О наложении штрафа об административном правонарушении
Мурманская область
Постановление от 19 июня 2012 года
О наложении штрафа об административном правонарушении
По делу № 06-03А-12/12
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
19 июня 2012 года
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Чеченина Светлана Адольфовна, действующая на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
рассмотрев материалы дела № 06-03А-12/12, свидетельствующие о нарушении требований Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе), указывающие на событие административного правонарушения совершенного ИП Шерстневым И.А. (ИНН 510205311550, Мурманская обл., г. Кандалакша <...>).
В рекламном издании «Выбери лучшее» № 08 (515) от 01.03.2012 на странице 6 размещен рекламный модуль следующего содержания: «Салон красоты для мужчин, женщин и детей «Багира» 9.00-21.00 без перерыва и выходных. Кандалакша, ул.50лет Октября,8 тел 94090,921 0377735, e-mail: bagira_kanda@mail.ru Поздравляем милых дам с праздником весны! Приглашаем на услуги:
-косметолога - омолаживающие процедуры, массажи, маски, чистки, оформление, окрас бровей и ресниц, депиляция и др…..- макияж и перманентный макияж, татуаж, пирсинг украшения…. Требуется консультация специалиста.»
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе
реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке,
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Рассматриваемая реклама, размещенная в рекламном издании «Выбери лучшее» № 08 (515) от 01.03.2012 на странице 6, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования о салоне красоты для мужчин, женщин и детей «Багира», продвижение оказываемых им услуг «косметолога - омолаживающие процедуры, массажи, маски, чистки, оформление, окрас бровей и ресниц, депиляция и др…..- макияж и перманентный макияж, татуаж, пирсинг украшения…» населению, призвана формировать и поддерживать интерес к салону и его услугам.
Объектами рекламирования являются: - салон «Багира»; - услуги косметолога.
Согласно договору без номера на размещение рекламы от 11 января 2012г. рекламодатель Шерстнев И.А. поручает рекламисту редакции газеты «Выбери лучшее» в лице главного редактора <М…> выполнить работу по изготовлению и размещению модульной рекламы в газете «Выбери лучшее».
Пунктом 2.2.1 Договора определено, что рекламодатель предоставляет рекламисту информацию, необходимую для изготовления рекламы.
По информации Управления по контролю качества медицинской помощи и лицензированию отдельных видов деятельности по Мурманской области (исх. № 29/101-ЭГ от 12.04.2012), указанные в рекламном модуле виды медицинской деятельности, такие как массаж, чистка, татуаж, перманентный макияж подлежат обязательному лицензированию.
Кроме того, ИП Шерстнев И.А (ИНН 510205311550, Мурманская обл., г. Кандалакша, <...>) не значится в реестре лицензиатов Управления по контролю качества медицинской помощи и лицензированию отдельных видов деятельности по Мурманской области.
По запросу УФАС по Мурманской области лицензия на косметологические услуги указанные в рекламе: массаж, татуаж, пирсинг, перманентный макияж ИП Шерстневым И.А. представлена не была.
В соответствии с Номенклатурой работ и услуг в здравоохранении от 12.07.2004г., к простым медицинским услугам отнесены следующие виды услуг, относящиеся к типу услуг «Лечение с помощью простых физических воздействий» на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия)» код А21: - общий массаж, массаж лица, массаж шеи, массаж рук, массаж волосистой части головы, пилинг-массаж, вакуумный массаж кожи, массаж ног, прокол мочек ушей, пирсинг, татуаж (А 17.31.002), эпиляция (А 14.01.014).
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития 18.04.2012 № 381н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Косметология» медицинская помощь по профилю «косметология» оказывается врачом-косметологом, средний медицинский персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача косметолога».
Согласно квалификационной характеристике специалистов со средним медицинским образованием по специальности «Медицинский массаж» в соответствии с требованиями специальности в области медицинского массажа специалист должен иметь специальные навыки и умения: виды и характеристики массажа лечебного (классического), сегментарного, точечного, косметического, спортивного, гигиенического, самомассажа, аппаратного массажа, гидромассажа.
Из совокупности указанных норм следует, что оказываемые услуги в области косметологии по уходу за кожей лица и тела являются простыми медицинскими услугами, которые могут производиться работниками только со специальным медицинским образованием, относятся к медицинской деятельности и могут выполняться только на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности», в которую входит «косметология». Медицинская помощь по профилю «косметология» включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и её придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц).
