Международная организация
Директива от 21 декабря 1988 года № 89/106/ЕЭС

О сближении законодательных, нормативных и административных положений государств-членов ЕС относительно строительных материалов [рус., англ.]

Принята
Советом Европейских сообществ
21 декабря 1988 года
    ОТНОСИТЕЛЬНО СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ <**>
    (Брюссель, 21 декабря 1988 года)
    (текст в редакции Директивы 93/68/ЕЭС Совета ЕС от 22 июля 1993 г. и Регламента Европейского парламента и Совета ЕС 1882/2003 от 29 сентября 2003 г.)
    --------------------------------
    <*> Перевод Тутаевой Ю.И.
    <**> Council Directive of 21 December 1988 on the approximation of laws, regulations and administrative provisions of the Member States relating to construction products. Опубликована в Официальном журнале (далее - ОЖ) N L 40, 11.02.1989, с. 12.
    Совет Европейских сообществ,
    руководствуясь Договором об учреждении Европейского экономического сообщества и, в частности, его статьей 100 "а",
    на основании предложения Европейской комиссии <*>,
    --------------------------------
    <*> ОЖ N C 93, 06.04.1987. с. 1.
    в сотрудничестве с Европейским парламентом <*>,
    --------------------------------
    <*> ОЖ N C 305, 16.11.1987, с. 74 и ОЖ N C 326, 19.12.1988.
    с учетом заключения Комитета по социальным и экономическим вопросам <*>,
    --------------------------------
    <*> ОЖ N C 95, 11.04.1988, с. 29.
    принимая во внимание следующие обстоятельства:
    государства-члены ЕС несут ответственность за проведение на своей территории работ по проектированию и сооружению зданий и объектов инфраструктуры способом, не наносящим ущерба безопасности людей, домашних животных и имущества, при соблюдении иных основных требований в интересах всеобщего благосостояния;
    в государствах-членах ЕС существуют положения, закрепляющие требования, которые относятся не только к безопасности зданий, но и к здоровью, прочности, экономии энергии, защите окружающей среды, экономическим и другим общественно важным аспектам;
    данные требования, часто являющиеся предметом национальных законодательных, нормативных и административных положений, оказывают непосредственное влияние на основные характеристики используемых строительных материалов и находят отражение в национальных стандартах на продукцию, технических разрешениях и других технических условиях и положениях, которые в силу своей несогласованности препятствуют развитию торговли внутри Сообщества;
    в параграфе 71 Белой книги о завершении формирования внутреннего рынка, утвержденной Советом ЕС в июне 1985 года, отмечается, что в рамках общей политики особое внимание уделяется определенным сферам деятельности, в том числе строительству; устранение технических барьеров в области строительства в той мере, в какой они не могут быть устранены путем взаимного признания равнозначности между всеми государствами-членами ЕС, должно осуществляться путем применения подхода, обозначенного в Решении Совета ЕС от 7 мая 1985 года <*> и устанавливающего необходимость определения основных требований в отношении безопасности и иных важных для всеобщего благосостояния аспектов, не снижая уже существующие и оправданные уровни защиты в государствах-членах ЕС;
    --------------------------------
    <*> ОЖ N C 136, 04.06.1985, с. 1.
    основные требования включают в себя как общие, так и конкретизированные характеристики, которым должны соответствовать строительные сооружения; указанные сооружения должны с достаточной степенью достоверности соответствовать одному, нескольким или комплексу указанных требований в случаях, предусмотренных регламентами;
    в целях конкретизации основных требований с технической точки зрения в качестве основы для гармонизированных стандартов или иных технических условий на европейском уровне, а также для разработки или предоставления Европейского технического разрешения утверждаются пояснительные документы;
    указанные основные требования обеспечивают основу для разработки на европейском уровне гармонизированных стандартов в области строительных материалов; в целях извлечения максимальной выгоды для единого внутреннего рынка, обеспечения доступа на данный рынок максимальному количеству производителей, гарантирования максимальной прозрачности рынка и создания условий для гармонизированной системы общих правил в строительной отрасли гармонизированные стандарты должны быть приняты как можно быстрее; данные стандарты разрабатываются частными органами и должны оставаться документами, носящими диспозитивный характер; в этих целях Европейский комитет по стандартизации (CEN) и Европейский комитет по электротехнической стандартизации (Cenelec) признаны компетентными органами для принятия гармонизированных стандартов в соответствии с Общими руководящими принципами взаимодействия Европейской комиссии и двух указанных органов, подписанными 13 ноября 1984 года; в целях настоящей Директивы под гармонизированным стандартом понимается техническое условие (европейский стандарт или гармонизированный документ), принятое одним из или обоими вышеуказанными органами по поручению Европейской комиссии в соответствии с положениями Директивы Совета ЕС 83/189/ЕЭС от 28 марта 1983 года, устанавливающей процедуру по обеспечению информации в области технических стандартов и регламентов <*>;
    --------------------------------
    <*> ОЖ N L 109, 26.04.1983, с. 8.
