-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Международная организация
Решение от 09 июня 2009 года № 422

О Межгосударственной целевой программе Евразийского экономического сообщества "Инновационные биотехнологии"

Принято
Межгосударственным Советом Евразийского экономического сообщества
09 июня 2009 года
    Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (на уровне глав правительств)
    1.Одобрить в основном Межгосударственную целевую программу Евразийского экономического сообщества "Инновационные биотехнологии".
    2.После завершения государствами-членами ЕврАзЭС внутригосударственных процедур утвердить Межгосударственную целевую программу Евразийского экономического сообщества "Инновационные биотехнологии" в рабочем порядке.
    (Подписи)
    Проект
    МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА "ИННОВАЦИОННЫЕ БИОТЕХНОЛОГИИ" НА 2010 - 2014 ГГ.
    Рабочая группа
    Коломиец Э.И. - директор ГНУ "Институт микробиологии НАН Беларуси", чл.-корр. НАН Беларуси, д.б.н. (руководитель)
    Романовская Т.В. - и.о. зам. директора ГНУ "Институт микробиологии НАН Беларуси", к.б.н. (секретарь)
    Дебабов В.Г. - научный руководитель ГНЦРФ "Институт генетики и селекции промышленных микроорганизмов", чл.-корр. РАН, профессор, д.б.н.
    Раманкулов Е.М. - генеральный директор Национального центра биотехнологии Республики Казахстан, доктор философии (Ph.D) в области биохимии и молекулярной биологии
    Титов Л.П. - директор ГУ "Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии", чл.-корр. НАН Беларуси, профессор, д.м.н.
    Основание для разработки проекта Межгосударственной целевой программы Евразийского экономического сообщества "Инновационные биотехнологии" на 2010 - 2014 гг. (далее - Программа): Предложение Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., изложенное в обращении к главам государств-членов ЕврАзЭС от 23 января 2006 г.; Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 25 января 2008 г. N 366; Решение Интеграционного Комитета ЕврАзЭС от 29 июля 2008 г. N 895.
    Проект Программы разработан Рабочей группой, которая руководствовалась следующими материалами:
    - Порядком разработки и реализации межгосударственных целевых программ Евразийского экономического сообщества, утвержденным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 6 октября 2007 г. N 356;
    - Концепцией Межгосударственной целевой программы Евразийского экономического сообщества "Инновационные биотехнологии", утвержденной Решением Интеграционного Комитета ЕврАзЭС от 29 июля 2008 года N 895;
    - директивными документами государств-участников Программы;
    - результатами исследований и материалами по приоритетным направлениям развития биотехнологии.
    В качестве директивных документов, в частности, использованы:
    - Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года;
    - Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 года N 384;
    - Концепция развития науки в Республике Беларусь на период до 2015 г., одобренная Постановлением Общего собрания НАН Беларуси от 3 февраля 2005 года N 2;
    - Указ Президента Республики Беларусь "Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2006 - 2010 гг." от 6 июля 2005 года N 315;
    - Концепция научной и научно-технической политики Республики Казахстан, одобренной Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2000 года N 1059;
    - Указ Президента Кыргызской Республики "О мерах по дальнейшему развитию промышленной и инновационной деятельности в Кыргызской Республике" от 19 января 2002 года;
    - Стратегия Республики Таджикистан в области науки и технологии на 2007 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 августа 2006 г., N 362;
    - Постановление Правительства Республики Таджикистан от 1 октября 2004 г., N 385 "О деятельности Академии наук Республики Таджикистан".
    В качестве результатов исследований и материалов, определяющих стратегические направления развития инновационных биотехнологий, использованы маркетинговые проработки в целях конкретизации потребностей промышленности и сельского хозяйства государств-членов ЕврАзЭС в новых видах биотехнологической продукции.
    1.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Наиболее важными стратегическими задачами любого государства является обеспечение экономической, продовольственной, экологической и биологической безопасности, гарантирующих устойчивое воспроизводство человеческих и биологических ресурсов, экономический рост и прогрессивное развитие общества, сохранение экологического равновесия на планете. В их решении все большую роль играет биотехнология - перспективная отрасль народного хозяйства и область научных знаний, базирующаяся на новейших методах молекулярной биологии, биохимии, генной и клеточной инженерии.
    Перемены, произошедшие за последние десятилетия, открыли принципиально новые перспективы в развитии биотехнологии и расширили границы применения биологических процессов в производстве. Сегодня инновационные биотехнологии предлагают эффективные способы защиты окружающей среды от промышленных загрязнений, обеспечения растениеводства средствами питания, стимуляции роста и защиты растений; животноводства - ветеринарными препаратами и сбалансированными кормовыми добавками; пищевой и легкой промышленности - ферментными препаратами. На основе новых молекулярно-генетических технологий создаются трансгенные растения с улучшенными хозяйственно-ценными признаками, разрабатываются эффективные средства для диагностики инфекционных заболеваний. Степень зависимости государства от импорта указанной биотехнологической продукции - один из критериев экономического и политического суверенитета.
