Международный договор
Директива от 18 сентября 2000 года № 2000/54/EC

О защите работников от рисков, связанных с воздействием биологических веществ (Седьмая отдельная Директива в соответствии со статьей 16 (1) Директивы 89/391/ЕЭС) [рус., англ]

Принята
Европейским парламентом
18 сентября 2000 года,
Советом Европейского Союза
18 сентября 2000 года
    [неофициальный перевод] <*>
    ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
    ДИРЕКТИВА N 2000/54/EC
    ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА ЕС
    О ЗАЩИТЕ РАБОТНИКОВ ОТ РИСКОВ, СВЯЗАННЫХ С ВОЗДЕЙСТВИЕМ
    БИОЛОГИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ (СЕДЬМАЯ ОТДЕЛЬНАЯ ДИРЕКТИВА
    В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 16 (1)
    ДИРЕКТИВЫ 89/391/ЕЭС) <**>
    (Брюссель, 18 сентября 2000 года)
    --------------------------------
    <*> Перевод Пилипенко И.А.
    <**> Directive 2000/54/EC of the European Parliament and of the Council of 18 September 2000 on the protection of workers from risks related to exposure to biological agents at work (seventh individual directive within the meaning of Article 16 (1) of Directive 89/391/EEC). Опубликована в Официальном журнале (далее - ОЖ) N L 262, 17.10.2000, стр. 21.
    Европейский парламент и Совет Европейского Союза,
    руководствуясь Договором об учреждении Европейского сообщества, и, в частности, статьей 137 (2) Договора,
    принимая во внимание предложение Европейской комиссии,
    принимая во внимание Заключение Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам <*>,
    --------------------------------
    <*> ОЖ N C 75, 15.3.2000, стр. 15.
    после обсуждения с Комитетом регионов,
    действуя в соответствии с процедурой, установленной в статье 251 Договора <*>,
    --------------------------------
    <*> Заключение Европейского парламента от 13 июня 2000 г. (еще не опубликовано в ОЖ) и Решение Совета ЕС от 17 июля 2000 г.
    поскольку:
    1) Директива 90/679/ЕЭС Совета от 26 ноября 1990 г. о защите работников от рисков, связанных с воздействием биологических веществ (Седьмая отдельная директива в соответствии со статьей 16 (1) Директивы 89/391/ЕЭС) <*> неоднократно существенно дополнялась <**>. По соображениям ясности и рациональности Директива 90/679/ЕЭС подлежит кодификации.
    --------------------------------
    <*> ОЖ N L 374, 31.12.1990, стр. 1. Текст в редакции Директивы 97/65/EC Европейской комиссии (ОЖ N L 335, 6.12.1997, стр. 17).
    <**> Смотри Приложение VIII, часть A.
    2) Соответствие обязательным требованиям, целью которых является гарантирование наивысших стандартов по безопасности труда и охране здоровья для защиты работников от рисков, связанных с воздействием биологических веществ на рабочем месте, является существенным для обеспечения безопасности и здоровья работников.
    3) Данная Директива является отдельной Директивой в соответствии со статьей 16 (1) Директивы 89/391/ЕЭС Совета ЕС от 12 июня 1989 г. о введении мер, содействующих улучшению безопасности и здоровья работников <*>, поэтому правила упомянутой Директивы в полной мере применимы по отношению к воздействию на работников биологических веществ, без ущерба действию юридической силы более строгих и/или особых положений, включенных в настоящую Директиву.
    --------------------------------
    <*> ОЖ N L 183, 29.6.1989, стр. 1.
    4) Более точные знания о рисках, связанных с воздействием биологических веществ, могут быть получены путем ведения записей.
    5) Перечень и классификация биологических веществ должны регулярно проверяться и пересматриваться в свете новых научных данных.
    6) О некоторых биологических веществах должны быть представлены подробные сведения в дополнение к их классификации.
    7) Работодатели должны быть в курсе новейших достижений в развитии технологий по улучшению охраны здоровья и безопасности работников.