    с учетом особого характера строительных материалов требуется точное формулирование данных гармонизированных стандартов; поэтому в целях установления связи между поручениями на стандартизацию и основными требованиями необходимо разработать пояснительные документы; гармонизированные стандарты, сформулированные по возможности в виде эксплуатационных свойств материалов, учитывают данные пояснительные документы, разработанные в сотрудничестве с государствами-членами ЕС;
    уровень эксплуатационных свойств материалов и требования, которым они должны соответствовать в государствах-членах ЕС в будущем, классифицируются в пояснительных документах и гармонизированных технических условиях с учетом различного уровня основных требований, предъявляемых к отдельным видам сооружений, а также различных условий, существующих в государствах-членах ЕС;
    гармонизированные стандарты должны содержать классификации, позволяющие сохранить свое присутствие на рынке тем строительным материалам, которые соответствуют основным требованиям, производятся и используются законным образом в соответствии с техническими традициями, обусловленными местными климатическими и иными факторами;
    строительный материал предполагается пригодным к использованию при условии его соответствия гармонизированному стандарту, Европейскому техническому разрешению или негармонизированным техническим условиям, признанным на уровне Сообщества; в случае если материалы, принимая во внимание основные требования, не имеют существенного значения и отклоняются от существующих технических условий, их пригодность к использованию может быть подтверждена уполномоченным органом;
    материалы, пригодные к использованию, легко различимы по ЕС-маркировке; они должны находиться в свободном обращении и использовании согласно своему назначению в рамках Сообщества;
    в отношении материалов, для которых в течение разумного срока не могут быть разработаны или предусмотрены Европейские стандарты, либо материалов, существенно отклоняющихся от стандарта, пригодность к использованию может быть подтверждена Европейскими техническими разрешениями на основании общих директив; общие директивы для предоставления Европейских технических разрешений принимаются на основе пояснительных документов;
    в отсутствие гармонизированных стандартов и Европейских технических разрешений в качестве достаточного основания для презумпции соблюдения основных требований могут выступать национальные или иные негармонизированные технические условия;
    необходимо обеспечить соответствие материалов гармонизированным стандартам или негармонизированным техническим условиям, признанным на европейском уровне, с помощью процедуры контроля производства со стороны производителей, а также процедур наблюдения, тестирования и сертификации со стороны независимых компетентных третьих лиц или самого производителя;
    в отношении материалов, для которых еще не существуют стандарты или технические разрешения, признанные на европейском уровне, в качестве временной меры должна быть предусмотрена специальная процедура; данная процедура должна способствовать признанию результатов тестирования, проведенного в одном государстве-члене ЕС в соответствии с техническими требованиями, адресованными другому государству-члену ЕС;
    в целях содействия Европейской комиссии в вопросах реализации и практического применения настоящей Директивы должен быть учрежден Постоянный комитет по строительству, состоящий из экспертов, назначенных государствами-членами ЕС;
    ответственность государств-членов ЕС за безопасность, здоровье и другие аспекты, входящие в сферу регулирования основных требований на их территории, должна быть признана в статье о гарантиях, предусматривающей адекватные меры защиты,
    принял настоящую Директиву:
  1. Глава 1.Сфера применения - определения - требования - Технические условия - Свободный оборот товаров

  2. 1.Настоящая Директива применяется к строительным материалам в той мере, в какой к ним относятся основные требования, предъявляемые к строительным сооружениям и предусмотренные параграфом 1 статьи 3.
    2.В целях настоящей Директивы под "строительным материалом" понимается любой материал, производимый для встраивания долговременным образом в строительные сооружения, включающие в себя как здания, так и объекты инфраструктуры.
    "Строительные материалы" в дальнейшем именуются "материалы"; строительные сооружения, включающие в себя как здания, так и объекты инфраструктуры, в дальнейшем именуются "сооружения".