    Опыт развитых стран свидетельствует, что в решении научных проблем в сфере биотехнологии наиболее перспективным является программный подход с привлечением консолидированных бюджетных и внебюджетных финансовых источников. В настоящее время, программно-целевой метод планирования и финансирования широко вошел в практику управления отраслями народного хозяйства на всех уровнях. Сложившийся опыт применения программно-целевого управления дает наиболее высокий эффект при правильном выборе приоритетов, обосновании последовательности их решения, концентрации ресурсов на достижении обозначенной цели. Применение программно-целевого подхода расширяет возможности развития биотехнологической отрасли, имеет существенные преимущества для решения проблем, требующих комплексного межведомственного взаимодействия. Особенно значительна роль межгосударственных программ, учитывающих приоритеты и цели социально-экономического развития стран, направления их структурной и научно-технической политики, прогнозы развития межгосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического положения, межгосударственных договоренностей между странами.
    Необходимость сотрудничества в форме МЦП взаимосвязано с особенностями содержания понятия "целевая программа".
    Межгосударственная целевая программа ЕврАзЭС "Инновационные биотехнологии" представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, экспериментальных, производственно-технологических, социально-экономических, санитарно-экологических, медико-экономических и организационных мероприятий, позволяющих эффективно решать значимые проблемы в области молекулярной биологии, биохимии, генной и клеточной инженерии и обеспечить народное хозяйство государств-членов ЕврАзЭС конкурентоспособными технологиями защиты окружающей среды от промышленных загрязнений, средствами питания, стимуляции роста и защиты растений; ветеринарными препаратами и сбалансированными кормовыми добавками, ферментными препаратами, молекулярно-генетическими технологиями создания трансгенных растений с улучшенными хозяйственно-ценными признаками, эффективными средствами для диагностики инфекционных заболеваний.
    За рубежом примером такой программы может служить Седьмая рамочная программа научных исследований и технологического развития Европейского Союза, каждый проект которой призван способствовать технологическому развитию стран Европы и увеличению конкурентоспособности европейской промышленности. На проведение исследований в области наук о жизни и биотехнологии, рассчитанных на 2006 - 2013 годы, в рамках программы предусмотрено 10 млрд евро, в том числе 52,4 млн евро на медицинские исследования.
    Беларусь одной из первых стран СНГ (в 1993 г.) создала правовую базу и действующую на ее основе систему программно-целевого управления прикладными исследованиями и научно-техническими разработками через государственные научно-технические программы, ставшие основным инструментом реализации приоритетных направлений научно-технической деятельности. Так, в сфере биотехнологии в Беларуси созданы программы различного уровня - Государственная программа "Биотехнология" (2006 - 2010 гг.), Государственные научно-технические программы "Промышленная биотехнология" (2000 - 2004 гг.), "Промышленные биотехнологии" (2006 - 2010 гг.), "Лекарственные средства" (2000 - 2005 гг.), "Новые лекарственные средства" (2006 - 2010 гг.), Государственная программа ориентированных фундаментальных исследований "Биотехнология" (2003 - 2005 гг.), Государственная программа прикладных исследований "Новые биотехнологии" (2006 - 2010 гг.) и др., обеспечивающие полный инновационный цикл создания новых биопрепаратов от идеи до внедрения; развитие и стабильное функционирование коллекций микроорганизмов и, как следствие, гарантии сохранности штаммов - объектов биотехнологий; реорганизацию действующих и организацию новых биотехнологических производств; реформу образования в области биологии.
    Крупнейшая федеральная целевая Программа Российской Федерации "Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 гг." также направлена на концентрацию ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе использования государственно-частного партнерства. В рамках приоритетного направления "Живые системы" финансируются работы по 6-ти критическим технологиям: Технологии биоинженерии, Клеточные технологии, Биосенсорные технологии, Биомедицинские технологии жизнеобеспечения и защиты человека, Геномные и постгеномные технологии создания лекарственных средств, Технологии биокатализа и биосинтеза. В прикладном аспекте наибольшее внимание уделяется импортозамещающим технологиям в области здравоохранения, сельского хозяйства, промышленности, охраны окружающей среды.
    В Республике Казахстан научно-технические программы в области биотехнологии решают задачи по формированию кластера по биотехнологии, обеспечению биологической и химической безопасности страны, комплексного эколого-эпидемиологического обследования и разработке мероприятий по ликвидации последствий деятельности биологического полигона на острове Возрождения, а также по оздоровлению биоценоза каспийской акватории и др.
    Основные принципы государственной стратегии развития биотехнологии в Кыргызской Республике реализованы в Государственной научно-технической программе "Биотехнология" (2003 - 2007 гг.), направленной на создание генетического банка микроорганизмов, растений и животных, сохранение и рациональное использование природных генетических ресурсов, производство экспортоориентированной промышленной биотехнологической продукции, подготовку научных кадров в области молекулярной и клеточной биологии.
