Ненецкий автономный округ
Устав от 11 сентября 1995 года № 5

Устав Ненецкого автономного округа

Принят
Собранием депутатов Ненецкого автономного округа
11 сентября 1995 года
    В редакциях
  • от 05.02.1996 № 17-ОЗ,
  • от 07.03.1996 № 20-ОЗ,
  • от 09.08.1996 № 38-ОЗ,
  • от 04.10.1996 № 47-ОЗ,
  • от 17.10.1997 № 81-ОЗ,
  • от 17.12.1997 № 94-ОЗ,
  • от 06.02.1998 № 108-ОЗ,
  • от 30.03.1998 № 116-ОЗ,
  • от 19.04.1999 № 173-ОЗ,
  • от 03.02.2000 № 218-ОЗ,
  • от 31.03.2000 № 228-ОЗ,
  • от 09.10.2000 № 255-ОЗ,
  • от 07.12.2000 № 267-ОЗ,
  • от 28.04.2001 № 290-ОЗ,
  • от 04.01.2002 № 320-ОЗ,
  • от 08.03.2002 № 342-ОЗ,
  • от 06.01.2003 № 389-ОЗ,
  • от 07.02.2003 № 397-ОЗ,
  • от 28.01.2004 № 470-ОЗ,
  • от 10.05.2004 № 480-ОЗ,
  • от 28.06.2004 № 498-ОЗ,
  • от 08.10.2004 № 504-ОЗ,
  • от 22.10.2004 № 513-ОЗ,
  • от 06.01.2005 № 552-ОЗ,
  • от 27.05.2005 № 582-ОЗ,
  • от 06.10.2005 № 612-ОЗ,
  • от 02.11.2005 № 627-ОЗ,
  • от 01.12.2005 № 640-ОЗ,
  • от 28.03.2006 № 691-ОЗ,
  • от 08.06.2006 № 722-ОЗ,
  • от 02.10.2006 № 761-ОЗ,
  • от 24.11.2006 № 793-ОЗ,
  • от 18.12.2006 № 812-ОЗ,
  • от 19.12.2006 № 813-ОЗ,
  • от 21.05.2007 № 62-ОЗ,
  • от 21.06.2007 № 87-ОЗ,
  • от 14.12.2007 № 168-ОЗ,
  • от 27.05.2008 № 31-ОЗ,
  • от 26.11.2008 № 88-ОЗ,
  • от 27.01.2009 № 1-ОЗ,
  • от 01.07.2009 № 56-ОЗ,
  • от 19.04.2010 № 16-ОЗ,
  • от 02.11.2010 № 83-ОЗ,
  • от 12.04.2011 № 21-ОЗ,
  • от 01.07.2011 № 42-ОЗ,
  • от 29.06.2012 № 53-ОЗ,
  •  c изменениями
  • от 21.06.2007 № 87-ОЗ.
    Настоящий Устав является основным законом Ненецкого автономного округа - равноправного субъекта Российской Федерации. Устав - нормативный акт прямого действия, выражающий волю и интересы ненецкого и других народов, проживающих на территории округа, разработанный на основании Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года.
    Ненецкий автономный округ образован 15 июля 1929 года Постановлением Президиума ВЦИК на основе волеизъявления ненецкого народа.
    Территория округа составляет 176,7 тыс. кв. км. В ныне существующих границах округ граничит с Ямало-Ненецким автономным округом, Республикой Коми и Мезенским районом Архангельской области, с севера граница проходит по побережью Белого, Баренцева и Карского морей, включая прилежащие острова, не отнесенные к юрисдикции Архангельской области. Административным центром округа является г. Нарьян-Мар.
  1. Глава 1.Основы правового статуса округа

