Международный договор
Директива от 26 октября 2005 года № 2005/64/ЕС

Об одобрении типа транспортных средств относительно возможности их повторного использования, вторичной переработки и восстановления и об изменении Директивы 70/156/ЕЭС Совета ЕС [рус., англ]

Принята
Европейским парламентом
26 октября 2005 года,
Советом Европейского Союза
26 октября 2005 года
    [неофициальный перевод] <*>
    ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
    ДИРЕКТИВА N 2005/64/ЕС
    ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА ЕС
    ОБ ОДОБРЕНИИ ТИПА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ОТНОСИТЕЛЬНО
    ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПОВТОРНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ВТОРИЧНОЙ
    ПЕРЕРАБОТКИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ОБ ИЗМЕНЕНИИ
    ДИРЕКТИВЫ 70/156/ЕЭС СОВЕТА ЕС <**>
    (Страсбург, 26 октября 2005 года)
    --------------------------------
    <*> Перевод Нгуен Л.Т.
    <**> Directive 2005/64/ЕС of the European Parliament and of the Council 26 October 2005 on the type-approval of motor vehicles with regard to their reusability, recyclability and recoverability and amending Council Directive 70/156/EEC. Опубликована в Официальном журнале (далее - ОЖ) N L 310, 25.11.2005, стр. 10.
    <***> ОЖ N L 9, 14.1.2009, стр. 31.
    Европейский парламент и Совет Европейского Союза,
    руководствуясь Договором об учреждении Европейского сообщества, и, в частности, его статьей 95,
    принимая во внимание предложение Европейской комиссии,
    учитывая Заключение Европейского комитета по социальным и экономическим вопросам <*>,
    --------------------------------
    <*> ОЖ N C 74, 23.3.2005, стр. 15.
    действуя в соответствии с процедурой, изложенной в статье 251 Договора <*>,
    --------------------------------
    <*> Заключение Европейского парламента от 14 апреля 2005 г. (не опубликованное на данный момент в ОЖ) и Решение Совета ЕС от 6 октября 2005 г.
    принимая во внимание следующие обстоятельства:
    1) В соответствии с положениями Директивы 2000/53/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 18 сентября 2000 г. о транспортных средствах с выработанным сроком эксплуатации <*> следует принять необходимые положения в целях обеспечения доступа на рынок получивших одобрение типа транспортных средств, относящихся к категориям M1 и N1, только при условии возможности их повторного использования и/или вторичной переработки не менее чем на 85% по массе и при условии возможности их повторного использования и/или восстановления не менее чем на 95% по массе.
    --------------------------------
    <*> ОЖ N L 269, 21.10.2000, стр. 34. Текст в редакции Решения 2005/673/ЕС Совета ЕС (ОЖ N L 254, 30.9.2005, стр. 69).
    2) Повторное использование комплектующих деталей, вторичная переработка и восстановление материалов являются значительной частью стратегии Сообщества по управлению отходами. В силу вышеуказанных обстоятельств производителям и поставщикам транспортных средств надлежит обратить внимание на указанные аспекты на ранних стадиях разработки новых транспортных средств в целях содействия переработке транспортных средств к моменту их выхода из эксплуатации.
    3) Настоящая Директива является отдельным документом, принятым в рамках системы одобрения всех видов транспортных средств в Сообществе, основанной на Директиве 70/156/ЕЭС Совета ЕС от 6 февраля 1970 г. о сближении законодательства государств-членов ЕС по вопросам одобрения типа механических транспортных средств и автоприцепов к ним <*>.
    --------------------------------
    <*> ОЖ N L 42, 23.2.1970, стр. 1. Текст в редакции Директивы 2005/49/ЕС Европейской комиссии (ОЖ N L 194, 26.7.2005, стр. 12).
    4) Система одобрения типа всех видов транспортных средств на сегодняшний день обязательна для транспортных средств, относящихся к категории M1. В ближайшем будущем планируется расширение ее действия в отношении всех категорий транспортных средств. В силу данных обстоятельств в систему одобрения типа всех видов транспортных средств следует включить меры, касающиеся повторного использования, вторичной переработки и восстановления транспортных средств.
