Министерство транспортного строительства СССР (Минтрансстрой СССР), Государственный агропромышленный комитет СССР (Госагропром СССР), Министерство автомобильных дорог РСФСР (Минавтодор РСФСР) | Региональные нормы | Минтрансстрой СССР Госагропром СССР Минавтодор РСФСР |
Проектирование и строительство автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР | Взамен СНиП 2.05.02-85 в части дорог III и IV категорий, СНиП 2.05.11-83 в части дорог I-с и II-с категорий, в развитие СНиП 3.06.03-85, СНиП 3.01.01-85, СНиП 2.05.03-84 для Нечерноземной зоны РСФСР |
Внесены Государственным всесоюзным дорожным научно-исследовательским институтом (Союздорнии) Минтрансстроя СССР | Утверждены постановлением Государственного строительного комитета СССР от 28 июля 1988 г. № 146 | Срок введения в действие 1 января 1989 г. |
№№ пп | Категория дорог | Народнохозяйственное, административное и региональное значение автомобильных дорог или их участков | Расчетная интенсивность движения, авт/сут | Расчетный объем грузовых перевозок в месяц, пик. тыс. т | Расчетная скорость, км/ч, основная | Тип дорожной одежды | Рекомендуемая протяженность*, км/ч |
на трудных участках | |||||||
Автомобильные дороги общего пользования | |||||||
1 | III | Соединяющие: | |||||
столицы автономных республик или областные центры с районными центрами; | Св. 1500 до 4000 | - | 100 80 | Капитальный | - | ||
районные центры между собой при суммарной перспективной численности населения свыше 40 тыс. чел.; | То же | - | То же | То же | - | ||
районные центры с пятью и более центральными усадьбами** | « | - | « | « | - | ||
2 | IV-а | Соединяющие: | |||||
районные центры между собой при суммарной перспективной численности населения свыше 25 до 40 тыс. чел.; | Св. 700 до 1500 | - | 80 60 | « | - | ||
районные центры с двумя-пятью центральными усадьбами | Св. 700 до 1500 | - | 80 60 | Капитальный, облегченный | Более 10 | ||
3 | IV-б | Соединяющие: | |||||
районные центры между собой при перспективной суммарной численности населения до 25 тыс. чел.; | Св. 250 до 700 | - | 60 50 | То же | - | ||
районные центры с отдельными центральными усадьбами; | То же | - | То же | « | До 10 | ||
центральные усадьбы с дорогами общего пользования; | « | - | « | « | До 10 | ||
центральные усадьбы между собой и создающие замкнутую сеть дорог общего пользования | « | - | « | « | - | ||
4 | IV-в | Тупиковые автомобильные дороги, соединяющие отдельные населенные пункты с дорогами общего пользования*** | До 250 | - | 50 40 | Облегченный | До 5 |
Внутрихозяйственные автомобильные дороги | |||||||
5 | I-с-а | Соединяющие центральные усадьбы с четырьмя и более отделениями | - | Св. 15 | 80 60 | Капитальный, облегченный | - |
6 | I-с-б | Соединяющие центральные усадьбы с двумя-тремя отделениями | - | Св. 10 | 60 50 | То же | До 10 |
7 | I-с-в | Соединяющие: | |||||
центральные усадьбы с одиночными отделениями, фермами; | - | Св. 6 до 10 | 60 40 | « | До 5 | ||
отделения с несколькими населенными пунктами данных хозяйств, крупными фермами и другими объектами сельскохозяйственного производства | - | - | То же | « | |||
8 | II-с-а | Соединяющие: | |||||
отделения с одиночными населенными пунктами данных хозяйств, бригадами, фермами и мастерскими; | - | До 6 | 40 30 | Облегченный | До 5 | ||
основную внутрихозяйственную сеть дорог с массивами полей | - | - | То же | То же | То же | ||
9 | II-с-б | Тупиковые автомобильные дороги, соединяющие хутора, выселки и поля с внутрихозяйственными дорогами | - | До 1 | 30 | Облегченный, переходный | До 2 |
* Протяженность автомобильных дорог имеет рекомендательный характер.
** В тексте настоящих Норм для упрощения термин «центральные усадьбы» принят вместо термина «центральные усадьбы колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций», термин «внутрихозяйственные автомобильные дороги» - вместо термина «внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях».
*** Тупиковые дороги, соединяющие хутора и выселки с дорогами общего пользования, могут проектироваться по нормам дорог II-с-б категории, а при расчетной интенсивности движения до 10 авт/сут - с переходным типом дорожной одежды.
Примечания:
1. При применении одинаковых требований для дорог IV-a, IV-б и IV-в категорий, I-с-а, I-с-б и I-с-в категорий, II-с-а и II-с-б категорий в тексте Региональных норм они отнесены к дорогам IV, I-c и II-c категорий соответственно.
2. Расчетные скорости для трудных участков дорог допускается применять при проложении трассы дороги по застроенным территориям, лесным массивам и ценным сельскохозяйственным землям: садам и огородам, пашне, мелиорированным землям, а также землям с высоким естественным плодородием почв.
Расстояние между спаренными осями двухосных тележек, м | Осевая масса, кН (тс), не более |
Св. 2,00 | 100 (10) |
Св. 1,65 до 2,00 | 90 (9) |
Св. 1,30 до 1,65 | 80 (8) |
Св. 1,00 до 1,30 | 70 (7) |
До 1,00 | 60 (6) |
Параметр элемента дороги | Категория дороги | |||||
III | IV-a I-c-a | IV-б I-c-б | IV-в I-с-в | II-c-a | II-c-б | |
Число полос движения | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Ширина полосы движения, м | 3,5 | 3 | 3 | 3 | 4,5 | 3,5 |
Ширина проезжей части, м | 1 | 6 | 6 | 6 | 4,5 | 3,5 |
Ширина земляного полотна, м | 12 | 10 | 10 | 8 | 8 | 5,5* |
Ширина обочины, м | 2,5 | 2 | 2 | 1 | 1,75 | 1 |
в том числе: | ||||||
краевая полоса, укрепленная по типу проезжей части, м | 0,5 | 0,5 | - | - | - | - |
полоса с укреплением каменными материалами, м | 1,5 | 1 | 1,5 | 0,5 | 1,25 | 0,5 |
полоса с укреплением засевом трав, м | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
* В исключительных случаях при проложении дорог по застроенным территориям, лесным массивам и т.п. допускается принимать ширину земляного полотна дорог II-с-б категории 4,5 или 5 м.
Вид покрытий | Поперечный уклон, ‰, в дорожно-климатической зоне | |
I | II-III | |
Цементобетонные монолитные, железобетонные сборные, асфальтобетонные | 15 | 20 |
Из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими, и дегтебетонные | 20 | 25 |
Щебеночные и гравийные; из грунтов и местных малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими | 25 | 30 |
Радиус кривой в плане, м | Поперечный уклон проезжей части на виражах, ‰, не менее |
От 2000 до 1700 | 20 |
От 1700 до 1200 | 25 |
От 1200 до 900 | 30 |
От 900 до 700 | 35 |
700 и менее | 40 |
«Примечание. На дорогах I-с-б, I-с-в, II-с-а-и II-с-б категорий виражи устраиваются при радиусах кривых в плане 600 м и менее».
Радиус кривой в плане, м | Величина уширения, м, для автомобилей и автопоездов с расстоянием от переднего бампера до задней оси автомобиля или автопоезда, м | |||
8 и менее для автомобилей, 11 и менее для автопоездов | 13 | 18 | 23 | |
600 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,6 |
500 | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,7 |
400 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,9 |
300 | 0,6 | 0,7 | 0,9 | 1,1 (0,4) |
200 | 0,8 | 0,9 | 1,2 | 1,5 (0,7) |
150 | 0,9 | 1,0 | 1,5 | 2,0 (1,2) |
100 | 1,0 | 1,3 (0,4) | 2,0 (1,4) | 3,0 (2,0) |
90 | 1,1 | 1,4 (0,5) | 2,1 (1,5) | 3,2 (2,2) |
80 | 1,2 (0,4) | 1,5 (0,6) | 2,3 (1,7) | 3,5 (2,5) |
70 | 1,3 (0,5) | 1,6 (0,7) | 2,7 (1,8) | - |
60 | 1,4 (0,6) | 1,8 (0,9) | 3,0 (2,0) | - |
50 | -(0,8) | -(1,2) | -(2,5) | - |
40 | -(1,2) | -(1,7) | - | - |
30 | -(1,6) | -(2,5) | - | - |
Примечание. В скобках приведены величины уширения для дорог II-с-а категории. Для дорог II-с-б категории величина уширения принимается равной значениям, приведенным в скобках, увеличенным на 0,5 м, но не более 2,5 м.
Расчетная скорость, км/ч | Наибольший продольный уклон, ‰ | Наименьшее расстояние видимости, м | Наименьший радиус кривых, м | ||||
в плане | в продольном профиле | ||||||
выпуклых | вогнутых | ||||||
для остановки | для встречного автомобиля | основной | в исключительных случаях | ||||
100 | 50 | 200 | 350 | 600 | 10000 | 3000 | 1500 |
80 | 60 | 150 | 250 | 300 | 5000 | 2000 | 1000 |
70 | 60 | 110 | 200 | 200 | 4000 | 1750 | 800 |
60 | 70 | 85 | 170 | 150 | 2500 | 1500 | 600 |
50 | 80 | 75 | 130 | 100 | 1500 | 1200 | 400 |
40 | 90 | 55 | 110 | 60 | 1000 | 1000 | 300 |
30 | 100 | 45 | 90 | 30 | 600 | 600 | 200 |
Примечание. Предельные нормы допускается принимать не более чем по двум параметрам на одном участке дороги.
