Об участии Ненецкого автономного округа в государственно-частном партнерстве
Ненецкий автономный округ
Закон от 19 декабря 2011 года № 83-ОЗ
Об участии Ненецкого автономного округа в государственно-частном партнерстве
Принят
Собранием депутатов Ненецкого автономного округа
19 декабря 2011 года
( Постановление от 8 декабря 2011 года N 245-сд)
Настоящий закон устанавливает основы правового регулирования участия Ненецкого автономного округа в государственно-частном партнерстве, формы и условия участия Ненецкого автономного округа в государственно-частном партнерстве.
Настоящий закон направлен на обеспечение стабильных условий развития государственно-частного партнерства в Ненецком автономном округе, привлечение и эффективное использование государственных, частных ресурсов для развития экономики и социальной сферы Ненецкого автономного округа, повышение качества жизни населения. 1.Для целей настоящего закона используются следующие основные понятия: 1) государственно-частное партнерство - долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество Ненецкого автономного округа с одним или несколькими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, либо объединением юридических лиц в реализации социально значимых, инфраструктурных, инновационных, инвестиционных проектов и программ (далее - проекты государственно-частного партнерства), которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений о государственно-частном партнерстве; 2) инфраструктура - объекты, взаимосвязанные комплексы объектов, находящиеся в государственной или частной собственности и используемые для удовлетворения потребностей населения, обеспечение которых законодательно возложено на органы государственной власти Ненецкого автономного округа либо может ими осуществляться; 3) частный партнер - российское или иностранное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также действующее без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединение юридических лиц, осуществляющие деятельность на основании соглашения о государственно-частном партнерстве; 4) публичный партнер - Ненецкий автономный округ в лице Администрации Ненецкого автономного округа, уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ненецкого автономного округа или юридического лица, собственником 100 процентов акций (100 процентов долей уставного капитала, 100 процентов имущества) которого является Ненецкий автономный округ, участвующие в соглашении о государственно-частном партнерстве; 5) соглашение - договор, заключаемый публичным партнером с частным партнером, направленный на осуществление деятельности на основе государственно-частного партнерства в формах, предусмотренных настоящим законом. 2.Понятия и термины, используемые в настоящем законе, не определенные в настоящей статье, применяются в значениях, установленных федеральным законодательством.
Законодательство Ненецкого автономного округа о государственно-частном партнерстве основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Ненецкого автономного округа и состоит из настоящего закона, иных законов и нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа.
Участие Ненецкого автономного округа в проектах государственно-частного партнерства основывается на следующих принципах: 1) законности; 2) максимальной эффективности использования средств окружного бюджета и государственного имущества Ненецкого автономного округа при осуществлении государственно-частного партнерства; 3) равноправия сторон государственно-частного партнерства; 4) равных условий доступа хозяйствующих субъектов к участию в государственно-частном партнерстве; 5) соблюдения прав и законных интересов сторон государственно-частного партнерства; 6) добросовестного и взаимовыгодного сотрудничества сторон государственно-частного партнерства; 7) прозрачности деятельности сторон государственно-частного партнерства. 1.Целями государственно-частного партнерства являются концентрация материальных, финансовых ресурсов, а также привлечение средств внебюджетных источников для реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей экономики, социальной и инновационной сферах с использованием средств бюджета Ненецкого автономного округа и (или) объектов государственной собственности Ненецкого автономного округа. 2.Задачами государственно-частного партнерства являются: 1) привлечение частного капитала в государственный и муниципальный секторы; 2) повышение эффективности использования государственной собственности; 3) техническое и технологическое развитие общественно значимых производств и объектов; 4) эффективное использование бюджетных средств; 5) повышение конкурентоспособности продукции и товаропроизводителей, обеспечение высокого качества товаров; 6) повышение уровня занятости населения. 