Международная организация
Основы законодательства от 10 июля 1998 года

Европейская хартия о законе о статусе судей

Приняты
Советом Европы
10 июля 1998 года
    Участники многостороннего семинара по закону о статусе судей в Европе, организованного Советом Европы 8-10 июля 1998,
    С учетом статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающей, что "каждый человек имеет право на справедливое открытое разбирательство в разумные сроки независимым беспристрастным судом, учрежденным законом";
    С учетом Основных принципов Организации Объединенных Наций о независимости судей, одобренных Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в ноябре 1985 года;
    Ссылаясь на Рекомендацию N R (94) 12 Комитета министров государствам-членам по независимости, эффективности и роли судей и признавая выраженные в ней цели;
    Будучи заинтересованными в более эффективном содействии развитию независимости судей, необходимой для укрепления верховенства права и для защиты свободы личности в демократических государствах;
    Сознавая необходимость того, что положения, направленные на обеспечение наибольших гарантий компетентности, независимости и беспристрастности судей, должны быть изложены в официальном документе, предназначенном для всех европейских государств;
    Стремясь к тому, чтобы законы о статусе судей различных европейских стран учитывали эти положения в целях обеспечения наивысшего уровня гарантий в конкретных формулировках;
    Приняли настоящую Европейскую хартию о законе о статусе судей
    1.Общие принципы
    1.1.Целью закона о статусе судей является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, на которые законно рассчитывает каждый человек при обращении в суд и к каждому судье за защитой своих прав. В нем не должно быть положений и процедур, способных подорвать уверенность в такой компетентности, такой независимости и такой беспристрастности. Настоящая Хартия состоит из положений, способных наилучшим образом гарантировать достижение этих целей. Ее положения направлены на повышение уровня гарантий в различных европейских государствах. В национальные законы не могут вноситься изменения, направленные на снижение уровня гарантий, уже достигнутых в соответствующих странах.
    1.2.В каждом европейском государстве основные принципы закона о статусе судей излагаются во внутренних нормах высшего уровня, а его правила - в нормах не ниже законодательного уровня.
    1.3.В отношении каждого решения, связанного с подбором, отбором, назначением, продвижением по службе или окончанием пребывания в должности судьи Закон предусматривает вмешательство органа, независимого от исполнительной и законодательной власти, в котором не менее половины принимающих участие в заседании являются судьями, избранными такими же судьями в порядке, гарантирующем самое широкое представительство судей.
    1.4.Закон дает каждому судье, считающему, что его права по Закону или в более широком смысле его независимость либо независимость юридического процесса так или иначе находятся под угрозой или не принимаются во внимание, возможность обратиться к такому независимому органу, обладающему эффективными средствами правового воздействия либо способному предложить такое средство.
    1.5.Судьи при исполнении своих обязанностей должны быть доступными и уважительными по отношению к обращающимся к ним лицам, они должны заботиться о поддержании высокого уровня компетентности, необходимого для решения дел в каждом конкретном случае, ибо от решений судьи зависит гарантия прав личности, и о сохранении в тайне сведений, становящихся известными им в ходе судебного разбирательства.
    1.6.Государство обязано обеспечивать судей средствами для надлежащего выполнения ими своих задач, и в частности для рассмотрения дел в разумные сроки.
    1.7.Профессиональные организации, учрежденные судьями и открытые для свободного вступления в них для всех судей, играют большую роль в защите прав, предоставленных судьям их Законом, и в частности по отношению к властям и органам, причастным к принятию решений, касающихся судей.
    1.8.Судьи через своих представителей и через свои профессиональные организации принимают участие в принятии решений, связанных с управлением судами и с определением их средств, а также с их распределением на общенациональном и местном уровне. В том же порядке с судьями проводятся консультации по планам изменения их Закона и при определении условий их вознаграждения и социального обеспечения
    2.Подбор, отбор и первоначальное обучение
    2.1.Нормы Закона, регулирующие подбор и отбор судей независимым органом или коллегией, за основу выбора кандидатов берут их способность свободно и беспристрастно оценивать правовые вопросы, которые будут передаваться им на рассмотрение, и применять закон по ним, не ущемляя чувства собственного достоинства личности. Закон не допускает дискриминации кандидатов по полу, национальной принадлежности или социальному происхождению, а также по философским и политическим взглядам или религиозным убеждениям.
    2.2.Закон предусматривает условия, гарантирующие, посредством предъявления к кандидатам требований, связанных с образовательной квалификацией или предшествующим опытом, способность конкретно исполнять судейские обязанности.
    2.3.Закон обеспечивает, с помощью соответствующего обучения за счет государства, подготовку выбранных кандидатов для эффективного выполнения судейских обязанностей. Орган, указанный в пункте 1.3 настоящей Хартии, обеспечивает соответствие учебных программ и организации, реализующей их, требованиям компетентности, непредвзятости, и беспристрастности, необходимых при выполнении судейских обязанностей.
    3.Назначение и несменяемость
    3.1.Решение о назначении выбранного кандидата на должность судьи и о направлении его в тот или иной суд принимается независимым органом, указанным в пункте 1.3 настоящей Хартии, или по его предложению или рекомендации, или с его согласия, или на основании его заключения.
    3.2.Закон устанавливает обстоятельства, при которых предшествующая деятельность кандидата или же деятельность его близких родственников могут, по причине законных объективных сомнений, порождаемых такой деятельностью в отношении беспристрастности и независимости данного кандидата, являться препятствием для назначения его в суд.
