Примечания
1. К внешним железнодорожным подъездным путям относятся пути необщего пользования, предназначенные для перевозок грузов предприятий и соединяющие станцию примыкания общей сети с промышленной станцией, а при ее отсутствии - с погрузочно-разгрузочными путями или со стрелочным переводом первого ответвления внутренних железнодорожных путей.
2. Краткосрочное восстановление разрушенных в результате возникновения чрезвычайных ситуаций линий и временные обходы допускается проектировать со специально разработанными нормами.
____________
* Далее в тексте - дополнительные главные пути.
** Далее в тексте - подъездные пути.
Категория железных дорог | Назначение железных дорог | Расчетная годовая приведенная грузонапряженность (нетто в грузовом направлении) на 10-й год эксплуатации, млн. ткм/км (включительно) |
Скоростные | Железнодорожные магистральные линии для движения пассажирских поездов со скоростью св. 160 до 200 км/ч | |
Особогрузонапряженные | Железнодорожные магистральные линии для большого объема грузовых перевозок | Св. 50 |
I | Железнодорожные магистральные линии | Св. 30 до 50 |
II | То же | Св. 15 до 30 |
III | То же | Св. 8 до 15 |
IV | Железнодорожные линии | До 8 |
- | Внутристанционные соединительные и подъездные пути | Независимо от грузонапряженности |
Примечания
1. Приведенная грузонапряженность определяется с учетом числа и массы пассажирских поездов.
2. Максимальная скорость движения пассажирских поездов предусматривается: на особогрузонапряженных линиях - до 120 км/ч (при соответствующем обосновании допускается до 160 км/ч), на линиях I и II категорий - 160 км/ч, III категории - до 120 км/ч и IV категории - до 80 км/ч.
3. Подъездные и внутристанционные соединительные пути при максимальной скорости движения поездов св. 80 км/ч должны удовлетворять нормам железнодорожных линий III категории.
4. К внутристанционным соединительным путям относятся пути, ведущие к контейнерным площадкам, базам, сортировочным платформам, пунктам очистки, промывки, дезинфекции вагонов, ремонта подвижного состава и производства других технологических операций.
________________
* Под ограничивающим уклоном понимается руководящий уклон и наибольший уклон усиленной тяги.
Категория железных дорог | Число главных путей | Ширина земляного полотна на прямых участках пути, м, при использовании грунтов | |
глинистых, крупнообломочных с глинистым заполнителем, скальных выветривающихся и легковыветривающихся, песков недренирующих, мелких и пылеватых песков** | скальных слабовыветривающихся, крупнообломочных с песчаным заполнителем и песков дренирующих* (кроме мелких и пылеватых)** | ||
Скоростные и особогрузонапряженные, I | 2 | 11,7 | 10,7 |
I и II | 1 | 7,6 | 6,6 |
III | 1 | 7,3 | 6,3 |
IV | 1 | 7,1 | 6,2 |
* К дренирующим по условиям работы земляного полотна следует относить грунты, имеющие при максимальной плотности по стандартному уплотнению коэффициент фильтрации не менее 0,5 м/сут, содержащие менее 10 % частиц по массе размером менее 0,1 мм. Допускается с согласия заказчика при соответствующем технико-экономическом обосновании применять в качестве дренирующего грунта пески мелкие и пылеватые с коэффициентом фильтрации не менее 0,5 м/сут.
** Измеряется в уровне профильной бровки.
*** Измеряется в уровне проектной бровки, которая превышает уровень профильной бровки на высоту сливной призмы плюс разность толщины балластного слоя на данном участке дренирующих грунтов и смежных с ним участках земляного полотна из недренирующих грунтов.
Радиусы кривых, м | Уширение земляного полотна, м |
3000 и более | 0,20 |
2500 - 1800 | 0,30 |
1500 - 700 | 0,40 |
600 и менее | 0,50 |
Вид грунта | Крутизна откосов при высоте насыпи, м | |||
До 6 | До 12 | |||
в верхней части высотой 6 | в нижней части высотой 6-12 | |||
Раздробленные скальные слабовыветривающиеся и выветривающиеся, крупнообломочные с песчаными заполнителями, пески гравелистые, крупные и средней крупности, металлургические шлаки | 1:1,5 | 1:1,5 | 1:1,5 | |
Пески мелкие и пылеватые, глинистые грунты (в том числе лессовидные) твердой и полутвердой консистенции, крупнообломочные с глинистым заполнителем такой же консистенции, раздробленные скальные легковыветривающиеся* | 1:1,5 | 1:1,5 | 1:1,75 | |
Глинистые грунты тугопластичной консистенции и крупнообломочные грунты с глинистым заполнителем такой же консистенции** | 1:2*** | Определяется расчетом | ||
Глинистые грунты (в том числе лессовидные) в районах избыточного увлажнения****, а также пески однородные и пески пылеватые** | 1:1,75 | 1:1,75 | 1:2 | |
Пески мелкие (барханные) в районах с засушливым климатом | 1:2 | 1:2 | 1:2 |
* Более 12 м - по расчету
** Для глинистых грунтов полутвердой и тугопластичной консистенции, а также песков мелких и пылеватых следует принимать данные таблицы как минимальные и проверять расчетом, учитывая снижение прочностных и деформативных характеристик грунтов при вибродинамическом воздействии.