    8) Необходимо проведение профилактических мероприятий по охране здоровья и безопасности работников, подвергающихся воздействию биологических веществ.
    9) Настоящая Директива является практическим шагом, направленным на реализацию социального аспекта внутреннего рынка.
    10) В соответствии с Решением 74/325/ЕЭС Совета ЕС <*> Европейской комиссии необходимо провести консультации с Консультативным комитетом по безопасности, гигиене и охране здоровья для формулирования предложений в этой области. Консультирование проводится путем формулирования предложений для директив Совета ЕС и включения их в настоящую Директиву.
    --------------------------------
    <*> ОЖ N L 185, 9.7.1974, стр. 15. Текст в редакции Акта о присоединении 1994 г.
    11) Настоящая Директива применяется без ущерба действию обязательств государств-членов по отношению к срокам преобразования в национальное право, указанным в части B Приложения VIII,
    приняли настоящую Директиву:
  1. Глава I.Общие положения

  2. Цель
    1.Целью данной Директивы является защита работников от рисков для их здоровья и безопасности, включая предотвращение таких рисков, если те возникают или могут возникнуть в результате воздействия биологических веществ на рабочем месте.
    В настоящей Директиве установлены положения о минимальных требованиях в упомянутой области.
    2.Директива 89/391/ЕЭС применяется в полной мере ко всей области, упомянутой в параграфе 1, без ущерба действию более строгих и/или особых положений настоящей Директивы.
    3.Настоящая Директива применяется без ущерба действию положений Директивы 90/219/ЕЭС Совета ЕС <*> и Директивы 90/220/ЕЭС Совета ЕС <**>.
    --------------------------------
    <*> Директива 90/219/ЕЭС Совета ЕС от 23 апреля 1990 г. об ограничении использования генно-модифицированных микроорганизмов (ОЖ N С 117, 8.5.1990., стр. 1). Текст в редакции Директивы 98/81/EC (ОЖ N С 330, 5.12.1998., стр. 13).
    <**> Директива 90/220/ЕЭС Совета ЕС от 23 апреля 1990 г. о преднамеренном выпуске в окружающую среду генетически модифицированных организмов (ОЖ N С 117, 8.5.1990., стр. 15). Текст в редакции Директивы 97/35/EC (ОЖ N С 169, 27.6.1997., стр. 72).
    Определения
    В контексте данной Директивы используются следующие определения:
    a) "биологические вещества" означают микроорганизмы, включая генетически модифицированные микроорганизмы, клеточные культуры и человеческих эндопаразитов, способных вызвать любую инфекцию, аллергию или отравление;
    b) "микроорганизм" означает микробиологическое образование клеточного или иного уровня, которое способно к размножению или передаче генетического материала;
    c) "клеточная культура" означает, in-vitro, клетки, приобретенные от многоклеточных организмов в результате их взращивания.
    "Биологические вещества" в зависимости от их способности вызывать инфекции подразделяют на четыре группы риска:
    1."биологическое вещество первой группы" означает такое вещество, способность которого вызвать заболевание человека является маловероятной;
    2."биологическое вещество второй группы" означает такое вещество, которое способно вызвать заболевание человека и может представлять угрозу для работников; маловероятно, что оно может распространиться в обществе; обычно доступны эффективные меры по профилактике или лечению;
    3."биологическое вещество третьей группы" означает такое вещество, которое способно вызвать тяжелое заболевание человека и серьезно угрожает работникам; оно может распространиться в обществе, но обычно для предотвращения его распространения доступны эффективные меры по профилактике или лечению;
    4."биологическое вещество четвертой группы" означает такое вещество, которое вызывает тяжелое заболевание человека и является источником серьезной опасности для работников; высок риск его распространения в обществе; обычно эффективные меры по профилактике или лечению недоступны.
    Область действия - установление и оценка риска
    1.Настоящая Директива относится к действиям, во время которых работники в связи с их работой подвержены или могут быть подвержены воздействию биологических веществ.
