-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Нижегородская область
Закон от 05 июля 1996 года № 40-З
Об административно-территориальном устройстве Нижегородской области
- Принят
- Законодательным Собранием Нижегородской обл.
25 июня 1996 года
В редакциях
-
от 07.09.1998 № 9-З,
-
от 22.06.2000 № 114-З,
-
от 21.08.2000 № 121-З.
Глава I.Общие положения
Настоящий Закон устанавливает административно-территориальное устройство Нижегородской области (далее - области) и порядок его изменения.
Административно-территориальное устройство области устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Нижегородской области, настоящим Законом, иными законами Нижегородской области.
В настоящем Законе понятия используются в следующих значениях:
административно-территориальное устройство области - подразделение территории области на определенные части, в соответствии с которыми строится и функционирует система органов государственной власти области и органов местного самоуправления;
административно-территориальная единица области - территория (муниципальное образование или его часть), имеющая установленные нормативными правовыми актами название, статус, границы и подведомственная собственным органам местного самоуправления или территориальному подразделению органа местного самоуправления;
муниципальное образование области - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;
поселение (населенный пункт) - населенная территория, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной черты;
городское поселение - поселение, которое, исходя из численности населения, характера занятий большинства его жителей, отнесено в установленном законодательством порядке к категории городов или рабочих, курортных поселков;
сельское поселение - поселение (село, деревня, сельский поселок, хутор, починок, выселок и др.), которое не отнесено к категории городских поселений;
район области - административно-территориальная единица, в состав которой входят несколько сельсоветов или несколько сельсоветов и городские поселения (города, рабочие поселки);
город - административно-территориальная единица, в состав которой входит территория города или города и одного или нескольких поселений других категорий и может входить незастроенная территория;
рабочий, курортный поселок (далее - поселок) - административно-территориальная единица, в состав которой входит поселок или поселок и одно или несколько сельских поселений и может входить незастроенная территория;
сельсовет - административно-территориальная единица, в состав которой входят территории сельских поселений, а также незастроенная территория;
район города - внутригородская административно-территориальная единица;
административный центр - городское или сельское поселение, которое в установленном законодательством порядке определено как место постоянного нахождения органов государственной власти или органов местного самоуправления;
закрытое административно-территориальное образование - административно-территориальная единица, особенности порядка образования и статус которой определены федеральным законодательством.
Территория Нижегородской области едина и является составной частью территории Российской Федерации.
Официальным документом, определяющим границы Нижегородской области, является Описание границ Нижегородской области, утвержденное Законодательным Собранием области.
Описание границ Нижегородской области содержит картографические материалы, заверяемые подписью Губернатора Нижегородской области и согласованные с граничащими с областью субъектами Российской Федерации.
Статус области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и области, границы области - по взаимному согласию области и граничащих с ней субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.
Изменение статуса области, ее наименования и границ, а также ее разделение или объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены только с учетом волеизъявления большинства граждан, проживающих в области и обладающих избирательным правом.
Административным центром области является город Нижний Новгород.
1.Реестр административно-территориального устройства области является приложением к настоящему Закону.
2.В реестре административно-территориального устройства области приводится систематизированный перечень муниципальных образований, административно-территориальных единиц и поселений, не являющихся муниципальными образованиями.
Глава II.Разграничение полномочий органов государственной власти области и органов местного самоуправления в регулировании вопросов административно-территориального устройства области
Законодательное Собрание области осуществляет следующие полномочия в регулировании вопросов административно-территориального устройства области:
1.Принятие нормативных правовых актов об образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, административно-территориальных единиц, установлении, изменении их границ и установлении или перенесении их административных центров.
2.Принятие нормативных правовых актов об отнесении поселений к категории городов областного, районного значения, поселков или преобразовании городов, поселков в сельские поселения.
3.Придание населенным территориям области статуса поселений, ликвидация их статуса.
4.Принятие нормативных правовых актов об объединении поселений, включении поселений в состав города или поселка.
5.Наименование и переименование муниципальных образований, а также административно-территориальных единиц (кроме внутригородских) и поселений, не являющихся муниципальными образованиями.
6.Установление и изменение городской (поселковой) черты.
7.Учет изменений в административно-территориальном устройстве области, регистрация муниципальных образований, административно-территориальных единиц и поселений, исключение их из учетных данных.
8.Утверждение Описания границ области.
