Международная организация
Директива от 21 мая 1991 года № 91/271/ЕЭС

Об очистке городских сточных вод

Принята
Советом Европейских сообществ
21 мая 1991 года
    [неофициальный перевод]<*>

    --------------------------------
    <*> Перевод Калиниченко П.А.


    Совет Европейских сообществ,
    опираясь на Договор, учреждающий Европейское экономическое сообщество, и в частности его статью 130 "s",
    основываясь на Предложении Комиссии <*>,

    --------------------------------
    <*> ОЖ N C 1, 04.01.1990, с. 20 и ОЖ N C 287, 15.11.1990, с. 11.


    учитывая Заключение Европейского парламента <*>

    --------------------------------
    <*> ОЖ N C 260, 15.10.1990, с. 185.


    принимая во внимание Заключение Экономического и социального комитета <*>,

    --------------------------------
    <*> ОЖ N C 168, 10.07.1990, с. 36.


    поскольку Резолюция Совета от 28 июня 1988 г. о защите акватории Северного моря и прилегающих вод Сообщества <*> предложила Комиссии представить предложения по мерам, необходимым на уровне Сообщества для обеспечения очистки городских сточных вод;

    --------------------------------
    <*> ОЖ N C 209, 09.08.1988, с. 3.


    поскольку загрязнение окружающей среды из-за недостаточной очистки сточных вод в одном государстве-члене часто влияет на ситуацию в водоемах других государств-членов; поскольку в соответствии со статьей 130 "r" необходимы действия на уровне Сообщества;
    поскольку для защиты окружающей среды от воздействия плохо очищенных городских сточных вод существует общая необходимость в организации вторичной очистки городских сточных вод;
    поскольку необходимо в чувствительных сферах определить более строгие правила, поскольку для некоторых менее чувствительных сфер первичная очистка может быть разрешена соответственно;
    поскольку для промышленных сточных вод, попадающих в системы сбора, а равно для сбросов сооружений очистки городских сточных вод и утилизируемого осадка сточных вод должны быть выработаны общие правила, либо нормативы и/или специальные разрешения;
    поскольку для способных к биологическому разложению промышленных сточных вод, сбрасываемых в некоторых отраслях промышленности, которые не направляются на сооружения очистки городских сточных вод перед их сбросом в принимающие воды, необходимо установить соответствующие требования;
    поскольку необходимо поощрять переработку осадка сточных вод, образующегося после очистки сточных вод, сопровождая этот процесс постепенным прекращением утилизации осадка сточных вод в поверхностных водах;
    поскольку необходимо проводить мониторинг очистных сооружений, принимающих вод и утилизации осадка сточных вод для обеспечения защиты окружающей среды от вредного воздействия сброса сточных вод;
    поскольку важно обеспечить доступность для общественности информации об утилизации сточных вод и осадка сточных вод в форме периодических отчетов;
    поскольку государства-члены обязаны ввести и представить в Комиссию национальные программы по имплементации настоящей Директивы;
    поскольку необходимо создать Комитет в целях оказания помощи Комиссии в вопросах, касающихся имплементации настоящей Директивы и ее адаптации к техническому прогрессу,
    принял настоящую Директиву:
    Настоящая Директива касается сбора, очистки и удаления городских сточных вод, а также очистки и удаления сточных вод некоторых отраслей промышленности.
    Целью настоящей Директивы является защита окружающей среды от вредного воздействия сбросов вышеупомянутых сточных вод.
    Для целей настоящей Директивы:
    1.термин "городские сточные воды" означает бытовые сточные воды или смесь бытовых сточных вод с промышленными и/или дождевыми водами;
    2.термин "бытовые сточные воды" означает сточные воды из систем канализации населенных пунктов, по большей части происходят из естественных отходов человеческой жизнедеятельности и отходов домашнего хозяйства;
    3.термин "промышленные сточные воды" означает любые стоки с объектов, осуществляющих какую-либо торговую или промышленную деятельность, кроме бытовых сточных вод и дождевых вод;
    4.термин "агломерация" означает пространство, на котором значительно сконцентрированы население и/или экономическая деятельность для того, чтобы произвести сбор городских сточных вод и провести их отвод на очистные сооружения или на место окончательного сброса;
    5.термин "система сбора" означает канализационную систему, которая собирает и отводит городские сточные воды;
    6.термин "1 э.н. (эквивалент населения)" означает органический, способный к биологическому разложению объем загрязнителей, имеющий пятидневный показатель биохимического потребления кислорода (БПК5), требующий 60 г кислорода в день;
    7.термин "первичная очистка" означает очистку городских сточных вод путем физического и/или химического процесса, который обеспечивает осаждение взвешенных твердых частиц или другие процессы, при которых показатель БПК5 для неочищенных стоков в процессе очистки как минимум снижается на 20%, а общее содержание взвешенных твердых частиц в неочищенных стоках - на 50%;