    2.В случае любого такого действия, которое может включать риск воздействия биологических веществ на работников, следует определить его характер, степень и продолжительность, чтобы была возможность оценить все угрозы для здоровья или безопасности работников, и действия, которые необходимо осуществить.
    В случае таких действий, которые охватывают подверженность воздействию нескольких групп биологических веществ, проводится оценка риска, основанная на вызванной всеми имеющимися биологическими веществами угрозе.
    Оценка подлежит регулярному обновлению, и оно всегда должно осуществляться при изменении обстоятельств, которые могут повлиять на подверженность работников воздействию биологических веществ.
    Работодатель по требованию компетентных органов должен предоставлять информацию, использованную при проведении оценки.
    3.Упомянутая в параграфе 2 настоящей статьи оценка проводится на основании всей доступной информации, которая включает:
    a) классификацию биологических веществ, которые угрожают или могут угрожать здоровью человека, как об этом упомянуто в статье 18;
    b) рекомендации компетентных органов, в которых указывается, как должно контролироваться биологическое вещество, чтобы обеспечить защиту здоровья работников, если те в результате своей работы подвержены или могут быть подвержены воздействию такого биологического вещества;
    c) информацию о болезнях, которыми может заболеть работник в результате работы;
    d) возможные аллергические или токсические последствия у работников в результате работы;
    e) информацию о болезнях, диагностированных у работников и непосредственно связанных с их работой.
    Применение различных статей настоящей Директивы
    в зависимости от оценки риска
    1.Если результаты упомянутой в статье 3 оценки показывают, что подверженность и/или возможная подверженность воздействию вещества относится к биологическому веществу первой группы, которое не подвергает работников определенным угрозам для здоровья, то статьи 5 - 17 и статья 19 не применяются.
    Однако следует соблюдать пункт 1 Приложения VI.
    2.Если результаты упомянутой в статье 3 оценки свидетельствуют, что действие не предполагает намерение работать с биологическим веществом или использовать его в работе, однако, может закончиться подверженностью работников воздействию биологического вещества, как в случаях осуществления действий, Индикативный перечень которых представлен в Приложении I, тогда применяются статьи 5, 7, 8, 10, 11, 12, 13 и 14, если только результаты упомянутой в статье 3 оценки не показывают, что в этом не было необходимости.
  3. Глава II.Обязанности работодателей

  4. Замена
    Работодатель, если характер проводимого действия разрешает это, должен избегать использования вредного биологического вещества, заменяя его биологическим веществом, которое при соблюдении условий его использования не является опасным или является менее опасным для здоровья работников в соответствующем случае и в соответствии с современными научными представлениями.
    Снижение риска
    1.Если результаты упомянутой в статье 3 оценки обнаруживают угрозу для здоровья или безопасности работников, подверженность работников воздействию биологического вещества подлежит устранению.
    2.Если это является технически невозможным, учитывая конкретное действие и упомянутую в статье 3 оценку риска, то риск воздействия подлежит снижению настолько, насколько это необходимо, чтобы надлежащим образом защитить здоровье и безопасность соответствующих работников, в частности, применяя следующие меры, с учетом результатов упомянутой в статье 3 оценки:
    a) уменьшение по возможности количества тех работников, которые подвержены или могут быть подвержены воздействию биологических веществ;
    b) планирование рабочих процессов и мер технического контроля таким образом, который предотвратит или снизит до минимума утечку биологических веществ на рабочем месте;
    c) проведение мероприятий по коллективной защите и/или, если воздействие биологических веществ невозможно устранить иными средствами, проведение индивидуальных мероприятий по защите;
    d) проведение гигиенических мероприятий, сопоставимых с целью устранения или снижения случайного переноса или возможности утечки биологических веществ с рабочего места;
    e) использование предупредительного знака о биологической опасности, изображенного в Приложении II, и прочих соответствующих предупредительных знаков;
    f) разработка планов действий для происшествий в связи с биологическими веществами;
    g) если это необходимо и технически возможно - установление присутствия используемых в работе биологических веществ, исключая непосредственный физический контакт;
    h) обеспечение работников средствами для безопасного сбора, хранения и уничтожения отходов, включая использование безопасных, четко обозначенных и при необходимости надлежащим образом обработанных емкостей;
    i) создание системы для безопасной перегрузки и транспортировки биологических веществ на рабочем месте.
