Международный договор
Директива от 05 июня 2001 года № 2001/37/ЕС

О сближении нормативных, регламентарных и административных положений государств-членов ЕС в отношении производства, представления на рынке и продажи табачных изделий

Принята
Европейским парламентом
05 июня 2001 года,
Советом Европейского Союза
05 июня 2001 года
    (текст в редакции Регламента Европейского парламента и Совета ЕС 596/2009 от 18 июня 2009 г.)

    --------------------------------
    <*> Переводчик Левченко И.
    <**> Directive 2001/37/EC of the European Parliament and of the Council of 5 June 2001 on the approximation of the laws, regulations and administrative provisions of the Member States concerning the manufacture, presentation and sale of tobacco products. Опубликован в Официальном журнале (далее - ОЖ) N L 194, 18.7.2001, стр. 26.


    Европейский парламент и Совет Европейского Союза,
    руководствуясь Договором об учреждении Европейского экономического сообщества, и в частности, статьями 95 и 133 Договора,
    на основании предложения Европейской комиссии <*>,

    --------------------------------
    <*> ОЖ N C 150 E, 30.5.2000, стр. 34; ОЖ N C 337 E, 28.11.2000, стр. 177.


    руководствуясь Заключением Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам <*>,

    --------------------------------
    <*> ОЖ N C 140, 18.5.2000, стр. 24.


    руководствуясь Заключением Комитета по делам регионов <*>,

    --------------------------------
    <*> ОЖ N C 226, 8.8.2000, стр. 5.


    действуя в соответствии с процедурой, установленной в статье 251 Договора <*>, в свете сводного текста, одобренного Согласительным комитетом 5 апреля 2001 г.,

    --------------------------------
    <*> Заключение Европейского парламента от 14 июня 2000 года (ОЖ N С 67, 1.3.2001, стр. 150), Общая позиция Совета ЕС от 31 июля 2000 года (ОЖ N С 300, 20.10.2000, стр. 49) и Решение Европейского парламента от 13 декабря 2000 года (еще не опубликованное в Официальном журнале). Решение Европейского парламента от 15 мая 2001 года и Решение Совета ЕС от 14 мая 2001 года.


    принимая во внимание, что:
    1) Директива 89/622/ЕЭС Совета ЕС от 13 ноября 1989 г. по сближению законодательных, нормативных и административных положений государств-членов ЕС в отношении маркировки табачных изделий и запрещения маркетинга определенных видов табака внутриротового использования <*> была существенно дополнена Директивой 92/41/ЕЭС <**>. Поскольку намечается внесение дальнейших дополнений в данную Директиву, а также в Директиву 90/239/ЕЭС Совета ЕС от 17 мая 1990 г. по сближению законодательных, нормативных и административных положений государств-членов ЕС в отношении максимального содержания смол в сигаретах <***>, необходимо изменение данных Директив в интересах ясности.

    --------------------------------
    <*> ОЖ N L 359, 8.12.1989, стр. 1.
    <**> ОЖ N L 158, 11.6.1992, стр. 30.
    <***> ОЖ N L 137, 30.5.1990, стр. 36.