    5) При разработке положений следует принять во внимание тот факт, что на транспортные средства категории N1 на сегодняшний день не распространяется действие системы одобрения типа всех видов транспортных средств.
    6) Производителю следует обеспечить доступ компетентным органам ко всей необходимой технической информации о составляющих материалах и их соответствующей массе в целях проведения проверки расчетов производителя в соответствии со стандартом ISO 22628:2002.
    7) Расчеты производителя могут быть правомерно утверждены в процессе одобрения типа транспортного средства только в случае, если производителем приняты достаточные меры и процедуры по предоставлению всей информации, которую он получил от поставщиков. До выдачи любого сертификата одобрения компетентному органу необходимо провести предварительную оценку принятых мер и процедур и выдать сертификат, подтверждающий их достаточность.
    8) Соответствие различных исходных данных при расчетах показателей возможности вторичной переработки или восстановления необходимо оценивать в соответствии с процессами обращения с транспортными средствами при их выходе из эксплуатации. Производителю необходимо представить рекомендации по стратегии обращения с транспортными средствами при их выходе из эксплуатации, детали которой следует представить компетентному органу. Данная стратегия должна основываться на одобренных технологиях, доступных в настоящее время или в будущем времени в результате технического прогресса на момент одобрения транспортного средства.
    9) Транспортные средства специального назначения предназначены для выполнения специальных функций и требуют специальных кузовных работ, которые производитель не контролирует полностью. В силу данных обстоятельств невозможно произвести точный расчет показателей возможности вторичной переработки и восстановления. На данные транспортные средства не должны распространяться требования по расчету.
    10) Недоукомплектованные транспортные средства составляют значительную часть транспортных средств, относящихся к категории N1. Производитель базового автомобиля не в состоянии выполнить расчет показателей возможностей вторичной переработки и восстановления для полностью укомплектованного транспортного средства по причине отсутствия информации на этапе проектирования базового автомобиля о последующих стадиях сборки. В силу обозначенных обстоятельств целесообразно установить необходимость соответствия только базовых транспортных средств настоящей Директиве.
    11) Доля рынка автомобилей, выпущенных малыми партиями, крайне ограничена, потому соответствие требованиям настоящей Директивы принесет лишь незначительный вклад в охрану окружающей среды. В силу данных обстоятельств целесообразно исключить данный вид транспортных средств из сферы действия отдельных положений настоящей Директивы.
    12) В соответствии с Директивой 2000/53/ЕС в интересах безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды следует принять соответствующие меры, направленные на предотвращение повторного использования отдельных составных частей, которые были получены из вышедших из эксплуатации транспортных средств. Данные ограничения должны распространяться на вторичное использование таких деталей при сборке новых автомобилей.
    13) Положения настоящей Директивы обязывают производителей предоставлять новые данные для одобрения типа. В силу данного обстоятельства следует отразить соответствующие положения в Директиве 70/156/ЕЭС, устанавливающей исчерпывающий список данных, необходимых для одобрения типа. Следует внести необходимые изменения в указанную Директиву соответственно.
    14) Меры необходимые для приведения настоящей Директивы в соответствие с научным и техническим прогрессом следует принимать в соответствии с регулятивной процедурой, установленной статьей 13 (3) Директивы 70/156/ЕЭС.
    15) Целью настоящей Директивы является минимизация негативного влияния вышедших из эксплуатации транспортных средств на окружающую среду с помощью установления требования учета возможностей, способствующих повторному использованию, вторичной переработке и восстановлению автомобилей в процессе проектирования транспортного средства. Указанная цель по причине масштабности требуемых мер более эффективно может быть достигнута на уровне Сообщества, нежели на уровне отдельных государств-членов ЕС. В силу данного обстоятельства в компетенции Сообщества лежит принятие необходимых мер в соответствии с принципом субсидиарности, изложенным в статье 5 Договора. В соответствии с принципом пропорциональности, установленным в указанной статье, действие настоящей Директивы не выходит за пределы того, что необходимо для достижения обозначенной цели.