*** Для линий IV категории - 1:1,75
**** К районам избыточного увлажнения относятся территории, в пределах которых среднегодовое количество выпадающих осадков значительно превышает возможную испаряемость с поверхности суши; к районам с засушливым климатом - территории, на которых количество осадков значительно меньше возможной испаряемости (по абсолютной величине меньше 300 мм).
Вид грунта | Высота откосов выемок, м | Крутизна откосов выемок |
Скальные слабовыветривающиеся | До 12 | 1:0,2 |
Скальные выветривающиеся | До 12 | 1:0,5 - 1:1 |
Скальные легковыветривающиеся | До 12 | 1:1,5 |
Крупнообломочные, песчаные, глинистые (в том числе лессовидные) твердой, полутвердой, тугопластичной консистенции | До 12 | 1:1,5 |
Глинистые грунты в районах избыточного увлажнения | До 12 | 1:2 |
Пески мелкие (барханные) в засушливых районах | До 12 | 1:1,75 - 1:2 |
Лессы на неорошаемых участках в районах с засушливым климатом | До 12 | 1:0,1 - 1:0,5 |
Лессы вне районов с засушливым климатом | До 12 | 1:0,5 - 1:1,5 |
Примечания
1. Откосы крутизной 1:0,2 применяются при контурном взрывании, при этом в благоприятных инженерно-геологических условиях в слабовыветривающихся грунтах допускаются вертикальные откосы выемок.
2. В скальных выемках в пределах поверхностного (делювиально-элювиального) слоя крутизну откосов следует назначать с учетом мощности слоя и его прочности.
3. У подошвы откосов выемок глубиной более 6 м в скальных легковыветривающихся грунтах следует предусматривать устройство кювет-траншей (шириной понизу 4 м и глубиной 0,6 м). В слабовыветривающихся и выветривающихся скальных грунтах при невыдержанности их залегания, сильной дислоцированности и неблагоприятном расположении поверхностей ослабления следует у подошвы откосов предусматривать улавливающие траншеи с габаритами по расчету.
4. Выемки в подвижных песках должны устраиваться с кювет-траншеями.
Вид земляного полотна | Глубина расположения слоя от основной площадки, м | Коэффициент уплотнения К для дорог*** | ||
I, II категории и дополнительные главные пути | III, IV категории | I, II категории и дополнительные главные пути | III, IV категории | |
Насыпи: | ||||
верхняя часть нижняя часть | До 1,0 Более 1,0 | До 0,5 Более 0,5 | 0,98;0,95* 0,95;0,92 | 0,95;0,92* 0,95**;0,90 |
Выемки, основания, насыпи высотой до 0,5 м | Более 1,0 | Более 0,5 | 0,98;0,95* | 0,95;0,92* |
* Для насыпей из однородных песков.
** На участках с сильнопересеченным рельефом, на участках периодического подтопления насыпей, а также в пределах участках длиной до 100 м на подходах к мостам.
*** Для подъездных путей коэффициент уплотнения по всей высоте насыпи устанавливается 0,90. Для скоростных и особонагруженных линий коэффициент уплотнения определяется расчетом.