    Информирование компетентного органа
    1.Если результаты упомянутой в статье 3 оценки обнаруживают угрозу для здоровья или безопасности работников, работодатели по запросу компетентного органа предоставляют соответствующую информацию о:
    a) результатах оценки;
    b) действиях, во время которых работники были подвержены или могли быть подвержены воздействию биологических веществ;
    c) количестве подверженных воздействию работников;
    d) полномочиях и об имени лица, ответственного за безопасность труда и защиту здоровья;
    e) проведенных мероприятиях по защите и профилактике, включая информацию о рабочем процессе и методах;
    f) плане действий на случай аварии, чтобы защитить работников от воздействия биологического вещества 3 или 4 группы, которое может произойти в случае потери герметичности.
    2.Работодатели незамедлительно информируют компетентный орган обо всех несчастных случаях или происшествиях, которые могли бы быть вызваны утечкой биологического вещества и которые могут вызвать тяжелое заражение человека и/или заболевание.
    3.Список, упомянутый в статье 11 настоящей Директивы, и упомянутые в статье 14 медицинские данные доводятся до сведения компетентного органа в случаях, когда предприятие прекращает деятельность, а также в соответствии с национальным правом и/или практикой.
    Гигиена и индивидуальная защита
    1.Работодатели обязаны во всех случаях, которые угрожают безопасности или здоровью работников, действовать таким способом, который применяется при работе с биологическими веществами, проводить соответствующие мероприятия, которые обеспечат чтобы:
    a) работники не принимали пищу или напитки на рабочих местах, которые могут быть загрязнены биологическими веществами;
    b) работники были снабжены надлежащей защитной одеждой или иной соответствующей специальной одеждой;
    c) в распоряжении работников имелись надлежащие и соответствующие душевые помещения, в которых могут находиться средства для промывки глаз и/или антисептические средства по уходу за кожей;
    d) все необходимые средства защиты:
    - надлежащим образом хранились в четко установленном месте,
    - были проверены и очищены по возможности до использования и всегда после каждого использования,
    - в случаях повреждений были исправлены или заменены перед дальнейшим использованием;
    e) был определен порядок, в котором производится забор образцов человеческого или животного происхождения.
    2.Рабочая одежда и средства защиты, в том числе упомянутая в параграфе 1 защитная одежда, возможно зараженные биологическими веществами, подлежат уборке при выходе из рабочего помещения и до проведения упомянутых во втором подпараграфе мероприятий должны содержаться отдельно от прочей одежды.
    Работодатель должен обеспечить дезинфекцию и чистку данной одежды и средств защиты или при необходимости уничтожение.
    3.С работников нельзя взыскивать плату за упомянутые в параграфе 1 и 2 мероприятия.
    Информация и подготовка работников
    1.Работодатель проводит соответствующие мероприятия для обеспечения того, чтобы работники и/или представители работников на предприятии или в учреждении на основании всей доступной информации были в достаточном объеме и надлежащим образом подготовлены, особенно путем информирования и проведения инструктажа в следующих областях:
    a) возможные риски для здоровья;
    b) меры предосторожности, осуществляемые в целях недопущения воздействия вещества;
    c) гигиенические требования;
    d) пользование защитными средствами и защитной одеждой;
    e) действия работников в случае происшествий и действия по их недопущению.
    2.Подготовка:
    a) проводится в начале работы, включающей контакт с биологическими веществами;
    b) корректируется с учетом новых или иных рисков, и
    c) в случае необходимости периодически повторяется.
    Информирование работников в особых случаях
    1.Работодатели обеспечивают работников письменными указаниями и при необходимости делают публикации, включающие как минимум порядок, в котором надлежит действовать, если:
    a) произошел серьезный несчастный случай или происшествие, связанное с обращением биологического вещества;
    b) это связано с обращением биологического вещества 4 группы.