Радиус кривой, м | 30 | 50 | 60 | 80 | 100 | 150 | 200 | 250 | 300 | 400 | 500 | 600-1000 | 1000-2000 |
Длина переходной кривой, м | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 110 | 120 | 100 |
Примечание. На дорогах I-c-б, I-с-в, II-с-а и II-с-б категорий переходные кривые устраиваются при радиусах кривых в плане 600 м и менее.
Продольный уклон, ‰ | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 |
Предельная длина уклона, м | 2500 | 1100 | 550 | 300 | 200 |
Численность населения, тыс. чел. | 50-100 | 25-50 | 10-25 | Менее 10 |
Длина велосипедной дорожки, км | 6-8 | 4-6 | 3-4 | 1-3 |
Нормируемый показатель | Рекомендуемое значение показателя | |
при новом строительстве | при благоустройстве и в стесненных условиях | |
Расчетная скорость движения, км/ч | 25 | 15 |
Ширина проезжей части, м | Не менее 2,2 | - |
Ширина обочин, м | 0,25 | 0,25 |
Наименьший радиус кривых в плане, м: | ||
при отсутствии виража | 150 | 50 |
при наличии виража | 50 | 10 |
Наименьший радиус кривых в продольном профиле, м: | ||
выпуклых | 600 | 400 |
вогнутых | 150 | 100 |
Продольный уклон, ‰ | 30 | 30 |
Уклон виража, ‰, при радиусе: | ||
10 м | 30 | 30 |
10-50 м | 20 | 20 |
Габарит по высоте, м | 2,5 | 2,5 |
Минимальное расстояние до препятствия, м | 0,5 | 0,4 |
Организация движения | Интенсивность движения, вел./ч | Число полос движения |
Одностороннее | 1500 2000 | 1 2 |
Двухстороннее | 1000 | 2 |
Назначение сооружений | Ширина, м | Высота, м |
Для полевых дорог | 8 | 4,5 |
Для прогона скота | 8 | 3,0 |
Примечание. В особо стесненных условиях при пересечении или примыкании автомобильных дорог IV, I-c и II-c категорий допускается устройство «обжатых» транспортных развязок (типа «клеверный лист») с уменьшением радиусов левоповоротных съездов до 30 м.
Скорость поезда, км/ч | 121-140 | 81-120 | 41-80 | 26-40 | 25 и менее |
Расстояние видимости, м | 500 | 400 | 250 | 150 | 100 |
Напряжение, кВ | До 1 | До 110 | До 150 | До 220 | До 330 | До 500 | До 750 |
Расстояние, м, не менее | 6 | 7 | 7,5 | 8 | 8,5 | 9 | 16 |
Примечание. Расстояние определяется при наибольшей температуре воздуха без учета нагрева проводов электрическим током или при гололеде без ветра.
Категория дороги | Продольный уклон, ‰ | Длина полосы полной ширины, м | Длина отгона полос разгона и торможения, м | ||
на спуске | на подъеме | для разгона | для торможения | ||
III | 40 | - | 110 | 85 | 60 |
20 | - | 120 | 80 | 60 | |
0 | 0 | 130 | 75 | 60 | |
- | 20 | 150 | 70 | 60 | |
- | 40 | 170 | 65 | 60 | |
IV-а, I-c-а | 40 | - | 30 | 50 | 30 |
20 | - | 35 | 45 | 30 | |
0 | 0 | 40 | 40 | 30 | |
- | 20 | 45 | 35 | 30 | |
- | 40 | 50 | 30 | 30 |
Тип глинистого грунта | Подтип | Содержание песчаных частиц, % массы | Число пластичности JР |
Супесь | Легкая крупная | Более 50 | 1-7 |
Легкая | Более 50 | 1-7 | |
Пылеватая | 50-20 | 1-7 | |
Тяжелая пылеватая | Менее 20 | 1-7 | |
Суглинок | Легкий | Более 40 | 7-12 |
Легкий пылеватый | Менее 40 | 7-12 | |
Тяжелый | Более 40 | 12-17 | |
Тяжелый пылеватый | Менее 40 | 12-17 | |
Глина | Песчанистая | Более 40 | 17-27 |
Пылеватая | Менее 40 | 17-27 | |
Жирная | - | Более 27 |
Разновидность грунта по степени увлажнения | Влажность грунта |
Недоувлажненный | Менее 0,9 Wo |
Нормальной влажности | От 0,9 Wo до Wдоп |
Повышенной влажности | От Wдоп до Wпр |
Переувлажненный | Более Wпр |
Примечание. Wпр - максимально возможная влажность грунта при коэффициенте уплотнения 0,90; Wo - оптимальная влажность; Wдоп - допустимая влажность.
Грунт | Допустимая влажность, доли оптимальной, при требуемом коэффициенте уплотнения | |
1-0,98 | 0,95 | |
Пески пылеватые, супеси легкие пылеватые | Не более 1,35 | Не более 1,6 |
Супеси легкие и пылеватые | 0,80-1,25 | 0,75-1,35 |
Супеси тяжелые пылеватые и суглинки легкие и легкие пылеватые | 0,85-1,15 | 0,80-1,25 |
Суглинки тяжелые и тяжелые пылеватые, глины | 0,95-1,05 | 0,90-1,15 |
Примечания:
1. Допустимая влажность грунта может уточняться с учетом технологических возможностей имеющихся уплотняющих средств.
2. При возведении насыпей в зимних условиях влажность песчаных и непылеватых супесчаных грунтов не должна, как правило, превышать 1,3 Wo, супесчаных пылеватых и суглинков легких - 1,2 Wo, других связных грунтов - 1,1 Wo.
Тип покрытия | Коэффициент уплотнения грунта | ||||
насыпей | выемок и естественных оснований низких насыпей | ||||
на глубину от поверхности покрытия, м | |||||
до 1,5 | 1,5-6,0 | более 6,0 | до 1,2 | ||
Покрытия монолитные и на цементогрунтовых основаниях | 1,0 | 0,95 0,98 | 0,98 | 1,0 | |
Покрытия сборные из железобетонных плит; асфальтобетонные; дорожные одежды облегченного типа | 0,98 | 0,95 | 0,98 | 0,98 | |
Дорожные одежды переходного типа | 0,95 | 0,95 | 0,95 | 0,95 |
Примечание: Большие значения коэффициента уплотнения следует принимать для подтопляемых частей насыпей.
Вид покрытия; тип дорожной одежды | Толщина слоя непучинистого или слабопучинистого грунта (от поверхности покрытия проезжей части), м |
Покрытия цементобетонные монолитные | 1,2 |
Покрытия железобетонные или армобетонные сборные | 1,0 |
Покрытия асфальтобетонные дорожной одежды капитального типа | 1,0 |
Покрытия асфальтобетонные дорожной одежды облегченного типа; дегтебетонные; из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими | 0,8 |
Дорожные одежды переходного типа | 0,5 |
Примечания:
1. В Марийской, Мордовской, Чувашской АССР, в Горьковской, Орловской и Рязанской областях, относящихся к III дорожно-климатической зоне, допускается уменьшать требуемую толщину слоя из непучинистых или слабопучинистых грунтов на 20 %.
2. При залегании грунтовых вод в предморозный период ниже глубины промерзания не менее чем на 2,0 м в глинах, суглинках тяжелых пылеватых и тяжелых, на 1,5 м - в суглинках легких пылеватых и легких, супесях тяжелых пылеватых и пылеватых, на 1,0 м - в супесях легких, легких крупных и песках пылеватых допускается уменьшать требуемую толщину слоя из непучинистых или слабопучинистых грунтов на 30 %.
3. На участках с обеспеченным поверхностным стоком (1-й тип увлажнения рабочего слоя согласно табл. 1 и 13 приложения 2 к СНиП 2.05.02-85) допускается применять в верхней части земляного полотна супесь легкую, суглинки легкий и тяжелый, глины. Поверхностный сток считается обеспеченным при продольных уклонах поверхности земли в пределах полосы отвода более 5 ‰.
4. При использовании грунтов с коэффициентом фильтрации менее 0,5 м/сут следует устраивать под дорожной одеждой на всю ширину земляного полотна дренирующий слой толщиной не менее 0,2 м из песчаных грунтов с коэффициентом фильтрации не менее 1 м/сут или дренирующую прослойку из геотекстильного материала толщиной не менее 4 мм и водопроницаемостью 50 м/сут и более с выпуском полотнищ на откосы насыпи.