    8.термин "вторичная очистка" означает очистку городских стоков путем, как правило, биологического процесса, сопровождаемого вторичным осаждением или другого процесса, при котором соблюдаются требования таблицы 1 Приложения I;
    9.термин "соответствующая очистка" означает очистку городских стоков путем любого процесса и/или системы удаления, в результате которой водотоки, принимающие сбросы, отвечают соответствующим требованиям к качеству и положениям этой и прочих директив Сообщества;
    10.термин "осадок" означает очищенный или неочищенный осадок после очистки городских стоков очистными сооружениями;
    11.термин "эвтрофикация" означает процесс накопления в водоеме веществ, в особенности нитратов и фосфатов, который приводит к быстрому росту водорослей и водных растений и нежелательным нарушениям баланса водных организмов, а также изменениям качества воды;
    12.термин "устье" означает переходный участок реки в месте впадения пресной речной воды в прибрежные воды. Государства-члены утверждают (морские) границы устья в целях настоящей Директивы в качестве части программы имплементации в соответствии с положениями статьи 17 (1) и (2);
    13.термин "прибрежные воды" означает воды за пределами линии отлива или предельной границей устья.
    1.Государства-члены обеспечивают, чтобы любые агломерации предусматривали системы сбора городских стоков,
    - не позднее 31 декабря 2000 г. для агломераций с эквивалентом населения (э.н.) более 15000, и
    - не позднее 31 декабря 2005 г. для агломераций с э.н. от 2000 до 15000.
    Для городских стоков, сбрасываемых в принимающие водотоки, рассматриваемые как "чувствительные сферы" в соответствии со статьей 5, государства-члены обеспечивают не позднее 31 декабря 1998 г. обустройство систем сбора для агломераций более 10000 э.н.
    Там, где обустройство системы сбора является неоправданным в силу отсутствия какой-либо выгоды для окружающей среды или чрезмерной стоимости проекта, для достижения того же уровня защиты окружающей среды используются индивидуальные или другие подходящие системы.
    2.Системы сбора, упомянутые в параграфе 1, отвечают требованиям Приложения I "A". В эти требования могут быть внесены изменения в соответствии с процедурой, изложенной в статье 18.
    1.Государства-члены обеспечивают, чтобы городские стоки, попадающие в систему сбора, перед сбросом подвергались вторичной или эквивалентной ей очистке:
    - не позднее 31 декабря 2000 г. для всех сбросов из агломераций более 15000 э.н,
    - не позднее 31 декабря 2005 г. для всех сбросов из агломераций от 10000 до 15000 э.н,
    - не позднее 31 декабря 2005 г. для всех сбросов в пресные водоемы и устья из агломераций от 2000 до 10000 э.н.
    2.Сбросы городских стоков в водоемы, расположенные в высокогорных районах (выше 1500 м над уровнем моря), где использование эффективной биологической очистки затруднительно из-за низких температур, могут подвергаться менее строгой процедуре очистки, чем предписано параграфом 1, при условии предоставления детальных исследований, что такие сбросы не будут оказывать вредного воздействия на окружающую среду.
    3.Сбросы с сооружений очистки городских стоков, упомянутые в параграфах 1 и 2, соответствуют надлежащим требованиям Приложения I "B". В эти требования могут быть внесены изменения в соответствии с процедурой, изложенной в статье 18.
    4.Объем загрязнителей, выраженный в э.н., должен рассчитываться на основе максимальной средней недельной нагрузки на очистные сооружения, зафиксированной в течение года, за исключением аномальных ситуаций, например, обильного выпадения осадков.
    1.Для целей параграфа 2, государства-члены к 31 декабря 1993 г. идентифицируют чувствительные сферы в соответствии с критериями, установленными в Приложении II.
    2.Государства-члены обеспечивают, чтобы городские стоки, попадающие в систему сбора, перед сбросом в наиболее важные участки подвергались более строгой процедуре очистки, чем предписано статьей 4, не позднее 31 декабря 1998 г. для всех сбросов из агломераций более 10000 э.н.
    3.Сбросы от сооружений очистки городских стоков, упомянутые в параграфе 2, соответствуют надлежащим требованиям Приложения I "B". В эти требования могут быть внесены изменения в соответствии с процедурой, изложенной в статье 18.
    4.С другой стороны, требования к отдельным предприятиям, изложенные в параграфах 2 и 3, могут не применяться для чувствительных сфер, если обеспечивается, что минимальный процент снижения общего объема загрязнителей на всех сооружениях очистки городских стоков в этой сфере достигает, по меньшей мере, 75% для фосфатов и 75% для нитратов.
    5.Сбросы от сооружений очистки городских стоков, расположенных на соответствующих водоотстойниках наиболее важных участков и загрязняющих окружающую среду данных участков, охватываются положениями параграфов 2, 3 и 4.