    2.Обо всех несчастных случаях или происшествиях, связанных с обращением биологического вещества, работники незамедлительно сообщают ответственному лицу или лицу, отвечающему за безопасность труда и охрану здоровья.
    3.Работодатели незамедлительно информируют работников и/или представителей работников обо всех несчастных случаях или происшествиях, которые могли бы вызвать утечку биологического вещества и серьезное заражение и/или заболевание человека. Также, если произошел серьезный несчастный случай или происшествие, работодатели, насколько это возможно, информируют работников и/или представителей работников на предприятии или учреждении об этом событии, его причинах и мероприятиях, уже проведенных или о тех, которые планируется проводить для стабилизации положения.
    4.Для каждого работника должна быть доступна та информация из упомянутого в статье 11 списка, которая относится к нему лично.
    5.Для работников и/или представителей работников на предприятии или учреждении должна быть доступна анонимная коллективная информация.
    6.Работодатели по запросу работников и/или представителей работников предоставляют им предусмотренную в статье 7 (1) информацию.
    Список работников, подвергшихся воздействию
    биологических веществ
    1.Работодатели создают список тех работников, которые подверглись воздействию биологических веществ 3 и/или 4 группы, указывая вид проведенной работы и, где это возможно, биологическое вещество, воздействию которого подверглись работники, а также соответствующим образом ведут учет о воздействии веществ, несчастных случаях и происшествиях.
    2.Упомянутый в параграфе 1 данной статьи список хранится как минимум 10 лет после окончания воздействия вещества и в соответствии с государственными правовыми актами и/или практикой.
    В случае их воздействия, которое может вызвать заражение, и:
    a) которые связаны с биологическими веществами, о которых известно, что те способны вызвать остаточные или скрытые инфекции;
    b) которые, принимая во внимание актуальные научные сведения, не подлежат диагностированию, пока через несколько лет не проявятся симптомы болезни;
    c) которые имеют особо длительные инкубационные периоды до проявления симптомов болезни;
    d) которые вызвали болезни, которые, несмотря на лечение в течение длительного периода временами, вспыхивают заново, или
    e) которые могут вызвать серьезные длительные осложнения,
    список хранится соответственно более длительный срок - вплоть до 40 лет после последнего известного случая воздействия.
    3.Упомянутый в параграфе 1 данной статьи список должен быть доступным для упомянутого в статье 14 настоящей Директивы врача и/или компетентного органа по охране здоровья и для всех иных лиц, ответственных за безопасность труда и охрану здоровья.
    Консультирование и участие работников
    Консультирование и участие работников и/или их представителей по вопросам, подпадающим под действие настоящей Директивы, должно осуществляться в соответствии со статьей 11 Директивы 89/391/ЕЭС.
    Уведомление компетентного органа
    1.Компетентному органу представляется предварительное сообщение, если в первый раз используются:
    a) биологические вещества 2 группы;
    b) биологические вещества 3 группы;
    c) биологические вещества 4 группы.
    Уведомление осуществляется как минимум за 30 дней до начала работы.
    В соответствии с параграфом 2 предварительное сообщение представляется также тогда, когда в первый раз используется любое иное биологическое вещество 4 группы и любые иные вещества новой группы, принадлежащие к биологическим веществам 3 группы, если работодатель сам производит предварительную классификацию данного биологического вещества.
    2.Лаборатории, оказывающие услуги по диагностике в отношении биологических веществ 4 группы, обязаны представлять только начальное сообщение о своих намерениях.
    3.Повторное сообщение должно представляться всегда, когда существенно меняется значимость проведения мероприятий по охране труда и защите здоровья при изменении рабочих процессов и/или порядка, делающих предыдущее сообщение устаревшим.
