Примечание. В настоящем переводе опущены «Предисловие» и «Введение». Вниманию читателей предлагаются основные разделы стандарта. Перевод имеет статус информационного издания.
ПРИМЕЧАНИЕ 1. Внутренние аудиты, иногда называемые «аудиты первой стороной», проводятся обычно самой организацией или от ее имени для внутренних целей, могут служить основанием для декларации о соответствии. Во многих случаях, в частности в малых организациях, независимость может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за деятельность, которая подвергается аудиту.
ПРИМЕЧАНИЕ 2. Внешние аудиты включают в себя аудиты, обычно называемые «аудиты второй стороной» и «аудиты третьей стороной». Аудиты второй стороной проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности организации, например потребителями или другими лицами по их поручению. Аудиты третьей стороной проводятся внешними, независимыми организациями, например такими, которые осуществляют сертификацию или регистрацию соответствия требованиям ISO 9001 и ISO 14001.
ПРИМЕЧАНИЕ 3. Если система менеджмента качества и система менеджмента окружающей среды проверяются одновременно, это называется «комплексным аудитом».
ПРИМЕЧАНИЕ 4. Если две или более аудирующие организации объединяются для проверки одного аудируемого (3.7), это называется «совместным аудитом».
ПРИМЕЧАНИЕ. Критерии аудита используются как базис, с которым сопоставляют свидетельства аудита (3.3).
ПРИМЕЧАНИЕ. Свидетельство аудита может быть качественным или количественным.
ПРИМЕЧАНИЕ. Наблюдения аудита могут указывать на соответствие или несоответствие критериям аудита или на возможности улучшения.
ПРИМЕЧАНИЕ. Заказчиком аудита может быть проверяемая организация (3.7) или любая другая организация, которая имеет нормативную или контрактную основу для заказа аудита.
ПРИМЕЧАНИЕ 1. Один из аудиторов в группе по аудиту назначается руководителем группы по аудиту.
ПРИМЕЧАНИЕ 2. В группу по аудиту могут входить стажеры.
ПРИМЕЧАНИЕ 1. Под специальными знаниями или опытом подразумеваются знания или опыт применительно к проверяемым организациям, процессу или деятельности, или знание языка и культуры.
ПРИМЕЧАНИЕ 2 Технический эксперт не имеет полномочий аудитора (3.8) в группе по аудиту.
ПРИМЕЧАНИЕ. Программа аудита включает всю деятельность, необходимую для планирования, организации и проведения аудитов.
ПРИМЕЧАНИЕ. Область аудита обычно включает в себя описание местонахождения, организационной структуры, видов деятельности и процессов организации, а также охватываемого периода времени.
ПРИМЕЧАНИЕ 1. Рисунок 1 иллюстрирует также применение методологии «Планируй - Делай - Проверяй - Действуй» в рамках настоящего Международного Стандарта.
ПРИМЕЧАНИЕ 2. Цифры в этом и последующих рисунках указывают на соответствующий раздел настоящего Международного Стандарта.
ПРИМЕЧАНИЕ. Пунктирная линия указывает на то, любая последующая деятельность обычно не рассматривается как часть аудита.
ПРИМЕЧАНИЕ. Масштабы руководства и наблюдения (см. настоящий пункт, пункты 7.4.2 и 7.4.3 и таблицу 1), которые необходимы во время аудита, определяются теми, на кого возложена ответственность за управление программой аудита, и руководителем группы по аудиту. Обеспечение руководства и наблюдения не предполагает постоянного надзора и не требует назначения персонально ответственного за эту задачу.
Характеристика | Аудитор | Аудитор двух систем | Руководитель группы по аудиту |
Образование | Среднее образование (см. примечание 1) | То же, что и для аудитора | То же, что и для аудитора |
Общий опыт работы (стаж) | 5 лет (см. примечание 2) | То же, что и для аудитора | То же, что и для аудитора |
Опыт работы в области менеджмента качества или окружающей среды | Не менее 2 лет из общих 5 лет | 2 года работы по второй дисциплине (см. Примечание 3) | То же, что и для аудитора |
Обучение аудиту | 40 часов обучения аудиту | 24 часа обучения аудиту по второй дисциплине (см. примечание 4) | То же, что и для аудитора |
Опыт проведения аудитов | 4 полных аудита, охватывающих не менее 20 дней стажировки в качестве аудитора под руководством аудитора, компетентного как руководитель группы по аудиту (см. примечание 5). Аудиты должны быть проведены в течение 3-х последних последовательных лет | 3 полных аудита, охватывающих не менее 15 дней стажировки в качестве аудитора 2-ой дисциплины под руководством аудитора, компетентного как руководитель группы по аудиту второй дисциплины (см. примечание 5). Аудиты должны быть проведены в течение 2-х последних последовательных лет | 3 полных аудита охватывающих не менее 15 дней стажировки в качестве руководителя группы по аудиту под руководством аудитора, компетентного как руководитель группы по аудиту (см. примечание 5). Аудиты должны быть проведены в течение 2-х последних последовательных лет |
Примечание 1. Среднее образование представляет собой часть национальной системы образования, которое следует после начального, но заканчивается до поступления в университет или аналогичное учебное заведение.
