Международный договор
Директива от 21 октября 2009 года № 2009/128/ЕС

Устанавливающая правовые основы для деятельности Сообщества в целях достижения экологически устойчивого применения пестицидов [рус., англ]

Принята
Европейским парламентом
21 октября 2009 года,
Советом Европейского Союза
21 октября 2009 года
    [неофициальный перевод] <*>
    ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
    ДИРЕКТИВА N 2009/128/ЕС
    ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА ЕС,
    УСТАНАВЛИВАЮЩАЯ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    СООБЩЕСТВА В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВОГО
    ПРИМЕНЕНИЯ ПЕСТИЦИДОВ <**>
    (Страсбург, 21 октября 2009 года)
    (Скорректировано:
    поправка ОЖ N L 161, 29.6.2010, стр. 11 (2009/128/ЕС)
    (действие Директивы распространяется
    на Европейское экономическое пространство)
    --------------------------------
    <*> Перевод Порываева В.Ф.
    <**> Directive 2009/128/EC of the European Parliament and of the Council of 21 October 2009 establishing a framework for Community action to achieve the sustainable use of pesticides. Опубликована в Официальном журнале (далее - ОЖ) N L 309, 24.11.2009, стр. 71.
    Европейский парламент и Совет Европейского Союза,
    руководствуясь Договором об учреждении Европейского сообщества и, в частности, статьей 175 (1) Договора,
    на основании предложения Европейской комиссии,
    руководствуясь Заключением Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам <*>,
    --------------------------------
    <*> ОЖ N C 161, 13.7.2007, стр. 48.
    после консультации с Комитетом по регионам <*>,
    --------------------------------
    <*> ОЖ N C 146, 30.6.2007, стр. 48.
    действуя в соответствии с процедурой, установленной в статье 251 Договора <*>
    --------------------------------
    <*> Заключение Европейского парламента от 23 октября 2007 г. (ОЖ N C 263 E, 16.10.2008, стр. 158), Общая позиция Совета ЕС от 19 мая 2008 г. (ОЖ N C 254 E, 7.10.2008, стр. 1) и Позиция Европейского парламента от 13 января 2009 г. (еще не опубликована в Официальном журнале). Решение Совета ЕС от 24 сентября 2009 г.
    принимая во внимание, что:
    1) В соответствии со статьями 2 и 7 Решения 1600/2002/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 22 июля 2002 г., утвердившего Шестую программу действий Сообщества по охране окружающей среды <*>, должны быть установлены общие правовые основы для достижения экологически устойчивого применения пестицидов. При этом также должны быть приняты во внимание подходы, учитывающие меры предосторожности и меры по предотвращению причинения вреда.
    --------------------------------
    <*> ОЖ N L 242, 10.9.2002, стр. 1.
    2) В настоящее время указанная Директива должна применяться к пестицидам, которые являются средствами для защиты растений. Однако предполагается, что действие настоящей Директивы будет распространено и на биоцидные продукты.
    3) Меры, предусмотренные в настоящей Директиве, должны рассматриваться в качестве дополнительных мер, и никаким образом не препятствовать принятию мер, предусмотренных иным соответствующим законодательством Сообщества. В частности, имеются в виду: Директива Совета ЕС 79/409/ЕЭС от 2 апреля 1979 г. о сохранении диких птиц <1> ; Директива Совета ЕС 92/43/ЕЭС от 21 мая 1992 г. об охране природных мест обитания дикой фауны и флоры <2> ; Директива 2000/60/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 23 октября 2000 г., устанавливающая рамочные положения о деятельности Сообщества в области водной политики <3> ; Регламент (ЕС) 396/2005 Европейского парламента и Совета ЕС от 23 февраля 2005 г. о максимальных уровнях остатков пестицидов в/на пищевых продуктах и кормах растительного или животного происхождения <4> и Регламент (ЕС) 1107/2009 Европейского парламента и Совета ЕС от 21 октября 2009 г. о размещении на рынке продукции для защиты растений <5> . Указанные меры должны применяться без ущерба добровольным мерам, принимаемым в рамках Регламента о структурных фондах или Регламента (ЕС) Совета ЕС 1698/2005 от 20 сентября 2005 г. о поддержке развития сельских районов Европейским сельскохозяйственным фондом развития сельских районов (EAFRD). <6>
    --------------------------------
    <1> ОЖ N L 103, 25.4.1979, стр. 1.
    <2> ОЖ N L 206, 22.7.1992, стр. 7.
    <3> ОЖ N L 327, 22.12.2000, стр. 1.
    <4> ОЖ N L 70, 16.3.2005, стр. 1.
    <5> См. стр. 1 настоящего Официального журнала.
    <6> ОЖ N L 277, 21.10.2005, стр. 1.
    4) Экономические инструменты могут играть решающую роль в достижении целей, связанных с экологически устойчивым использованием пестицидов. Необходимо поощрять применение таких инструментов на соответствующем уровне, подчеркивая при этом, что отдельные государства-члены ЕС вправе принять решение об их применении без ущерба для осуществления правил государственной помощи.
    5) В целях содействия реализации настоящей Директивы, государства-члены ЕС должны использовать разработанные ими Национальные планы действий, направленные на установление количественных целей, задач, мероприятий, сроков и показателей по снижению рисков и вредного воздействия пестицидов на здоровье человека и окружающую среду. Указанные планы также направлены на стимулирование разработок и внедрение комплексных мер по борьбе с вредителями и альтернативных подходов или методов для уменьшения зависимости от применения пестицидов. Государства-члены ЕС должны осуществлять контроль над использованием средств защиты растений, содержащих активные субстанции, применение которых вызывают особую озабоченность, и разрабатывать графики и целевые показатели по сокращению их использования, в частности, когда это способствует достижению цели по снижению рисков. Национальные планы действий должны быть скоординированы с реализацией планов, предусмотренных соответствующим законодательством Сообщества. Для достижения общих целей Национальные планы действий могут применяться в комплексе с иным законодательством Сообщества по вопросам применения пестицидов.
    6) Положения об обмене информации о целях и действиях, предпринимаемых государствами-членами ЕС, заложенные в основу их Национальных планов действий, являются очень важным элементом для достижения целей настоящей Директивы. В частности, целесообразно предусмотреть регулярное представление государствами-членами ЕС в Европейскую комиссию и другим государствам-членам ЕС информации о результатах, достигнутых ими при осуществлении их Национальных планов действий, а также о накопленном ими опыте. На основе информации, передаваемой государствами-членами ЕС, Европейская комиссия представляет соответствующие доклады в Европейский парламент и Совет ЕС, включая, при необходимости, соответствующие предложения по совершенствованию законодательства.
    7) Для подготовки и внесения изменений в Национальные планы действий, целесообразно предусмотреть применение Директивы 2003/35/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 26 мая 2003 г., предусматривающей участие общественности в разработке определенных планов и программ, связанных с охраной окружающей среды. <*>
    --------------------------------
    <*> ОЖ N L 156, 25.6.2003, стр. 17.
    8) Представляется необходимым создание государствами-членами ЕС системы базового и дополнительного обучения дистрибьюторов, консультантов и специалистов, работающих с пестицидами, а также системы сертификации и регистрации такого обучения. Указанные меры необходимы для того, чтобы лица, непосредственно работающие с пестицидами, были в полной мере осведомлены о потенциальных рисках для здоровья человека и окружающей среды, которые связаны с применением пестицидов. Учебные мероприятия для специалистов, непосредственно работающих с пестицидами, могут быть скоординированы с мероприятиями, организуемыми в рамках Регламента (ЕС) 1698/2005.
    9) Реализация пестицидов, в том числе посредством интернета, является важным элементом в системе их распространения. При реализации пестицидов должно быть предусмотрено обеспечение конечных потребителей и лиц, непосредственно работающих с пестицидами, инструкциями по их безопасному применению для здоровья человека и окружающей среды. Непрофессиональные пользователи, не обладающие таким же уровнем образования и профессионального обучения, должны быть обеспечены инструкциями по безопасному обращению с пестицидами и их хранению, а также по уничтожению упаковки.
    10) Учитывая возможные риски, необходимо предоставить населению как можно больше информации о последствиях общего характера, связанных с применением пестицидов с посредством проведения информационно-просветительских кампаний, распространения информации через сеть розничной торговли и принятия иных мер соответствующего характера.
    11) Необходимо оказывать содействие проведению научно-исследовательских программ на европейском и национальном уровнях с целью выявления последствий применения пестицидов для здоровья человека и окружающей среды, включая исследования по группам пестицидов, применение которых связано с высокой степенью риска.
    12) Директива Совета ЕС 98/24/ЕС от 7 апреля 1998 г. о защите здоровья и безопасности работников от рисков, связанных с химическими веществами <*> и Директива 2004/37/ЕС и Европейского парламента и Совета ЕС от 29 апреля 2004 г. по защите работников от рисков, связанных с воздействием во время работы канцерогенных веществ или факторов, вызывающих мутацию <**> устанавливают минимум требований к безопасности рабочих мест для работников, которые подвергаются воздействию указанных веществ. Указанные Директивы также предусматривают перечень предупредительных мер общего и специфического характера, направленных на снижение уровня такого рода рисков.
    --------------------------------
    <*> ОЖ N L 131, 5.5.1998, стр. 11.
    <**> ОЖ N L 158, 30.4.2004, стр. 50.
    13) Директива 2006/42/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 17 мая 2006 г. о машинах и механизмах <*> устанавливает правила по размещению на рынке оборудования для применения пестицидов, предусматривающие соблюдение требований по охране окружающей среды. В связи с указанными правилами, в целях минимизации негативных последствий применения указанного оборудования для здоровья человека и окружающей среды, необходимо создание системы регулярного технического мониторинга ныне используемого оборудования для применения пестицидов. Государства-члены ЕС должны указать в своих Национальных планах действий, каким образом они намерены обеспечивать выполнение указанных требований.
    --------------------------------
    <*> ОЖ N L 157, 9.6.2006, стр. 24.
    14) Распыление пестицидов в окружающей атмосфере может привести к причинению серьезных негативных последствий для здоровья человека и окружающей среды. В особенности, это касается применения для указанных целей аэрозольных распрыскивателей. По указанной причине, в принципе, применение аэрозольных распрыскивателей должно быть запрещено. Исключения допустимы лишь в тех случаях, когда применение указанных распрыскивателей предоставляет явные преимущества. Имеется в виду незначительность последствий их применения для здоровья человека и окружающей среды в сравнении с иными методами, применяемыми для распыления пестицидов, либо в том случае, когда не существует альтернативных методов их распыления, при условии, что при этом применяются наилучшие из известных методов их распыления.
    15) Водная окружающая среда особенно чувствительна к пестицидам. Поэтому необходимо уделять особое внимание недопустимости загрязнения поверхностных и подземных вод посредством принятия соответствующих мер, таких как создание буферных и охранных зон или посадка живых заградительных полос вдоль водных поверхностей для снижения воздействия на водные объекты, просачивания в них и стока жидкостей из аэрозольных распылителей. Размеры буферных зон должны определяться в зависимости от характеристик почвы и свойств пестицидов, а также от сельскохозяйственных характеристик районов. Применение пестицидов в районах, предназначенных для забора питьевой воды, или вдоль транспортных маршрутов, таких как железные дороги, или в районах с ограниченной или очень проницаемой поверхностью, может привести к более высоким рискам загрязнения окружающей водной среды. Следовательно, в таких областях применение пестицидов должно быть сокращено до минимума либо полностью запрещено, если это вызвано необходимостью.
    16) Применение пестицидов может представлять особую опасность для очень уязвимых областей, каковыми являются объекты Natura 2000, охраняемые в соответствии с Директивами 79/409/ЕЭС и 92/43/ЕЭС. Весьма существенными являются риски, связанные с воздействием пестицидов в непосредственной близости от медицинских учреждений, а также в других местах, таких как общественные парки и сады, места, предназначенные для отдыха и занятий спортом, школьные и детские площадки. В указанных областях использование пестицидов должно быть минимизировано или совсем запрещено. При необходимости применения в указанных областях пестицидов, в первую очередь, должны быть разработаны надлежащие меры по управлению рисками, применению в данных областях исключительно пестицидов с низким уровнем риска, а также осуществлению биологических мер контроля их применения.
    17) Непосредственное обращение с пестицидами, включая их хранение, разбавление и смешивание, очистку оборудования для внесения пестицидов после его использования, а также восстановление и утилизация смесей, содержащихся в емкостях, порожних упаковок и остатков пестицидов особенно сопряжены с нежелательным воздействием на людей и окружающую среду. В связи с этим, при проведении указанных работ, в качестве дополнения к мерам, предусмотренным Директивой 2006/12/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 5 апреля 2006 г. об отходах <*> и Директивой Совета ЕС 91/689/ЕЭС от 12 декабря 1991 г. об опасных отходах <**> , целесообразно предусмотреть конкретные меры. Эти меры должны также распространяться и на лиц, применяющих пестициды на непрофессиональном уровне, так как неправильное обращение с пестицидами может произойти в указанной группе пользователей вследствие их недостаточной информированности.
    --------------------------------
    <*> ОЖ N L 114, 27.4.2006, стр. 9.
    <**> ОЖ N L 377, 31.12.1991, стр. 20.
    18) В результате надлежащего применения общих принципов растениеводства и отраслевых руководящих документов по вопросам комплексной борьбы с вредителями всеми фермерами, следует ожидать улучшения целевого использования всех доступных мер борьбы с вредителями, включая применение пестицидов. Таким образом, это будет способствовать дальнейшему снижению рисков для здоровья человека и окружающей среды и уменьшению зависимости от применения пестицидов. Государства-члены ЕС должны способствовать снижению уровня применения пестицидов для борьбы с вредителями, в особенности выполнению комплексной борьбы с вредителями, а также создавать необходимые условия и принимать меры по их реализации.
    19) На основании Регламента (ЕС) N 1107/2009 и настоящей Директивы осуществление принципов комплексной борьбы с вредителями является обязательным, а применение дополнительных принципов допустимо в той степени, в которой осуществлены меры по комплексной борьбе с вредителями. Государства-члены ЕС указывают в своих Национальных планах действий, каким образом они обеспечивают осуществление комплексной программы по борьбе с вредителями. Приоритетными признаются нехимические средства защиты растений и борьбы с вредителями.
    20) Необходимо использовать достижения в области сокращения рисков и негативных последствий от использования пестицидов для здоровья человека и окружающей среды. На уровне Сообщества будут приняты единые показатели риска. Государствам-членам ЕС следует использовать данные показатели для оценки степени рисков на национальном уровне и составления отчетов, а Европейской комиссии следует анализировать данные показатели для оценки достигнутых результатов на уровне Сообщества. При этом следует пользоваться статистическими данными о состоянии защиты растений, собранными в соответствии с законодательством Сообщества. Помимо единых показателей риска, государствам-членам ЕС следует предоставить возможность использовать свои национальные показатели.
    21) Государства-члены ЕС определяют наказания за нарушения положений национального законодательства, принятых во исполнение настоящей Директивы, и обеспечивают их исполнение. Наказания должны быть эффективными, пропорциональными и оказывать сдерживающее воздействие.
    22) Государства-члены ЕС сами по себе не могут достигнуть целей настоящей Директивы по защите здоровья человека и окружающей среды от возможных рисков, связанных с применением пестицидов. Гораздо легче их достигнуть на уровне Сообщества, и именно по этой причине оно вправе принять необходимые меры в соответствии с принципом субсидиарности, закрепленным в статье 5 Договора. В данной статье закреплен также принцип пропорциональности. Настоящая Директива действует, не выходя за пределы поставленных целей, с учетом указанных принципов.
    23) Настоящая Директива основана на уважении основных прав и соблюдении принципов, признанных, прежде всего, Хартией Европейского Союза об основных правах. В частности, настоящая Директива ставит перед собой задачу оказания содействия проведению Сообществом политики высокого уровня защиты окружающей среды в соответствии с принципом устойчивого развития, закрепленным в статье 37 указанной Хартии.
    24) Меры, необходимые для выполнения настоящей Директивы, должны быть приняты в соответствии с Решением Совета ЕС 1999/468/ЕС от 28 июня 1999 г., которым установлен порядок осуществления полномочий, возложенных на Европейскую комиссию <*>.
    --------------------------------
    <*> ОЖ N L 184, 17.7.1999, стр. 23.
    25) В частности, Европейской комиссии следует предоставить право устанавливать и обновлять Приложения к настоящей Директиве. Поскольку эти меры носят общий характер и предназначены для внесения в положения настоящей Директивы поправок, не являющихся особо значимыми, либо внесения в них несущественных дополнений, они принимаются в соответствии с процедурой регулятивного характера, предусмотренной в статье 5a Решения Совета ЕС 1999/468/ЕС.
    26) В соответствии с пунктом 34 Межведомственного соглашения об улучшении правотворчества <*> , государствам-членам ЕС предлагается составить для себя и в интересах Сообщества свои собственные таблицы, отражающие, насколько это возможно, соотношение между настоящей Директивой и мерами по преобразованию ее норм в национальное законодательство, и сделать их достоянием общественности,
    --------------------------------
    <*> ОЖ N C 321, 31.12.2003, стр. 1.
    приняли настоящую Директиву:
  1. Глава I.Общие положения

  2. Предмет регулирования
    Настоящая Директива устанавливает правовые основы для достижения устойчивого применения пестицидов за счет снижения рисков и последствий их применения для здоровья человека и для окружающей среды, более эффективного осуществления комплексной борьбы с вредителями и использования альтернативных подходов и методов, таких как применение нехимических веществ в качестве альтернативы пестицидам.
    Сфера применения
    1.Настоящая Директива применяется к пестицидам, которые являются средствами защиты растений, как это определено в пункте 10 "a" статьи 3 .
    2.Настоящая Директива применяется без ущерба применению иного соответствующего законодательства Сообщества.
    3.Положения настоящей Директивы не препятствуют государствам-членам ЕС в применении принципа предосторожности при установлении ограничений или запретов на применение пестицидов при конкретных обстоятельствах или в конкретных районах.
    Определения
    Для целей настоящей Директивы применяются следующие определения:
    1."профессиональный пользователь" означает лицо, которое применяет пестициды в процессе своей профессиональной деятельности, включая операторов, техников, служащих и индивидуальных предпринимателей, как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях экономики;
    2."дистрибьютор" означает физическое или юридическое лицо, поставляющее пестициды на рынок, включая лиц, занимающихся оптовой, розничной торговлей, продавцов и поставщиков;
    3."советник" означает лицо, которое обладает соответствующими познаниями. Советник при осуществлении своей профессиональной деятельности, либо деятельности по оказанию коммерческих услуг, включая индивидуальное предпринимательство, и оказании государственных консультационных услуг, в качестве коммерческого агента, производителя продуктов или лица, занимающегося розничной торговлей, оказывает консультационные услуги по вопросам борьбы с вредителями и безопасному применению пестицидов;
    4."оборудование для применения пестицидов" означает любое приспособление, предназначенное специально для внесения пестицидов, включая вспомогательные устройства, которые необходимы для эффективного функционирования указанного оборудования, такие как насадки, манометры, различные фильтры и очистители для хранилищ;
    5."опрыскивание с воздуха" означает распыление пестицидов с воздушного судна (самолета или вертолета);
    6."комплексная борьба с вредителями" означает применение с соблюдением необходимых мер предосторожности всех доступных методов и способов защиты растений и последующего дополнения их мерами, которые бы препятствовали развитию популяций вредных организмов, и применение средств защиты растений и других форм вмешательства в экономически и экологически оправданных пределах. Также необходимо принимать меры по уменьшению или минимизации рисков для здоровья человека и для окружающей среды. "Комплексная борьба с вредителями" направлена на увеличение урожайности экологически здоровых растений при минимально допустимых нарушениях в агроэкосистемах и стимулировании естественных механизмов борьбы с вредителями;
    7."индикатор риска" означает показатель применения метода расчета, который используется для оценки риска последствий применения пестицидов для здоровья человека и/или окружающей среды;
    8."нехимические методы" означают применение для защиты растений и борьбы с вредителями вместо пестицидов химического происхождения альтернативных методов, основанных на агрономических технологиях, указанных в пункте 1 Приложения III, либо физических, механических или биологических методах борьбы с вредителями;
    9.термины "поверхностные воды" и "грунтовые воды" имеют то же значение, что и в Директиве 2000/60/ЕС;
    10."пестицид" означает:
    а) продукт для защиты растений, как это определено в Регламенте (ЕС) N 1107/2009;
    б) биоцидный продукт, определение которого дано в Директиве 98/8/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 16 февраля 1998 г., касающегося размещения на рынке биоцидных продуктов <*>.
    --------------------------------
    <*> ОЖ N L 123, 24.4.1998, стр. 1.
    Национальные планы действий
    1.Государства-члены ЕС принимают свои национальные планы действий, предусматривающие количественные показатели, задачи, меры и сроки по снижению рисков и негативного воздействия пестицидов на здоровье человека и окружающую среду, которые способствовали бы разработке и осуществлению программы по комплексной борьбе с вредителями, а также применению альтернативных подходов и методов уменьшения зависимости от использования пестицидов. Эти цели могут касаться различных областей, например, защиты здоровья работников, защиты окружающей среды, хранения отходов, использования специфических методов или выращивание специфических растений.
    Национальные планы действий также предусматривают показатели для мониторинга использования для защиты растений продуктов, содержащих активные субстанции, которые могут представлять повышенную опасность, особенно если имеется возможность применения альтернативных продуктов. Государства-члены ЕС уделяют особое внимание защите растений, содержащих активные субстанции, перечень которых утвержден Директивой Совета ЕС 91/414/ЕЭС от 15 июля 1991 г. о размещении продуктов растительного происхождения на рынке <*>. Согласно Регламенту (ЕС) 1107/2009, указанный перечень растений подлежит подтверждению, если он не соответствует требованиям приложения II и пунктам с 3.6 по 3.8 указанного Регламента.
    --------------------------------
    <*> ОЖ N L 230, 19.8.1991, стр. 1.
    Если риски в результате применения продуктов, содержащих вышеуказанные активные субстанции, были снижены или объемы их применения были сокращены еще до вступления в силу настоящей Директивы, то, в соответствующих случаях с учетом таких показателей, в планах действий устанавливаются дополнительные сроки и показатели по сокращению объемов применения указанных продуктов. В особенности это необходимо в тех случаях, когда ограничение их применения представляет собой эффективное средство для снижения рисков на приоритетных направлениях, определенных в соответствии со статьей 15 (2) "c" . Эти цели могут быть определены как промежуточные или конечные. Государства-члены ЕС используют все необходимые средства, направленные на достижение этих целей.
    При составлении и пересмотре своих Национальных планов действий, государства-члены ЕС принимают во внимание медицинские, социальные, экономические и экологические последствия предусмотренных ими мер, конкретные национальные, региональные и местные условия и интересы всех заинтересованных сторон. Государства-члены ЕС указывают в своих Национальных планах действий, каким образом они намерены осуществлять меры в соответствии со статьями с 5 до 15 с целью достижения целей, указанных в подпараграфе первом настоящего параграфа .
    Национальные планы действий учитывают планы, разработанные в соответствии с иным законодательством Сообщества по применению пестицидов, в том числе в соответствии с Директивой 2000/60/ЕС.
    2.К 26 ноября 2012 г. государства-члены ЕС представляют свои Национальные планы действий в Европейскую комиссию и другим государствам-членам ЕС.
    Национальные планы действий подлежат пересмотру не реже одного раза в пять лет. О любых существенных изменениях в Национальных планах действий незамедлительно сообщается в Европейскую комиссию.
    3.К 26 ноября 2014 г. Европейская комиссия представляет в Европейский парламент и Совет ЕС Доклад об информации относительно Национальных планов действий, переданной государствам-членам ЕС. Доклад должен содержать сведения о методах и последствиях употребления способов сокращения рисков, связанных с применением пестицидов.
    К 26 ноября 2018 г. Европейская комиссия представляет Европейскому парламенту и Совету ЕС Доклад об опыте, накопленном в процессе осуществления Национальных планов действий в соответствии с параграфом 1 , для достижения целей, провозглашенных настоящей Директивой. К Докладу при необходимости может быть приложен перечень предложений законодательного характера.
    4.Европейская комиссия предает гласности информацию, распространяемую в соответствии с параграфом 2 , посредством размещения ее на сайте в Интернете.
    5.Положения об участии общественности, предусмотренные в статье 2 Директивы 2003/35/ЕС, распространяются на мероприятия по подготовке и внесению изменений в Национальные планы действий.
  3. Глава II.Обучение, торговля пестицидами, распространение информации и обеспечение информированности населения

  4. Обучение
    1.Государства-члены ЕС обеспечивают доступность для всех профессиональных пользователей, дистрибьюторов и советников обучения, проводимого компетентными органами. Указанное обучение включает в себя первичное и дополнительное обучение для совершенствования и обновления полученных знаний.
    Целью обучения является получение практическими пользователями, дистрибьюторами и советниками достаточных знаний, касающихся предметов, указанных в Приложении I , с учетом разницы выполняемых ими функций и характера ответственности.
    2.К 26 ноября 2013 г. государства-члены ЕС вводят в действие систему сертификации и назначают компетентные органы, ответственные за ее внедрение. Указанные сертификаты, как минимум, должны представлять доказательства получения практическими пользователями, дистрибьюторами и советниками достаточных знаний по предметам, указанным в Приложении I , посредством прохождения курса обучения либо иным способом.
    Система сертификации должна охватывать требования и процедуры, касающиеся предоставления, обновления и изъятия сертификатов.
    3.Меры, предназначенные для внесения несущественных изменений в Приложение I настоящей Директивы, касающиеся включения положений об учете достижений научно-технического прогресса, принимаются в соответствии с процедурой регулятивного характера, предусмотренной в статье 21 (2) .
    Необходимые условия реализации пестицидов
    1.Государства-члены ЕС обеспечивают условия для того, чтобы дистрибьюторы располагали достаточным количеством сотрудников, имеющих сертификат, указанный в статье 5 (2) . Указанные лица должны присутствовать в момент реализации пестицидов для предоставления клиентам соответствующей информации относительно применения пестицидов, охраны здоровья, окружающей среды и соблюдения правил безопасности при применении указанных продуктов. Данные требования не распространяются на мелких дистрибьюторов, реализующих продукцию исключительно для непрофессионального использования, при условии, что они не предлагают для реализации пестицидосодержащие составы, которые классифицируются как токсичные, сильно токсичные, канцерогенные, мутагенные или оказывающие вредное воздействие на репродукцию, в соответствии с Директивой 1999/45/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 31 мая 1999 г. о сближении законодательств, правил и административных положений государств-членов ЕС, касающихся классификации, упаковки и маркировки опасных препаратов <*>.
    --------------------------------
    <*> ОЖ N L 200, 30.7.1999, стр. 1.
    2.Государства-члены ЕС принимают необходимые меры по ограничению реализации пестицидов, предназначенных для профессионального использования, лицам, обладающим сертификатами, указанными в статье 5 (2) .
    3.Государства-члены ЕС требуют от дистрибьюторов, занимающихся реализацией пестицидов для непрофессиональных пользователей, предоставления ими общей информации о рисках для здоровья человека и окружающей среды, которое представляет применение пестицидов. В частности, необходимо предоставлять информацию об опасности пестицидов для здоровья людей, контактов с пестицидами, об их правильном хранении, обработке, использовании и безопасном уничтожении в соответствии с законодательством Сообщества об уничтожении отходов, а также об альтернативном использовании продуктов с низким содержанием пестицидов. Государства-члены ЕС вправе потребовать от производителей пестицидов предоставления указанной информации.
    4.Положения о мерах, предусмотренных параграфами 1 и 2 , должны быть приняты до 26 ноября 2015 г.