    Стратегия Республики Таджикистан в области науки и технологий на 2007 - 2015 годы направлена на внедрение устойчивой и экологически сбалансированной системы ведения сельского хозяйства применительно к природным зонам Республики, селекцию новых высокоурожайных сельскохозяйственных культур, совершенствование методов борьбы с вредителями и особо опасными болезнями растений и животных, производство экспортоориентированной промышленной биотехнологической продукции.
    Имеющийся научно-технический задел позволил выйти с инициативой создания Межгосударственной целевой программы Евразийского экономического сообщества "Инновационные биотехнологии", главная идея которой состоит в интеграции научных исследований в области биотехнологии и совместной реализации приоритетных для стран ЕврАзЭС проектов.
    При разработке Межгосударственной целевой программы в сфере инновационных биотехнологий учитывались следующие основные принципы:
    - сбалансированность целей и задач Программы;
    - целевая направленность программных мероприятий;
    - учет вероятностного характера, преимуществ и рисков, которые могут возникнуть в процессе реализации Программы (разработка альтернативных программных мероприятий с учетом возможных вариантов развития социально-экономической ситуации в странах-участниках и отдельных регионах - целевые подпрограммы в сфере инновационных биотехнологий Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Таджикистан и Киргизии);
    - деление целевой Программы на подпрограммы осуществлялось исходя из масштабности и сложности решаемых проблем в каждой стране ЕврАзЭС, а также из необходимости рациональной организации программных мероприятий в регионах;
    - централизация необходимых ресурсов;
    - обеспечение управляемости процессами реализации Программы;
    - учет взаимосвязи данной целевой Программы с другими целевыми программами (совместное влияние на параметры ситуации), например Седьмой рамочной программы научных исследований и технологического развития Европейского Союза, федеральными и ведомственными целевыми программами Российской Федерации.
    Важнейшими задачами Программы являются повышение эффективности экономики, уровня жизни и благосостояния населения; эффективное использование существующей и вновь создаваемой производственно-технической базы; развитие научных связей и концентрация усилий сторон на эффективном решении приоритетных научно-технологических задач; проведение согласованной научно-технической и инновационной политики в области биотехнологии для обеспечения конкурентоспособности стран ЕврАзЭС на мировом рынке; гармонизация используемой нормативно-правовой базы, проведение согласованных мероприятий в вопросах стандартизации, сертификации, а также защиты и вовлечения объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот в области биотехнологии; координация межгосударственных и межотраслевых связей в сфере разработки биотехнологий и производства биопродукции.
    Направленность Программы соответствует тенденциям развития мировой биотехнологии по пути расширения производства экологически безопасной продукции. В соответствии со стандартами Международной организации развития органического сельского хозяйства (IFOAM) ограничивается применение химических средств защиты растений, многих ветеринарных антибиотиков, жестко регламентируется количество вносимых минеральных удобрений. Несмотря на высокую стоимость сельскохозяйственной продукции, выращенной в соответствии со стандартами IFOAM (в 2 - 2,5 раза выше, чем продукции, получаемой по традиционным технологиям), она широко востребована на рынке. В настоящее время эти тенденции имеют место и в государствах-членах ЕврАзЭС.
    Чтобы соответствовать мировому уровню и конкурировать на рынке биотехнологий, требуется принятие активных мер по преодолению имеющегося отставания в области генно-инженерных и клеточных технологий. Межгосударственную целевую программу "Инновационные биотехнологии" следует рассматривать как один из инструментов реализации этой стратегии, способствующий расширению ассортимента производимой биотехнологической продукции; укреплению внутреннего рынка стран ЕврАзЭС, сокращению импорта, снижению зависимости от цен на привозное сырье.
    Обоснование актуальности для Республики Беларусь
    Биотехнология является одним из приоритетов научно-технической деятельности Республики Беларусь. В соответствии с Резолюцией Первого съезда ученых первоочередными задачами обеспечения устойчивого развития страны являются повышение ее энергетической, продовольственной, биологической, лекарственной и экологической безопасности. Сотрудничество в области биотехнологии в рамках ЕврАзЭС открывает для Республики новые возможности решения этих задач: создание перспективных видов биотоплива из возобновляемого сырья; использование механизмов повышения продуктивности и устойчивости растений и животных; внедрение энергоэффективных и энергосберегающих технологий в сельском хозяйстве, здравоохранении, промышленности; обмен научным опытом, доступ к информационным базам данных; реализация продукции на рынках стран Сообщества.
    Обоснование актуальности для Республики Казахстан
    Для Казахстана развитие биотехнологии определено как важнейший научный приоритет. В научно-исследовательских институтах биотехнологического профиля проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области создания, сохранения и размножения экономически важных сельскохозяйственных культур, создания биопрепаратов для здравоохранения, растениеводства, ветеринарии, микробиологии.
