Международной организацией труда
20 июня 1996 года
Генеральная конференция Международной организации труда, созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 4 июня 1996 года на свою 83-ю сессию,
напоминая, что многие международные конвенции и рекомендации о труде, которые содержат нормы общего применения, касающиеся условий труда, применимы к надомникам,
принимая во внимание, что конкретные условия, характерные для надомного труда, делают желательным улучшение применения этих конвенций и рекомендаций к надомникам и дополнение их нормами, в которых принимаются во внимание особенности надомного труда,
постановив принять ряд предложений, касающихся надомного труда, что является четвертым пунктом повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации, дополняющей Конвенцию 1996 года о надомном труде,
принимает сего двадцатого дня июня месяца одна тысяча девятьсот девяносто шестого года следующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1996 года о надомном труде.
I.Определения и сфера применения
1.Применительно к настоящей Рекомендации: a) термин "надомный труд" означает работу, которую лицо, именуемое надомником, выполняет: i) по месту его жительства или в других помещениях по его выбору, но не в производственных помещениях работодателя; ii) за вознаграждение; iii) с целью производства товаров или услуг, согласно указаниям работодателя, независимо от того, кто предоставляет оборудование, материалы или другие используемые ресурсы,
если только это лицо не располагает такой степенью автономии и экономической независимости, которая необходима для того, чтобы считать его независимым работником в соответствии с национальным законодательством или судебными решениями; b) лица со статусом наемных работников не становятся надомниками в смысле настоящей Рекомендации в силу одного только факта выполнения ими время от времени работы в качестве наемных работников на дому, а не на своем обычном рабочем месте; c) термин "работодатель" означает физическое или юридическое лицо, которое напрямую или через посредника, независимо от того, предусмотрены ли посредники в национальном законодательстве, предоставляет работу на дому в интересах своего предприятия. 2.Настоящая Рекомендация распространяется на всех лиц, занятых надомным трудом, в смысле пункта 1.
II.Общие положения
3.1) Каждое государство-член должно в соответствии с национальными законодательством и практикой назначить орган или органы, на которые возлагается ответственность за разработку и проведение национальной политики в области надомного труда, о которой говорится в статье 3 Конвенции. 2) Следует, по мере возможности, использовать органы трехстороннего характера или организации работодателей и работников при разработке и реализации этой национальной политики. 3) В случае отсутствия организаций, занимающихся проблемами надомников, или организаций работодателей, предоставляющих работу надомникам, указанные в подпункте 1 орган или органы должны принимать соответствующие меры, позволяющие этим работникам и работодателям высказывать свои мнения относительно этой национальной политики и мер, принимаемых с целью ее проведения. 4.Следует осуществлять сбор и обновлять подробную информацию, включая данные с разбивкой по полу, о распространении и особенностях надомного труда, которая должна служить основой для национальной политики в области надомного труда и для мер, принимаемых с целью ее проведения. Эта информация должна публиковаться и быть доступной для общественности. 5.1) Надомник должен быть информирован о конкретных условиях занятости в письменной или в любой другой надлежащей форме, соответствующей национальным законодательству и практике. 2) Эта информация должна включать, в частности: a) имя и адрес работодателя и посредника, если таковой существует; b) тарифы или ставки оплаты труда и методы исчисления; и c) вид работы, подлежащей выполнению.
III.Контроль за надомным трудом
6.Компетентный орган на национальном уровне и, в случае необходимости, на региональном, отраслевом или местном уровнях должен обеспечить ведение учета работодателей, предоставляющих работу надомникам, и всех используемых этими работодателями посредников. Для этой цели данный орган должен указывать, какую информацию работодатели должны представлять или иметь для представления данному органу. 7.1) Работодатели должны нести обязанность по уведомлению компетентного органа, если они предоставляют работу надомникам впервые. 2) Работодатели должны вести учет с разбивкой по полу всех надомников, которым они предоставляют работу. 3) Работодатели должны также вести регистрационные листы рабочих заданий, порученных надомнику, с указанием: a) времени, отводимого для их выполнения; b) тарифных ставок оплаты труда; c) возникших у надомника издержек, если таковые имеются, и размера выплаченной в связи с ними компенсации; d) любых удержаний из зарплаты, произведенных в соответствии с национальным законодательством; и e) причитающейся заработной платы и выплаченной заработной платы с вычетом удержаний вместе с датой произведенной выплаты. 4) Копия указанного в подпункте 3 регистрационного листа должна предоставляться надомнику. 8.В той мере, в какой это допускается национальными законодательством и практикой, касающимися невмешательства в частную жизнь, инспектора труда или другие должностные лица, на которых возложена обязанность контролировать соблюдение положений, регулирующих надомный труд, должны иметь возможность входить в те части дома или другого частного помещения, где выполняется работа. 9.В случаях серьезных или неоднократных нарушений законодательства, применяемого к надомному труду, следует принимать в соответствии с национальными законодательством и практикой необходимые меры, вплоть до возможного запрета на выдачу работы на дом.
