-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Международная организация
Резолюция от 24 июня 2005 года № 1459 (2005)

Об устранении ограничений на право голоса

Принята
Парламентской Ассамблеей Совета Европы
24 июня 2005 года
    1.Парламентская ассамблея в соответствии со своей Рекомендацией 1500 (2001) "Об участии иммигрантов и иностранцев-резидентов в политической жизни государств-членов Совета Европы" подчеркивает значение права голоса и права на выдвижение своей кандидатуры на выборах как важнейшего предварительного условия сохранения других основных гражданских и политических прав, отстаиваемых Советом Европы.
    2.С этой целью, в соответствии с Заключением Венецианской комиссии, принятым в декабре 2004 года, она предлагает государствам-членам и государствам-наблюдателям Совета Европы пересмотреть все существующие ограничения избирательных прав и отменить те из них, которые более не являются необходимыми и пропорциональными для достижения законной цели.
    3.Ассамблея полагает, что, как правило, приоритет должен отдаваться предоставлению эффективных свободных и равных избирательных прав максимально большому числу граждан, независимо от их этнического происхождения, местожительства, состояния здоровья, статуса военнослужащего или наличия судимости. В должной мере следует учитывать право голоса тех граждан, которые проживают за рубежом.
    4.В соответствии с судебной практикой Европейского суда по правам человека любые изъятия из этого права должны быть оговорены законом, преследовать законную цель и не являться произвольными или непропорциональными.
    5.Все резиденты обязаны платить местные налоги, а решения местных органов власти напрямую влияют на их жизнь. Поэтому право голосовать и участвовать в качестве кандидатов в местных выборах должно быть предоставлено всем резидентам, независимо от их гражданства или национальности. В этой связи Ассамблея призывает соответствующие страны выполнять рекомендации Комиссара по правам человека о предоставлении данного права резидентам, имеющим особый статус "неграждан" в соответствии с Конвенцией об участии иностранцев в политической жизни на местном уровне.
    6.Учитывая возможность конфликта лояльности между государством, гражданином которого является данное лицо, и страной его проживания, право голосовать и участвовать в качестве кандидатов на национальных выборах (парламентских или президентских), как правило, должно увязываться с гражданством. Лица, являющиеся гражданами нескольких стран, должны иметь право свободно выбирать, в какой стране они желают осуществлять свое право голоса.
    7.Учитывая значение права голоса в демократическом обществе, государства-члены Совета Европы должны обеспечивать своим гражданам, проживающим за границей, возможность голосовать на национальных выборах. Они должны принять соответствующие меры с тем, чтобы максимально облегчить осуществление таких прав голоса, в частности, разрешая голосование заочно (по почте), в консульских учреждениях или с использованием электронных средств в соответствии с Рекомендацией Rec (2004) 11 Комитета Министров государствам-членам о правовых, эксплуатационных и технических стандартах электронного голосования. Государства-члены должны сотрудничать друг с другом с этой целью и воздерживаться от создания ненужных препятствий на пути эффективного осуществления прав голоса иностранными гражданами, проживающими на их территории.
    8.Принимая во внимание, что конечной целью уголовного наказания является перевоспитание заключенных с целью их возвращения в общество со всеми правами и обязанностями, Ассамблея выражает сожаление по поводу того, что во многих странах лица, осужденные за совершение уголовных преступлений, лишаются возможности участвовать в голосовании, причем в некоторых случаях они в течение определенного времени лишены этого права и после выхода из тюрьмы. Более современный подход должен заключаться в том, чтобы лишение права голоса происходило лишь за преступления, совершенные в отношении демократического процесса (например, фальсификация выборов, противоправный нажим на избирателей или кандидатов, участие в военном путче, участие в террористической деятельности, установленное решением суда). В любом случае, принимая во внимание Решение Европейского суда по правам человека по делу "Херст против Соединенного Королевства" (30 июня 2004 года), национальным парламентам следует пересмотреть существующие ограничения и определить, действительно ли они все еще направлены на достижение законной цели и не являются произвольными или непропорциональными.
    9.Как подчеркивала Европейская комиссия "За демократию через право" ("Венецианская комиссия"), необходимость демократического контроля над вооруженными силами не должна использоваться в качестве оправдания для автоматического лишения военнослужащих их права голоса.
    10.Ассамблея также подчеркивает важность защиты права голоса уязвимых категорий населения, таких как лица, проживающие в домах для престарелых, заключенные, солдаты и инвалиды. Должны быть приняты соответствующие меры для того, чтобы избежать необоснованного влияния лиц, ухаживающих за престарелыми, надзирающего персонала или вышестоящих начальников, в частности, путем обеспечения тайны голосования.
    11.В связи с этим Ассамблея предлагает:
    i) соответствующим государствам-членам и государствам-наблюдателям Совета Европы:
    a) снизить минимальные возрастные требования для осуществления активных и пассивных избирательных прав до 18 лет для права голоса и не более чем до 25 лет для осуществления права на выдвижение в качестве кандидата на выборах;
    b) предоставить избирательные права всем своим гражданам (подданным), не устанавливая требований в отношении местожительства;
    c) облегчить осуществление права голоса гражданам, проживающим на территории других стран, предусмотрев возможность заочного голосования (по почте и/или в консульских учреждениях), а также сотрудничать друг с другом с этой целью;
    d) подписать и ратифицировать Конвенцию Совета Европы 1992 года об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне и предоставить активные и пассивные избирательные права на местных выборах всем лицам, законно проживающим на их территории;
    e) пересмотреть существующие ограничения на избирательные права заключенных или военнослужащих с целью отмены тех ограничений, которые более не являются необходимыми и пропорциональными для достижения законной цели;
    f) принять соответствующие меры по защите избирательных прав уязвимых категорий населения (в частности, лиц, проживающих в домах для престарелых, заключенных, военнослужащих, кочевников) в соответствии со Сводом рекомендуемых норм при проведении выборов, принятым в июле 2003 года Венецианской комиссией.
    ii) Совету Европы и, в частности, Венецианской комиссии, далее активизировать свою деятельность, направленную на улучшение условий для эффективного осуществления избирательных прав, обращая особое внимание на сотрудничество с целью облегчения осуществления избирательных прав гражданами, проживающими на территории других государств.