1.Органами государственной власти Ненецкого автономного округа, осуществляющими полномочия в сфере отношений государственно-частного партнерства, являются Собрание депутатов Ненецкого автономного округа, Администрация Ненецкого автономного округа и уполномоченный на заключение соглашения о государственно-частном партнерстве орган. 2.Собрание депутатов Ненецкого автономного округа осуществляет следующие полномочия: 1) принимает законы, постановления, направленные на регулирование отношений государственно-частного партнерства, а также необходимые для реализации конкретных проектов государственно-частного партнерства; 2) согласовывает использование объектов, находящихся в государственной собственности Ненецкого автономного округа, в проектах государственно-частного партнерства в случаях, предусмотренных законодательством Ненецкого автономного округа; 3) утверждает в составе окружного бюджета расходы на реализацию проектов государственно-частного партнерства; 4) осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Ненецкого автономного округа, регулирующих отношения государственно-частного партнерства; 5) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ненецкого автономного округа. 3.Администрация Ненецкого автономного округа осуществляет следующие полномочия: 1) принимает нормативные правовые акты, регулирующие вопросы реализации проектов государственно-частного партнерства; 2) в пределах своей компетенции принимает решение об участии Ненецкого автономного округа в проекте государственно-частного партнерства и намерении заключить соглашение с определением форм и способов такого участия; 3) заключает соглашение о государственно-частном партнерстве или определяет исполнительный орган государственной власти Ненецкого автономного округа, юридическое лицо, собственником 100 процентов акций (100 процентов долей уставного капитала, 100 процентов имущества) которого является Ненецкий автономный округ, уполномоченных на заключение соглашения (далее - уполномоченный орган, уполномоченное лицо); 4) принимает решения об использовании объектов, находящихся в государственной собственности Ненецкого автономного округа, в проектах государственно-частного партнерства в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Ненецкого автономного округа; 5) утверждает: а) порядок проведения конкурса и заключения соглашения по его результатам; б) конкурсную документацию, включающую проект соглашения; в) состав комиссии по проведению конкурса на право заключения соглашения (далее - конкурсная комиссия) и положение о ней; г) условия соглашения, порядок его заключения и требования к частному партнеру (в случае принятия решения о заключении соглашения без проведения конкурса); д) порядок оценки эффективности использования средств окружного бюджета в проектах государственно-частного партнерства; 6) создает совещательный орган в сфере развития государственно-частного партнерства; 7) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ненецкого автономного округа. 4.Уполномоченный орган (уполномоченное лицо) обладает следующими полномочиями в сфере государственно-частного партнерства: 1) разрабатывает: а) порядок проведения конкурса и заключения соглашения по его результатам; б) конкурсную документацию, включающую проект соглашения; в) положение о конкурсной комиссии и предложения по ее составу; г) условия соглашения, порядок его заключения и требования к частному партнеру (в случае принятия решения о заключении соглашения без проведения конкурса); 2) осуществляет подготовку и проведение конкурса на право заключения соглашения; 3) по решению Администрации Ненецкого автономного округа заключает и исполняет соглашение; 4) осуществляет контроль за исполнением условий соглашения частным партнером. 5.В случае заключения соглашения Администрацией Ненецкого автономного округа полномочия, указанные в пунктах 1, 2 и 4 части 4 настоящей статьи, осуществляет исполнительный орган государственной власти Ненецкого автономного округа или юридическое лицо, установленное Администрацией Ненецкого автономного округа в решении о намерении заключить соглашение. 6.Разработку проекта нормативного правового акта Администрации Ненецкого автономного округа об утверждении порядка оценки эффективности использования средств окружного бюджета в проектах государственно-частного партнерства, а также контроль за целевым и эффективным использованием средств окружного бюджета при реализации проектов государственно-частного партнерства осуществляет Управление финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа. 7.