IV.Минимальный возраст
10.Национальное законодательство, касающееся минимального возраста приема на работу или допуска к трудовой деятельности, должно применяться в отношении надомного труда.
V.Права на объединение и на ведение коллективных переговоров
11.Законодательные или административные ограничения или иные препятствия на пути реализации: a) права надомников создавать свои собственные организации или вступать в организации работников по своему выбору и участвовать в деятельности таких организаций; и b) права организаций надомников вступать в профсоюзные федерации или конфедерации должны выявляться и устраняться. 12.Должны приниматься меры, которые бы поощряли ведение коллективных переговоров, как средство определения условий труда надомников.
VI.Оплата труда
13.Следует установить минимальные размеры заработной платы для надомного труда в соответствии с национальными законодательством и, практикой. 14.1) Ставки заработной платы надомников должны предпочтительно устанавливаться в рамках коллективных переговоров или, если таковые не проводятся: a) решениями компетентного органа после консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников, а также с организациями, занимающимися надомниками, и с организациями работодателей надомников, или, если последние не существуют, с представителями надомников и работодателей надомников; или b) в рамках других соответствующих процедур установления заработной платы на национальном, отраслевом или местном уровнях. 2) Если при установлении ставок заработной платы не используются средства, указанные выше в подпункте 1, то они должны устанавливаться посредством соглашения между надомником и работодателем. 15.Для конкретной работы, оплачиваемой сдельно, ставка заработной платы надомника должна быть сравнима с заработной платой, получаемой работником на предприятии работодателя, или, при его отсутствии, на другом предприятии в данной отрасли или в данном районе. 16.Надомники должны получать компенсацию за: a) расходы, понесенные в связи с их работой, а именно за использованные энергию и воду, связь и обслуживание машин и оборудования; и b) время, потраченное на техническое обслуживание машин и оборудования, смену инструментов, сортировку, распаковку и упаковку и другие подобные операции. 17.1) Национальное законодательство о защите заработной платы должно применяться к надомникам. 2) Национальное законодательство должно обеспечивать наличие заранее установленных критериев для удержаний и должно защищать надомников от необоснованных удержаний за брак в работе или испорченные материалы. 3) Труд надомников должен оплачиваться либо при сдаче каждого завершенного рабочего задания или через регулярные промежутки времени, не превышающие одного месяца. 18.Если используются услуги посредника, то посредник и работодатель должны вместе и каждый в отдельности нести ответственность за выплату причитающегося надомникам вознаграждения в соответствии с национальными законодательством и практикой.
VII.Безопасность и гигиена труда
19.Компетентный орган должен обеспечивать распространение основных положений, правил и инструкций, принятых в области безопасности и гигиены труда и мер предосторожности, которые обязаны применять работодатели и надомники. По мере возможности, эти основные положения должны переводиться на языки, которыми владеют надомники. 20.В обязанности работодателей должно входить: a) информирование надомников обо всех опасностях, связанных с их работой, которые известны или должны быть известны работодателю, и о мерах предосторожности, которые надо принять, и обучение их надлежащим образом, в случае необходимости; b) обеспечение, чтобы предоставляемые надомникам машины, инструменты или другое оборудование имели соответствующие защитные приспособления, и принятие разумных мер, обеспечивающих их надлежащее техническое обслуживание; и c) предоставление надомникам бесплатно всех необходимых средств индивидуальной защиты. 21.В обязанности надомников должно входить: a) выполнение предписанных мер по безопасности и гигиене труда; b) принятие разумных мер предосторожности в отношении собственной безопасности и здоровья, а также безопасности и здоровья других лиц, которые могут пострадать в результате их действий или просчетов в работе, включая правильное использование материалов, машин, инструментов и другого оборудования, предоставленных в их распоряжение. 22.1) Надомник, отказывающийся выполнять работу, которая, если он имеет достаточно веские основания считать, представляет непосредственную и серьезную угрозу для его безопасности или здоровья, должен быть защищен от несправедливых последствий посредством мер, соответствующих национальным условиям и практике. Надомник должен незамедлительно сообщить работодателю об этой ситуации. 2) Если по определению инспектора труда или другого должностного лица, ведающего вопросами охраны труда, возникает непосредственная серьезная угроза для жизни или здоровья надомника, его семьи или населения, то продолжение работы на дому должно запрещаться до тех пор, пока не будут приняты надлежащие меры для исправления положения.