Примечание 2. Рабочий стаж может быть сокращен на 1 год в случае, когда лицо получило соответствующее образование после среднего.
Примечание 3. Опыт работы по второй дисциплине может совпадать с опытом работы по первой дисциплине.
Примечание 4. Обучение по второй дисциплине необходимо для приобретения знаний соответствующих стандартов, законов, правил, принципов, методов и подходов.
Примечание 5. Полный аудит - это аудит, который включает все шаги, описанные в п. п. от 6.3 до 6.6. Поведенные аудиты должны охватывать все требования стандарта на систему менеджмента.
Метод оценки | Цели | Примеры |
Анализ записей | Проверка базовой подготовки аудитора | Анализ записей об образовании, обучении, работе и опыте проведения аудитов |
Положительная и отрицательная обратная связь | Обеспечение данными о том, как воспринимается деятельность аудитора | Обследования, вопросники, личные рекомендации, характеристики, жалобы, оценка деятельности, рецензии |
Интервью | Оценка личных качеств и навыков общения, проверка данных и тестирование знаний, получение дополнительной информации | Личное и телефонное интервью |
Наблюдения | Оценка личных качеств и способности применять знания и навыки | Ролевые игры, аудит при наблюдателе, наблюдение в ходе работы |
Тестирование | Оценка личных качеств, знаний, навыков и их применения | Устные и письменные экзамены, психометрические тесты |
Анализ после аудита | Получение информации в тех случаях, когда наблюдение может быть невозможным или неприемлемым | Анализ отчетов по аудиту и дискуссий с заказчиком аудита, проверяемым, коллегами и аудитором |
Области компетентности | Шаг 1. Личные качества, знания и навыки | Шаг 2. Критерии оценивания | Шаг 3. Методы оценивания |
Личные качества | Этичность, широта взглядов, дипломатичность, наблюдательность, восприимчивость, гибкость, настойчивость, решительность, уверенность в себе. | Удовлетворительная деятельность на рабочем месте | Оценивание деятельности. |
Общие знания и навыки | |||
Принципы, процедуры и методы аудита | Способность проводить аудит согласно внутренним процедурам, обмениваясь информацией с коллегами на рабочем месте. | Завершенный курс обучения внутренних аудиторов. Проведено 3 аудита в качестве члена группы по внутреннему аудиту. | Анализ записей по обучению. Наблюдение. Рецензирование. |
Система менеджмента и ссылочные документы | Способность применять соответствующие части Руководства по качеству и соответствующие процедуры. | Чтение и понимание процедур в Руководстве по качеству, относящихся к целям, области применения и критериям аудита. | Анализ записей по обучению. Тестирование. Интервью. |
Понимание функционирования организации | Способность действовать результативно в рамках организационной культуры, структуры и системы отчетности. | Работа в организации как минимум один год на руководящей должности. | Анализ записей трудовой книжки. |
Применяемые законы, нормы и другие требования | Способность идентифицировать и понимать применение соответствующих законов и нормативов к процессам, продукции и/или выбросам в окружающую среду. | Завершенный учебный курс по законодательству, относящемуся к деятельности и процессам, подвергающимся аудиту. | Анализ записей по обучению. |
Знания и навыки, относящиеся к менеджменту качества | |||
Методы и подходы, относящиеся к менеджменту качества | Способность описать внутренние методы управления качеством организации. Умение определить отличия между требованиями к контролю в процессе производства и к заключительным испытаниям. | Завершенное обучение в области применения методов управления качеством. Демонстрация на рабочем месте применения процедур контроля в процессе производства и процедур заключительного контроля. | Анализ записей по обучению. Наблюдения. |
Процессы и продукты, включая услуги | Умение идентифицировать продукцию, процессы ее производства, спецификации и ее конечное применение. | Работа по планированию производства в качестве работника, планирующего процессы. Работа в отделе обслуживания. | Анализ записей трудовой книжки. |
Знания и навыки, относящиеся к менеджменту окружающей среды | |||
Методы и подходы, относящиеся к экологическому менеджменту | Способность понимать методы оценки экологической эффективности. | Завершенное обучение в области оценки экологической эффективности. | Анализ записей по обучению. |
Экологическая наука и технологии | Способность понимать, как методы управления и предупреждения загрязнений соотносятся с ее существенными экологическими аспектами | Стаж работы шесть месяцев в области предупреждения и управления загрязнением в аналогичной производственной среде. | Анализ записей трудовой книжки. |
Технические и экологические аспекты деятельности | Умение определить экологические аспекты организации и их воздействия (например, вещества, их взаимодействие между собой и потенциальное влияние на окружающую среду в случаях утечки или выброса). Умение оценить применимые к чрезвычайным экологическим ситуациям процедуры по реагированию. | Завершенный внутренний учебный курс по хранению химикатов, их смешиванию, использованию, удалению, воздействию их на окружающую среду. Завершенное обучение действиям в чрезвычайных ситуациях и опыт работы в качестве члена группы по ликвидации чрезвычайных ситуаций | Анализ записей по обучению, содержания курса и результата обучения. Анализ записей по обучению и трудовой книжки. |