    2) До сих пор существуют существенные различия между законодательными, нормативными и административными положениями государств-членов ЕС в отношении производства, представления и продажи табачных изделий, препятствующие нормальному функционированию внутреннего рынка.
    3) Необходимо устранить данные препятствия и, таким образом, сблизить правила производства, представления и продажи табачных изделий, но вместе с тем, предоставить возможность государствам-членам ЕС устанавливать, при определенных обстоятельствах, такие требования в случае необходимости предоставления гарантии защиты здоровья человека.
    4) Согласно параграфу 3 статьи 95 Договора высокий уровень защиты здоровья, безопасности, безопасности окружающей среды и защиты прав потребителей должен быть взят за основу и является подверженным влиянию, в частности, любых новых разработок, опирающихся на научные факты; в силу особо опасного влияния табака, защите здоровья в данном контексте должен отдаваться приоритет.
    5) Директива 90/239/ЕЭС, введенная в действие с 31 декабря 1992 г., определила максимальное содержание смол в сигаретах, реализуемых на территории государств-членов ЕС. В связи с канцерогенным воздействием смол необходимо дальнейшее сокращение уровня смол в сигаретах.
    6) Директива 89/622/ЕЭС установила необходимость помещения предупредительной надписи общего характера на каждой единице табачной продукции, а также дополнительных предупреждений исключительно для сигарет и, начиная с 1992 г., повысила требования относительно дополнительных предупреждений для прочих табачных изделий.
    7) Некоторые государства-члены ЕС отметили, что если меры по установлению максимального содержания монооксида углерода в сигаретах не будут приняты на уровне Сообщества, то они примут такие меры на национальном уровне. Различия в правилах, касающихся монооксида углерода, могут служить торговыми ограничениями и препятствовать нормальному функционированию внутреннего рынка. Кроме того, показано, что сигареты выделяют такое количество монооксида углерода, которое является опасным для жизни человека и способно повлиять на распространение сердечных заболеваний и иных болезней.
    8) В ходе пересмотра нормативной базы необходимо оценить основанные на действительности требования в отношении табачных изделий, спроектированных и/или реализуемых с целью "понижения риска для здоровья", либо тех изделий, которые производитель заявляет в качестве умаляющих вред.
    9) Существуют различия между законодательными, нормативными и административными положениями государств-членов ЕС в отношении ограничения максимального содержания никотина в сигаретах. Такие различия служат торговыми ограничениями и препятствуют нормальному функционированию внутреннего рынка. Государства-члены ЕС и научные учреждения уже поднимали определенные проблемы общественного здоровья в области, которая уже является предметом первоочередных гармонизационных мер, что проверено Европейской комиссией.
    10) Необходимо соответствующее устранение данных препятствий и, таким образом, регулирование выпуска сигарет в свободное обращение, маркетинг и производство общими правилами в отношении не только смол, но и максимальных уровней никотина и монооксида углерода.
    11) Настоящая Директива будет иметь последствия также для табачных изделий, поставляемых из Сообщества на экспорт. Экспортный режим является частью общей торговой политики. Требования, касающиеся здоровья, согласно параграфу 1 статьи 152 Договора об учреждении ЕЭС и прецедентному праву Суда Европейских сообществ, являются составляющей частью иных направлений политики Сообщества. Необходимо установить правила в целях гарантии ненарушения положений, касающихся внутреннего рынка.
    12) Положения настоящей Директивы не затрагивают законодательство Сообщества в сфере использования и маркировки генетически модифицированных организмов.
    13) Международные стандарты для табачной продукции являются одним из пунктов переговоров при составлении проекта Рамочной конвенции ВОЗ по табачному контролю.
    14) При измерении концентраций смол, никотина и монооксида углерода в сигаретах необходимо обращаться к стандартам ISO 4387, 10315 и 8454, единственно признанным на международном уровне; подразумевается, что продвигаемые последующие исследования и технологический прогресс призваны разработать и использовать более точные и надежные методы измерения содержания веществ в сигаретах и разработать измерительные методы для прочих табачных изделий.
    15) Все согласованные на международном уровне стандарты или тесты по измерению и оценке содержания веществ в сигаретном дыме затрагивают лишь смолы, никотин и монооксид углерода. Таким образом, необходимо разработать такие стандарты при участии Международной организации по стандартам.
    16) В Директиве 90/239/ЕЭС, ввиду определенных социально-экономических проблем, предельный срок введения максимального содержания смол для Греции был отодвинут. Данная отсрочка действительна в течение установленного периода времени.
    17) Применение максимально допустимого уровня содержания смол, никотина и монооксида углерода к экспортируемым сигаретам должно быть частью мер переходного характера, для того чтобы предоставить больше времени для изменения спецификации изделий и ввести согласованные на международном уровне стандарты.
    18) Необходимо установить переходный период также для прочих положений настоящей Директивы в целях создания условий для внедрения необходимых модификаций в производственный процесс и реализации складских остатков, особенно в отношении отличной от сигарет продукции. Использование неустранимой маркировки должно способствовать внедрению требований настоящей Директивы в отношении маркировки.
    19) Представление предупредительной маркировки и максимально допустимого содержания вредных веществ в табачной продукции разнится между государствами-членами ЕС, в результате чего потребители в одном государстве-члене ЕС могут быть более информированными о рисках для здоровья, связанных с потреблением табачной продукции, чем потребители в другом. Такие различия недопустимы, служат торговыми ограничениями и препятствуют нормальному функционированию внутреннего рынка табачных изделий, и, следовательно, должны быть устранены. Таким образом, необходимо укрепить и уточнить существующее законодательство и вместе с тем гарантировать высокий уровень защиты здоровья.
