Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Республики Беларусь |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызская Республика | Кыргызстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Таджикистан | Таджикстандарт |
Туркменистан | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
Украина | Госстандарт Украины |
________________
* Международный стандарт - во ВНИИКИ Госстандарта России.
Обозначение | Параметр | Единицы измерения |
Теплоотводящая поверхность корпуса подшипника | м | |
Ширина смазочной канавки | м | |
Номинальная ширина подшипника | м | |
Удельная теплоемкость смазочного материала | Дж/(кг·К) | |
Номинальный зазор подшипника | м | |
Эффективный радиальный зазор подшипника | м | |
Диаметр смазочного отверстия | м | |
Номинальный внутренний диаметр подшипника | м | |
Номинальный диаметр вала | м | |
Максимальное значение | м | |
Минимальное значение | м | |
Максимальное значение | м | |
Минимальное значение | м | |
Абсолютный эксцентриситет | м | |
Модуль упругости | - | |
Коэффициент трения | - | |
Нагрузка на подшипник (номинальная нагрузка) | Н | |
Сила трения в нагруженной зоне смазочного слоя | Н | |
Сила трения в ненагруженной зоне смазочного слоя | Н | |
Модуль сдвига | - | |
Локальная толщина смазочного слоя | м | |
Критическая толщина смазочного слоя | м | |
Минимальная толщина смазочного слоя | м | |
Волнистость поверхности скольжения | м | |
Эффективная волнистость поверхности скольжения | м | |
Максимально допустимая эффективная волнистость | м | |
Коэффициент теплопередачи наружной поверхности корпуса подшипника | Вт/(м·К) | |
Длина смазочной канавки | м | |
Длина смазочного кармана | м | |
Длина корпуса подшипника | м | |
Частота (скорость) вращения подшипника | с | |
Частота (скорость) вращения нагрузки на подшипник | с | |
Частота (скорость) вращения вала | с | |
Локальное давление в смазочном слое | Па | |
Удельная нагрузка на подшипник | Па | |
Давление подачи смазочного материала | Па | |
Максимально допустимое давление в смазочном слое | Па | |
Максимально допустимая удельная нагрузка на подшипник | Па | |
Мощность трения | Вт | |
Интенсивность теплового потока | Вт | |
Интенсивность теплового потока в окружающую среду | Вт | |
Интенсивность теплового потока из-за мощности трения | Вт | |
Интенсивность теплового потока в смазочный материал | Вт | |
Расход смазочного материала | м/с | |
Расход смазочного материала на входе в отверстие зазора | м/с | |
Расход смазочного материала на выходе из отверстия зазора | м/с | |
Расход смазочного материала из-за гидродинамического давления | м/с | |
Параметр расхода смазочного материала из-за гидродинамического давления | - | |
Расход смазочного материала из-за давления подачи | м/с | |
Параметр расхода смазочного материала из-за давления подачи | - | |
Средняя высота неровностей поверхности скольжения подшипника | м | |
Средняя высота неровностей сопряженной поверхности вала | м | |
Число Рейнольдса | - | |
Число Зоммерфельда | - | |
Температура окружающей среды | °С | |
Температура подшипника | °С | |
Предполагаемая начальная температура подшипника | °С | |
Расчетная температура подшипника, полученная методом итерации | °С | |
Температура смазочного материала на входе подшипника | °С | |
Температура смазочного материала на выходе подшипника | °С | |
Предполагаемая начальная температура смазочного материала на выходе подшипника | °С | |
Расчетная температура смазочного материала на выходе подшипника | °С | |
Температура вала | °С | |
Предельно допустимая температура подшипника | °С | |
Средняя температура смазочного материала | °С | |
Линейная (окружная) скорость подшипника | м/с | |
Линейная (окружная) скорость вала | м/с | |
