-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Ненецкий автономный округ
Закон от 02 октября 2006 года № 760-ОЗ
Об Уполномоченном по правам человека в Ненецком автономном округе
- Принят
- Собранием депутатов Ненецкого автономного округа
01 января 2007 года
В редакциях
-
от 27.04.2007 № 60-ОЗ,
-
от 23.04.2008 № 23-ОЗ,
-
от 23.12.2008 № 97-ОЗ,
-
от 27.02.2009 № 15-ОЗ,
-
от 01.07.2009 № 43-ОЗ,
-
от 28.06.2010 № 46-ОЗ.
Настоящий закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.
1.Должность Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе (далее - Уполномоченный) учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами Ненецкого автономного округа (далее - округ).
2.Средствами, указанными в настоящем законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства округа о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного и межрегионального сотрудничества в области прав человека и гражданина, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.
1.Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам.
2.В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом округа, настоящим законом и другими нормативными правовыми актами округа, а также общепризнанными принципами и нормами международного права.
Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
1.Основными задачами Уполномоченного являются:
1) организация и осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами;
2) утратил силу.
3) содействие восстановлению нарушенных прав граждан;
4) содействие совершенствованию законодательства округа о правах человека и гражданина;
5) правовое просвещение жителей округа по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты;
6) информирование жителей округа о положении в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
7) содействие координации деятельности находящихся на территории округа государственных органов и органов местного самоуправления округа в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
8) развитие международного и межрегионального сотрудничества в области обеспечения прав, свобод человека и гражданина.
2.Утратила силу.
Глава 2.Порядок назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного
1.На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области защиты прав и свобод человека и гражданина.
2.Кандидат для назначения на должность Уполномоченного должен иметь высшее образование (как правило, юридическое).
1.Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Собрание депутатов Ненецкого автономного округа (далее - окружное Собрание) главой администрации Ненецкого автономного округа (далее - глава администрации округа) и депутатами Собрания депутатов Ненецкого автономного округа, а также представительными органами местного самоуправления округа.
2.Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в окружное Собрание в течение 60 дней до окончания срока полномочий Уполномоченного.
3.Список кандидатов на должность Уполномоченного публикуется в печати не позднее чем за 7 дней до дня рассмотрения вопроса о назначении Уполномоченного окружным Собранием.
1.Уполномоченный назначается на должность окружным Собранием большинством голосов от числа избранных депутатов тайным голосованием. Вопрос о назначении на должность уполномоченного рассматривается окружным Собранием не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего уполномоченного. Решение о назначении уполномоченного оформляется постановлением.
2.В бюллетень для тайного голосования вносятся все предложенные кандидатуры при отсутствии заявлений о самоотводе.
3.До проведения голосования на заседании окружного Собрания кандидатам на должность Уполномоченного предоставляется возможность для выступления.
4.При выдвижении более двух кандидатов голосование проводится в два тура. В первом туре путем тайного рейтингового голосования определяются два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов. Второй тур голосования проводится по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов, поданных в первом туре.
5.Если при окончательном голосовании ни одна кандидатура не набрала требуемого по настоящему закону числа голосов, все они считаются отклоненными.
6.Повторное рассмотрение вопроса о назначении уполномоченного осуществляется по процедуре, установленной настоящим законом. При этом предложения о кандидатурах вносятся в окружное Собрание в течение 30 дней со дня отклонения предыдущих кандидатур. Допускается внесение ранее отклоненных кандидатур. Одна и та же кандидатура не может быть внесена более чем два раза подряд. Вопрос о назначении уполномоченного должен быть рассмотрен окружным Собранием не позднее 30 дней со дня истечения срока внесения кандидатур.
7.Постановление о назначении Уполномоченного вместе с его биографическими сведениями подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации.
1.Уполномоченный вступает в должность со дня принесения им присяги следующего содержания: "Клянусь защищать права, свободы и законные интересы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом Ненецкого автономного округа, окружным законодательством, справедливостью и голосом совести".
2.Присяга приносится на заседании окружного Собрания непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.
1.Уполномоченный назначается на должность сроком на 3 года. Его полномочия прекращаются со дня вступления в должность вновь назначенного Уполномоченного, кроме случаев, указанных в статье 11 настоящего закона.
2.Истечение срока полномочий окружного Собрания или прекращение полномочий окружного Собрания не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.
3.Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.
