-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Ненецкий автономный округ

Решение от 19 июля 2010 года

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу
19 июля 2010 года
  1. Администрации 
    муниципального образования
    «Приморско-Куйский сельсовет» НАО  
    
    Пролетарская ул., д. 3
    п. Красное, НАО, 166715
    
    Совет депутатов 
    муниципального образования
    «Приморско-Куйский сельсовет» НАО
    
    Пролетарская ул., д. 3
    п. Красное, НАО, 166715
  2. Резолютивная часть решения оглашена "06" июля 2010 г.
    В полном объеме решение изготовлено "19" июля 2010 г.
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
    Председателя Комиссии: Безукладовой Ольги Александровны, исполняющей обязанности руководителя управления;
    Членов комиссии:
    Шапова Виталия Аркадьевича, специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и размещения государственного заказа;
    Канева Фёдора Владимировича, специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы;
    Пташник Марины Анатольевны, специалиста I разряда отдела антимонопольного контроля и рекламы;
    рассмотрев дело № 10А/05-01-2010 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования «Приморско-Куйский сельсовет» Ненецкого автономного округа (далее по тексту – Администрация МО) статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), выразившихся в заключения договора аренды недвижимого имущества - здания хлебопекарни, расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, п. Красное, улица Мира, дом 2 А, инвентарный номер 11:161:002:000027590; литер А; этажность: 1 от 20 июля 2009 года с Нижне-Печорским ПО без проведения торгов, а также Советом депутатов муниципального образования «Приморско-Куйский сельсовет» Ненецкого автономного округа (далее по тексту - Совет депутатов МО) по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, выразившихся в принятии решения от 13.07.2009 г. № 27 «О внесении изменения в решение «О бюджете МО «Приморско-Куйский сельсовет» НАО на 2009 год», в части пункта 6,
    в отсутствии представителей Администрации муниципального образования «Приморско-Куйский сельсовет» НАО, Совета депутатов муниципального образования «Приморско-Куйский сельсовет» Ненецкого автономного округа (далее по тексту - Совет депутатов МО), надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения дела,
    Инспекцией Ненецкого УФАС России по результатам плановой проверки соблюдения антимонопольного законодательства Администрацией МО было установлено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции представительным органом - Советом депутатов МО, выразившееся в принятии решения от 22.05. 2008 года № 272 «Об отмене решения о передаче хлебопекарни в безвозмездное пользование», реализация норм которого приводит к недопущению, ограничению и устранению конкуренции, а также нарушение части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статьи 20 Закона о защите конкуренции Администрацией МО, посредством заключения договора аренды недвижимого имущества от 20.07.2009 г. № б/н с Нижне-Печорским потребительским обществом без проведения торгов.
    По данному факту Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу на основании Приказа № 61 от 01.06.2010 г. возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации МО.
    Определением Ненецкого УФАС России от 22.06.2010 года к рассмотрению дела № 10А/05-01-2010 привлечён Совет депутатов МО.
    Из письменных объяснений Администрации МО (вх. от 02.07.2010 г.) следует, что в июне 2009 года был объявлен аукцион, но на момент окончания приёма заявок, заявок не поступило, в результате данный лот был снят. Договор заключен на основании решения Совета депутатов от 13.07.2009 г. № 27.
    Из письменных объяснений Совета депутатов (вх. от 30.06.2010 г. № 01/-17/388) следует, что Администрацией МО в июне 2009 года был объявлен аукцион, но на момент окончания приёма заявок, заявок не поступило. В результате данный лот был снят. Советом депутатов МО были приняты изменения в Решение о бюджете МО в части, касающейся предоставления муниципальной помощи.
    В ходе рассмотрения материалов дела Комиссией установлено следующее.
    Согласно Устава МО «Приморско - Куйский сельсовет» НАО структуру органов местного самоуправления составляют, в том числе представительный орган МО - Совет депутатов МО, местная администрация МО - исполнительно-распорядительный орган МО.
    Администрация МО осуществляет, в том числе следующие полномочия (ст. 45):
    - владеет, пользуется, распоряжается муниципальной собственностью в соответствии с Конституцией РФ, федеральными и окружными законами, правовыми актами МО.
    Между Администрацией МО, действующей в лице главы муниципального образования, и Нижне-Печорским потребительским обществом (далее по тексту – Нижнее-Печорское ПО), действующим в лице председателя совета, заключен договор на аренду недвижимого имущества от 20.07.2009 г. № б/н (далее – Договор), к договору прилагается Акт приема-передачи нежилого помещения (здания, строения) от 20 июля 2009 г. Договор заключен в соответствии с Решением Совета депутатов МО «Приморско-Куйский ельсовет» НАО №и 27 от 13.07.2009 года.
    Согласно общим условиям договора, арендодатель передаёт, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение - здание хлебопекарни, расположенное по адресу: Ненецкий автономный округ, п. Красное, улица Мира, дом 2 А, инвентарный номер 11:161:002:000027590; литер А; этажность:1 (далее - Объект).