    16) В соответствии с пунктом 34 Межинституционального соглашения по совершенствованию законодательной работы <*> государствам-членам ЕС будет оказано содействие в составлении собственных отдельных таблиц в интересах Сообщества, в которых отражена корреляция между настоящей Директивой и мерами по преобразованию в национальное право, а также в их обнародовании,
    --------------------------------
    <*> ОЖ N C 321, 31.12.2003, стр. 1.
    приняли настоящую Директиву:
    Предмет регулирования
    Настоящая Директива устанавливает административные и технические требования для одобрения транспортных средств, указанных в статье 2, в целях обеспечения возможности повторного использования, вторичной переработки и восстановления составных частей и материалов в минимальном процентном отношении, установленном в Приложении I. Также настоящая Директива устанавливает специальные требования, направленные на обеспечение безопасности вторичного использования составных частей и гарантированное отсутствие угроз окружающей среде, связанных с вторичным использованием.
    Сфера действия
    Действие настоящей Директивы распространяется на транспортные средства, относящиеся к категориям M1 и N1 в соответствии с определением в части A приложения II к Директиве 70/156/ЕЭС, а также на новые и вторично используемые составные части указанных транспортных средств.
    Исключения из сферы действия
    Без ущерба действию статьи 7 действие настоящей Директивы не распространяется на:
    a) транспортные средства специального назначения в соответствии с определением, данным в пункте 5 части A приложения II к Директиве 70/156/ЕЭС;
    b) транспортные средства многоэтапного производственного процесса, относящиеся к категории N1, при условии соответствия базового транспортного средства требованиям настоящей Директивы;
    c) транспортные средства, производимые малыми партиями в соответствии со статьей 8 (2) "a" Директивы 70/156/ЕЭС.
    Определения
    В целях настоящей Директивы подлежат применению следующие определения:
    1."транспортное средство" - механическое транспортное средство;
    2."составная часть" - любая деталь или совокупность деталей, интегрированных в транспортное средство в процессе производства, а также компоненты или отдельные технические узлы в соответствии со статьей 2 Директивы 70/156/ЕЭС;
    3."тип транспортного средства" - тип транспортного средства в соответствии с пунктами 1 и 3 части B приложения II к Директиве 70/156/ЕЭС;
    4."транспортное средство с выработанным сроком эксплуатации" - это транспортное средство в соответствии с определением, данным в пункте 2 статьи 2 Директивы 2000/53/ЕС;
    5."эталонное транспортное средство" - исполнение в рамках типа транспортного средства, определенное органом по одобрению в процессе консультации с производителем в соответствии с критериями, установленными в Приложении I, как наименее пригодное к повторному использованию, вторичной переработке и восстановлению;
    6."транспортное средство многоэтапного производственного процесса" - это транспортное средство, процесс производства которого включает множество этапов;
    7."базовое транспортное средство" - это транспортное средство в соответствии с определением, указанным в абзаце 4 статьи 2 Директивы 70/156/ЕЭС, используемое на начальной стадии многоэтапного производственного процесса;
    8."многоэтапный производственный процесс" - процесс, в ходе которого производство транспортного средства происходит в несколько стадий, путем добавления комплектующих частей к базовому транспортному средству или путем модификации указанных комплектующих частей;
    9."повторное использование" - это повторное использование в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Директивы 2000/53/ЕС;
    10."вторичная переработка" - это вторичная переработка в соответствии с предложением первым пункта 7 статьи 2 Директивы 2000/53/ЕС;
    11."вторичное использование энергии" - это вторичное использование энергии в соответствии с предложением вторым пункта 7 статьи 2 Директивы 2000/53/ЕС;
    12."восстановление" - это восстановление в соответствии с пунктом 8 статьи 2 Директивы 2000/53/ЕС;
    13."возможность повторного использования" - это возможность повторного использования комплектующих частей, полученных из транспортного средства с выработанным сроком эксплуатации;
    14."возможность вторичной переработки" - это возможность вторичной переработки комплектующих частей или материалов, полученных из транспортного средства с выработанным сроком эксплуатации;
    15."возможность восстановления" - это возможность восстановления комплектующих частей или материалов, полученных из транспортного средства с выработанным сроком эксплуатации;
