-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Международный договор
Государственный стандарт от 01 июля 1996 года № ГОСТ 1786-95
ГОСТ 1786-95 Накладки фрикционные. Общие технические требования
- Принят
- Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации
26 апреля 1995 года
- Разработан
- Техническим комитетом России ТК 73 «Асбестовые и безасбестовые фрикционные, уплотнительные теплоизоляционные материалы и изделия»
01 июля 1996 года
ГОСТ 1786-95
Группа Л65
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
НАКЛАДКИ ФРИКЦИОННЫЕ
Общие технические требования
Friction linings.
General technical requirements
ОКС 59.060.30*
ОКП 25 71100000
____________________
* В указателе "Национальные стандарты" 2007 г.
ОКС 21.140. - Примечание изготовителя базы данных.
Дата введения 1996-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом России ТК 33 "Асбестовые и безасбестовые фрикционные, уплотнительные теплоизоляционные материалы и изделия"
ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 7-95 от 26 апреля 1995 г.)
За принятие голосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа стандартизации |
Республика Беларусь | Белстандарт |
Республика Казахстан | Госстандарт Республики Казахстан |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Украина | Госстандарт Украины |
3 Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации N 396 от 20.07.95 межгосударственный стандарт ГОСТ 1786-95 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 1996 г.
4 ВЗАМЕН ГОСТ 1786-88
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на фрикционные накладки, применяемые в различных фрикционных узлах сухого типа.
Вид климатического исполнения О (U) 2 - по ГОСТ 15150.
Обязательные требования к качеству продукции изложены в 3.3.1, 3.5.2, 3.5.4 настоящего стандарта.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.4.028-76 ССБТ. Респираторы ШБ-1 "Лепесток". Технические условия
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов, категорий, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.
ГОСТ 27513-87 Изделия фрикционные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
3 ХАРАКТЕРИСТИКИ
3.1 Накладки должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий на конкретный ассортимент накладок, в которые включены показатели, учитывающие назначение и специфику их работы, по чертежам, согласованным между изготовителем и потребителем, с учетом требований 3.5 и технологическим регламентам, утвержденным в установленном порядке.
3.2 Накладки изготовляют асбестовые и безасбестовые.
Виды накладок приведены в приложении А.
3.3 Требования назначения
3.3.1 Коэффициент трения и метод определения устанавливают в технических условиях на конкретный ассортимент накладок.
3.3.2 Частота вращения при разрушении от действия центробежных сил при температуре 150 °С накладок, изготовленных с применением нити, в состоянии поставки должна превышать не менее чем в 1,5 раза частоту вращения коленчатого вала двигателя при номинальной мощности легковых и грузовых автомобилей.
3.3.3 Накладки должны обладать антикоррозионной стойкостью. Необходимость определения, значения и методы испытаний устанавливают по требованию потребителя в технических условиях на накладки.
3.3.4 Плотность фрикционных накладок автотранспортных средств, тракторов и других самоходных машин должна быть не более: асбестовых - 2,2 г/см, безасбестовых - 2,0 г/см.
3.4 Требования надежности
3.4.1 Гамма-процентный ресурс (=90%) накладок для автомобилей в узлах сцепления заводской сборки, приведенный к первой категории условий эксплуатации, должен быть не менее указанного в таблице 1.
Таблица 1
Тип автомобиля | Гамма-процентный ресурс (=90%), тыс. км, не менее, накладок |
| асбестовых | безасбестовых |
Легковые автомобили | 150 | 200 |
Грузовые автомобили с карбюраторным двигателем и креплением накладки: | | |
жестким | 125 | 200 |
упругим | 150 | 300 |
с дизельным двигателем и креплением накладки: | | |
жестким | 200 | 300 |
упругим | 300 | 500 |
3.4.2 Гамма-процентный ресурс (=90%) накладок тракторов и других самоходных сельскохозяйственных машин в узлах сцепления заводской сборки должен быть не менее указанного в таблице 2 или другого значения, согласованного с потребителем.
