-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Новосибирская область
Письмо от 30 марта 2000 года № ТЩ-24-12/3323@

Об НДС

Принято
Управлением Министерства РФ по налогам и сборам по Новосибирской обл.
30 марта 2000 года
    Управление Министерства по налогам и сборам по Новосибирской области в связи с вопросами, возникающими в ходе документальных проверок, направляет разъяснения по вопросам правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость за аренду федерального и муниципального имущества, а также при реализации федерального и муниципального имущества.
    Законом РФ от 06.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) не предусмотрено освобождение от уплаты этого налога услуг по сдаче в аренду имущества, находящегося как в государственной, так и муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 "д" статьи 5.
    В совместном письме Минфина РФ от 08.12.93 N 143 и Госналогслужбы N ЮУ-4-15/194 Н, а также в письме ГНС России от 20.03.97 N ВЗ-2-03/260 определен порядок перечисления арендной платы непосредственно арендатором в бюджет, который разъяснен следующими письмами ГНИ по НСО: N ТЩ-16-20/1327 от 20.02.98 и N ТЩ-16-20/1323 от 20.02.98, где указано, что арендатор, осуществляя расчеты с бюджетом по арендной плате, должен перечислять отдельным платежным поручением в бюджет на соответствующий раздел и параграф сумму налога на добавленную стоимость от всей суммы арендной платы по месту его регистрации как плательщика налогов (в настоящее время на счета доходов соответствующих бюджетов, открытых по месту регистрации арендатора). В этом случае сумма арендной платы, поступившая балансодержателю и в Комитет по имуществу, обложению налогом не подлежит.
    Арендатор в соответствии со статьей 24 Налогового Кодекса выполняет обязанности налогового агента. Таким образом, сумма НДС, внесенная им в бюджет, должна быть отражена в налоговой декларации как по строке 1а, так и по строке 3 "Стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), облагаемых НДС".
    Однако в случае, если арендатор государственного и муниципального имущества осуществляет необлагаемую в соответствии со статьей 5 вышеназванного Закона налогом на добавленную стоимость деятельность, а также если арендатор не является плательщиком НДС (частные предприниматели, предприятия, уплачивающие налог на вмененный доход, работающие на упрощенной системе налогообложения) сумма этого налога, внесенная в бюджет при уплате арендного платежа, зачету (возмещению) не подлежит, а относится согласно п. 20 Инструкции "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" на издержки производства и обращения. Таким образом, в налоговой декларации, представленной в налоговые органы такими арендаторами, должна быть заполнены только строка 3. Сроки уплаты налога и предоставления налоговых деклараций определены пунктом 30 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 г. "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
    В целях обеспечения представления всеми арендаторами государственного и муниципального имущества налоговых деклараций по НДС и уплаты этого налога необходимо использовать сведения о заключенных договорах аренды в соответствующих комитетах по управлению имуществом. Данные сведения регулярно направляются в адрес ГНИ по районам (городам) области отделом поступлений налогов в Государственные внебюджетные фонды и доходов от приватизации.
    В ходе проведения камеральных и документальных проверок необходим анализ и тщательное изучение договоров аренды государственного, муниципального имущества. Это связано с тем, что в разные периоды времени порядок определения арендной платы и суммы НДС был различным. В случае, если в договоре не предусмотрено исчисление НДС со всей суммы арендной платы (включая и возмещение затрат) и перечисление ее на отдельный счет в казначейство, то доначисления налога у арендатора производить не следует. В данном случае облагаемый оборот в виде поступившей арендной платы возникнет у балансодержателя и соответствующего комитета по управлению имуществом (то есть у тех, кому поступает арендная плата). При этом у арендатора сумма налога на добавленную стоимость по уплаченной таким образом арендной плате, подлежит возмещению из бюджета в общеустановленном порядке только при наличии счета - фактуры арендодателей.
    По вопросам, касающимся реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, необходимо учесть следующее:
    Согласно пп. "д" п. 1 статьи 5 Закона РФ от 06.12.91 г. "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) от налога освобождается стоимость выкупаемого в порядке приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий. До 02 августа 1997 года приватизация осуществлялась в соответствии с Законом от 03.07.91 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий". В настоящее время процесс приватизации регулируется Законом РФ от 21.07.97 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" и изданными в соответствии с ним постановлениями Правительства, распоряжениями Мингосимущества. Под приватизацией понимается возмездное отчуждение в соответствии с программой и планом приватизации имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц. Законом РФ N 123-ФЗ определено, что действие закона не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
    Таким образом, сделки, совершенные вышеназванными предприятиями, по отчуждению закрепленного за ними на том или ином вещном праве (хозяйственного ведения, оперативного управления) имущества не являются приватизацией и подлежат обложению в общеустановленном порядке. Так, например, реализация недвижимого имущества унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, производимая только с согласия собственника (соответствующего Комитета по управлению имуществом) и в порядке, определенном распоряжением Мингосимущества РФ от 15.02.99 N 241-р, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Участие в сделке Комитетов по управлению имуществом не является поводом для освобождения от налога на добавленную стоимость.
    Вышеизложенное следует довести до сведения плательщиков.