Международная организация
Государственный стандарт от 01 января 1995 года № ГОСТ 11015-93

ГОСТ 11015-93 (ИСО 5970-79) Столы ученические. Типы и функциональные размеры

Принят
Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации
01 января 1995 года
    ГОСТ 11015-93
    (ИСО 5970-79)
    Группа К25
    МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
    СТОЛЫ УЧЕНИЧЕСКИЕ
    Типы и функциональные размеры
    Desks for pupils.
    Types and functional dimensions
    ОКП 56 0000
    Дата введения 1995-01-01
    Предисловие
    1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией
    ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации
    2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1993 г.
    За принятие проголосовали:
    Наименование государства Наименование национального органа по стандартизации
    Республика Беларусь Белстандарт
    Республика Казахстан Казглавстандарт
    Российская Федерация Госстандарт России
    Украина Госстандарт Украины

    3 В настоящем стандарте учтены все показатели и требования международного стандарта ИСО 5970-79 "Мебель. Столы и стулья для учебных заведений. Функциональные размеры" в части требований к ростовым номерам 1-6.
    4 ВЗАМЕН ГОСТ 11015-86
    Настоящий стандарт распространяется на ученические столы, используемые в комплекте с ученическими стульями по ГОСТ 11016 для оборудования рабочих мест учащихся в классах и учебных кабинетах, и устанавливает их типы и функциональные размеры.
    Обязательные требования, обеспечивающие безопасность для здоровья учащихся, изложены в 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 2.7.
    1.ТИПЫ
    1.1 Ученические столы должны изготовляться одноместными или двухместными двух типов:
    I - столы с постоянными параметрами;
    II - столы с регулируемыми параметрами
    2.ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
    2.1 Ученические столы должны изготовляться шести номеров и иметь цветовую маркировку в соответствии с таблицей 1.
    Таблица 1
    мм
    Номер стола Средний рост учащихся Группа роста Цвет маркировки
    1 1050 Св. 1000 до 1150 Оранжевый
    2 1200 " 1150 " 1300 Фиолетовый
    3 1350 " 1300 " 1450 Желтый
    4 1500 " 1450 " 1600 Красный
    5 1650 " 1600 " 1750 Зеленый
    6 1800 " 1750 Голубой

    2.2 Функциональные размеры ученических столов должны соответствовать указанным в табл.2 и на чертеже.
    Таблица 2
    мм
    Наименование размера Значение для стола, номера
    1 2 3 4 5 6
    Высота рабочей плоскости , не менее 460 520 580 640 700 760
    Расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног), , не менее 350 410 470 530 590 650
    Расстояние от пола до элементов, выступающих над коленями (высота пространства для ног, согнутых в коленях), , не менее 350 350 400 400 450 500
    Расстояние от пола до элементов, выступающих над стопой сидящего (высота пространства для вытянутых ног), , не менее 250 250 300 300 350 350
    Ширина рабочей плоскости, , не менее 450 500 500 500 500 500
    Длина рабочей плоскости, , не менее:
    одноместный стол 600 600 600 600 600 600
    двухместный стол 1200 1200 1200 1200 1200 1200
    Расстояние между опорными элементами стола на одно место (ширина пространства для ног), , не менее 420 420 420 420 450 450
    Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих перед его коленями (глубина пространства для ног), , не менее 300 300 300 350 400 400
    Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих над его стопой (глубина пространства для ног при сидении с вытянутыми ногами), , не менее 400 400 400 400 450 450