№ п.п. | Орография местности и направление преобладающего снегопереноса | Число главных путей | |
1 | Равнина, наветренные склоны косогоров, водоразделы при незначительном отклонении (до 30°) направления преобладающих метелей от нормали к оси пути, м | 0,50 | 0,75 |
2 | Понижения, подветренные склоны косогоров при значительном отклонении (40° - 60°) направления преобладающих метелей от нормали к оси пути, м | 0,60 | 0,90 |
Вид отклонения | Значение допускаемого отклонения от проекта | Способ проверки |
Отклонение высотных отметок бровки (оси) земляного полотна, см | + 5 | Нивелировка |
Отклонение от проектного продольного уклона дна канавы, траншеи, дренажа и т.д. | 0,0005 | То же |
Уменьшение минимально допустимых уклонов дна канав, кюветов, дренажей | Не допускается | |
Отклонение бровки земляного полотна от проектного положения оси, см | + 10 | Промеры через 50 м |
Отклонение верха сливной призмы по ширине, см | + 10 | То же |
Увеличение крутизны откосов земляных сооружений | Не допускается | Промеры не менее чем на двух поперечниках на пикете |
Отклонение от проектного положения бровки (подошвы) откоса насыпи (выемки) см | + 15 | То же |
Отклонение в плоскости откосов на длине не более 3 м, см: | ||
при укреплении посевом трав и сборной обрешеткой | + 10 | То же |
бетонными плитами | + 5 | То же |
Отклонение по ширине берм, см | + 15 | Промеры через 50 м |
Отклонение в поперечных размерах дренажных траншей, см | + 5 | То же |
Отклонение в поперечных размерах канав, см | + 5 | То же |
Уменьшение поперечных размеров кювета и водоотводной канавы | Не допускается | То же |
Отклонение от проектной толщины растительного слоя на откосах, насыпях, выемках, кавальерах, а также на площадках рекультивируемых земель, % | 20 | Проверка каждых 10 м2 не менее чем в 5 местах |
Показатель | Мощность верхнего строения пути на железнодорожных линиях категорий | ||||||
Скоростные | Особонагруженные | I | II | III | IV | ||
Тип рельсов | Р75-Р65 | Р75-Р65 | Р75-Р65 | Р65 | Старогодние Р75-Р65 Новые Р65 | ||
Род шпал | Деревянные I типа или железобетонные | Деревянные или железобетонные | |||||
Число шпал на 1 км пути, шт.: | |||||||
на прямых и кривых радиусом 1200 и более | 2000 | 2000 | 2000 | 1840 | 1840 | 1840 | |
на кривых радиусом менее 1200 м | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 1840 | |
Толщина балластного слоя под шпалой, см: | |||||||
щебеночный или асбестовый (числитель) на балластной подушке из песка, удовлетворяющего требованиям к балластным материалам (знаменатель) на пути с деревянными шпалами | 30/20 | 35/20 | 30/20 | 30/20 | 25/20 | 25/20 | |
то же, с железобетонными шпалами | 35/20 | 40/20 | 35/20 | 35/20 | 30/20 | 30/20 | |
асбестовый на пути с деревянными шпалами | - | 50 | 50 | 50 | 45 | 35 | |
то же с железобетонными шпалами | - | 55 | 55 | 55 | 50 | 35 | |
гравийно-песчаный | - | - | - | - | - | 30 |
Примечания
1. Двухслойную балластную призму при использовании щебеночного или асбестового балласта следует укладывать на земляном полотне из глинистых грунтов, песков мелких и пылеватых, в том числе при устройстве защитного слоя в верхней части земляного полотна; на земляном полотне из скальных, крупнообломочных грунтов и песков (за исключением мелких и пылеватых) щебень и асбестовый балласт следует укладывать в один слой, без песчаной балластной подушки, и толщина балластного слоя на пути с деревянными шпалами в этом случае должна быть не менее 30 см, в том числе при использовании других допускаемых видов балласта, а на пути с железобетонными шпалами - не менее 35 см.
2. Если подушка устраивается из гравия, толщину слоя щебня или асбеста следует уменьшать на 5 см без уменьшения общей толщины балластного слоя.
3. При преобладании в основании земляного полотна просадочных и сжимаемых грунтов следует укладывать звеньевой путь на гравийно-песчаном и гравийном балласте. Постановку пути на щебеночный балласт и укладку бесстыкового пути надлежит предусматривать после полной стабилизации земляного полотна.
4. На линиях со скоростью движения более 140 км/ч необходимо использовать только щебеночный балласт.
5. Железобетонные шпалы следует применять в бесстыковом пути. Допускается по согласованию с железнодорожной администрацией применение железобетонных шпал в звеньевом пути на линиях IV категории, внутриузловых, внутристанционных, соединительных и подъездных путях.
6. На пескозаносимых участках следует укладывать термически упроченные рельсы не легче Р65 на деревянных шпалах.
Назначение стрелочных переводов | Марки крестовин стрелочных переводов, не круче |
Для безостановочного пропуска поездов, при разветвлении главного пути и в путепроводных развязках | 1/18; 1/22 и в обоснованных случаях 1/11 |
Для приема и отправления пассажирских поездов по боковому пути | 1/11; перекрестные переводы и одиночные, являющиеся продолжением перекрестных, - 1/9 |
Для приема и отправления грузовых поездов по боковому пути | 1/9; симметричные 1/6 |
На соединительных и прочих станционных путях | 1/9; симметричные 1/6 |
Примечание - Применение стрелочных переводов марки 1/18 и 1/22, а также перекрестных переводов, глухих пересечений и одиночных симметричных переводов допускается по согласованию с железнодорожной администрацией.