    3.3.Если процедура отбора предусматривает испытательный срок, по необходимости короткий, после условного назначения на должность судьи, но до утверждения на постоянной основе, или же если назначение произведено на ограниченный срок с возможностью его продления, то решение о неназначении на постоянную должность или о непродлении срока может быть принято только независимым органом, указанным в пункте 1.3 Хартии, или по его предложению или рекомендации, или с его согласия, или на основании его заключения. Положения пункта 1.4 Хартии также применимы к лицу, подлежащему испытательному сроку.
    3.4.Судья, занимающий должность в суде, в принципе не может быть назначен на другую судейскую должность или направлен в другое место, даже в порядке продвижения по службе, без его свободно выраженного согласия на это. Исключения из этого принципа допускаются только в случае, если перевод предусмотрен и объявлен в порядке дисциплинарного взыскания, в случае законного изменения судебной системы и в случае временного назначения для укрепления соседнего суда, причем максимальная продолжительность такого назначения должна быть строго ограничена в Законе, и при этом не исключается возможность применения положений статьи 1.4 Хартии.
    4.Развитие карьеры
    4.1.Если система продвижения по службе не основана на трудовом стаже, то она строится исключительно на качествах и достоинствах, проявляемых при выполнении обязанностей, возложенных на судью, посредством объективной оценки, проводимой одним или несколькими судьями и обсуждаемой с заинтересованным судьей. Решения о повышении в должности затем выносятся органом, указанным в пункте 1.3 Хартии, или по его предложению или с его согласия. Судьи, не продвигаемые по службе, должны иметь право на подачу жалобы в указанный орган.
    4.2.Судьи свободно осуществляют деятельность за пределами своего судейского мандата, в том числе деятельность, являющуюся олицетворением их гражданских прав. Эта свобода не может быть ограничена, до тех пор пока такая посторонняя деятельность не станет несовместимой с уверенностью в беспристрастности или независимости или же с его готовностью тщательно заниматься в надлежащие сроки поставленными перед ним вопросами. На занятие посторонней деятельностью (кроме литературной и художественной), связанной с вознаграждением, необходимо получение предварительного разрешения на условиях, установленных Законом.
    4.3.Судьи должны воздерживаться от поступков, действий или высказываний, способных поколебать уверенность в их беспристрастности или независимости.
    4.4.Закон гарантирует судьям поддержание на должном уровне и расширение их эрудиции - как профессиональной, так и социально-культурной, необходимой для выполнения их обязанностей, посредством предоставления им периодически возможности переподготовки за счет государства и обеспечивает ее организацию, соблюдая при этом условия, изложенные в пункте 2.3 Хартии
    5.Ответственность
    5.1.Халатность судьи при исполнении одной из обязанностей, прямо закрепленной в Законе, может привести к применению к нему санкции, если будет принято соответствующее решение, - на основании предложения, рекомендации или согласия коллегии или органа, состоящего не менее чем наполовину из избранных судей - в рамках производства с полным заслушиванием сторон, причем судье, против которого возбуждено дело, должно быть предоставлено право на представительство его интересов. Конкретные меры наказания, которые могут применяться к судьям, должны быть перечислены в Законе, а назначаться они должны на основе принципа соразмерности. Решение исполнительного органа, коллегии или органа, назначающего наказание, как это предусмотрено в Хартии, может быть обжаловано в вышестоящий судебный орган.
    5.2.Компенсация за ущерб, понесенный неправомерно в результате решения или поведения судьи при исполнении им своих обязанностей, гарантируется государством. В Законе может быть предусмотрено право государства потребовать от судьи в судебном порядке возмещения таких расходов, но не больше установленных размеров, в случае грубого и непростительного нарушения правил, регулирующих исполнение судейских обязанностей. Предъявление иска в соответствующий суд допустимо по предварительному согласованию с органом, указанным в пункте 1.3 Хартии.
    5.3.Каждый человек должен иметь возможность обратиться без особых формальностей в независимый орган с жалобой по поводу судебной ошибки по конкретному делу. Такой орган должен быть правомочен, если в результате тщательного расследования будет бесспорно доказано, что судья допустил халатность, предусмотренную пунктом 5.1 Хартии, передать дело в дисциплинарный орган, или же в крайнем случае обратиться в уполномоченный на то по Закону орган с рекомендацией о передаче такого дела по принадлежности.
    6.Вознаграждение и социальное обеспечение
    6.1.Судьи, выполняющие судейские функции в профессиональном качестве, имеют право на вознаграждение, уровень которого должен быть таким, чтобы они были защищены от давления при принятии ими решений и в работе вообще, то есть чтобы не были умалены их независимость и беспристрастность.
    6.2.Размер вознаграждения может зависеть от стажа, от характера обязанностей, выполнение которых поручается судьям в профессиональном качестве, и от важности задач, возложенных на них, причем оценка всех этих факторов должна проводиться в условиях гласности.
    6.3.Закон обеспечивает гарантии для судей, действующих в профессиональном качестве, от социальных рисков, связанных с болезнью, беременностью и родами, инвалидностью, старостью и смертью.
    6.4.В частности, Закон предусматривает, что судьи, достигшие установленного законом возраста для выхода в отставку с судейской должности и исполнявшие судейские обязанности в течение определенного срока, должны получать пенсию по выходу в отставку, уровень которой должен быть как можно ближе к уровню их последней заработной платы в качестве судьи.
    7.Прекращение полномочий судьи
    7.1.Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям: письменное заявление судьи об отставке, медицинская справка о непригодности по состоянию здоровья, достижение предельного возраста, истечение установленного законом срока, увольнение в порядке, установленном в пункте 5.1 Хартии.
    7.2.Наступление одного из оснований, предусмотренных в пункте 7.1 Хартии, кроме достижения предельного возраста и истечения установленного срока пребывания в должности, должны быть удостоверены органом, указанным в пункте 1.3 Хартии.