9.Рассмотрение представлений Администрации области по вопросам административно-территориального устройства области.
10.Иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Администрация области осуществляет следующие полномочия в регулировании вопросов административно-территориального устройства области:
1.Разработка и представление на утверждение Законодательного Собрания области Описания границ области.
2.Разработка и внесение в Законодательное Собрание области документов и материалов по изменениям в административно-территориальном устройстве области.
3.Предварительная проработка по представлению Законодательного Собрания области вопросов административно-территориального устройства области и выдача по ним заключений.
4.Присвоение имен государственных и общественных деятелей железнодорожным станциям и другим объектам в соответствии с действующим законодательством.
5.Иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
К полномочиям органов местного самоуправления в вопросах административно-территориального устройства области относятся:
1.Образование, объединение, преобразование или упразднение внутригородских муниципальных образований, установление или изменение их территорий.
2.Установление и изменение черты сельских поселений.
3.Наименование и переименование внутригородских административно-территориальных единиц, не являющихся муниципальными образованиями, улиц, площадей и других составных частей поселений.
Глава III.Порядок решения вопросов административно-территориального устройства области
1.Вопросы административно-территориального устройства области решаются Законодательным Собранием области по инициативе Законодательного Собрания области, Губернатора области, представительных органов местного самоуправления.
2.Принятие Законодательным Собранием области нормативного правового акта по вопросам административно-территориального устройства допускается при соблюдении установленной федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области процедуры, в том числе проведении необходимых экспертиз, выявлении возможности разрешения экономических, социальных и организационно-управленческих проблем, служащих обоснованием вносимого предложения.
3.Законодательное Собрание вправе по своему решению не принимать к повторному рассмотрению отклоненные им предложения о преобразовании административно-территориального устройства в течение двух лет с момента первого рассмотрения.
По вопросам предполагаемых преобразований, предусмотренных настоящим Законом, в обязательном порядке выявляется мнение населения той территории, которой непосредственно касаются эти преобразования. Выражение мнения населения соответствующей территории осуществляется путем местного референдума, собрания (схода) граждан или через представительный орган местного самоуправления.
1.При образовании сельсоветов учитывается наличие относительно крупного сельского поселения или группы соседствующих небольших поселений, тяготеющих к одному из них как административному, хозяйственному, торговому и культурно-бытовому центру, транспортная доступность такого поселения, возможность организации в границах данной территории минимально необходимых коммунально-бытовых и социально-культурных услуг местному населению.
2.При образовании районов области учитывается тяготение сельсоветов и городских поселений к определенному центру, состояние путей сообщения и средства связи между поселениями, численность населения, экономический потенциал территории, возможность функционирования объектов производственной и социальной инфраструктуры межпоселенческого значения.
3.При образовании районов в городе учитывается численность населения, характер его застройки, интересы рациональной организации управления городским хозяйством, социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
1.К категории городов областного значения могут быть отнесены поселения, являющиеся экономическими и культурными центрами, имеющие развитую промышленность, с численностью населения свыше 50 тысяч человек. В отдельных случаях к категории городов областного значения могут быть отнесены поселения с численностью населения и менее 50 тысяч человек, имеющие важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.
2.К категории городов районного значения могут быть отнесены поселения, являющиеся промышленными и культурными центрами, с численностью населения не менее 12 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 80 процентов.
3.К категории рабочих поселков могут быть отнесены поселения, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты, с численностью населения не менее 3 тысяч человек, при наличии в составе этого населения не менее 80 процентов рабочих, служащих и членов их семей.
4.К категории курортных поселков могут быть отнесены поселения, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, с населением не менее 2 тысяч человек, при условии, если количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти поселения составляет не менее 50 процентов постоянного населения.
1.Объединение поселений производится Законодательным Собранием области в том случае, если они фактически слились между собой, а их транспортная, инженерная, социальная и культурно-бытовая инфраструктура стала единой.
2.Вопрос о включении поселения в состав города или поселка решается Законодательным Собранием области в том случае, если это поселение слилось с городом или поселком.
1.Наименование и переименование муниципальных образований, административно-территориальных единиц и поселений, за исключением закрытого административно-территориального образования города Сарова, производится Законодательным Собранием области с учетом государственных интересов, а также географических, исторических, национальных, бытовых и других местных условий.
