-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Ненецкий автономный округ
Закон от 11 января 2000 года № 212-ОЗ
Об экологической безопасности на территории Ненецкого автономного округа
- Принят
- Собранием депутатов Ненецкого автономного округа
29 декабря 1999 года
В редакциях
-
от 06.01.2005 № 543-ОЗ,
-
от 28.12.2006 № 823-ОЗ,
-
от 27.02.2009 № 16-ОЗ.
( Постановление от 29 декабря 1999 года N 153)
Настоящий закон регулирует отношения в области охраны окружающей природной среды и жизненно важных экологических интересов человека от экологической опасности, в том числе охраны природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельностью.
Закон призван способствовать формированию и укреплению экологической законности, правопорядка и обеспечению экологической безопасности в целях охраны здоровья населения, защиты интересов настоящего и будущего поколений людей, проживающих на территории Ненецкого автономного округа.
Действия настоящего закона распространяются на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления, специально уполномоченных органов контроля и надзора, а также предприятий, объединений, организаций, учреждений, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности (далее - организации), физических лиц, иностранных юридических и физических лиц в области защиты населения и территорий округа от экологической опасности.
I.Общие положения
Декларация безопасности промышленного объекта - возможные характер и масштабы чрезвычайной ситуации на промышленном объекте и мероприятия по их предупреждению и ликвидации.
Зона чрезвычайной экологической ситуации - это участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.
Зонирование - выявление критических, неблагоприятных, ограниченно благоприятных и благоприятных для хозяйственного освоения участков территории с точки зрения состояния окружающей природной среды и возможности использования природных ресурсов.
Обеспечение экологической безопасности - система мероприятий по предотвращению возникновения, развития экологически опасных ситуаций и ликвидации их последствий, включая отдаленные.
Окружающая природная среда - естественная среда обитания человека, биосфера, служащая условием, средством и местом жизни человека и других живых организмов.
Предупреждение чрезвычайной экологической ситуации - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной экологической ситуации, а также на сохранение здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Экологическая опасность - состояние, угрожающее жизненно важным интересам человека и общества, окружающей природной среде в результате антропогенного и природных явлений.
Экологически опасная ситуация - ситуация, характеризующаяся наличием или возможностью разрушения, негативного изменения состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенного и природного воздействия, в том числе обусловленного бедствиями и катастрофами, включая стихийные, и в связи с этим угрожающая жизненно важным интересам человека и общества.
Экологическое страхование - установленные между страховой организацией (страховщиком) и физическим или юридическим лицом (страхователем) правоотношения, обеспечивающие в пределах, определенных законом и договором, защиту имущественных интересов страхователя при наступлении страхового случая, имеющего отношение к экологической опасности.
Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
II.Требования к экологической безопасности
1.Экологическая безопасность является составной частью безопасности личности, общества и государства. Осуществление иных прав и свобод в ущерб праву на экологическую безопасность не допускается.
2.Не допускается хозяйственная и иная деятельность, последствия которой могут создать экологически опасную ситуацию в Ненецком автономном округе.
3.С целью обеспечения гарантий экологической безопасности на территории Ненецкого автономного округа администрация Ненецкого автономного округа и Государственный комитет по охране окружающей среды в Ненецком автономном округе разрабатывают и принимают региональные экологические критерии безопасности на основании анализа обобщенных показателей состояния окружающей природной среды, которые не должны быть ниже нормативов, утвержденных федеральными законами.
1.Перечень наиболее опасных видов деятельности и источников экологической опасности в Ненецком автономном округе устанавливается Государственным комитетом по охране окружающей среды в Ненецком автономном округе и администрацией Ненецкого автономного округа по согласованию с Центром госсанэпиднадзора в Ненецком автономном округе с последующим утверждением Собранием депутатов Ненецкого автономного округа.
2.Зонирование территории Ненецкого автономного округа для обеспечения экологической безопасности с учетом экономических, социальных и экологических условий осуществляется на основании решений органов государственной власти Ненецкого автономного округа по представлению Государственного комитета по охране окружающей среды в Ненецком автономном округе.
3.Вовлечение в хозяйственную и иную деятельность ненарушенных территорий в Ненецком автономном округе допускается по решению органов государственной власти Ненецкого автономного округа только после положительного заключения обязательной государственной экологической экспертизы, в том числе после утверждения ею обязательных мероприятий по предотвращению осложнений экологической обстановки в Ненецком автономном округе в связи с данной хозяйственной деятельностью в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе".
III.Требования к социальной политике для обеспечения экологической безопасности населения
1.Социальная политика органов государственной власти и местного самоуправления Ненецкого автономного округа должна обеспечивать безусловное соблюдение требований экологической безопасности населения.
2.Программа социально-экономического развития всех уровней на территории Ненецкого автономного округа утверждается и реализуется только после положительного заключения обязательной государственной экологической экспертизы, проводимой в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе".