ОКВЭД разработан Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, а также Центром по экономическим классификациям и предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности в целях осуществления государственного статистического учета по видам деятельности.
В данном случае подлежат применению акты, регулирующие правоотношения в области лицензирования отдельных видов деятельности, в том числе здравоохранения.
Таким образом, рекламируемые ИП Шерстневым И.А. в рекламном издании «Выбери лучшее» услуги (массажи, маски, чистки, депиляция, перманентный макияж, татуаж) входят в Номенклатуру работ услуг здравоохранения, как простые медицинские услуги и соответственно требуют получения лицензии на данный вид деятельности.
Согласно пункту 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
08.06.2012г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Закона о рекламе (далее - Комиссия) признала, что вышеназванная реклама не соответствует требованиям пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе и в соответствии со статьей 3 Закона является ненадлежащей.
В соответствии с пунктами 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 7 статьи 7 Закона возложена на рекламодателя.
Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Из материалов дела следует, что <Ш…> является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность в салоне «Багира».
<Ш…> определил объект рекламирования, содержание рекламы и разместил рекламу в газете « Выбери лучшее».
Акт выполненных работ № 93 от 29 марта 2012 года подписан сторонами без претензий к объему, качеству и срокам выполненных работ.
Рекламодателем является ИП Шерстнев И.А. (ИНН 510205311550, Мурманская обл., г. Кандалакша, <...>).
Таким образом, ИП Шерстнев И.А. разместил рекламу: «Салон красоты для мужчин, женщин и детей «Багира» 9.00-21.00 без перерыва и выходных. Кандалакша, ул.50лет Октября,8 тел 94090,921 0377735, e-mail: bagira_kanda@mail.ru Поздравляем милых дам с праздником весны! Приглашаем на услуги:
-косметолога - омолаживающие процедуры, массажи, маски, чистки, оформление, окрас бровей и ресниц, депиляция и др…..- макияж и перманентный макияж, татуаж, пирсинг украшения…. Требуется консультация специалиста.» в рекламном издание «Выбери лучшее» № 08 (515) от 01.03.2012 на странице 6 без требуемой законодательством лицензии, тем самым нарушив пункт 7 статьи 7 Закона о рекламе.
Нарушение пункта 7 статьи 7 Закона о рекламе является административным правонарушением и образует диспозицию части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно - распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Санкцией за данное административное правонарушение является наложение административного штрафа на должностное лицо - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно статье 1 Закона о рекламе одной из целей данного Федерального закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Требование законодательства иметь лицензию на выполнение медицинских услуг служат целям защиты потребителя от некачественной медицинской помощи, и направлено на охрану здоровья потребителя и соблюдения его Конституционных прав.
Несоблюдение требований законодательства о рекламе имеет высокую степень общественной опасности, поскольку создаёт предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны рекламодателей в области медицинского обслуживания населения.
Индивидуальный предприниматель Шерстнев И.А. имел возможность не допустить распространение рекламы в газете «Выбери лучшее» с нарушением рекламного законодательства, но не предпринял все зависящие от него меры, ни в стадии подготовки к выходу рекламы, ни в процессе его распространения.
Согласно пункту 3.2.2 Договора на размещение рекламы б/номера от 11.01.2012г. рекламодатель вносит изменения в текст рекламного объявления в текущий номер до 12.00 понедельника.
Предприниматель обязан в силу закона предпринять все необходимые меры для обеспечения интересов потребителей рекламы и оправдания их доверия.
ИП Шерстнев И.А. признает, что нарушил пункт 7 статьи 7 Закона о рекламе, однако отмечает, что в его действиях нет вины, в форме умысла и просит учесть, что нарушение совершено впервые.
При рассмотрении настоящего дела установлено наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, правонарушение совершено впервые, раскаяние лица.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП, не установлено.
При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства дела, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств.
Постановление вынесено в отсутствии ИП Шерстнева И.А., предприниматель уведомлен должным образом, ходатайствовал рассмотреть дело в его отсутствие.
Руководствуясь статьями 4.2, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
За нарушение части 7 статьи 7 Закона о рекламе и в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ наложить на ИП Шерстнева И.А. штраф в размере 8 000 (восьми тысяч) рублей.
Сумму штрафа надлежит уплатить в соответствующий бюджет:
Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России) ИНН/КПП 5191501854/519001001.
Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКАТО 47401000000.
Код платежа 16111626000016000140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе».
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подаётся в суд в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.