    20) Меры предосторожности должны быть приняты в отношении маркируемых партий табачной продукции, для того чтобы данная продукция была отслеживаема в целях соблюдения настоящей Директивы в части мониторинга.
    21) Прямые и косвенные социально-экономические издержки активного и пассивного потребления табака должны регулярно оцениваться и делаться доступными общественности в контексте соответствующих программ Сообщества.
    22) Ситуация касательно ингредиентов и добавок, используемых в производстве табачных изделий, варьируется между государствами-членами ЕС. В ряде государств-членов ЕС отсутствуют как законодательная база, так и добровольные соглашения в отношении данных веществ. Некоторые государства-члены ЕС, в которых такие законодательство или добровольные соглашения существуют, не получают необходимой информации от производителей табачной продукции относительно количества таких ингредиентов и добавок, присутствующих в определенном табачном изделии, реализуемом под определенной торговой маркой. Необходимо сближение применяемых в данной сфере мер, результатом чего будет являться большая прозрачность.
    23) Недостаток информации, а также токсикологических данных не позволяет соответствующим властям в государствах-членах ЕС оценить существенным образом токсичность и вред, причиненный здоровью потребителя, табачными изделиями, что несовместимо с возложенной на Сообщество обязанностью гарантировать высокий уровень защиты здоровья человека.
    24) Государства-члены ЕС обязаны принять в отношении табачной продукции более строгие правила, необходимые для защиты общественного здоровья; равным образом правила настоящей Директивы не носят предвзятый характер и соответствуют Соглашению.
    25) В то время как общий перечень ингредиентов, упомянутых в статье 12, находится на рассмотрении, государствам-членам ЕС позволяется запрещение использования ингредиентов, повышающих табачную зависимость, поскольку использование таких ингредиентов способно нивелировать ограничения на содержание никотина, устанавливаемые настоящей Директивой.
    26) Доказано, что табачные изделия содержат и выделяют при сгорании вредные вещества и известные канцерогены, опасные для здоровья человека. Не так давно было также доказано, что пассивное курение опасно для здоровья, прежде всего, детей во чреве матери и младенцев, и что оно способно вызвать либо усугубить заболевания дыхательных путей у людей, вдыхающих сигаретный дым. Более того, 80 процентов начинающих курильщиков в Сообществе находятся в возрасте до 18 лет. Необходимо гарантировать максимально возможную прозрачность информации о товаре без ущемления коммерческих прав и прав интеллектуальной собственности производителей табака.
    27) Использование на упаковке табачных изделий определенных терминов, таких как "с низким содержанием смол", "легкие", "ультра-легкие", "мягкие", наименования, изображения, образные и иные символы, способно ввести потребителя в заблуждение в отношении того, что такие изделия не столь опасны, и таким образом вызвать рост потребления данных изделий. Не только содержание определенных веществ в изделии до момента потребления, но и привычка и привыкание к курению также определяют уровень вредных веществ. Данный факт не находит отражения в вышеупомянутых терминах и таким образом способен нивелировать требования к маркировке, установленные в настоящей Директиве. Для того чтобы гарантировать правильное функционирование внутреннего рынка и с учетом развития предложенных на международном уровне правил, необходимо предусмотреть запрещение использования таких терминов на уровне Сообщества в течение времени, достаточного для введения такого правила.
    28) Директива 89/622/ЕЭС запретила продажу в государствах-членах ЕС определенных типов табака для внутриротового использования. Статья 151 Акта о присоединении Австрии, Финляндии и Швеции освобождает Королевство Швецию от соблюдения положений указанной Директивы в этом отношении.
    29) Технический и научный прогресс в области табачных изделий создает необходимость регулярной переоценки положений и применения настоящей Директивы в государствах-членах ЕС. В этой связи необходимо разработать процедуру в отношении применяемой Европейской комиссией практики составления регулярных отчетов, основывающихся на научных и технических данных. Необходимо проанализировать определенные данные в разрезе данного контекста.
    30) В отношении установления максимального содержания вредных веществ необходимо решить, с одной стороны, следует ли позднее уменьшить установленное содержание вредных веществ и, в частности, каким образом, в случае если такое уменьшение необходимо и, с другой стороны, необходима ли разработка соответствующих стандартов для изделий, отличных от сигарет, в особенности трубочного табака.
    31) Что касается табачных изделий, отличных от сигарет, необходимо разработать стандарты и методологии измерения на уровне Сообщества, в связи с чем необходимо обязать Европейскую комиссию представить соответствующие предложения.
    32) Что касается прочих ингредиентов, включая добавки, необходимо составление общего перечня добавок в целях их последующей гармонизации.
    33) Размер внутреннего рынка табачной продукции, а также тенденция к концентрации производства продукции для потребления на всей территории Сообщества лишь на небольшом числе производственных баз в пределах государств-членов ЕС требуют введения законодательных мер в целях обеспечения нормального функционирования внутреннего рынка табачной продукции на уровне Сообщества, а не на национальном уровне.
    34) Общие принципы функционирования рынка необработанного табака должны быть предметом отчетности Европейской комиссии перед Европейским парламентом и Советом ЕС в 2002 г. <*>. Европейская комиссия указала на то, что в таком отчете будет проанализирован вопрос интеграции мнений об общественном здоровье, включая стандарты, установленные настоящей Директивой, в иные направления политики Сообщества в соответствии со статьей 152 Договора.

