование населения о пожарах, состоянии пожарной безопасности и принимаемых мерах, в том числе на общих собраниях (сходах) и конференциях граждан по месту их жительства;
з) устанавливают порядок дежурства и патрулирования граждан, запрещают разведение костров, проведение пожароопасных работ, топку печей, кухонных очагов и котельных установок, устанавливают иные ограничения, направленные на обеспечение пожарной безопасности в неблагоприятные периоды;
и) вводят и отменяют особый противопожарный режим на территории муниципального образования, поселения;
к) поощряют руководителей организаций, граждан и личный состав пожарной охраны за достижения в деятельности по предупреждению и тушению пожаров;
л) создают и содержат в соответствии с установленными нормами финансируемую за счет средств местных бюджетов пожарную охрану, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;
м) приостанавливают, в том числе по представлениям Государственной противопожарной службы, строительство, которое ведется с нарушением требований пожарной безопасности;
н) осуществляют иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Глава II.Пожарная охрана
1.Пожарная охрана области состоит из:
Государственной противопожарной службы;
муниципальной пожарной службы;
ведомственной пожарной охраны;
добровольной пожарной охраны;
объединений пожарной охраны.
2.Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления области с пожарной охраной осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
3.Пожарная охрана области имеет свою символику.
27 июня считать Днем образования пожарной охраны Новосибирской области.
1.Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны в области.
2.При Государственной противопожарной службе могут учреждаться внештатные инспекторы по пожарному надзору для оказания содействия в осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности. Права и обязанности внештатных инспекторов по пожарному надзору определяются Положением о них.
Государственная противопожарная служба:
а) организует и осуществляет государственный пожарный надзор на территории области в соответствии с действующим законодательством;
б) обеспечивает и осуществляет тушение пожаров;
в) принимает необходимые меры по спасению жизни людей и материальных ценностей при тушении пожаров, в том числе проникает в места распространения (возможного распространения) пожаров;
г) координирует деятельность других видов пожарной охраны;
д) разрабатывает и вносит в органы государственной власти и местного самоуправления проекты правовых актов по пожарной безопасности;
е) разрабатывает и вносит для утверждения в администрацию области дополнительный перечень работ и услуг в области пожарной безопасности, подлежащих лицензированию;
ж) разрабатывает и вносит в органы государственной власти области и местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;
з) вправе получать от должностных лиц и граждан необходимые объяснения, справки, документы по вопросам обеспечения пожарной безопасности и копии с них;
и) использует при тушении пожаров на безвозмездной основе в установленном порядке средства связи, транспорт и оборудование;
к) получает от юридических, физических лиц и общественных организаций материальную и иную не запрещенную законодательством помощь;
л) ограничивает или запрещает доступ граждан к местам пожаров, а также движение транспорта и пешеходов на прилегающих к местам пожаров территориях.
м) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
1.Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:
охрана от пожаров предприятий и населенных пунктов на договорной основе;
производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно - технической продукции;
выполнение проектных, изыскательских работ;
проведение научно - технического консультирования и экспертизы;
испытания веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность;
обучение населения мерам пожарной безопасности;
осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции;
огнезащитные и трубо - печные работы;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;
ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;
строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны;
другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности.
2.Оказание Государственной противопожарной службой работ и услуг в области пожарной безопасности осуществляется с последующей компенсацией затрат в порядке, установленном действующим законодательством.
1.Муниципальная пожарная служба создается органами местного самоуправления области с целью предупреждения и тушения пожаров на территории муниципального образования области.
2.Типовое положение о муниципальной пожарной службе разрабатывается Государственной противопожарной службой и утверждается главой администрации области.
1.Добровольная пожарная охрана (добровольные пожарные дружины, команды, пожарно-технические комиссии, дружины юных пожарных, группы внештатных пожарных инспекторов) в населенных пунктах и в организациях области создается в соответствии с действующим законодательством и положением о ней.
2.Порядок регистрации добровольных пожарных и создания подразделений (дружин, команд, пожарно-технических комиссий, групп внештатных пожарных инспекторов) добровольной пожарной охраны, подготовки личного состава и организации деятельности устанавливается Государственной противопожарной службой.
3.Добровольным пожарным и внештатным инспекторам по пожарному надзору органами местного самоуправления и организациями могут предоставляться следующие льготы и социальные гарантии:
а) льготы по уплате местных налогов (сборов);
б) бесплатная специальная одежда и снаряжение согласно нормам;
в) компенсация (частичная или полная) затрат по оплате электроэнергии, коммунальных услуг, услуг телефонной связи;
г) дополнительный оплачиваемый отпуск до 6 дней в год;
д) другие льготы и социальные гарантии в соответствии с действующим законодательством.
