Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика | Азгосстандарт |
Республика Армения | Армгосстандарт |
Республика Беларусь | Госстандарт Республики Беларусь |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызская Республика | Кыргызстандарт |
Республика Молдова | Молдовастандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Республика Таджикистан | Таджикстандарт |
Туркменистан | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
Республика Узбекистан | Узгосстандарт |
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 50951-96 в части требований к внешнему шуму.
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 51250-99.
______________
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ 51249-99.
Наименование системы, устройства | Выполняемые функции |
Автоматические системы и устройства управления | |
Система автоматического регулирования мощности дизеля тепловоза с электрической передачей | Обеспечивает нагружение двигателя по характеристике наиболее экономичных режимов его работы и полного использования мощности дизеля при работе в различных режимах в диапазоне скоростей движения тепловоза: |
- ограничение пускового тока и максимального напряжения главного генератора; | |
- настройка системы с минимальным объемом реостатных испытаний или без них | |
Система регулирования силы тяги при разгоне поезда* | Поддерживает силу тяги тепловоза на заданном уровне |
Система автоматического поддерживания скорости движения маневрового тепловоза* | Обеспечивает движение тепловоза с заданной скоростью |
Система автоматического управления поезда (автомашинист)* | Управляет работой тепловоза по заданной программе без участия машиниста |
Система автоматического пуска дизеля | Осуществляет после нажатия машинистом кнопки запуска дизеля последовательно предпусковые (прокачка масла установленной продолжительностью к трущимся деталям) и пусковые операции и автоматическое отключение системы пуска после начала работы дизеля |
Система ограничения цикловой подачи топлива в дизель* | Подает топливо в дизель в зависимости от давления и температуры наддувочного воздуха дизеля |
Система автоматического регулирования температуры воды и масла дизеля (САРТ) | Поддерживает устойчивый температурный режим с минимальными перепадами температур теплоносителей (воды, масла) при работающем дизеле |
Система автоматического регулирования напряжения вспомогательного генератора | Поддерживает необходимый уровень напряжения для питания цепей управления и освещения в заданных пределах и обеспечивает зарядку аккумуляторной батареи |
Система автоматического регулирования давления воздуха в главных резервуарах | Обеспечивает уровень давления воздуха в установленных пределах |
Автоматические устройства в системах торможения* | Исключают движение тепловоза или режим тяги при давлении воздуха в тормозной магистрали ниже установленного значения* |
Обеспечивают при экстренном торможении: | |
- снятие режима тяги; | |
- подачу песка под колесные пары и прекращение подачи песка при скорости движения тепловоза ниже 10 км/ч и в момент остановки (при наличии автоматической локомотивной сигнализации) для поездного тепловоза; | |
- совместное действие электрического тормоза тепловоза и пневматического тормоза состава для поездного тепловоза*. | |
Осуществляют переход на груженый режим (у грузовых, маневровых и маневрово-вывозных тепловозов) и режим полного давления. | |
Включают пневматический тормоз при нарушении работы электрического тормоза и в зоне малых скоростей, когда эффективность электрического тормоза меньше чем пневматического*. | |
Блокируют и переключают тормозную систему при переходе с одного пульта управления на другой. | |
Обеспечивают автоматическое торможение секций тепловоза в случае их саморасцепа. | |
Осуществляют отпуск автотормоза тепловоза при введении в действие тормозов поезда. | |
Исключают возможность воздействия на тормозную систему из нерабочей кабины машиниста | |
Система автоматического управления кондиционированием воздуха | Поддерживает в заданных пределах температуру воздуха в закрытой кабине машиниста независимо от внешних условий |
Система автоматического управления охлаждением тяговых электрических машин* | Обеспечивает температуру нагрева тяговых электрических машин в заданных пределах |
Комплекс устройств контроля, сигнализации и защиты | |
Контрольно-измерительные приборы | Приборы по ГОСТ 12.2.056, в том числе для контроля давления в тормозной магистрали - в кабине машиниста. Другие приборы устанавливают по согласованию между изготовителем и заказчиком. Приборы для периодического контроля параметров, непосредственно не влияющих на процесс управления работой тепловозов, устанавливают в дизельном помещении |
Приборы и устройства сигнализации и защиты дизеля | Сигнализация - в соответствии с требованиями ГОСТ 11928 и заказчика |
Устройство световой сигнализации о недопустимом понижении уровня воды в расширительном баке | Обеспечивает контроль минимально допустимого уровня воды |
Устройство сигнализации и защиты высоковольтных цепей | Осуществляет снятие тяговой нагрузки при замыкании на "массу" и включение сигнализации |
Система автоматического переключения в режим уменьшенного охлаждения теплоносителей дизеля* | Обеспечивает режим уменьшенного охлаждения теплоносителей при работе дизеля на низких оборотах или длительном отстое тепловоза |
Устройство обнаружения, ограничения и прекращения боксования колесных пар | Обеспечивает сигнализацию о боксовании, ограничивает проскальзывание и прекращает боксование с поддержкой силы тяги, соответствующей условиям сцепления |
Устройство контроля бдительности машиниста и автоматическая локомотивная сигнализация с автостопом | Осуществляет контроль за бдительностью машиниста, включает сигнализацию и производит сброс нагрузки дизеля, а также включает устройства торможения при утрате машинистом работоспособности (сон, обморок, и др.). |
Обеспечивает повторение показаний путевых сигналов автоблокировки на локомотивном светофоре, исключает проезд запрещающего сигнала при потере бдительности машинистом | |
Устройство сигнализации о пожаре | Включает звуковую и световую сигнализации при превышении заданной температуры воздуха в контролируемых местах |
Противоюзное устройство* | Обеспечивает при пневматическом торможении автоматическое уменьшение и восстановление давления в тормозных цилиндрах при юзе колесной пары, а при электрическом торможении - автоматическое снижение тормозной силы при юзе с последующим ее восстановлением |
Устройства дистанционного управления | |
Устройство дистанционного управления дизелем | Осуществляет ступенчатое или плавное воздействие на регулятор дизеля, управление мощностью дизеля непосредственно рейкой подачи топлива |
Устройство дистанционного управления автосцепкой | Обеспечивает расцепление автосцепки маневрового тепловоза и вагона из кабины машиниста |
Устройство дистанционной подачи песка | Управляет подачей песка под колеса тепловоза из кабины машиниста |
Устройство дистанционного управления холодильником | Обеспечивает ручное управление работой холодильника из кабины машиниста в случае необходимости или при отказе систем автоматического регулирования температур (САРТ) воды и масла |
Устройство дублирования пульта управления | Управляет тепловозом при движении его в противоположных направлениях со сменой рабочих мест |
Регистрирующие устройства | |
Скоростемер | Осуществляет индексацию мгновенного значения скорости движения тепловоза. Указывает текущее и календарное время (часы, минуты, дни, месяцы). |
Отмечает пробег (км) тепловоза от начала его эксплуатации | |
Счетчик количества выработанной дизель-генераторной установкой электроэнергии* | Регистрирует суммарное количество электроэнергии, затраченной на тягу и вспомогательные нужды тепловоза |
"Черный ящик"* | Производит запись на магнитную ленту основных параметров тепловоза, определяющих безопасность движения: скорость движения, давление в тормозных цилиндрах, режим работы силовой установки (дизеля), тяговых генераторов и двигателей, переговоры с диспетчером и т.п. |
Компьютер (мини-ЭВМ)* | Регистрирует, обрабатывает и хранит первичную (исходную) и вторичную (расчетную) информацию. |
Перечень учитываемых параметров, объем и срок хранения информации определяют по согласованию с заказчиком | |
_____________ * Устанавливают на тепловозе по согласованию между заказчиком и изготовителем. |
[1] | Типовые технические требования к проектируемым локомотивам по условиям прочности, динамики и воздействия на путь |
[2] | Основные технические требования к перспективной прокатной стали для несущих сварных конструкций подвижного состава |