Контроль за целевым и эффективным использованием недвижимого и движимого государственного имущества, находящегося в собственности Ненецкого автономного округа и используемого при реализации проектов государственно-частного партнерства, осуществляет Управление государственного имущества Ненецкого автономного округа. 1.Администрация Ненецкого автономного округа ежегодно представляет в Собрание депутатов Ненецкого автономного округа информацию о заключенных соглашениях. 2.Информация о заключенных соглашениях включает: 1) сведения о формах, способах участия Ненецкого автономного округа в государственно-частном партнерстве; 2) сведения об объектах соглашений (стоимость, адрес, назначение); 3) цели заключения соглашений; 4) копии заключенных соглашений. 1.Муниципальные образования Ненецкого автономного округа вправе участвовать в реализации проектов государственно-частного партнерства, реализуемых в отношении инфраструктуры данных муниципальных образований. 2.Порядок участия муниципальных образований в проектах государственно-частного партнерства, реализуемых в отношении инфраструктуры данных муниципальных образований, регулируется законодательством Ненецкого автономного округа и муниципальными нормативными правовыми актами. 1.Участие Ненецкого автономного округа в проектах государственно-частного партнерства может осуществляться в следующих формах: 1) заключение концессионных соглашений; 2) заключение иных, не противоречащих закону соглашений с частными партнерами; 3) участие в уставных (складочных) капиталах юридических лиц; 4) в иных формах, не противоречащих законодательству.
В рамках соглашения о государственно-частном партнерстве может использоваться одна или несколько форм участия. 2.Участие Ненецкого автономного округа в реализации проектов государственно-частного партнерства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ненецкого автономного округа, в том числе путем: 1) предоставления частному партнеру прав владения и (или) пользования объектами имущества, находящимися в собственности Ненецкого автономного округа или распоряжение которыми отнесено к полномочиям органов государственной власти Ненецкого автономного округа (земельные участки, иное недвижимое имущество, движимое имущество, исключительные права, природные ресурсы и пр.), необходимыми для реализации проекта государственно-частного партнерства; 2) предоставления частному партнеру средств бюджета Ненецкого автономного округа для целей реализации проекта государственно-частного партнерства в форме выплат: а) связанных с созданием, реконструкцией, модернизацией или эксплуатацией объекта соглашения, в том числе в виде бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства; б) связанных с тарифным регулированием цен на товары (работы, услуги) и реализацией партнером товаров (работ, услуг) по установленным ценам (тарифам); в) связанных с выполнением партнером обязательств по предоставлению товаров, выполнению работ, оказанию услуг согласно условиям соглашения; г) связанных с обеспечением минимального дохода от деятельности партнера по эксплуатации объекта соглашения; д) в связи с расторжением соглашения в случаях, предусмотренных соглашением, в соответствии с законодательством; е) в виде государственных гарантий Ненецкого автономного округа, обеспечивающих надлежащее исполнение Ненецким автономным округом, частным партнером или третьим лицом обязательств, необходимых для реализации проекта государственно-частного партнерства, либо обеспечивающих возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая; ж) иного характера выплат и их сочетаний, предусмотренных законодательством; з) использования иных способов, не противоречащих законодательству. 3.При реализации проектов государственно-частного партнерства частному партнеру органами государственной власти Ненецкого автономного округа в соответствии с законодательством может предоставляться государственная поддержка, в том числе в форме: 1) налоговых льгот; 2) субсидий из окружного бюджета; 3) льготных ставок арендной платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности Ненецкого автономного округа; 4) отсрочек и рассрочек по уплате налогов. 1.Проекты государственно-частного партнерства с участием Ненецкого автономного округа могут реализовываться в отношении следующих объектов инфраструктуры: 1) объекты здравоохранения; 2) объекты образования, культуры, спорта; объекты, используемые для организации отдыха граждан, работы с детьми и молодежью, осуществления туризма; иные объекты социально-культурного назначения; 3) объекты обеспечения общественной безопасности и правопорядка; 4) объекты социальной и инженерной инфраструктуры межмуниципального и муниципального значения; 5) объекты инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 6) объекты торговли; 7) объекты поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества; 8) объекты поддержки сельскохозяйственного производства; 9) иные объекты инфраструктуры, используемые для удовлетворения потребностей населения, обеспечение которых законодательно возложено на органы государственной власти Ненецкого автономного округа, либо может ими осуществляться. 