VIII.Продолжительность рабочего времени, периодов отдыха и отпуска
23.Срок, установленный для выполнения рабочего задания, не должен лишать надомника возможности пользоваться ежедневным или еженедельным отдыхом, сравнимым с тем, которым пользуются другие работники. 24.Национальное законодательство должно устанавливать условия, при которых надомникам предоставляются права, которыми пользуются другие работники, в виде оплачиваемых государственных праздничных дней, ежегодных оплачиваемых отпусков и оплачиваемого отпуска по болезни.
IX.Социальное обеспечение и защита материнства
25.Система социального обеспечения должна распространяться на надомников. Это может обеспечиваться посредством: a) включения надомников в сферу применения действующих положений по социальному обеспечению; b) приспособления систем социального обеспечения, с тем чтобы они распространялись на надомников; или c) создания специальных систем или фондов для надомников. 26.Национальное законодательство в области защиты материнства должно применяться к надомникам.
X.Защита в случае прекращения трудовых отношений
27.Надомники должны пользоваться такой же защитой, какой пользуются другие работники в отношении прекращения трудовых отношений.
XI.Урегулирование споров
28.Компетентный орган должен обеспечить наличие механизмов урегулирования споров между надомником и работодателем или любым посредником, которого использует работодатель.
XII.Программы, касающиеся надомного труда
29.1) Каждое государство-член должно в сотрудничестве с организациями работодателей и работников оказывать содействие и поддержку программам, которые: a) информируют надомников об их правах и той помощи, которой они могут пользоваться; b) привлекают внимание организаций работодателей и работников, неправительственных организаций и общественности в целом к связанным с надомным трудом проблемам; c) облегчают объединение надомников в организации по их собственному выбору, включая кооперативы; d) обеспечивают получение надомниками профессиональной подготовки с целью повышения их квалификации (включая нетрадиционные специальности, навыки управления и ведения переговоров), производительности труда, расширения возможностей трудоустройства и способности заниматься приносящей доход деятельностью; e) обеспечивают такую профессиональную подготовку, которая проводится, по возможности, в непосредственной близости от места проживания работников и не требует выполнения ненужных формальных условий; f) повышают уровень безопасности надомников и уровень охраны их здоровья, облегчая для них доступ к оборудованию, инструментам, сырью и другим необходимым материалам, которые безопасны и имеют хорошее качество; g) облегчают создание центров и сетей организаций для надомников с целью предоставления им информации и услуг и уменьшения их изоляции; h) облегчают доступ к кредитам, улучшение жилищных условий и пользование детскими учреждениями; и i) способствуют признанию надомного труда как ценного трудового опыта. 2) Следует обеспечить доступ к этим программам надомникам в сельских районах. 3) Следует принять конкретные программы, нацеленные на искоренение детского труда в надомном труде.
XIII.Доступ к информации
30.По мере практической осуществимости информация, касающаяся прав и защиты надомников и обязательств работодателей в отношении надомников, а также программ, указанных в пункте 29, должна предоставляться на языках, которыми владеют надомники.
RECOMMENDATION No. 184 HOME WORK (Geneva, 20.VI.1996)
The General Conference of the International Labour Organization,
Having been convened at Geneva by the Governing Body of the International Labour Office, and having met in its Eighty-third Session on 4 June 1996, and
Recalling that many international labour Conventions and Recommendations laying down standards of general application concerning working conditions are applicable to homeworkers, and
Noting that the particular conditions characterizing home work make it desirable to improve the application of those Conventions and Recommendations to homeworkers, and to supplement them by standards which take into account the special characteristics of home work, and
Having decided upon the adoption of certain proposals with regard to home work, which is the fourth item on the agenda of the session, and
Having determined that these proposals shall take the form of a Recommendation supplementing the Home Work Convention, 1996;
adopts, this twentieth day of June of the year one thousand nine hundred and ninety-six, the following Recommendation, which may be cited as the Home Work Recommendation, 1996:
I.DEFINITIONS AND SCOPE OF APPLICATION
1.For the purposes of this Recommendation: (a) the term home work means work carried out by a person, to be referred to as a homeworker, (i) in his or her home or in other premises of his or her choice, other than the workplace of the employer; (ii) for remuneration; (iii) which results in a product or service as specified by the employer, irrespective of who provides the equipment, materials or other inputs used,
unless this person has the degree of autonomy and of economic independence necessary to be considered an independent worker under national laws, regulations or court decisions; (b) persons with employee status do not become homeworkers within the meaning of this Recommendation simply by occasionally performing their work as employees at home, rather than at their usual workplaces; (c) the term employer means a person, natural or legal, who, either directly or through an intermediary, whether or not intermediaries are provided for in national legislation, gives out home work in pursuance of his or her business activity. 2.This Recommendation applies to all persons carrying out home work within the meaning of Paragraph 1.