Грунт земляного полотна | Наименьшее возвышение поверхности покрытия, м |
Песок мелкий, супесь легкая крупная, супесь легкая | 1,1 0,9 |
Песок пылеватый, супесь пылеватая | 1,5 1,2 |
Суглинок легкий, суглинок тяжелый, глины | 2,2 1,6 |
Супесь тяжелая пылеватая, суглинок легкий пылеватый, суглинок тяжелый пылеватый | 2,4 1,8 |
Примечания:
1. Над чертой приведено возвышение поверхности покрытия над уровнем грунтовых вод, верховодки или длительно (более 30 сут) стоящих поверхностных вод, под чертой - над поверхностью земли на участках с необеспеченным поверхностным стоком или над уровнем кратковременно (менее 30 сут) стоящих поверхностных вод.
2. В Марийской, Мордовской, Чувашской АССР, Горьковской, Орловской и Рязанской областях величина наименьшего возвышения может быть уменьшена на 20 %.
3. При наличии в земляном полотне в пределах 2/3 глубины промерзания от верха покрытия (но не менее 1,5 м) различных грунтов возвышение покрытия следует назначать по грунту, имеющему наибольшее требуемое значение возвышения.
Грунты и насыпи | Наибольшая крутизна откосов насыпи высотой, м | ||
от 2 до 6 | до 12 | ||
в нижней части (0-6 м) | в верхней части (6-12 м) | ||
Глыбовые и валунные из слабовыветривающихся пород | 1:1-1,3 | 1:1,3-1:1,5 | 1:1,3-1:1,5 |
Песчаные (за исключением мелких и пылеватых песков) | 1:1,5 | 1:1,75 | 1:1,5 |
Песчаные мелкие и пылеватые, глинистые и лессовые, золы и золошлаковые смеси | 1:1,5 1:1,75 | 1:1,75 1:2 | 1:1,75 1:2 |
Примечание. Под чертой даны значения для пылеватых разновидностей указанных грунтов.
Примечание. Допустимая интенсивность осадки, устанавливаемая расчетом, уточняется на основе опыта эксплуатации дорог в тех или иных природных условиях.
Требуемый коэффициент уплотнения грунта | Значение коэффициента относительного уплотнения К1 для грунтов | ||||||
песков, супесей, суглинков пылеватых | суглинков, глин | лессовых и лессовидных | скальных с объемной массой, г/см3 | золошлаковых смесей | |||
1,9-2,2 | 2,2-2,4 | 2,4-2,7 | |||||
1,00 | 1,10 | 1,05 | 1,30 | 0,95 | 0,89 | 0,84 | 1,26-1,47 |
0,95 | 1,05 | 1,00 | 1,15 | 0,90 | 0,85 | 0,80 | 1,20-1,40 |
Грунты | Глубина выемки, м | Наибольшая крутизна откосов |
Скальные: | ||
слабовыветривающиеся | До 16 | 1 : 0,2 |
легковыветривающиеся | ||
неразмягчаемые | До 16 | 1 : 1,05 - 1 : 1,5 |
размягчаемые | До 6 6-12 | 1 : 1 1 : 1,5 |
Крупнообломочные песчаные, глинистые | До 12 | 1 : 1 - 1 : 1,5 |
Однородные твердой, полутвердой и тугопластичной консистенции | До 12 | 1 : 1,5 |
Примечания:
1. В скальных слабовыветривающихся грунтах допускаются вертикальные откосы.
2. В глинистых пылеватых грунтах крутизну откосов целесообразно принимать равной 1:2.
Вид уплотняющей машины | Толщина, см, слоя грунта | |||||
пески, супеси легкой | суглинка, глины | крупнообломочного, мерзлого (комья) | ||||
при коэффициенте уплотнения | ||||||
0,95 | 0,98-1,0 | 0,95 | 0,98-1,0 | 0,95 | 0,98-1,0 | |
Каток на пневматических шинах массой 20-30 т (ДУ-29, ДУ-39А, ДУ-16В, ДУ-55) | 14 40 | 18 30 | 16 35 | 20 20 | 16 20 | 20 15 |
Каток на пневматических шинах массой 15-16 т (ДУ-37Б) | 16 25 | 20 20 | 20 20 | 22 15 | - | - |
Каток кулачковый массой 16-20 т, решетчатый (ДУ-57, ДУ-52) | 8 40 | 12 30 | 8 35 | 12 20 | 6 40 | 8 30 |
Каток кулачковый массой 8 т (ДУ-26) | 6 30 | 9 20 | 8 30 | 12 20 | 6 20 | - |
Каток вибрационный массой 4-8 т | 4 75 | 6 40 | - | - | 4 60 | 6 40 |
Каток вибрационный массой 12-16 т (ДУ-52) | 6 100 | 8 60 | - | - | 6 80 | 8 60 |
Трамбовочная плита массой 5,5 т, высота падения 5-7 м | 3 160 | 6 120 | 3 120 | 6 90 | 4 120 | 8 90 |
Автомобили-самосвалы массой 10-15 т (КамАЗ, МАЗ и др.) | 15 20 | 20 20 | 20 20 | - | - | - |
Скрепер с вместимостью ковша 9-15 м3 | 16 25 | 20 20 | 18 20 | 22 20 | 20 20 | - |
Скрепер с вместимостью 7-8 м3 | 16 25 | 20 20 | 16 20 | 20 20 | - | - |
Примечания:
1. Над чертой указано число проходов катка по одному следу, под чертой - толщина уплотняемого слоя.
2. Показатели для катков приведены с полной загрузкой балластом и полным давлением в шинах.
3. Уплотнение рыхлых глинистых грунтов следует начинать более легкими катками или с уменьшенным давлением в шинах (2-3 прохода).
4. Для уплотнения мерзлых грунтов применяются решетчатые катки.
Основные виды покрытий, применяемых в дорожных одеждах типа | Категория дороги | ||
капитального | облегченного | переходного | |
Цементобетонные монолитные. | Не применяются. | Не применяются. | III |
Железобетонные сборные. | |||
Асфальтобетонные. | |||
Цементобетонные монолитные. | Асфальтобетонные. | Не применяются. | IV |
Железобетонные сборные. | Дегтебетонные. | ||
Асфальтобетонные. | Из щебня и гравия, обработанных вяжущими | ||
Цементобетонные монолитные. | Асфальтобетонные. | Не применяются. | I-c |
Железобетонные. | Дегтебетонные. | ||
Асфальтобетонные. | |||
Цементобетонные монолитные. | Асфальтобетонные. | Щебеночные и гравийные. Из местных каменных материалов, обработанных вяжущими* | |
Железобетонные сборные. | Дегтебетонные. | ||
Асфальтобетонные. | Из щебня, гравия и песка, обработанных органическими вяжущими |
* Допускаются в исключительных случаях на подъездах к отдельно стоящим населенным пунктам, в которых не расположены объекты сельскохозяйственного производства.
Тип дорожной одежды | Вид покрытия | Перспективный период, лет |
Капитальный | Асфальтобетонное | 18 |
Цементобетонное | 25 | |
Облегченный | - | 12 |
Переходный | - | 8 |
Материалы основания | Толщина покрытия, см, для дорог категорий | ||
III, IV | I-c | II-c | |
Каменные материалы и грунты, обработанные неорганическими вяжущими | 18 | - | - |
Гравийно-песчаные, песчаные | 20 | 18 | 16 |
Толщина цементобетонного слоя, см | 16 | 18 | 20 и более |
Длина плиты, м | 4,0-4,5 | 4,5-5,0 | 5,0-5,5 |
Категория дороги | Требуемый модуль упругости дорожной одежды типа | ||
капитального | облегченного | переходного | |
III | 180 | - | - |
IV, I-c | 160 | 125 | - |
II-c | 140 | 100 | 65 |
Материал покрытия и других слоев дорожной одежды | Толщина слоя, см |
Асфальтобетон или дегтебетон: | |
крупнозернистый | 6 |
мелкозернистый | 4 |
песчаный | 3 |
Щебеночные (гравийные) материалы, обработанные органическими вяжущими в установке | 8 |
Щебень, обработанный органическим вяжущим по способу пропитки | 8 |
Облегченная пропитка | 6 |
Щебень, обработанный органическими вяжущим по способу полупропитки | 4 |
Щебеночные (гравийные) и песчаные смеси, приготовленные способом смешения на дороге | 8 |
Щебеночные и гравийные материалы, не обработанные вяжущими, на основании: | |
песчаном | 15 |
прочном (каменном или из укрепленного грунта) | 8 |
Каменные материалы и грунты, обработанные органическими или неорганическими вяжущими | 10 |
Примечания:
1. Толщину конструктивного слоя следует принимать во всех случаях равной не менее чем 1,5 размерам наиболее крупной фракции минерального материала, применяемого в данном слое.
2. В случае укладки каменных материалов на глинистые и суглинистые грунты следует предусматривать прослойку толщиной не менее 10 см из песка, высевок, обработанного вяжущими грунта или других водостойких материалов.
3. При реконструкции толщина покрытия, устраиваемого по способу смешения на дороге, может быть уменьшена до 5 см, что должно быть обосновано технико-экономическим расчетом.
Конструктивный слой | Минимальный проектный класс (марка) бетона по прочности | Минимальная проектная марка бетона по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, °С | |||
на растяжение при изгибе | на сжатие | от 0 до минус 5 | от минус 5 до минус 15 | ниже минус 15 | |
Покрытие | Вbtb 3,6 (Ри45) | В25* (М350) | 100 | 150 | 200 |
Основание | Вbtb 1,2 (Ри15) | В5 (М75) | 25 | 50 | 50 |
Примечания:
1. Среднемесячную температуру наиболее холодного месяца для районов строительства определяют по СНиП 2.01.01-82.
