Ненецкий автономный округ
Закон от 11 ноября 1997 года № 89-ОЗ

О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Принят
Собранием депутатов Ненецкого автономного округа
29 октября 1997 года
    В редакциях
  • от 07.06.2004 № 492-ОЗ,
  • от 02.11.2005 № 630-ОЗ,
  • от 21.05.2007 № 70-ОЗ,
  •  c изменениями
  • от 27.12.2007 № 188-ОЗ,
  • от 27.11.2008 № 89-ОЗ.
    Настоящий закон определяет общие для Ненецкого автономного округа организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Ненецкого автономного округа, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Ненецкого автономного округа или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
    Действие настоящего закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
    Настоящий закон разработан на основе Федерального закона от 21.12.94 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
  1. Глава I.Общие положения

  2. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
    Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
    Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
    В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций применяется законодательство Российской Федерации, принимаемые в соответствии с ним законы и иные нормативные правовые акты Ненецкого автономного округа.
    Целями настоящего закона являются:
    - предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
    - снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
    - ликвидация чрезвычайных ситуаций.
    Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим законом не регулируются.
    Органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти Ненецкого автономного округа, органы местного самоуправления, организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и образуют территориальную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Деятельность территориальной подсистемы определяется Положением, утверждаемым главой администрации Ненецкого автономного округа.
    Основными задачами территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
    - разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    - осуществление целевых программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
    - обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    - сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    - подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
    - прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
    - создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    - осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    - ликвидация чрезвычайных ситуаций;
    - осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
    - реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
    - международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
    Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, Ненецкого автономного округа, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, администрации Ненецкого автономного округа.
    Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ненецкого автономного округа руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации.
    Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
    Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
    Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Ненецкого автономного округа, органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
    Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством Ненецкого автономного округа.
    Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
    Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
    Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
    Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.
    Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
  3. Глава II.Полномочия органов государственной власти ненецкого автономного округа и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

  4. Органы государственной власти Ненецкого автономного округа:
    а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
    (подпункт а в ред. закона НАО от 02.11.2005 N 630-ОЗ)
    б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
    в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение;
    (подпункт в в ред. закона НАО от 02.11.2005 N 630-ОЗ)
    г) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
    (подпункт г в ред. закона НАО от 02.11.2005 N 630-ОЗ)
    д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения, при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
    (подпункт д в ред. закона НАО от 02.11.2005 N 630-ОЗ)
    е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
    (подпункт ж в ред. закона НАО от 02.11.2005 N 630-ОЗ)
    з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
    (подпункт з в ред. закона НАО от 02.11.2005 N 630-ОЗ)
    и) Исключен.
    Органы местного самоуправления самостоятельно:
    а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
    б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
    в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
    г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении, при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти Ненецкого автономного округа;
    ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
    з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  5. Глава III.Государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

  6. 1.Органы исполнительной власти Ненецкого автономного округа и органы местного самоуправления организуют работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на подведомственных территориях в соответствии с федеральными законами, законами Ненецкого автономного округа, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ненецкого автономного округа.
    2.Органы исполнительной власти Ненецкого автономного округа и органы местного самоуправления осуществляют на подведомственных территориях руководство и контроль за выполнением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защите жизни и здоровья людей, окружающей природной среды организациями, предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности этих организаций, предприятий и учреждений.
    3.Руководители органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
    4.Органы исполнительной власти Ненецкого автономного округа принимают решения об образовании служб и формирований для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
    5.Органы исполнительной власти Ненецкого автономного округа и организации, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    Организации обязаны:
    а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
    б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
    в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
    (подпункт в в ред. закона НАО от 02.11.2005 N 630-ОЗ)
    г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
    д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    е) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    ж) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозах возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
    1.Для осуществления государственного управления и координации деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создается орган исполнительной власти Ненецкого автономного округа, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ненецкого автономного округа.
    2.Деятельность управления по делам ГО и ЧС Ненецкого автономного округа определяется действующим законодательством Российской Федерации и Ненецкого автономного округа, а также Положением, утверждаемым главой администрации Ненецкого автономного округа.
    Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ненецкого автономного округа и своими уставами.
    Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях. Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
    Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел Ненецкого автономного округа применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ненецкого автономного округа.
  7. Глава IV.Права и обязанности граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших

  8. 1.Граждане имеют право:
    - на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
    - в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления и организаций, предназначенные для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
    - быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории округа, и о мерах необходимой безопасности;
    - обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    - участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    - на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
    - на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
    - на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    - на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
    - на пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
    2.Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством Ненецкого автономного округа.
    Граждане обязаны:
    - соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Ненецкого автономного округа в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    - соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
    - изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
    - выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
    - при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
  9. Глава V.Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

  10. Абзац 1. - Исключен.
    Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.
    Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.
    Глава исполнительной власти Ненецкого автономного округа определяет категории руководителей и специалистов для прохождения специальной подготовки в области гражданской обороны и защиты населения от стихийных бедствий, утверждает перечень объектов народного хозяйства, на которых должны проводиться учения по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, утверждает темы этих учений.
    Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Ненецкого автономного округа, органами местного самоуправления, организациями. Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации. Органы исполнительной власти Ненецкого автономного округа организуют пропаганду знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в средствах массовой информации, осуществляют целевое выделение средств на пропаганду из окружного бюджета.
  11. Глава VI.Порядок финансирования и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

  12. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ненецкого автономного округа.
    1.Финансовое обеспечение установленных настоящим законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
    регионального и межмуниципального характера - является расходным обязательством Ненецкого автономного округа;
    в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования.
    2.Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Ненецкого автономного округа, а также органами местного самоуправления.
    Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти Ненецкого автономного округа, органами местного самоуправления.
  13. Глава VII.Заключительные положения

  14. Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
    Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Ненецкого автономного округа в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством округа.
    Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ненецкого автономного округа.
    Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Председатель Собрания депутатов Глава администрации Ненецкого автономного округа Ненецкого автономного округа В.А.ВЫУЧЕЙСКИЙ В.Я.БУТОВ
    г. Нарьян-Мар
    11 ноября 1997 года
    N 89-ОЗ