    2.2.1 По требованию потребителя допускается для номеров 3, 4, 5, 6 изготовление одноместных столов с длиной рабочей плоскости 700 мм и двухместных столов с длиной рабочей плоскости 1300 мм.
    2.3.Крышка стола должна быть горизонтальной или иметь приспособления для установки ее горизонтально и под углом от 7 до 16°. При переводе крышки в наклонное положение высота края стола, обращенного к ученику, не должна уменьшаться более чем на 10 мм.
    2.4.При наличии в ученических столах полки высота ниши должна быть не менее 60 мм.
    2.5 Столы типа II должны регулироваться по высоте:
    вариант 1 - на шесть номеров 1-6;
    вариант 2 - на три номера 1-3 и 4-6.
    Высота рабочей плоскости и расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног) должна изменяться в соответствии с таблицей 2. Остальные размеры столов должны соответствовать:
    в столах NN 1-6 и NN 4-6 - размеры для номера 6 табл.2;
    в столах NN 1-3 - размерам для номера 3 табл.2.
    2.6 В столах с крышками, устанавливаемыми в двух положениях - горизонтальном и наклонном, должны быть углубления для ручек и карандаша размером не менее 220х20х5 мм.
    Расстояние от кромки крышки со стороны сидящего до углубления должно быть не менее 380 мм.
    Столы с горизонтальными крышками допускается изготовлять без углублений для ручки и карандаша.
    2.7 Углы крышек стола должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане скругление радиусом 10-30 мм.
    ПРИЛОЖЕНИЕ
    Рекомендуемое
    МЕБЕЛЬ, СТОЛЫ И СТУЛЬЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.
    ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
    ИСО 5970-79
    0. Введение
    Настоящий международный стандарт разрабатывался в соответствии с принципом - стулья и столы должны быть подобраны таким образом, чтобы способствовать правильному положению корпуса при работе за столом у тех лиц, которые пользуются этой мебелью в учебных заведениях. Все функциональные размеры в стандарте основаны на результатах, полученных с помощью антропометрических исследований. Выполнение норм настоящего международного стандарта гарантирует при использовании правильно подобранных столов и стульев удобство расположения на сиденье и в то же время позволяет создателям и изготовителям мебели приспособиться к техническим условиям и локальной экономике в соответствии с теми требованиями, которые выдвигают условия обучения в каждой отдельной стране.
    Практически для любого роста можно подобрать соответствующую мебель из семи предлагаемых типоразмеров, однако необходима некоторая адаптация для тех лиц, у которых телосложение существенно отличается от средних норм. Требуется тщательно изучить национальные особенности населения для того, чтобы из имеющихся семи типоразмеров мебели выбрать наиболее подходящую для использования в местных школах.
    Семь типоразмеров комплектов в виде столов и стульев, предлагаемые настоящим международным стандартом, могут удовлетворить потребности любого учебного заведения (кроме специальных).
    Столы средних типоразмеров могут быть также использованы в качестве рабочих плоскостей в тех случаях, когда маленькие ученики работают стоя, более высокие столы используются при аналогичной работе старших учащихся; вся гамма высот создает обширные возможности для использования мебели, разработанной в соответствии с настоящим международным стандартом.
    1.Объект и область применения
    Настоящий международный стандарт определяет функциональные базовые размеры столов и стульев, используемых в учебных заведениях общего типа. Он не удовлетворяет частным требованиям, выдвигаемым специальными учебными заведениями, или требованиям, предъявляемым к регулируемой мебели. Настоящий международный стандарт не касается материалов, концепций, производства и качества.
    2.Размеры
    Размеры стульев даны в таблице 1, а размеры столов в таблице 2. Справочные размеры обозначены на рисунке 1 (вид сбоку) и рисунке 2 (вид сверху)*.

    __________________
    * Допуски, обозначенные в таблице 1 и таблице 2, не являются производственными допусками, они лишь определяют возможные интервалы для функциональных размеров.


    Приведенные в таблице 2 минимальная ширина и минимальная длина крышки стола выбираются по данным для одноместных или двухместных столов в соответствии со спецификой их использования.
    Свободная зона для ног, определяемая размерами должна строго соблюдаться во всех столах, предназначенных для трудовой деятельности в сидячем положении.
    Все ящики или отделения под верхней крышкой стола должны быть размещены таким образом, чтобы обеспечить ногам свободную зону, равную минимальным оговоренным в стандарте размерам.
    Таблица 1
    Размеры стульев, мм
    Наименование размера Справочный номер
    0* 1 2 3 4 5 6
    Цвет
    Белый Оранжевый Фиолетовый Желтый Красный Зеленый Голубой
    Справочный рост - средняя высота тела 900 1050 1200 1350 1500 1650 1800
    Высота до основания сиденья, (допуск ±10 мм)** 220 260 300 340 380 420 460
    Полезная глубина сиденья, (допуск ±10 мм)*** - 260 290 330 360 380 400
    Ширина сиденья, - 250 270 290 320 340 360
    Справочная точка отн. , - 160 170 190 200 210 220
    Высота до нижнего края спинки, , макс. - 120 130 150 160 170 190
    Высота до верхнего края спинки,
    мин. - 210 250 280 310 330 360
    макс. - 250 280 310 330 360 400
    Ширина спинки, - 250 250 250 280 300 320
    Радиус закругления переднего края сиденья, - 30-50 30-50 30-50 30-50 30-50 30-50
    Радиус спинки, - 300 300 300 300 300 300
    Угол наклона сиденья, - 0°-4° 0°-4° 0°-4° 0°-4° 0°-4° 0°-4°
    Угол между сиденьем и спинкой, - 95°-106° 95°-106° 95°-106° 95°-106° 95°-106° 95°-106°

