-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Международная организация
Резолюция от 22 июня 2005 года № 1455 (2005)

О выполнении Российской Федерацией своих обязательств

Принята
Парламентской Ассамблеей Совета Европы
22 июня 2005 года
    1.Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года. При вступлении она приняла на себя обязательства общего характера в соответствии с Уставом Совета Европы, а именно в отношении соблюдения норм плюралистической демократии, принципа верховенства закона, прав человека и основных свобод для всех лиц, находящихся под ее юрисдикцией. Российская Федерация также согласилась обеспечить в установленные сроки соблюдение ряда конкретных обязательств, перечисленных в Заключении N 193 (1996) Ассамблеи.
    2.За последние 15 лет в Российской Федерации произошли кардинальные перемены. В последнем докладе по результатам мониторинга и Резолюции 1277 (2002), принятой Ассамблеей в апреле 2002 года, приветствуются бесспорные достижения России в области верховенства закона и демократии, а также значительные усилия по выполнению принятых обязательств, предпринятые ею с момента вступления в Организацию.
    3.За прошедшие три года в Российской Федерации были приняты новый Уголовно-процессуальный кодекс и Закон об альтернативной военной службе, существенно сократилось число лиц, содержащихся в местах лишения свободы, ею подписана Европейская конвенция о передаче осужденных лиц, ратифицирован Договор о государственной границе с Литвой и подписан аналогичный Договор с Эстонией. Однако за этот период достигнут лишь весьма незначительный прогресс в отношении других невыполненных обязательств, включая, в частности, официальную отмену смертной казни, вывод российских войск из Молдавии и обязательство по преданию суду лиц, виновных в нарушении прав человека, особенно в связи с событиями в Чечне.
    4.За период, прошедший с момента представления предыдущего доклада по результатам мониторинга, российские власти приложили определенные усилия для решения целого ряда серьезных проблем, которые угрожали - а в некоторых случаях продолжают угрожать и поныне - политической стабильности, развитию экономики и нормальному функционированию демократических институтов в стране. Среди этих проблем - сохраняющаяся угроза терроризма, связанная с конфликтом на Северном Кавказе, непрозрачная и незаконная приватизация, которая привела к переходу многих российских экономических активов и ресурсов под контроль олигархов, а также обвинения в коррупции ряда губернаторов, которые не были подотчетны ни федеральной власти, ни своим избирателям.
    5.Парламентская ассамблея полностью поддерживает усилия российских властей, направленные на решение этих проблем, а также на повышение эффективности и подотчетности российской политической и административной системы. Она полностью признает за российскими властями право проводить реформы, отвечающие экономическим, политическим, административным и историческим реалиям России. Вместе с тем Ассамблея полагает, что российские власти должны выбирать те решения, которые соответствуют юридически и политически обязательным нормам и принципам Совета Европы.
    6.Ассамблея полагает, что пакет реформ, внесенный осенью 2004 года с целью усиления "вертикали власти", является причиной серьезной озабоченности, поскольку во многих отношениях подрывает систему сдержек и противовесов, необходимую для нормального функционирования любой демократии. Для надлежащего функционирования демократических институтов власть должна быть не только усилена по вертикали, но и распределена по горизонтали.
    7.Ассамблея выражает озабоченность тем, что недавние изменения в законодательстве, касающиеся выборов в Государственную Думу и организационной структуры политических партий, могут резко ограничить конкуренцию политических сил в России. Значительно более высокий избирательный порог (7%), запрещение создания избирательных коалиций и сокращение минимального числа партий, которые могут быть представлены в нижней палате, с четырех до двух наряду с новыми ограничительными нормами для партий, допущенных к участию в выборах в Государственную Думу, существенно усложнят доступ в парламент, что даст несомненные преимущества партиям, уже представленным в нынешней Государственной Думе.
    8.Аналогичным образом, изменения, предоставляющие Президенту решающую роль при выборах губернаторов, скажутся на составе верхней палаты российского парламента - Совета Федерации, на который возложена ответственность за контроль над деятельностью федерального правительства и Президента. Согласно новому законодательству, половина членов Совета будет назначаться губернаторами, которые сами были отобраны - и в любой момент могут быть уволены с должности - самим Президентом. Совершенно ясно, что такая ситуация несовместима с основным демократическим принципом разделения власти между законодательной и исполнительной ветвями.
    9.Ассамблея выражает озабоченность тем, что недавние предложения поставить под контроль исполнительной власти назначение и увольнение судей и дисциплинарные процедуры в их отношении, а также административное обеспечение судопроизводства, могут подорвать перспективы становления в России независимого и беспристрастного правосудия.
    10.Критической оценки заслуживает недавнее учреждение "общественной палаты", на которую возлагается обеспечение "согласования интересов" граждан, неправительственных организаций и органов государственной власти. Действительно, трудно понять, почему было необходимо учреждать новый орган, предназначенный выполнять ту роль, которую обычно осуществляет демократически избранный плюралистический парламент с одной стороны и подлинно независимое свободно функционирующее гражданское общество - с другой.
    11.Делегации Ассамблеи наблюдали за проведением парламентских выборов в декабре 2003 года и президентских выборов в марте 2004 года, и в обоих случаях подвергли серьезной критике тенденциозное освещение событий средствами массовой информации и использование административного ресурса для поддержки действующего президента и его политических союзников. Ассамблея полагает, что отсутствие плюрализма и объективности в вещательных средствах массовой информации является непреодолимым препятствием для проведения подлинно свободных и справедливых выборов и для нормального функционирования демократии в целом.
    12.Исходя из вышеизложенного, Ассамблея призывает создавать более благоприятные условия для нормального функционирования плюралистической демократии, и в этой связи:
    i) укреплять правовые, административные и политические условия, при которых демократически избранный и подлинно плюралистический парламент сможет не только поддерживать, но и контролировать исполнительную власть;
    ii) в целях обеспечения полного соблюдения принципа разделения властей пересмотреть недавно принятый закон о выборах губернаторов как оказывающий воздействие на состав и независимость верхней палаты российского парламента и подрывающий ее;
    iii) добиваться достижения целей, преследуемых учреждением общественной палаты, путем создания соответствующих административных, финансовых и политических условий для нормального функционирования в России гражданского общества;
    iv) создать условия для обеспечения плюрализма и беспристрастности вещательных средств массовой информации путем:
    a) учреждения независимого общественного вещания и независимого регулирующего органа для вещательных СМИ в соответствии со стандартами Совета Европы;
    b) совершенствования условий нормального функционирования частных общенациональных вещательных СМИ, которые должны быть свободны от вмешательства государства;
    v) незамедлительно покончить с притеснением и запугиванием членов гражданского общества, выступающих с критикой властей, особенно из числа журналистов, представителей науки и сторонников защиты окружающей среды, в отношении которых регулярно допускаются злоупотребления в применении законодательства о клевете и государственной тайне.
    13.В том, что касается верховенства закона и соблюдения прав человека, Ассамблея призывает российские власти принять следующие меры:
    i) в том, что касается отмены смертной казни, незамедлительно ратифицировать Протокол N 6 к Европейской конвенции о правах человека. Ассамблея напоминает, что первоначально установленный срок для выполнения этого обязательства истек в 1999 году, и что другие государства, не соблюдающие этого ключевого обязательства, подвергались санкциям;
    ii) в том, что касается конфликта в Чеченской Республике, выполнять рекомендации, содержащиеся в Резолюции 1403 (2004), в частности, предать правосудию лиц, виновных в нарушении прав человека, стремиться к прекращению конфликта мирным путем, строго соблюдать положения международного гуманитарного права, пресекать любые попытки запугивания правозащитников и лиц, обращающихся в Европейский суд по правам человека, выполнять рекомендации, содержащиеся в докладах Европейского комитета по предупреждению пыток, и рассмотреть возможность их опубликования;
    iii) безоговорочно сотрудничать с Европейским судом по правам человека, избегать создания любых препятствий реализации права на индивидуальное обращение в Суд, незамедлительно и полностью исполнять его решения, в частности, Решение по делу "Илашку и другие";
    iv) в том, что касается жестокого обращения в Вооруженных Силах и случаев гибели военнослужащих, не связанных с участием в вооруженных конфликтах, проводить в жизнь принцип "нулевой терпимости" к сохраняющейся хронической проблеме дедовщины через осуществление учебно-воспитательных программ для офицерского состава и систематическое, вызывающее доверие и транспарентное расследование правонарушений и наказание виновных;
    v) в том, что касается недавно принятого закона об альтернативной военной службе, пересмотреть его с тем, чтобы изменить его несоразмерный характер и привести в соответствие с европейской практикой;