1.Экологическое образование и воспитание в учебных заведениях всех уровней на территории Ненецкого автономного округа является обязательным и направлено на формирование экологической культуры человека.
2.Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, которая осуществляется в соответствии с законодательством.
3.Органы государственной власти, местного самоуправления, общественные объединения и средства массовой информации Ненецкого автономного округа с целью повышения экологической культуры общества осуществляют распространение экологических и эколого-правовых знаний с учетом экологической ситуации в Ненецком автономном округе.
1.Политика расселения населения в Ненецком автономном округе осуществляется с обязательным учетом экологической ситуации и прогнозируемой динамики ее изменения в местах предполагаемого расселения в соответствии с градостроительным законодательством.
2.Планирование и развитие населенных пунктов на территории Ненецкого автономного округа регулируются органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с требованиями настоящего закона.
3.Расселение производится в строгом соответствии с нормами действующего российского законодательства.
IV.Права и обязанности граждан и общественных объединений
1.Экологическая безопасность каждого гражданина на территории Ненецкого автономного округа обеспечивается экологическим законодательством Российской Федерации и настоящим законом.
Жители Ненецкого автономного округа, а также любые другие лица, находящиеся на территории Ненецкого автономного округа, имеют равное право на благоприятную окружающую природную среду, условия жизнедеятельности, достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
2.Граждане, общественные организации (объединения), представляющие в соответствии с их уставами интересы граждан в сфере обеспечения экологической безопасности, имеют право:
- направлять для рассмотрения государственным органам управления, контроля и надзора в сфере обеспечения экологической безопасности предложения по обеспечению экологической безопасности;
- осуществлять в установленном порядке общественный контроль за соблюдением законодательства в сфере обеспечения экологической безопасности;
- обращаться в государственные органы управления, контроля и надзора в сфере обеспечения экологической безопасности, органы прокуратуры и правоохранительные органы по фактам нарушений норм, правил, требований экологической безопасности;
- получать необходимые знания в сфере обеспечения экологической безопасности.
3.Граждане при осуществлении своей деятельности обязаны соблюдать требования обеспечения экологической безопасности и своими действиями (бездействием) не допускать возникновения экологически опасных ситуаций.
Граждане, действия (бездействие) которых привели к возникновению экологически опасной ситуации, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
V.Управление экологической безопасностью
Разграничение прав и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления Ненецкого автономного округа, территориальных подразделений специально уполномоченных органов контроля и надзора, а также права граждан и общественных объединений в сфере обеспечения экологической безопасности определяются федеральными законами, настоящим законом и принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными актами.
1.Функции государственной власти и государственного управления по обеспечению экологической безопасности осуществляют администрация Ненецкого автономного округа, Собрание депутатов Ненецкого автономного округа и специально уполномоченные федеральные органы в пределах их компетенции.
2.Система обеспечения экологической безопасности осуществляется на основе разработки и реализации целевых программ, являющихся частью программы социально-экономического развития Ненецкого автономного округа, утверждаемой Собранием депутатов Ненецкого автономного округа.
3.Управление процессом обеспечения экологической безопасности осуществляет Государственный комитет по охране окружающей среды в Ненецком автономном округе во взаимодействии с администрацией Ненецкого автономного округа на основании анализа обобщенных показателей состояния здоровья населения, окружающей природной среды, федерального и регионального уровня экологической безопасности и соотношения экологического риска и ущерба окружающей природной среды.
4.Правоотношения в чрезвычайных экологических ситуациях, порядок применения экстренных мер для их устранения регулируются с помощью специальных правовых актов.
1.Страховщиками, осуществляющими страхование экологически опасной деятельности, признаются юридические лица, получившие в установленном Правительством Российской Федерации порядке лицензию на страхование ответственности за вред, причиненный загрязнением окружающей среды.
2.Перечень юридических лиц и видов деятельности, целесообразность экологического страхования которых обусловливается соблюдением региональных критериев экологической безопасности, определяет администрация Ненецкого автономного округа по представлению государственного комитета по охране окружающей среды в Ненецком автономном округе.
3.Порядок страхования ответственности за вред, причиненный окружающей природной среде и гражданам Ненецкого автономного округа, определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1.Материальный и моральный ущерб, причиненный нарушением экологической безопасности, должен быть возмещен за счет виновных лиц, страховых экологических взносов и всех предусмотренных настоящим законом платежей.
2.Порядок возмещения ущерба определяется законодательством Российской Федерации.
VI.Информационное обеспечение экологической безопасности
1.Источниками информации о состоянии экологической безопасности являются следующие специально уполномоченные органы:
1) территориальные подразделения Государственного комитета по охране окружающей среды Российской Федерации и Министерства природных ресурсов Российской Федерации;
2) территориальный центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
3) Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Ненецком автономном округе;
4) управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ненецкого автономного округа;
5) Главная государственная инспекция "Гостехнадзор" по Ненецкому автономному округу;
6) другие специально уполномоченные органы контроля и надзора, осуществляющие деятельность по охране окружающей природной среды на территории Ненецкого автономного округа.
