-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Новосибирская область
Письмо от 18 октября 2002 года № РВ-10-13/11870@

О применении статьи 5 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ

Принято
Управлением Министерства РФ по налогам и сборам по Новосибирской обл.
18 октября 2002 года
    В связи со вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон 104-ФЗ) Управление МНС России по Новосибирской области с учетом разъяснений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.10.2002 N СА-6-22/1497@ "О применении абзаца второго статьи 5 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ" сообщает следующее.
    Статьей 4 Федерального закона 104-ФЗ в Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Федеральный закон 148-ФЗ) внесены изменения, исключающие единый социальный налог из состава платежей, которые взимаются с налогоплательщиков, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
    Согласно статье 3 Федерального закона 104-ФЗ данные изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.
    Первым абзацем статьи 5 Федерального закона 104-ФЗ установлено, что суммы единого социального налога, уплаченные в 2002 году в федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджеты территориальных фондов медицинского страхования налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, засчитываются в счет сумм единого налога на вмененный доход, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды согласно статье 7 Федерального закона 148-ФЗ.
    Обращаем внимание, что возврат уплаченных в 2002 году сумм единого социального налога налогоплательщикам, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, статьей 5 Федерального закона N 104-ФЗ не предусмотрен.
    В связи с многочисленными вопросами о порядке реализации вышеназванных положений Федерального закона 104-ФЗ до получения разъяснений МНС России налоговым органам рекомендуется осуществить следующие мероприятия:
    1.Уведомить налогоплательщиков об изменении с 1 января 2002 года законодательства, регулирующего уплату единого социального налога и единого налога на вмененный доход.
    2.Проинформировать налогоплательщиков единого налога на вмененный доход, в том числе осуществляющих помимо деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, иные виды деятельности, о том, что Управление МНС России по Новосибирской области рекомендует до получения разъяснений МНС России зачет уплаченных в 2002 году сумм единого социального налога в счет подлежащих уплате сумм единого налога на вмененный доход производить в следующем порядке.
    2.1.Организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам и осуществляющие только виды деятельности, облагаемые единым налогом на вмененный доход, представляют уточненные расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу за отчетные периоды 2002 года (за I квартал и первое полугодие 2002 года (а также за 9 месяцев, если расчет за 9 месяцев сдан в соответствии с законодательством, действовавшем до вступления в силу Федерального закона 104-ФЗ) с "нулевыми" показателями.
    2.2.Индивидуальные предприниматели, осуществляющие только виды деятельности, облагаемые единым налогом на вмененный доход из формы налоговой декларации по единому социальному налогу за 2001 год, утвержденной Приказом МНС России от 26.12.2000 N БГ-3-07/456 (с изменениями, внесенными приказом МНС России от 03.04.2002 N БГ-3-05/172), заполняют и представляют только титульный лист и таблицу "Расчет авансовых платежей на 2002 год" с "нулевыми" показателями по строке "Налоговая база (сумма предполагаемого дохода) для расчета авансовых платежей на 2002 год".
    2.3.Организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты в пользу физических лиц и осуществляющие помимо деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, иные виды деятельности, представляют уточненные расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу (далее - уточненные расчеты) за отчетные периоды 2002 года, которые должны быть исчислены только с сумм выплат, произведенных в пользу физических лиц за выполнение работ, оказание услуг по видам деятельности, не переведенным на уплату единого налога на вмененный доход (строки 100 - 440 граф 3, 5, 7, 9).
    При этом по строкам 500 - 540 графы 3 уточненных расчетов отражаются суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 50% от сумм единого социального налога, начисленных по строкам 400 - 440 графы 3 уточненных расчетов.
    Расходы, произведенные данными налогоплательщиками за I квартал и первое полугодие 2002 года на цели государственного социального страхования, и возмещения произведенных расходов, полученные за эти отчетные периоды от исполнительного органа Фонда социального страхования Российской Федерации, указываются в уточненных расчетах (строки 700 - 740 и 800 - 840 графы 5) в суммах, отраженных в первоначальных расчетах, т.е. включая расходы на цели фонда социального страхования, произведенные в пользу лиц, занятых в видах деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход. При этом, в случае образования превышения расходов на цели государственного социального страхования над начислениями единого социального налога (отрицательные суммы по строкам 900 - 940 графы 5 уточненных расчетов), указанный перерасход средств возмещается налогоплательщикам органами Фонда. Суммы возмещений, производимых органами Фонда социального страхования как по итогам уточненных расчетов, так и по итогам последующих отчетных периодов, отражаются в последующих расчетах по единому социальному налогу в общеустановленном порядке.
    Начиная с авансового расчета по единому социальному налогу за 9 месяцев 2002 года суммы расходов, произведенные данными налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (строки 710 - 740 графы 5), отражаются только в отношении работников, выплаты в пользу которых осуществлялись за работы, оказанные услуги по видам деятельности, не переведенным на уплату единого налога на вмененный доход.
    При этом, в случае если расходы на цели государственного социального страхования произведены в отношении работников, занятых одновременно на выполнении работ по видам деятельности как облагаемым, так и не облагаемым единым налогом на вмененный доход, то:
    - расходы, произведенные на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми инвалидами, учитываются при расчете единого социального налога в сумме, исчисленной по удельному весу выручки, полученной от деятельности, не переведенной на уплату единого налога на вмененный доход в общей сумме выручки, полученной налогоплательщиком от всех видов деятельности;
    - расходы на выплаты единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социальных пособий на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, оплату путевок на санаторно-курортное лечение работников и оздоровление детей, размер которых не зависит от размера заработной платы работника, учитываются при исчислении единого социального налога в полной сумме.