    В случаях, если вышеупомянутые водоотстойники частично или полностью располагаются на территории другого государства-члена, применяется статья 9.
    6.Государства-члены обеспечивают, чтобы идентификация чувствительных сфер проводилась как минимум один раз в течение четырех лет.
    7.Государства-члены обеспечивают соответствие вышеупомянутым требованиям всех участков, идентифицированных согласно параграфу 6, как чувствительные в течение семи лет.
    8.Государство-член может не идентифицировать чувствительные сферы в целях настоящей Директивы, если она применяет процедуру очистки согласно параграфам 2, 3 и 4 на всей своей территории.
    1.В целях параграфа 2, государства-члены могут к 31 декабря 1993 г. идентифицировать менее чувствительные сферы в соответствии с критериями, установленными в Приложении II.
    2.Сбросы городских стоков из агломераций от 10000 до 15000 э.н. в прибрежные воды и сбросы из агломераций от 2000 до 10000 э.н. в устья, расположенные в сферах, упомянутых в параграфе 1, могут подвергаться менее строгой процедуре очистки, предписанной статьей 4, при условии, что:
    - такие сбросы проходят как минимум первичную очистку согласно статье 2 (7) в соответствии процедурами контроля, изложенными в Приложении I "D",
    - результаты проведенных исследований показывают, что такие сбросы не будут оказывать вредного воздействия на окружающую среду.
    Государства-члены направляют в Комиссию всю необходимую информацию относительно вышеупомянутых исследований.
    3.Если Комиссия сочтет, что условия, предусмотренные в параграфе 2, не выполнены, она направит в Совет соответствующие предложения.
    4.Государства-члены обеспечивают, чтобы идентификация менее чувствительных сфер проводилась как минимум один раз в течение четырех лет.
    5.Государства-члены обеспечивают соответствие вышеупомянутым требованиям всех участков, идентифицированных согласно статьям 4 и 5, как менее чувствительные в течение семи лет.
    Государства-члены обеспечивают, чтобы к 31 декабря 2005 г. городские стоки, попадающие в систему сбора, перед сбросом проходили соответствующую очистку согласно положениям статьи 2 (9) в следующих случаях:
    - при сбросе в пресные водоемы и устья рек из агломераций менее 2000 э.н.;
    - при сбросе в прибрежные воды из агломераций менее 10000 э.н.
    1.Государства-члены могут в исключительных случаях в силу технических проблем для части населения, проживающей в определенном географическом районе, подать в Комиссию запрос на продление срока, установленного для выполнения положений статьи 4.
    2.Такой запрос, который должен быть надлежащим образом обоснован, содержит имеющиеся технические проблемы и программу действий с графиком их выполнения для обеспечения имплементации настоящей Директивы. Этот график включается в программу имплементации, упоминаемой в статье 17.
    3.Только технические причины могут быть приняты к рассмотрению, а продление срока, упомянутое в параграфе 1, не может устанавливаться позже 31 декабря 2005 г.
    4.Комиссия рассматривает такой запрос и принимает соответствующие меры в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 18.
    5.В исключительных обстоятельствах, когда может быть продемонстрировано, что более тщательная очистка стоков не принесет пользу окружающей среде, сбросы в менее чувствительные сферы стоков из агломераций более 150000 э.н. могут подвергаться очистке согласно положениям статьи 6 о стоках из агломераций от 10000 до 15000 э.н.
    В таких случаях, государства-члены заранее представляют в Комиссию всю необходимую документацию. Комиссия рассмотрит каждый случай и примет необходимые меры в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 18.
    Если воды, находящиеся в сфере юрисдикции государства-члена, подвергаются вредному воздействию городских стоков из другого государства-члена, государство-член, чьи воды загрязняются, может уведомить другое государство-член и Комиссию о соответствующих фактах.
    Соответствующие государства-члены организуют при необходимости надлежащие консультации с Комиссией для уточнения сбросов и мер, которые необходимо принять на местах для защиты водоемов с тем, чтобы обеспечить соответствие положениям настоящей Директивы.
    Государства-члены обеспечивают, чтобы сооружения очистки городских стоков, возводимые в соответствии с требованиями статей 4, 5, 6 и 7, проектировались, строились и эксплуатировались так, чтобы обеспечить их бесперебойное функционирование при любых нормальных местных климатических условиях. При проектировании станций должны учитываться сезонные колебания нагрузки.
    1.Государства-члены обеспечивают, чтобы до 31 декабря 1993 г. сбросы промышленных стоков в системы сбора и на сооружения очистки городских стоков проводились в соответствии с ранее принятыми регламентами и/или специальными разрешениями, полученными от компетентного органа или соответствующих структур.