    В связи с этим сотрудничество в области биотехнологии в рамках ЕврАзЭС актуально для Республики Казахстан. Разработка Межгосударственной целевой программы в этой сфере является своевременной, будет способствовать концентрации усилий на приоритетных направлениях, гармонизации нормативно-правовой базы и обмене информацией.
    Обоснование актуальности для Кыргызской Республики
    Для Кыргызстана сотрудничество в рамках данной Программы актуально и своевременно, особенно в части разработки технологий и продукции для сельского хозяйства.
    Научный потенциал и направления научных исследований Кыргызской Республики дают возможность участвовать в разработке и реализации данной Программы. Объединение усилий и ресурсов государств-участников позволят снизить затраты Республики на развитие этой отрасли.
    Обоснование актуальности для Российской Федерации
    В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г., переход к инновационному развитию страны определен как основная цель государственной политики, достижение которой является необходимой предпосылкой модернизации экономики и, в конечном счете, обеспечение конкурентоспособности отечественного производства.
    В соответствии с Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года целью государственной политики является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
    Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года определены следующие основные задачи государственной научно-технической и инновационной политики:
    создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;
    создание эффективной инновационной системы;
    развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок;
    модернизация экономики на основе технологических инноваций.
    Предполагается, что Межгосударственная целевая программа "Инновационные биотехнологии" будет являться одним из инструментов реализации указанной Стратегии, а также Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации в мае 2006 года.
    Обоснование актуальности для Республики Таджикистан
    Для Таджикистана данная Программа актуальна и своевременна, особенно в части разработки технологий и продукции для сельского хозяйства. Научный потенциал и направления научных исследований дают возможность участвовать в реализации данной Программы. Объединение усилий и ресурсов государств-участников позволят снизить затраты Республики на развитие этой отрасли.
    2.Основные цели и задачи целевой Программы, сроки и этапы их реализации Целью Программы является разработка и внедрение новых биотехнологий, биопрепаратов и диагностических тест-систем для сельского хозяйства, промышленности, медицины и охраны окружающей среды.
    Основные задачи Программы:
    - развитие ресурсной базы биотехнологий государств-участников (национальные коллекции микроорганизмов, культур растительных и животных клеток, генно-инженерных конструкций);
    - создание единой в рамках ЕврАзЭС Базы данных национальных коллекций микроорганизмов, культур растительных и животных клеток;
    - развитие и использование ДНК-технологий (генетическая паспортизация и идентификация организмов, методы получения трансгенных растений, ДНК-маркеры);
    - разработка технологий получения высокоэффективных биопрепаратов для сельского хозяйства, промышленности и охраны окружающей среды;
    - создание диагностических препаратов для медицины и сельского хозяйства (препараты для диагностики вирусных, грибковых и бактериальных инфекций растений, животных и человека);
    - освоение новых технологий на основе частно-государственного партнерства и в рамках научно-производственных объединений.
    Реализация Программы будет осуществлена в один этап в течение 2010 - 2014 гг. (пять лет).
    3.Перечень мероприятий по реализации целевой Программы
    Перечень мероприятий (Приложение 1) предусматривает решение совместными усилиями организаций-участников Программы ряда важных задач, направленных на развитие фундаментальной и прикладной биотехнологии в странах ЕврАзЭС, создание общего научно-технологического пространства в сфере биотехнологий на основе формирования единой базы данных биоресурсов, расширение рынков сбыта биотехнологической продукции.
    В структуру Программы входят 4 раздела:
  1. Раздел 1.Поиск, выделение, скрининг и молекулярно-генетическая паспортизация штаммов микроорганизмов. Создание и развитие национальных коллекций культур микроорганизмов, животных и растительных клеток, а также общих (для ЕврАзЭС) баз данных по этим коллекциям. Гармонизация правил депонирования, предоставления доступа и пересылки штаммов, культур клеток в соответствии с международными соглашениями и стандартами.

  2. Раздел 2.Разработка технологий получения биотехнологических препаратов для сельского хозяйства, промышленности и охраны окружающей среды.

  3. Раздел 3.Разработка новых технологий создания трансгенных растений с хозяйственно-ценными признаками, способов получения и поиск новых молекулярно-генетических маркеров для генетической паспортизации организмов и идентификации трансгенов.

  4. Раздел 4.Разработка диагностических препаратов и тест-систем для медицины и сельского хозяйства.

  5. Для реализации указанных разделов требуется решение конкретных задач, включающих развитие ресурсной базы биотехнологии, создание общих для стран ЕврАзЭС баз данных коллекций микроорганизмов, растительных и животных клеток; гармонизацию в соответствии с международными соглашениями и стандартами системы депонирования, предоставление доступа и пересылки штаммов микроорганизмов; разработку единых для стран ЕврАзЭС правил трансграничной передачи культур клеток микроорганизмов, растений и животных. В области клеточной биотехнологии основное внимание будет сконцентрировано на получении культур клеток, необходимых при производстве профилактических и диагностических препаратов вирусной природы, для испытаний новых лекарственных средств, исследования механизмов постэмбриональной дифференцировки, пролиферации клеток и др.
