Мурманская область

Постановление от 20 марта 2012 года

По делу № 06-03А-12/02
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
20 марта 2012 года
    Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Чеченина Светлана Адольфовна, действующая на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
    рассмотрев материалы дела № 06-03А-12/02, свидетельствующие о нарушении требований Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе), указывающие на событие административного правонарушения совершенного гражданином <У…>, (<...> г.р., проживающий по адресу: <...>, паспорт гражданина России, <...>).
    В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступили материалы проверки Управления Министерства внутренних дел России по Мурманской области (далее - УМВД России по Мурманской области) нарушения пункта 1 статьи 18 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) допущенного гражданином <У…>, а именно рассылка посредством сети Интернет рекламных сообщений без согласия на то получателя сообщения.
    Согласно предоставленным материалам 06.12.2011 в отдел «К» УМВД России по Мурманской области поступило обращение гражданина <Ж…> по факту распространения спам-сообщения в сети Интернет.
    Из обращения следует, что 29.11.2011 года на электронный почтовый ящик <...>, который зарегистрирован на имя <Ж…>, поступило сообщение от абонента <...> следующего содержания: «Если вам необходимо оперативный ремонт компьютерной техники в офисе или срочная компьютерная помощь на дому в Мурманске или Мурманской области, то лучшим решением будет незамедлительное обращение к профессионалам нашей компании, которые максимально оперативно и срочно окажут качественный компьютерный сервис и восстановят работоспособность вашей техники и программ! Недорого. Гарантия!»
    <Ж…> предположил, что данное сообщение может являться спам-рассылкой.
    «Спам»- массовая рассылка коммерческой, политической и иной рекламы или иного вида сообщения лицам, не выражавшим желания их получать.
    В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе
    реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
    рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
    объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
    товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
    ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
    Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
    Согласно статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126 ФЗ «О связи» под электросвязью понимаются - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.
    Данный перечень не является закрытым, соответственно положения части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространяются и на случаи распространения рекламы по иным видам электросвязи, т.е. сети Интернет.
    При этом распространение рекламы в сети Интернет посредством адресных рассылок по электронной почте пользователям почтовых адресов допускается при условии предварительного согласия адресата.
    Объектом рекламирования является:
    - услуги по техническому обслуживанию, ремонту компьютерной техники и восстановлению компьютерных программ.
    В ходе проверки отделом «К» УМВД России по Мурманской области установлено, что спам-рассылку осуществлял <У…> (проживающий по адресу: <...>).
    Из объяснения <У…> следует, что во время работы в ООО «<...>» одной из его обязанностей являлось оповещение клиентов посредством электронной почты, в связи с этим он имел доступ к списку электронных адресов клиентов компании. После увольнения из ООО «<...>», <У…> воспользовался данным списком и по имеющимся у него электронным почтовым адресам разослал электронное сообщение примерно 500 абонентам, в котором указал перечень оказываемых им услуг, а также контактную информацию для осуществления заявок, с целью изучения рынка по обслуживанию персональных компьютеров, а также привлечения потенциальных клиентов.
    По своему содержанию текстовое сообщение, направленное гражданином <У…> по сети Интернет, призывающее воспользоваться услугой по техническому обслуживанию и ремонту компьютерной техники, привлекает внимание неопределенного круга лиц к объекту рекламирования и продвижение его на рынке, так как сообщение не содержит указания на конкретного субъекта их получения, данная информация является рекламой.
    <У…> на рассмотрения дела № 06-03-12/01 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не явился (уведомлен должным образом) доказательств наличия согласия абонентов на получение указанной рекламы, <У…> не представил.
    07.02.2012 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе признала, что реклама «Если вам необходимо оперативный ремонт компьютерной техники в офисе или срочная компьютерная помощь на дому в Мурманске или Мурманской области, то лучшим решением будет незамедлительное обращение к профессионалам нашей компании, которые максимально оперативно и срочно окажут качественный компьютерный сервис и восстановят работоспособность вашей техники и программ! Недорого. Гарантия!» распространенная посредством сетей электросвязи 29.11.2011 не соответствует требованию пункта 1 статьи 18, и в соответствии со статьей 3 Закона реклама является ненадлежащей.
    В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение указанной нормы несет рекламораспространитель.
    Рекламораспространителем является <У…> (<...> г.р., проживающий по адресу: <...>, паспорт гражданина России <...>).
    Таким образом, гражданин <У…> допустил 29.11.2011 распространение рекламы посредством сетей электросвязи (в сети Интернет) с нарушением пункта 1статьи 18 Закона о рекламе, без предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
    Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Нарушение пункта 1 статьи 18 Закона о рекламе является административным правонарушением и образует диспозицию части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
    В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа на гражданина - в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.
    <У…> признает, что нарушил рекламное законодательство, однако отмечает, что в его действиях отсутствует вина, в форме умысла, в связи с этим просит уменьшить штраф, учитывая, что нарушение совершено впервые.
    Согласно статье 1 Закона о рекламе одной из целей данного Федерального закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
    Граждане обязаны в силу закона предпринять все необходимые меры для обеспечения своей добросовестности, интересов потребителей и недопущения ненадлежащей рекламы.
    В соответствии с п.2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
    <У…> имел возможность не допустить нарушение рекламного законодательства и отказаться от размещения рекламы в сети Интернет без предварительного согласия абонентов, чьи адреса были незаконно использованы.
    При рассмотрении настоящего дела установлено наличие следующих обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ: правонарушение <У…> совершено впервые.
    Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП, не установлено.
    При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства дела, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств.
    Постановление вынесено в присутствии <У…>
    Руководствуясь статьями 4.2, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
    За нарушение пункта 1 статьи 18 Закона о рекламе и в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ наложить на <У…> штраф в размере 2 000 (двух тысяч) рублей.
    Сумму штрафа надлежит уплатить в соответствующий бюджет:
    Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России) ИНН/КПП 5191501854/519001001.
    Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКАТО 47401000000.
    Код платежа 16111626000016000140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе».
    Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
    Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подаётся в суд в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
    Заместитель руководителя управления
    С.А.Чеченина