    --------------------------------
    <*> Статья 26 Регламента 2075/92/ЕЭС Совета ЕС от 30 июня 1992 г. об общей организации рынка необработанного табака (ОЖ N L 215, 30.7.1992, стр. 70). Текст в редакции Регламента (ЕС) 1636/98 от 20 июля 1998 г. (ОЖ N L 210, 28.7.1998, стр. 23).


    35) При введении настоящей Директивы необходимо установить такие временные пределы, которые позволили бы, с одной стороны, в максимальной степени выполнить конверсию, начало которой было положено Директивой 90/239/ЕЭС, и, с другой стороны, адаптироваться потребителям и производителям к изделиям с пониженным содержанием смол, никотина и монооксида углерода.
    36) Меры, необходимые для исполнения настоящей Директивы, должны быть приняты в соответствии с Решением 1999/468/ЕС Совета ЕС от 28 июня 1999 г., устанавливающим процедуру осуществления полномочий Европейской комиссией <*>.

    --------------------------------
    <*> ОЖ N L 184, 17.7.1999, стр. 23.


    37) Настоящая Директива не противоречит временным пределам для пересмотра и преобразования в национальное право государствами-членами ЕС Директив, перечисленных в Приложении II,
    приняли настоящую Директиву:
    Целью настоящей Директивы является сближение нормативных, регламентарных и административных положений государств-членов ЕС в отношении максимального содержания смол, никотина и монооксида углерода в сигаретах, а также в отношении предупредительных надписей, касающихся здоровья человека и несущих прочую информацию на каждой единице табачной продукции, а также в отношении определенных мер, затрагивающих ингредиенты и описание табачных изделий, рассматриваемых в качестве основы обеспечения высокого уровня защиты здоровья человека.
    В указанных целях настоящей Директивой используются следующие определения:
    1."табачные изделия" включают в себя изделия, которые можно курить, нюхать, сосать или жевать; они - даже частично - должны быть изготовлены из табака, генетически модифицированного либо немодифицированного;
    3.под "никотином" подразумеваются никотиновые алкалоиды;
    4."табак для внутриротового использования" включает в себя все изделия для внутриротового использования, за исключением тех, которые курятся либо жуются; изготовленные полностью или частично из табака; в виде порошка, частиц либо комбинации данных двух форм; в особенности представляемые на рынке в саше либо пористых саше, либо в любой другой форме пищевого продукта;
    5.под "ингредиентом" понимается любое вещество либо любой компонент, за исключением листьев табака и иных частей натурального либо необработанного табака, используемый в производстве либо изготовлении табачного изделия и присутствующий в конечном изделии даже в видоизмененной форме, включая бумагу, фильтры, чернила и клеящие вещества.
    1.С 1 января 2004 г. содержание в сигаретах, выпускаемых для свободного обращения, продаваемых либо изготовляемых в государствах-членах ЕС, не должно превышать:
    - 10 мг смол на каждую сигарету,
    - 1 мг никотина на каждую сигарету,
    - 10 мг монооксида углерода на каждую сигарету.
    2.В виде освобождения от соблюдения даты, указанной в параграфе 1, в отношении сигарет, изготовленных в пределах Сообщества, но предназначенных для экспорта, государствам-членам ЕС разрешается ввести в действие установленные настоящей статьей лимиты по содержанию смол, никотина и монооксида углерода с 1 января 2005 г., но не позднее 1 января 2007 г.
    3.Для Греции - в качестве временного освобождения - датой введения в действие максимального содержания смол, никотина и монооксида углерода в сигаретах, изготовленных и продаваемых в пределах ее территории согласно параграфу 1 является 1 января 2007 г.
    1.Содержание смол, никотина и монооксида углерода в сигаретах должно замеряться на основании стандартов ISO 4387 для смол, ISO 10315 - для никотина и ISO 8454 - для монооксида углерода.
    Точность информации о концентрации смол и никотина должна проверяться на основе стандарта ISO 8243.
    2.Тесты, указанные в параграфе 1, должны быть выполнены либо подтверждены испытательными лабораториями, одобренными и контролируемыми компетентными органами власти государств-членов ЕС.
    Государства-члены ЕС должны представить в Европейскую комиссию перечень одобренных ими лабораторий, указывая использованные критерии отбора и методы мониторинга, в период до 30 сентября 2002 г. и по мере того, как вносятся какие-либо изменения.