Таблица 2
Тип сцепления | Гамма-процентный ресурс (=90%) тыс. мото-ч, не менее, накладок |
| асбестовых | безасбестовых |
С жестким креплением накладки | 6 | 10 |
С упругим креплением накладки | - | 12 |
| | Для вновь разрабатываемой техники |
Примечание - Значения не распространяются на узлы сцепления трактора Т-40 Липецкого тракторного завода.
3.5 Конструктивные требования
3.5.1 Накладки изготовляют с отверстиями и без отверстий под заклепки.
3.5.2 Размеры накладок должны соответствовать указанным в таблице 3.
Таблица 3
В миллиметрах
Наружный диаметр | Внутренний диаметр | Толщина |
Номин. | Пред. откл. | Номин. | Пред. откл. | Номин. | Пред. откл. |
115 | -1,0 | 65,90 | +1,0 | | ±0,1 |
(120) | | (60) | | | |
(136) | | (86) | | | |
140 | | (72), 75 | | | |
| | (80), 85, 100 | | | |
150 | | 90, (94), 100 | | | |
(158) | | (96) | | | |
160 | | 95, 100, | | 2,5; 3,0 | |
| | 110** | | (3,1); | |
170 | | 100, 120 | | (3,3); | |
| | | | 3,5; (3,6); | |
| | | | 4,0 | |
(176) | | (65) | | 4,5; | |
| | | | (5,0); 6,0 | |
180 | | 100, 120 | | | |
| | (124), 125** | | | |
(184) | | (127) | | | |
190 | | 110, 130**, | | | |
| | 140 | | | |
(195) | | (115) | | | |
200* | | 120, 130***, | | | |
| | 140*** | | | |
| | (142)*** | | | |
(204)* | | (146)*** | | | |
215 | | 140, 150, 160 | | | |
(220) | | (150) | | | |
225 | | 140, 150, 160, 175 | | | |
(229) | | (146) | | | |
(230) | | (90) | | (2,5); 3,0 | |
240 | | 160, 180 | | (3,1); | |
| | | | (3,3) | |
(248) | | (139) | | 3,5; (3,6); | |
| | | | 4,0; 4,5 | |
250 | | (150), 155, 180 | | (5,0); 6,0 | |
(252) | | (120) | | | |
(254) | | (150) | | | |
(265) | | (190) | | | |
(272) | | (205) | | | |
(275) | | (172), (190), (200) | | | |
(279) | | (165) | | | |
280 | | (150), (164), | | | |
| | (165, 180, 200), 230 | | | |
(295) | | (190) | | | |
300 | | (125), (164), | | | |
| | 165, 175, 200 | | (2,4); 3,0; | |
| | | | 3,5 | |
310 | | (150), 175 | | 4,0 (4,15); | |
| | 200 | | 4,5 | |
(316) | | (156) | | 4,7 | |
325 | | 185, 200, 220, 230 | | 5,0; 6,0 | |
(330) | | (221) | | | |
340 | | 185, (186), | | | |
| | 195, (200), | | | |
| | 210 | | | |
(342) | | (186) | | | |
350 | | 195, 200, 210, | | | |
| | 240, 290 | | | |
(352) | | (185), (204) | | (2,4); | |
| | (210) | | (3,0); | |
(368) | | (292) | | 4,0; | |
(370) | | (235) | | 4,15; | |
380 | | 200, 220, 230 | | 4,5; 4,7; 5,0; 6,0 | |
(381) | | (203) | | | |
(385) | | (245) | | | |
400 | | 220, 240, 280 | | | |
420 | | 220, 240 | | 4,0; 4,3; | |
| | (275); 280 | | 4,5 | |
(425) | | (235) | | (4,75); 5,0 | |
430 | | 250 | | 6,0 | |
440 | | 250 | | | |
(445) | | (300) | | | |
450 | | 200, 240, | | 4,5; 5,0 | |
| | 260, 280, 290 | | 5,5; 6,0 | |
(458) | | (250) | | | |
* предельное отклонение ** предельное отклонение +0,25 *** предельное отклонение +0,50 |
Примечания
1 Размеры, заключенные в скобки, для вновь разрабатываемой техники применять не рекомендуется.
2 Предельные отклонения размеров на прессованные накладки не распространяются.
