Международный договор
Соглашение от 26 июля 1995 года

Соглашение между Министерством путей сообщения Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Российским космическим агентством и Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан об основных принципах и условиях использования объектов железнодорожного транспорта космодрома «Байконур» и города Ленинска

Принято
Министерством путей сообщения Российской Федерации
26 июля 1995 года,
Министерством обороны Российской Федерации
26 июля 1995 года,
Российским космическим агентством
26 июля 1995 года,
Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан
26 июля 1995 года
    Министерство путей сообщения Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Российское космическое агентство, именуемые в дальнейшем "Российская Сторона" и Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, именуемое в дальнейшем "Казахстанская Сторона", руководствуясь Соглашением о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности, подписанного в городе Бишкеке 9 октября 1992 года, Соглашением о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ, подписанного в городе Ташкенте 15 мая 1992 года, в целях реализации Соглашения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией об основных принципах и условиях использования космодрома "Байконур", подписанного в городе Москве 28 марта 1994 года, Договора аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан, подписанного в городе Москве 10 декабря 1994 года,
    согласились о нижеследующем:
    Настоящее Соглашение определяет условия использования объектов железнодорожного транспорта, входящих в перечень обеспечивающих объектов комплекса "Байконур", и ответственность Российской и Казахстанской Сторон за организацию, обеспечение функционирования, развитие объектов железнодорожного транспорта, взятых в аренду.
    Казахстанская Сторона берет на себя ответственность участвовать в развитии инфраструктуры объектов железнодорожного транспорта в соответствии с Договором аренды, выполнять обязанности по списанию выработавших ресурс (выслуживших установленные сроки эксплуатации) и принадлежащих ей объектов по представлению Российской Стороны.
    Российская Сторона берет на себя обязанности по обеспечению ремонта и технического содержания объектов железнодорожного транспорта комплекса "Байконур" в соответствии с условиями, изложенными в Договоре аренды.
    Стороны договорились в месячный срок создать компетентную комиссию для исключения некоторых объектов железнодорожного транспорта из состава арендуемых РФ, в связи с целесообразностью передачи их в пользование Казахстанской Стороне.
    Полномочными представителями Российской и Казахстанской Сторон при решении вопросов использования объектов железнодорожного транспорта являются:
    - с Казахстанской Стороны - Управление Западно-Казахстанской железной дороги и Национальное аэрокосмическое агентство (НАКА);
    - с Российской Стороны - Военно-Космические Силы (ВКС (ГИК МО), Российское космическое агентство (РКА (ЦЭНКИ) и администрация города Ленинска, в части касающейся.
    Порядок взаимодействия между полномочными представителями Сторон определяются отдельными договорами.
    Финансирование эксплуатации объектов железнодорожного транспорта осуществляется за счет средств, выделяемых на эксплуатацию объектов комплекса "Байконур" Правительствами Российской Федерации и Республики Казахстана на основе долевого участия, определенного в Договоре аренды и Соглашении от 28 марта 1994 года.
    Поставка грузов на комплекс "Байконур" осуществляется в адреса полномочных представителей Российской Стороны, перечисленных в ст. 2 Соглашения по их условным коммерческим наименованиям:
    - ВКС (ГИК МО) - в/ч 11061;
    - РКА (ЦЭНКИ) - в/ч 11062;
    - Администрация г. Ленинска - в/ч 11063.
    Указанные наименования являются официальными и используются при заключении договоров и иных сделок, связанных с доставкой (отправкой) грузов железнодорожным транспортом.
    Арендованный подвижной состав и локомотивы будут использовать по назначению до выработки установленного ресурса, в соответствии с п. 6.2 Договора аренды комплекса "Байконур". После выработки ресурса они подлежат списанию совместным актом, по представлению Российской Стороны. Списанный подвижной состав и локомотивы исключаются из перечней арендованных объектов и используются по усмотрению Казахстанской Стороны.
    Вывод из эксплуатации, списание арендованных объектов железнодорожного транспорта, в том числе подвижного состава и другого имущества, на которые истекли сроки амортизации (гарантии эксплуатации) или по иным причинам, осуществляется на основе актов технического состояния.
    Пополнение железнодорожного хозяйства подвижным составом, расширение парка локомотивов, вагонов и других железнодорожных агрегатов осуществляется арендатором. Локомотивы и подвижной состав, необходимые для выполнения задач, возложенных на комплекс "Байконур", поставляются на договорной основе Министерством путей сообщения Российской Федерации (с сохранением права собственности на них). Участие арендодателя в пополнении железнодорожного хозяйства комплекса "Байконур" производится в форме выделения потребного количества материальных или денежных средств по заявкам Российской Стороны на договорной основе.
    Материально-техническое обеспечение эксплуатации железнодорожных объектов организует арендатор, с использованием ресурсов Сторон в соответствии с п. 8.2 Договора аренды комплекса.