    3.Государства-члены ЕС могут также потребовать от производителей либо импортеров табака выполнить иные тесты, в случае если того требуют соответствующие национальные органы власти, для того чтобы оценить концентрацию иных веществ, выделяемых табачными изделиями, на основании сопоставления различных торговых марок либо различных видов табачной продукции и для того чтобы оценить влияние этих веществ на здоровье человека, принимая во внимание inter alia привыкание к ним. Государства-члены ЕС могут также потребовать, чтобы такие тесты были проведены либо подтверждены одобренными испытательными лабораториями согласно параграфу 2.
    4.Результаты тестов, проведенных в соответствии с параграфом 3, должны представляться соответствующим национальным органам власти на ежегодной основе. Государства-члены ЕС могут потребовать менее частое представление результатов таких тестов в случае, если товарные спецификации варьируются незначительно. Государства-члены ЕС должны быть проинформированы о любых изменениях в таких спецификациях.
    Государства-члены ЕС обязаны сделать доступной потребителю информацию, представленную им в соответствии с настоящей статьей, принимая во внимание, что определенная информация представляет собой коммерческую тайну и не подлежит разглашению.
    5.Каждый год государства-члены ЕС должны представить все данные и информацию, полученные в соответствии с настоящей статьей, на рассмотрение Европейской комиссии, которая должна принять данную информацию к сведению при написании отчета, упоминаемого в статье 11.
    1.Концентрация смол, никотина и монооксида углерода в сигаретах, замеренная в соответствии со статьей 4, должна быть напечатана на одной стороне сигаретной пачки на официальном языке/языках государства-члена ЕС, в котором изделие представлено к продаже, таким образом, чтобы покрыть как минимум 10 процентов соответствующей поверхности пачки.
    Процент информации о концентрации смол, никотина и монооксида углерода в сигаретах от общей поверхности пачки возрастает до 12 процентов для государств-членов ЕС с двумя официальными языками и до 13 процентов для государств-членов ЕС с тремя официальными языками.
    2.Каждая единица табачной продукции, за исключением табака для внутриротового использования и прочих не выделяющих дыма табачных изделий, должна содержать следующую информацию:
    a) общие предупреждения:
    1.Курение убивает/Курение может убить либо
    2.Курение наносит серьезный вред Вам и окружающим.
    Вышеуказанные общие предупреждения должны размещаться таким образом, чтобы гарантировать регулярное употребление каждого из них. Предупреждение должно быть напечатано на самой обозримой части поверхности единичной упаковки, а также на любой другой наружной упаковке, за исключением дополнительной прозрачной упаковки, используемой в розничных продажах; и
    b) дополнительное предупреждение из Перечня, приведенного в Приложении I.
    Вышеупомянутые дополнительные предупреждения должны размещаться таким образом, чтобы гарантировать регулярное употребление каждого из них.
    Предупреждение должно быть напечатано на второй самой обозримой части поверхности единичной упаковки, а также на любой другой наружной упаковке, за исключением дополнительной прозрачной упаковки, используемой в розничных продажах.
    Государства-члены ЕС могут самостоятельно определить распределение предупредительных надписей в соответствии с языковыми требованиями.
    3.Правила использования цветных фотографий либо других иллюстраций для наглядности и объяснения последствий курения для здоровья человека должны быть одобрены Европейской комиссией в целях гарантии недискриминации принципов свободного внутреннего рынка. Такие меры, призванные исправить несущественные элементы настоящей Директивы путем ее дополнения, должны быть приняты в соответствии с регламентарными процедурами с тщательностью, к которой обязывает статья 10 (3).
    Требование государств-членов ЕС ввести дополнительные предупреждения в форме цветных фотографий либо иных иллюстраций должно соответствовать вышеуказанным правилам.
    4.Табачные изделия для внутриротового использования в случаях, когда их представление на рынок разрешается статьей 8, и табачные изделия, не выделяющие дыма, должны содержать следующую предупредительную надпись:
    "Данное табачное изделие способно нанести вред Вашему здоровью и вызывает привыкание".