    2.4.Индивидуальные предприниматели, осуществляющие помимо деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, иные виды деятельности, представляют уточненную налоговую декларацию по единому социальному налогу за 2001 год по форме, утвержденной Приказом МНС России от 26.12.2000 N БГ-3-07/456 (с изменениями), по суммам доходов, с которых они являются налогоплательщиками единого социального налога. Уточнению подлежит налоговая база (сумма предполагаемого дохода) на 2002 год, которая указывается только по видам деятельности, не переведенным на уплату единого налога на вмененный доход, по новым суммам по срокам, установленным пунктом 4 статьи 244 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
    3.Уточненные расчеты по единому социальному налогу в карточках лицевых счетов проводятся в соответствии с пунктом 2 раздела III Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных Приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411.
    Зачету подлежат суммы единого социального налога, определяемые как разница между суммами, уплаченными в 2002 году отдельно в федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды, и суммами этого налога, начисленными в федеральный бюджет и указанные фонды, в соответствии с уточненными расчетами по авансовым платежам (налоговым декларациям) по ЕСН с учетом сальдового остатка по задолженности по состоянию на 1 января 2002 года.
    Образовавшаяся в карточках лицевых счетов по единому социальному налогу переплата в результате проведенных уточненных расчетов подлежит зачету по единому налогу на вмененный доход в порядке предусмотренном главой X "Порядок учета в карточках лицевых счетов операций зачета и возврата" Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411, после получения заявления налогоплательщика о зачете.
    Возврат сумм образовавшейся переплаты по единому социальному налогу на расчетный счет налогоплательщиков не допускается.
    Датой проведения зачета считается дата принятия налоговым органом решения о зачете.
    4.Одновременно сообщаем, что налогоплательщиками, осуществляющими только (или в том числе) виды деятельности, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, с 1 января 2002 года при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц по всем видам деятельности, расчет условия на право применения регрессивных тарифов страховых взносов производится в порядке, установленном пунктом 2 статьи 241 НК РФ. При этом выплаты и вознаграждения, перечисленные в статье 239 НК РФ, не исключаются.
    Вторым абзацем статьи 5 Федерального закона 104-ФЗ установлено, что сумма единого налога на вмененный доход, исчисленная за соответствующий налоговый (отчетный) период в 2002 году, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных в 2002 году налогоплательщиками, в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 35 процентов.
    В целях соблюдения данного положения Федерального закона налогоплательщиками представляются в налоговые органы по месту уплаты единого налога на вмененный доход уточненные расчеты единого налога за I - III кварталы текущего года, в которых отражаются данные об уплаченных за указанные отчетные (налоговые) периоды суммах взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных с сумм выплат, произведенных в пользу физических лиц за выполнение работ, оказание услуг по видам деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход.
    Оборотная сторона бланка, уточненного на основании абзаца второго статьи 5 Федерального закона N 104-ФЗ Расчета (налоговой декларации) единого налога на вмененный доход, и пример его заполнения приведены в приложении N 1 и приложении N 2 к настоящему письму.
    Сведения об уплаченных суммах взносов на обязательное пенсионное страхование указываются налогоплательщиками в уточненных расчетах единого налога на вмененный доход на основании данных представленных ими в налоговые органы за отчетные периоды текущего года расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и первичных платежных документов.
    Уточнение налоговых обязательств по единому налогу на вмененный доход за IV квартал текущего года осуществляется налогоплательщиками в аналогичном порядке после фактической уплаты за указанный отчетный период исчисленных сумм взносов на обязательное пенсионное страхование.
    Переплата, образовавшаяся в карточках лицевых счетов по единому налогу на вмененный доход, подлежит зачету или возврату налогоплательщикам в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
    Решение о зачете или возврате сумм излишне уплаченного единого налога на вмененный доход принимается налоговыми органами только после представления налогоплательщиками в указанном выше порядке уточненных расчетов единого налога на вмененный доход за налоговые периоды текущего года.
    Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленный Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", остается без изменений по всем категориям налогоплательщиков и сумма взносов на обязательное пенсионное страхование, относимая на уменьшение суммы исчисленного единого налога на вмененный доход, в карточках лицевых счетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не отражается.
    Вынесенные в 2002 году решения налоговых органов о привлечении к налоговой ответственности за нарушение налогового законодательства по единому социальному налогу налогоплательщиков, осуществляющих только виды деятельности, переведенные на единый налог на вмененный доход, по которым суммы налоговых санкций фактически поступили в бюджет в полном объеме или по которым имеются судебные акты о взыскании налоговых санкций, пересмотру не подлежат. Решения, по которым суммы налоговых санкций фактически не взысканы или поступили в бюджет частично (при отсутствии судебных актов), подлежат отмене полностью или в той части, в которой суммы налоговых санкций не поступили в бюджет.
    Решения налоговых органов о привлечении к налоговой ответственности за нарушение налогового законодательства по единому социальному налогу налогоплательщиков, осуществляющих помимо видов деятельности, переведенных на единый налог на вмененный доход, другие виды деятельности, пересмотру не подлежат.