    4.В упомянутое в параграфах 1, 2 и 3 настоящей статьи сообщение включаются:
    a) наименование и адрес предприятия и/или учреждения;
    b) имя и полномочия лиц, ответственных за безопасность труда и охрану здоровья;
    c) результаты упомянутой в статье 3 оценки;
    d) разновидность биологического вещества;
    e) предусмотренные защитные и профилактические мероприятия.
  5. Глава III.Прочие положения

  6. Медицинское наблюдение
    1.Государства-члены ЕС в соответствии с национальным правом и практикой создают систему, применяемую для осуществления соответствующего медицинского наблюдения за работниками, по отношению к которым в результате проведения упомянутой в статье 3 оценки обнаружен риск для здоровья или безопасности.
    2.Упомянутая в параграфе 1 настоящей статьи система должна быть такой, чтобы каждый работник в случае необходимости был способен пройти соответствующую проверку здоровья:
    a) до воздействия биологического вещества;
    b) после воздействия - с регулярными промежутками.
    Данная система должна быть такой, чтобы было возможно непосредственное применение индивидуальных мероприятий и мероприятий по гигиене труда.
    3.В упомянутой в статье 3 настоящей Директивы оценке должны определяться те работники, для которых могут быть необходимы особые мероприятия по защите.
    В случае необходимости для тех работников, которые еще не приобрели иммунитет от биологического вещества, воздействию которого они подвержены или могут быть подвержены, должны быть доступны эффективные вакцины.
    Работодатели, делая вакцины доступными, должны соблюдать Рекомендуемый кодекс практики, изложенный в Приложении VII.
    Если устанавливается зараженность и/или заболевание работника, о чем имеются подозрения об их возникновении в результате воздействия вещества, то врач или учреждение, отвечающие за осуществление медицинского наблюдения за работниками, предлагают провести проверку здоровья прочим работникам, подвергнувшимся аналогичному воздействию.
    В данном случае проводится повторная оценка риска воздействия в соответствии со статьей 3.
    4.В случаях проведения проверки здоровья индивидуальные истории болезни хранятся как минимум 10 лет после окончания воздействия вещества в соответствии с национальным законодательством и практикой.
    В особых случаях, упомянутых во втором подпараграфе статьи 11 (2), индивидуальная история болезни хранится соответственно более длительное время - вплоть до 40 лет после последнего известного воздействия.
    5.Врач или учреждение, отвечающие за медицинское наблюдение, предлагают все полезные защитные или профилактические меры по отношению к любому отдельному работнику.
    6.Работникам необходимо предоставлять информацию и совет относительно всех проверок здоровья, которые они могут пройти после окончания воздействия активного вещества.
    7.В соответствии с национальным законодательством и/или практикой:
    a) для работников доступны результаты проверок здоровья, относящиеся к ним, и
    b) соответствующие работники или работодатель могут потребовать пересмотра результатов проверки здоровья.
    8.Практические рекомендации по медицинскому наблюдению работников приведены в Приложении IV.
    9.Обо всех случаях заболеваний или смерти, которые в соответствии с национальным законодательством и/или практикой признаны результатом воздействия биологических веществ на рабочем месте, сообщается компетентному органу.
    Медицинские и ветеринарные учреждения, не являющиеся
    диагностическими лабораториями
    1.В упомянутой в статье 3 настоящей Директивы оценке особое внимание должно быть уделено:
    a) неопределенности по отношению к присутствию биологических веществ в пациентах - людях или животных - и во взятых от них материалах и образцах;
    b) угрозам, возникающим от биологических веществ, присутствие которых в пациентах - людях или животных - и во взятых от них материалах и образцах является известным либо о присутствии которых имеются подозрения;
    c) риску, связанному с характером работы.
    2.В медицинских и ветеринарных учреждениях проводятся соответствующие мероприятия по защите здоровья и безопасности соответствующих работников.
    Проводимые мероприятия, в частности, включают в себя:
    a) уточнение соответствующих процедур по санации и дезинфекции;
    b) введение такого порядка, который позволяет без риска распоряжаться зараженными отходами и освобождаться от них.