  2. Ненецкий автономный округ (далее округ) является равноправным субъектом Российской Федерации и обладает на своей территории всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения.
    Округ может иметь свои символы. Их описание и порядок официального использования устанавливаются законом округа.
    Статус округа определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
    Статус округа может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Ненецкого автономного округа в соответствии с федеральным конституционным законом.
    Объединение округа с другими субъектами Российской Федерации может быть осуществлено только на основе волеизъявления большинства граждан, проживающих в округе и обладающих избирательным правом.
    Административно-территориальное устройство округа устанавливается законом округа.
    В состав Ненецкого автономного округа входят следующие административно-территориальные единицы Ненецкого автономного округа:
    1) город окружного значения - Нарьян-Мар (административный центр Ненецкого автономного округа);
    2) район автономного округа - Заполярный;
    3) поселок городского типа районного значения (рабочий поселок) - Искателей;
    4) сельсоветы - Андегский (административный центр - деревня Андег); Великовисочный (административный центр - село Великовисочное); Канинский (административный центр - село Несь); Карский (административный центр - поселок Усть-Кара); Колгуевский (административный центр - поселок Бугрино); Коткинский (административный центр - село Коткино); Малоземельский (административный центр - поселок Нельмин-Нос); Омский (административный центр - село Ома); Пешский (административный центр - село Нижняя Пеша); Приморско-Куйский (административный центр - поселок Красное); Пустозерский (административный центр - село Оксино); Тельвисочный (административный центр - село Тельвиска); Тиманский (административный центр - поселок Индига); Хорей-Верский (административный центр - поселок Хорей-Вер); Хоседа-Хардский (административный центр - поселок Харута); Шоинский (административный центр - село Шойна); Юшарский (административный центр - поселок Каратайка);
    5) сельские населенные пункты - деревня Андег, село Великовисочное, деревня Лабожское, деревня Пылемец, деревня Тошвиска, деревня Щелино, село Несь, деревня Чижа, деревня Мгла, поселок Усть-Кара, поселок Бугрино, село Коткино, поселок Нельмин-Нос, село Ома, деревня Вижас, деревня Снопа, село Нижняя Пеша, деревня Белушье, деревня Верхняя Пеша, деревня Волоковая, деревня Волонга, поселок Красное, деревня Куя, деревня Осколково, деревня Черная, село Оксино, поселок Хонгурей, деревня Каменка, село Тельвиска, деревня Макарово, деревня Устье, поселок Индига, поселок Выучейский, поселок Хорей-Вер, поселок Харьягинский, поселок Харута, село Шойна, деревня Кия, поселок Каратайка, поселок Варнек, поселок Амдерма, деревня Екуша.
    Правовую основу округа составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и округа, настоящий Устав и иные нормативные правовые акты, принимаемые в установленном порядке.
    Правовые законодательные акты округа не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и Уставу округа.
    До принятия федеральных законов, определяющих основы правового регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, округ вправе принимать законы и иные нормативные акты по предметам совместного ведения самостоятельно. После принятия федерального закона по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации правовые акты округа приводятся в соответствие с федеральным законом в срок, установленный федеральным законодательством.
    Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы округа подлежат государственной защите на территории Ненецкого автономного округа.
    Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации также являются частью правовой системы округа. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законодательными актами округа, то применяются правила международного договора.
    Часть первая исключена.
    Граждане, проживающие на территории Ненецкого автономного округа, осуществляют свои права непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления округа.
    Выборы и референдумы организует и проводит избирательная комиссия Ненецкого автономного округа в соответствии с компетенцией, установленной федеральными и окружными законами.
    Избирательная комиссия округа состоит из 10 членов с правом решающего голоса.
    Абзац утратил силу.
    Систему органов государственной власти Ненецкого автономного округа составляют: высший законодательный (представительный) орган государственной власти округа - Собрание депутатов Ненецкого автономного округа (далее - Собрание депутатов, окружное Собрание).
    Высший исполнительный орган государственной власти округа - Администрация Ненецкого автономного округа (далее - Администрация округа). Губернатор Ненецкого автономного округа является главой Администрации округа и возглавляет Администрацию Ненецкого автономного округа (далее - губернатор округа).
    Наименования "губернатор Ненецкого автономного округа" и "глава Администрации Ненецкого автономного округа" являются равнозначными.
    Иные органы государственной власти Ненецкого автономного округа, образуемые в соответствии с настоящим Уставом.
    Полномочия органов государственной власти Ненецкого автономного округа устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Ненецкого автономного округа и могут быть изменены только путем внесения соответствующих изменений в указанные нормативные правовые акты.
    Судебная власть в Ненецком автономном округе осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами.
    Органы государственной власти округа несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими устава, законов и иных нормативных правовых актов округа и осуществляемой ими деятельности.
    В случае принятия органами государственной власти округа нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти несут ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
  3. Глава 2.Развитие институтов непосредственной демократии на территории округа

  4. Населению округа обеспечивается право на участие в окружном и местных референдумах, на обсуждение важнейших вопросов жизни округа, на обсуждение правовых актов Собрания депутатов, на коллективные обращения к Собранию депутатов и администрации округа об осуществлении законодательных, исполнительных мер по вопросам, затрагивающим интересы населения.
    Органы государственной власти округа, органы местного самоуправления и должностные лица рассматривают обращения граждан в порядке, установленном федеральным и окружным законодательством.
    Население округа осуществляет народную инициативу путем внесения в Собрание депутатов предложений для рассмотрения на референдуме или на сессии Собрания от имени трудовых коллективов или групп избирателей.
    Собрание депутатов, администрация округа, органы местного самоуправления информируют население о социально-экономическом положении округа, территории местного самоуправления, о принятых решениях, не реже одного раза в год отчитываются о своей деятельности через средства массовой информации или непосредственно перед населением.
  5. Глава 3.Предметы ведения и полномочия ненецкого автономного округа

  6. Предметы ведения и полномочия округа определяются в соответствии с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти округа.
    1.Полномочия, осуществляемые органами государственной власти Ненецкого автономного округа по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями.
    2.Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Ненецкого автономного округа округ обладает всей полнотой государственной власти на своей территории.
    3.Органы исполнительной власти округа могут принимать отдельные полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также передавать им осуществление части своих полномочий на основании соглашений, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
    Органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными полномочиями Ненецкого автономного округа на основании законов округа с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
    4.Для оказания содействия государственным органам, органам государственной власти округа в осуществлении их полномочий за пределами Ненецкого автономного округа могут создаваться представительства Ненецкого автономного округа в иных субъектах Российской Федерации.
    1.Для решения важных вопросов жизни округа, относящихся к ведению округа, проводится окружной референдум.
    2.На окружной референдум не могут быть вынесены вопросы: о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти округа, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти округа либо об отсрочке указанных выборов; о персональном составе органов государственной власти округа; об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; о принятии или об изменении окружного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств округа; о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
    3.Порядок подготовки и проведения окружного референдума регулируется Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и законом округа "О референдуме Ненецкого автономного округа".
  7. Глава 4.Гарантии социальных прав и интересов ненецкого народа