    Программный подход к реализации научно-исследовательских, опытно-технологических работ, токсикологических и санитарно-гигиенических испытаний, испытаний биологической активности биопрепаратов и организации опытно-промышленных производств на основе частно-государственного партнерства и в рамках научно-производственных объединений обеспечит возможность получения новых биотехнологических продуктов, способствующих развитию экономики стран ЕврАзЭС: биологических средств защиты растений от болезней и вредителей, регуляторов роста, кормовых добавок, пробиотиков, вакцин, заквасок для сельского хозяйства, ферментных препаратов для переработки сырья, биодобавок для здравоохранения, биопрепаратов для очистки почв, воды и воздуха от опасных загрязняющих веществ, биотоплива; разработку новых ДНК-технологий получения трансгенных растений, устойчивых к болезням, вредителям и техногенным стрессам, отработку способов идентификации трансгенов в организмах, сырье и продуктах питания и методик получения новых молекулярно-генетических ДНК (РНК)-маркеров; разработку конкурентоспособных диагностических препаратов и тест-систем для здравоохранения и сельского хозяйства.
    Реализация программных мероприятий будет способствовать прогрессу фундаментальной науки в сфере познания и использования окружающего биоразнообразия, обеспечит гарантированные условия хранения объектов биотехнологии. Стандартизация сведений о штаммах микроорганизмов в сервисных коллекциях, их таксономическая идентификация, анализ информации о генно-инженерно-модифицированных культурах явятся необходимыми элементами системы обеспечения биобезопасности государств. На основе сохранения и пополнения генофонда культур клеток получат дальнейшее развитие работы по изучению вирусных инфекций и созданию диагностических средств. Новые препараты позволят повысить эффективность диагностики и, соответственно, профилактики и лечения инфекционных заболеваний, снизить заболеваемость и смертность населения, прогнозировать и предупреждать крупные вспышки и эпидемии. Внедрение и широкое использование отечественных разработок в практике здравоохранения стран-партнеров обеспечат поддержание устойчивого санитарно-эпидемиологического благополучия, импортозамещение и валютосбережение.
    Создание высокоактивных штаммов-продуцентов, в том числе генно-инженерными методами, разработка на их основе микробных препаратов комплексного действия, адаптированных к местным условиям, расширение их номенклатуры и усовершенствование товарных форм обеспечит сокращение импорта, повысит уровень продовольственной безопасности государств-участников и явится мощным стимулом экологизации сельского хозяйства.
    4.Целевые индикаторы и показатели Для оценки эффективности Программы подготовлена основа для создания системы целевых индикаторов, отражающих конечный и непосредственный эффект реализации Программы.
    Предлагаемые основные показатели и целевые индикаторы, позволяющие контролировать решение задач, а также конечные результаты реализации Программы представлены в Приложении 2.
    5.Оценка эффективности, социально-экономических, экологических и иных последствий от реализации целевой Программы Межгосударственная целевая программа "Инновационные биотехнологии" позволит на основе объединения научных и технических ресурсов стран-участниц реализовать прорывные проекты в области микробных и ДНК-технологий и будет способствовать решению проблем продовольственной, биологической и экологической безопасности стран ЕврАзЭС.
    Надежный фундамент для развития промышленной биотехнологии обеспечит совершенствование ее ресурсной базы - национальных коллекций микроорганизмов, культур растительных и животных клеток, генно-инженерных конструкций. Формирование единой для стран ЕврАзЭС базы данных биоресурсов и общего доступа к ним позволит в быстрые сроки преодолеть отставание в области генно-инженерных и клеточных исследований и занять лидирующие позиции в производстве и реализации экологически безопасных биопрепаратов, востребованных сельским хозяйством, промышленностью, здравоохранением.
    Так, для решения продовольственной проблемы государств ЕврАзЭС в рамках Программы на основе объединения научного и производственного потенциала стран-участниц будут разработаны технологии получения и применения нового поколения полифункциональных микробных препаратов, обеспечивающих высокую продуктивность сельскохозяйственных культур и животных, их устойчивость к болезням, вредителям и техногенным стрессам. Конкурентоспособность созданных биопрепаратов будет обеспечена их высоким качеством и более низкой, чем у импортных аналогов, ценой. Технологии являются энерго- и ресурсосберегающими, экологически безопасными.
    Разрабатываемые в рамках Программы ферментные препараты будут отличаться оригинальной комбинацией грибных и бактериальных ферментных комплексов, обеспечивающих высокую перевариваемость грубых кормов, повышение кормовой ценности рационов и снижение расхода кормов на 5 - 10%.
    Штаммы-продуценты будут представлены Российской и Казахской Сторонами, а разработка технологий будет осуществляться белорусскими исследователями.
    Благодаря использованию новых бактериальных композиций с пробиотической активностью снизится ущерб от болезней, широко распространенных среди сельскохозяйственных животных: уменьшатся затраты на лечебные мероприятия, повысятся продуктивность, качество сельхозпродукции, улучшится ее экологическая характеристика. Применение пробиотических бактерий в составе заквасок для пищевой промышленности повысит биологическую ценность и обеспечит функциональные свойства ферментированным продуктам, снизит затраты на дополнительное введение консервантов или стабилизаторов.
    Разработка эффективной экологически безопасной патентоспособной технологии защиты картофеля от грибных, бактериальных болезней и вредителей, основанная на применении новых непатогенных и нетоксигенных для животных и человека биопрепаратов, позволит в 1,5 - 2 раза сократить потери картофеля в период вегетации и хранения и увеличить выход экологически чистой продукции. Указанные результаты будут достигнуты благодаря объединению усилий российских ученых, имеющих богатый опыт селекции бактерий-антагонистов, и их белорусских коллег, владеющих ноу-хау по разработке биотехнологий получения средств защиты растений.
    Применение нового иммуностимулирующего и антиоксидантного лечебно-профилактического препарата для промышленного птицеводства обеспечит рост молодняка птицы, достижение высоких товарных качеств яиц и мяса птицы, позволит значительно сократить объемы закупок импортных аналогов, что приведет к экономии валютных средств.
    Организация крупнотоннажного производства биобутанола и его смесей с бензином принесет несомненный экономический эффект по импортозамещению, обеспечит транспорт конкурентоспособным моторным биотопливом из возобновляемого сырья, уменьшит зависимость экономики от импорта нефти, будет способствовать повышению энергетической безопасности стран ЕврАзЭС.
    Разрабатываемая биотехнология очистки сточных вод, содержащих нефть и нефтепродукты, основанная на использовании микроорганизмов-деструкторов, обеспечит эффективную очистку воды, что даст значительную экономию средств за счет замены практикуемого в настоящее время дорогостоящего способа их обеззараживания - сжигания, в связи с чем реализация данного проекта будет иметь высокий экономический эффект.
    Применение современных ДНК-биотехнологий в растениеводстве позволит сократить сроки создания сортов растений на 2 - 3 года при обычном сроке 10 - 12 лет, ускорить сортосмену и сортообновление, снизить затраты на создание сорта на 15 - 20%. Окупаемость разработок в области растениеводства составит 3 - 5 лет, экономический эффект - 3 - 5 руб. на 1 руб. вложенных затрат.
    Экономический эффект от внедрения созданных диагностических средств медицинского и ветеринарного назначения ориентировочно оценивается от 3 до 7 рублей на 1 затраченный рубль. Кроме того, покрытие потребности государств-членов ЕврАзЭС (до 100%) в диагностических препаратах по основным инфекционным заболеваниям обеспечит импортозамещение и валютосбережение. В целом экономический эффект будет выражаться в снижении затрат и потерь государства от инфекционных заболеваний.
    Проекты Программы - высокорентабельны, большинство из них закончатся практической реализацией. Освоение новых биотехнологий на существующих предприятиях позволит вовлечь эти предприятия в активный производственный процесс, повысить рентабельность и способствовать их финансовому оздоровлению. Отказ от монопродукции обеспечит возможность более гибко реагировать на потребности рынка, будет способствовать быстрой реализации препаратов и повышению технико-экономических показателей производства в целом. Относительно низкие по энергоемкости и материалоемкости биотехнологические производства будут являться одним из факторов стабилизации экономики.
    Предполагаемый срок окупаемости Программы составляет 3 - 4 года. Ее реализация обеспечит экономию валютных средств в размере свыше 20 млн долларов США в год за счет импортозамещения широкого спектра биотехнологической продукции.
    Социальный эффект будет достигнут вследствие повышения потребительских качеств соответствующих продуктов питания; улучшения условий труда в сельском хозяйстве благодаря использованию экологически безопасных микробных препаратов и удобрений; создания высокоэффективных диагностических препаратов, что повысит качество эпиднадзора за основными инфекционными заболеваниями; увеличения спроса на квалифицированные научно-технические кадры; сохранения рабочих мест в научно-технической сфере и повышения уровня доходов работников этой сферы; снижения оттока научно-технических кадров в другие страны. В результате выполнения природоохранных программных мероприятий будут получены современные конкурентоспособные биопрепараты, необходимые при ликвидации последствий природных, экологических, техногенных катастроф.
    От реализации Программы в рамках ЕврАзЭС ожидается получение интеграционного эффекта за счет:
    концентрации научного потенциала на приоритетных направлениях, создания общего научно-технологического пространства в сфере биотехнологий на основе формирования единой базы данных биоресурсов, обеспечения общего доступа к биоресурсам, разработки единых технологий в этой сфере;
    кооперации в сфере производства биотехнологической продукции (объединение усилий и ресурсов государств-участников позволит снизить затраты отдельных республик на развитие этой отрасли);
    роста взаимного обмена биотехнологической продукцией;
    увеличения объемов взаимных инвестиций за счет реализации совместных проектов по освоению и выпуску новой биопродукции и модернизации производственно-технологической базы предприятий.
    Соответствие программных мероприятий экологическим требованиям обусловлено тем, что они направлены на разработку новых технологий и биопрепаратов на основе природного сырья и материалов, которые, в отличие от химических средств, не загрязняют окружающую среду.
    Более того, в рамках Программы предполагается разработать биопрепараты, направленные на защиту природной среды от вредных воздействий химических и иных загрязнителей.
    В целом реализация Межгосударственной целевой программы "Инновационные биотехнологии" явится мощным рычагом подъема национальных экономик государств-членов ЕврАзЭС, обеспечит их устойчивое функционирование в условиях мирового кризиса, интеграцию в мировое пространство, повышение экологической и биологической безопасности.
    6.Механизм реализации целевой Программы В реализации Программы участвуют различные организации, научные учреждения, предприятия Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Кыргызской Республики. Программа включает совместные проекты (не менее двух стран-участниц), отобранные на конкурсной основе, и состоит из 5 подпрограмм, разработанных для каждой республики. Механизм размещения заказов на выполнение НИОКР и других программных мероприятий определяется в соответствии с национальным законодательством государства-участника.
    Выполнение целевой Программы осуществляется на основе договоров, заключаемых заказчиками с исполнителями программных мероприятий. Указанные договоры регулируют отношения заказчиков и исполнителей мероприятий целевой Программы, определяют их права и обязанности. Заказчики целевой Программы направляют Заказчику-координатору и в Секретариат ЕврАзЭС (по его запросу) информацию об условиях проведения конкурсов на право заключить договоры на выполнение программных мероприятий, победителях этих конкурсов, условиях заключенных с ними договоров, а также отчетную документацию о реализации подпрограмм по итогам полугодия и года.
    7.Механизм финансирования целевой Программы
    Объем средств на реализацию каждой Подпрограммы ( табл. 1 - 3), разработанной для государств-участников, соответствует размеру их долевого участия.
    Финансирование Программы осуществляется по раздельной схеме из бюджетов государств-участников с привлечением внебюджетных средств. К внебюджетным источникам относятся: взносы участников реализации целевых программ, включая организации государственного и негосударственного секторов экономики; собственные средства организаций, заинтересованных в осуществлении целевой Программы; кредиты банков, средства фондов, общественных организаций и других потенциальных инвесторов, заинтересованных в реализации целевой Программы (или ее отдельных мероприятий).
    После утверждения целевой Программы заказчики от каждой страны-участницы заключают договоры с исполнителями программных мероприятий на финансирование работ из бюджетных средств на очередной финансовый год в пределах утвержденной стоимости соответствующей подпрограммы. По каждому мероприятию разделов 2 - 4 Программы заключаются также договоры между исполнителями и потенциальными инвесторами на финансирование заданий из внебюджетных источников в пределах утвержденного объема внебюджетных средств.
    Таблица 1
    Общий объем финансирования Программы
    Государство-участник Доля участия (%) Общий объем финансирования в млн росс. руб. (ориентировочно)
    всего в том числе по годам:
    2010 2011 2012 2013 2014
    Всего 100,0 926,60 268,32 188,92 182,88 148,05 138,43
    Республика Беларусь 30,0 277,98 80,5 56,68 54,86 44,41 41,53
    Республика Казахстан 30,0 277,98 80,5 56,68 54,86 44,41 41,53
    Российская Федерация 30,0 277,98 80,5 56,68 54,86 44,41 41,53
    Республика Таджикистан 5,0 46,33 13,41 9,44 9,15 7,41 6,92
    Кыргызская Республика 5,0 46,33 13,41 9,44 9,15 7,41 6,92

    Таблица 2
    Объем финансирования Программы из бюджетных средств государств-участников
    Государство-участник Доля участия (%) Объем финансирования в млн росс. руб. (ориентировочно)
    всего в том числе по годам:
    2010 2011 2012 2013 2014
    Всего 100,0 772,17 223,6 157,43 152,4 123,37 115,37
    Республика Беларусь 30,0 231,65 67,08 47,23 45,72 37,01 34,61
    Республика Казахстан 30,0 231,65 67,08 47,23 45,72 37,01 34,61
    Российская Федерация 30,0 231,65 67,08 47,23 45,72 37,01 34,61
    Республика Таджикистан 5,0 38,61 11,18 7,87 7,62 6,17 5,77
    Кыргызская Республика 5,0 38,61 11,18 7,87 7,62 6,17 5,77

    Таблица 3
    Объем финансирования Программы из внебюджетных средств
    Государство-участник Доля участия (%) Объем финансирования в млн росс. руб. (ориентировочно)
    всего в том числе по годам:
    2010 2011 2012 2013 2014
    Всего 100,0 154,43 44,72 31,49 30,48 24,68 23,06
    Республика Беларусь 30,0 46,33 13,42 9,45 9,14 7,4 6,92
    Республика Казахстан 30,0 46,33 13,42 9,45 9,14 7,4 6,92
    Российская Федерация 30,0 46,33 13,42 9,45 9,14 7,4 6,92
    Республика Таджикистан 5,0 7,72 2,23 1,57 1,53 1,24 1,15
    Кыргызская Республика 5,0 7,72 2,23 1,57 1,53 1,24 1,15

    По предложению заказчиков Программы и согласованию с заказчиком-координатором Программы финансирование мероприятий по подпрограммам может осуществляться в рамках принятых (принимаемых) республиканских программ.
    8.Ресурсное обеспечение целевой Программы с указанием источников, направлений и объемов финансирования с разбивкой по годам и мероприятиям На реализацию Программы предполагается использовать общий объем финансирования в размере 926,6 млн российских рублей, в том числе:
    - средства из бюджетов государств-участников - 772,17 млн российских рублей;
    - средства предприятий и организаций - 154,43 млн российских рублей.
    Направление расходования средств из бюджетов государств-членов Евразийского экономического сообщества - финансирование НИОКР: 2010 г. - 223,6 млн российских руб., 2011 г. - 157,43 млн российских руб., 2012 г. - 152,4 млн российских руб., 2013 г. - 123,37 млн российских руб., 2014 г. - 115,37 млн российских руб.
    Распределение финансирования по мероприятиям приведено в Приложении 1.
    9.Организация управления целевой Программой и контроль за ходом ее реализации Для организации работ по выполнению программных мероприятий Национальной академией наук Беларуси (НАН Беларуси) - заказчиком-координатором Программы создается координационная группа на базе Института микробиологии НАН Беларуси в г. Минске. В остальных странах-участницах Программы в соответствии с внутренними нормативными документами создаются Дирекции или группы сопровождения, курирующие исполнение программных мероприятий каждой республикой.
    Бюджетная составляющая Программы контролируется в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами.
    Заказчики предоставляют заказчику-координатору по его запросу статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации каждой подпрограммы. Информационное обеспечение будет направлено на анализ эффективности выполнения программных мероприятий, мониторинг рынка биотехнологической продукции, составление средне- и долгосрочных прогнозов.
    Заказчик-координатор Программы готовит и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на финансирование программных мероприятий на очередной финансовый год; заключает с участниками Программы контракты на финансирование целевой Программы из внебюджетных источников на очередной финансовый год в пределах утвержденной стоимости Программы; обеспечивает целевое и эффективное использование привлекаемых для реализации целевой Программы средств; готовит ежегодно доклад Интеграционному Комитету ЕврАзЭС о ходе реализации Программы; представляет в Секретариат два раза в год (по итогам работы за полугодие и год) статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе ее реализации; направляет ежегодно до 1 апреля в Секретариат и в правительства государств-членов ЕврАзЭС, участвующих в реализации Программы, отчет о ходе работ по следующим пунктам:
    а) сведения о результатах реализации целевой Программы за отчетный год;
    б) данные о размерах бюджетных средств и средств, привлеченных из внебюджетных источников, которые были направлены на финансирование целевой Программы в отчетном периоде, а также об их целевом использовании;
    в) сведения о соответствии целевых индикаторов и показателей реализации Программы целевым индикаторам и показателям, установленным при ее утверждении, а также фактических расходов;
    г) информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
    д) сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства;
    е) сведения о результативности НИОКР;
    ж) сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов;
    з) оценку эффективности результатов реализации целевой Программы;
    и) оценку влияния фактических результатов реализации целевой Программы на различные сферы экономики государств-членов ЕврАзЭС, участвующих в реализации целевой Программы.
    Согласованный с экономическими и другими заинтересованными органами государственного управления (исполнительной власти) и одобренный правительствами государств-членов отчет о выполнении Программы выносится на утверждение Межгоссовета.
    10.Распределение собственности, созданной в результате реализации целевой Программы Распределение собственности, в том числе интеллектуальной, полученной в результате реализации Программы, будет регулироваться отдельными соглашениями и договорами между ее участниками
  6.        ЗАКАЗЧИК-КООРДИНАТОР                   ГОЛОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ-РАЗРАБОТЧИК 
           ПРОГРАММЫ:                             ПРОГРАММЫ: 
           Заместитель Председателя               Директор Института 
           Президиума НАН Беларуси                микробиологии НАН Беларуси 
           С.К.РАХМАНОВ                           Э.И.КОЛОМИЕЦ 
           21 апреля 2009 г.                      21 апреля 2009 г.