    Данное предупреждение должно быть напечатано на второй самой обозримой части поверхности единичной упаковки, а также на любой другой наружной упаковке, за исключением дополнительной прозрачной упаковки, используемой в розничных продажах.
    Государства-члены ЕС могут самостоятельно определить распределение предупредительных надписей в соответствии с языковыми требованиями.
    5.Общее предупреждение в соответствии с параграфом 2 "a" и предупреждение для табачных изделий, не выделяющих дыма, и табачных изделий для внутриротового использования в соответствии с параграфом 4 должны быть напечатаны на не менее 30 процентах внешней поверхности единичной упаковки. Этот процент возрастает до 32 процентов для государств-членов ЕС с двумя официальными языками и до 35 процентов для государств-членов ЕС с тремя официальными языками. Дополнительное предупреждение согласно параграфу 2 "b" должно быть напечатано на не менее 40 процентах внешней поверхности единичной упаковки. Этот процент возрастает до 45 процентов для государств-членов ЕС с двумя официальными языками и до 50 процентов для государств-членов ЕС с тремя официальными языками.
    В случае с единичной упаковкой табачных изделий, отличных от сигарет, самая обозримая часть которых превышает 75 кв. см предупреждение в соответствии с параграфом 2 должно покрывать область не менее 22,5 кв. см. Эта область возрастает до 24 кв. см для государств-членов ЕС с двумя официальными языками и до 26,25 кв. см для государств-членов ЕС с тремя официальными языками.
    6.Текст предупредительной надписи о концентрации вредных веществ в соответствии с настоящей статьей должен быть:
    a) напечатан черным полужирным шрифтом Helvetica на белом фоне. В соответствии с языковыми требованиями государства-члены ЕС должны иметь право определения размера шрифта с тем условием, что установленный национальным законодательством размер шрифта должен позволять тексту занимать максимально возможную поверхность, предусмотренную для такого текста;
    b) напечатан в нижнем регистре, за исключением заглавной буквы текста и случаев, предусмотренных грамматическими правилами;
    c) напечатан по центру той области, в которой он должен быть напечатан, параллельно верхнему краю упаковки;
    d) для изделий, перечисленных в параграфе 4, ограничен черной границей шириной 3 - 4 мм, которая не должна накладываться на текст предупреждения либо информации;
    e) напечатан на официальном языке/языках государства-члена ЕС, на рынок которого изделие выпущено в обращение.
    7.Печать текстов в соответствии с настоящей статьей на отметках об уплате налогов на единичной упаковке запрещается. Тексты должны быть печатными, неустранимыми и не должны быть скрыты либо пересечены другим печатным текстом либо изображением, либо местом открытия упаковки. В случае с табачными изделиями, отличными от сигарет, надписи могут прикрепляться к упаковке посредством стикеров с условием, что такие стикеры неустранимы.
    8.Государства-члены ЕС могут постановить, что предупредительные надписи в соответствии с параграфами 2 и 4 должны находиться за пределами надписи об органе власти, требующем их нанесения.
    9.Для того чтобы гарантировать идентификацию и прослеживаемость изделия, табачное изделие должно маркироваться соответствующим образом, посредством указания номера либо его эквивалента партии на каждой упаковке, причем место и время производства должны быть хорошо различимы.
    Технические средства для применения данного положения должны соответствовать процедуре, установленной в статье 10 (2).
    1.Государства-члены ЕС должны обязать производителей и импортеров табачной продукции представить на их рассмотрение перечень всех ингредиентов, а также их количество, использованных в производстве этой табачной продукции, для каждой из торговых марок и для каждого вида изделия.
    Этот перечень должен сопровождаться обоснованием использования данных ингредиентов в производстве указанных табачных изделий. Обоснование должно затрагивать функции и категорию ингредиентов. Перечень должен также сопровождаться токсикологическими данными, доступными производителю либо импортеру, в отношении этих ингредиентов до и после сгорания соответственно; особое внимание должно уделяться их влиянию на здоровье человека и inter alia формированию привычки к этим веществам. Этот перечень должен быть составлен в убывающем порядке по удельному весу каждого ингредиента.