Наименование путей | Объем обкатки пути, тыс.т |
Главные, приемоотправочные и подъездные пути с поездным порядком движения | 100 |
Сортировочные, ходовые, вытяжные, соединительные и подъездные пути с маневровым порядком движения | 50 |
Погрузочно-разгрузочные и деповские пути | 25 |
Примечания
1. В объеме обкатки учитывается движение рабочих поездов и поездов с народнохозяйственными грузами в период временной эксплуатации.
2. При использовании для уплотнения балласта шпалоподбивочных машин ВПР-1200, ВПРС-500 объемы обкатки должны быть увеличены в 1,5 раза, а при применении электрошпалоподбоек ЭШП - в два раза по сравнению с данными табл. 5.3.
3. При использовании динамических стабилизаторов объемы обкатки могут быть снижены в 2 раза по сравнению с данными табл. 5.3.
Наименование | Допускаемые отклонения в размерах и положении элементов верхнего строения пути, мм |
Отклонения по ширине колеи на прямых и кривых участках пути: | |
по уширению по сужению | 4 3 |
Отклонения в уровне (взаимном положении по высоте) рельсовых нитей от установленных норм на прямых и кривых участках пути | 4 |
Разность в размерах смежных стрел изгиба рельсовых нитей в круговых кривых (промеры в точках через 10 м при хорде длиной 20 м) не должна превышать при скорости: | |
до 100 км/ч 101-140 км/ч 141-160 км/ч | 5 4 3 |
Отклонения от равномерного нарастания стрел изгиба в пределах переходных кривых (промеры в точках через 10 м при хорде длиной в 20 м) не должны превышать при скорости: | |
до 100 км/ч более 100 км/ч | 3 2 |
Отклонения в расположении рельсовых стыков: | |
на прямых участках на кривых участках | не более 30 не более 30 плюс половина стандартного укорочения рельсов |
Отклонения в размерах стыковых зазоров при расчетной температуре | + 2 |
Отклонения от эпюр в расположении шпал: | |
деревянных железобетонных | + 40 + 20 |
Отклонения в толщине уплотненного балластного слоя под шпалой | + 100; уменьшение не допускается |
Изменение проектных уклонов продольного профиля пути в пределах между точками перелома профиля | Не допускается |
Примечания
1. Отклонения от проектных размеров по ширине колеи, указанные в табл. 5.4, допускаются при условии устройства плавных отводов (разгонки) их при скорости движения: до 120 км/ч - 1 мм на 1 м пути, более 120 км/ч - 1 мм на 1,5 м пути.
2. Отклонение в уровне расположения рельсов допускается при условии устройства отводов 1 мм на 1 м пути.
Наименование | Допускаемые отклонения при скорости движения, км/ч | ||
до 15 | от 15 до 25 | св. 25 | |
Отклонение по ширине колеи, мм: | |||
уширение сужение | 10 4 | 10 4 | 6 4 |
Отклонение по уровню, мм | 20 | 10 | 6 |
Разность в смежных стрелах изгиба в круговых кривых (в точках через 10 м при хорде 20 м), мм | 12 | 10 | 8 |
Отклонения в размерах стыковых зазоров, мм | 3 | 3 | 3 |
Смещение шпал от проектного положения, см: | |||
деревянных железобетонных | 8 4 | 8 4 | 8 4 |
Примечание - Отводы отклонений по ширине колеи должны быть не более 3 мм/м при скорости до 15 км/ч, 2 мм/м - от 15 до 25 км/ч, 1 мм/м - св. 25 км/ч. По возвышению наружного рельса в переходных кривых соответственно 3 мм/м, 2 мм/м и 1 мм/м, по уровню 4 мм/м.
Расчетный годовой снегоперенос, м3/м | Ширина полос земель для лесонасаждения, м | ||
на серых лесных почвах, подзолистых почвах и черноземах, кроме солонцеватых | на солонцеватых черноземах и темно-каштановых почвах | на каштановых, светлокаштановых, бурых почвах, а также почвах солонцового комплекса | |
Для участков пути, располагаемых на орошаемых или осушенных землях, пашне, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками | |||
100 | 33 | 40 | 50 |
125 | 42 | 50 | 50 |
150-200 | 50 | 50 | 50 |
Для участков пути, располагаемых на остальных землях | |||
25 | 8 | 10 | 12 |
50 | 16 | 20 | 25 |
75 | 25 | 30 | 38 |
100 | 33 | 40 | 50 |
125 | 42 | 50 | 63 |
150 | 50 | 60 | 75 |
200 | 67 | 80 | 100 |
Примечание - Ширина земель для снегозадерживающих лесонасаждений при снегопереносе более 200 м3 на 1 м пути, а также для защиты территорий станций определяется проектом