2. Классы бетона по прочности на сжатие следует применять только при проектировании железобетонных предварительно напряженных плит.
________________
* Для дорог III категории - В27,5.
Основные разновидности асфальто- и дегтебетонных смесей для слоя покрытия | Тип дорожной одежды | |
верхнего | нижнего | |
Горячие и теплые для плотного асфальтобетона типов А, Б марок I и II; Г марки I | Горячие и теплые для пористого асфальтобетона марки I | Капитальный |
Горячие для плотного дегтебетона типа Б марки I | Горячие и теплые для высокопористого асфальтобетона марки I | |
Горячие для пористого дегтебетона марки I | ||
Горячие и теплые для плотного асфальтобетона типов В, Г и Д марок II и III; Б марки III | Горячие и теплые для пористого асфальтобетона марки II | Облегченный |
Холодные типов Бх, Вх и Гх марок I и II | Горячие и теплые для высокопористого асфальтобетона марки II | |
Холодные типа Дх марки II | Горячие для пористого дегтебетона марки II | |
Горячие и теплые для пористого и высокопористого асфальтобетонов марок I и II с одиночной поверхностной обработкой | Горячие для пористого дегтебетона марки II |
Примечания:
1. На дорогах с дорожными одеждами облегченного типа допускается применять для слоев покрытия основные разновидности асфальто- и дегтебетонных смесей, предназначенных для одежд капитального типа, только в экономически обоснованных случаях.
2. На внутрихозяйственных дорогах с дорожными одеждами капитального типа допускается применять для верхнего слоя покрытия горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов В и Д марок I и II.
Основные разновидности материалов, обработанных органическими вяжущими, для слоя покрытия | Тип дорожной одежды | |
верхнего | нижнего | |
Горячие черные плотные щебеночные и гравийные смеси Черный щебень с поверхностной обработкой Щебеночные и гравийные смеси оптимального зернового состава, обработанные в смесителе двумя вяжущими - битумной эмульсией и цементом, с двойной поверхностной обработкой Горячие, теплые и холодные щебеночные и гравийные смеси оптимального зернового состава, обработанные органическими вяжущими в смесителе Щебень, обработанный вязким битумом или битумной эмульсией по способу пропитки с поверхностной обработкой Влажные органоминеральные смеси | Щебень, обработанный вязким битумом или эмульсией по способу пропитки Пористые эмульсионно-минеральные смеси Каменные материалы, обработанные органическими вяжущими Гравийные, гравийно-песчаные и песчаные смеси, обработанные двумя вяжущими - битумной эмульсией и цементом Щебень, обработанный органическими вяжущими по способу пропитки Грунты, обработанные двумя вяжущими - битумной эмульсией и цементом | Облегченный |
Гравийно-песчаные и песчаные смеси; малопрочные каменные материалы, обработанные битумной эмульсией Несвязные грунты, обработанные двумя вяжущими - битумной эмульсией и цементом | - | Переходный |
Примечания:
1. Асфальтобетонные смеси должны отвечать требованиям ГОСТ 9128-84, дегтебетонные - ГОСТ 25877-83.
2. Для однослойных покрытий применяются материалы, указанные для верхнего слоя покрытия.
3. Влажные органоминеральные смеси должны отвечать требованиям ТУ 218 РСФСР 536-85 и «Рекомендациям по применению влажных органоминеральных смесей для устройства конструктивных слоев дорожных одежд» (М., 1986).
Водонасыщение, % по объему 3-8 Набухание, % по объему, не более 3 Предел прочности при сжатии при температуре 20 °С, МПа (кгс/см2), не менее 0,8 (8) Коэффициент водостойкости, не менее 0,5 Коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении, не менее 0,4
Показатель | Нормы для смеси | ||
с жидким битумом и дегтем | с вязким битумом и эмульсией | с органическим вяжущим с добавкой цемента | |
Водонасыщение, % по объему, не более | 12 | 5 | 5 |
Набухание, % по объему, не более | 3 | 1,5 | 1,5 |
Предел прочности при сжатии, МПа (кгс/см2), при температуре: | |||
20 °С, не менее | 1,2 (12) | 1,6 (16) | 2,0 (20) |
50 °С, не менее | 0,5 (5) | 0,7 (7) | 1,0 (10) |
Коэффициент водостойкости, не менее | 0,6 | 0,8 | 0,85 |
Коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении, не менее | 0,5 | 0,7 | 0,8 |
Показатель | Значение показателя | |
для покрытий со слоями износа из черных смесей | для оснований | |
Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов, твердевших 28 сут, МПа | 6,0-7,5 | 2,0-6,0 |
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой наиболее холодного месяца, °С, не менее: | ||
от 0 до минус 5 | 10 | - |
от минус 5 до минус 15 | 25 | 10 |
от минус 15 до минус 30 | 50 | 15 |
ниже минус 30 | 75 | 25 |
Показатель | Значение показателя по классам прочности грунтов | ||
I | II | III | |
Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов, МПа | 6-4 | 4-2 | 2-1 |
Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов, МПа, не менее | 1,0 | 0,6 | 0,2 |
Коэффициент морозостойкости, не менее | 0,75 | 0,7 | 0,65 |
Примечание. Показатели физико-механических свойств при обработке грунтов портландцементом или шлакопортландцементом даны для образцов, твердевших 28 сут; при обработке грунтов неорганическими, медленнотвердеющими вяжущими (золами уноса сухого отбора), а также при использовании сухих цементогрунтовых смесей - для образцов, твердевших 90 сут.
Показатель | Значение показателя по классам прочности грунтов | ||
I | II | III | |
Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов при 20 °С, МПа | 4,0-2,5 | 2,5-1,5 | 1,5-1,0 |
Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов при 20 °С, МПа, не менее | 1,0 | 0,6 | 0,4 |
Коэффициент морозостойкости, не менее | 0,75 | 0,7 | 0,65 |
Примечание. Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 28 сут.
Показатель | Значение показателя | |
для верхнего слоя основания или покрытия | для нижнего слоя основания | |
Предел прочности при сжатии, МПа, не менее, неводонасыщенных образцов: | ||
при 20 °С | 1,2 | Не определяется |
при 50 °С | 0,7 | То же |
Предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов при 20 °С, МПа, не менее | 0,6 | 0,4 |
Набухание, % объема, не более | 5 | Не определяется |
Коэффициент морозостойкости, не менее | 0,6 | То же |
Примечание. Показатели физико-механических свойств даны для образцов, твердевших 7 сут, за исключением коэффициента морозостойкости, который определяли на образцах, твердевших 28 сут.
Конструктивный слой дорожной одежды | Число циклов замораживания-оттаивания (над чертой), температура замораживания, °С (под чертой), при степени водонасыщения образцов грунтов из обработанных вяжущими для дорожно-климатических зон | |
II | III | |
Верхний слой оснований под двухслойное асфальтобетонное покрытие; основание под монолитное цементобетонное покрытие | 25 -22 Полное | 25 -22 Полное |
Нижний слой основания под двухслойное асфальтобетонное покрытие; основание под сборное железобетонное покрытие | 15 -10 Полное | 15 -10 Капиллярное |
Верхний слой основания под однослойное покрытие из минеральных материалов, обработанных органическими вяжущими | 15 -22 Полное | 15 -22 Полное |
Нижний слой основания под однослойное покрытие из минеральных материалов, обработанных органическими вяжущими | 10 -10 Полное | 10 -10 Полное |
Однослойное покрытие из укрепленного слоя с двойной поверхностной обработкой | 15 -22 Полное | 15 -22 Полное |
Дополнительный слой основания (морозозащитный или теплоизоляционный) под двухслойное асфальто- или цементобетонное покрытие | 10 -10 Полное | 10 -5 Полное |
Показатель | Тип дорожной одежды | |
капитальный и облегченный | переходный | |
Марка по прочности на раздавливание в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже: | ||
изверженных, метаморфических пород, шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии | 600 | 600 |
осадочных пород | 600 | 200 |
Марка по истираемости, не ниже | ИIII | ИIV |
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, °С: | ||
от 0 до минус 5 | - | - |
от минус 5 до минус 15 | 15 | - |
от минус 15 до минус 30 | 25 | 15 |
ниже минус 30 | 50 | 25 |
Показатель | Тип дорожной одежды | |
капитальный и облегченный | переходный | |
Марка по прочности пескоцемента при сжатии | 60-75 | 40-60 |
Глубина укрепления, см | 5-10 | 5-10 |
Расход пескоцементной смеси на 100 м2, м3 | 3-6 | 3-6 |
Добавка | Количество добавки, % массы цементогрунтовой или иной смеси |
Гидрофобизирующая жидкость (ГЖ 136-41) | 0,1-0,2 |
Лигносульфонат технический (ЛСТ) | 0,05-0,5 |
Смачиватель ОП-7 или ОП-10 | 0,05-0,5 |
Гудрон нейтрализованный (ГНД) | 0,015-0,03 |
Показатель | Для покрытий | Для оснований | ||
Тип дорожной одежды | ||||
переходный | капитальный | облегченный | переходный | |
Марка по прочности щебня при раздавливании в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже: | ||||
из изверженных и метаморфических пород | 800 | 800 | 600 | 400 |
из осадочных пород | 600 | 600 | 400 | 300* |
из шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии | 600 | 600 | 400 | 300* |
из гравия | Др12 | Др12 | Др24 | Др24 |
Марка по истираемости | ИIII | ИIII | ИIV | ИIV |
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха, °С, наиболее холодного месяца: | ||||
до минус 5 | 15 | 15 | - | - |
от минус 5 до минус 15 | 25 | 25 | 15 | 15 |
от минус 15 до минус 30 | 50 | 50 | 25 | 25 |
ниже минус 30 | 75 | 75 | 50 | 50 |
* Только для фракции 70-120 мм.