3.5.3 Разнотолщинность накладок легковых автомобилей должна быть не более 0,10 мм.
3.5.4 Отклонение плоскостности под давлением 1,5 кПа накладок, применяемых в сцеплениях автотранспортных средств, тракторов и других самоходных машин, должно быть не более:
0,30 мм - для накладок с наружным диаметром до 225 мм;
0,60 мм - для накладок с наружным диаметром свыше 225 мм.
Отклонение плоскостности накладок, имеющих другое применение, устанавливают при необходимости в технических условиях на изделие.
Значения не распространяются на прессованные накладки.
3.5.5 Отклонение геометрической формы накладок: разнотолщинности (кроме накладок легковых автомобилей), соосности и параллельности, позиционного допуска расположения отверстий под заклепки приведены в приложении Б.
4 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
4.1 Фрикционные накладки не токсичны, не взрывоопасны и при непосредственном контакте не оказывают вредного воздействия на организм человека.
4.2 При механической обработке и испытании накладок в воздух рабочей зоны возможно выделение асбестобакелитовой (асбесторезиновой) пыли, обладающей фиброгенным действием.
Пыль не обладает раздражающим, сенсибилизирующим, канцерогенным действием в соответствии с ГОСТ 12.1.005, а также способностью к кумуляции в организме человека.
Пыль не образует токсичных соединений в воздушной среде и сточных водах в присутствии других веществ.
Предельно допустимая концентрация (ПДК) пыли в воздухе рабочей зоны 10 мг/м (максимальная разовая) и 4 мг/м (среднесменная), класс опасности III (Ф) по дополнению N 4 к списку ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны N 4617-88 от 26.05.88.
4.3 Контроль за содержанием пыли в воздухе рабочей зоны должен проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005 и методическими указаниями "Измерение концентрации аэрозолей преимущественно фиброгенного действия", утвержденными 18.11.87 N 4436-87.
4.4 Работающие с фрикционными накладками обеспечиваются специальной одеждой в соответствии с "Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты", для защиты органов дыхания от пыли - респираторами типа "Лепесток" по ГОСТ 12.4.028.
4.5 Участки механической обработки и испытания фрикционных накладок должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, фиксированные места выделения пыли - местными отсосами.
Воздух, удаляемый от станков механической обработки, перед выбросом в атмосферу должен подвергаться очистке в соответствии с требованиями Санитарных норм проектирования промышленных предприятий СН 245-71* от 05.11.71.
4.6 Фрикционные накладки горючи. Температура самовоспламенения 500-550 °С. Средства пожаротушения - вода, воздушно-механическая и химическая пены.
4.7 Отходы после механической обработки накладок (класс опасности IV) собирают в бумажные или полиэтиленовые мешки и вывозят на полигон захоронения. Захоронение отходов проводят в соответствии с санитарными правилами "Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов"*, утвержденными 29.12.84 N 3183.
5 МАРКИРОВКА И УПАКОВКА
5.1 Накладки маркируют и упаковывают по ГОСТ 27513.
Дополнительные требования к маркировке и упаковке устанавливают в технических условиях на конкретный ассортимент накладок.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Виды накладок
Таблица A.1
Вид накладки | Обозначение вида накладки по ОКП |
Формованные | 1 |
Прессованные | 2 |
Тканые | 3 |
Эллипсонавитые | 4 |
Спиральнонавитые | 5 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(рекомендуемое)
Отклонение геометрической формы накладок
1 Разнотолщинность (кроме накладок легковых автомобилей) должна быть не более 0,10 мм.
2 Отклонения соосности и параллельности накладок должны соответствовать указанным в таблице Б.1.
Таблица Б.1
В миллиметрах
Наружный диаметр накладки | Отклонение, не более |
| соосности | параллельности |
До 225 | 0,35 | 0,07 |
Св. 225 | 1,00 | 0,10 |
3 Позиционный допуск расположения отверстий под заклепки для проектирования и контроля технологической оснастки должен быть не более:
0,08 мм - для накладок с наружным диаметром до 240 мм;
0,10 мм - для накладок с наружным диаметром свыше 240 мм.