  1.     16. "коэффициент вторичной переработки транспортного средства (R   )" -
                                                                        cyc
    процентное  содержание по массе нового транспортного средства, потенциально
    пригодное для повторного использования и вторичной переработки;
        17.  "коэффициент   восстановления  транспортного  средства  (R   )"  -
                                                                       cov
    процентное  содержание по массе нового транспортного средства, потенциально
    пригодное для повторного использования и восстановления;
  2. 18."стратегия" - масштабный план, включающий скоординированные действия и технические мероприятия, которые следует провести при разборке, измельчении или аналогичных процессах, вторичной переработке и восстановлении материалов в целях обеспечения достижения коэффициентов вторичной переработки и восстановления, установленных на стадии разработки транспортного средства;
    19."масса" - масса транспортного средства в рабочем состоянии в соответствии с пунктом 2.6 приложения I к Директиве 70/156/ЕЭС, исключая водителя, массу которого принято считать равной 75 кг;
    20."компетентные органы" - организации, например технические службы или иные существующие органы, наделенные государством-членом ЕС полномочиями по проведению предварительной оценки производителя, а также по выдаче сертификатов соответствия согласно требованиям настоящей Директивы. Компетентным органом может являться орган власти, уполномоченный в сфере выдачи одобрения типа транспортных средств, при условии наличия надлежащей документации, подтверждающий компетентность.
    Требования по одобрению типа
    1.Государствам-членам ЕС надлежит обеспечить выдачу одобрения типа ЕС или национального одобрения типа по вопросам повторного использования, вторичной переработки и восстановления лишь видам транспортных средств, отвечающим требованиям настоящей Директивы.
    2.В рамках применения параграфа 1 производителю надлежит представить органу, ответственному за выдачу одобрения типа, подробную техническую информацию, необходимую для проведения расчетов и проверок в соответствии с Приложением I, по вопросам происхождения материалов, использованных при производстве транспортного средства и комплектующих частей. В случае если данная информация является объектом прав интеллектуальной собственности или представляет собой особое ноу-хау производителя или его поставщика, производитель или его поставщики обязаны предоставить информацию, достаточную для правильного проведения расчетов.
    3.В рамках определения возможностей повторного использования, вторичной переработки и восстановления государствам-членам ЕС надлежит обеспечить применение производителями типовой формы информационного документа, установленной в Приложении II к настоящей Директиве, при подаче заявки на получение одобрения типа ЕС согласно статье 3 (1) Директивы 70/156/ЕЭС.
    4.При выдаче одобрения типа ЕС согласно статье 4 (3) Директивы 70/156/ЕЭС органу по сертификации надлежит использовать форму сертификата одобрения типа ЕС, установленную в Приложении III к настоящей Директиве.
    Предварительная оценка производителя
    1.Государства-члены ЕС не вправе выдавать одобрение типа, не убедившись в том, что производителем были приняты необходимые меры и проведены соответствующие мероприятия в соответствии с пунктом 3 Приложения IV в целях надлежащей организации аспектов повторного использования, вторичной переработки и восстановления, на которые распространяется действие настоящей Директивы. После проведения предварительной оценки возможна выдача производителю сертификата, именуемого "Сертификат соответствия Приложению IV" (далее "сертификат соответствия").
    2.В рамках предварительной оценки производителя государствам-членам ЕС надлежит установить соответствие материалов, использованных в производстве определенного вида транспортных средств, требованиям статьи 4 (2) "a" Директивы 2000/53/ЕС.
    Европейской комиссии надлежит в соответствии с процедурой, установленной в статье 9, разработать подробные правила установления соответствия требованиям.
    3.Для целей параграфа 1 производителю следует рекомендовать стратегию по обеспечению разборки, повторного использования комплектующих частей, вторичной переработки и восстановлению материалов. Стратегия должна учитывать существующие одобренные технологии или технологии, находящиеся на стадии разработки на момент подачи заявки на получение сертификата соответствия транспортного средства.
