-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Ненецкий автономный округ
Закон от 06 января 2005 года № 525-ОЗ
Об участии жителей Ненецкого автономного округа в охране общественного порядка
- Принят
- Собранием депутатов Ненецкого автономного округа
06 января 2005 года
В редакциях
-
от 04.07.2006 № 754-ОЗ,
-
от 04.10.2007 № 115-ОЗ,
-
от 29.06.2012 № 57-ОЗ.
Настоящий закон устанавливает правовые основы, принципы и формы добровольного участия жителей Ненецкого автономного округа в охране общественного порядка, оказании содействия органам внутренних дел.
1.Правовую основу участия жителей Ненецкого автономного округа в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Ненецкого автономного округа, настоящий закон и другие нормативные правовые акты Ненецкого автономного округа, муниципальных образований.
2.Участие жителей Ненецкого автономного округа в охране общественного порядка основывается на принципах законности, добровольности, гуманизма, уважения личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
3.Участие жителей Ненецкого автономного округа в охране общественного порядка осуществляется в пределах прав на необходимую оборону и действий в условиях крайней необходимости, установленных законодательством Российской Федерации. Наделение граждан дополнительными правами в связи с их участием в охране общественного порядка возможно только на основании законодательных актов Российской Федерации и принятых в соответствии с ними законов Ненецкого автономного округа.
К основным полномочиям органов государственной власти округа в сфере участия граждан в охране общественного порядка относятся:
а) законодательное закрепление основ участия граждан в охране общественного порядка;
б) установление гарантий социальной защиты гражданам, участвующим в охране общественного порядка;
в) решение иных вопросов, отнесенных Уставом округа к ведению и полномочиям органов государственной власти округа.
К основным полномочиям органов местного самоуправления в сфере участия граждан в охране общественного порядка относятся:
а) решение вопросов о создании народных дружин;
б) утверждение положений о народных дружинах;
в) осуществление руководства деятельностью народных дружин;
г) определение мероприятий по охране общественного порядка с участием народных дружин;
д) определение порядка взаимодействия народных дружин с правоохранительными органами;
е) установление единых образцов удостоверений и форменной одежды для народных дружинников;
ж) предоставление народным дружинникам права на бесплатный проезд в общественном транспорте;
з) установление дополнительных гарантий социальной защиты гражданам, участвующим в охране общественного порядка;
и) применение мер поощрения за участие в охране общественного порядка;
к) предоставление помещений и технических средств, необходимых для осуществления деятельности народных дружин;
л) осуществление контроля за деятельностью граждан, участвующих в охране общественного порядка.
Органы государственной власти округа, органы местного самоуправления, полиция оказывают жителям округа, участвующим в охране общественного порядка, всемерную поддержку, в том числе путем:
а) издания нормативных правовых актов, регламентирующих участие жителей округа и их объединений, муниципальных образований в охране общественного порядка;
б) обучения жителей округа правовым основам, формам и методам защиты и самозащиты от противоправных посягательств;
в) осуществления предусмотренных законодательством мер по обеспечению личной безопасности и социальной защиты жителей округа, оказывающих содействие полиции в охране общественного порядка;
г) предоставления информации, необходимой для участия граждан в охране общественного порядка;
д) морального и материального поощрения жителей округа и их объединений, участвующих в охране общественного порядка.
1.Каждый гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, имеет право принимать участие в охране общественного порядка в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ненецкого автономного округа.
2.Участие граждан в охране общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.
1.Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в следующих формах:
а) содействие полиции в пропаганде правовых знаний;
б) содействие полиции в профилактической работе с лицами, состоящими на учетах в ОВД, а также с другими лицами, склонными к совершению правонарушений;
в) содействие в работе по предупреждению детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
г) сотрудничество с полицией в качестве внештатных сотрудников полиции на внештатной основе;
д) содействие работе социальных педагогов в учебных заведениях, посещение учащихся по месту жительства и осуществление дежурства на мероприятиях, проводимых учебными заведениями;
е) иное участие в охране общественного порядка.
1.Коллективное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в следующих формах:
а) общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание помощи полиции в охране общественного порядка и безопасности граждан;
б) народные дружины.
2.Общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание помощи полиции, участвуют в охране общественного порядка в соответствии с действующим законодательством.
3.Народные дружины представляют собой добровольные формирования граждан, создаваемые для участия в охране общественного порядка. Деятельность народных дружин регулируется законодательством Российской Федерации, настоящим законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не имеют права осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции правоохранительных органов, выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, а также при отсутствии законных оснований - за дружинников народной дружины, создавать иные препятствия служебной деятельности правоохранительных органов, а также использовать права, предоставленные им настоящим законом, в корыстных или иных противоправных целях.
1.Народные дружины создаются по решению органов местного самоуправления и действуют в соответствии с настоящим законом, а также положением о народных дружинах. Народные дружины действуют как единая система формирований жителей муниципального образования, объединенных под руководством штаба народной дружины, в целях оказания содействия полиции в охране общественного порядка и безопасности граждан.
2.Положение о народных дружинах утверждается представительным органом местного самоуправления и определяет:
а) цели, задачи, виды деятельности народной дружины;
б) структуру и порядок формирования народной дружины;
в) порядок взаимодействия народной дружины с полицией;
г) условия и порядок приема в народную дружину и исключения из нее;
д) образцы удостоверений и форменной одежды народного дружинника.