2.При наименовании и переименовании муниципальных образований, административно-территориальных единиц и поселений, как правило, не допускается присвоения им уже имеющихся в области наименований.
3.Наименование и переименование улиц, площадей и других составных частей поселений производится органами местного самоуправления с учетом местных условий.
Глава IV.Учет изменений в административно-территориальном устройстве, подготовка документов и материалов по вопросам административно-территориального устройства
1.Учету и регистрации подлежат муниципальные образования, административно-территориальные единицы и поселения.
Вновь возникшие поселения подлежат регистрации не позднее 3-х месяцев после их возникновения.
2.Небольшие поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения в системе какой-либо отрасли хозяйства (железнодорожные будки, дома лесников и другие поселения, связанные с обслуживанием транспорта или охраной путей сообщения, метеостанции и т.д.), а также одиночные дома, не составляющие самостоятельные поселения, числятся за теми поселениями, с которыми они связаны в административном или территориальном отношениях.
3.Поселения, из которых выехали жители, подлежат исключению из учетных данных. Из учетных данных также исключаются поселения, которые вошли в состав городов, поселков или объединены с другими поселениями.
Для определения правильности исключения поселения из учетных данных соответствующим органом местного самоуправления создается комиссия. Указанная комиссия составляет акт, в котором отражаются даты ликвидации производственных объектов и переселения жителей, место переселения, а также мотивированные выводы о том, что в ближайшие годы нет оснований для восстановления поселения. Акт утверждается главой местного самоуправления (главой местной администрации).
4.До принятия постановления Законодательным Собранием области об исключении поселения из учетных данных оно не может быть снято с учета.
1.Подготовка документов и материалов, по вопросам административно-территориального устройства области, его изменений, их предварительное рассмотрение осуществляется комитетом по вопросам местного самоуправления и связям с общественностью Законодательного Собрания области.
2.Законодательное Собрание области информирует Федеральное Собрание Российской Федерации, Администрацию области, органы местного самоуправления и заинтересованные организации о принятых решениях по вопросам административно-территориального устройства, издает один раз в десять лет справочник административно-территориального устройства области.
1.При образовании и упразднении муниципальных образований, перенесении их административных центров в Законодательное Собрание представляются:
постановления (решения) представительных органов местного самоуправления муниципальных образований, территории которых затрагиваются предполагаемыми преобразованиями в административно-территориальном устройстве;
схематическая карта преобразуемых территорий с указанием на ней границ и административных центров районов, городов, поселков, сельсоветов и основных путей сообщения, заверенная соответствующим должностным лицом;
пояснительная записка, представленная органом, выдвинувшим соответствующую инициативу, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений и сведения о размере территории преобразуемого муниципального образования, количестве городов, поселков, сельсоветов, поселений, численности населения, количестве крестьянских, фермерских хозяйств, сельскохозяйственных предприятий, перечне основных промышленных предприятий, строительных, транспортных и других организаций, количестве социально-культурных учреждений, предприятий торговли и быта, сведения об имеющихся и предусматриваемых, в связи с вносимым предложением, структуре и штатах органов местного самоуправления, источниках покрытия расходов на содержание работников органов местного самоуправления, предложения о порядке образования органов местного самоуправления, характеристику поселения, в котором размещается или будет размещаться административный центр муниципального образования, содержащую сведения о его географическом положении по отношению к территории муниципального образования, численности населения, перечне промышленных предприятий, строительных, транспортных, и других организаций, сведения о социально-культурных учреждениях, предприятиях торговли и быта, о коммунальном хозяйстве, жилищном фонде и его принадлежности, о наличии помещений для размещения организаций и жилья для работников этих организаций, сведения о расходах денежных средств, связанных с перенесением административного центра муниципального образования, о состоянии путей сообщения и средств связи, наименовании ближайшей железнодорожной станции и расстоянии до нее.
2.При изменении границ муниципального образования в Законодательное Собрание представляются:
постановления (решения) представительных органов местного самоуправления муниципальных образований, территории которых затрагиваются предполагаемыми преобразованиями в административно-территориальном устройстве;
пояснительная записка, представленная органом, выдвинувшим соответствующую инициативу, содержащая обоснование целесообразности изменения границ;
картографический материал и описание измененного участка границы, заверенные соответствующим должностным лицом.
