Международная организация
Рекомендация от 15 июня 2006 года № 197

Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда [рус., англ.]

Принята
Международной организацией труда
15 июня 2006 года
    Генеральная конференция Международной организации труда,
    созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 31 мая 2006 года на свою 95-ю сессию,
    решив принять ряд предложений, касающихся безопасности и гигиены труда, что является четвертым пунктом повестки дня сессии,
    решив придать этим предложениям форму Рекомендации, дополняющей Конвенцию 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (далее - "Конвенция"),
    принимает сего пятнадцатого дня июня месяца две тысячи шестого года следующую рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда.
  1. I.Национальная политика

  2. 1.В рамках национальной политики, разрабатываемой в соответствии со статьей 3 Конвенции, должны учитываться часть II Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда (155), а также соответствующие положения этой Конвенции, касающиеся прав, обязанностей и ответственности работников, работодателей и правительств.
  3. II.Национальная система

  4. 2.При создании, поддержании, постепенном развитии и периодическом пересмотре национальной системы обеспечения безопасности и гигиены труда, определение которой содержится в подпункте "b" статьи 1 Конвенции, государства-члены:
    a) должны принимать во внимание Акты Международной организации труда, имеющие отношение к основам, содействующим безопасности и гигиене труда, перечисленные в Приложении к настоящей Рекомендации, в частности Конвенцию 1981 года о безопасности и гигиене труда (155), Конвенцию 1947 года об инспекции труда (81) и Конвенцию 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве (129);
    b) могут расширять сферу консультаций, предусмотренных в пункте 1 статьи 4 Конвенции, распространяя ее на другие заинтересованные стороны.
    3.В целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве национальная система должна предусматривать надлежащие меры защиты для всех работников, в частности работников, занятых в секторах повышенного риска, а также уязвимых категорий работников, таких как работники неформальной экономики, трудящиеся-мигранты и молодые работники.
    4.Государства-члены должны принимать меры в целях обеспечения безопасности и охраны здоровья работников, как мужчин, так и женщин, включая меры защиты репродуктивного здоровья работников.
    5.В процессе содействия национальной культуре профилактики в области безопасности и гигиены труда, как она определена в подпункте "d" статьи 1 Конвенции, государства-члены должны стремиться к:
    a) повышению уровня осознания на рабочем месте и понимания общественностью остроты проблем, связанных с безопасностью и гигиеной труда, посредством проведения национальных кампаний, увязываемых, в соответствующих случаях, с инициативами на рабочем месте и с международными инициативами;
    b) содействию механизмам проведения обучения и подготовки по вопросам безопасности и гигиены труда, в частности в интересах руководителей старшего и среднего звена, работников и их представителей, а также правительственных должностных лиц, отвечающих за вопросы безопасности и гигиены труда;
    c) внедрению концепций и, в соответствующих случаях, компетенции по вопросам безопасности и гигиены труда в программы общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведений;
    d) содействию обмену статистическими данными и информацией по безопасности и гигиене труда между соответствующими органами власти, работодателями, работниками и их представителями;
    e) предоставлению информационных и консультативных услуг работодателям и работникам, а также их соответствующим организациям и содействию сотрудничеству между ними или стимулированию его в целях искоренения или сведения к минимуму, насколько это практически осуществимо, производственных рисков и опасностей;
    f) содействию разработке на уровне рабочего места политики в области безопасности и гигиены труда и учреждению комитетов по вопросам безопасности и гигиены труда, а также назначению представителей работников, отвечающих за вопросы безопасности и гигиены труда, в соответствии с национальными законодательством и практикой;
    g) решению проблем, с которыми сталкиваются микропредприятия, а также малые и средние предприятия и подрядчики в ходе проведения политики и соблюдения нормативных правовых актов, касающихся безопасности и гигиены труда, в соответствии с национальными законодательством и практикой.
    6.Государства-члены должны содействовать применению системного подхода к управлению вопросами безопасности и гигиены труда, такого как подход, изложенный в Руководящих принципах МОТ по системам управления вопросами безопасности и гигиены труда (МОТ - БГТ 2001).
  5. III.Национальная программа

  6. 7.Национальная программа по безопасности и гигиене труда, определение которой содержится в подпункте "c" статьи 1 Конвенции, должна быть основана на принципах оценки факторов опасностей и рисков и управления ими, особенно на уровне рабочего места.
    8.В национальной программе следует выделять приоритетные направления действий, которые должны периодически пересматриваться и обновляться.
    9.При разработке и пересмотре национальной программы по безопасности и гигиене труда, государства-члены могут расширять сферу консультаций, предусмотренных в пункте 1 статьи 5 Конвенции, распространяя ее на другие заинтересованные стороны.
    10.С целью реализации положений статьи 5 Конвенции, национальная программа должна активно содействовать мерам и мероприятиям профилактического характера на рабочем месте, предусматривающим участие работодателей, работников и их представителей.
    11.Национальная программа по безопасности и гигиене труда должна координироваться, в соответствующих случаях, с другими национальными программами и планами, в частности с теми, которые касаются общественного здравоохранения и экономического развития.
    12.При разработке и пересмотре национальной программы по безопасности и гигиене труда государства-члены должны принимать во внимание Акты МОТ, имеющие отношение к основам, содействующим безопасности и гигиене труда, перечисленные в Приложении к настоящей Рекомендации, не ущемляя обязательства, вытекающие из ратифицированных ими конвенций.
  7. IV.Национальный профиль

