-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Международная организация
Рекомендация от 09 сентября 2003 года № REC (2003) 17
О принудительном исполнении
- Принята
- Комитетом Министров Совета Европы
09 сентября 2003 года
--------------------------------
Комитет министров в соответствии с положениями статьи 15 "b" Устава Совета Европы,
признавая, что верховенство закона, на котором основаны все европейские демократии, зависит от поддержки справедливой, эффективной и доступной судебной системы;
считая, что принудительное исполнение судебного решения является неотъемлемой частью фундаментального права человека на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, гарантированного статьей 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция);
признавая также, что принцип верховенства закона может быть реализован только, если граждане могут практически отстаивать свои права и оспаривать незаконные акты;
считая, что государства-члены обязаны обеспечить всем лицам, получающим окончательное и обязательное решение суда, право на его принудительное исполнение. Неисполнение судебного решения или вступление его в силу с задержкой могут сделать это право недействующим или мнимым во вред одной стороне;
будучи убежденным в необходимости повышения эффективности и справедливости при принудительном исполнении судебных решений по гражданским делам и установлении положительного баланса между правами и интересами сторон в деле о принудительном исполнении;
осознавая риск, что без эффективной системы принудительного исполнения могут процветать другие формы "частного правосудия", что будет иметь негативные последствия для общественного доверия к правовой системе и ее компетентности;
напоминая о Резолюции N 3, принятой на 24-ой Конференции министров юстиции стран Европы по теме "Общий подход и средства повышения эффективности исполнения судебных решений", проводившейся в г. Москве с 4 по 5 октября 2001 г.; в данной Резолюции участники пришли к выводу, что "заслуживающее уважения, эффективное и рациональное принудительное исполнение судебных решений имеет огромное значение для государств при создании, укреплении и развитии сильной и уважаемой судебной системы";
учитывая Резолюцию (2002) 12, принятую Комитетом министров 18 сентября 2002 г., в соответствии с которой учреждалась Европейская комиссия по эффективности (CEPEJ);
учитывая значение информационных технологий для повышения эффективности принудительного исполнения и соответствующие правовые акты Совета Европы по данному вопросу, включая Рекомендацию (2003) 14 о возможности взаимодействия информационных систем в области правосудия и Рекомендацию (2003) 15 об архивировании электронных документов в правовой сфере,
рекомендует Правительствам государств-членов:
- упростить эффективное и рентабельное принудительное исполнение судебных решений, а также других судебных и несудебных принудительно применимых актов;
- в зависимости от ситуации принять или усилить все меры, которые они сочтут необходимыми для последовательного исполнения нижеизложенных "Руководящих принципов принудительного исполнения".
РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ
I.Определения
Для целей настоящей Рекомендации:
a. "Принудительное исполнение" означает введение в действие судебных решений, а также других судебных и несудебных принудительно применимых актов в соответствии с законодательством, которым ответчик обязывается сделать что-либо, воздержаться от какого-либо действия или уплатить назначенную судом сумму;
b. "Служащий, ответственный за принудительное исполнение" - лицо, уполномоченное государством на проведение принудительного исполнения, независимо от того, состоит ли данное лицо на государственной службе или нет;
c. "Истец" - сторона, добивающаяся принудительного исполнения;
d. "Ответчик" - сторона, против которой выдвигается требование о принудительном исполнении.
II.Сфера применения
1.Настоящая Рекомендация применяется к гражданским делам, включая коммерческие, потребительские, трудовые и семейные споры. Она не применяется к административным делам. Настоящая Рекомендация может также применяться к уголовным делам, не связанным с лишением свободы.
2.Кроме того, настоящая Рекомендация применяется к случаям принудительного исполнения судебных решений, а также других судебных и несудебных принудительно применимых актов.
III.Процедура принудительного исполнения
1.Чтобы насколько возможно повысить эффективность и рациональность процедуры принудительного исполнения,
a. принудительное исполнение должно определяться и регулироваться четкими правовыми нормами, устанавливающими полномочия, права и обязанности сторон и третьих лиц;
b. принудительное исполнение должно осуществляться в соответствии с соответствующим правом и судебными решениями. Процедура принудительного исполнения должна быть детально регламентирована в законодательстве, чтобы быть достоверной и прозрачной, а также насколько возможно предсказуемой и эффективной;
c. стороны должны соответствующим образом сотрудничать при проведении принудительного исполнения; кроме того, в частности, по семейно-правовым спорам соответствующие государственные органы должны способствовать такому сотрудничеству;
d. ответчики должны предоставлять всю информацию о своих доходах, средствах и по другим соответствующим вопросам;
e. государства должны создать механизм предупреждения случаев злоупотребления процедурой принудительного исполнения одной из сторон, которая не должна рассматриваться как пересмотр дела;
f. принудительное исполнение может быть отложено только по основаниям, предусмотренным законодательством. Отложение принудительного исполнения может быть обжаловано в суд;
g. при проведении принудительного исполнения необходимо разумно соотносить интересы как истца, так и ответчика, учитывая при этом положения статей 6 и 8 Конвенции. В некоторых случаях необходимо также учитывать интересы третьих лиц. Если процедура принудительного исполнения касается семейно-правовых споров, должны учитываться интересы членов семьи; кроме того, если затрагиваются, в частности, права детей, то в соответствии с международным и национальным правом, прежде всего, должны учитываться интересы детей;
h. должны защищаться некоторые основные доходы и имущество ответчика, например, основные хозяйственные товары, основные социальные пособия, денежные средства на лечение и медикаменты, необходимые средства трудовой деятельности.