  8. Органы государственной власти и управления округа признают и гарантируют права ненецкого народа на сохранение и развитие уклада жизни, культуры, языка, среды обитания, ведения традиционных отраслей хозяйствования в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральным и окружным законодательством, создают для этого экономические и правовые условия, осуществляют политику протекционизма.
    Ненецкий и другие коренные малочисленные народы Севера участвуют в осуществлении власти на уровне округа и на местах путем представительства в органах государственной власти и управления округа, а также в иных формах непосредственной демократии в порядке, предусмотренном окружным законодательством.
    Вопросы социально-экономического развития ненецкого народа органы государственной власти и управления округа решают с участием ассоциации ненецкого народа "Ясавэй".
    Меры по социальной защите ненецкого народа в равной мере распространяются на представителей других народов, занимающихся традиционными видами хозяйствования на территории округа.
    С целью сохранения и развития исторически сложившихся и обеспечивающих неистощительное природопользование способов использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов, а также самобытной культуры ненецкого и других малочисленных народов Севера образуются территории традиционного природопользования.
    Правовое регулирование отношений в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования осуществляется федеральным законодательством, а также законами и иными нормативными правовыми актами Ненецкого автономного округа.
    При пользовании недрами в местах проживания ненецкого и других малочисленных народов Севера часть платежей, поступающих в бюджет округа, используется для социально-экономического развития этих народов.
  9. Глава 5.Законодательная (представительная) власть в округе

