<1> Государства-члены Совета Европы по состоянию на ноябрь 1996 года: Австрия, Албания, Андорра, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Словения, Соединенное Королевство, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония и "бывшая Югославская Республика Македония".
<2> В большинстве стран Центральной и Восточной Европы используется термин "citizenship", который имеет то же значение, что и термин "nationality", используемый в Конвенции и в большинстве западноевропейских государств.
<3> См. Протокол о поправках к Конвенции (ETS N 95) и Дополнительный протокол к Конвенции (ETS N 96).
<4> Первоначально Председателем КЭГ являлся г-н Г. Кожанек (Италия), а затем г-н У. Хак (Австрия). Председателем же рабочей группы первоначально являлся г-н Хак, а затем г-н Р. Шерер (Швейцария). В КЭГ были представлены все государства-члены Совета Европы. В работе этого Комитета участвовали также наблюдатели от Армении, Беларуси, Боснии-Герцеговины, Канады, Кыргызстана, Святейшего Престола, Международной комиссии по актам гражданского состояния (МКАГС), Международной организации по миграции (MOM), Гаагской конференции по международному частному праву и Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ). Кроме того, в этой работе принимал участие представитель Комиссии Европейских сообществ.
<5> Другие важнейшие соглашения включают Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Конвенцию 1951 года о статусе беженцев, Конвенцию 1954 года о статусе лиц без гражданства, Конвенцию 1957 года о гражданстве замужней женщины, Конвенцию 1961 года о сокращении безгражданства, Факультативные протоколы о приобретении гражданства к Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях и Венской конвенции 1963 года о консульских сношениях, Конвенцию Международной комиссии по актам гражданского состояния 1964 года об обмене информацией, касающейся приобретения гражданства, Международную конвенцию о ликвидации расовой дискриминации, Международный пакт 1966 года о гражданских и политических правах, Европейскую конвенцию 1967 года об усыновлении детей, Американскую конвенцию 1969 года о правах человека, Конвенцию Международной комиссии по актам гражданского состояния 1973 года о сокращении числа случаев безгражданства, Конвенцию 1979 года о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Конвенцию 1989 года о правах ребенка.
<6> Наиболее актуальными являются следующие Решения Европейского суда по правам человека: Абдулазиз, Кабалес и Балкандали от 28 мая 1985 года, том 94; Беррехаб от 21 июня 1988 года, том 138; Мустаким от 18 февраля 1991 года, том 193; Крус Варас от 20 марта 1991 года, том 201; Белджуди от 26 марта 1992 года, том 234-A; Насри от 13 июля 1995 года, том 324; Гюль от 19 февраля 1996 года; Буганеми от 24 апреля 1996 года. См. также важное заключение Европейской комиссии по правам человека по делу Восточноафриканские выходцы из Азии от 14 декабря 1973 года, опубликованное в (1994) HRLJ, Vol. 15, р. 215.
<7> Вмешательство в осуществление этого права допускается только в соответствии с пунктом 2 статьи 8 со стороны публичной власти для предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц и только тогда, когда такое вмешательство необходимо в демократическом обществе (см. вышеупомянутое дело Буганеми).
<8> См. Декреты Туниса и Марокко о гражданстве, PCIJ Reports (1923), Series В. N 4.
<9> См., в частности, материалы Межамериканского суда по правам человека, который в своем консультативном заключении 1984 года провозгласил, что право на гражданство является неотъемлемым правом человека, признанным международным правом, и что полномочия государств в области регулирования вопросов, касающихся гражданства, ограничиваются их обязательствами по обеспечению полной защиты прав человека (Кас.: Поправки к положениям Конституции Коста-Рики о приобретении гражданства, OC-4/84, (1984) 5 HRLJ 161).
<10> Рассуждения по поводу существования и точного содержания права на гражданство см. Chan, "The right to a nationality as a human right", 12 HRLJ 1 (1991).
<11> См. также главу VI, ниже, о правопреемстве государств и гражданстве.
<12> Ср. статья 2 (2) Директивы Совета 68/360 - трудящиеся: "Государства-члены, действуя в соответствии со своим законодательством, выдают и продлевают срок действия удостоверения личности или паспорта, в котором, в частности, указывается гражданство предъявителя". Это правило применимо также mutatis mutandis к учащимся - Директива Совета 93/96; к лицам, работающим по найму и работающим не по найму, которые прекратили свою производственную деятельность - Директива Совета 90/365; к тем, кто предоставляет услуги, или к лицам, работающим не по найму - Директива Совета 73/148; к лицам, имеющим вид на жительство - Директива Совета 90/364.
<13> Эти документы включают, в частности, Рекомендацию N R(94)12 о независимости, эффективности и роли судей и Рекомендацию N R(95)5, касающуюся введения в действие и совершенствования функционирования систем и процедур обжалования по гражданским и торговым делам. См. издания Совета Европы об эффективности и справедливости правосудия.
<14> См., в частности, дело Рингайзен, 16 июля 1971 года, том 13, дело Голдер, 21 февраля 1975 года, том 18, дело Эйри, 9 октября 1979 года, том 32, и дело Альбер и Ле Конт, 10 февраля 1982 года, том 58.
<15> Особого внимания заслуживают следующие Решения Европейского суда по правам человека: Беррехаб, 21 июня 1988 года, том 138; Мустаким, 18 февраля 1991 года, том 193; Белджуди, 26 марта 1992 года, том 234-А; Насри, 13 июля 1995 года, том 324; Гюль, 19 февраля 1996 года.
<16> См. также следующие Решения Европейского суда: Комиссия Европейских Сообществ против Люксембурга, C-473/93, 2 июля 1996 года; Комиссия Европейских Сообществ против Бельгии, C-173/94, 2 июля 1996 года; Комиссия Европейских Сообществ против Греции, C-290/94, 2 июля 1996 года. По этим делам Суд постановил, что отказ ограничить требование о наличии гражданства государственной службой, связанной с осуществлением суверенных прав, противоречит положениям, касающимся свободного перемещения трудящихся в пределах Сообщества.