    1.Государства-члены ЕС принимают все необходимые меры для того, чтобы материалы, указанные в статье 1 и предназначенные для использования при строительстве сооружений, могли быть представлены на рынке только в том случае, если они пригодны для целей их использования, то есть имеют такие характеристики, которые при условии надлежащего проектирования и строительства позволят сооружениям, в которые они должны быть вмонтированы, собраны, использованы или установлены, соответствовать основным требованиям, указанным в статье 3, в случае, когда сооружения являются предметом регламентации, содержащей такие требования.
    2.a) Если материалы являются предметом регламентации других директив, касающихся иных аспектов и предусматривающих нанесение СЕ-маркировки, указанной в параграфе 2 статьи 4, данная маркировка предполагает соответствие материалов положениям таких директив.
    b) Однако, если одна или несколько из этих директив в течение переходного периода предоставляют производителю право выбора, СЕ-маркировка обозначает соответствие только директивам, используемым производителем. В этом случае положения применяемых директив, опубликованные в Официальном журнале Европейского сообщества, должны указываться в документах, уведомлениях или инструкциях, определяемых директивами и сопровождающих такие материалы.
    3.В случае если предметом регламентации последующей директивы будут иные аспекты и только в незначительной степени основные требования настоящей Директивы, более поздняя директива должна содержать положения, обеспечивающие ее соответствие требованиям настоящей Директивы.
    4.Настоящая Директива не затрагивает право государств-членов ЕС устанавливать - при условии надлежащего соблюдения положений Договора - требования, которые они считают необходимыми для обеспечения гарантий безопасности рабочих при использовании материалов, если это не подразумевает изменение последних способом, не предусмотренным настоящей Директивой.
    1.Основные требования, предъявляемые к сооружениям и способные повлиять на технические характеристики материала, сформулированы в Приложении 1 в виде целевых установок. Возможно применение одного, некоторых или всех требований; они должны соблюдаться в течение экономически оправданного срока службы.
    2.С целью учета возможных различий в географических или климатических условиях, образе жизни, а также в уровнях защиты, которые могут преобладать на национальном, региональном или местном уровне, каждое основное требование может стать основой для установления в документах, указанных в параграфе 3, и технических условиях, указанных в статье 4, классов с целью обеспечения возможности соблюдения данного требования.
    3.Основные требования конкретизируются в документах (пояснительных документах) с целью установления необходимых связей между основными требованиями, изложенными в параграфе 1, и поручениями на стандартизацию, разработку руководств по предоставлению Европейского технического разрешения или процедурой признания иных технических условий согласно статьям 4 и 5.
    1.В целях настоящей Директивы стандарты и технические разрешения именуются "технические условия".
    В целях настоящей Директивы под гармонизированными стандартами подразумеваются технические условия, принятые CEN, Cenelec или этими двумя органами по поручению Европейской комиссии, данному согласно Директиве 83/189/ЕЭС на основании заключения Комитета, указанного в статье 19, и в соответствии с общими положениями о сотрудничестве Европейской комиссии и этих двух органов, подписанными 13 ноября 1984 года.
    2.Государства-члены ЕС предполагают, что материалы являются пригодными к использованию, если они позволяют сооружениям, для которых они используются (при условии надлежащего проектирования и строительства последних), соответствовать основным требованиям, указанным в статье 3, и имеют СЕ-маркировку, подтверждающую их соответствие всем положениям настоящей Директивы, в том числе процедурам оценки соответствия, изложенным в главе 5, и процедуре, изложенной в главе 3. СЕ-маркировка обозначает, что они соответствуют:
    a) важным национальным стандартам, соответствующим гармонизированным стандартам, ссылки на которые были опубликованы в Официальном журнале Европейского сообщества. Государства-члены ЕС публикуют ссылки на данные национальные стандарты;
    b) Европейскому техническому разрешению, выданному в соответствии с процедурой, регламентированной в главе 3, или
    c) национальным техническим условиям, указанным в параграфе 3, при отсутствии гармонизированных стандартов; перечень таких национальных условий разрабатывается в соответствии с процедурой, описанной в параграфе 2 статьи 5.
    3.Государства-члены ЕС могут предоставить Европейской комиссии тексты национальных технических условий, которые они считают соответствующими основным требованиям, указанным в статье 3. Европейская комиссия незамедлительно направляет данные национальные технические условия другим государствам-членам ЕС. В соответствии с процедурой, предусмотренной в параграфе 2 статьи 5, она доводит до сведения государств-членов ЕС национальные технические условия, в отношении которых существует презумпция соответствия основным требованиям, указанным в статье 3.