    С 1997 года эксплуатация объектов железнодорожного транспорта, в том числе содержание и ремонт подъездных путей, будут осуществляться на договорной основе с арендатором силами специального подразделения, находящегося в ведении Министерства путей сообщения Российской Федерации, дислоцированного на комплексе "Байконур" или специализированными железнодорожными подразделениями Казахстанской Стороны.
    Обслуживание локомотивов обеспечивается Министерством путей сообщения Российской Федерации, либо подразделениями Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан на договорной основе.
    В переходный период, до 01 января 1997 года, эксплуатация объектов железнодорожного транспорта производится подразделениями Министерства обороны Российской Федерации (ВКС).
    Отправка и транспортировка грузов, осуществляемые в целях выполнения космических программ, обеспечение жизнедеятельности города Ленинска, перевозка персонала космодрома и членов его семей осуществляются Западно-Казахстанской железной дорогой по безналичному расчету с применением перевозочных документов (в том числе и воинских), принятых на территории Российской Федерации и Республики Казахстан.
    Договорные отношения, расчеты между юридическими и физическими лицами Российской и Казахстанской Сторон за работы и услуги, связанные с использованием, эксплуатацией и ремонтом объектов железнодорожного транспорта осуществляются по безналичному расчету (с физическими лицами на условиях, определенных договором подряда) по ценам и тарифам, установленным Сторонами для своих потребителей, в соответствии с действующими в Российской Федерации и Республике Казахстан антимонопольными законодательствами.
    Расчеты между Российской и Казахстанской Сторонами могут проводиться в виде взаиморасчетов (взаиморасчетов платежных сумм и задолженностей и взаимопогашения задолженности юридических лиц Сторон).
    Надзор за безопасностью движения поездов в пределах комплекса "Байконур" осуществляется силами и средствами Министерства путей сообщения Российской Федерации, расположенными на комплексе, а в переходный период - подразделениями Министерства обороны Российской Федерации (ВКС).
    Планирование воинских перевозок вне пределов комплекса "Байконур" осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан совместно с Министерством обороны Республики Казахстан по заявкам Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об организации воинских межгосударственных перевозок и расчетах за них.
    Российская и Казахстанская Стороны взаимно гарантируют соблюдение и защиту на арендуемых объектах железнодорожного транспорта имущественных прав предприятий в соответствии с национальными законодательствами, нормами международного права, Договором аренды комплекса и настоящим Соглашением.
    Временное пользование землями, на которых находятся объекты железнодорожного транспорта, также отвод новых земель, связанных с развитием и расширением железнодорожного хозяйства и подъездных путей производится в соответствии с Договором аренды комплекса и соответствующим соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке землепользования.
    Возмещение ущерба, связанного с нарушением установленных правил функционирования объектов и сооружений железнодорожного транспорта осуществляется за счет виновной Стороны в порядке и размерах, установленных действующим законодательством Республики Казахстан на основании проведенных расследований и выводов специальной комиссии, создаваемой совместным решением Российской и Казахстанской Сторон.
    Российская и Казахстанская Стороны оказывают содействие, предоставляют имеющиеся в их распоряжении ремонтные предприятия, оборудование и специалистов для технического освидетельствования, доработок и ремонта подвижного состава, агрегатов и других объектов железнодорожного транспорта по заявкам полномочных представителей Сторон.
    Контроль использования объектов железнодорожного транспорта осуществляется представительными органами Российской и Казахстанской Сторон, указанными в Договоре аренды (НАКА, ВКС, РКА) в порядке определенном Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке контроля за сохранением и эксплуатацией объектов космодрома.
    Спорные вопросы, возникающие при эксплуатации объектов железнодорожного транспорта решаются Координационным советом комплекса "Байконур" путем принятия согласованных решений или Российско-Казахстанской Межправительственной комиссией по комплексу "Байконур".
    Российская и Казахстанская Стороны считают целесообразным координировать действия в области социальной политики в отношении работников железнодорожного транспорта Республики Казахстан и Российской Федерации, участвующих в обслуживании арендованных объектов.
    Изменения и дополнения к настоящему Соглашению оформляются протоколами, которые после согласования и утверждения Российской и Казахстанской Сторонами являются неотъемлемой частью Соглашения.
    Настоящее Соглашение заключено сроком на 20 лет и вступает в силу с момента подписания Российской и Казахстанской Сторонами.
    Действие Соглашения автоматически продлевается на следующие 5 лет, если ни один из участников Российской Стороны или Казахстанская Сторона не заявят путем письменного уведомления о своем желании денонсировать его не позднее 6 месяцев до истечения срока действия настоящего Соглашения. Повторное продление действия Соглашения осуществляется по указанной в данной статье процедуре.
    Совершено в г. Москве 26 июля 1995 года в 4-х экземплярах.
    (Подписи)