II.GENERAL PROVISIONS
3.(1) Each Member should, according to national law and practice, designate an authority or authorities entrusted with the formulation and implementation of the national policy on home work referred to in Article 3 of the Convention.
(2) As far as possible, use should be made of tripartite bodies or organizations of employers and workers in the formulation and implementation of this national policy.
(3) In the absence of organizations concerned with homeworkers or organizations of employers of homeworkers, the authority or authorities referred to in subparagraph (1) should make suitable arrangements to permit these workers and employers to express their opinions on this national policy and on the measures adopted to implement it. 4.Detailed information, including data classified according to sex, on the extent and characteristics of home work should be compiled and kept up to date to serve as a basis for the national policy on home work and for the measures adopted to implement it. This information should be published and made publicly available. 5.(1) A homeworker should be kept informed of his or her specific conditions of employment in writing or in any other appropriate manner consistent with national law and practice.
(2) This information should include, in particular: (a) the name and address of the employer and the intermediary, if any; (b) the scale or rate of remuneration and the methods of calculation; and (c) the type of work to be performed.
III.SUPERVISION OF HOME WORK
6.The competent authority at the national level and, where appropriate, at the regional, sectoral or local levels, should provide for registration of employers of homeworkers and of any intermediaries used by such employers. For this purpose, such authority should specify the information employers should submit or keep at the authority's disposal. 7.(1) Employers should be required to notify the competent authority when they give out home work for the first time.
(2) Employers should keep a register of all homeworkers, classified according to sex, to whom they give work.
(3) Employers should also keep a record of work assigned to a homeworker which shows: (a) the time allocated; (b) the rate of remuneration; (c) costs incurred, if any, by the homeworker and the amount reimbursed in respect of them; (d) any deductions made in accordance with national laws and regulations; and (e) the gross remuneration due and the net remuneration paid, together with the date of payment.
(4) A copy of the record referred to in subparagraph (3) should be provided to the homeworker. 8.In so far as it is compatible with national law and practice concerning respect for privacy, labour inspectors or other officials entrusted with enforcing provisions applicable to home work should be allowed to enter the parts of the home or other private premises in which the work is carried out. 9.In cases of serious or repeated violations of the laws and regulations applicable to home work, appropriate measures should be taken, including the possible prohibition of giving out home work, in accordance with national law and practice.
IV.MINIMUM AGE
10.National laws and regulations concerning minimum age for admission to employment or work should apply to home work.
V.THE RIGHTS TO ORGANIZE AND TO BARGAIN COLLECTIVELY
11.Legislative or administrative restrictions or other obstacles to: (a) the exercise of the right of homeworkers to establish their own organizations or to join the workers' organizations of their choice and to participate in the activities of such organizations; and (b) the exercise of the right of organizations of homeworkers to join trade union federations or confederations,
should be identified and eliminated. 12.Measures should be taken to encourage collective bargaining as a means of determining the terms and conditions of work of homeworkers.
VI.REMUNERATION
13.Minimum rates of wages should be fixed for home work, in accordance with national law and practice. 14.(1) Rates of remuneration of homeworkers should be fixed preferably by collective bargaining, or in its absence, by: (a) decisions of the competent authority, after consulting the most representative organizations of employers and of workers as well as organizations concerned with homeworkers and those of employers of homeworkers, or where the latter organizations do not exist, representatives of homeworkers and of employers of homeworkers; or (b) other appropriate wage-fixing machinery at the national, sectoral or local levels.
(2) Where rates of remuneration are not fixed by one of the means in subparagraph (1) above, they should be fixed by agreement between the homeworker and the employer. 15.For specified work paid by the piece, the rate of remuneration of a homeworker should be comparable to that received by a worker in the enterprise of the employer, or if there is no such worker, in another enterprise in the branch of activity and region concerned. 16.Homeworkers should receive compensation for: (a) costs incurred in connection with their work, such as those relating to the use of energy and water, communications and maintenance of machinery and equipment; and (b) time spent in maintaining machinery and equipment, changing tools, sorting, unpacking and packing, and other such operations. 17.(1) National laws and regulations concerning the protection of wages should apply to homeworkers.