4.Добровольные пожарные и внештатные инспектора по пожарному надзору могут быть награждены наградами, денежными премиями и ценными подарками.
Глава III.Обеспечение пожарной безопасности
1.Обеспечение пожарной безопасности является обязанностью организаций, их должностных лиц и работников.
2.Обеспечение пожарной безопасности возлагается на:
а) руководителей организаций или уполномоченных ими лиц;
б) органы архитектуры, заказчиков, застройщиков, проектные и строительные организации при проектировании и застройке территории области, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении объектов;
в) собственников, арендаторов и нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилого фонда и жилищные товарищества.
3.При разработке генеральных планов городов и населенных пунктов области, схем размещения индивидуального жилья, проектов детальных планировок и проектов застройки, а также планов социально-экономического развития городов и населенных пунктов области и коллективных договоров в обязательном порядке должны учитываться требования пожарной безопасности норм и правил, а при отсутствии таковых - заключения Государственной противопожарной службы.
При выборе площадки (трассы) для строительства обязательным условием является положительное заключение Государственной противопожарной службы.
4.Соответствие перепрофилируемых помещений, зданий и сооружений требованиям пожарной безопасности является обязательным при сдаче их в аренду (субаренду) и размещении в них сторонних организаций и производств.
5.Использование воды из водопроводных сетей городов, иных населенных пунктов и открытых водоемов области для тушения пожаров, заправки пожарных автомобилей, проведения пожарно-тактических учений, проверки пожарных гидрантов и внутренних пожарных кранов осуществляется на безвозмездной основе.
1.В целях координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, Государственной противопожарной службы, надзорных органов, иных организаций и учреждений на территории области по обеспечению пожарной безопасности создается комиссия Новосибирской области по пожарной безопасности, которую возглавляет один из заместителей главы администрации Новосибирской области.
2.В состав комиссии входят руководители (или заместители руководителей) органов управления, занимающихся вопросами пожарной безопасности.
3.Положение о комиссии по пожарной безопасности Новосибирской области и ее персональный состав утверждаются главой администрации области.
4.Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется управлением внутренних дел Новосибирской области.
1.Информацию в сфере обеспечения пожарной безопасности составляют сведения о пожарах, их последствиях, а также сведения о пожарной безопасности в соответствующих организациях и на территориях.
Информация о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, пожарной охраны и организаций в сфере обеспечения пожарной безопасности на территории области является гласной и открытой, если иное не установлено законом.
2.Администрация области, территориальные администрации городов и районов, органы местного самоуправления области, должностные лица пожарной охраны и организаций обязаны своевременно информировать население о состоянии пожарной безопасности и принимаемых мерах.
3.Государственные средства массовой информации области в соответствии с действующим законодательством по представлению Государственной противопожарной службы незамедлительно и на безвозмездной основе доводят до населения оперативную информацию о пожарах и пожарной безопасности.
4.Органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, метеорологические службы и другие уполномоченные органы и организации области обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать Государственную противопожарную службу области о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах.
5.Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в организациях, в том числе в дошкольных и образовательных учреждениях, в порядке и по специальным программам, согласованным Государственной противопожарной службой.
6.Руководители, главные специалисты организаций, а также иные должностные лица, в том числе ответственные за пожарную безопасность, и предприниматели, использующие труд наемных работников и помещения (сооружения) для осуществления своей деятельности, должны иметь специальную подготовку по пожарной безопасности.
1.Органы государственной власти и органы местного самоуправления области в пределах своей компетенции вправе устанавливать дополнительные льготы, стимулирующие обеспечение пожарной безопасности, а также гарантии правовой и социальной защиты личного состава пожарной охраны.
2.Организациям, содержащим на договорной основе подразделения Государственной противопожарной службы, в функции которых входит тушение пожаров не только на охраняемых объектах, но и на территориях городов и населенных пунктов области, могут предоставляться льготы по уплате налогов на прибыль в части поступлений в областной бюджет.
Глава IV.Ответственность в области пожарной безопасности
За нарушение требований пожарной безопасности должностные лица и граждане несут административную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Организации за нарушение требований пожарной безопасности и иные правонарушения в области пожарной безопасности подвергаются административному взысканию в виде штрафа в соответствии с действующим законодательством.
Глава V.Заключительные положения
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
1.Администрации Новосибирской области, управлению Государственной противопожарной службы УВД Новосибирской области, территориальным органам власти области, органам местного самоуправления и организациям области в трехмесячный срок после официального опубликования привести нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом и разработать необходимые правовые акты по реализации положений настоящего Закона.
2.Нормативные правовые акты Новосибирской области до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Глава администрации
Новосибирской области
В.П.МУХА
г. Новосибирск
30 июня 1997 года
N 71-ОЗ