    Данная процедура инициируется и осуществляется Европейской комиссией по согласованию с комитетом, указанным в статье 19.
    Государства-члены ЕС публикуют ссылки на указанные технические условия. Европейская комиссия также публикует их в Официальном журнале Европейского сообщества.
    4.В случае если производитель или его представитель, расположенный на территории Сообщества, не применили или применили частично существующие технические условия, указанные в параграфе 2, согласно которым в соответствии с параметрами, изложенными в параграфе 4 статьи 13, материал должен являться предметом декларации о соответствии в порядке, определенном в пункте "ii" части 2 Приложения 3 ( второй и третий варианты), применяются решения согласно параграфу 4 статьи 13 и Приложению 3. Пригодность таких материалов к использованию согласно параграфу 1 статьи 2 определяется в соответствии с процедурой, предусмотренной в пункте "ii" части 2 Приложения 3 (второй вариант).
    5.Европейская комиссия по согласованию с Комитетом, указанным в статье 19, разрабатывает, контролирует и периодически пересматривает перечень материалов, оказывающих незначительное влияние на здоровье и безопасность, присутствие которых на рынке санкционируется декларацией производителя о соответствии "общепризнанному технологическому правилу".
    6.СЕ-маркировка означает, что материалы соответствуют требованиям параграфов 2 и 4 настоящей статьи. Лицами, ответственными за нанесение СЕ-маркировки непосредственно на материал, этикетку, упаковку или сопровождающие торговые документы, являются производитель или его представитель, расположенный на территории Сообщества.
    Образец СЕ-маркировки и условия его использования приведены в Приложении 3.
    На материалы, указанные в параграфе 5, СЕ-маркировка не наносится.
    1.В случае если государство-член ЕС или Европейской комиссия полагают, что гармонизированные стандарты, Европейские технические разрешения, указанные в пунктах "a" и "b" параграфа 2 статьи 4, или поручения, указанные в главе 2, не соответствуют положениям статей 2 и 3, такое государство-член ЕС или Европейская комиссия уведомляют об этом комитет, указанный в статье 19, излагая свои аргументы. Комитет незамедлительно дает заключение.
    В свете заключения комитета и после согласования с комитетом, учрежденным согласно Директиве 83/189/ЕЭС, в части, касающейся гармонизированных стандартов, Европейская комиссия информирует государства-члены ЕС о том, будут ли соответствующие стандарты или разрешения отменены в публикациях, указанных в параграфе 3 статьи 7.
    2.После получение сообщения, указанного в параграфе 3 статьи 4, Европейская комиссия консультируется с комитетом, указанным в статье 19. В соответствии с заключением комитета Европейская комиссия информирует государства-члены ЕС о том, должно ли пользоваться обсуждаемое техническое условие презумпцией соответствия, и при положительном решении публикует ссылку на нее в Официальном журнале Европейского сообщества.
    В случае если Европейская комиссия или государство-член ЕС полагают, что техническое условие больше не соответствует параметрам, необходимым для презумпции соответствия положениям статей 2 и 3, Европейская комиссия консультируется с комитетом, указанным в статье 19. В соответствии с заключением комитета Европейская комиссия информирует государства-члены ЕС о том, должны ли обсуждаемые национальные технические условия продолжать пользоваться презумпцией соответствия, и при отрицательном решении - должны ли быть убраны ссылки, указанные в параграфе 3 статьи 4.
    1.Государства-члены ЕС не препятствуют свободному обороту, присутствию на рынке или использованию на своей территории материалов, удовлетворяющих требованиям настоящей Директивы.
    Государства-члены ЕС гарантируют, что использование таких материалов в соответствии с их назначением не ограничивается правилами и условиями, установленными государственными или частными организациями, действующими в качестве государственных предприятий или организаций в связи с их монополистическим положением на рынке.
    2.Однако государства-члены ЕС допускают присутствие на рынке в рамках своей территории материалов, не предусмотренных параграфом 2 статьи 4, при условии их соответствия национальным положениям, согласующимся с Договором, до тех пор, пока Европейскими техническими условиями, указанными в главах 2 и 3, не будет предусмотрено иное. Европейская комиссия и комитет, указанный в статье 19, на постоянной основе контролируют и пересматривают развитие Европейских технических условий.