    2.Регламенты и/или специальные разрешения соответствуют требованиям Приложения I "C". Эти требования могут быть изменены в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 18.
    3.Регламенты и/или специальные разрешения пересматриваются и, при необходимости, в них вносятся соответствующие изменения.
    1.Очищенные стоки по возможности используются повторно. Маршруты их утилизации разрабатываются так, чтобы свести к минимуму отрицательное воздействие на окружающую среду.
    2.Компетентные органы или соответствующие организации обеспечивают, чтобы утилизация городских стоков, прошедших очистку на очистных сооружениях, проводилась согласно ранее принятым регламентам и/или специальным разрешениям.
    3.Ранее введенные регламенты и/или специальные разрешения на сбросы с сооружений очистки городских стоков в соответствии с параграфом 2 для агломераций от 2000 до 10000 э.н. в случае сброса в пресноводные водоемы и устья, а также более 10000 э.н. для всех сбросов, соответствует применимым требованиям Приложения I "B". В эти требования могут быть внесены изменения в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 18.
    4.Регламенты и/или разрешения пересматриваются и, при необходимости, в них вносятся соответствующие изменения.
    1.Государства-члены обеспечивают, чтобы к 31 декабря 2000 г. способные к биологическому разложению промышленные стоки от предприятий, принадлежащих отраслям промышленности, перечисленным в Приложении III, которые сбрасываются в принимающие водотоки, минуя очистные сооружения, перед сбросом соответствовали требованиям ранее введенных регламентов и/или специальных разрешений компетентных органов или соответствующих структур для всех сбросов с предприятий при 4000 э.н. и более.
    2.К 31 декабря 1993 г. компетентный орган или соответствующая структура в каждом государстве-члене определяет требования к сбросам таких стоков в соответствии со спецификой загрязнения вод в конкретных отраслях.
    3.Комиссия проводит сравнительный анализ требований государств-членов к 31 декабря 1994 г. Она публикует результаты анализа в отчете и, при необходимости, делает соответствующие предложения.
    1.Осадок, остающийся после процесса очистки стоков, по возможности используется повторно. Маршруты его утилизации разрабатываются так, чтобы свести к минимуму отрицательное воздействие на окружающую среду.
    2.Компетентные органы или соответствующие структуры обеспечивают, чтобы до 31 декабря 1998 г. утилизация осадка с очистных сооружений проводилась в соответствии с общими правилами, на основе регистрации или выдачи разрешения.
    3.Государства-члены обеспечивают, чтобы к 31 декабря 1998 г. была полностью прекращена утилизация осадка в поверхностные водоемы путем его сваливания с морских судов, сбросов из трубопроводов, а также иными способами.
    4.До устранения форм утилизации, упомянутых в параграфе 3, государства-члены обеспечивают их лицензирование, а также прогрессивное снижение общего содержания токсичных, устойчивых или биоаккумулируемых веществ в утилизируемом в поверхностных водоемах осадке.
    1.Компетентные органы или соответствующие структуры проводят мониторинг:
    - сбросов с сооружений очистки городских стоков в целях проверки соблюдения требований Приложения I "B" в соответствии с контрольными процедурами, предусмотренными в Приложении I "D",
    - объемов и химического состава осадка, утилизируемого в поверхностных водоемах.
    2.Компетентные органы или соответствующие структуры проводят мониторинг стоков, сбрасываемых с очистных сооружений, а также прямых сбросов в соответствии с требованиями статьи 13 в тех случаях, когда возможно значительное воздействие на окружающую среду.
    3.В случае сбросов, проводимых в соответствии с положениями статьи 6 и утилизации осадка в поверхностных водоемах, государства-члены проводят мониторинг и любые другие необходимые исследования для проверки того, что такие сбросы или утилизация не оказывают вредного воздействия на окружающую среду.
    4.Информация, собираемая компетентными органами или соответствующими структурами во исполнение требований параграфов 1, 2 и 3, аккумулируется в государстве-члене и направляется Комиссии в течение шести месяцев с момента получения запроса от нее.
    5.Инструкции по мониторингу, упомянутому в параграфах 1, 2 и 3, могут формулироваться в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 18.
    Без ущерба для имплементации положений Директивы Совета 90/313/ЕЭС от 7 июня 1990 г. о свободе доступа к информации, касающейся окружающей среды <*>, государства-члены обеспечивают, чтобы один раз в два года соответствующие органы или структуры публиковали отчеты о текущей ситуации в своих регионах по утилизации городских стоков и осадка. Эти отчеты направляются Комиссии государствами-членами сразу после их опубликования.