2.Процедура принудительного исполнения должна:
a. быть четко определена и легко осуществима служащими, ответственными за принудительное исполнение;
b. иметь исчерпывающее определение и перечисление принудительно применимых актов и механизмов их вступления в силу;
c. четко определять права и обязанности ответчиков, истцов и третьих лиц, а для двух последних категорий лиц также их ранжирование и права на взысканные денежные средства, распределенные среди истцов;
d. предусматривать наиболее эффективные и подходящие средства вручения документов (например, личное вручение служащими, ответственными за их принудительное исполнение, электронные средства, почта);
e. предусматривать меры предупреждения и предотвращения процессуальных злоупотреблений;
f. предусматривать право сторон ходатайствовать о приостановлении процедуры принудительного исполнения в целях обеспечения защиты прав и интересов сторон;
g. предусматривать в случаях необходимости право на обжалование судебных и несудебных решений, принятых при проведении процедуры принудительного исполнения.
3.Оплата расходов на принудительное исполнение должна находиться в разумных пределах, предусмотрена законодательством и заранее известна сторонам.
4.Попытки провести процедуру принудительного исполнения должны быть соразмерны исковому требованию, сумме иска и интересам ответчика.
5.Обязанность оплаты расходов на принудительное исполнение обычно должна возлагаться на ответчика, хотя в случае злоупотреблений со стороны других сторон при проведении процедуры принудительного исполнения обязанность покрытия расходов может быть возложена на эти стороны.
6.Обыски и конфискация имущества ответчиков должны проводиться насколько возможно эффективно и с учетом соответствующих прав человека и положений о защите информации. Сбор необходимой информации об имуществе ответчика должен осуществляться быстро и эффективно с доступом к регистрам и другим источникам, кроме того, ответчик может подать декларацию о своем имуществе.
7.Имущество должно быть продано быстро, но при этом необходимо стараться продать его по наиболее высокой рыночной цене, избегая дорогостоящей и лишней недооценки.
IV.Служащие, ответственные за принудительное исполнение
1.Если в государствах процедура принудительного исполнения осуществляется компетентными служащими, то им необходимо соблюдать принципы, содержащиеся в настоящей Рекомендации.
2.Статус, роль, права и обязанности служащих, ответственных за принудительное исполнение, должны быть установлены в законодательстве, чтобы сделать процедуру принудительного исполнения насколько возможно достоверной и прозрачной. Государства могут по своему усмотрению устанавливать профессиональный статус служащих, ответственных за принудительное исполнение.
3.При приеме на работу служащих, ответственных за принудительное исполнение, необходимо учитывать моральные качества кандидатов, их правовую подготовку и знания процедуры принудительного исполнения. Поэтому для оценки их теоретических и практических знаний они должны сдавать экзамены.
4.Служащие, ответственные за принудительное исполнение должны быть честными и компетентными при исполнении своих обязанностей, а также они должны всегда действовать в соответствии с признанными высокими профессиональными и этическими стандартами. Они должны быть беспристрастны в их отношениях со сторонами, за ними может вестись профессиональный надзор, в который может включаться и судебный контроль.
5.Права и обязанности служащих, ответственных за принудительное исполнение, должны быть четко определены и описаны в сравнении с правами и обязанностями судьи.
6.Служащие, ответственные за принудительное исполнение, подозреваемые в злоупотреблении своим должностным положением, должны привлекаться к дисциплинарной, гражданской и/или уголовной ответственности, и если их вина будет доказана, то к ним должны применяться соответствующие санкции.
7.Состоящие на государственной службе служащие, ответственные за принудительное исполнение, должны иметь нормальные условия работы, достаточные материальные ресурсы и вспомогательный персонал. Им должно предоставляться достойное вознаграждение за их работу.
8.Служащие, ответственные за принудительное исполнение, должны проходить первоначальную и последующую подготовку в соответствии с четко определенными и систематизированными целями.