    Объект передаётся для следующих: целей организации хлебопечения.
    Согласно пункту 1.2 Договора Объект принадлежит муниципальному образованию «Приморско-Куйский сельсовет» НАО на основании договора безвозмездной передачи хлебопекарни из государственной собственности Ненецкого автономного округа в собственность муниципального образования «Приморско-Куйский сельсовет» НАО от 22.01.2007 г., дата регистрации 18.06.2008 г., №83-29-19/007/2008-064, передаточный акт от 22.01.2007г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18 июня 2008 г. серия 29-АК 231560, выдано Управлением Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, о чём в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №83-29-19/007/2008-065.
    Пунктом 1.4 вышеуказанного Договора установлен срок аренды с 20.07.2009 года по 20.07.2012 года.
    Решение от 13.07.2009 г. № 27 «О внесении изменений в решение «О бюджете муниципального образования «Приморско-Куйский сельсовет» НАО на 2009 год» (далее по тексту – Решение Совета депутатов № 27) принято на основании Устава МО «Приморско-Куйский сельсовет» НАО, в соответствии со статьёй 19, п. 1 ст. 20 Закона о защите конкуренции, Положения «Об управлении муниципальным имуществом МО «Приморск-Куйский сельсовет» НАО Советом депутатов МО.
    Из текста части 1 вышеуказанного Решения следует: «Внести в решение Совета депутатов муниципального образования «Приморско-Куйский сельсовет» НАО от 29.12.2008 года № 305 «О бюджете муниципального образования «Приморско-Куйский сельсовет» НАО на 2009 год» (с внесёнными в него изменениями № 312 от 26.02.2009, № 7 от 14.04.2009) следующие изменения:
    6) Добавить пункт:
    В целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера оказать муниципальную помощь Нижне-Печорскому потребительскому обществу в виде заключения договора аренды на здание хлебопекарни с оборудованием, расположенной по адресу» НАО, село, Красное, ул. Мира, 2 А, общей площадью 101.9 кв. м на срок 3 года. Свидетельство о государственной регистрации права выданное Управлением Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу № 29-АК 231560. балансовой стоимостью 7 867 500 (семь миллионов восемьсот шестьдесят семь тысяч рублей) на срок 3 года и арендной платой 12 000 (двенадцать тысяч рублей) в год».
    Ранее Советом депутатов МО принято Решение от 22.05.2008 г. № 272 «Об отмене решения о передаче хлебопекарни в безвозмездное пользование» из текста части 2 которого следует: «Главе муниципального образования «Приморско-Куйский сельсовет» НАО подписать с уполномоченным лицом Нижне-Печорского потребительского общества» договор аренды хлебопекарни.
    Из текста выписки из протокола пятого заседания 4-го созыва Совета депутатов «Приморско-Куйкого сельсовета» НАО от 13.07.2009 года следует: «Нам необходимо внести в Решение о бюджете строку о передаче пекарни в пос. Красное Нижне-Печорскому ПО в виде заключения договора аренды на срок 3 года и арендной платой 12 000 (двенадцать тысяч рублей») в год, в соответствии со ст. 19, п. 1 ст. 20 Федерального закона № 135 от 26.07.2006 «О защите конкуренции» в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера мы сможем оказать такую муниципальную помощь».
    В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено.
    Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 318 -ФЗ) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органами или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
    Установленный приведенной нормой запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
    В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (в ред. Федерального закона от 30.06.2008 № 108-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
    В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственная и муниципальная помощь - это предоставление преимущества, в том числе органами местного самоуправления, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка более выгодные условия деятельности на соответствующем рынке, путём передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
    В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
    Предоставление любого имущества без согласия антимонопольного или без проведения торгов является нарушением порядка предоставления муниципальной помощи, предусмотренной статьёй 20 Закона о защите конкуренции.
    Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации - бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
    Передача муниципального имущества путём включения его в бюджет МО законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
    Следовательно, включение в бюджет имущества для реализации полномочий МО законодательством Российской Федерации не предусмотрено, а значит и передача его в рамках бюджета, на основании ч. 1 ст. 20 Закона о защите конкуренции является нарушением антимонопольного законодательства, действующего законодательства Российской Федерации.
    Также передача в аренду здания хлебопекарни не подпадает под цель «обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера».
    Обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, представляет собой совокупность мер, осуществляемых федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в целях обеспечения достойной жизни населения районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, создания и поддержания благоприятных условий жизнедеятельности населения этих регионов, и включает в себя:
