Мурманская область

Решение от 09 февраля 2012 года

По делу № 06-03-12/02
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
09 февраля 2012 года
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):
    Председателя комиссии – Чечениной С.А.;
    Члены комиссии: Мороз С.В., Воронина К.Ф.
    рассмотрев материалы дела от 30.01.2012г. № 06-03-12/02 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
    в отсутствии ИП Ючко А.А., и в присутствии генерального директора ООО «Алькасар Мурманск» <Б…>
    Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в результате очередного мониторинга рекламы, распространяемой в эфире регионального телевизионного вещания, был выявлен факт распространения рекламы с признаками нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.20006 № 38-ФЗ (Далее – Закон о рекламе).
    23, 24, 25 декабря 2011 года в блоках региональной рекламы на канале «НТВ» демонстрировался рекламный ролик «Натяжные потолки высокого качества в кредит по низким процентным ставкам – «Атлант» пр. Ленина, д.65».
    Информация о наименовании лица, оказывающего услуги по кредитованию, не озвучивается за кадром и не демонстрируется зрителю на экране.
    Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
    Требование законодательства содержать наименование или имя лица при рекламировании банковских, страховых и иных финансовых услуг служат целям идентификации юридических лиц, индивидуализируют их как участников гражданского оборота и субъектов публично-правовых отношений.
    В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
    В нарушении норм закона о рекламе в визуальном и звуковом восприятии рекламного ролика «Натяжные потолки высокого качества в кредит по низким процентным ставкам – «Атлант» пр. Ленина, д.65»отсутствуют требуемые законодательством данные о наименовании лица предоставляющего услуги по кредитованию, отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения, при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
    В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе
    реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
    рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
    объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
    товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
    ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
    Рассматриваемая реклама, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования и продвижения на рынке услуги по установке натяжных потолков и возможности получения кредита по низким процентным ставкам.
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Закона о рекламе (далее - Комиссия) определила объектами рекламирования:
    - услуги по установке натяжных потолков;
    - кредит на услуги по установке натяжных потолков.
    Комиссия изучила представленные на заседание материалы:
    - копию договора № ОК-НТВ-109/11 на право размещения региональной рекламы на канале «НТВ»;
    -копию устава юридического лица;
    -свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
    -свидетельство о постановке в налоговом органе;
    - медиаплан 15/12/2011-25/12/2011;
    -акт сдачи-приемки работ по договору №48 от 15.12.2011;
    - письменные объяснения по признакам нарушения Закона о рекламе.
    Согласно Уставу, утвержденному решением единственного учредителя ООО «Алькасар Мурманск» 08.02.2011, общество с ограниченной ответственностью «Алькасар Мурманск» является юридическим лицом, место нахождение, которого Российская Федерация, г.Мурманск, ул. Капитана Егорова, д.14. Одним из основных видов деятельности является рекламная деятельность.
    На основании договора № ОК-НТВ-109/11 ООО Операторская Компания «Алькасар» (далее –Агент) обеспечивает оказание ООО «Алькасар Мурманск» (далее- Компания) услуг по размещению в Региональном эфире Телеканала НТВ, в пределах территории, предоставленной Компанией региональной рекламы.
    15 декабря 2011 года между обществом с ограниченной ответственностью «Алькасар Мурманск» и индивидуальным предпринимателем Ючко А.А. был заключен договор по размещению рекламных материалов в эфире телеканала.
    Из договора следует, что рекламораспространителем является ООО «Алькасар Мурманск»( ИНН 5190928361,183038, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, д.14), рекламодателем – ИП Ючко А.А. (ИНН 519057820519, 183040, г. Мурманск, ул. <...>).
    Согласно п.3.1. Договора №48 исполнитель обязан обеспечить размещение рекламных материалов заказчика в соответствии с условиями договора и согласованной сторонами заявкой.
    Из медиаплана следует, что рекламный ролик «Атлант - натяжные потолки» размещался с 15 декабря по 25 декабря 2012г в эфире телеканала «НТВ».
    ИП Ючко А.А. пояснил, что он заключил договор о сотрудничестве при реализации программы Кредитования с ОАО «Альфа-Банк».
    Таким образом, «кредит», который указан в рекламе: «Натяжные потолки высокого качества в кредит по низким процентным ставкам – «Атлант» пр. Ленина, д.65» фактически предоставляет ОАО «Альфа-Банк».
    В нарушение нормы Закона о рекламе, в рекламе, размещенной в 23, 24, 25 декабря 2011 года на канале «НТВ», отсутствует требуемое законодательством наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги (для юридического лица – наименование), отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
    Комиссия считает, что данная информация не была доведена до потребителей надлежащим образом, а именно - отсутствует часть существенной информации, при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
    Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы.
    Отсутствие в рекламе существенной части информации о наименовании или имени лица, оказывающего услуги по кредитованию, приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться услугой по установке натяжных потолков в кредит.
    Рекламное законодательство устанавливает необходимость обеспечения достоверности размещаемой рекламы, обеспечение интересов потребителей рекламной продукции.
    Комиссия признала, что вышеназванная реклама не соответствует требованиям части 1 статьи 28 и части 7 статьи 25 Закона о рекламе и в соответствии со статьей 3 Закона является ненадлежащей.
    В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона возложена на рекламораспространителя и рекламодателя, за нарушение части 7 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя.
    Определил объект рекламирования, и предоставил готовый рекламный ролик для размещения рекламодатель – ИП Ючко А.А.
    Разместил вышеназванную рекламу на телеканале «НТВ» в период с 15 по 25 января 2011 года в блоках региональной рекламы рекламораспространитель - ООО «Алькасар Мурманск».
    ООО «Алькасар Мурманск» признает, что по условиям договора именно общество должно было не допустить нарушения рекламного законодательства, но не предприняло всех необходимых мер.
    Согласно пункту 3.1.6. Договора в случае обнаружения Исполнителем в представленном Заказчиком рекламном материале нарушений технических требований либо признаков, которые могут быть расценены уполномоченными государственными органами как нарушения законодательства РФ о рекламе, письменно уведомить об этом заказчика в течение двух рабочих дней с момента получения рекламного материала.
    Согласно п.3.2.3 исполнитель вправе отказаться от оказания услуг по размещению рекламных материалов в случае их несоответствия законодательству Российской Федерации.
    Объяснения и ходатайства сторон учтены при рассмотрении дела.
    Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия
    1.Признать рекламу: «Натяжные потолки высокого качества в кредит по низким процентным ставкам – «Атлант» пр. Ленина, д.65», размещенную 23,24,25 декабря 2011 года в блоках региональной рекламы на телеканале «НТВ», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 и часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.
    2.Выдать предписание ООО «Алькасар Мурманск» о прекращении нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
    3.Выдать предписание ИП Ючко А.А. о прекращении нарушения части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
    4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица генерального директора ООО «Алькасар Мурманск» <Б…>.
    Резолютивная часть решения была объявлена 09.02. 2012 года.
    Решение изготовлено в полном объеме 09.02.2012 года.
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
    Председатель комиссии:
    С.А. Чеченина
    Члены комиссии:
    С.В. Мороз,
    К.Ф. Воронина