2.Специально уполномоченные органы обязаны ежегодно представлять информацию, имеющую значение для обеспечения экологической безопасности, в органы государственной власти Ненецкого автономного округа.
Информацию в области защиты населения и территории Ненецкого автономного округа от экологической опасности составляют сведения о прогнозируемых и возникших опасных и чрезвычайных экологических ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической и экологической безопасности на территории Ненецкого автономного округа.
Информация в области защиты населения и территории Ненецкого автономного округа от экологической опасности является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти Ненецкого автономного округа, органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны своевременно, достоверно, в полном объеме и в доступной форме информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о существующей и потенциальной экологической опасности и принимаемых мерах по ее предотвращению и ликвидации.
Порядок обеспечения населения, органов государственной власти Ненецкого автономного округа, специально уполномоченных органов в области контроля и надзора, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территории Ненецкого автономного округа от экологической опасности, устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством Ненецкого автономного округа.
VII.Финансирование обеспечения экологической безопасности
1.Бюджетное финансирование мероприятий по обеспечению экологической безопасности, предусмотренных настоящим законом, осуществляется в рамках бюджетного финансирования природоохранных мероприятий в Ненецком автономном округе.
2.Расходы на обеспечение экологической безопасности в бюджете Ненецкого автономного округа и в бюджетах местного самоуправления должны выделяться отдельной строкой.
3.Дополнительное финансирование мероприятий по обеспечению экологической безопасности, предусмотренных настоящим законом, осуществляется из средств экологических и других фондов в порядке, определяемом положениями о фондах.
Мероприятия по обеспечению экологической безопасности, проводимые хозяйствующими субъектами во исполнение требований настоящего закона, финансируются из собственных средств хозяйствующих субъектов.
VIII.Межрегиональное и международное сотрудничество при исполнении закона
Все вопросы межрегиональных отношений, возникающие при исполнении настоящего закона, регулируются двусторонними и многосторонними соглашениями Ненецкого автономного округа с другими субъектами Российской Федерации.
Все вопросы межгосударственных отношений, возникающие при исполнении настоящего закона, регулируются межправительственными двусторонними и многосторонними соглашениями Российской Федерации и решениями органов государственной власти Ненецкого автономного округа в пределах компетенции, при этом нормы международного права имеют приоритетное значение.
Международные организации, правительственные и неправительственные организации иностранных государств, иностранные граждане и юридические лица, предоставившие средства для проведения мероприятий по реализации требований настоящего закона, имеют право участвовать в осуществлении контроля за распределением и использованием указанных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ненецкого автономного округа.
IX.Механизм реализации закона
Требования настоящего закона должны в обязательном порядке соблюдаться всеми органами государственной власти и местного самоуправления Ненецкого автономного округа, специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области контроля и надзора, а также предприятиями, объединениями, организациями, учреждениями, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, физическими лицами, иностранными юридическими и физическими лицами при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности в Ненецком автономном округе.
1.Мероприятия, разрабатываемые в соответствии с настоящим законом, должны входить в программы социально-экономического развития Ненецкого автономного округа. Целевые программы определяют сроки, этапы, источники финансирования и порядок реализации требований настоящего закона.
2.Выполнение требований настоящего закона осуществляется путем реализации утвержденных органами государственной власти и органами местного самоуправления Ненецкого автономного округа окружных и местных программ по обеспечению экологической безопасности.
Реализация настоящего закона осуществляется через действующие органы государственной власти Ненецкого автономного округа, местного самоуправления, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды в пределах их компетенции.
X.Функции органов государственной власти по соблюдению требований настоящего закона
Государственный контроль и надзор за исполнением требований настоящего закона осуществляют в пределах своей компетенции органы государственной власти и местного самоуправления Ненецкого автономного округа, специально уполномоченные государственные органы Российской Федерации в области контроля и надзора, в том числе в области охраны окружающей природной среды.
Все споры, возникающие при исполнении настоящего закона, разрешаются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Ненецкого автономного округа в судебном порядке.
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения и территории Ненецкого автономного округа от экологической опасности, создание условий и предпосылок к возникновению опасных и чрезвычайных экологических ситуаций, непринятие мер по защите жизни и сохранения здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане РФ несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ненецкого автономного округа.
XI.Заключительные положения
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Собрания депутатов Глава администрации Ненецкого автономного округа Ненецкого автономного округа В.А.ВЫУЧЕЙСКИЙ В.Я.БУТОВ
г. Нарьян-Мар
11 января 2000 года
N 212-ОЗ