Международный договор
Директива от 30 ноября 2009 года № 2009/142/ЕС

Об установках, работающих на сжигаемом газообразном топливе (кодифицированный текст)

Принята
Европейским парламентом
30 ноября 2009 года,
Советом Европейского Союза
30 ноября 2009 года
    (Брюссель, 30 ноября 2009 года)
    (Текст Директивы распространяется на Европейское экономическое сообщество)

    --------------------------------
    <*> Перевод Гапанович А.В.
    <**> Directive 2009/142/EC of the European Parliament and of the Council of 30 November 2009 relating to appliances burning gaseous fuels (codified version) (Text with EEA relevance). Опубликовано в Официальном журнале (далее - ОЖ) N L 330, 16.12.2009, стр. 10 - 27.


    Европейский парламент и Совет Европейского Союза
    руководствуясь Договором об учреждении Европейского экономического сообщества и, в частности, статьей 95 данного Договора,
    руководствуясь предложением Европейской комиссии,
    руководствуясь Заключением Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам <*>,

    --------------------------------
    <*> ОЖ N C 151, 17.6.2008, стр. 12.


    действуя в соответствии с процедурой, установленной статьей 251 Договора <*>,

    --------------------------------
    <*> Заключение Европейского парламента от 20 октября 2009 г. (еще не опубликованное в Официальном журнале) и Решение Совета ЕС от 26 ноября 2009 г.


    принимая во внимание, что:
    1) В Директиву 90/396/ЕЭС Совета ЕС от 29 июня 1990 г. о сближении законодательства государств-членов ЕС об установках, работающих на сжигаемом газообразном топливе <*> были внесены существенные изменения <**>. В целях четкости и разумности положений указанная Директива должна быть кодифицирована.

    --------------------------------
    <*> ОЖ N L, 26.7.1990, стр. 15.
    <**> См. часть A Приложения VI.


    2) Государства-члены ЕС должны гарантировать в пределах их территории безопасность и здоровье людей и, в случае необходимости, животных и имущества при возникновении опасностей в процессе использования газорасходных установок.
    3) В некоторых государствах-членах ЕС приняты императивные нормы, в частности, касающиеся обеспечения необходимого уровня безопасности газорасходных установок, посредством установления требований к конструкции, эксплуатационным параметрам и процедурам контроля. Данные обязательные нормы не всегда ведут к появлению различий в уровнях безопасности между государствами-членами ЕС, однако в силу несоответствия друг другу указанные нормы препятствуют торговле в пределах Сообщества.
    4) В государствах-членах ЕС действуют различные условия определения качества газа и давления подачи. Эти условия не согласованы, поскольку в каждом государстве-члене ЕС существует собственная ситуация поставки и распределения энергии.
    5) Законодательство Сообщества, за исключением одного из основополагающих принципов Сообщества, а именно свободного перемещения товаров, предусматривает необходимость принятия торговых ограничений в рамках Сообщества вследствие различий в национальном законодательстве отдельных стран о продаже товаров постольку, поскольку подобные ограничения могут быть признаны необходимыми для соблюдения обязательных требований. Ввиду этого гармонизация законодательства в данном случае должно ограничиваться нормами, необходимыми для соблюдения как императивных, так и необходимых требований о безопасности, здоровья и энергосбережения при использовании газорасходных установок. Данные требования в силу их основополагающего характера должны заменить положения национального законодательства по данному вопросу.
    6) Обеспечение или улучшение уровня безопасности, достигнутого в государствах-членах ЕС, является одной из важнейших целей настоящей Директивы и одним из основных требований, предъявляемых к безопасности.
    7) Соблюдение основных правил по технике безопасности и охране труда является необходимым условием для обеспечения безопасной эксплуатации газорасходных установок. Энергосбережение рассматривается как наиболее существенный фактор. Данные требования должны выполняться с высоким уровнем способности учитывать состояние техники в момент производства.
    8) Таким образом, настоящая Директива содержит только основные требования. В целях облегчения доказательства соответствия основным требованиям необходимо наличие гармонизированных стандартов, одобренных на уровне Сообщества, особенно по вопросам проектирования, изготовления и испытаний газорасходных установок, так чтобы предполагалось соблюдение основных требований в отношении изделий, соответствующим этим стандартам. Эти стандарты, гармонизированные на уровне Сообщества, разрабатываются частными организациями и должны не иметь обязательной силы. В связи с этим компетентными организациями по утверждению единых стандартов признаны Европейский комитет по стандартизации (CEN), Европейский комитет электротехнической стандартизации (Cenelec) и Европейский институт стандартизации в области коммуникации (ETSI) в соответствии с Общими направлениями сотрудничества между Европейской комиссией, Европейской ассоциацией свободной торговли (EFTA) и этими тремя организациями, подписанными 28 марта 2003 г <*>. Под термином "гармонизированный стандарт" понимается техническая спецификация (европейский стандарт или гармонизированный документ), принятая CEN, Cenelec или ETSI либо двумя или тремя этими организациями по поручению Европейской комиссии в соответствии с Директивой 98/34/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 22 июня 1998 г. о процедуре предоставления информации в области технических стандартов и регламентов, а также правил оказания услуг в информационном обществе <**>, а также вышеназванными Общими направлениями сотрудничества.

    --------------------------------
    <*> ОЖ N C 91, 16.4.2003, стр. 7.
    <**> ОЖ N L 204, 21.7.1998, стр. 37.


    9) Совет ЕС принял ряд Директив, призванных устранить технические барьеры в торговле в соответствии с принципами, установленными Резолюцией от 7 мая 1985 г. о новом подходе к гармонизации технических стандартов <*>. Каждая из этих Директив устанавливает порядок нанесения маркировки знаком СЕ. Европейская комиссия в своем Сообщении от 15 июня 1989 г. об общем подходе к сертификации и испытаниям продукции <**> предложила принять общие правила, касающиеся введения единого образца маркировки знаком СЕ. Совет ЕС в своей Резолюции от 21 декабря 1989 г. об общем подходе к подтверждению соответствия <***> предложил в качестве ведущего принципа принятие единого подхода - такого как использование маркировки знаком СЕ. Эти два основных элемента нового подхода, подлежащие применению, являются основными требованиями и процедурами оценки соответствия.

    --------------------------------
    <*> ОЖ N C 136, 4.6.1985, стр. 1.
    <**> ОЖ N C 231, 8.9.1989, стр. 3 и ОЖ N C 267, 19.10.1989, стр. 3.
    <***> ОЖ N C 10, 16.1.1990, стр. 1.


    10) Проверка соответствия техническим требованиям является необходимой для того, чтобы предоставить пользователям и третьим лицам эффективную защиту. Принятые процедуры сертификации в различных государствах-членах ЕС различны. Для того чтобы предотвратить многократные проверки, которые препятствуют свободному обороту газорасходных установок, необходимо предусмотреть обоюдное признание государствами-членами ЕС процедуры сертификации. Для содействия обоюдному признанию процедур сертификации необходимо установить единые методы и критерии определения организаций, ответственных за осуществление этих процессов в рамках Сообщества.
    11) Ответственность государств-членов ЕС за обеспечение на их территории безопасности, здоровья и энергосбережения, подпадающих под действие основных требований, должна быть признана в положении о гарантиях, предусмотренном соответствующей процедурой Сообщества.
    12) Необходимо сообщить лицам, в отношении которых принимается решение в рамках настоящей Директивы, о причинах принятия данного решения и доступных им средствах правовой защиты.
    13) Настоящая Директива принимается без ущерба действию обязательств государств-членов ЕС об установлении предельного срока преобразования в национальное право и применения Директив, указанным в части B Приложения VI,
    приняли настоящую Директиву:
  1. Глава 1.Сфера применения, определения, продажа и Свободное перемещение

  2. 1.Настоящая Директива применяется в отношении установок и оборудования.
    Сфера ее действия не распространяется на установки, специально созданные для использования в производственных процессах в производственных помещениях.
    2.В контексте данной Директивы используются следующие определения:
    a) "установки" означают установки, приводимые в действие газовым топливом, используемые для приготовления пищи, нагревания воды, охлаждения, освещения или мытья при нормальной температуре воды не более 105 °С. Газовые горелки и отопительные приборы приравниваются к приборам;
    b) "оборудование" означает предохранительные, контролирующие и регулирующие устройства, а также узлы конструкций - за исключением газовых горелок и отопительных приборов, - выпускаемые исключительно в торговых целях и созданные для установки или монтажа в газорасходные устройства;
    c) "газовое топливо" означает любое топливо, пребывающее в газообразном состоянии при температуре от 15 °С и под давлением от 1 бар.
    3.В контексте данной Директивы "используемыми в условиях обычной эксплуатации" установками являются те, которые:
    a) правильно установлены и постоянно используются в соответствии с инструкциями завода-изготовителя;
    b) используются при обычных колебаниях свойств газа и давления подачи;
    c) используются в соответствии с назначением или обычно предусмотренным способом.
    1.Государства-члены ЕС должны принять необходимые меры для того, чтобы установки допускались в продажу и вводились в эксплуатацию, не угрожая безопасности людей, домашних животных и имущества.
    2.Государства-члены ЕС своевременно сообщают другим государствам-членам ЕС и Европейской комиссии обо всех изменениях видов газа и норм давления подачи, принятых на их территории в соответствии с положениями статьи 2 (2) Директивы 90/396/ЕЭС.
    Европейская комиссия обеспечивает публикацию данной информации в ОЖ Сообщества.
    Установки и оборудование должны отвечать основным применимым к ним требованиям, указанным в Приложении I к настоящей Директиве.
    1.Государства-члены ЕС не могут запретить, ограничить или препятствовать продаже и введению в эксплуатацию установок, отвечающих требованиям настоящей Директивы и на которые нанесена маркировка знаком СЕ в соответствии со статьей 10.
    2.Государства-члены ЕС не могут запретить, ограничить или препятствовать продаже оборудования, сопровождаемого сертификатом, выданным в соответствии со статьей 8 (4).
    1.Государства-члены ЕС считают соблюденными основные требования в отношении установок и оборудования, указанных в Приложении I, если они соответствуют:
    a) применимым к ним национальным стандартам, преобразованным в гармонизированные стандарты, ссылки на которые опубликованы в одном из изданий ОЖ Сообщества;
    b) применимым к ним национальным стандартам в том случае, если для сферы, подпадающей под действие данных стандартов, не существует гармонизированных стандартов.
    2.Государства-члены ЕС публикуют ссылки на национальные стандарты в порядке, установленном в параграфе 1 "a".
    Согласно параграфу 1 "b" они сообщают Европейской комиссии содержание действующих в пределах данного государства национальных стандартов, которые данные государства рассматривают как соответствующие основным требованиям, указанным в Приложении I к настоящей Директиве.
    Европейская комиссия направляет эти национальные стандарты другим государствам-членам ЕС. В соответствии с процедурой, предусмотренной статьей 6 (2), она уведомляет государства-члены ЕС о соответствии этих национальных стандартов основным требованиям, установленным в Приложении I к настоящей Директиве.
    1.В том случае, если одно из государств-членов ЕС или Европейская комиссия полагают, что стандарты, указанные в статье 5 (1), не полностью удовлетворяют основным требованиям, установленным в Приложении I к настоящей Директиве, Европейская комиссия или указанное государство-член ЕС должны обратить на этот вопрос внимание Постоянного комитета, созданного на основании статьи 5 Директивы 98/34/ЕС, далее именуемый "Комитет", с предоставлением соответствующего обоснования.
    Комитет безотлагательно должен вынести свое заключение по данному вопросу.
    Исходя из заключения Комитета, Европейская комиссия информирует государства-члены ЕС о том, необходимо ли исключить эти стандарты из публикаций, упомянутых в первом подпараграфе статьи 5 (2).
    2.После получения сообщения, указанного во втором подпараграфе статьи 5 (2), Европейская комиссия должна проконсультироваться с Комитетом.
    После получения заключения Комитета Европейская комиссия в течение одного месяца сообщает государствам-членам ЕС о том, действительно ли спорный(ые) национальный(ые) стандарт(ы) соответствует(ют) установленным требованиям. В случае соответствия государства-члены ЕС публикуют ссылки на данные стандарты.
    Европейская комиссия также публикует их в Официальном журнале Сообщества.
    1.В том случае, если одно из государств-членов ЕС находит, что установки, имеющие маркировку знаком СЕ, используемые в условиях обычной эксплуатации, могут подвергнуть риску безопасность людей, домашних животных или имущество, то оно предпринимает все меры в целях изъятия этих установок с рынка, запрещения или ограничения их поставки на рынок.
    Указанное государство-член ЕС незамедлительно информирует Европейскую комиссию о такой мере и указывает причины, послужившие основанием для ее принятия, и, в частности, связано ли такое несоответствие с:
    a) несоблюдением основных требований, установленных в Приложении I к настоящей Директиве, если установка не отвечает стандартам, указанным в статье 5 (1);
    b) неправильным применением стандартов, указанных в статье 5 (1);
    c) недостатками в самих стандартах, указанных в статье 5 (1).
    2.Европейская комиссия проводит консультации с заинтересованными сторонами в максимально короткие сроки. Если после проведения консультаций Европейская комиссия находит, что мера, определенная в параграфе 1, является обоснованной, она немедленно сообщает об этом государству-члену ЕС, принявшему данную меру, а также другим государствам-членам ЕС.
    В том случае, если решение, указанное в параграфе 1, мотивируется недостатками стандартов, то Европейская комиссия после консультаций с заинтересованными сторонами в течение двух месяцев ставит вопрос перед Комитетом, если государство-член ЕС, предпринявшее названные меры, намерено поддержать их, и инициирует процедуры, определенные в статье 6.
    3.В том случае, если установка, не соответствующая требованиям, имеет маркировку знаком СЕ, уполномоченное государство-член ЕС предпринимает надлежащие меры воздействия в отношении того, кто нанес маркировку знаком СЕ, и сообщает об этом Европейской комиссии и другим государствам-членам ЕС.
    4.Европейская комиссия гарантирует своевременное информирование государств-членов ЕС о ходе и результатах этих процедур.
  3. Глава 2.Способы оценки соответствия

  4. 1.Способами оценки соответствия серийно выпускаемых установок являются следующие:
    a) испытание образца по стандарту ЕС в соответствии с пунктом 1 Приложения II к настоящей Директиве; и
    b) перед поставкой на рынок, по выбору производителя:
    i) декларация соответствия образца стандарту ЕС в соответствии с пунктом 2 Приложения II к настоящей Директиве, или
    ii) декларация соответствия образца стандарту ЕС (гарантия качества производства) в соответствии с пунктом 3 Приложения II к настоящей Директиве, или
    iii) декларация соответствия образца стандарту ЕС (гарантия качества продукции) в соответствии с пунктом 4 Приложения II к настоящей Директиве, или
    iv) проверка ЕС в соответствии с пунктом 5 Приложения II к настоящей Директиве.
    2.При изготовлении установки в единичном исполнении или в небольших количествах производитель может выбрать проверку единственного образца на соответствие стандарту ЕС в порядке, установленном пунктом 6 Приложения II к настоящей Директиве.
    3.После завершения процедур, предусмотренных параграфами 1 "b" и 2, на соответствующие стандартам установки наносится маркировка знаком СЕ в соответствии со статьей 10.
    4.Способы оценки соответствия, указанные в параграфе 1, должны применяться в отношении оборудования, за исключением нанесения маркировки знаком СЕ и, возможно, оформления декларации соответствия.
    В подтверждение соответствия оборудования положениям настоящей Директивы, применяемым к нему, выдается сертификат, который определяет характеристики оборудования, способы его установки в прибор или их совместной сборки в соответствии с основными требованиями, применяемыми в отношении готовых к эксплуатации установок, предусмотренными в Приложении I к настоящей Директиве.
    Сертификат прилагается к оборудованию.
    5.В том случае, если установки подпадают под действие других Директив, касающихся иных аспектов, которые также предусматривают применение маркировки знаком СЕ, то последняя должна указывать, что эти установки также соответствуют положениям других Директив.
    Однако в том случае, если положения одной или более из этих Директив предоставляют производителю в переходный период право выбирать, какие соглашения можно применять, то маркировка знаком СЕ должна указывать соответствие требованиям только тех Директив, которые применил производитель. В данном случае подробные сведения о примененных Директивах в соответствии с публикацией в Официальном журнале Сообщества должны приводиться в документах, описаниях или инструкциях, требуемых соответствующими Директивами и прилагаемых к изделиям.
    6.Документы и переписка, касающиеся способов оценки соответствия, составляются на официальном(ых) языке(ах) государства-члена ЕС, в котором располагается уполномоченная на осуществление данных процедур организация, либо на языке, признанном этой организацией.
    1.Государства-члены ЕС сообщают Европейской комиссии и другим государствам-членам ЕС о том, какие организации уполномочены осуществлять процедуры, установленные статьей 8, с указанием конкретных задач, которые эти организации будут решать, а также их идентификационные номера, предварительно присвоенные им Европейской комиссией.
    Европейская комиссия в целях информирования публикует в Официальном журнале Сообщества список этих организаций с присвоенными им идентификационными номерами и обеспечивает обновление списка.
    2.Государства-члены ЕС при оценке уполномоченных организаций применяют критерии, установленные в Приложении V к настоящей Директиве.
    Организации, которые удовлетворяют критериям оценки, сформулированным в принятых гармонизированных стандартах, считаются удовлетворяющими критериям, установленным в указанном Приложении.
    3.Государство-член ЕС, которое уполномочило организацию, должно отменить назначение, если оно обнаружит, что данная организация не соответствует более критериям, установленным в Приложении V к настоящей Директиве. Оно незамедлительно сообщает об этом Европейской комиссии и другим государствам-членам ЕС.
  5. Глава 3.Маркировка знаком се

  6. 1.Маркировка знаком СЕ и надписи, определенные в Приложении III к настоящей Директиве, должны быть размещены на установке или на прикрепленной к ней табличке с данными таким образом, чтобы они были хорошо видны, читаемы и нестираемы. Табличка с данными должна быть установлена так, чтобы ее невозможно было использовать вторично.
    2.Запрещается наносить на установки маркировки, которые могут ввести в заблуждение третьих лиц относительно содержания и формы маркировки знаком СЕ. Любая иная маркировка может наноситься на установку или на табличку с данными при условии, что видимость и разборчивость маркировки знаком СЕ не будут снижены.
    Без ущерба действию статьи 7:
    a) если государство-член ЕС установит, что маркировка знаком СЕ нанесена ненадлежащим образом, производитель или его уполномоченный представитель, признанные в рамках Сообщества, обязаны обеспечить приведение изделия в соответствие с положениями, касающимися маркировки знаком СЕ, и прекратить нарушения с соблюдением условий, установленных данным государством-членом ЕС;
    b) если продолжается несоблюдение стандартов, то государство-член ЕС должно принять все необходимые меры в целях ограничения или запрещения поставки на рынок такой установки или обеспечить ее изъятие с рынка в соответствии с процедурой, определенной в статье 7.
  7. Глава 4.Заключительные положения

  8. Любое решение, принятое во исполнение настоящей Директивы и влекущее за собой ограничение выпуска установки в обращение и/или ввода в эксплуатацию, должно быть обоснованно. Оно без промедления доводится до сведения заинтересованной стороны с указанием способов обжалования, допускаемых законодательством, действующим в этом государстве-члене ЕС, и сроков, в которые это обжалование должно быть осуществлено.
    Государства-члены ЕС направляют Европейской комиссии тексты положений национального законодательства, принятые в сфере действия настоящей Директивы.
    Настоящим отменяется Директива 90/396/ЕЭС, с последними изменениями, внесенными Директивой, указанной в части A Приложения VI к настоящей Директиве, без ущерба действию обязательств государств-членов ЕС об установлении предельного срока преобразования в национальное право и применения Директив, указанных в части B Приложения VI к настоящей Директиве.
    Ссылки на отмененную Директиву должны рассматриваться как ссылки на настоящую Директиву и должны толковаться в соответствии с таблицей соответствия Приложения VII к настоящей Директиве.
    Настоящая Директива вступает в силу на двадцатый день, следующий после опубликования в Официальном журнале Сообщества.
    Настоящая Директива адресована государствам-членам ЕС.
    Совершено в Брюсселе 30 ноября 2009 г.
    (Подписи)