Скорость воздушного охлаждения | м/с | |
Координата, параллельная поверхности скольжения, в круговом направлении | м | |
Координата, перпендикулярная к поверхности скольжения | м | |
Координата, параллельная поверхности скольжения, в осевом направлении | м | |
Коэффициент линейного теплового расширения подшипника | К | |
Коэффициент линейного теплового расширения вала | К | |
Угол линии центров (угловая координата эксцентриситета вала относительно направлении* нагрузки) | ° | |
________________ * Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС". | ||
Угол несоосности вала | рад | |
Относительный эксцентриситет | - | |
Динамическая вязкость смазочного материала | Па·с | |
Эффективная динамическая вязкость смазочного материала | Па·с | |
Кинематическая вязкость смазочного материала | Па·с | |
Коэффициент сопротивления вращению в нагруженной зоне смазочного слоя | - | |
Коэффициент сопротивления вращению в ненагруженной зоне смазочного слоя | - | |
Коэффициент сопротивления вращению в зоне кольцевой канавки | - | |
Коэффициент сопротивления вращению в зоне кармана | - | |
Плотность смазочного материала | кг/м | |
Угловая координата в круговом направлении | рад | |
Угловая координата передней кромки профиля давления | рад | |
Угловая координата задней кромки профиля давления | рад | |
Относительный зазор подшипника | - | |
Средний относительный зазор подшипника | - | |
Эффективный относительный зазор подшипника | - | |
Максимальный относительный зазор подшипника | - | |
Минимальный относительный зазор подшипника | - | |
Угловая скорость подшипника | с | |
Гидродинамическая угловая скорость | с | |
Угловая скорость вала | с | |
Дуга охвата сегмента подшипника | град | |
Дуга охвата смазочной канавки | град | |
Дуга охвата смазочного кармана | град |
Размеры и рабочие параметры | |
Нагрузка на подшипник | =36000 Н. |
Скорость вала | =33,33 с. |
Скорость подшипника | =0 с. |
Угол охвата | =360°. |
Максимальный внутренний диаметр подшипника | =120,070 х 10 м. |
Минимальный внутренний диаметр подшипника | =120,050 х 10 м. |
Диаметр смазочного отверстия | =5 х 10 м. |
Максимальный диаметр вала | =119,950 х 10 м. |
Минимальный диаметр вала | =119,930 х 10м. |
Относительная длина подшипника | =0,5. |
Средняя высота неровностей поверхности скольжения подшипника | =2 x 10 м. |
Средняя высота неровностей поверхности скольжения вала | =1 х 10 м. |
Коэффициент линейного расширения подшипника | =23 х 10 К. |
Коэффициент линейного расширения вала | =11 х 10 К. |
Смазочный материал | VG 100. |
, °С | (), Па·с |
40 | 0,098 |
50 | 0,057 |
60 | 0,037 |
70 | 0,025 |
Теплоотводящая поверхность корпуса подшипника | =0,3 м. |
Коэффициент теплопередачи | =20 Вт/(м). |
Температура окружающей среды | =40 °С. |
Температура смазочного материала на входе подшипника при смазке под давлением | =58 °С. |
Избыточное давление подачи смазочного материала при смазке под давлением | =5 х 10 Па. |
Объемная удельная теплоемкость смазочного материала | =1,8 х 10 Дж/(м). |
Предельные значения | |
Максимальная допустимая удельная нагрузка на подшипник | =10 х 10 Па. |
Предельно допустимая температура подшипника | =70 °С. |
Критическая толщина смазочного слоя | =9 х 10 м. |
Угловая скорость вала | . |
Угловая скорость подшипника | ; |
. |
________________
* Предположение может быть представлено альтернативными методами.
Параметр | Единица | Этап расчета | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
°С | 60 | 138,2 | 135,5 | 134,4 | 133,8 | |
Па·с | 0,037 | 0,0036 | 0,0039 | 0,00395 | 0,004 | |
- | 1,48х10 | 2,392х10 | 2,386х10 | 2,373х10 | 2,36х10 | |
- | 1,408 | 37,95 | 34,85 | 34,04 | 33,24 | |
- | 0,773 | 0,977 | 0,974 | 0,9738 | 0,973 | |