1.Уполномоченный не вправе:
быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и депутатом выборных органов местного самоуправления;
занимать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы. Уполномоченный обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в должности Уполномоченного находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом;
заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органах государственной власти;
использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;
получать гонорары за публикации и выступления в качестве Уполномоченного;
получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;
принимать без разрешения Президента Российской Федерации почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;
выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.
2.Утратила силу.
3.Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 5 дней со дня вступления в должность.
1.Полномочия Уполномоченного прекращаются досрочно в случае:
1) наличия обстоятельств, не зависящих от воли сторон ( статья 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
2) по инициативе Уполномоченного (по собственному желанию) на основании письменного заявления о сложении своих полномочий и освобождении от замещаемой должности в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации;
3) выражения Уполномоченному недоверия окружным Собранием в связи с однократным грубым неисполнением или ненадлежащим исполнением Уполномоченным обязанностей (полномочий), установленных настоящим законом, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных статьей 10 настоящего закона;
4) при наличии иных оснований, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
2.Недоверие Уполномоченному может быть выражено окружным Собранием на основании заключения специальной комиссии, формируемой окружным Собранием по инициативе не менее одной трети от избранного числа депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа. Порядок формирования и деятельности специальной комиссии утверждается постановлением окружного Собрания. Основанием для выражения недоверия могут являться только конкретные действия Уполномоченного, свидетельствующие о грубом неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей (полномочий), установленных настоящим законом, а также о несоблюдении ограничений, установленных статьей 10 настоящего закона. При рассмотрении окружным Собранием заключения специальной комиссии Уполномоченный вправе дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для выражения недоверия.
3.При наличии оснований, указанных в части 2 настоящей статьи, окружное Собрание принимает постановление о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного.
4.Постановление о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного принимается большинством голосов от числа избранных депутатов окружного Собрания. При наличии оснований, установленных в части 2 настоящей статьи, постановление о досрочном прекращении полномочий принимается тайным голосованием. Постановление о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного подлежит официальному опубликованию.
5.Принятие окружным Собранием постановления о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного влечет немедленное освобождение Уполномоченного от должности.
В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен окружным Собранием в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в порядке, установленном статьями 5 - 10 настоящего закона.
Глава 3.Компетенция и гарантии деятельности уполномоченного
В целях выполнения своей функции и задач Уполномоченный:
1) осуществляет прием граждан, рассматривает обращения, касающиеся нарушения прав, свобод человека и гражданина, и жалобы на решения или действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления округа, их должностных лиц, организаций, нарушающих права, свободы гражданина;
2) проверяет самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими сообщения о фактах нарушения прав, свобод человека и гражданина;
3) утратил силу.
4) направляет органам государственной власти, органам местного самоуправления округа, их должностным лицам, руководителям организаций, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушения прав, свобод человека и гражданина, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав, свобод гражданина и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем;
5) информирует соответствующие органы, в том числе правоохранительные, о фактах нарушения прав, свобод гражданина;
6) вносит в органы государственной власти, органы местного самоуправления округа предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав, свобод человека и гражданина;
7) принимает участие в разработке проектов нормативных правовых актов округа, затрагивающих права, свободы человека и гражданина;
8) осуществляет сбор, изучение и анализ информации, содержащейся в материалах, получаемых от органов государственной власти, органов местного самоуправления округа, а также в обращениях граждан, общественных и иных организаций, в сообщениях средств массовой информации, по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
9) вносит на рассмотрение окружного Собрания и главы администрации округа вопросы по фактам нарушения прав, свобод человека и гражданина, а также представляет заключения и предложения по указанным вопросам;
0) направляет в компетентные органы обращения о привлечении к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности лиц, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав, свобод человека и гражданина;
1) утратил силу.
2) по результатам рассмотрения жалоб может оказывать помощь заявителям в подготовке обращений в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи, прокурора;
3) взаимодействует во всех предусмотренных законодательством формах с органами государственной власти Архангельской области и государственными учреждениями, находящимися в ведении Архангельской области, осуществляющими свою деятельность на территории Ненецкого автономного округа.
1.Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов округа, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если ранее заявитель обращался по поводу нарушения прав и свобод в государственные органы округа, в органы местного самоуправления, к должностным лицам органов государственной власти и муниципальных образований округа, но либо не получил ответа в установленный законодательством срок, либо не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
2.Уполномоченный оказывает содействие заявителям, чьи права нарушены за пределами округа, путем обращения к компетентным государственным органам и должностным лицам.