3.С инициативой создания народной дружины в органы местного самоуправления вправе обратиться органы государственной власти, органы территориального самоуправления, инициативные группы граждан, руководители организаций и правоохранительных органов.
4.Не допускается создание народных дружин при общественных объединениях (в том числе политических партиях) и их органах, в организациях, а также создание и деятельность организационных структур политических партий и общественных объединений в народных дружинах.
1.Общее руководство деятельностью народных дружин осуществляют соответствующие органы местного самоуправления.
2.Непосредственное руководство деятельностью народных дружин осуществляют штабы народных дружин в порядке, установленном положением о народных дружинах.
Муниципальный штаб народной дружины создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утверждаемым представительным органом местного самоуправления. В его компетенцию входит решение общих вопросов организации и координации деятельности народной дружины.
Народные дружины совместно с полицией могут участвовать в обеспечении личной безопасности граждан, общественной безопасности, охране общественного порядка, обеспечении сохранности собственности физических и юридических лиц, в том числе в:
а) мероприятиях, проводимых полицией в целях предупреждения, раскрытия преступлений, пресечения административных правонарушений;
б) обеспечении безопасности дорожного движения;
в) проведении неотложных аварийно-спасательных и карантинных мероприятий в случаях стихийных бедствий, катастроф, эпидемий, эпизоотии и иных чрезвычайных ситуаций;
г) обеспечении пожарной безопасности, охране окружающей среды;
д) профилактической работе полиции с лицами, состоящими на учетах в ОВД, а также с другими лицами, склонными к совершению правонарушений предупреждении детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
1.Народный дружинник, участвуя в охране общественного порядка, обязан:
а) не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан;
б) не совершать действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;
в) в случае обнаружения событий или фактов, угрожающих личной безопасности граждан, общественной безопасности, общественному порядку, сообщать об этом в ближайший правоохранительный орган;
г) принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья, а также по охране места происшествия;
д) иметь при себе и предъявлять по требованию граждан или должностных лиц удостоверение установленного образца.
2.Народный дружинник, участвуя в охране общественного порядка совместно с сотрудниками полиции, имеет право:
а) требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступных действий, административных правонарушений;
б) принимать меры к сохранности, а в случае необходимости - к доставке в правоохранительные органы предметов, явившихся орудием совершения преступления и административного правонарушения;
в) участвовать в обеспечении безопасности дорожного движения;
г) бесплатно пользоваться для связи с правоохранительными органами телефонами и иными средствами связи организаций независимо от форм собственности (за исключением телефонов и других средств связи дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств в Российской Федерации), общественных объединений в случаях, не терпящих отлагательства;
д) утратил силу
е) осуществлять иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.
3.Народный дружинник, участвуя в охране общественного порядка совместно с сотрудниками полиции, обязан выполнять их законные распоряжения.
4.Народные дружинники в порядке, устанавливаемом соответствующими правоохранительными органами, должны проходить правовую и специальную подготовку, а также периодическую проверку на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.
Меры социальной защиты гражданам, участвующим в охране общественного порядка, устанавливаются федеральным и окружным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Организации, а также индивидуальные предприниматели вправе предоставлять своим работникам, участвующим в охране общественного порядка, дополнительный оплачиваемый отпуск и иные льготы в порядке, предусмотренном действующим законодательством, коллективными договорами, соглашениями, трудовым договором.
1.Органы государственной власти округа и органы местного самоуправления могут использовать различные формы поощрения граждан, участвующих в охране общественного порядка.
2.За особые заслуги в охране общественного порядка, проявленное при этом личное мужество и героизм, граждане могут представляться к государственным наградам Российской Федерации.
3.К дружинникам, недобросовестно относящимся к своим обязанностям либо совершившим проступок, по решению руководства дружины могут применяться следующие формы взыскания:
а) общественное порицание;
б) исключение из дружины.
Органы местного самоуправления устанавливают единые образцы удостоверений и форменной одежды народных дружинников, которые не должны быть аналогичными форменной одежде и знакам различия сотрудников правоохранительных органов.
1.Затраты органов местного самоуправления, связанные с выполнением настоящего закона, осуществляются за счет собственных средств.
Финансирование может осуществляться за счет средств, поступающих от организаций, общественных объединений, граждан, а также за счет иных поступлений, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
2.Органы местного самоуправления могут предоставлять народным дружинам, штабам народных дружин в безвозмездное пользование помещения и технические средства, необходимые для осуществления их деятельности.
Контроль за деятельностью граждан, участвующих в охране общественного порядка, осуществляют органы государственной власти округа и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий.
1.За неправомерные действия (бездействие) при исполнении обязанностей по охране общественного порядка народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
2.Вред, причиненный физическим или юридическим лицам неправомерными действиями (бездействием) народных дружинников, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
3.Неправомерные действия (бездействие) народных дружинников при исполнении обязанностей по охране общественного порядка могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.Неисполнение законных требований граждан, участвующих в охране общественного порядка и безопасности граждан, а также угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь и достоинство влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Настоящий закон Ненецкого автономного округа вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Председатель Собрания депутатов Глава администрации
Ненецкого автономного округа Ненецкого автономного округа
В.Ф.ГЛАЗУНОВА В.Я.БУТОВ
г. Нарьян-Мар
6 января 2005 года
N 525-ОЗ