Показатель | Для покрытий | Для оснований | ||
Тип дорожной одежды | ||||
переходный | капитальный | облегченный | переходный | |
Марка по прочности при раздавливании в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже: | ||||
щебня из изверженных и метаморфических пород | 600 | 800 | 600 | 400 |
щебня из осадочных пород | 600 | 600 | 400 | 300 |
гравия и щебня из гравия | Др16 | Др16 | Др24 | Др24 |
шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии | 400 | 400 | 300 | 200 |
Марка по истираемости, не ниже | ИIII | ИIII | ИIV | ИIV |
Марка по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха, °С, наиболее холодного месяца: | ||||
до минус 5 | 15 | - | - | - |
от минус 5 до минус 15 | 25 | 15 | - | - |
от минус 15 до минус 30 | 50 | 25 | 15 | 15 |
ниже минус 30 | 75 | 50 | 25 | 25 |
Количество в щебне из гравия дробленых зерен, % массы, не ниже | 80 | 70 | 25 | 25 |
Номер смеси | Полный остаток, % массы, на сите с размером отверстий, мм | ||||||||
70 | 40 | 20 | 10 | 5 | 2,5 | 0,63 | 0,16 | 0,05 | |
1 | 0 | 10-20 | 20-40 | 25-65 | 40-75 | 60-85 | 70-90 | 90-95 | 97-100 |
2 | 0 | 0-5 | 0-10 | 10-40 | 30-70 | 45-80 | 60-85 | 75-92 | 97-100 |
Условия движения | Характеристика участков дорог | Коэффициент сцепления |
Легкие | Участки прямые или на кривых в плане с радиусами 1000 м и более, горизонтальные или с продольными уклонами не более 30 ‰, с элементами поперечного профиля (см. табл. 2.2), с укрепленными обочинами, без пересечений в одном уровне | 0,45 |
Затрудненные | Участки на кривых в плане с радиусами от 250 до 1000 м, на спусках и подъемах с уклонами от 30 до 60 ‰; участки в зонах сужений проезжей части (при реконструкции) | 0,50 |
Опасные | Участки с видимостью менее расчетной; подъемы и спуски с уклонами, превышающими расчетные; зоны пересечений в одном уровне | 0,60 |
Вместимость парома, авт. | Пропускная способность паромной переправы, авт/сут, при ширине реки в месте переправы, м | ||||||||
до 100 | 200 | 300 | 400 | 500 | 1000 | 1500 | 2000 | 3000 | |
10 | 1400 | 1300 | 1243 | 1180 | 1116 | 922 | 783 | 676 | 530 |
20 | 2000 | 1876 | 1817 | 1753 | 1678 | 1448 | 1270 | 1126 | 916 |
30 | 2300 | 2202 | 2148 | 2087 | 2016 | 1789 | 1604 | 1447 | 1210 |
40 | 2500 | 2411 | 2362 | 2300 | 2241 | 2027 | 1846 | 1688 | 1441 |
50 | 2600 | 2557 | 2513 | 2452 | 2403 | 2203 | 2030 | 1876 | 1627 |
60 | 2700 | 2665 | 2625 | 2576 | 2524 | 2338 | 2174 | 2026 | 1781 |
70 | 2800 | 2748 | 2711 | 2662 | 2618 | 2445 | 2291 | 2149 | 1910 |
Примечание. Значения пропускной способности приведены для паромных переправ с самоходными паромами при их работе 18 ч в сутки (с 6 до 24 ч).
________________
х) Здесь и далее разделение мостовых сооружений условное: малые - длиной до 25 м, средние - длиной от 25 до 100 м, большие - длиной свыше 100 м. Автодорожные (в том числе городские) мостовые сооружения длиной менее 100 м, но пролетами более 60 м также относятся к большим. Длину сооружения следует принимать между концами береговых опор (закладных щитов) без учета переходных плит.
Категория автомобильной дороги | Число полос движения | Ширина, м | Габарит мостового сооружения | |
проезжей части В | полосы безопасности П | |||
III | 2 | 7,0 | 1,5 | Г-10 (Г-10,5) |
IV, I-c | 2 | 6,0 | 1,0 | Г-8 (Г-10) |
II-c | 1 | 4,5 | 1,0 | Г-6,5 (Г-8) |
Примечания:
1. В скобках указаны габариты мостовых сооружений, проектируемых с учетом перевода дороги в перспективе (после 20 лет эксплуатации) на категорию выше.
2. По конструктивным соображениям допускается менять указанные габариты мостовых сооружений за счет изменения ширины полосы безопасности на величину не более 0,15 м в сторону уменьшения или 0,4 м в сторону увеличения.
3. При наличии движения на дорогах II-c категории широкогабаритных сельскохозяйственных машин, имеющих ширину в транспортном положении более 5,5 м, допускается принимать габарит мостового сооружения Г-8.
Категория пересекаемой дороги | Наименьшее расстояние Р, м, от кромки проезжей части | ||||
до боковых граней промежуточных опор, расположенных за пределами земляного полотна | до лицевой грани устоя или конуса насыпи путепроводов (в уровне проезда пересекаемой дороги) | ||||
с числом полос движения | пешеходных | ||||
6 | 4 | 2 | |||
III | 4,5 | 9,0 | 8,0 | 7,0 | 6,0 |
IV, I-c | 3,5 | 6,0 | 5,0 | 4,5 | 4,0 |
II-c | 3,25 | 3,25 | 3,25 | 3,25 | 3,25 |
Примечание. Наименьшее расстояние Р дано с учетом перевода пересекаемой дороги в перспективе (после 20 лет эксплуатации) на категорию выше.
Часть или элемент моста | Возвышение части или элемента, м | ||
над уровнем воды (с учетом влияния подпора и волны) при максимальном расходе паводка | над наивысшим уровнем ледохода | ||
расчетном | наибольшем | ||
Низ пролетных строений: | |||
при глубине подпертой воды: | |||
1 м и менее | 0,50 | 0,25 | - |
свыше 1 м | 0,50 | 0,25 | 0,75 |
при наличии на реке заторов льда | 0,75 | 0,75 | 1,00 |
при наличии карчехода | 1,00 | 1,00 | - |
при селевых потоках | 1,00 | 1,00 | - |
Верх площадки для установки опорных частей | 0,25 | - | 0,50 |
Низ пят арок и сводов | - | - | 0,25 |
Низ продольных схваток и выступающих элементов конструкций в пролетах деревянных мостов | 0,25 | - | 0,75 |
Примечания:
1. Для малых мостов наименьшее возвышение низа пролетных строений допускается определять без учета высоты ветровой волны.
2. При наличии явлений, обусловливающих более высокие уровни воды (вследствие подпора от нижележащих рек, озер или водохранилищ, нагона воды ветром, образования заторов или прохождения паводков по руслам, покрытым льдом и др.), указанные значения возвышения следует отсчитывать от того уровня, вероятность превышения которого устанавливается в соответствии с табл. 6.5.
3. При определении возвышения верха площадки для установки опорных частей уровень воды необходимо определять с учетом набега потока на опору моста.
Сооружения | Категория дороги | Вероятность превышения максимальных расходов расчетных паводков, % |
Большие и средние мосты | III, городские улицы и дороги | 1 |
IV, I-c и II-c | 2 | |
Малые мосты и трубы | III, городские улицы и дороги | 2 |
IV, I-c и II-c | 3 |
Примечания:
1. В районах с малоразвитой сетью автомобильных дорог (при протяженности дорог с твердым покрытием менее 0,2 км/км2) для больших и средних мостов, имеющих особо важное народнохозяйственное значение, при технико-экономическом обосновании ВП паводков допускается принимать 0,33 % вместо 1 % и 1 % вместо 2 %.
2. В районах с развитой остью автомобильных дорог для малых мостов и труб при технико-экономическом обосновании ВП допускается принимать равной 3 % вместо 2 % и 5 % вместо 3 %.
b | 1,7 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 4,5 |
Рп% | 95 | 75 | 50 | 33 | 21 | 13 | 6 |
Глубина в подмостовом русле после размыва, м | ³ 4 | 3 | 2 | 1 |
Коэффициент размыва | 2,0 | 2,3 | 2,7 | 3,4 |
Примечания:
1. Величина удерживающей горизонтальной силы, создаваемой грунтом, не должна превышать активного давления грунта.
2. Силы трения в основании следует определять по минимальным значениям коэффициентов трения подошвы фундамента о грунт.
Примечание. Строительный подъем допускается не предусматривать для пролетных строений, прогиб которых от постоянной и подвижной временной вертикальной нагрузок не превышает 1/1600 величины пролета, а также для деревянных мостов с прогонами.