  8. 13.Государства-члены должны формировать и регулярно обновлять национальный профиль, в котором кратко описывается текущее положение дел в области безопасности и гигиены труда и прогресс, достигнутый в обеспечении безопасной и здоровой производственной среды. Этот профиль должен использоваться в качестве основы при разработке и пересмотре национальной программы.
    14.1) В зависимости от обстоятельств, национальный профиль в области безопасности и гигиены труда должен включать информацию относительно следующих элементов:
    a) законодательные и нормативные правовые акты, коллективные договоры, в соответствующих случаях, и любые другие соответствующие акты по безопасности и гигиене труда;
    b) орган или ведомство, либо органы или ведомства, отвечающие за вопросы безопасности и гигиены труда, наделенные надлежащими полномочиями, в соответствии с национальными законодательством и практикой;
    c) механизмы для обеспечения соблюдения национальных законодательных и нормативных правовых актов, включая системы инспекции;
    d) меры, направленные на обеспечение сотрудничества на уровне предприятия между его руководством, работниками и их представителями в качестве основного элемента мер профилактики, связанных с производством;
    e) национальный трехсторонний консультативный орган или органы, занимающиеся вопросами безопасности и гигиены труда;
    f) информационные и консультативные услуги по вопросам безопасности и гигиены труда;
    g) профессиональная подготовка в области безопасности и гигиены труда;
    h) службы гигиены труда в соответствии с национальными законодательством и практикой;
    i) научно-исследовательские работы в области безопасности и гигиены труда;
    j) механизм, позволяющий осуществлять сбор и анализ данных о случаях производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также их причин, принимая во внимание соответствующие акты МОТ;
    k) положения, предусматривающие сотрудничество с соответствующими системами страхования или социального обеспечения, охватывающими случаи производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
    l) вспомогательные механизмы, направленные на постепенное улучшение условий в области безопасности и гигиены труда на микропредприятиях, а также на малых и средних предприятиях и в неформальной экономике.
    2) Кроме того, национальный профиль в области безопасности и гигиены труда должен, в соответствующих случаях, включать информацию относительно следующих элементов:
    a) механизмы координации и сотрудничества на национальном уровне и на уровне предприятия, включая механизмы пересмотра национальной программы;
    b) технические стандарты, своды практических правил и руководящие принципы по безопасности и гигиене труда;
    c) общеобразовательные механизмы и информационно-просветительские меры, включая инициативы содействия;
    d) специализированные технические, медицинские и научные институты и учреждения, занимающиеся различными аспектами безопасности и гигиены труда, в том числе научно-исследовательские институты и лаборатории, работающие над проблемами безопасности и гигиены труда;
    e) персонал, занятый в области безопасности и гигиены труда, включая инспекторов, специалистов по безопасности и гигиене труда, врачей-профилактологов и врачей-гигиенистов;
    f) статистические данные по производственному травматизму и профессиональным заболеваниям;
    g) политика и программы в области безопасности и гигиены труда, проводимые организациями работодателей и работников;
    h) регулярная или текущая деятельность, связанная с безопасностью и гигиеной труда, включая международное сотрудничество;
    i) финансовые и бюджетные ресурсы, направляемые на обеспечение безопасности и гигиены труда;
    j) данные, имеющиеся в наличии и касающиеся демографической обстановки, уровня грамотности, экономической ситуации и положения в области занятости, а также любая другая соответствующая информация.
  9. V.Международное сотрудничество и обмен информацией

  10. 15.Международной организации труда следует:
    a) содействовать международному техническому сотрудничеству в области безопасности и гигиены труда, направленному на оказание помощи странам, особенно развивающимся странам, в целях:
    i) укрепления их потенциала по формированию и поддержанию национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда;
    ii) содействия системному подходу к управлению вопросами безопасности и гигиены труда;
    iii) содействия ратификации конвенций и применению Актов МОТ, имеющих отношение к основам, содействующим безопасности и гигиене труда, перечисленным в Приложении к настоящей Рекомендации;
    b) содействовать обмену информацией о национальной политике, в значении этого термина, определенного в подпункте "a" статьи 1 Конвенции, о национальных системах и программах в области безопасности и гигиены труда, в том числе с точки зрения передовой практики и новаторских подходов, а также о вновь выявленных и проявляющихся факторах опасностей и рисков на производстве;
    c) представлять информацию о прогрессе, достигнутом с точки зрения обеспечения безопасной и здоровой производственной среды.
  11. VI.Пересмотр приложения

  12. 16.Приложение к настоящей Рекомендации должно пересматриваться и обновляться Административным советом Международного бюро труда. Любое новое приложение, ставшее результатом такого пересмотра, одобряется Административным советом и заменяет предыдущее приложение после его рассылки государствам-членам Международной организации труда.