    Информация согласно первому подпараграфу должна представляться на ежегодной основе; первая информация должна поступить не позднее 31 декабря 2002 г.
    2.Государства-члены ЕС должны гарантировать гласность информации, полученной ими в соответствии с настоящей статьей, любым доступным способом с целью ее доведения до потребителей. Вместе с тем должное внимание должно уделяться информации о формулах определенных изделий, представляющей собой коммерческую тайну.
    3.Государства-члены ЕС должны гарантировать гласность перечня ингредиентов каждого изделия, указывающего концентрацию смол, никотина и монооксида углерода в изделии.
    4.Каждый год государства-члены ЕС должны передавать все данные и информацию, представленные им в соответствии с настоящей статьей, Европейской комиссии, которая должна принимать их во внимание при составлении отчета, о котором упоминается в статье 11.
    Приведенные в действие 30 сентября 2003 г. и не наносящие ущерба действию статьи 5 (1), тексты, наименования, торговые марки, изобразительные и иные знаки, подразумевающие, что определенное табачное изделие наносит меньший вред здоровью человека, чем иные изделия, не могут быть нанесены на упаковку табачных изделий.
    Государства-члены ЕС обязаны запретить представление на рынке табака для внутриротового использования без ущерба действию статьи 151 Акта "О присоединении Австрии, Финляндии и Швеции".
    1.Решение об адаптации к научно-техническому прогрессу измерительных методов в соответствии со статьей 4 и определений, относящихся к ним, принимается Европейской комиссией. Меры, исправляющие несущественные элементы настоящей Директивы путем ее дополнения, должны быть одобрены в соответствии с регламентарной процедурой с тщательностью, описанной в статье 10 (3).
    2.Решение об адаптации к научно-техническому прогрессу предупреждений о вреде здоровью человека, наносимых на каждую единицу табачной продукции в соответствии с Приложением I, а также о частоте сменяемости таких предупреждений принимается Европейской комиссией. Меры, исправляющие несущественные элементы настоящей Директивы путем ее дополнения, должны быть одобрены в соответствии с регламентарной процедурой с тщательностью, описанной в статье 10 (3).
    3.Европейская комиссия обязана в соответствии с процедурой, установленной в статье 10 (2), адаптировать к научно-техническому прогрессу маркировку табачной продукции в целях ее идентификации и прослеживаемости.
    1.Комиссии должен содействовать Комитет.
    2.При ссылке на данный параграф должны применяться статьи 5 и 7 Решения 1999/468/ЕС с учетом положений статьи 8 данного Решения.
    3.При ссылке на данный параграф должны применяться статьи 5 "а" (1) - (4), 7 Решения 1999/468/ЕС с учетом положений статьи 8 данного Решения.
    Не позднее 31 декабря 2004 г. и впоследствии каждые два года Европейская комиссия обязана представить на рассмотрение Европейского парламента, Совета ЕС и Европейского комитета по социальным и экономическим вопросам отчет об исполнении настоящей Директивы.
    При составлении чернового варианта отчета, описанного в первом параграфе, Европейской комиссии должны содействовать научно-технические эксперты, для того чтобы привести в порядок всю необходимую информацию, имеющуюся в наличии.
    При представлении первого отчета Европейская комиссия должна в первую очередь выделить положения для рассмотрения и развития в свете достижений научно-технического прогресса, включая развитие согласованных на международном уровне правил и стандартов в отношении табачной продукции, а также уделить особое внимание:
    - дальнейшему сокращению максимального содержания вредных веществ в табачных изделиях, установленного в статье 3 (1),
    - возможной связи между данными концентрациями,
    - улучшениям в предупреждениях о вреде табачной продукции здоровью человека в плане размера, положения и самого текста предупредительной надписи,
    - новой научно-технической информации о маркировке и печати на сигаретных пачках фотографий и иных иллюстраций в целях наглядного представления и объяснения опасности курения для здоровья,
    - методологиям более реалистичной оценки и регулирования выделения и вреда токсичных веществ,
