Комитетом Министров Совета Европы
13 октября 1989 года
Комитет министров, по условиям статьи 15, пункт "b", Устава Совета Европы,
учитывая, что право на образование является одним из основных прав;
учитывая важность образования в развитии личности и общества;
понимая, в частности, что большое число заключенных имеет очень низкое образование и, следовательно, сильно нуждается в нем;
учитывая, что образование в тюрьмах помогает смягчить режим и улучшить условия содержания под стражей;
учитывая, что образование в тюрьмах является важным средством облегчения возвращения заключенных в общество;
признавая, что в практическом применении некоторых прав или мер, в соответствии со следующими рекомендациями, могут быть оправданы различия между осужденными и лицами, возвращенными под стражу;
принимая во внимание Рекомендацию N R (83) 3 о Европейских тюремных правилах и Рекомендацию N R (81) 17 о политике образования взрослых,
рекомендует правительствам государств - членов Совета Европы осуществлять политику, признающую следующее: 1) все заключенные должны иметь возможность получить образование, предусматривающее общеобразовательные дисциплины, профессионально-техническое образование, творческую и культурную деятельность, физическую подготовку и занятия спортом, социальное просвещение и пользование библиотекой; 2) образование заключенных должно быть сходным с образованием, которое получают представители подобных возрастных групп вне мест лишения свободы, а круг возможностей заключенных в учебе должен быть как можно более широким; 3) образование в тюрьмах должно осуществляться всесторонне и с учетом социального, экономического и культурного уровня личности; 4) все работники администрации тюремной системы и руководство тюрем должны как можно больше способствовать образованию; 5) статус образования в тюремном режиме не должен быть ниже статуса труда, и заключенные, участвуя в образовательных мероприятиях, не должны нести финансовых или иных потерь; 6) следует прилагать все усилия к тому, чтобы поддерживать желание заключенных активно участвовать во всех видах образовательной работы; 7) следует обеспечить развивающие программы, чтобы гарантировать лицам, которые осуществляют образовательный процесс в тюрьмах, овладение соответствующими методами образовательной работы со взрослыми; 8) особое внимание следует уделить заключенным, у которых возникают наибольшие трудности, особенно тем, кто не владеет чтением и письмом в достаточной мере; 9) профессионально-техническое образование ставит своей целью более широкое развитие личности и, кроме того, должно соответствовать тенденциям на рынке труда; 10) заключенные должны иметь непосредственный доступ к хорошо укомплектованной библиотеке не реже, чем раз в неделю; 11) следует особо отмечать и поощрять занятия заключенных физической подготовкой и спортом; 12) особое место следует отводить творческой и культурной деятельности, так как в такой деятельности заложены особые возможности развития и самовыражения заключенных; 13) в социальное просвещение должны входить практические элементы, позволяющие заключенному организовать свою повседневную жизнь в тюрьме с целью облегчения его возвращения в общество; 14) по возможности следует позволять заключенным участвовать в образовательном процессе, осуществляемом за пределами тюрьмы; 15) если образование должно осуществляться в тюрьме, следует как можно больше привлекать к нему лиц извне; 16) следует принимать меры к тому, чтобы дать заключенным возможность продолжить образование после освобождения; 17) следует обеспечить средства, оборудование и преподавательский состав, необходимые для того, чтобы дать заключенным возможность получить соответствующее образование.