2.Создание, реконструкция, модернизация или эксплуатация частным партнером объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, допускается на условиях соглашения, если иное не установлено федеральным законодательством. 1.Планирование участия Ненецкого автономного округа в проектах государственно-частного партнерства осуществляется Администрацией Ненецкого автономного округа на основании документов стратегического планирования социально-экономического развития Ненецкого автономного округа, предложений органов государственной власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа, частных партнеров и иных заинтересованных лиц. 2.Участие Ненецкого автономного округа в проектах государственно-частного партнерства осуществляется при согласовании сторонами соглашения о реализации указанного проекта следующих условий: 1) объект соглашения; 2) срок действия соглашения и (или) порядок его определения; 3) порядок создания, реконструкции, модернизации или эксплуатации объекта соглашения; 4) перечень находящихся в собственности или распоряжении Ненецкого автономного округа земельных участков, иных объектов недвижимого и движимого имущества, прав, предоставляемых частному партнеру для выполнения соглашения, а также порядок их предоставления; 5) порядок предоставления сторонами финансирования для целей и (или) в связи с реализацией проекта, включая обязательства Ненецкого автономного округа по осуществлению выплат частному партнеру в случаях и в порядке, предусмотренных соглашением в соответствии с законодательством, в частности, в связи с нарушением или расторжением соглашения, а также порядок оплаты частным партнером за предоставляемые ему по соглашению права; 6) распределение обязательств, ответственности и рисков между сторонами; 7) распределение имущественных и обязательственных прав на объект соглашения (право собственности, права владения и пользования, распределение долей в праве собственности), условия и порядок возникновения, перераспределения и прекращения таких прав; 8) порядок осуществления контроля за исполнением соглашения; 9) способы обеспечения исполнения обязательств сторонами соглашения; 10) случаи одностороннего изменения условий соглашения и (или) одностороннего отказа от его исполнения, в том числе отстранения частного партнера либо иных лиц от участия в государственно-частном партнерстве в случае существенного нарушения частным партнером условий соглашения или при наступлении иных обстоятельств, указанных в соглашении; 11) иные условия, предусмотренные федеральными законами для определенных видов договоров в качестве существенных. 3.Помимо условий, предусмотренных в части 2 настоящей статьи, участие Ненецкого автономного округа в проектах государственно-частного партнерства осуществляется при согласовании в соглашениях любых иных, не противоречащих законодательству условий. 4.Конкретные обязательства сторон, условия соглашения, в том числе порядок и этапы его выполнения, сроки и объемы участия сторон в осуществлении государственно-частного партнерства, определяются сторонами государственно-частного партнерства при заключении соглашения. 5.Объемы и сроки участия Ненецкого автономного округа в реализации проекта государственно-частного партнерства могут изменяться в установленном порядке в случаях, предусмотренных соглашением, в частности: 1) при изменении показателей инфляции или колебании валютных курсов; 2) в связи с нарушением частным партнером обязательств по соглашению, в частности, в отношении качества объекта соглашения или производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг и сроков создания (модернизации, реконструкции) объекта соглашения или производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг. 6.Эффективность использования средств окружного бюджета в проекте государственно-частного партнерства должна быть обоснована в соответствии с порядком оценки данной эффективности, утвержденным Администрацией Ненецкого автономного округа. 7.Отсутствие или недостаточность средств в окружном бюджете для финансирования обязательств Ненецкого автономного округа по соглашению не является основанием для изменения или прекращения действия таких обязательств, равно как и для освобождения от ответственности за их ненадлежащее исполнение. 