Международный договор
Соглашение от 23 сентября 1993 года

Соглашение об объединении денежной системы Республики Казахстан с денежной системой Российской Федерации

Принято
Правительством Российской Федерации
23 сентября 1993 года,
Центральным банком Российской Федерации
23 сентября 1993 года,
Правительством Республики Казахстан
23 сентября 1993 года,
Национальным банком Республики Казахстан
23 сентября 1993 года
    Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации, с одной стороны, и Правительство Республики Казахстан и Национальный банк Республики Казахстан, с другой стороны, в дальнейшем именуемые Сторонами,
    руководствуясь статьей 16 Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией и другими ранее подписанными межгосударственными и межправительственными соглашениями о координации действий в области денежно-кредитной политики,
    принимая во внимание высокую степень кооперации и взаимозависимости национальных экономик,
    сознавая объективную необходимость сохранения и развития общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, капиталов и рабочей силы,
    основываясь на Соглашении о практических мерах по созданию рублевой зоны нового типа,
    согласились о нижеследующем:
    Под рублевой зоной нового типа в контексте настоящего Соглашения понимается такая система, в которой эмиссия денежной массы регулируется одним центром (Банком России), обеспечивается беспрепятственный перевод безналичных денежных средств между банками всех государств-участников системы, единственным законным платежным средством выступает рубль, эмитируемый Банком России, применяется единый курс рубля по отношению к валютам третьих стран, для поддержания которого создается совместный фонд из золото-валютных резервов и иных высоколиквидных банковских активов.
    Учитывая необходимость ускорения объединения денежных систем для обеспечения всесторонней экономической интеграции, Стороны обеспечат в возможно короткие сроки принятие законодательных и иных нормативных актов для унификации основных принципов регулирования экономики, бюджетной, торговой политики, а также единство управления денежно-кредитной и таможенной системами, предусмотренных настоящим Соглашением.
    Стороны признают, что объединение денежных систем осуществляется посредством унификации ряда национальных законодательных актов Сторон на основе действующего законодательства Российской Федерации с учетом специфики действующего в аналогичной сфере законодательства Республики Казахстан.
    Казахстанская Сторона будет производить кредитную эмиссию строго в согласованных с Российской Стороной пределах.
    Стороны обязуются создать совместный фонд из золото-валютных резервов и других высоколиквидных банковских активов, предназначенный для целей поддержания устойчивости общей денежной единицы - рубля Российской Федерации в соответствии со специальным Соглашением всех государств-участников Соглашения о практических мерах по созданию рублевой зоны нового типа.
    Участие Сторон в формировании этого фонда производится пропорционально размеру кредитной эмиссии, осуществляемой Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Казахстан.
    В контексте унификации методов государственного регулирования экономики Сторон в области денежно-кредитных и валютных отношений Стороны берут на себя обязательства установить единые:
    требования к приросту объемов денежной массы на территории государств-участников Соглашения;
    нормы обязательных резервных требований к коммерческим банкам и другие нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков на территории государств-участников Соглашения;
    требования к предельному размеру кредитов, предоставляемых Центральным и Национальным банками на покрытие бюджетных расходов;
    уровень учетной процентной ставки по ссудам, предоставляемым Центральным и Национальным банками Сторон коммерческим банкам, а также при пролонгации ранее выданных кредитов;
    правила безналичных внутренних расчетов между хозяйствующими субъектами, а также коммерческими банками, включая правила открытия счетов банками и хозяйствующими субъектами третьих стран;
    порядок надзора и регулирования деятельности коммерческих банков;
    правила валютного регулирования и контроля;
    стандарты и правила бухгалтерского учета и отчетности для банков;
    общие правила совершения кредитных, расчетных, кассовых и валютных операций, исполнения бюджета.
    Стороны оперативно согласуют накопленные размеры рефинансирования коммерческих банков, а также размеры покрытия бюджетных дефицитов за счет кредитной эмиссии Центрального и Национального банков.
    Национальный банк Республики Казахстан в возможно короткий срок приведет свои указания и нормативы, касающиеся принципиальных вопросов работы банков и регулирования деятельности коммерческих банков на территории Республики Казахстан, в соответствие с аналогичными указаниями и нормативами Центрального банка Российской Федерации.
    Межгосударственные расчеты с третьими странами осуществляются таким образом, чтобы Центральный и Национальный банки Сторон не допускали кредитования центральных (национальных) банков-корреспондентов третьих стран, а ранее предоставленные им кредиты подлежат предъявлению к погашению или переоформлению в установленном порядке в государственные кредиты.
    В области торговой политики и регулирования внешнеэкономической деятельности обеспечиваются:
    образование общего таможенного пространства, состоящего из таможенных территорий обоих государств, и унификация их таможенных систем;
    введение общих таможенных правил и единых ставок экспортных и импортных пошлин, налогов и сборов в отношении ввоза и вывоза товаров при торговле с третьими странами;
    использование единых правил нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, включая установление количественных ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров в отношении третьих стран и других элементов регулирования внешней торговли;
    согласование условий и порядка введения, сохранения и отмены временных ограничений во взаимной торговле;
    введение единого торгового режима в отношениях с третьими странами;
    исключение несанкционированного Сторонами реэкспорта товаров в третьи страны;
    ведение таможенной статистики на основе единой методологии;
    отмена, при условии либо по мере реализации положений настоящей статьи и согласования механизма принятия решений в данной области, тарифных, нетарифных и других равнозначных по своим последствиям ограничений во взаимной торговле.
