-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Новосибирская область
Письмо от 16 апреля 2001 года № ТЩ-18-13/4097

Разъяснения по налогу на игорный бизнес

Принято
Управлением Министерства РФ по налогам и сборам по Новосибирской обл.
16 апреля 2001 года
    Управление МНС России по Новосибирской области направляет для использования в практической работе ответы Межрегиональной инспекции МНС России по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг на вопросы по налогу на игорный бизнес, доведенные письмом от 23.03.2001 N 26-5-14/532.
    Вопрос 1: Действующее законодательство не дает четкого определения "тотализатору" и "букмекерской конторе". В статье 2 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес" дано общее определение кассе тотализатора и букмекерской конторы, без какого-либо их отличия. Вместе с тем, в статье 5 вышеуказанного закона установленные ставки по этим кассам существенно отличаются.
    В связи с вышеизложенным Управление по лицензированию выдает лицензии всем (согласно заявлениям) на организацию букмекерской конторы.
    Что следует понимать под тотализатором и что под букмекерской конторой? В чем их отличие?
    Каковы должны быть действия налогового органа, если лицензия выдана на букмекерскую контору, а фактически действует тотализатор?
    Ответ: В настоящее время действующим законодательством Российской Федерации не установлены определения тотализатора и букмекерской конторы.
    Вместе с тем, согласно статье 5 Гражданского кодекса Российской Федерации под обычаем делового оборота признается сложившиеся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
    В тоже время, во Временном положении о лотереях в Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 19.09.95 N 955 "Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации" тотализатор определен как игра, в которой участник делает прогноз (заключает пари) на возможный вариант игровой, спортивной или иной социально - значимой ситуации, где выигрыш зависит от частичного или полного совпадения прогноза с наступившими реальными, документально подтвержденными фактами.
    Игра на тотализаторе - один из видов азартной игры и способ ведения игорного бизнеса, содержание которой состоит в организации взаимных пари между участниками, при котором игорное заведение, осуществляющее данную деятельность, выступает в роли организатора (наблюдателя), определяющего размер (сумму) выигрыша в результате совпадения прогноза с реально наступившим результатом события путем распределения ставок участников пари, при этом сумма выигрыша представляет собой сумму ставок, сделанную всеми участниками пари, подлежащая распределению между выигравшими участниками, за вычетом комиссионного вознаграждения в пользу игорного заведения. Тотализатор, в отличие от букмекерской конторы, не участвует собственными средствами в пари, а является лишь организатором, обеспечивает все необходимые условия для подачи ставок между участниками пари и распределяет выигрыш между выигравшими участниками.
    Букмекерская контора - выступающее при заключении пари в роли стороны игорное заведение, определяющее размер (сумму) выигрыша в результате совпадения прогноза с реально наступившим результатом конкретного события по заранее установленному коэффициенту от размера сделанных ставок, таким образом, определяет выигрыш участника исходя из сделанных им ставок и установленных букмекерской конторой коэффициентов на данное событие, независимо от соотношения количества выигравших и проигравших участников и сделанных ими общей суммы ставок, т.е. обеспечивает своими средствами выплату выигрыша.
    Таким образом, принципиальное отличие тотализатора от букмекерской конторы состоит в способе перераспределения денежных средств, поступивших в кассу от сделанных ставок.
    Одновременно сообщаем, что в настоящее время Госкомспортом России (при участии МНС России, Минфина России, Минэкономики России) ведется работа по разработке проекта положения о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.
    Вопрос 2: Пункт 5 статьи 4 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес" предусматривает ответственность за наличие на территории игорного заведения незарегистрированных объектов налогообложения. Считаются ли объектами налогообложения игровые автоматы, установленные в витрине? Относятся ли витрины к "территории игорного заведения"? Что следует понимать под территорией игорного заведения?
    Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" общее количество объектов налогообложения каждого вида объектов игорного бизнеса подлежит обязательной регистрации в налоговых органах до момента их установки с обязательной выдачей свидетельства о регистрации.
    При этом под установкой объектов игорного бизнеса следует понимать их фактическую установку на территории игорного заведения (подключение, участие в игре и т.п.).
    Наличие на территории игорного заведения незарегистрированных объектов налогообложения в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" может являться основанием для отзыва лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса. Данная норма указанного Федерального закона должна применяться ко всем объектам обложения налогом на игорный бизнес, находящимся в игорном заведении. Кроме того, плательщики налога на игорный бизнес несут ответственность в соответствии с другими законодательными актами Российской Федерации.