    3.В случае если важные Европейские технические условия, сами или на основе пояснительных документов, указанных в параграфе 3 статьи 3, проводят различие между классами, соответствующими разным уровням эксплуатационных свойств материалов, государства-члены ЕС также могут определить такие уровни на своей территории только в рамках классификации, принятой на уровне Сообщества, и только при условии использования одного, нескольких или всех классов.
  3. Глава 2.Гармонизированные стандарты

  4. 1.С целью обеспечения качества гармонизированных стандартов в отношении материалов они принимаются Европейскими организациями по стандартизации на основе поручения, данного Европейской комиссией в соответствии с процедурой, изложенной в Директиве 83/189/ЕЭС, и после согласования с комитетом, указанным в статье 19, согласно Общим положениям о сотрудничестве Европейской комиссии и этих двух органов, подписанным 13 ноября 1984 года.
    2.Принятые таким образом стандарты по возможности формулируются, с учетом пояснительных документов, в виде эксплуатационных свойств материалов.
    3.После принятия стандартов Европейскими организациями по стандартизации Европейская комиссия публикует ссылки на них в серии "C" Официального журнала Европейского сообщества.
  5. Глава 3.Европейское техническое разрешение

  6. 1.Европейское техническое разрешение представляет собой положительную техническую оценку пригодности материала к использованию в соответствии с его назначением, основанную на соответствии основным требованиям, предъявляемым к строительным сооружениям, для которых используется материал.
    2.Европейское техническое разрешение может быть предоставлено:
    a) для материалов, в отношении которых отсутствует гармонизированный стандарт, признанный национальный стандарт, поручение на разработку гармонизированного стандарта, и в отношении которых Европейская комиссия после согласования с комитетом, указанным в статье 19, полагает, что стандарт не мог быть или еще не может быть разработан; и
    b) для материалов, которые в значительной степени отступают от требований гармонизированных или признанных национальных стандартов.
    Даже при наличии поручения на разработку гармонизированного стандарта положения пункта "a" не исключают предоставления Европейского технического разрешения для материалов, для которых существует указание для выдачи такого разрешения. Данная норма применяется до вступления в силу гармонизированного стандарта в государствах-членах ЕС.
    3.В особых случаях Европейская комиссия после согласования с комитетом, указанным в статье 19, может в качестве исключения из пункта "a" параграфа 2 разрешить предоставление Европейского технического разрешения для материалов, для которых существует указание на разработку гармонизированного стандарта или для которых Европейская комиссия установила возможность разработки гармонизированного стандарта. Разрешение действительно в течение ограниченного периода времени.
    4.Европейское техническое разрешение, как правило, предоставляется сроком на пять лет. Данный срок может быть продлен.
    1.Европейское техническое разрешение должно быть основано на исследованиях, тестировании и оценке, опирающихся на пояснительные документы, указанные в параграфе 3 статьи 3, и руководства, указанные в статье 11, для данного материала или соответствующего вида материалов.
    2.В случае если руководства, указанные в статье 11, не существуют или пока не существуют, Европейское техническое разрешение может быть предоставлено со ссылкой на важные основные требования и пояснительные документы при оценке материала органами, совместно действующими в рамках организации, указанной в Приложении 2. Если органы по предоставлению разрешений не могут придти к согласию, вопрос передается на рассмотрение в комитет, указанный в статье 19.
    3.Европейское техническое разрешение на материал предоставляется в государствах-членах ЕС в соответствии с процедурой, изложенной в Приложении 2, на основании заявки производителя или его представителя, расположенного на территории Сообщества.
    1.Каждое государство-член ЕС информирует другие государства-члены ЕС и Европейскую комиссию о наименованиях и адресах органов, которых оно уполномочило на предоставление Европейских технических разрешений.
    2.Органы по предоставлению разрешений должны соответствовать требованиям настоящей Директивы и, в частности, должны быть в состоянии:
    - оценивать пригодность новых материалов к использованию на основе практических и научных знаний,
    - принимать объективные решения относительно преимуществ заинтересованных производителей или их представителей, и
    - определять степень участия в сбалансированной оценке всех заинтересованных сторон.
    3.Перечень органов по предоставлению разрешений, правомочных предоставлять Европейские технические разрешения, а также любые изменения данного перечня, публикуются в серии "C" Официального журнала Европейского Сообщества.
    1.Европейская комиссия по согласованию с комитетом, указанным в статье 19, дает организации, объединяющей назначенные государствами-членами ЕС органы по предоставлению разрешений, поручения на разработку руководств по предоставлению Европейского технического разрешения в отношении материала или вида материалов.