  10. Высшим органом законодательной (представительной) власти округа является Собрание депутатов - окружное Собрание. Окружное Собрание является постоянно действующим и единственным органом законодательной (представительной) власти Ненецкого автономного округа.
    Собрание депутатов состоит из 15 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом Ненецкого автономного округа.
    Собрание депутатов обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
    Депутаты, работающие на постоянной основе, образуют собой Палату законодательных предположений, Положение о которой утверждается Собранием депутатов.
    Окружное Собрание избирает из числа депутатов на срок своих полномочий Комитеты для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Собрания, для содействия проведению в жизнь его решений, а также образует постоянные или временные комиссии.
    Порядок работы и полномочия Комитетов и комиссий определяются положениями о них.
    1.Выборы депутатов в окружное Собрание осуществляются гражданами Российской Федерации, достигшими 18-летнего возраста, обладающими активным избирательным правом и проживающими на территории округа.
    2.Выборы депутатов проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
    3.Выборы депутатов в Собрание депутатов Ненецкого автономного округа являются обязательными и проводятся с периодичностью один раз в 5 лет. Дату выборов назначает Собрание депутатов своим постановлением. Решение о назначении выборов должно быть принято в сроки, определенные федеральным и окружным законами. Если Собрание депутатов не назначит дату проведения очередных выборов, то выборы назначаются уполномоченным органом в соответствии с окружным законом "О выборах депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа".
    1.Депутатом окружного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, обладающий пассивным избирательным правом.
    2.В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
    3.Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.
    4.В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
    5.Депутат не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
    6.Депутат, осуществляющий свою деятельность на профессиональной постоянной основе, не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.
    Права и обязанности депутата окружного Собрания, гарантии его деятельности, а также условия прекращения его полномочий определяются настоящим Уставом и законом округа о статусе депутата окружного Собрания.
    Вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения деятельности Собрания депутатов решаются окружным Собранием самостоятельно.
    Расходы на обеспечение деятельности Собрания депутатов предусматриваются в бюджете Ненецкого автономного округа отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
    1.Собрание депутатов Ненецкого автономного округа:
    а) принимает Устав округа и поправки к нему;
    б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения округа и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий округа;
    б1) утратил силу.
    в) заслушивает ежегодный отчет губернатора округа о своей деятельности и деятельности Администрации округа, в том числе по вопросам, поставленным Собранием депутатов;
    в1) заслушивает ежегодный доклад губернатора округа о социально-экономическом положении в округе, включающий основные направления бюджетной и налоговой политики округа;
    г) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Ненецкого автономного округа.
    2.Законом округа:
    а) утверждается бюджет округа и отчет о его исполнении, представленные губернатором округа;
    б) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории округа;
    в) утверждаются программы социально-экономического развития округа, представленные губернатором округа;
    г) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъектов Российской Федерации, а также порядок их взимания;
    д) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов округа и отчеты об их исполнении;
    е) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью округа, в том числе долями (паями, акциями) округа в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
    ж) утверждаются заключение и расторжение договоров округа;
    з) устанавливается порядок назначения и проведения окружного референдума;
    и) устанавливаются порядок проведения выборов в Собрание депутатов, порядок проведения выборов губернатора округа и порядок отзыва губернатора округа;
    к) устанавливается административно-территориальное устройство округа и порядок его изменения;
    л) устанавливается система исполнительных органов государственной власти округа;
    м) исключен - Закон НАО от 28.03.2006 N 691-ОЗ;
    н) устанавливается перечень и порядок использования объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятников истории и культуры окружного значения;
    о) устанавливается порядок предоставления юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством;
    п) устанавливается компетенция Собрания депутатов и администрации округа в сфере приватизации объектов окружной собственности;
    р) устанавливается порядок выпуска и условия размещения государственных ценных бумаг в соответствии с федеральным законодательством;
    с) устанавливаются льготы по федеральным налогам в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, и в части, поступающей в окружной бюджет;
    т) создаются и упраздняются должности мировых судей и уставной суд Ненецкого автономного округа;
    у) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами округа к ведению и полномочиям округа.
    3.Постановлением Собрания депутатов округа:
    а) принимается регламент Собрания депутатов и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;
    а1) утратил силу.
    б) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица округа, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией РФ, федеральными законами и Уставом округа;
    в) назначаются выборы в Собрание депутатов, выборы губернатора округа и голосование по отзыву губернатора округа;
    г) назначается окружной референдум в случаях, предусмотренных законом округа;
    д) оформляется решение о недоверии (доверии) губернатору округа, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти округа, должностным лицам округа, в назначении на должность которых Собрание депутатов принимало участие в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами округа;
    е) утверждается соглашение об изменении границ округа;
    ж) одобряется проект договора о разграничении полномочий;
    з) назначаются на должность судьи уставного суда округа мировые судьи округа, представители общественности в квалификационной коллегии судей Ненецкого автономного округа;
    и) утверждается проект сметы расходов Собрания депутатов и отчет об исполнении сметы расходов Собрания депутатов;
    к) назначается половина состава избирательной комиссии округа;
    л) принимается решение по запросам и обращениям депутатов Собрания депутатов;
    м) согласовывается назначение губернатором округа первого заместителя главы Администрации округа, заместителей главы Администрации округа, руководителей органов исполнительной власти округа в области социальной защиты населения, управления финансами;
    н) принимается решение об осуществлении права законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
    о) согласовывается назначение на должность прокурора округа;
    п) принимается решение о досрочном прекращении полномочий Собрания депутатов;
    р) исключен.
    с) избирается и освобождается от должности председатель Собрания депутатов, его заместители; образуются комитеты и комиссии и избираются их руководители; избираются другие должностные лица Собрания депутатов;
    т) назначаются (избираются) и освобождаются (отзываются) представители Собрания депутатов;
    у) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами округа к ведению Собрания депутатов;
    ф) принимается решение о досрочном прекращении полномочий представителя общественности в квалификационной коллегии судей Ненецкого автономного округа.
    4.Собрание депутатов в пределах и формах, установленных Уставом и законами округа:
    а) осуществляет, наряду с другими уполномоченными на то органами, контроль за соблюдением и исполнением законов округа, исполнением окружного бюджета, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов округа, соблюдением установленного порядка распоряжения окружной собственностью;
    б) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ. федеральными законами, Уставом и законами округа.
    5.Полномочия Собрания депутатов не могут быть переданы другим органам государственной власти, органам местного самоуправления или должностным лицам.
    Собрание депутатов является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной (представительной) власти округа.
    Основной формой работы Собрания депутатов является сессия. Сессия правомочна, если в ее работе принимают участие не менее двух третей от установленного числа депутатов Собрания депутатов.
    Избранное в правомочном составе Собрание депутатов созывается на свое первое заседание председателем Собрания депутатов предыдущего созыва не позднее тридцати дней со дня голосования.
    Собрание депутатов является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
    1.Собрание депутатов избирает из числа депутатов председателя и его заместителей. Председатель Собрания депутатов и его заместители избираются тайным голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов Собрания.
    2.Председатель и его заместители подотчетны Собранию депутатов и могут быть освобождены от должности по результатам тайного голосования простым большинством голосов от числа избранных депутатов Собрания.
    3.Председатель Собрания депутатов, а в его отсутствие заместитель председателя, представляет окружное Собрание в отношениях с населением, органами государственной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех организационно-правовых форм, общественными объединениями, в том числе зарубежными; подписывает законы, постановления Собрания депутатов, протоколы сессий.
    4.Председатель Собрания депутатов, его заместители вправе подать в отставку. В случае непринятия Собранием депутатов отставки председатель Собрания, его заместители вправе сложить свои полномочия по истечении двух месяцев после подачи заявления.
    5.Порядок избрания, отставки и освобождения от должности председателя Собрания и его заместителей определяется Регламентом Собрания депутатов.
    1.Собрание депутатов принимает законы округа, и постановления Собрания депутатов, а также осуществляет контроль за их исполнением.
    Постановления Собрания депутатов, имеющие нормативный характер, подлежат обязательному опубликованию в официальных печатных изданиях Ненецкого автономного округа.
    2.Законы округа, принимаемые Собранием депутатов, принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов. Постановления Собрания депутатов принимаются большинством голосов от избранного числа депутатов.
    3.Закон не может быть принят, если его проект не был рассмотрен соответствующими комиссией или комитетом Собрания депутатов.
    4.Проект закона округа рассматривается Собранием депутатов не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона, положения оформляется постановлением Собрания депутатов. В некоторых случаях по решению Собрания депутатов закон может быть принят сразу в двух чтениях на одной сессии.
    1.Право законодательной инициативы в Собрании депутатов принадлежит депутату окружного Собрания, губернатору округа, представительным органам местного самоуправления, прокуратуре Ненецкого автономного округа. Право законодательной инициативы по вопросам их ведения принадлежит избирательной комиссии Ненецкого автономного округа, суду Ненецкого автономного округа, а также ассоциации ненецкого народа "Ясавэй".
    2.Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств округа, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств окружного бюджета, рассматриваются Собранием депутатов по представлению губернатора округа либо при наличии заключения указанного лица. Данное заключение представляется в Собрание депутатов в срок не более двадцати одного календарного дня с момента поступления запроса о предоставлении заключения.
    3.Законопроекты, внесенные в Собрание депутатов губернатором округа, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
    1.Законы Ненецкого автономного округа, принятые Собранием депутатов, направляются Собранием депутатов для обнародования губернатору округа в течение семи календарных дней.
    2.Губернатор округа обязан обнародовать Устав, закон округа, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон (за исключением закона о внесении поправок в Устав округа) в десятидневный срок с момента поступления указанного закона. В случае отклонения закона губернатором округа отклоненный закон возвращается в Собрание депутатов с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.
    3.В случае отклонения губернатором округа закона округа указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
    4.Окружной закон, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен губернатором округа и подлежит обнародованию в семидневный срок.
    5.Утратила силу.
    6.Устав и закон округа вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты Ненецкого автономного округа по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
    7.Официальным опубликованием окружного закона или иного нормативного правового акта Ненецкого автономного округа считается первая публикация его полного текста в официальных печатных изданиях Ненецкого автономного округа.
    8.Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы округа подлежат государственной защите на территории Ненецкого автономного округа.
    1.Полномочия Собрания депутатов могут быть прекращены досрочно в случае:
    а) принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном Уставом или законом округа, не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов;
    б) роспуска указанного органа губернатором округа по основаниям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи;
    в) вступления в силу решения соответствующего суда о неправомочности данного состава депутатов Собрания депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
    г) роспуска указанного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
    2.Губернатор округа вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Собрания депутатов в случае принятия данным органом Устава и закона округа, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Уставу округа, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Собрание депутатов не устранило их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
    2.1.Губернатор округа вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Собрания депутатов в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что избранное в правомочном составе Собрание депутатов в течение трех месяцев подряд не проводило сессию.
    Губернатор округа вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий вновь избранного в правомочном составе Собрания депутатов в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что Собрание депутатов в течение трех месяцев со дня его избрания в правомочном составе не проводило сессию.
    Губернатор округа вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Собрания депутатов в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения соответствующего суда.
    3.Решение губернатора округа о досрочном прекращении полномочий Собрания депутатов принимается в форме постановления.
    4.В случае досрочного прекращения полномочий Собрания депутатов или депутатов Собрания депутатов, влекущего за собой неправомочность Собрания депутатов, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
  11. Глава 6.Исполнительная власть в округе