Расчетная скорость движения одиночных легковых автомобилей на участках дороги, примыкающих к мосту (в соответствии с табл. 2.1), км/ч | Угол перелома, ‰ |
80 | 9 |
70 | 11 |
60 | 13 |
40 | 17 |
Примечания:
1. Если расстояние между местами сопряжения пролетных строений друг с другом или с подходами превышает 50 м, то предельные значения углов перелома могут быть увеличены в 1,2 раза.
2. В температурно-неразрезных пролетных строениях, объединенных по плите проезжей части, угол перелома следует определять без учета влияния соединительной плиты.
Примечание. До проявления длительных деформаций величины углов перелома продольного профиля при отсутствии на мосту подвижной временной вертикальной нагрузки могут превышать значения, приведенные в табл. 6.8, не более чем в 2 раза.
Примечание. При устройстве труб на скальных грунтах и на свайных фундаментах строительный подъем назначать не следует.
___________
х) На мостовых сооружениях внутрихозяйственных дорог рекомендуется принимать общую толщину асфальтобетонного покрытия не менее 90 мм, а защитного слоя - 60 мм.
______________
х) На мостовых сооружениях внутрихозяйственных дорог рекомендуется принимать общую толщину асфальтобетонного покрытия не менее 90 мм, а защитного слоя - 60 мм.
Участки автомобильных дорог | Продольный уклон, ‰ | Минимальная высотах) насыпи, м, для дорог категории | |
III | IV, I-c, II-c | ||
Прямолинейные, с кривой в плане радиусом более 600 м с обеих сторон и радиусом менее 600 м с внутренней стороны | До 40 | 3,0 | 4,0 |
То же | 40 и более | 2,5 | 3,5 |
С кривой в плане радиусом менее 600 м с внешней стороны | До 40 | 2,5 | 3,5 |
С вогнутыми кривыми в продольном профиле, сопрягающими встречные уклоны с алгебраической разностью 50 ‰ и более | - | 2,5 | 3,5 |
С кривой в плане радиусом менее 600 м с внешней стороны | 40 и более | 2,0 | 3,0 |
х) При большей высоте насыпи предпочтение следует отдавать установке ограждений, принимая крутизну откоса из условия устойчивости земляного полотна.
Категория дороги | Число полос движения в обоих направлениях | Ширина обочины, м | Номер конструкции дорожного ограждения для установки | ||
на прямолинейных участках и кривых радиусом более 600 м | на кривых в плане радиусом менее 600 м | ||||
с внешней стороны | с внутренней стороны | ||||
III | 2 | 2,5 | 1; 2; 4; 5; 7 | 2; 6 | 2; 5; 7 |
IV, I-с | 2 | 2,0 | 3; 4; 5; 6; 7 | 3; 5; 6 | 4; 5; 7 |
II-c | 1 | 1,75 | 3; 4; 5 | 3; 5 | 4; 5 |
Примечания:
1. Номерами обозначены следующие конструкции дорожных ограждений: 1 - ограждение барьерное одностороннее металлическое (по типовому проектному решению 503-0-17); 2 - то же, с металлической планкой на железобетонных стойках; 3, 4 - железобетонное с шагом стоек 1,25 и 2,5 м; 5 - тросовое; 6 и 7 - металлическое 11ДО-2 и 11ДО-3 (по ГОСТ 26804-86).
2. При соответствующем технико-экономическом обосновании на дорогах I-c и II-c категорий допускается устройство ограждений барьерного и парапетного типов из местных материалов и отходов промышленности (дерева, тросов, каменной кладки и т.д.) по согласованию с органами ГАИ при условии, что эксплуатационные характеристики таких ограждений будут аналогичны типовым.
Примечания:
1. На подходах к мостовым сооружениям следует применять ограждения той же конструкции, что и на пролетных строениях.
2. В местах деформационных швов стыки балок ограждений следует выполнять с телескопирующим устройством.
Радиус кривой в продольном профиле, м | Расстояние между столбиками, м | |||
в пределах | на подходах к кривой | |||
кривой | от начала до первого | от первого до второго | от второго до третьего | |
300 | 9 | 15 | 30 | 50 |
400 | 11 | 17 | 33 | 50 |
500 | 12 | 19 | 37 | 50 |
1000 | 17 | 27 | 50 | 50 |
2000 | 25 | 40 | 50 | 50 |
3000 | 30 | 47 | 50 | 50 |
4000 | 35 | 50 | 50 | 50 |
5000 | 40 | 50 | 50 | 50 |
6000 | 45 | 50 | 50 | 50 |
8000 | 50 | 50 | 50 | 50 |
Радиус кривой в плане, м | Расстояние между столбиками, м | ||||
в пределах кривой на стороне | на подходах к кривой | ||||
внешней | внутренней | от начала до первого | от первого до второго | от второго до третьего | |
60 | 6 | 12 | 15 | 25 | 50 |
100 | 10 | 20 | 25 | 42 | 50 |
200 | 15 | 30 | 30 | 45 | 50 |
300 | 20 | 40 | 40 | 50 | 50 |
400 | 30 | 50 | 50 | 50 | 50 |
500 | 40 | 50 | 50 | 50 | 50 |
600 и более | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 |
Расчетный годовой снегопринос, м3/м | Ширина снегозащитных лесонасаждений, м | Расстояние от бровки земляного полотна до лесонасаждений, м |
От 10 до 25 | 4 | 15-25 |
Св. 25 до 50 | 9 | 30 |
Св. 50 до 75 | 12 | 40 |
Св. 75 до 100 | 14 | 50 |
Св. 100 до 125 | 17 | 60 |
Св. 125 до 150 | 19 | 65 |
Св. 150 до 200 | 22 | 70 |
Св. 200 до 250 | 28 | 50 |
Примечания:
1. Ширина снегозащитных лесонасаждений и их конструкция при снегоприносе более 250 м3/м определяется индивидуальным проектом, утвержденным в установленном порядке.
2. Меньшие расстояния от бровки земляного полотна до лесонасаждений следует принимать при годовом снегоприносе 10 м3/м, большие - при 25 м3/м.
3. При снегоприносе от 200 до 250 м3/м лесонасаждения должны быть двухполосными с расстоянием между полосами 50 м.
Среднегодовая интенсивность движения, авт/сут | Длина накопительной полосы, м, при ширине реки в месте переправы, м | |||||
до 100 | 100-300 | 300-500 | 500-700 | 700 и более | ||
400 | 35 | 45 | 55 | 60 | 70 | |
800 | 45 | 55 | 60 | 70 | 80 | |
1200 | 55 | 60 | 70 | 80 | 95 | |
1600 | 60 | 70 | 80 | 95 | 105 | |
2000 | 80 | 95 | 105 | 125 | 140 | |
Вместимость парома, авт | Требуемое количество мест на посадочной полосе | Длина посадочной полосы, м |
До 15 | 5 | 60 |
15-24 | 6 | 70 |
25-44 | 7 | 80 |
45-54 | 8 | 95 |
55 и более | 9 | 110 |
Вместимость парома, авт | Расстояние от переправы до начала дополнительной полосы, м | Длина дополнительной полосы для обгона, м, при интенсивности встречного потока, авт/ч | |||
60 | 100 | 150 | 200 | ||
10-19 | 420 | - | 220 | 260 | - |
20-29 | 520 | 320 | 350 | 400 | 450 |
30-39 | 630 | 370 | 430 | 500 | 580 |
40-49 | 740 | 400 | 490 | 590 | 680 |
50-59 | 850 | - | 620 | 730 | 820 |
60-70 | 950 | - | 850 | 950 | 1050 |
Расчетная интенсивность движения, авт/сут | Мощность АЗС | Расстояние между АЗС, км | |
заправок в 1 сут | количество топливно-раздаточных колонок | ||
700-2000 | 750 | 10 | 60-40 |
2000-3000 | 750 | 10 | 30-20 |
Списочный состав автомобилей | Мощность АЗС | ||
государственных | индивидуальных | Число заправок в 1 сут | Количество топливно-раздаточных колонок |
200 | 500 | 250 | 6 |
400 | 1000 | 500 | 8 |
600 | 1500 | 750 | 10 |
800 | 2000 | 1000 | 12 |
Примечания:
1. При определении мощности АЗС следует учитывать списочный состав транспортных средств, «прописанных» не далее 20 км от АЗС.
2. В населенных пунктах, удаленных от райцентра на 20 км и более, при списочном составе автотранспорта менее 200 авт АЗС может быть размещена на основании технико-экономического обоснования.