    2.Руководства по предоставлению Европейского технического разрешения в отношении материала или вида материалов должны, в частности, содержать:
    a) перечень важных пояснительных документов, указанных в параграфе 3 статьи 3;
    b) конкретные требования, предъявляемые к материалу в смысле основных требований, указанных в параграфе 1 статьи 3;
    c) процедуры тестирования;
    d) метод оценки и применения результатов тестирования;
    e) процедуры проверки и подтверждения соответствия, которые должны отвечать статьям 13, 14 и 15;
    f) срок действия Европейского технического разрешения.
    3.Государства-члены ЕС после согласования с комитетом, указанным в статье 19, публикуют руководства по предоставлению Европейского технического разрешения на их официальном языке или языках.
  7. Глава 4.Пояснительные документы

  8. 1.Европейская комиссия по согласованию с комитетом, указанным в статье 19, дает указание техническим комитетам, в которых участвуют государства-члены ЕС, разработать пояснительные документы, указанные в параграфе 3 статьи 3.
    2.Пояснительные документы:
    a) конкретизируют основные требования, изложенные в статье 3 и Приложении 1, путем упорядочивания терминологии и технических основ и определения классов или уровней в рамках каждого требования в том случае, если это необходимо и если это позволяет сделать уровень научно-технических знаний;
    b) определяют методы корреляции данных классов или уровней требования с техническими условиями, указанными в статье 4, например, методы вычисления и проверки, технические правила по проектированию и т.д.;
    c) служат справочной информацией при разработке гармонизированных стандартов и руководств по предоставлению Европейского технического разрешения и признанию национальных технических условий в соответствии с параграфом 3 статьи 4.
    3.После запроса заключения комитета, указанного в статье 19, Европейская комиссия публикует пояснительные документы в серии "C" Официального журнала Европейского сообщества.
  9. Глава 5.Подтверждение соответствия

  10. 1.Производитель или его представитель, расположенный на территории Сообщества, несут ответственность за подтверждение соответствия материалов требованиям технических условий согласно статье 4.
    2.Материалы, являющиеся предметом подтверждения соответствия, пользуются презумпцией соответствия техническим условиям согласно статье 4. Соответствие устанавливается посредством тестирования или других доказательств на основе технических условий согласно Приложению 3.
    3.Подтверждение соответствия материала зависит от того:
    a) располагает ли производитель системой производственного контроля продукции, позволяющей обеспечить соответствие производства важным техническим условиям; или
    b) участвует ли уполномоченный орган по сертификации в отношении отдельных материалов, указанных в важных технических условиях, в процедуре оценки и наблюдения за процессом производственного контроля продукции или непосредственно материалом наряду с системой производственного контроля продукции.
    4.Выбор процедуры, применимой в соответствии с параграфом 3 к материалу или виду материалов, осуществляется Европейской комиссией по согласованию с комитетом, указанным в статье 19, согласно положениям Приложения 3 в зависимости от:
    a) значимости материала с точки зрения основных требований, в частности, тех из них, которые имеют отношение к здоровью и безопасности;
    b) основных характеристик материала;
    c) влияния изменчивости характеристик материала на его эксплуатационные свойства;
    d) восприимчивости материала к недостаткам производства.
    В каждом случае выбор осуществляется в пользу наименее сложной процедуры, совместимой с безопасностью.
    Определенная таким образом процедура находит отражение в поручениях и технических условиях или их публикациях.
    5.В случае единичного (несерийного) производства достаточно декларации о соответствии согласно пункту "ii" параграфа 2 Приложения 3, третий вариант, если иное не установлено техническими условиями в отношении материалов, имеющих особо важное значение для здоровья и безопасности.
    1.В соответствии с Приложением 3 процедуры, описанные выше, обеспечивают:
    a) в случае, указанном в пункте "a" параграфа 3 статьи 13, принятие декларации о соответствии материала со стороны производителя или его представителя, расположенного на территории Сообщества; или
    b) в случае, указанном в пункте "b" параграфа 3 статьи 13, предоставление уполномоченным органом по сертификации сертификата соответствия для системы производственного контроля продукции и наблюдения или для самого материала.
    Подробные правила реализации процедур подтверждения соответствия приведены в Приложении 3.
    2.Декларация производителя о соответствии или сертификат соответствия дают право производителю или его представителю, расположенному на территории Сообщества, на нанесение соответствующей СЕ-маркировки непосредственно на материал, этикетку, упаковку или сопровождающие торговые документы. Образец СЕ-маркировки и правила его использования в отношении каждой процедуры подтверждения соответствия приведены в Приложении 3.