    Вопрос 3: Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес" установлено, что уплата налога производится в течение 5 дней со дня представления расчета.
    Следует ли исчислять пени, если расчет представлен на 30 дней позже установленного срока и в день представления расчета произведена оплата налога?
    Ответ: Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) пеней признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налога или сбора в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки.
    Пунктом 3 указанной статьи Кодекса определено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
    Для целей начисления пени необходимо точно установить период, за который налог на игорный бизнес не уплачен (уплачен не полностью), либо уплачен в более поздние, по сравнению с установленными Федеральным законом от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес", сроки.
    В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" уплата сумм налога производится плательщиком налога в течение 5 рабочих дней со дня представления расчета сумм налога в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения. Расчет сумм налога с учетом изменения количества и (или) видов объектов налогообложения представляется плательщиком налога в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
    Учитывая изложенное, в случае установления фактов неуплаты налога на игорный бизнес, пеня исчисляется по истечении установленного срока уплаты налога. Сумма пени, начисленных за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 Кодекса).
    Вопрос 4: Статьи 83 - 84 Налогового кодекса предусматривают постановку на налоговый учет физических лиц - индивидуальных предпринимателей только по месту их жительства. Вместе с тем, Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес" устанавливает, что налог на игорный бизнес должен уплачиваться в налоговый орган по месту нахождения игорного заведения, и плательщиком этого налога может быть также и индивидуальный предприниматель. Как быть с постановкой на налоговый учет и открытие лицевых счетов индивидуальному предпринимателю, занимающемуся игорным бизнесом не по месту жительства? Отсутствие в вышеуказанных статьях требований о такой постановке на учет делают невозможным и применение к индивидуальным предпринимателям санкций, изложенных в статьях 116 - 117 Налогового кодекса.
    Ответ: В соответствии со статьей 83 Кодекса индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Из этого следует, что в настоящее время в случаях, когда индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность не по месту жительства или месту нахождения принадлежащего ему имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению, у него не возникает обязанности дополнительно встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности.
    Следует отметить, что при уплате в бюджет сумм какого-либо налога (в том числе налога на игорный бизнес) используется единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный индивидуальному предпринимателю в налоговом органе по месту жительства, согласно пункту 3.1. Приказа Госналогслужбы России от 27.11.98 N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц", зарегистрированного в Минюсте России 22.12.98 N 1664. Факт присвоения ИНН подтверждается юридически значимым документом - Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации (форма N 12-2-4, утвержденная вышеназванным Приказом).
    Согласно статье 4 Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" общее количество объектов налогообложения каждого вида объектов игорного бизнеса подлежит обязательной регистрации в налоговых органах по месту нахождения указанных объектов до момента их установки с обязательной выдачей свидетельства о регистрации.
    При этом в соответствии со статьей 6 указанного Федерального закона уплата сумм налога на игорный бизнес в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации производится плательщиком налога в течение 5 рабочих дней со дня представления расчета сумм налога в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения.
    Учитывая изложенное, в случае, если у индивидуального предпринимателя имеются объекты обложения налогом на игорный бизнес на территориях, не контролируемых налоговым органом, в котором он стоит на учете, налоговым органам по месту осуществления индивидуальным предпринимателем деятельности следует регистрировать объекты обложения налогом на игорный бизнес без предъявления требования постановки в них на учет.
    Для сведения сообщаем, что в настоящее время Министерством Российской Федерации по налогам и сборам прорабатывается вопрос о возможности внесения изменений и дополнений, касающихся установления дополнительной обязанности для индивидуальных предпринимателей постановки на учет по месту осуществления деятельности в случае уплаты ими отдельных видов налогов по этому месту осуществления деятельности.
    В отношении вопроса об открытии налоговым органом по месту нахождения объектов игорного бизнеса лицевых счетов индивидуальному предпринимателю, осуществляющему предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса не по месту жительства, сообщаем, что если в соответствии с установленным порядком для открытия такому индивидуальному предпринимателю лицевого счета требуются учетные сведения о нем, Инспекция считает возможным произвести такой учет сведений в соответствии с разделом 4 Методических указаний для налоговых органов по процедурным вопросам учета физических лиц, а также по осуществлению процедуры постановки на учет индивидуальных предпринимателей, направленных письмом Госналогслужбы России от 30.12.98 N ВП-6-12/928.