(2) National laws and regulations should ensure that pre-established criteria are set for deductions and should protect homeworkers against unjustified deductions for defective work or spoilt materials.
(3) Homeworkers should be paid either on delivery of each completed work assignment or at regular intervals of not more than one month. 18.Where an intermediary is used, the intermediary and the employer should be made jointly and severally liable for payment of the remuneration due to homeworkers, in accordance with national law and practice.
VII.OCCUPATIONAL SAFETY AND HEALTH
19.The competent authority should ensure the dissemination of guidelines concerning the safety and health regulations and precautions that employers and homeworkers are to observe. Where practicable, these guidelines should be translated into languages understood by homeworkers. 20.Employers should be required to: (a) inform homeworkers of any hazards that are known or ought to be known to the employer associated with the work given to them and of the precautions to be taken, and provide them, where appropriate, with the necessary training; (b) ensure that machinery, tools or other equipment provided to homeworkers are equipped with appropriate safety devices and take reasonable steps to ensure that they are properly maintained; and (c) provide homeworkers free of charge with any necessary personal protective equipment. 21.Homeworkers should be required to: (a) comply with prescribed safety and health measures; (b) take reasonable care for their own safety and health and that of other persons who may be affected by their acts or omissions at work, including the proper use of materials, machinery, tools and other equipment placed at their disposal. 22.(1) A homeworker who refuses to carry out work which he or she has reasonable justification to believe presents an imminent and serious danger to his or her safety or health should be protected from undue consequences in a manner consistent with national conditions and practice. The homeworker should report the situation to the employer without delay.
(2) In the event of an imminent and serious danger to the safety or health of a homeworker, his or her family or the public, as determined by a labour inspector or other public safety official, the continuation of home work should be prohibited until appropriate measures have been taken to remedy the situation.
VIII.HOURS OF WORK, REST PERIODS AND LEAVE
23.A deadline to complete a work assignment should not deprive a homeworker of the possibility to have daily and weekly rest comparable to that enjoyed by other workers. 24.National laws and regulations should establish the conditions under which homeworkers should be entitled to benefit, as other workers, from paid public holidays, annual holidays with pay and paid sick leave.
IX.SOCIAL SECURITY AND MATERNITY PROTECTION
25.Homeworkers should benefit from social security protection. This could be done by: (a) extending existing social security provisions to homeworkers; (b) adapting social security schemes to cover homeworkers; or (c) developing special schemes or funds for homeworkers. 26.National laws and regulations in the field of maternity protection should apply to homeworkers.
X.PROTECTION IN CASE OF TERMINATION OF EMPLOYMENT
27.Homeworkers should benefit from the same protection as that provided to other workers with respect to termination of employment.
XI.RESOLUTION OF DISPUTES
28.The competent authority should ensure that there are mechanisms for the resolution of disputes between a homeworker and an employer or any intermediary used by the employer.
XII.PROGRAMMES RELATED TO HOME WORK
29.(1) Each Member should, in cooperation with organizations of employers and workers, promote and support programmes which: (a) inform homeworkers of their rights and the kinds of assistance available to them; (b) raise awareness of home-work-related issues among employers' and workers' organizations, non-governmental organizations and the public at large; (c) facilitate the organization of homeworkers in organizations of their own choosing, including cooperatives; (d) provide training to improve homeworkers' skills (including non-traditional skills, leadership and negotiating skills), productivity, employment opportunities and income-earning capacity; (e) provide training which is carried out as close as practicable to the workers' homes and does not require unnecessary formal qualifications; (f) improve homeworkers' safety and health such as by facilitating their access to equipment, tools, raw materials and other essential materials that are safe and of good quality; (g) facilitate the creation of centres and networks for homeworkers in order to provide them with information and services and reduce their isolation; (h) facilitate access to credit, improved housing and child care; and (i) promote recognition of home work as valid work experience.
(2) Access to these programmes should be ensured to rural homeworkers.
(3) Specific programmes should be adopted to eliminate child labour in home work.
XIII.ACCESS TO INFORMATION
30.Where practicable, information concerning the rights and protection of homeworkers and the obligations of employers towards homeworkers, as well as the programmes referred to in Paragraph 29, should be provided in languages understood by homeworkers.