    1.Государства-члены ЕС обеспечивают правильное использование СЕ-маркировки.
    2.Без ущерба статье 21:
    a) в случае если государство-член ЕС устанавливает, что нанесение СЕ-маркировки выполнено ненадлежащим образом, производитель или его представитель, расположенный на территории Сообщества, обязаны обеспечить соответствие материала положениям о СЕ-маркировке и прекратить нарушение при соблюдении условий, установленных государством-членом ЕС;
    b) в случае повторения случаев несоответствия государство-член ЕС должно принять все необходимые меры для ограничения или запрещения присутствия на рынке данного материала или для обеспечения изъятия материала с рынка в соответствии с порядком, изложенным в статье 21.
    3.Государства-члены ЕС принимают все необходимые меры для запрещения нанесения на материалы или их упаковку знаков, которые способны ввести в заблуждение третьи лица относительно значения и формы СЕ-маркировки. Любое другое обозначение может быть нанесено на этикетку, прикрепленную к упаковке строительных материалов, или на сопровождающие торговые документы при условии, что СЕ-маркировка находится на видном месте и легко читается.
  11. Глава 6.Специальные процедуры

  12. 1.В случае отсутствия для материала технических условий, указанных в статье 4, государство-член ЕС-адресат по соответствующей заявке в отдельных случаях рассматривает данный материал как соответствующий действующим национальным положениям, если таковые удовлетворяют процедурам тестирования и проверок, осуществляемым в государстве-члене ЕС-производителе уполномоченным органом в соответствии с методами, действующими в государстве-члене ЕС-адресате или признанными данным государством-членом ЕС эквивалентными.
    2.Государство-член ЕС-производитель информирует государство-член ЕС-адресат, в соответствии с положениями которого будет проводиться тестирование и проверки, о том, какой орган оно намерено утвердить в этих целях. Государство-член ЕС-адресат и государство-член ЕС-производитель обмениваются всей необходимой информацией. После обмена информацией государство-член ЕС-производитель утверждает назначенный таким образом орган. Если у государства-члена ЕС существуют сомнения, оно обосновывает свою позицию и ставит в известность Европейскую комиссию.
    3.Государства-члены ЕС обеспечивают оказание необходимой взаимопомощи между назначенными органами.
    4.В случае если государство-член ЕС устанавливает, что уполномоченный орган не проводит тестирование и проверки в соответствии с его национальными положениями, оно информирует об этом государство-член ЕС, в котором был утвержден данный орган. Последнее в течение разумного периода времени сообщает нотифицирующему государству-члену ЕС о принятых им мерах. Если нотифицирующее государство-член ЕС считает принятые меры недостаточными, оно может запретить поступление на рынок и использование данного материала или определить в отношении него особые условия. Оно информирует об этом другие государства-члены ЕС и Европейскую комиссию.
    Государства-члены ЕС-адресаты признают сообщения и подтверждения соответствия, предоставленные государствами-членами ЕС-производителями согласно процедуре, указанной в статье 16, эквивалентными соответствующим национальным документам.
  13. Глава 7.Уполномоченные органы

  14. 1.Государства-члены ЕС уведомляют Европейскую комиссию и другие государства-члены ЕС о сертифицирующих и контролирующих органах, а также испытательных лабораториях, которые они назначили в целях предоставления технического разрешения, сертификатов соответствия, проведения проверок и тестирования в соответствии с настоящей Директивой, а также об их наименованиях, адресах и идентификационных номерах, предварительно присвоенных им Европейской комиссией.
    Европейская комиссия публикует в Официальном журнале Европейского сообщества перечень нотифицированных органов и лабораторий с указанием их идентификационных номеров, а также задач и материалов, для которых они были нотифицированы. Европейская комиссия обеспечивает актуализацию данного перечня.
    2.Сертифицирующие и контролирующие органы, а также испытательные лаборатории должны соответствовать критериям, изложенным в Приложении 4.
    3.Государства-члены ЕС указывают материалы, исследование и сертификация которых относятся к компетенции органов и лабораторий, указанных в параграфе 1, а также характер поставленных перед ними задач.
  15. Глава 8.Постоянный комитет по строительству

  16. 1.Настоящим учреждается Постоянный комитет по строительству.
    2.Комитет состоит из представителей, назначенных государствами-членами ЕС. Его возглавляет представитель Европейской комиссии. Каждое государство-член ЕС назначает двух представителей. Представителей могут сопровождать эксперты.