    vi) активизировать усилия по борьбе с насилием и дискриминацией на религиозной, этнической и расовой почве, в частности, улучшить положение турков-месхетинцев, высказавших пожелание остаться в Краснодарском крае, провести расследование всех доказанных случаев притеснении и дискриминации и наказать виновных;
    vii) гарантировать недопущение любых видов дискриминации в правовой, административной и финансовой областях в отношении так называемых нетрадиционных конфессий, и привести Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" в соответствие со стандартами Совета Европы;
    viii) проводить реформирование системы правосудия в строгом соответствии со стандартами Совета Европы с целью искоренить любые сомнения в справедливости и независимости российской судебной системы, в том числе возникшие в связи с судебным процессом над руководителями ЮКОСа;
    ix) продолжать реформирование органов прокуратуры в соответствии с действующими европейскими стандартами и Заключением N 340/2005, принятым 10 - 11 июня 2005 года, в частности в том, что касается обширных надзорных полномочий, и изъять оговорку к статье 5 Европейской конвенции о правах человека;
    x) в том, что касается Закона "О Федеральной службе безопасности":
    a) пересмотреть Закон "О Федеральной службе безопасности" с целью приведения объема ее следственных полномочий и правоохранительных прерогатив в соответствие с принципами и стандартами Совета Европы и тем самым выполнить обязательство, первоначально установленный срок исполнения которого истек в феврале 1997 года;
    b) незамедлительно передать в ведение Министерства юстиции "Лефортово" и все остальные изоляторы временного содержания, в настоящее время находящиеся в ведении Федеральной службы безопасности;
    xi) в том, что касается Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, - незамедлительно ратифицировать ее, тем самым выполнив обязательство, первоначально установленный срок исполнения которого истек в феврале 1997 года;
    xii) в том, что касается Европейской социальной хартии и Европейской конвенции о передаче осужденных лиц, - ратифицировать их в кратчайшие сроки.
    14.Что касается отношений России с соседними и другими государствами этого региона, также являющимися членами Совета Европы, Ассамблея, приветствуя недавно заключенное Соглашение о закрытии российских военных баз, остающихся на территории Грузии, призывает российские власти предпринять следующие шаги:
    i) в том, что касается вывода российских вооруженных сил и принадлежащей им техники, находящихся на территории Молдавии, незамедлительно приступить к их выводу, который должен был быть завершен к октябрю 1997 года;
    ii) в том, что касается отношений с соседними и другими государствами региона, как с зонами особого влияния, конструктивно содействовать разрешению нерешенных вопросов и прекратить такую деятельность, как выдача российских паспортов жителям грузинских регионов Абхазия и Северная Осетия, что может - впрямую или косвенно - подорвать суверенитет и территориальную целостность этих стран;
    iii) совместно с властями Грузии проводить работу по созданию условий для добровольного возвращения турок-месхетинцев в те области, откуда они были насильственно депортированы;
    iv) в том, что касается компенсаций лицам, ранее депортированным из оккупированных прибалтийских государств, и их потомкам, как указано в пп. 7 "xii" Заключения N 193 (1996), решить данный вопрос в кратчайшие сроки;
    v) завершить работу по подписанию и ратификации Соглашения о границе с Латвией;
    vi) упростить порядок доступа к архивам, находящимся в Российской Федерации, как указано в пп. 10 "xv" Заключения N 193 (1996);
    vii) быстро разрешить все вопросы, связанные с возвратом культурных ценностей и иного имущества, которого требует ряд государств-членов Совета Европы, как указано в пп. 10 "xii" и "xiv" Заключения N 193 (1996);
    viii) что касается отношений с Белоруссией, обусловливать любую политическую или финансовую помощь правительству Белоруссии соблюдением прав человека и гражданских свобод народа Белоруссии.
    15.Ассамблею обнадеживают недавние заявления российской делегации, указывающие на возможность подвижек в выполнении ряда невыполненных ранее обязательств. Однако Ассамблея считает нужным подчеркнуть, что российские власти должны не только значительно ускорить темп выполнения оставшихся обязательств, но и провести корректировку некоторых недавних политических, законодательных и административных реформ. Это имеет особое значение в отношении изменений, нарушающих нормальное функционирование плюралистической демократии, для которого необходимы проведение свободных и справедливых выборов, обеспечение соответствующих прав оппозиции, подотчетность исполнительной власти и независимость средств массовой информации.
    16.Исходя из этого, Ассамблея принимает решение продолжить мониторинг выполнения Российской Федерацией своих обязательств до тех пор, пока ею не будут получены доказательства существенного прогресса, особенно в отношении проблем, упомянутых в данной Резолюции.