    3.В изоляторах, в которых находятся пациенты - люди или животные, которые заразились или возможно были заражены биологическими веществами 3 или 4 группы, - должна быть избрана какая-либо из мер изоляции, перечисленных в столбце A Приложения V, чтобы до минимума снизить риск заражения.
    Особые меры в отношении промышленных процессов,
    лабораторий и предназначенных для животных помещений
    1.В лабораториях, в том числе в диагностических лабораториях, и в помещениях, в которых содержатся лабораторные животные, зараженные непосредственно биологическими веществами 2, 3 или 4 группы, либо те, которые являются переносчиками таких веществ или в отношении которых имеются подозрения об этом, необходимо проведение следующих мер:
    a) в лабораториях, в которых в научных, исследовательских, учебных либо диагностических целях проводится работа с биологическими веществами 2, 3 или 4 группы, устанавливаются меры изоляции в соответствии с Приложением V, чтобы до минимума снизить риск заражения;
    b) осуществляемые после проведения упомянутой в статье 3 оценки меры определяются в соответствии с Приложением V после того, как установлен уровень физической изоляции, который необходимо соблюдать по отношению к соответствующей степени риска биологического вещества.
    Действия, включающие в себя соприкосновение с биологическими веществами, должны проводиться:
    - по отношению ко второй группе биологических веществ - исключительно на рабочих местах, соответствующих как минимум второму уровню изоляции;
    - по отношению к третьей группе биологических веществ - исключительно на рабочих местах, соответствующих как минимум третьему уровню изоляции;
    - по отношению к четвертой группе биологических веществ - исключительно на рабочих местах, соответствующих как минимум четвертому уровню изоляции;
    c) в лабораториях, в которых проводится работа с материалами, в отношении которых имеется неопределенность о присутствии таких биологических веществ в данных материалах, способных вызвать заболевание человека, но целью которых не является работа с биологическими веществами как таковыми (то есть культивировать или собирать их), необходимо обеспечение как минимум второго уровня изоляции. Третий либо четвертый уровни изоляции должны обеспечиваться в случае, если известно либо имеются подозрения, что они являются необходимыми, за исключением того, если руководящими положениями, представленными национальными компетентными органами, допускается возможность применения более низкого уровня изоляции.
    2.По отношению к промышленным процессам, в которых используются биологические вещества 2, 3 или 4 группы, должны проводиться следующие меры:
    a) принципы изоляции, изложенные во втором подпараграфе параграфа 1 "b", должны распространяться также на промышленные процессы на основе практических мер и соответствующего порядка, представленного в Приложении VI;
    b) в соответствии с оценкой того риска, связанного с использованием 2, 3 или 4 группы биологических веществ, компетентными органами могут быть приняты решения о соответствующих мерах, подлежащих применению при промышленном использовании данных биологических веществ.
    3.По отношению ко всем предусмотренным в параграфах 1 и 2 действиям, если не было возможности проведения окончательной оценки биологического вещества, но оказалось, что предусмотренное применение данного биологического вещества для работников может вызвать серьезную угрозу для здоровья, тогда действия могут осуществляться исключительно на рабочих местах, изолированность которых соответствует как минимум 3 уровню.
    Использование данных
    Европейской комиссии должны быть доступны данные, полученные национальными компетентными органами при обработке информации, упомянутой в статье 14 (9).
    Классификация биологических веществ
    1.Классификация Сообщества должна быть основана на определениях, приведенных во втором параграфе статьи 2, пункты 2 - 4 (группы 2 - 4).
    2.До создания классификации Сообщества государствами-членами ЕС биологические вещества, которые являются или могут быть опасными для здоровья человека, классифицируются на основании определений, приведенных во втором параграфе статьи 2, пункты 2 - 4 (группы 2 - 4).
    3.Если оцениваемое биологическое вещество нельзя однозначно отнести к какой-либо из упомянутых в параграфе втором статьи 2 групп, то из доступных альтернатив оно должно быть отнесено к той группе, для которой уровень риска является наивысшим.