    - установление гарантий и компенсаций населению этих регионов;
    - поддержку (предоставление компенсаций, кредитов, льгот) организаций, обеспечивающих государственные нужды в необходимой в этих регионах продукции, а также участвующих в решении социальных задач;
    - содействие сохранению и развитию традиционного образа жизни, природопользования, форм социальной организации коренных малочисленных народов этих регионов;
    - меры государственного воздействия (в том числе, предоставление субсидий, ссуд, кредитов) с целью оптимизации численности населения в районах Крайнего Севера приравненных к ним местностей.
    Заявлений от Администрации МО в адрес Ненецкого УФАС России о предоставлении Нижне-Печорскому ПО НАО муниципальной помощи не поступало.
    Следовательно, в действиях Совета депутатов МО, выразившихся в принятии нормативного правового акта - Решения Совета депутатов МО «Приморско-Куйский сельсовет» НАО от 13.07.2009 г. № 27, в части пункта 6, согласно которому Нижне-Печорскому ПО оказывается муниципальная помощь, в виде заключения договора аренды муниципального имущества - здания хлебопекарни, расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, п. Красное, улица Мира, дом 2 А, инвентарный номер 11:161:002:000027590; литер А; этажность: 1 от 20 июля 2009 года от 20.07.2010 года №б/н без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.
    Также принятие и реализация нормативного правового акта - Решения Совета депутатов МО «Приморско-Куйский сельсовет» НАО от 13.07.2009 г. № 27 «О внесении изменения в решение «О бюджете МО «Приморско-Куйский сельсовет» НАО на 2009 год», в части пункта 6, противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как реализация его норм могла привести к устранению, ограничению и недопущению конкуренции между хозяйствующими субъектами, претендующими на заключение договора аренды муниципального имущества и могло иметь своим результатом ограничение конкуренции.
    Своими действиями, выразившимися в заключении договора аренды с Нижне-Печорским ПО муниципального имущества без проведения торгов, Администрация МО, предоставила Нижнее-Печорскому ПО преимущественные условия в получении указанного имущества в аренду, данные действия могли создать препятствия доступа к муниципальному имуществу неопределённому кругу лиц, которые также могли бы иметь намерения приобрести вышеобозначенные права в отношении муниципального имущества (здания хлебопекарни) и не допустила равную возможность участия для всех хозяйствующих субъектов.
    Таким образом, ограничивающие конкуренцию действия Администрации МО, выразившиеся в заключении договора аренды недвижимого имущества - здания хлебопекарни, расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, п. Красное, улица Мира, дом 2 А, инвентарный номер 11:161:002:000027590; литер А; этажность:1 от 20 июля 2009 года без проведения торгов повлекли нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
    Оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства РФ нет.
    Оснований для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства РФ в процессе рассмотрения дела не установлено.
    Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
    1.Признать действия Администрации муниципального образования «Приморско-Куйский сельсовет» Ненецкого автономного округа противоречащими части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», посредством заключения договора аренды недвижимого имущества - здания хлебопекарни, расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, п. Красное, улица Мира, дом 2 А, инвентарный номер 11:161:002:000027590; литер А; этажность:1 от 20 июля 2009 года от 20.07.2010 года №б/н без проведения торгов.
    2.Признать действия Совета депутатов «Приморско-Куйский сельсовет» Ненецкого автономного округа противоречащими части 1 статьи 15, части 1 стати 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», посредством принятия нормативного правового акта – Решения о 13.07.2009 года № 27 «О внесении изменений в решение «О бюджете муниципального образования «Приморско-Куйский сельсовет» НАО на 2009 год», в части пункта 6, реализация норм которого могла привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции, согласно которому Нижнее-Печорскому ПО предоставлено преимущество - муниципальная помощь в виде передачи здания хлебопекарни, расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, п. Красное, улица Мира, дом 2 А, инвентарный номер 11:161:002:000027590; литер А; этажность:1, посредством заключения договора аренды от 20 июля 2009 года № б/н, без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
    3.Выдать Администрации муниципального образования «Приморско-Куйский сельсовет» Ненецкого автономного округа предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
    4.Выдать Совету депутатов «Приморско-Куйский сельсовет» Ненецкого автономного округа предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
    5.Оснований для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции в отношении Администрации муниципального образования «Приморско-Куйский сельсовет» Ненецкого автономного округа и Совета депутатов муниципального образования «Приморско-Куйский сельсовет» Ненецкого автономного округа нет.
    Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

    Примечание. За неисполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


    Председателя Комиссии:
    О.А. Безукладова
    Члены комиссии:
    В.А. Шапов
    Ф.В. Канев
    М.А. Пташник