    --------------------------------
    <*> ОЖ N L 158, 23.06.1990, с. 56.


    1.Государства-члены к 31 декабря 1993 г. учреждают программу имплементации настоящей Директивы.
    2.Государства-члены к 30 июня 1994 г. предоставляют Комиссии информацию о программе.
    3.При необходимости, государства-члены один раз в два года к 30 июня направляют в Комиссию информацию, упомянутую в параграфе 2.
    4.Методы и порядок оформления отчетности по национальным программам определяются в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 18. Любые изменения и дополнения к этим методам и порядку оформления разрабатываются в соответствии с той же процедурой.
    5.Комиссия один раз в два года проводит анализ и оценку информации, полученной в ходе применения параграфов 2 и 3 настоящей статьи и публикует соответствующий отчет.
    1.Комиссии содействует специальный Комитет, образованный из представителей государств-членов и возглавляемый представителем Комиссии.
    2.Представитель Комиссии направляет на рассмотрение комитета проект предлагаемых мер. Комитет высказывает свое заключение по проекту в установленный срок, который может быть установлен председателем в зависимости от срочности вопроса. Заключение комитета утверждается большинством в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 148 (2) Договора для случаев, когда решения утверждаются Советом по предложению Комиссии. Голоса представителей государств-членов в комитете взвешиваются в соответствии с процедурой, предусмотренной в этой статье. Председатель не голосует.
    3.a) Комиссия утверждает предлагаемые меры, если они поддержаны комитетом.
    b) Если меры не поддержаны заключением Комитета или заключение не было вынесено, Комиссия незамедлительно направляет в Совет свои предложения по предпринимаемым мерам. Совет голосует квалифицированным большинством.
    Если по истечении трех месяцев со дня подачи предложения в его адрес Совет не предпримет никаких действий, Комиссия утверждает предлагаемые меры, за исключением случаев, когда Совет примет решение против них простым большинством.
    1.Государства-члены вводят в действие законы, регулятивные и административные положения, необходимые для соблюдения требований настоящей Директивы не позднее 30 июня 1993 г., о чем ставят в известность Комиссию.
    2.Меры, принятые государствами-членами во исполнение параграфа 1, содержат ссылку на настоящую Директиву или сопровождаются такой ссылкой при их официальной публикации. Способы опубликования такой ссылки определяются самими государствами-членами.
    3.Государства-члены доводят до сведения Комиссии тексты основных положений национальных законов, которые будут приняты в области, охватываемой настоящей Директивой.
    Настоящая Директива адресована государствам-членам.
    Совершено в Брюсселе 21 мая 1991 года.
    За Совет, Председательствующий
    Р.Стейхен