1.Решение о намерении заключить соглашение принимается Администрацией Ненецкого автономного округа в форме распоряжения. 2.Решением о намерении заключить соглашение устанавливаются: 1) форма и способы участия Ненецкого автономного округа в проекте государственно-частного партнерства; 2) состав и описание объекта соглашения; 3) уполномоченный орган (уполномоченное лицо) - в случае возложения на него полномочий по заключению и исполнению соглашения; 4) исполнительный орган государственной власти Ненецкого автономного округа или юридическое лицо, уполномоченное на осуществление полномочий, указанных в пунктах 1, 2 и 4 части 4 статьи 5 настоящего закона, - в случае заключения соглашения Администрацией Ненецкого автономного округа; 5) способ заключения соглашения (по результатам конкурса или без проведения конкурса). 3.Соглашение заключается на конкурсной основе, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи. 4.Соглашение заключается без проведения конкурса на право его заключения в следующих случаях: 1) по решению Администрации Ненецкого автономного округа в случае возникновения потребности в определенных товарах, работах, услугах в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы или иных чрезвычайных обстоятельств природного или техногенного характера - по итогам запроса котировок; 2) расторжения ранее заключенного соглашения вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения соглашения частным партнером, если объектом вновь заключаемого соглашения является объект расторгнутого соглашения и если конкурсная документация, в соответствии с которой был проведен конкурс, содержала указание на возможность заключения нового соглашения в соответствии с настоящим пунктом; 3) если конкурс признан несостоявшимся в связи с подачей одной заявки на участие в конкурсе или до участия в конкурсе допущен единственный участник; 4) в иных случаях, предусмотренных федеральным или окружным законом. 5.При заключении соглашения без проведения конкурса Администрация Ненецкого автономного округа или уполномоченный орган (уполномоченное лицо) на основании решения о намерении заключить соглашение проводит переговоры в форме совместного совещания с потенциальным партнером в целях обсуждения условий соглашения, при этом должны соблюдаться цели и принципы, установленные настоящим законом. 6.Администрация Ненецкого автономного округа в течение 30 дней со дня подписания соглашения размещает его на официальном сайте Администрации Ненецкого автономного округа. 1.К участникам конкурса в конкурсной документации устанавливаются следующие требования: 1) требования к квалификации, профессиональным и деловым качествам; 2) при необходимости наличие лицензий на осуществление определенных видов работ; 3) отсутствие в отношении участника конкурса процесса реорганизации, ликвидации или процедуры банкротства; 4) отсутствие приостановки деятельности участника конкурса в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; 5) отсутствие у участника конкурса задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и государственные внебюджетные фонды, а также неурегулированной (просроченной) задолженности по заработной плате; 6) иные требования. 2.Конкурсная документация не должна содержать требования к участникам, необоснованно ограничивающие доступ кого-либо из них к участию в конкурсе, в том числе содержать указание на товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы или наименования мест происхождения товаров. 1.В случае, если в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти Ненецкого автономного округа или их должностных лиц частный партнер понес убытки, ему гарантируется возмещение понесенных убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2.Соглашение может быть изменено в целях обеспечения имущественных интересов частного партнера, существовавших на день подписания соглашения, в случаях: 1) существенного нарушения Ненецким автономным округом условий соглашения; 2) принятия решения или совершения органами исполнительной власти Ненецкого автономного округа действий (бездействия), препятствующих исполнению частным партнером своих обязательств по соглашению, включая необоснованное вмешательство в его хозяйственную деятельность; 3) обнаружения на предоставленном частному партнеру земельном участке обременений, информация о которых не была и не могла быть известна партнеру при заключении соглашения; 4) в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Собрания депутатов Губернатор Ненецкого автономного округа Ненецкого автономного округа И.В.КОШИН И.Г.ФЕДОРОВ
г. Нарьян-Мар
19 декабря 2011 года
N 83-ОЗ