    Примечания:
    * Для типоразмера 0 определяются только цвет и высота сиденья.
    ** Высота измеряется от наиболее высокой точки сиденья в плане на средней линии.
    *** Размер измеряется на средней линии сиденья в плане, это расстояние от края передней ножки стула до перпендикуляра, опущенного из контрольной точки .
    - точка на спинке стула, максимально выступающая вперед.
    Должна быть обеспечена свобода движений сидящего в рабочем положении.
    и измеряются на средней линии сиденья в плане от наиболее низкой точки на поверхности сиденья.
    Верхние и нижние края спинки стула должны быть хорошо сглажены.
    - радиус закругления поверхности сиденья вниз. Необходимо, чтобы кривая имела точную форму дуги окружности.
    - радиус закругления спинки в плане.
    - угол наклона сиденья должен быть 4° максимум. Поверхность сиденья может быть плоской или иметь углубление. Углубление должно занимать задние 2/3 сиденья. Самая глубокая часть его должна находиться в задней части эффективной глубины сиденья, ближе к краю сиденья.
    - угол, образованный горизонтальной линией сиденья и наклонной спинкой стула, или угол между верхней частью спинки стула, определяемый высотой и нижней частью спинки, размер - наиболее выступающая точка спинки соответствует краю сиденья по его средней линии. Профиль спинки стула между функциональными размерами и w не определен.
    Таблица 2
    Размеры столов, мм
    Наименование размера Справочный номер
    0* 1 2 3 4 5 6
    Цвет
    Белый Оранжевый Фиолетовый Желтый Красный Зеленый Голубой
    Справочный рост - средняя высота тела 900 1050 1200 1350 1500 1650 1800
    Высота до крышки стола, (допуск ±10)** *** 400 460 520 580 640 700 760
    Высота пространства для ног, *** - 350 410 470 530 590 650
    Высота пространства для ног, согнутых в коленях, - 350 350 400 400 450 500
    Высота пространства для вытянутых ног, - 250 250 300 300 350 350
    Ширина крышки стола, - 450 500 500 500 500 500
    Минимальная длина крышки стола,
    стол одноместный - 600 600 700 700 700 700
    стол двухместный - 1200 1200 1300 1300 1300 1300
    Ширина пространства для сиденья, - 450 470 470 470 470 500
    Глубина пространства для сиденья с согнутыми коленями, - 300 300 300 350 400 400
    Глубина пространства для сиденья с вытянутыми ногами, - 400 400 400 400 450 450

    Пpимечания
    * Для типоразмера 0 определяются только цвет и высота сиденья.
    ** - поверхность крышки стола, определяемая в данном международном стандарте, горизонтальная. Однако, если поверхность стола необходимо наклонить, то рекомендуется угол наклона крышки стола, равный 16° по отношению к горизонтали. При этом край крышки стола, расположенный со стороны ученика, должен быть размещен на такой же высоте, на которой устанавливается крышка стола, расположенная горизонтально.
    *** - если свободное пространство размещается в этой зоне, то его высота должна быть минимум 60 мм.
    Таблица 2 дает предпочтительные размеры минимальной длины и минимальной ширины крышки стола. С точки зрения гармонии рекомендуется использовать эти величины. Если возникает необходимость в использовании размеров, отличающихся от и , то целесообразно использовать следующие модули для увеличения размеров:
    размер от 450 до 800 мм: увеличение на 50 мм
    от 800 мм до 2000 мм: увеличение на 100 мм
    размер от 450 мм до 1200 мм: увеличение на 50 мм.
    Вид сбоку

    Все размеры справочные
    Рисунок 1
    Вид сверху

    Все размеры справочные
    Рисунок 2
    3.Соотношения между стулом и столом
    Общеизвестно, что ученики, находясь в положении сидя, могут занимать разнообразные позы. Для того, чтобы решить вопрос о соответствии между стулом и столом, необходимо выбрать удобное положение и проверить семь параметров в соответствии с рисунком 3. На нем показано правильное положение учащегося, сидящего за столом, которое удовлетворяет одновременно всем необходимым параметрам.
    Метод оценки соответствия между стулом и столом

    А - согнутые в коленях ноги учащегося (в обуви) должны спокойно лежать на плоской поверхности пола;
    В - должно быть достаточное пространство между бедрами и нижней частью стола;
    С - не должно быть никакого давления на передний край стула, между поверхностью сиденья и бедром;
    D - высота стола должна быть выбрана таким образом, чтобы локти сидящего приближались к такому же уровню по отношению к переднему краю крышки стола, на каком они находятся, когда кисти рук опущены вертикально вниз;
    Е - спинка стула должна крепко поддерживать спину сидящего в поясничной области и нижней части лопаток;
    F - должно быть свободное пространство между задней частью ног и передним краем сиденья;
    G - должно быть предусмотрено свободное пространство между опорой лопаток и сиденьем для обеспечения свободного движения на стуле.
    Рисунок 3
    4.Маркировка
    Стулья и столы, соответствующие настоящему международному стандарту, должны снабжаться несмываемой наклейкой, указывающей справочный номер или код цвета, или то и другое.
    Текст документа сверен по:
    официальное издание
    М.: Издательство стандартов, 1994