  12. Губернатор округа является высшим должностным лицом Ненецкого автономного округа.
    Правовой статус губернатора округа устанавливается Уставом округа и окружным законом.
    Администрация округа является высшим исполнительным органом государственной власти Ненецкого автономного округа.
    Губернатор округа возглавляет Администрацию округа.
    Администрация округа является постоянно действующим коллегиальным органом, возглавляющим систему органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа.
    Правовой статус, порядок формирования, основы организации и деятельности Администрации округа устанавливаются настоящим Уставом и окружным законом.
    Администрация округа обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
    Финансирование Администрации округа и возглавляемых ею органов исполнительной власти округа осуществляется за счет средств бюджета округа, предусмотренных отдельной статьей.
    Состав Администрации округа формируется губернатором округа.
    Абзац утратил силу.
    Губернатор округа не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности Ненецкого автономного округа, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Ограничения, установленные настоящим абзацем в части, касающейся замещения должностей федеральной государственной службы, не применяются в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации.
    Губернатор округа не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
    Губернатор округа не вправе отказаться от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
    1.Губернатор округа избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Ненецкого автономного округа и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
    Губернатором округа может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.
    2.Губернатор округа избирается на срок пять лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Срок полномочий губернатора округа исчисляется со дня его вступления в должность.
    Выборы губернатора округа назначаются и проводятся в соответствии с федеральным законом и законом округа.
    3.При вступлении в должность губернатор округа приносит следующую присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации, Уставу округа:
    "Вступая в должность губернатора Ненецкого автономного округа, клянусь соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы Ненецкого автономного округа, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, уважать и охранять права человека и гражданина, приложить все знания и силы для повышения благосостояния жителей Ненецкого автономного округа, верно служить народу и Конституции Российской Федерации".

    Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Собрания депутатов, членов избирательной комиссии округа, глав муниципальных образований и других приглашенных.
    Губернатор округа считается вступившим в должность с момента принесения присяги.
    4.Губернатор округа издает постановление о своем вступлении в должность.
    В случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", обязанности губернатора округа исполняет временно исполняющий обязанности губернатора округа, назначенный Президентом Российской Федерации, который не имеет права распускать Собрание депутатов округа, вносить предложения об изменении Устава округа, по собственной инициативе расторгать служебные контракты с заместителями главы администрации округа и руководителями органов исполнительной власти округа, осуществлять реорганизацию администрации округа.
    Администрация округа состоит из:
    губернатора округа, первого заместителя главы Администрации округа, заместителей главы Администрации округа, руководителей органов исполнительной власти округа в области социальной защиты населения, управления финансами, управления государственным имуществом округа.
    Система исполнительных органов государственной власти округа устанавливается законом округа.
    Администрация Ненецкого автономного округа является высшим исполнительным органом государственной власти Ненецкого автономного округа.
    Для оперативного руководства соответствующей отраслью хозяйства либо для осуществления функций межотраслевого управления, а также контрольных функций создаются иные исполнительные органы государственной власти округа.
    Структура исполнительных органов государственной власти округа определяется губернатором округа в соответствии с настоящим Уставом и законом округа.
    Полномочия и порядок деятельности иных органов исполнительной государственной власти округа определяются положениями о них, утверждаемыми Администрацией округа.
    Иные органы исполнительной государственной власти округа могут наделяться правами юридического лица в соответствии с законами округа и (или) положениями, регламентирующими деятельность указанных органов.
    Собрание депутатов вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа, должностным лицам округа, в назначении на должность которых Собрание депутатов принимало участие в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами округа.
    1.Губернатор округа:
    а) представляет Ненецкий автономный округ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени округа в соответствии с настоящим Уставом и законом округа;
    а1) обладает правом законодательной инициативы в Собрании депутатов Ненецкого автономного округа;
    б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые Собранием депутатов;
    в) исключен.
    г) назначает по согласованию с Собранием депутатов первого заместителя главы Администрации округа, заместителей главы Администрации округа, руководителей органов исполнительной власти округа в области социальной защиты населения, управления финансами;
    д) вносит на рассмотрение федеральных органов исполнительной власти проекты актов, принятие которых находится в их компетенции;
    е) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти округа с иными органами государственной власти округа и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти округа с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
    ж) ежегодно представляет Собранию депутатов проект окружного бюджета, а также отчет об исполнении окружного бюджета;
    з) ежегодно, до 1 апреля, представляет Собранию депутатов отчет о своей деятельности и деятельности Администрации округа, в том числе по вопросам, поставленным Собранием депутатов;
    з1) представляет Собранию депутатов ежегодный доклад о социально-экономическом положении в округе, включающий основные направления бюджетной и налоговой политики;
    и) осуществляет меры по обеспечению законности, защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
    к) организует разработку проектов соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, межрегиональных и иных договоров (соглашений) с участием Ненецкого автономного округа как субъекта Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством, представляет их на утверждение в Собрание депутатов и подписывает от имени округа;
    л) формирует администрацию в соответствии с законодательством округа и принимает решение об отставке администрации округа;
    м) вправе требовать созыва внеочередного заседания Собрания депутатов, а также созывать вновь избранное Собрание депутатов на первое заседание ранее срока, установленного для этого Собранию депутатов Уставом округа;
    н) вправе участвовать в работе Собрания депутатов с правом совещательного голоса;
    о) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Уставом и законами округа.
    Губернатор округа при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы округа, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
    2.Администрация округа разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ненецкого автономного округа, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии.
    Администрация округа:
    а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
    б) разрабатывает для представления губернатором округа в Собрание депутатов проект окружного бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития округа;
    (редакции закона НАО от 02.11.2010 N 83-ОЗ)
    в) обеспечивает исполнение окружного бюджета и готовит отчет об исполнении окружного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития округа для представления их губернатором округа в Собрание депутатов;
    г) формирует иные органы исполнительной власти округа в соответствии с настоящим Уставом и законом округа;
    д) управляет и распоряжается собственностью округа в соответствии с окружными законами, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление округу в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
    е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу, законам и иным нормативным правовым актам округа, а также вправе обратиться в суд;
    ж) исключен.
    з) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом и законами округа, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
    1.Губернатор округа на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов округа издает постановления и распоряжения.
    2.Акты губернатора округа и акты администрации округа, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в Ненецком автономном округе.
    3.Акты губернатора округа, акты администрации округа не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу и законам округа.
    4.Акты губернатора округа, акты администрации округа, носящие нормативно-правовой характер, подлежат обязательному опубликованию в официальных печатных изданиях Ненецкого автономного округа.
    1.В случаях, когда губернатор округа временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет первый заместитель губернатора округа, назначенный в установленном порядке, в соответствии с письменно оформленным распоряжением губернатора округа, за исключением случая, предусмотренного пунктом 9.1 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
    2.При исполнении обязанностей в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, первый заместитель главы администрации округа осуществляет полномочия губернатора округа в полном объеме, за исключением полномочий, предусмотренных пунктами "б" , "г" , "з" , "л" , "м" части 1 статьи 37 Устава округа, а также:
    а) распускать Собрание депутатов округа;
    б) вносить предложения об изменении Устава округа;
    в) выдвигать инициативу проведения референдума Ненецкого автономного округа;
    г) назначать члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от администрации округа;
    д) по собственной инициативе расторгать служебные контракты с заместителями главы администрации округа;
    е) осуществлять реорганизацию администрации округа.
    3.В случаях, когда губернатор округа находится в командировке, он в полном объеме исполняет свои обязанности.
    При этом правовые и иные акты администрации округа могут подписываться одним из заместителей главы администрации округа в соответствии с письменно оформленным распоряжением губернатора округа.
    1.Полномочия губернатора округа округа прекращаются досрочно в случаях:
    а) его смерти;
    б) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Собранием депутатов;
    в) его отставки по собственному желанию;
    г) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
    д) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
    е) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
    ж) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
    з) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
    и) исключен.
    к) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации, в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
    л) его отзыва избирателями, зарегистрированными на территории округа, на основании и в порядке, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и принятым в соответствии с ним законом округа.
    2.Собрание депутатов вправе выразить недоверие губернатору округа в случае:
    издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу и законам округа, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а губернатор округа не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
    установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов округа, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.
    ненадлежащего исполнения губернатором округа своих обязанностей.
    3.Решение Собрания депутатов о недоверии губернатору округа принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.
    4.Решение Собрания депутатов о недоверии губернатору округа направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении губернатора округа от должности. Решение Президента Российской Федерации об отрешении губернатора округа от должности влечет за собой отставку администрации округа.
    5.В случае отставки администрации округа, предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи, она продолжает действовать до сформирования нового состава администрации округа.
    6.Утратила силу.
    7.Утратила силу.
    8.Утратила силу.
  13. Глава 7.Взаимоотношения собрания депутатов, губернатора округа, администрации округа и органов исполнительной власти округа