Интенсивность движения, авт/сут | Число постов на СТО в зависимости от расстояния между ними, км | ||||
80 | 100 | 150 | 200 | 250 | |
1000 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
2000 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 |
3000 | 2 | 2 | 3 | 3 | 5 |
Наименование базового объекта для организации комплекса | Предприятия и объекты автосервиса, рекомендуемые для комплекса | ||||||
Осмотровая эстакада | Моечный пункт | Стоянка | Туалет | Пассажирская автостанция | Автозаправочная станция | Станция технического обслуживания | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Пассажирская автобусная станция | - | - | + | + | + | - | - |
Автобусная остановка | - | - | - | + | - | - | - |
Автозаправочные станции для гос. транспорта | + | + | + | + | - | + | - |
Автозаправочные станции для индивидуального транспорта | + | + | + | + | - | + | - |
Станции технического обслуживания | - | + | + | + | - | - | + |
Наименование базового объекта для организации комплекса | Предприятия и объекты автосервиса, рекомендуемые для комплекса | ||||||
Медицинский пункт | Пикет милиции | Телефон | Комната отдыха | Автобусная остановка | Павильоны | Посты мелкого ремонта личного автотранспорта | |
1 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Пассажирская автобусная станция | + | + | + | + | - | - | - |
Автобусная остановка | - | - | - | - | + | + | - |
Автозаправочные станции для гос. транспорта | - | - | + | - | - | - | - |
Автозаправочные станции для индивидуального транспорта | - | - | + | - | - | - | + |
Станции технического обслуживания | - | - | + | + | - | - | - |
Примечания:
1. В населенных пунктах туалеты на автобусных остановках не предусматриваются.
2. В одном населенном пункте осмотровая эстакада и моечный пункт должны объединяться на одной площадке.
3. При наличии в населенном пункта СТО посты для мелкого ремонта личных автомобилей могут не устраиваться.
4. Площадки-стоянки при различных учреждениях, зданиях, торговых предприятиях и предприятиях общественного питания, при гостиницах и т.п. к числу самостоятельных комплексов не относятся.
Категория дороги | Тип дорожной одежды | Предельно допустимое состояние покрытия по ровности | ||
показатель ровности, см/км | количество просветов под 3-метровой рейкой, %, | |||
по ПКРС-2 | по толчкомеру ТХК-2 | превышающих указанные в СНиП 3.06.03-85 | ||
III | Капитальный | 860 | 170 | 9 |
IV, I-c | То же | 850 | 190 | 11 |
Облегченный | 1200 | 260 | 14 | |
II-c | Капитальный | 840 | 210 | 13 |
Облегченный | 1300 | 280 | 16 | |
Переходный | - | 510 | - |
Примечание. Допускаемые значения ровности по толчкомеру ТХК-2 даны применительно к автомобилю УАЗ-452.
Условия движения (согласно табл. 5.22) | Минимально допустимое значение коэффициента сцепления на мокром покрытии при скорости движения 60 км/ч |
Легкие | 0,35 |
Затрудненные | 0,40 |
Опасные | 0,45 |
Примечания:
1. Величины коэффициентов сцепления установлены динамометрическим прибором ПКРС-2. Показания других приборов (портативных) должны быть приведены к показаниям ПКРС-2.
2. Разница в значениях коэффициента сцепления по ширине проезжей части не должна превышать 0,1, а между покрытиями проезжей части и укрепленной обочины - 0,15.
Примечание. В качестве показателя прочности дорожных одежд с цементобетонными покрытиями допускается принимать величину растягивающих напряжений при изгибе покрытия.
Категория дороги | Тип дорожной одежды | Уровень надежности дорожной одежды в дорожно-климатической зоне | Расчетный (нормативный) срок службы дорожной одежды в дорожно-климатической зоне | ||
I-II | III | I-II | III | ||
III | Капитальный | 0,92-0,87 | 0,90-0,85 | 11-14 | 12-15 |
IV, I-c | То же | 0,91-0,86 | 0,89-0,84 | 11-14 | 12-14 |
Облегченный | 0,87-0,83 | 0,85-0,81 | 8-10 | 9-11 | |
II-c | Капитальный | 0,90-0,85 | 0,88-0,83 | 10-13 | 11-13 |
Облегченный | 0,86-0,82 | 0,84-0,80 | 8-9 | 9-10 | |
Переходный | 0,82 | 0,80 | 4-8 | 4-8 |
Примечание. Промежуточные значения устанавливают интерполяцией.
Характеристика участка по степени опасности движения | Значение коэффициентов | |
безопасности движения Кб | аварийности Ка | |
Неопасный | 0,8 | 0-10 |
Малоопасный | 0,6-0,8 | > 10 £ 20 |
Опасный | 0,4-0,6 | > 20 £ 40 |
Очень опасный | < 0,4 | > 40 |
Проводимая работа | Коэффициенты | ||||
запаса прочности дорожной одежды Кпр | ровности покрытия Кр | сцепления К | Кб | Ка | |
Содержание | ³ 1 | ³ 1 | ³ 1 | ³ 0,6 | < 20 |
Ремонт | < 1 | < 1 | £ 1 | < 0,6 | > 20 |
Примечание. Коэффициент ровности покрытия Кр представляет собой отношение предельно допустимых значений ровности к фактическим, а коэффициент сцепных качеств Кс - отношение фактического коэффициента продольного сцепления к допустимому значению по условиям безопасности движения.
______________
х) При использовании ВОМС подгрунтовка выбоины не требуется.
Материал | Содержание материала, масс.ч. для составов | ||
1 | 2 | 3 | |
Эпоксидная смола ЭД-20 или ЭИС-1 | 100 | 100 | 100 |
Полиэтиленполиамин | 8-10 | 20-25 | 15-20 |
Дибутилфталатх) | 20-25 | - | - |
Каменноугольный деготь Д-3хх) | - | 50-100 | - |
Фуриловый спирт | - | - | 20-30 |
__________
х) Дибутилфталат можно заменить полиэфиром марки ПН-1 или МГФ-9 в количестве 35-40 масс.ч. или тиоколом марок НВТ, I, II в количестве 30-35 масс.ч.
хх) Каменноугольный деготь марки Д-3 можно заменить дегтем марки Д-4, Д-5 или жидким битумом марки МГ 70/130.
Материал | Содержание минерального материала, % по массе, в составах | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Песок из отсевов дробления прочных изверженных пород крупностью, мм: | |||||
1,25-0,63; 2,5-1,25; 5-2,5 | - | 65-70 | 65 | 70 | - |
5,0-0,63 | 100 | - | - | - | - |
Среднезернистый кварцевый песок | - | 30-35 | 25 | 20 | 100 |
Цемент, минеральный порошок или каменная мука | - | - | 10 | 10 | - |
Категория заносимости участков | Краткая характеристика участка | Очередность ограждения |
Сильнозаносимые | Нераскрытые выемки, подветренный откос которых не может вместить снег, приносимый метелями и выпадающий при снегопадах. Все выемки на кривых | Первая |
Среднезаносимые | Раскрытые выемки. Полувыемки-полунасыпи. Нулевые места и невысокие насыпи ниже Нп. Пересечения в разных уровнях. Дороги, проходящие через небольшие населенные пункты в районах с интенсивными общими метелями | Вторая |
Слабозаносимые | Насыпи высотой от Нп до Нн. Пересечения в одном уровне. Насыпи с барьерами безопасности | Третья |
Примечания:
1. Нп - расчетная высота снежного покрова в месте, где сооружена насыпь, м; Нн - высота незаносимой насыпи на данном участке дороги, м.
2. Незаносимыми в безлесной местности являются насыпи высотой Нп и более, не имеющие барьерных ограждений, а также нераскрытые выемки, подветренный откос которых может вместить все количество снега, отлагающееся при метелях и снегопадах.
Примечание. С целью снизить отрицательное влияние на окружающую среду в хлориды вводят добавки (ингибиторы) фосфатов. Для твердых хлоридов, хлористо-натриевого и хлористо-кальциевого составов следует применять добавки в виде однозамещенного фосфата натрия в количестве 5-7 %. В рассолы с преимущественным содержанием хлористого натрия вводятся 0,5-1 % хорошо растворимого в соляном растворе однозамещенного фосфата натрия и 2-3 % двузамещенного фосфата натрия, а в хлористо-кальциевые рассолы 2-5 % двойного суперфосфата.
Хлориды | Содержание основного вещества, % | Норма распределения хлоридов для борьбы | ||||||
с накатом и рыхлым снегом | с гололедом | |||||||
при температуре воздуха, °С | ||||||||
-5 | -10 | -15 | -20 | -2 | -4 | -6 | ||
Твердые хлориды, г/м2 | ||||||||
Хлористый натрий в виде: а) поваренной соли; б) соли сильвинитовых отвалов; в) смеси солей а и б с хлористым кальцием в соотношении 88:12; г) зубера | 90 80 50 | 20 25 35 | 35 40 65 | 50 55 90 | 65 70 115 | 40 45 70 | 75 85 135 | 110 125 200 |
Хлористый кальций в виде: а) чешуированного хлористого кальция; б) хлористого кальция фосфатированного | 76 67 | 25 30 | 45 55 | 55 65 | 70 80 | 55 60 | 110 125 | 150 170 |
Жидкие хлориды, л/м2 | ||||||||
Рассол хлористонатриевый | 25 20 15 | 0,05 0,07 0,10 | 0,10 0,12 0,14 | 0,13 0,16 - | 0,15 - - | 0,13 0,17 0,25 | 0,29 0,41 0,67 | 0,48 0,72 - |
Рассол хлористокальциевый | 35 30 20 | 0,40 0,04 0,06 | 0,06 0,08 0,12 | 0,08 0,10 0,16 | 0,09 0,11 - | 0,10 0,12 0,12 | 0,21 0,26 0,52 | 0,31 0,40 - |
Примечания:
1. При других значениях температуры и концентрации вещества нормы для конкретного случая распределения того или иного вида хлорида определяют путем интерполяции. Если количество выпавших осадков, выраженное в мм водяного столба, не равно 1 мм, то норму распределения умножают на величину замеренного количества осадков.
2. Для многокомпонентных рассолов величина их расхода устанавливается по соли, преобладающей в нем.
3. Прочерк означает, что вещество с данной концентрацией при указанной температуре применять нельзя.
4. Общее количество соли, рассыпаемой за зимний период, не должно превышать 2 кг/м2 для II дорожно-климатической зоны и 1,5 кг/м2 - для III.
Народнохозяйственное и административное значение дорог | Интенсивность движения, авт/сут | Минимальная ширина полностью очищенной поверхности дороги, м | Допустимая толщина слоя рыхлого снега на проезжей части, мм | Допустимая толщина уплотненного снега на проезжей части, мм | Допустимая толщина уплотненного снега на обочинах, мм | Максимальный срок снегоочистки и ликвидации зимней скользкости, ч |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Общегосударственные и республиканские | 1000-3000 500-1000 200-500 | 7 6 6 | 25 30 35 | - - - | 60 70 80 | 5 6 8 |
Областные или краевые, а также местные с регулярным автобусным движением в зимний период | 1000-3000 500-1000 До 500 | 6 5 3 | 40 60 70 | - - 50 | 70 80 100 | 5 6 10 |
Местные без автобусного движения непрерывного действия | 200-500 До 200 | - - | 70 80 | 70 100 | 120 150 | 12 16 |
Местные с допускаемым кратковременным перерывом в движении | Движение нерегулярное | - | - | 100-150 | 180-200 | 48 |
Примечание. Максимальный срок снегоочистки принимается с момента окончания снегопада или метели до момента выполнения указанных в графах 3-6 требований, а максимальный срок ликвидации гололеда и зимней скользкости - с момента их обнаружения до полней ликвидации.
Способ обработки | Фракция щебня, мм | Расход щебня | Расход вяжущего, л/м2 | |
кг/м2 | м3/100 м2 | |||
Одиночная с применением вязкого битума | 10-15 15-20 20-25 | 15-20 20-25 25-30 | 1,2-1,4 1,3-1,5 1,4-1,6 | 0,5-0,7 0,7-0,9 0,9-1,2 |
Одиночная с применением вязкого битума и двухкратной россыпью щебня | 15-25 (первая россыпь) 5-10 (вторая россыпь) | 16-18 6-8 | 1,2-1,4 0,6-0,8 | 1,4 - |
Одиночная с применением битумной эмульсии 50 %-ной концентрации | 5-10 10-15 15-20 20-25 | 12-15 15-20 20-25 25-30 | 0,9-1,1 1,2-1,4 1,3-1,5 1,4-1,6 | 1,1-1,8 1,8-2,0 2,0-2,4 2,4-2,6 |
Двойная обработка с применением вязкого битума | 15-20 или 20-25 (первая россыпь) 5-10 или 10-15 (вторая россыпь) | 20-25 25-30 12-15 15-20 | 1,3-1,5 1,4-1,6 0,9-1,1 1,2-1,4 | 1,1-1,8 (первый розлив) 0,6-0,8 (второй розлив) |
Примечание. При применении необработанного щебня нормы розлива вяжущего повышают на 20 %.
Средство механизации | Потребность в средствах механизации на 100 км дорог по типам дорожных одежд | |
капитальным и облегченным | переходным | |
Автогидроподъемник грузоподъемностью 300 кг | 2 | 1 |
Автогрейдер тяжелый | 1 | 2 |
Автогрейдер средний (в том числе прицепной к трактору кл. тяги 3 тс) | 1 | 1 |
Автогудронатор (вместимость цистерны 4-6 т) | 1 | - |
Асфальтоукладчик самоходный (производительность до 150 т/ч, ширина укладываемой полосы до 3,75 м) | 2 | - |
Бетоносмесительная установка (объем замеса 65 л) | 1 | - |
Битуморазогреватель передвижной | 1 | - |
Бульдозер на тракторе (кл. тяги 3-6 тс) | 2 | 3 |
Вибратор поверхностный электрический | В расчете на объем работ | |
Виброрейка (ширина захвата 1,5-4,5 м) | То же | |
Заливщик швов цементобетонных покрытий (производительность до 500 м/смену, вместимость котла 600 л) | 1 | - |
Каток малогабаритный вибрационный самоходный типа ДУ-60 | 2 | - |
Каток самоходный комбинированного действия типа ДУ-52 | 2 | - |
Каток статический самоходный трехвальцовый типа ДУ-51 | 2 | - |
Каток самоходный на пневматических шинах типа ДУ-55 | 3 | 1 |
Каток полуприцепной на пневматических шинах (масса 15 т, ширина уплотняемой полосы 2,6 м, кл. тяги 3 тс) типа ДУ-37Б | 1 | 1 |
Косилка (ширина скашивания 1,5 м, рабочая скорость до 4,6 км/ч) | 2 | 1 |
Котел для разогрева термопластика прицепной (вместимость 1,2 м3) | 1 | - |
Кран автомобильный (грузоподъемность до 10 т) | 1 | 1 |
Кюветовосстановитель | 1 | 1 |
Машина дорожная комбинированная со сменным оборудованием для устранения мелких повреждений (деформаций) на асфальтобетонных и других черных покрытиях (на базе автомобиля ЗИЛ-133-Г2) | 2 | - |
Машина дорожная комбинированная (на базе автомобиля ЗИЛ-130) для содержания дорог (мойки, поливки, обеспыливания) | 1 | 1 |
Машина для осмотра и ремонта мостов | В расчете на объем работ | |
Машина маркировочная для разметки покрытий лакокрасочными материалами | 1 на 200 км | - |
Машина маркировочная для разметки покрытий термопластичными материалами | 1 на 200 км | - |
Машина специальная «Дорожная служба» | 2 | 1 |
Оборудование для мойки обустройства дорог | 1 | 1 |
Оборудование (комплект) для ремонта поверхностных дефектов железобетонных мостов | По потребности специализированных подразделений | |
Оборудование для нанесения защитных слоев одежды мостового полотна | То же | |
Погрузчик одноковшовый фронтальный (грузоподъемность 2 т) | 2 | 1 |
Силовой агрегат с набором ручного механизированного инструмента | По потребности специализированных подразделений | |
Универсальная базовая машина (трактор колесный, спецшасси) с комплектом сменного оборудования для содержания и ремонта дорог | 2 | 1 |
Термопрофилировочный комплект машин (ДЭ-232 + ДЭ-234) для восстановления асфальтобетонных покрытий | 1 на 200 км | - |
Щебнераспределитель для поверхностной обработки | 1 | - |
Ямобур | 1 | 1 |
Экскаватор с ковшом до 0,5 м3 | 2 | 1 |
Электростанция передвижная (мощность 30 кВт) | По потребности специализированных подразделений по ремонту мостов | |
Электро-газосварочный передвижной агрегат на одноосном прицепе | То же |
Наименование средств механизации | Потребность (на 100 км) в средствах механизации в зависимости | |||||||
от категории трудности снегоборьбы | ||||||||
I | II | III | IV | |||||
и категории дороги | ||||||||
III | IV, I-c, II-c | III | IV, I-c, II-c | III | IV, I-c, II-c | III | IV, I-c, II-c | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Одноотвальный плужный снегоочиститель (ширина отвала 3 м, рабочая скорость 25-40 км/ч) | 4 3 | 3 2 | 6 5 | 4 2 | 8 6 | 5 4 | 9 7 | 6 5 |
Снегоочиститель шнекороторный на базе автомобилей ЗИЛ-131, ЗИЛ-157КЕ, УРАЛ-375Е (производительность 100-120 т/ч); фрезернороторный на базе трактора колесного К-701 (ширина захвата 3 м) | 1 0,5 | 1 0,5 | 1,5 1 | 1 0,5 | 3 1,5 | 2 1 | 4 2 | 3 1,5 |
Бульдозер с поворотным отвалом (мощность 118 кВт) | - | - | - | 1 - | 1 1 | 3 1 | 2 1 | 4 2 |
Автогрейдер легкий (мощность 66 кВт) | 2 2 | 3 3 | 2 2 | 3 3 | 3 2 | 4 3 | 3 2 | 5 3 |
Распределитель твердых противогололедных материалов (вместимость бункера 5 м3, ширина распределения до 10 м) | 8 | 5 | 8 | 5 | 8 | 5 | 8 | 5 |
То же, жидких материалов (вместимость бункера 5 м3, ширина распределения до 7 м) | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 |
Примечания:
1. Над чертой - для заносимых автомобильных дорог, под чертой - для незаносимых.
2. 1 - районы легкой снегоборьбы: Калининградская обл.; II - средней трудности: Карельская АССР, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Вологодская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калининская, Костромская, Московская, Смоленская, Ярославская, Кировская, Пермская, Свердловская обл.; южные районы Архангельской обл. и Коми АССР; северные районы Калужской и Горьковской обл.; Удмуртская АССР; III - трудной: Орловская, Рязанская, Тульская обл., центральные районы Архангельской обл. и Коми АССР; южные районы Мурманской, Калужской и Горьковской обл.; Марийская, Мордовская и Чувашская АССР; IV - очень трудной: северные районы Мурманской и Архангельской обл., северная часть Коми АССР.