3.Уполномоченный рассматривает обращения, содержащие предложения по совершенствованию законодательства о правах и свободах человека и гражданина, и включает их в ежегодные и специальные доклады о своей деятельности в окружное Собрание, главе администрации округа.
1.Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
2.Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями его жалоб и решений, принятых по его жалобе.
3.Утратила силу.
1.Получив жалобу, Уполномоченный:
1) принимает жалобу к рассмотрению;
2) передает жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу, разъясняя при этом заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав, свобод и законных интересов (при этом не допускается передача жалобы органу или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются);
3) отказывает в принятии жалобы к рассмотрению.
2.О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
3.Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит, за исключением обжалования в суд.
При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.
1.Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.
2.Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
1.При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:
1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти округа, органы местного самоуправления округа, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенные на территории округа;
2) запрашивать и получать от государственных органов округа, органов местного самоуправления и у должностных лиц, государственных гражданских служащих, муниципальных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
3) получать объяснения должностных лиц, государственных гражданских служащих, муниципальных служащих округа, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами округа, должностными лицами, государственными гражданскими служащими, муниципальными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
5) поручать компетентным государственным учреждениям округа проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы.
2.По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом первоочередного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти округа, органов местного самоуправления округа, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории округа.
1.Должностные лица органов государственной власти округа, органов местного самоуправления обязаны бесплатно и беспрепятственно представлять Уполномоченному запрашиваемые материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий.
2.Запрашиваемые материалы и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.
Представление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.
1.О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.
2.В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан принять меры в пределах его компетенции, определенной настоящим законом.
Уполномоченный направляет государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, свое заключение, а также может направить рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.
1.До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат.
2.Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.
Государственный орган округа, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившее заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
1) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
2) утратил силу.
3) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты на состоявшиеся решения.
Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение.
По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина, обобщения итогов рассмотрения жалоб и обращений Уполномоченный вправе:
1) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур;
2) обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и дополнении федерального и окружного законодательства либо о восполнении пробелов в федеральном и окружном законодательстве, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, совершаются на основании и во исполнение федерального и окружного законодательства, либо в силу существующих пробелов в федеральном и окружном законодательстве, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.
1.По окончании календарного года (не позднее 1 марта) Уполномоченный направляет ежегодный доклад о своей деятельности в окружное Собрание и представляет его на очередной сессии Собрания депутатов.
Ежегодный доклад Уполномоченного направляется также главе Администрации округа, в суд Ненецкого автономного округа и прокурору Ненецкого автономного округа.
2.В случае грубого или массового нарушения прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании окружного Собрания депутатов.
3.По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в округе Уполномоченный может направлять в окружное Собрание и главе администрации округа специальные доклады.
4.Уполномоченный вправе обратиться в окружное Собрание депутатов с предложением о создании временной комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина и о проведении публичных слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.
5.Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию. Доклад Уполномоченного публикуется в официальных печатных изданиях Ненецкого автономного округа.
Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Глава 4.Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности уполномоченного
1.Расходы на финансирование денежного содержания и иных выплат Уполномоченному предусматриваются в законе об окружном бюджете на очередной финансовый год отдельной целевой статьей расходов по главному распорядителю бюджетных средств - Собранию депутатов Ненецкого автономного округа.
2.Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляется за счет средств окружного бюджета, предусмотренных в смете расходов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа.
3.Правовое, организационное, аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляется аппаратом Собрания депутатов Ненецкого автономного округа.
При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина и опытом их защиты.
1.Уполномоченный вправе назначать своих представителей в муниципальных образованиях округа, работающих на общественных началах, для содействия в разъяснении порядка приема жалоб и обращений, компетенции Уполномоченного, выполнения организационно-технических поручений.
2.Кандидатуры таких представителей могут назначаться Уполномоченным с учетом мнения представительных органов местного самоуправления.
3.Положение о представителях утверждается Уполномоченным.
Глава 5.Заключительные положения
1.Предложения о кандидатах на должность первого Уполномоченного вносятся в окружное Собрание не позднее 30 дней со дня вступления в силу настоящего закона.
2.Окружное Собрание принимает постановление о назначении на должность первого Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока для внесения предложений о кандидатах на эту должность в порядке, установленном статьями 5 - 10 настоящего закона.
Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2007 года.
Заместитель председателя Глава администрацииСобрания депутатов Ненецкого автономного округаНенецкого автономного округа В.Н.ПОТАПЕНКОИ.Е.ЛЕДКОВ
г. Нарьян-Мар
октября 2006 года
760-ОЗ