  14. 1.В соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную Собрание депутатов и администрация округа осуществляют свои полномочия самостоятельно.
    2.Собрание депутатов и администрация округа взаимодействуют в установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и окружным законом формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития Ненецкого автономного округа и в интересах его населения.
    3.Нормативные правовые акты губернатора округа, Администрации округа, иных органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа направляются в Собрание депутатов в семидневный срок со дня их принятия.
    4.Собрание депутатов вправе обратиться к губернатору округа или в органы исполнительной власти округа с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в акты, указанные в пункте 3 настоящей статьи, либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных нормативных правовых актов.
    5.Губернатор округа вправе обратиться в Собрание депутатов с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Собрания депутатов либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке.
    1.Собрание депутатов направляет губернатору округа планы законопроектной работы и проекты законов округа с материалами к ним.
    2.Законопроекты, за исключением законопроектов, перечисленных в статье 29 настоящего Устава, могут быть рассмотрены Собранием депутатов без отзывов губернатора округа на них, если отзывы, предложения, замечания не были представлены в десятидневный срок с момента поступления законопроектов.
    3.Для работы над законопроектами могут создаваться общие рабочие группы, состоящие как из представителей губернатора округа, так и из депутатов окружного Собрания.
    Споры между Собранием депутатов и администрацией округа по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, Уставом округа и окружным законом, либо в судебном порядке.
    Устав, законы и иные нормативные правовые акты округа, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории округа органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами Ненецкого автономного округа.
    На заседаниях Собрания депутатов и его органов вправе присутствовать, выступать, предлагать проекты решений и поправки к ним руководители органов исполнительной власти округа или лица, уполномоченные ими.
    На заседаниях органов исполнительной власти округа вправе присутствовать депутаты либо по поручению Собрания депутатов или его председателя работники аппарата Собрания депутатов.
    Депутаты окружного Собрания пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами исполнительной власти округа.
    Осуществляя взаимодействие с Собранием депутатов, губернатор округа вправе:
    а) участвовать в открытых и закрытых заседаниях Собрания депутатов;
    б) вносить предложения о созыве внеочередной сессии;
    в) предлагать вопросы в повестку дня заседания Собрания депутатов;
    г) вносить на рассмотрение Собрания депутатов проекты правовых (законодательных) актов округа.
  15. Глава 8.Местное самоуправление в округе

  16. 1.Местное самоуправление в округе обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
    2.Местное самоуправление в округе осуществляется гражданами путем референдума, выборов, сходов, собраний, а также через выборные представительные и другие выборные или формируемые органы, образованные в соответствии с окружными законами и уставом муниципального образования.
    3.Общие принципы организации местного самоуправления в Ненецком автономном округе определяются федеральным и окружным законодательством с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.
    4.Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
    5.Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
    Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    Собрание депутатов округа и администрация округа не вправе препятствовать самостоятельному осуществлению полномочий органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью.
    1.Местное самоуправление осуществляется на всей территории Ненецкого автономного округа: в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах.
    2.Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами округа в соответствии с требованиями, предусмотренными федеральным законодательством.
    3.Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.
    Органами местного самоуправления в округе являются выборные представительные органы, выборные или формируемые исполнительные органы и другие.
    Выборы органов местного самоуправления являются обязательными и проводятся с периодичностью, установленной окружным законом и уставом муниципального образования. Назначает очередные выборы представительный орган местного самоуправления. Решение о назначении выборов должно быть принято в сроки, определенные федеральным и окружным законами. Если представительный орган местного самоуправления не назначит дату проведения очередных выборов, то выборы назначаются уполномоченным органом в соответствии с федеральным и окружным законами.
    В поселениях непосредственно населением может осуществляться территориальное общественное самоуправление посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
    Организация местного самоуправления, полномочия, порядок работы органов местного самоуправления в Ненецком автономном округе регулируются федеральным и окружным законодательством, муниципальными правовыми актами.
    Собрание депутатов, администрация округа не вправе ограничивать права местного самоуправления округа, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
  17. Глава 9.Экономическая и финансовая основы округа