    3.Комитет разрабатывает собственный регламент.
    1.Комитет, указанный в статье 19, по просьбе его председателя или государства-члена ЕС может рассматривать любой вопрос, касающийся реализации и практического применения настоящей Директивы.
    2.Положения, необходимые для:
    a) установления классов требований в той мере, в какой они не содержатся в пояснительных документах, и определения процедуры подтверждения соответствия в поручениях на сертификацию согласно параграфу 1 статьи 7 и руководствах для предоставления разрешений согласно параграфу 1 статьи 11;
    b) выдачи инструкций в целях разработки пояснительных документов согласно параграфу 1 статьи 12 и решений в отношении пояснительных документов в соответствии с параграфом 3 статьи 12;
    c) признания национальных технических условий согласно параграфу 3 статьи 4;
    принимаются в порядке, указанном в параграфах 3 и 4.
    3.В случае наличия ссылок на настоящую статью подлежат применению статьи 5 и 7 (с учетом положений статьи 8) Решения Совета ЕС 1999/468/ЕЭС <*>.
    --------------------------------
    <*> Решение Совета ЕС 1999/468/ЕЭС от 28 июля 1999 года, регламентирующее процедуры для осуществления имплементирующих полномочий, предоставленных Европейской комиссии (ОЖ N L 184, 17.07.1999, с. 23).
    Срок, указанный в параграфе 6 статьи 5 Решения Совета ЕС 1999/468/ЕЭС, составляет три месяца.
    4.Комитет принимает свой регламент.
  17. Глава 9.Статья о гарантиях

  18. 1.В случае если государство-член ЕС устанавливает, что материал, в отношении которого существует декларация о соответствии условиям настоящей Директивы, не удовлетворяет требованиям статей 2 и 3, оно принимает все необходимые меры для изъятия данного материала с рынка, запрещения его поступления на рынок или ограничения его свободного оборота.
    Заинтересованное государство-член ЕС незамедлительно информирует Европейскую комиссию о любой из вышеуказанных мер с указанием причин принятия такого решения и, в частности, о том, не вызвано ли несоответствие:
    a) несоблюдением требований статей 2 и 3 в случае, если материал не соответствует техническим условиям, указанным в статье 4;
    b) неправильным применением технических условий, указанных в статье 4;
    c) недостатками самих технических условий, указанных в статье 4.
    2.Европейская комиссия в кратчайшие сроки проводит консультацию с заинтересованными лицами. В случае если после этой консультации Европейская комиссия устанавливает оправданность данных действий, она незамедлительно информирует об этом как государство-член ЕС, которое приняло соответствующие меры, так и другие государства-члены ЕС.
    3.Если решение, указанное в параграфе 1, обусловлено недостатками стандартов или технических условий, Европейская комиссия в течение двух месяцев после консультации с заинтересованными лицами обращается к комитету, указанному в статье 19, а также, в случае недостатков гармонизированного стандарта, комитету, созданному в соответствии с Директивой 83/189/ЕЭС, если государство-член ЕС, которое приняло соответствующие меры, не намерено от них отказываться, и начинает реализацию процедур, указанных в параграфе 2 статьи 5.
    4.Заинтересованное государство-член ЕС принимает соответствующие меры в отношении лиц, сделавших заявление о соответствии, и информирует об этом Европейскую комиссию и другие государства-члены ЕС.
    5.Европейская комиссия обеспечивает информирование государств-членов ЕС о ходе и результатах данной процедуры.
  19. Глава 10.Заключительные положения

  20. 1.Государства-члены ЕС вводят в действие законодательные, нормативные и административные положения, соответствующие положениям настоящей Директивы, в течение 30 месяцев с момента ее нотификации <*>. Они незамедлительно информируют об этом Европейскую комиссию.
    --------------------------------
    <*> Настоящая Директива нотифицирована государствам-членам ЕС 27 декабря 1988 года.
    2.Государства-члены ЕС направляют Европейской комиссии тексты национальных законодательных актов, принятых ими в области, охватываемой настоящей Директивой.
    Не позднее 31 декабря 1993 года Европейская комиссия по согласованию с комитетом, указанным в статье 19, должна пересмотреть практическую целесообразность процедур, изложенных в настоящей Директиве, и в случае необходимости представить предложения для внесения соответствующих поправок.
    Настоящая Директива адресована государствам-членам ЕС.