    В области бюджетной и налоговой политики Стороны осуществляют:
    введение единых принципов и методологии налогообложения прибыли (доходов);
    установление единых ставок налога на добавленную стоимость и методологии ее исчисления;
    определение согласованного перечня товаров, подлежащих налогообложению акцизами, и ставок акцизов, за исключением ставок акцизов по отдельным видам минерального сырья, самостоятельно устанавливаемых Сторонами дифференцировано для отдельных месторождений в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий;
    использование единых стандартов и правил бухгалтерского учета и отчетности для предприятий;
    установление единых подходов к формированию состава затрат, единых методов калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг;
    введение единой бюджетной методологии, сопоставимой бюджетной классификации, единых правил исполнения бюджетов, формирования и использования внебюджетных фондов;
    согласование пределов дефицитов республиканских и консолидированных бюджетов по отношению к валовому внутреннему продукту, определение общих методов и источников их покрытия, согласование лимитов государственного долга и условий его обслуживания.
    В области политики цен, заработной платы и социальной защиты населения проводятся следующие меры:
    согласование методов регулирования цен;
    применение согласованных правил регулирования доходов населения;
    установление единых правил формирования и использования пенсионных и иных фондов социальной защиты населения.
    Центральный банк Российской Федерации составляет консолидированные балансы и сводную отчетность по всем банкам государств-участников рублевой зоны нового типа, совместно со статистическими органами Российской Федерации и Республики Казахстан разрабатывает их платежные балансы и обеспечивает доведение сводной информации с распределением ее по государствам-участникам рублевой зоны до их центральных (национальных) банков.
    Для выработки и проведения согласованной денежно-кредитной и валютной политики, составления консолидированного баланса банков Казахстанская Сторона будет представлять Российской Стороне необходимую информацию, включая плановые и отчетные данные по бюджету, сведения об объемах производства продукции, торговли, по ценам и другим показателям официальной статистики, а также бухгалтерскую и статистическую отчетность о деятельности банков Республики Казахстан по формам, в порядке и в сроки, установленные для соответствующей отчетности в банках Российской Федерации.
    Для обеспечения практических мер по выполнению настоящего Соглашения и оценки его выполнения Стороны незамедлительно создадут постоянно действующую Двустороннюю Комиссию из представителей Центрального банка Российской Федерации и Национального банка Республики Казахстан, министерств финансов, экономических и внешнеэкономических министерств и ведомств, таможенных органов, а также обеспечат, при необходимости, взаимное представительство при указанных министерствах и ведомствах.
    Двусторонняя Комиссия возглавляется сопредседателями, назначаемыми соответственно Сторонами.
    Выполнение требований статей 3 - 9 настоящего Соглашения означает готовность Сторон к практическому объединению денежной системы Республики Казахстан с денежной системой Российской Федерации и переходу к использованию общей денежной единицы - рубля Российской Федерации в налично-денежных и безналичных расчетах на территориях обоих государств и в их межгосударственных расчетах.
    Двусторонняя Комиссия определяет полноту выполнения требований настоящего Соглашения и, констатировав готовность к фактическому объединению денежных систем, представляет проект соответствующего Заявления на подписание Сторон.
    Объединение денежной системы Республики Казахстан с денежной системой Российской Федерации оформляется совместным Заявлением Сторон, что влечет за собой:
    составление Центральным банком Российской Федерации объединенного баланса Центрального банка Российской Федерации и Национального банка Республики Казахстан;
    переход к прямым расчетам между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Казахстан через согласованную между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Казахстан систему расчетов;
    признание кредитной эмиссии Национального банка Республики Казахстан и перевод остатков средств на счетах хозяйствующих субъектов - резидентов и нерезидентов Республики Казахстан в безналичных казахстанских рублях в остатки в безналичных рублях Российской Федерации по соотношению 1:1;
    изъятие из обращения билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961 - 1992 годов и введение в обращение денежных билетов Банка России образца 1993 года в порядке, определяемом Казахстанской Стороной по согласованию с Российской Стороной;
    создание единого валютного рынка со свободным взаимным доступом на него резидентов Российской Федерации и Республики Казахстан;
    совместное поддержание курса рубля на территориях Российской Федерации и Республики Казахстан;
    осуществление согласованной политики на международных переговорах, затрагивающих интересы Сторон, вытекающие из данного Соглашения;
    исключение принятия в одностороннем порядке решений, ведущих к увеличению согласованных дефицитов бюджетов.
    Переход к общей денежной единице - рублю Российской Федерации - в налично-денежном и безналичном оборотах на территориях обоих государств и в их межгосударственных расчетах после подписания соответствующего Заявления Сторон осуществляется Центральным и Национальным банками Сторон.
    Центральный банк Российской Федерации обеспечивает обоснованные потребности Национального банка Республики Казахстан в денежных билетах в порядке и на условиях, применяемых в отношении подкрепления денежной наличностью учреждений Банка России.
    Настоящее Соглашение вступает в силу с даты взаимного уведомления Сторонами друг друга о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для его одобрения.
    Соглашение прекращает действие через шесть месяцев после письменного заявления одной из Сторон о своем намерении расторгнуть его, при этом Сторона, выходящая из Соглашения, должна погасить свою задолженность другой Стороне.
    Совершено в г. Москве 23 сентября 1993 года в двух подлинных экземплярах, каждый на русском и казахском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
    (Подписи)