3.При отнесении поселений к категории городов областного, районного значения, поселков или преобразовании городов, поселков в сельские поселения:
постановления (решения) представительных органов местного самоуправления муниципальных образований, территории которых затрагиваются предполагаемыми преобразованиями в административно-территориальном устройстве;
схематический план поселения, заверенный соответствующим должностным лицом;
пояснительная записка, представленная органом, выдвинувшим соответствующую инициативу, содержащая обоснование необходимости отнесения поселения к категории городов областного, районного значения, поселка или преобразования в сельское поселение, перечень промышленных, сельскохозяйственных, социально-культурных и бытовых предприятий и организаций, перспективу их дальнейшего развития, общее число населения, в том числе рабочих, служащих, работников сельскохозяйственного производства, наименование ближайшей железнодорожной станции и расстояние до нее, предложения о наименовании преобразуемого поселения и органах местного самоуправления.
4.При объединении поселений:
постановления (решения) представительных органов местного самоуправления муниципальных образований, территории которых затрагиваются предполагаемыми преобразованиями в административно-территориальном устройстве;
схематическая карта муниципального образования с нанесением объединяемых поселений, заверенная соответствующим должностным лицом;
пояснительная записка, представленная органом, выдвинувшим соответствующую инициативу, содержащая причины объединения поселений, количество населения в них, перечень имеющихся в поселениях железнодорожных станций и учреждений связи и их названия, предложения о названии объединенного поселения.
5.При наименовании и переименовании муниципальных образований, административно-территориальных единиц, поселений вносятся:
постановления (решения) представительных органов местного самоуправления муниципальных образований, территории которых затрагиваются предполагаемыми преобразованиями;
пояснительная записка, представленная органом, выдвинувшим соответствующую инициативу, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений и сведения о численности населения, проживающего в данном муниципальном образовании, административно-территориальной единице или поселении, о наличии в нем почтово-телеграфного учреждения или железнодорожной станции и их наименовании, о мнении соответствующего органа связи и управления (отделения) железной дороги о наименовании или переименовании муниципального образования, административно-территориальной единицы или поселения, имеющего указанные объекты;
схематическая карта муниципального образования, административно-территориальной единицы или план поселения, подлежащего наименованию или переименованию, заверенная соответствующим должностным лицом.
6.При установлении и изменении городской (поселковой) черты:
постановления (решения) представительных органов местного самоуправления муниципальных образований, территории которых затрагиваются предполагаемыми преобразованиями в административно-территориальном устройстве;
карта - план города (поселка) с указанием существующей и проектируемой черты города (поселка), заверенная соответствующим должностным лицом;
пояснительная записка, представленная органом, выдвинувшим соответствующую инициативу.
7.При регистрации вновь возникшего поселения:
постановления (решения) представительных органов местного самоуправления муниципальных образований, территории которых затрагиваются предполагаемыми преобразованиями административно-территориального устройства;
схематическая карта муниципального образования с нанесением черты вновь возникшего поселения, заверенная соответствующим должностным лицом;
пояснительная записка, представленная органом, выдвинувшим соответствующую инициативу, содержащая сведения о причинах возникновения поселения, об отводе места для поселения и утверждении плана его застройки, о месторасположении поселения (расстояние до центра сельсовета, поселка, района, ближайшей железнодорожной станции), количестве проживающего в поселении населения и его составе по преобладающему роду занятий, о предлагаемом наименовании поселения и обосновании этого наименования.
8.При исключении поселения из учетных данных:
постановления (решения) представительных органов местного самоуправления муниципальных образований, территории которых затрагиваются предполагаемыми преобразованиями административно-территориального устройства;
акт, подтверждающий исключение поселения из учетных данных;
схематическая карта муниципального образования, заверенная соответствующим должностным лицом, с указанием поселения, подлежащего исключению.
Глава V.Заключительные положения
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
С момента вступления в силу настоящего Закона на территории области утрачивают силу:
постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 25.10.1994 N 102 "О временном Положении об административно-территориальном устройстве Нижегородской области"
1.Законодательное Собрание области, Администрация области, органы местного самоуправления приводят принятые ими нормативные правовые акты по вопросам административно-территориального устройства в соответствие с настоящим Законом не позднее 3-х месяцев со дня вступления его в силу.
2.Нормативные правовые акты Законодательного Собрания области, Администрации области, органов местного самоуправления до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Председатель Собрания
А.А.КОЗЕРАДСКИЙ
Губернатор области
Б.Е.НЕМЦОВ