Международная организация
Рекомендация от 13 октября 1989 года № R(89) 12

Об образовании в тюрьмах

Принята
Комитетом Министров Совета Европы
13 октября 1989 года
    Комитет министров, по условиям статьи 15, пункт "b", Устава Совета Европы,
    учитывая, что право на образование является одним из основных прав;
    учитывая важность образования в развитии личности и общества;
    понимая, в частности, что большое число заключенных имеет очень низкое образование и, следовательно, сильно нуждается в нем;
    учитывая, что образование в тюрьмах помогает смягчить режим и улучшить условия содержания под стражей;
    учитывая, что образование в тюрьмах является важным средством облегчения возвращения заключенных в общество;
    признавая, что в практическом применении некоторых прав или мер, в соответствии со следующими рекомендациями, могут быть оправданы различия между осужденными и лицами, возвращенными под стражу;
    принимая во внимание Рекомендацию N R (83) 3 о Европейских тюремных правилах и Рекомендацию N R (81) 17 о политике образования взрослых,
    рекомендует правительствам государств - членов Совета Европы осуществлять политику, признающую следующее:
    1) все заключенные должны иметь возможность получить образование, предусматривающее общеобразовательные дисциплины, профессионально-техническое образование, творческую и культурную деятельность, физическую подготовку и занятия спортом, социальное просвещение и пользование библиотекой;
    2) образование заключенных должно быть сходным с образованием, которое получают представители подобных возрастных групп вне мест лишения свободы, а круг возможностей заключенных в учебе должен быть как можно более широким;
    3) образование в тюрьмах должно осуществляться всесторонне и с учетом социального, экономического и культурного уровня личности;
    4) все работники администрации тюремной системы и руководство тюрем должны как можно больше способствовать образованию;
    5) статус образования в тюремном режиме не должен быть ниже статуса труда, и заключенные, участвуя в образовательных мероприятиях, не должны нести финансовых или иных потерь;
    6) следует прилагать все усилия к тому, чтобы поддерживать желание заключенных активно участвовать во всех видах образовательной работы;
    7) следует обеспечить развивающие программы, чтобы гарантировать лицам, которые осуществляют образовательный процесс в тюрьмах, овладение соответствующими методами образовательной работы со взрослыми;
    8) особое внимание следует уделить заключенным, у которых возникают наибольшие трудности, особенно тем, кто не владеет чтением и письмом в достаточной мере;
    9) профессионально-техническое образование ставит своей целью более широкое развитие личности и, кроме того, должно соответствовать тенденциям на рынке труда;
    10) заключенные должны иметь непосредственный доступ к хорошо укомплектованной библиотеке не реже, чем раз в неделю;
    11) следует особо отмечать и поощрять занятия заключенных физической подготовкой и спортом;
    12) особое место следует отводить творческой и культурной деятельности, так как в такой деятельности заложены особые возможности развития и самовыражения заключенных;
    13) в социальное просвещение должны входить практические элементы, позволяющие заключенному организовать свою повседневную жизнь в тюрьме с целью облегчения его возвращения в общество;
    14) по возможности следует позволять заключенным участвовать в образовательном процессе, осуществляемом за пределами тюрьмы;
    15) если образование должно осуществляться в тюрьме, следует как можно больше привлекать к нему лиц извне;
    16) следует принимать меры к тому, чтобы дать заключенным возможность продолжить образование после освобождения;
    17) следует обеспечить средства, оборудование и преподавательский состав, необходимые для того, чтобы дать заключенным возможность получить соответствующее образование.