  18. Экономическую основу округа составляют находящиеся в собственности округа имущество, средства окружного бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также имущественные права округа.
    Права всех собственников защищаются равным образом.
    Приобретение и прекращение прав собственности, а также владения, пользования и распоряжения имуществом устанавливаются действующим законодательством.
    Собственность округа является формой государственной собственности в Российской Федерации.
    От имени округа права собственника осуществляют органы государственной власти округа в рамках их компетенции, установленной нормативными правовыми актами округа.
    Абзац исключен.
    Абзац утратил силу.
    В собственности округа могут находиться земельные участки, горные отводы, природные объекты (водоемы, леса и другое), объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, имеющие окружное значение, предприятия и объединения, учреждения народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, науки и культуры, другие учреждения, созданные или приобретенные за счет средств округа, в том числе на долевых началах, или переданные округу от других органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, ценные бумаги и иные финансовые активы.
    Округ вправе создавать или приобретать имущество за пределами округа, в том числе в иных государствах.
    Администрация округа осуществляет управление и распоряжение объектами собственности округа в пределах, установленных федеральным и окружным законодательством.
    Администрация округа вправе отчуждать, а также передавать объекты, находящиеся в собственности округа, во временное или постоянное владение и пользование, сдавать их в аренду, в том числе иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам), в порядке и пределах, предусмотренных федеральным и окружным законодательством.
    Земля, недра и другие природные ресурсы округа являются основой жизнедеятельности населения округа, проживающего на соответствующей территории.
    Предоставление и изъятие земель, других природных ресурсов, находящихся в собственности округа в местах исторически традиционного проживания ненецкого и других малочисленных народов Севера, для целей, не связанных с их хозяйственной деятельностью, осуществляется по согласованию с органами местного самоуправления соответствующей территории либо на основании местного референдума.
    Распоряжение недрами на территории округа является предметом совместного ведения Российской Федерации и округа и осуществляется в соответствии с федеральным и окружным законодательством.
    Земля в округе может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности, определенных федеральным и окружным законодательством.
    Владение, пользование и распоряжение землей не должно наносить ущерба земле, окружающей среде, а также нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.
    Собрание депутатов и администрация округа совместно с органами местного самоуправления разграничивают объекты собственности округа на объекты окружной собственности и объекты муниципальной собственности и определяют условия управления ими и их использования.
    Правовой режим имущества, являющегося собственностью Российской Федерации и ее субъектов, находящегося на территории округа, определяется законами Российской Федерации.
    Правовой режим имущества, являющегося собственностью зарубежных государств, иностранных юридических и физических лиц, находящегося на территории округа, определяется федеральными законами и международными договорами.
    Органы государственной власти округа осуществляют контроль за эффективным размещением производственных и социальных объектов, рациональным использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды, осуществляют меры, направленные на привлечение и защиту иностранных инвестиций.
    Субъекты хозяйственной деятельности на территории округа могут осуществлять любые виды деятельности, за исключением запрещенных действующим законодательством.
    Абзац утратил силу.
    Абзац исключен.
    1.Ненецкий автономный округ имеет собственный бюджет.
    2.Формирование, утверждение, исполнение окружного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами государственной власти округа самостоятельно с соблюдением требований федерального и окружного законодательства.
    1.Доходная часть окружного бюджета формируется за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных поступлений.
    2.Утратила силу.
    3.Для сбалансирования окружного бюджета могут привлекаться заемные средства.
    4.Доходы окружного бюджета, полученные дополнительно в ходе его исполнения, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходной части бюджета или экономии в расходах, изъятию не подлежат.
    1.Расходы бюджета округа осуществляются за счет его собственных доходов, а также дотаций, субсидий и субвенций, полученных из федерального бюджета.
    2.Органы государственной власти округа самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации определяют направления расходования средств окружного бюджета.
    3.Органы государственной власти округа содействуют сбалансированности местных бюджетов в соответствии с федеральным и окружным законодательством.
    1.Счетная палата Ненецкого автономного округа является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образованным Собранием депутатов, и подотчетна ему.
    2.Полномочия, состав и порядок деятельности Счетной палаты Ненецкого автономного округа определяются законом округа.
  19. Глава 10.Судебная власть в округе

  20. 1.Органами судебной власти в округе являются федеральные суды, учрежденные и действующие на территории округа в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, и мировые судьи округа.
    2.Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом округа.
    Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законом округа.
    3.В соответствии с федеральным конституционным законом в округе может быть образован уставной суд Ненецкого автономного округа.
    Порядок организации и деятельности уставного суда Ненецкого автономного округа определяется законом округа.
  21. Глава 11.Прокуратура, нотариат, адвокатура и охрана порядка в округе

  22. 1.Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры округа определены Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
    2.Прокурор Ненецкого автономного округа назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти округа.
    (п. 3 исключен законом НАО от 07.12.2000 N 267-ОЗ)
    1.Охрана правопорядка и общественной безопасности на территории округа осуществляется органами внутренних дел и федеральной службой безопасности.
    2.Полномочия, организация и деятельность органов внутренних дел и федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.
    3.Утратила силу.
    Юридическая помощь, защита и представление интересов граждан и организаций в суде осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
    1.Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения предусмотренных законодательными актами Российской Федерации нотариальных действий осуществляется государственными нотариальными конторами и нотариусами, занимающимися частной практикой, а также должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными на совершение этих действий.
    2.Организация и порядок деятельности органов нотариата в округе определяются федеральными законами и окружными нормативно-правовыми актами.
    1.Собрание депутатов и администрация округа сотрудничают с правоохранительными органами в организации борьбы с преступностью и другими правонарушениями, могут создавать совместные программы профилактики преступности и укрепления законности.
    2.Собрание депутатов и администрация округа в рамках закона оказывают содействие правоохранительным органам в осуществлении их функций, обеспечении нормальной деятельности и выполнении их решений.
    Органы государственной власти округа не могут использовать средства оказываемого ими содействия этим органам для вмешательства в их процессуальную деятельность.
  23. Глава 12.Принятие устава и внесение в него изменений

  24. Устав округа принимается Собранием депутатов и считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов Собрания. Принятый Собранием депутатов текст Устава округа никем не подписывается и вступает в законную силу с момента официального опубликования в официальных печатных изданиях Ненецкого автономного округа.
    Изменения положений Устава округа и дополнения к нему принимаются Собранием депутатов по требованию не менее одной трети от установленного числа депутатов, а также по предложению губернатора округа или не менее одной трети органов местного самоуправления.
    Изменения в Уставе считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов.