Международный договор
Государственный стандарт от 01 января 1995 года № ГОСТ 23718-93

ГОСТ 23718-93 Самолеты и вертолеты пассажирские и транспортные. Допустимые уровни вибрации в салонах и кабинах экипажа и методы измерения вибрации

Принят
Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации
01 января 1995 года
Разработан
Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии
01 января 1995 года
    ГОСТ 23718-93
    Группа Д10
    МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
    САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ ПАССАЖИРСКИЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ
    Допустимые уровни вибрации в салонах
    и кабинах экипажа и методы измерения вибрации
    Passenger and transport aeroplanes and helicopters.
    Admissible levels of vibration in saloons
    and crew cabins and methods of vibration measuring
    ОКСТУ 7502
    Дата введения 1995-01-01
    Предисловие
    1 РАЗРАБОТАН Госстандартом России
    Внесен Техническим секретариатом Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации
    2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1993 г.
    За принятие проголосовали:
    Наименование государства Наименование национального органа стандартизации
    Кыргызская Республика Кыргызстандарт
    Российская Федерация Госстандарт России
    Республика Таджикистан Таджикгосстандарт
    Туркменистан Туркменглавгосинспекция
    Украина Госстандарт Украины

    3 Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 02.06.94 N 160 межгосударственный стандарт ГОСТ 23718-93 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 01.01.95
    4 ВЗАМЕН ГОСТ 23718-79, ГОСТ 23719-79 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
    ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
    Обозначение НТД, на который дана ссылка Номер пункта
    ГОСТ 12.0.002-80 Вводная часть
    ГОСТ 12.4.012-83 3.3
    ГОСТ 16263-70* Вводная часть
    ГОСТ 17168-82 3.2
    ГОСТ 24346-80 Вводная часть
    МИ 1873-88 4.7

    ___________________
    * На территории Российской Федерации действуют РМГ 29-99, здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС".


    Настоящий стандарт распространяется на пассажирские и транспортные вновь разрабатываемые самолеты и вертолеты гражданской авиации.
    Стандарт устанавливает допустимые уровни вибрации, действующей на пассажиров и членов экипажа в условиях установившегося горизонтального полета, и метод ее измерения на полу (ковре) и сидениях кресел в салонах и кабинах экипажа, а также параметры вибрации, которые должны определяться при государственных, эксплуатационных и контрольных испытаниях и может быть пригоден для целей сертификации.
    Измеряемыми параметрами вибрации являются средние квадратические значения виброускорения или их логарифмические уровни (далее - уровни) в третьоктавных полосах частот.
    Устанавливаемые стандартом допустимые уровни вибрации являются технической характеристикой самолета и вертолета.
    Термины, используемые в стандарте, - по ГОСТ 16263, ГОСТ 24346, ГОСТ 12.0.002.
    Требования разд.1-5 и приложения 6 настоящего стандарта являются обязательными, требования других приложений настоящего стандарта являются рекомендуемыми.
    1.ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ВИБРАЦИИ
    1.1.Стандарт устанавливает семь групп норм допустимых уровней вибрации:
    I - в салонах дальних магистральных самолетов;
    II - в салонах средних магистральных самолетов;
    III - в салонах ближних магистральных самолетов;
    IV - в салонах самолетов местных воздушных линий;
    V - в кабинах экипажа самолетов;
    VI - в салонах вертолетов;
    VII - в кабинах экипажа вертолетов.
    Принадлежность самолета к дальним, средним, ближним магистральным или к самолетам местных воздушных линий определяется техническим заданием на разработку самолета.
    1.2.Допустимые средние квадратические значения виброускорения и их логарифмические уровни в третьоктавных полосах частот должны соответствовать указанным в табл.1-8.
    Таблица 1
    В салонах дальних магистральных самолетов
    Группа норм I
    Среднегеомет- рические значения частот третьоктавных полос, Гц Граничные частоты третьоктавных полос, Гц Допустимое виброускорение
    Вертикальная вибрация Горизонтальная вибрация
    ниж- ние верх- ние Средние квадрати- ческие значения, м·с Логариф- мические уровни средних квадрати- ческих значений, дБ Средние квадрати- ческие значения, м·с Логариф- мические уровни средних квадрати- ческих значений, дБ
    1,60 1,4 1,8 0,16 104 0,07 97
    2,00 1,8 2,2 0,14 103 0,07 97
    2,50 2,2 2,8 0,13 102 0,09 99
    3,15 2,8 3,5 0,11 101 0,11 101
    4,00 3,5 4,5 0,10 100 0,10 100
    5,00 4,5 5,6 0,10 100 0,10 100
    6,30 5,6 7,1 0,10 100 0,10 100
    8,00 7,1 9,0 0,10 100 0,10 100
    10,00 9,0 11,2 0,13 102 0,13 102
    12,50 11,2 14,0 0,16 104 0,16 104
    16,00 14,0 18,0 0,20 106 0,20 106
    20,00 18,0 22,4 0,25 108 0,25 108
    25,00 22,4 28,0 0,32 110 0,32 110
    31,50 28,0 35,5 0,40 112 0,40 112
    40,00 35,5 45,0 0,50 114 0,50 114
    50,00 45,0 56,0 0,63 116 0,63 116
    63,00 56,0 71,0 0,79 118 0,79 118
    80,00 71,0 90,0 1,00 120 1,00 120
    100,00 90,0 112,0 1,30 122 1,30 122
    125,00 112,0 140,0 1,60 124 1,60 124
    160,00 140,0 180,0 2,00 126 2,00 126

    Таблица 2
    В салонах средних магистральных самолетов
    Группа норм II
    Среднегеомет- рические значения частот третьоктавных полос, Гц Граничные частоты третьоктавных полос, Гц Допустимое виброускорение
    Вертикальная вибрация Горизонтальная вибрация
    ниж- ние верх- ние Средние квадрати- ческие значения, м·с Логариф- мические уровни средних квадрати- ческих значений, дБ Средние квадрати- ческие значения, м·с Логариф- мические уровни средних квадрати- ческих значений, дБ
    1,60 1,4 1,8 0,25 108 0,11 101
    2,00 1,8 2,2 0,22 107 0,11 101
    2,50 2,2 2,8 0,20 106 0,14 103
    3,15 2,8 3,5 0,18 105 0,18 105
    4,00 3,5 4,5 0,16 104 0,16 104
    5,00 4,5 5,6 0,16 104 0,16 104
    6,30 5,6 7,1 0,16 104 0,16 104
    8,00 7,1 9,0 0,16 104 0,16 104
    10,00 9,0 11,2 0,20 106 0,20 106
    12,50 11,2 14,0 0,25 108 0,25 108
    16,00 14,0 18,0 0,32 110 0,32 110
    20,00 18,0 22,4 0,40 112 0,40 112
    25,00 22,4 28,0 0,50 114 0,50 114
    31,50 28,0 35,5 0,63 116 0,63 116
    40,00 35,5 45,0 0,79 118 0,79 118
    50,00 45,0 56,0 1,00 120 1,00 120
    63,00 56,0 71,0 1,30 122 1,30 122
    80,00 71,0 90,0 1,60 124 1,60 124
    100,00 90,0 112,0 2,00 126 2,00 126
    125,00 112,0 140,0 2,50 128 2,50 128
    160,00 140,0 180,0 3,20 130 3,20 130

    Таблица 3
    В салонах ближних магистральных самолетов
    Группа норм III
    Среднегеомет- рические значения частот третьоктавных полос, Гц Граничные частоты третьоктавных полос, Гц Допустимое виброускорение
    Вертикальная вибрация Горизонтальная вибрация
    ниж- ние верх- ние Средние квадрати- ческие значения, м·с Логариф- мические уровни средних квадрати- ческих значений, дБ Средние квадрати- ческие значения, м·с Логариф- мические уровни средних квадрати- ческих значений, дБ
    1,60 1,4 1,8 0,40 112 0,18 105
    2,00 1,8 2,2 0,35 111 0,18 105
    2,50 2,2 2,8 0,32 110 0,22 107
    3,15 2,8 3,5 0,28 109 0,28 109
    4,00 3,5 4,5 0,25 108 0,25 108
    5,00 4,5 5,6 0,25 108 0,25 108
    6,30 5,6 7,1 0,25 108 0,25 108
    8,00 7,1 9,0 0,25 108 0,25 108
    10,00 9,0 11,2 0,32 110 0,32 110
    12,50 11,2 14,0 0,40 112 0,40 112
    16,00 14,0 18,0 0,50 114 0,50 114
    20,00 18,0 22,4 0,63 116 0,63 116
    25,00 22,4 28,0 0,79 118 0,79 118
    31,50 28,0 35,5 1,00 120 1,00 120
    40,00 35,5 45,0 1,30 122 1,30 122
    50,00 45,0 56,0 1,60 124 1,60 124
    63,00 56,0 71,0 2,00 126 2,00 126
    80,00 71,0 90,0 2,50 128 2,50 128
    100,00 90,0 112,0 3,20 130 3,20 130
    125,00 112,0 140,0 4,00 132 4,00 132
    160,00 140,0 180,0 5,00 134 5,00 134

    Таблица 4
    В салонах самолетов местных воздушных линий
    Группа норм IV
    Среднегеомет- рические значения частот третьоктавных полос, Гц Граничные частоты третьоктавных полос, Гц Допустимое виброускорение
    Вертикальная вибрация Горизонтальная вибрация
    ниж- ние верх- ние Средние квадрати- ческие значения, м·с Логариф- мические уровни средних квадрати- ческих значений, дБ Средние квадрати- ческие значения, м·с Логариф- мические уровни средних квадрати- ческих значений, дБ
    1,60 1,4 1,8 0,63 116 0,28 109
    2,00 1,8 2,2 0,56 115 0,28 109
    2,50 2,2 2,8 0,50 114 0,35 111
    3,15 2,8 3,5 0,45 113 0,45 113
    4,00 3,5 4,5 0,40 112 0,40 112
    5,00 4,5 5,6 0,40 112 0,40 112
    6,30 5,6 7,1 0,40 112 0,40 112
    8,00 7,1 9,0 0,40 112 0,40 112
    10,00 9,0 11,2 0,50 114 0,50 114
    12,50 11,2 14,0 0,63 116 0,63 116
    16,00 14,0 18,0 0,79 118 0,79 118
    20,00 18,0 22,4 1,00 120 1,00 120
    25,00 22,4 28,0 1,26 122 1,26 122
    31,50 28,0 35,5 1,60 124 1,60 124
    40,00 35,5 45,0 2,00 126 2,00 126
    50,00 45,0 56,0 2,50 128 2,50 128
    63,00 56,0 71,0 3,20 130 3,20 130
    80,00 71,0 90,0 4,00 132 4,00 132
    100,00 90,0 112,0 5,00 134 5,00 134
    125,00 112,0 140,0 6,30 136 6,30 136
    160,00 140,0 180,0 7,90 138 7,90 138

    Таблица 5
    В кабинах экипажа самолетов
    Группа норм V
    Среднегеомет- рические значения частот третьоктавных полос, Гц Граничные частоты третьоктавных полос, Гц Допустимое виброускорение
    Вертикальная вибрация Горизонтальная вибрация
    ниж- ние верх- ние Средние квадрати- ческие значения, м·с Логариф- мические уровни средних квадрати- ческих значений, дБ Средние квадрати- ческие значения, м·с Логариф- мические уровни средних квадрати- ческих значений, дБ
    1,60 1,4 1,8 0,50 114 0,22 107
    2,00 1,8 2,2 0,45 113 0,22 107
    2,50 2,2 2,8 0,40 112 0,28 109
    3,15 2,8 3,5 0,35 111 0,35 111
    4,00 3,5 4,5 0,32 110 0,32 110
    5,00 4,5 5,6 0,32 110 0,32 110
    6,30 5,6 7,1 0,32 110 0,32 110
    8,00 7,1 9,0 0,32 110 0,32 110
    10,00 9,0 11,2 0,40 112 0,40 112
    12,50 11,2 14,0 0,50 114 0,50 114
    16,00 14,0 18,0 0,63 116 0,63 116
    20,00 18,0 22,4 0,79 118 0,79 118
    25,00 22,4 28,0 1,00 120 1,00 120
    31,50 28,0 35,5 1,26 122 1,26 122
    40,00 35,5 45,0 1,60 124 1,60 124
    50,00 45,0 56,0 2,00 126 2,00 126
    63,00 56,0 71,0 2,50 128 2,50 128
    80,00 71,0 90,0 3,20 130 3,20 130
    100,00 90,0 112,0 4,00 132 4,00 132
    125,00 112,0 140,0 5,00 134 5,00 134
    160,00 140,0 180,0 6,30 136 6,30 136