    4.Государствам-членам ЕС необходимо делегировать компетентному органу в соответствии с пунктом 2 Приложения IV полномочия по проведению предварительной оценки производителя и выдаче сертификатов соответствия.
    5.Сертификат соответствия должен включать необходимую документацию и содержать описание стратегии, рекомендованной производителем.
    Компетентному органу следует использовать форму, указанную в Дополнении к Приложению IV.
    6.Срок действия сертификата соответствия составляет не менее 2 лет с момента выдачи сертификата и до момента проведения новых проверок.
    7.Производителю следует информировать компетентный орган о любых значительных изменениях, которые могут сказаться на сертификате соответствия. После проведения консультации с производителем компетентный орган власти выносит решение о необходимости проведения новых проверок.
    8.По окончании срока действия сертификата соответствия компетентный орган вправе выдать новый сертификат или продлить срок действия старого на последующий период, равный двум годам. Компетентному органу следует выдать новый сертификат соответствия в случаях, если на его рассмотрение будут представлены существенные изменения.
    Повторное использование комплектующих частей
    Комплектующие части, указанные в Приложении V, следует:
    a) считать не пригодными для повторного использования при расчете коэффициентов повторной переработки и восстановления;
    b) считать не подлежащими повторному использованию при производстве транспортных средств, на которые распространяется действие Директивы 70/156/ЕЭС.
    Внесение изменений в Директиву 70/156/ЕЭС
    В соответствии с Приложением VI к настоящей Директиве следует внести необходимые изменения в Директиву 70/156/ЕЭС.
    Внесение изменений
    Европейской комиссии надлежит вносить изменения в настоящую Директиву в целях приведения документа в соответствие с требованиями научного и технического прогресса в порядке, предусмотренном статьей 13 (3) Директивы 70/156/ЕЭС.
    Сроки имплементации положений по выдаче одобрения типа
    1.С 15 декабря 2006 г. в отношении вида транспортных средств, соответствующих требованиям настоящей Директивы, государства-члены ЕС не вправе:
    a) отказывать в выдаче одобрения типа ЕС или национального одобрения типа;
    b) запрещать регистрацию, продажу или начало обслуживания новых транспортных средств.
    2.С 15 декабря 2008 г. в отношении вида транспортных средств, не соответствующих требованиям настоящей Директивы, государства-члены ЕС обязаны:
    a) отказывать в выдаче одобрения типа ЕС;
    b) отказывать в выдаче национального одобрения типа.
    3.С 15 июля 2010 г. в случае невыполнения требований настоящей Директивы государства-члены ЕС обязаны:
    a) считать сертификаты соответствия на новые транспортные средства недействительными для целей статьи 7 (1) Директивы 70/156/ЕЭС;
    b) отказывать в регистрации, запрещать продажу и начало обслуживания новых транспортных средств, за исключением случаев, в которых подлежит применению статья 8 (2) "b" Директивы 70/156/ЕЭС.
    4.Статья 7 вступает в силу с 15 декабря 2006 г.
    Преобразование в национальное право
    1.Не позднее 15 декабря 2006 г. государства-члены ЕС должны принять и опубликовать необходимые законодательные, регламентарные и административные положения в соответствии с настоящей Директивой. Текст принятых документов должен быть незамедлительно доведен до сведения Европейской комиссии.
    Принятые положения вступают в силу с 15 декабря 2006 г.
    При принятии указанных мер государствам-членам ЕС следует ссылаться на настоящую Директиву, а в случае официального опубликования документа его текст должен сопровождаться ссылкой на настоящую Директиву. Способы включения ссылки устанавливаются государствами-членами ЕС.
    2.Государства-члены ЕС обязаны сообщить Европейской комиссии текст основных положений национального законодательства, которые они принимают по вопросам, подпадающим под сферу действия настоящей Директивы.
    Вступление в силу
    Настоящая Директива вступает в силу по истечении 20 дней с момента ее опубликования в Официальном журнале Европейского Союза.
    Адресаты
    Настоящая Директива адресована государствам-членам ЕС.
    Совершено в Страсбурге 26 октября 2005 г.
    (Подписи)