    - оценке эффекта привыкания к веществам, формирующим такое привыкание,
    - оценке табачных изделий, которые могут иметь потенциал сокращения вреда здоровью человека,
    - развитию стандартизованных испытательных методов измерения концентрации в сигаретном дыме веществ помимо смол, никотина и монооксида углерода,
    - токсикологическим данным, требуемым от производителей, об ингредиентах и способе их тестирования в целях содействия общественным органам здравоохранения в оценке их использования,
    - развитию стандартов применительно к изделиям, отличным от сигарет, в особенности к трубочному табаку.
    Отчет должен также проанализировать связь между требованиями к маркировке, установленными в статье 5, и поведением потребителей. Отчет должен сопровождаться любыми предложениями о дополнениях настоящей Директивы, которые Европейская комиссия считает необходимыми для дальнейшего развития в сфере табачной продукции в степени, достаточной для учреждения и нормального функционирования внутреннего рынка, а также которые она считает эволюционными, основанными на научных фактах и достижениях в области признанных международных товарных стандартов.
    В рамках первого отчета, на который ссылается статья 11, не позднее 31 декабря 2004 г. и ввиду нормального функционирования внутреннего рынка Европейской комиссии предлагается на основе информации, представленной в соответствии со статьей 6, сделать предложение общего перечня ингредиентов, одобренных для производства табачной продукции, с учетом inter alia привыкания к ним.
    1.Государствам-членам ЕС не разрешается - из соображений ограничения концентрации смол, никотина либо монооксида углерода в сигаретах; из соображений опасности этих веществ для здоровья человека либо ввиду прочих требований настоящей Директивы - запрещать либо ограничивать импорт, торговлю либо потребление табачной продукции, удовлетворяющей требованиям настоящей Директивы, за исключением мер, принятых с целью проверки данных, представленных согласно статье 4.
    2.Настоящая Директива не должна затрагивать право государств-членов ЕС применять либо вводить в соответствии с Договором более строгие правила в отношении производства, импорта, продажи и потребления табачной продукции, которые они считают необходимыми для защиты общественного здоровья, если такие правила не противоречат правилам, установленным настоящей Директивой.
    3.В частности, государствам-членам ЕС разрешается запрещать использование ингредиентов, повышающих привыкаемость к табачным изделиям, во время разработки общего перечня ингредиентов, на которые ссылается статья 12.
    1.Без ущерба действию первого параграфа статьи 15 государства-члены ЕС обязаны ввести в действие законодательные, регламентарные и административные положения, необходимые для соблюдения настоящей Директивы, до 30 сентября 2002 г., о чем они должны незамедлительно известить Европейскую комиссию.
    Принимаемые государствами-членами ЕС вышеуказанные положения должны содержать ссылку на настоящую Директиву либо должны сопровождаться такой ссылкой в случае их официальной публикации. Государства-члены ЕС должны определить, каким образом сделать такую ссылку.
    2.Изделия, не соответствующие положениям настоящей Директивы, могут обращаться на рынке не более чем в течение года с даты, определенной параграфом 1.
    3.Как исключение из положений параграфа 2, изделия, отличные от сигарет, не соответствующие положениям настоящей Директивы, могут обращаться на рынке не более чем в течение двух лет с даты, определенной параграфом 1.
    4.Государства-члены ЕС обязуются представить на рассмотрение Европейской комиссии текст положений национального законодательства, принятого в области, регулируемой настоящей Директивой.
    Директивы 89/622/ЕЭС и 90/239/ЕЭС аннулируются настоящей Директивой без ущерба обязательствам государств-членов ЕС в отношении временных пределов для преобразования в национальное право и исполнения директив, перечисленных в Приложении II.
    Ссылки на аннулированные Директивы должны толковаться как ссылки на настоящую Директиву и трактоваться в соответствии с корреляционной таблицей в Приложении III.
    Настоящая Директива должна вступить в силу в день ее публикации в Официальном журнале Сообщества.
    Настоящая Директива адресуется государствам-членам ЕС.