    Таблица 6
    В салонах вертолетов
    Группа норм VI
    Среднегеомет- рические значения частот третьоктавных полос, Гц Граничные частоты третьоктавных полос, Гц Допустимое виброускорение
    Вертикальная вибрация Горизонтальная вибрация
    ниж- ние верх- ние Средние квадрати- ческие значения, м·с Логариф- мические уровни средних квадрати- ческих значений, дБ Средние квадрати- ческие значения, м·с Логариф- мические уровни средних квадрати- ческих значений, дБ
    1,60 1,4 1,8 0,63 116 0,28 109
    2,00 1,8 2,2 0,56 115 0,28 109
    2,50 2,2 2,8 0,50 114 0,35 111
    3,15 2,8 3,5 0,45 113 0,45 113
    4,00 3,5 4,5 0,40 112 0,40 112
    5,00 4,5 5,6 0,40 112 0,40 112
    6,30 5,6 7,1 0,40 112 0,40 112
    8,00 7,1 9,0 0,40 112 0,50 114
    10,00 9,0 11,2 0,50 114 0,63 116
    12,50 11,2 14,0 0,63 116 0,79 118
    16,00 14,0 18,0 0,79 118 1,00 120
    20,00 18,0 22,4 1,00 120 1,26 122
    25,00 22,4 28,0 1,26 122 1,60 124
    31,50 28,0 35,5 1,60 124 2,00 126
    40,00 35,5 45,0 2,00 126 2,50 128
    50,00 45,0 56,0 2,50 128 3,20 130
    63,00 56,0 71,0 3,20 130 4,00 132
    80,00 71,0 90,0 4,00 132 5,00 134

    Таблица 7
    В кабинах экипажа вертолетов
    Группа норм VII
    Среднегеомет- рические значения частот третьоктавных полос, Гц Граничные частоты треть- октавных полос, Гц Допустимое виброускорение
    Вертикальная вибрация Горизонтальная вибрация
    ниж- ние верх- ние Средние квадрати- ческие значения, м·с Логариф- мические уровни средних квадрати- ческих значений, дБ Средние квадрати- ческие значения, м·с Логариф- мические уровни средних квадрати- ческих значений, дБ
    1,60 1,4 1,8 0,63 116 0,28 109
    2,00 1,8 2,2 0,56 115 0,28 109
    2,50 2,2 2,8 0,50 114 0,35 111
    3,15 2,8 3,5 0,45 113 0,45 113
    4,00 3,5 4,5 0,40 112 0,40 112
    5,00 4,5 5,6 0,40 112 0,40 112
    6,30 5,6 7,1 0,40 112 0,40 112
    8,00 7,1 9,0 0,40 112 0,50 114
    10,00 9,0 11,2 0,50 114 0,63 116
    12,50 11,2 14,0 0,63 116 0,79 118
    16,00 14,0 18,0 0,79 118 1,00 120
    20,00 18,0 22,4 1,00 120 1,26 122
    25,00 22,4 28,0 1,26 122 1,60 124
    31,50 28,0 35,5 1,60 124 2,00 126
    40,00 35,5 45,0 2,00 126 2,50 128
    50,00 45,0 56,0 2,50 128 3,20 130
    63,00 56,0 71,0 3,20 130 4,00 132
    80,00 71,0 90,0 4,00 132 5,00 134

    Для группы норм VI и VII в диапазоне третьоктавных полос со среднегеометрической частотой 8,0-31,5 Гц разрешается устанавливать допустимые средние квадратические значения виброускорения и их логарифмические уровни в октавных полосах частот, которые должны соответствовать указанным в табл.8.
    Таблица 8
    Среднегеомет- рические значения частот октавных полос, Гц Граничные частоты октавных полос, Гц Допустимое виброускорение
    Вертикальная вибрация Горизонтальная вибрация
    ниж- ние верх- ние Средние квадрати- ческие значения, м·с Логариф- мические уровни средних квадрати- ческих значений, дБ Средние квадрати- ческие значения, м·с Логариф- мические уровни средних квадрати- ческих значений, дБ
    8,0 5,6 11,2 0,63 116 0,79 118
    16,0 11,2 22,4 1,26 122 1,60 124
    31,5 22,4 45,0 2,50 128 3,20 130

    В группах норм I-IV допускается превышение указанных в таблицах средних квадратических значений виброускорения в 1,41 раза и их уровней на 3 дБ для 10% точек измерений, предусмотренных п.4.4.
    Допускается превышение указанных в табл.8 для группы норм VII средних квадратических значений виброускорения в 1,18 раза и их уровней на 1,4 дБ в диапазоне третьоктавных полос со среднегеометрической частотой 8,0-31,5 Гц для двух скоростей полета, включая максимальную и (или) 0,3-0,4 максимальной. Указанное превышение должно быть компенсировано соответствующим снижением уровней виброускорения на других скоростях полета в пределах установленного п.4.3 диапазона скоростей таким образом, чтобы среднее арифметическое значение результатов измерений виброускорения в абсолютных единицах (м·с) по всем указанным в п.4.3 скоростям полета не превышало допустимого значения.
    Логарифмический уровень среднего квадратического значения виброускорения взят относительно исходного значения виброускорения 10 м·с.
    2.ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ ОБЪЕКТА
    Измерения параметров вибрации выполняют на одном самолете или вертолете при государственных, эксплуатационных и контрольных испытаниях и распространяют на все самолеты и вертолеты, имеющие неизменную конструкцию планера, тип двигателей и их подвески; для вертолетов дополнительно несущий и рулевой винты, трансмиссию.
    3.ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ИЗМЕРЕНИЙ
    3.1.В комплект измерительной аппаратуры должны входить приборы, обеспечивающие непосредственное определение уровней вибрации в процессе эксперимента (вариант 1) или предварительную запись на измерительный магнитофон с последующей обработкой данных в лаборатории.
    Структурные схемы для измерений вибрации (варианты 1 и 2) приведены в приложении 1.
    3.2.Средства измерений должны обеспечивать измерения средних квадратических значений виброускорения или их уровней в диапазоне среднегеометрических значений третьоктавных полос частот от 1,6 до 160 Гц по ГОСТ 17168.
    Таблица перевода уровней виброускорения, измеряемых относительно исходного виброускорения 10 м·с, в значения виброускорения приведена в приложении 2 (табл.11).
    Для сравнения с допустимыми значениями вибрации в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 8, 16 и 31,5 Гц для групп норм VI и VII, необходимо провести пересчет в уровни виброускорения в октавных полосах частот согласно приложению 3.
    3.3.Средства измерений должны соответствовать ГОСТ 12.4.012 в части требований к измерению средних квадратических значений виброускорения в третьоктавных полосах частот.
    3.4.Средства измерений, устанавливаемые на борту самолета или вертолета, по внешним воздействиям должны соответствовать "Нормам летной годности гражданских самолетов СССР", приложению 8.1 по группе исполнения ВII-Т (от 263 до 313 К или от минус 10 до плюс 40 °С).
    3.5.Суммарная погрешность всех средств измерений, входящих в тракт, не должна превышать:
    20% - основная;
    10% - дополнительная.
    3.6.Средства измерений должны иметь действующее свидетельство о государственной или ведомственной поверке.
    4.ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ИЗМЕРЕНИЙ
    4.1.Измерения проводят в кабинах экипажа и салонах самолетов и вертолетов, оборудованных для эксплуатации на авиационных линиях гражданской авиации.
    4.2.Параметры вибрации в кабинах экипажа и салонах самолетов и вертолетов определяют в третьоктавных полосах со среднегеометрическими частотами в диапазоне от 1,6 до 160 Гц по трем взаимно перпендикулярным направлениям. Система координатных осей приведена в приложении 4.
    4.3.Параметры вибрации измеряют в условиях установившегося горизонтального полета при изменении линейной перегрузки не более ±0,1. Не допускается проводить измерения при наличии на высоте полета снега, дождя и облаков, а также во время маневров самолета (вертолета), которые отклоняют его от прямолинейного горизонтального полета.
    Параметры вибрации на самолете измеряют на крейсерском режиме.
    Режимы полета, при которых измеряют вибрацию вертолета, приведены в табл.9.
    Таблица 9
    Место измерения Скорость полета Взлетная масса Центровка Продол- жительность полета, мин, не более Высота полета, м
    Кабина экипажа Диапазон скоростей от 0,3 максимальной с интервалом от 30 до 40 км/ч включ. до максимальной; крейсерская скорость Нор- мальная Средняя ±10% 40 300
    Салон Крейсерская скорость Нор- мальная Средняя ±10% 40 300

    Примечания:
    1.Значения максимальной, крейсерской скоростей полета, взлетной массы и центровки, параметры крейсерского режима устанавливают в соответствии с действующей нормативно-технической документацией.
    2.Допускается в кабине экипажа вертолета уменьшать объем измерений выявлением одной или нескольких скоростей полета с максимальной вибрацией и в дальнейшем проводить измерения только на этой (этих) скорости (скоростях).
    4.4.Параметры вибрации в салонах измеряют на сиденьях кресел и на полу, вблизи ног сидящего в кресле экспериментатора. Измерения следует выполнять в рядах кресел, ближайших к сечениям, проведенным перпендикулярно к продольной оси самолета или вертолета в следующих местах:
    для самолетов местных воздушных линий:
    передний ряд кресел,
    пересечение заднего лонжерона с корневой нервюрой,
    задний ряд кресел;
    для самолетов дальних, средних и ближних магистральных с турбовинтовыми, турбовинтовентиляторными, поршневыми двигателями:
    плоскость вращения винтов,
    пересечение заднего лонжерона крыла с корневой нервюрой,
    середина расстояния между пересечением заднего лонжерона крыла с корневой нервюрой и задней стенкой пассажирской кабины,
    задний ряд кресел;
    для самолетов дальних, средних и ближних магистральных с реактивными двигателями:
    передний ряд кресел,
    пересечение передней кромки крыла с корневой нервюрой,
    середина расстояния между пересечением заднего лонжерона крыла с корневой нервюрой и задней стенкой пассажирской кабины,
    задний ряд кресел;
    для вертолетов (при числе рядом кресел до пяти):
    передний ряд кресел,
    задний ряд кресел;
    для вертолетов (при числе рядов кресел свыше пяти):
    передний ряд кресел,
    средний ряд кресел (если число рядов в салоне четное, то за средний принимают ряд, ближний к хвостовой части вертолета),
    задний ряд кресел.
    В перечисленных сечениях точки измерения располагают на пассажирских местах по левому и правому бортам, а также на местах, ближних к продольной оси самолета и вертолета. При симметричном размещении кресел в салонах измерения выполняют на ближайших к продольной оси кресел с правой стороны (по направлению полета). Расположение точек измерения приведено в приложении 5.
    4.5.В кабине экипажа параметры вибрации определяют на сиденьях и на полу, вблизи ног сидящего в кресле экспериментатора. На рабочих местах бортпроводников (середина буфета) вибрацию измеряют на полу в одной точке.
    4.6.Для измерения вибрации на полу и сиденьях кресел вибропреобразователь устанавливают на стальном листе диаметром от 200 до 300 мм и толщиной 4 мм.
    4.7.При измерении вибрации на полу салонов и кабины экипажа лист с вибропреобразователем устанавливают на полу, а ноги сидящего в кресле экспериментатора располагают на листе.
    В случае невозможности расположить лист вблизи кресла допускается крепить вибропреобразователь к полу. Требования к креплению вибропреобразователя - согласно МИ 1873.
    4.8.При измерении вибрации на сиденье экспериментатор сидит в кресле на листе, на котором установлен вибропреобразователь.
    4.9.При измерении вибрации на рабочем месте бортпроводников лист с вибропреобразователем устанавливают на полу, при этом экспериментатор стоит на листе.
    4.10.Во время измерений в пассажирском салоне число пассажиров не должно превышать 15% максимального числа пассажирских мест в салоне.
    4.11.Во время измерений вибрации (пп.4.7-4.10) масса экспериментатора должна быть от 70 до 80 кг.
    4.12 Длительность магнитной записи в каждой точке измерений должна быть не менее 40 с.
    Значения времени усреднения должно быть не менее 20, 10, 5 с соответственно для диапазона третьоктавных полос от 1,6 до 10; от 12,5 до 40; от 50 до 160 Гц.
    4.13.По результатам единичного измерения должна быть определена необходимость внесения поправки, учитывающей влияние уровня помех.
    Если уровень виброускорения в отдельной третьоктавной полосе превышает уровень помех аппаратуры менее чем на 10 дБ, то в измеренные уровни следует внести поправку, указанную в табл.10.
    Таблица 10
    Разность между уровнем виброускорения и уровнем помех, дБ Поправка, дБ
    10 0
    От 6 до 9 -1
    От 4 до 5 -2
    3 -3

    Если разность между измеренными уровнями виброускорения и уровнем помех аппаратуры меньше 3 дБ, то результаты не приводят.
    4.14.Измерения параметров вибрации, выполненные во всех точках (пп.4.4, 4.5), повторяют не менее четырех раз.
    4.15.В начале и в конце измерений по бортовым штатным приборам должны регистрироваться следующие параметры полета:
    самолета: скорость приборная (км/ч), высота полета (м), число Маха, режим работы двигателя (в единицах измерения, принятых на бортовом штатном приборе);
    вертолета: скорость приборная (км/ч), высота полета (м), режим работы двигателя (в единицах измерения, принятых на бортовом штатном приборе).
    4.16.До начала проведения измерений вибрации должен быть разработан план обеспечения безопасных условий труда при летных испытаниях и при необходимости согласован с ответственным за проведение летных испытаний руководителем или командиром самолета (вертолета). Необходимые рекомендации по обеспечению безопасных условий регламентируются действующими "Наставлением по технической эксплуатации авиационной техники в гражданской авиации", "Руководством по проведению испытательных полетов в гражданской авиации" и руководствами по летной эксплуатации самолета (вертолета).
    5.ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ
    5.1.В каждой точке измерений по каждой из координатных осей (, , ) результатом измерения является верхний предел среднего значения средних квадратических значений виброускорения с доверительной вероятностью 0,95 по всем измерениям, который вычисляют по приложению 6. Соответствующий этому результату измерения уровень виброускорения округляют до целых значений.
    5.2.Результаты измерений оформляют протоколом, форма которого приведена в приложении 7.
    5.3.Для нормируемых полос частот, в которых максимальное значение виброускорения по всем выполненным в данной точке измерениям более чем в 2,5 раза (8 дБ) ниже допустимых значений, регламентируемых настоящим стандартом, допускается не вычислять результат измерений и не сопоставлять с допустимым значением. В этом случае в соответствующей графе протокола ставят прочерк.
    5.4.Полученные округленные значения уровней виброускорения в каждой точке измерения сравнивают с допустимыми уровнями для данной группы норм.