м | 20,2х10 | 3,3х10 | 3,72х10 | 3,73х10 | 3,82х10 | |
- | 3,68 | 0,47 | 0,501 | 0,508 | 0,52 | |
Вт | 2465,3 | 508,55 | 540,7 | 545,3 | 558,18 | |
°С | 450,9 | 124,8 | 130,1 | 131,2 | 133 | |
°С | 138,2 | 135,5 | 134,4 | 138,8 |
Параметр | Единица | Этап расчета | ||
1 | 2 | 3 | ||
°С | 58 | 58 | 58 | |
°С | 78 | 75,7 | 74,9 | |
°С | 68 | 66,85 | 66,45 | |
Па·с | 0,0271 | 0,0283 | 0,0287 | |
- | 1,576х10 | 1,562х10 | 1,557х10 | |
- | 2,196 | 2,057 | 2,023 | |
- | 0,8254 | 0,8246 | 0,818 | |
м | 16,55х10 | 16,87х10 | 17х10 | |
- | 2,78 | 2,84 | 2,9 | |
Вт | 1981,7 | 2006х65 | 2038,96 | |
м/с | 55,21х10 | 54,49х10 | 54,09х10 | |
м/с | 16,33х10 | 15,04х10 | 14,64х10 | |
м/с | 71,54х10 | 69,53х10 | 68,73х10 | |
°С | 73,4 | 74 | 74,5 | |
°С | 75,7 | 74,9 |
Параметр | Единица | Этап расчета | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
°С | 58 | 58 | 58 | 58 | |
°С | 62 | 82 | 102 | 74,87 | |
°С | 60 | 70 | 80 | 66,44 | |
Па·с | 0,037 | 0,025 | 0,018 | 0,0287 | |
- | 1,48х10 | 1,6х10 | 1,72х10 | 1,557х10 | |
- | 1,408 | 2,429 | 3,934 | 2,023 | |
- | 0,771 | 0,8383 | 0,8801 | 0,818 | |
м | 20,34х10 | 15,52х10 | 12,37х10 | 17х10 | |
- | 3,65 | 2,572 | 1,89 | 2,895 | |
Вт | 2443,58 | 1861,5 | 1470,49 | 2038,96 | |
м/с | 57,54х10 | 75,46х10 | 99,05х10 | 68,73х10 | |
Вт | 414,2 | 3259,87 | 7844,76 | 2087,06 |
Размеры и рабочие параметры | |
Нагрузка на подшипник | =10 Н. |
Скорость вала | =1,4283 с. |
Угловая скорость вала | =8,974 с. |
Угол охвата | =150°. |
Внутренний диаметр подшипника | =1010х10 м. |
Средний относительный зазор в подшипнике | =10. |
Изменение относительного зазора в подшипнике в результате теплового воздействия | =0. |
Относительная длина подшипника | =0,75. |
Смазочный материал | VG 46. |
, °С | (), Па·с |
20 | 0,1324 |
30 | 0,0721 |
40 | 0,0430 |
Температура входа смазочного материала при смазке под давлением | =24 °С |
Удельная объемная теплоемкость смазочного материала | =1,8х10Дж/(м). |
Предельные значения | |
Максимальная допустимая удельная нагрузка на подшипник | =10х10 Па. |
Предельно допустимая температура подшипника | =70 °С. |
Критическая толщина смазочного слоя | =9х10 м. |
Параметр | Единица | Этап расчета | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
°С | 24 | 24 | 24 | 24 | |
°С | 44 | 38,5 | 36,2 | 35,1 | |
°С | 34 | 31,3 | 30,1 | 29,55 | |
Па·с | 0,058 | 0,07 | 0,074 | 0,077 | |
- | 2,507 | 2,079 | 1,967 | 1,89 | |
- | 0,798 | 0,767 | 0,758 | 0,75 | |
м | 102,01х10 | 117,67х10 | 122,21х10 | 126,25х10 | |
- | 1,65 | 1,822 | 1,87 | 1,92 | |
Вт | 7477,6 | 8248 | 8338,6 | 8701,2 | |
м/с | 46,04х10 | 46,60х10 | 46,69х10 | 46,88х10 | |
°С | 33 | 33,83 | 34,08 | 34,31 | |
°С | 38,5 | 36,2 | 35,1 |
Размеры и рабочие параметры | |
Нагрузка на подшипник | =18000 Н. |
Скорость вала | =25 с. |
Угловая скорость | =157 с. |
Угол охвата | =150°. |
Внутренний диаметр | =200х10 м. |
Средний относительный зазор подшипника | =2х10. |
Изменение относительного зазора подшипника в результате теплового воздействия | =0. |
Относительная длина подшипника | =0,5. |
Ширина смазочной канавки под углом 180* | =30х10 м. |
Глубина смазочной канавки | =2,5х10 м. |
Ширина смазочного кармана | =60х10 м. |
Глубина смазочного кармана | =2,5х10 м. |
Смазочный материал | VG 32. |
, °С | (), Па·с |
40 | 0,031 |
50 | 0,022 |
60 | 0,014 |
70 | 0,0094 |
Температура входа смазочного материала при смазке под давлением | =40 °С |
Избыточное давление подачи смазочного материала при смазке под давлением | =0,5х10 Па. |
Удельная объемная теплоемкость смазочного материала | =1,8х10Дж/(м). |
Предельные значения | |
Максимально допустимая удельная нагрузка на подшипник | =10х10 Па. |
Предельно допустимая температура подшипника | =80 °С. |
Критическая толщина смазочного слоя | =20х10 м. |
Параметр | Единица | Этап расчета | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
°С | 40 | 40 | 40 | 40 | |
°С | 60 | 52,1 | 48,6 | 47,3 | |
°С | 50 | 46,1 | 44,3 | 43,7 | |
Па·с | 0,022 | 0,024 | 0,0275 | 0,028 | |
- | 1,042 | 0,9554 | 0,8338 | 0,8189 | |
- | 0,734 | 0,725 | 0,7 | 0,698 | |
м | 53,2х10 | 55х10 | 60х10 | 60,4х10 | |
- | 4,6 | 4,8 | 5,4 | 5,45 | |
Вт | 1966,3 | 2229 | 2519,9 | 2535,6 | |
м/с | 109,27х10 | 109,02х10 | 108,52х10 | 108,5х10 | |
м/с | 153,72х10 | 139,84х10 | 119,49х10 | 117,15х10 | |
м/с | 262,99х10 | 248,86х10 | 228,01х10 | 225,65х10 | |
°С | 44,2 | 45 | 46,1 | 46,3 | |
°С | 52,1 | 48,6 | 47,6 |
Параметр | Единица | Этап расчета | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
°С | 40 | 40 | 40 | 40 | |
°С | 60 | 53,9 | 51,1 | 50 | |
°С | 50 | 47 | 45,5 | 45 | |
Па·с | 0,022 | 0,0235 | 0,0252 | 0,0263 | |
- | 1,042 | 0,9757 | 0,9099 | 0,8819 | |
- | 0,734 | 0,727 | 0,717 | 0,71 | |
м | 53,2х10 | 54,6x10 | 56,6x10 | 59x10 | |
- | 4,6 | 4,75 | 5 | 5,18 | |
Вт | 2419,7 | 2494,6 | 2625,8 | 2722,9 | |
м/с | 109,27x10 | 109,15x10 | 109,02x10 | 108,77x10 | |
м/с | 61,88х10 | 57,93x10 | 54,02x10 | 49,86x10 | |
м/с | 171,15х10 | 167,08x10 | 163,04x10 | 158,63x10 | |
°С | 47,9 | 48,3 | 48,9 | 49,5 | |
°С | 53,9 | 51,1 | 50 |
[1] | REYNOLDS, О. On the theory of lubrication and its application to Mr. Beauchamp Tower's experiments, including an experimental determination of the viscosity of olive oil. Phil. Trans. (1866), 177, pp.157-234. Ostwalds Klassiker der exakten Wissenschaften, Leipzig. Nr. 218, Leipzig, 1927 |
[2] | SOMMERFELD, A. Zur hydrodynamischen Theorie der Schmiermittelreibung. Zeitschrift Mathematik und Physik 1904, 40, pp.97-155 |
[3] | VOGELPOHL, G. Beitrge zur Gleitlaerechnung. VDI-Forschungsheft, Nr.386, , 1954 |
[4] | SASSENFELD, H. and WALTHER, A. Gleitlaerechnung. VDI-Forschungsheft, Nr. 441, , 1954 |
[5] | RAIMONDI, A.A. and BOYD, J. A solution for the finite journal bearing and its application to analysis and design. Trans. A.S.L.E (1958), 1, part 1, pp.159-174; part 2, pp.175-194; part 3, pp.194-209 |
[6] | , H.-J. Das hydrodynamische zylindrische Gleitlager endlicher Breite unter instationrer Belastung. Dissertation TU Karlsruhe, 1976 |
[7] | WISSUSSEK, D. Der reversibler und irreversibler Viskosittsnderungen auf das Verhalten hydrodynamischer stationr belasteer Gleitlager. Dissertation, TU Hannover, 1975 |
[8] | LANG, O.R. and STEINHILPER W. Gleitlager, , 31, Springer Verlag Berlin; Heidelberg; New York, 1978 |
[9] | DILLENKOFER, H. der Lage der auf das Betriebsverhalten stationr belasteter zylindrischer Gleitlager endlicher Breite. Dissertation, Universitt Stuttgart, 1975 |
[10] | HOPPE, J. der Oberflchenwelligkeit von Lagerzapfen auf das Verhalten hydrodynamisch geschmierter Radialgleitlager. Dissertation, Universitt Karlsruhe, 1981 |
[11] | PINKUS, С. and STERNLICHT, B. Theory of hydrodynamic lubrication, McGraw-Hill Book Company, Inc., New York, Toronto, London, 1961 |
[12] | KVITNITSKY, B.I., KIRKATCH, N.F. and POLTAVSKY, Y.D. The solution of Reynolds' equation inder natural boundary conditions for hydrodynamic journal bearings, Wear, 37, 2, pp.217-231, Elsevier Sequoia, Lausanne, 1978 |
[13] | KVITNITSKY, B.I. and KIRKATCH, N.F. Calculation of plain journal bearings (reference book), Mashinostroeniс, Moscow, 1979 |
[14] | KOROVCHINSKY, M.V. Theoretical basis for plain bearings operation, Mashgiz, Moscow, 1959 |
[15] | CONSTANTINESCU, V. Basic Relationships in Turbulent Lubrication and their Extension to include Thermal Effects. Transactions of the ASME, Series, F, No. 2, 95, 1973, pp.35-43 |