Международная организация
Технический регламент от 18 октября 2011 года

ТР ТС 013/2011. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту

Утвержден
Комиссией таможенного союза ЕврАзЭС
18 октября 2011 года
    Предисловие
    1.Настоящий Технический регламент Таможенного союза (далее - Технический регламент ТС) - разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года.
    2.Настоящий Технический регламент ТС разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (далее - топливо), выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.
    1.1.Технический регламент ТС распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо.
    1.2.Технический регламент ТС устанавливает требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности.
    1.3.Технический регламент ТС не распространяется на топливо, поставляемое по государственному оборонному заказу, на экспорт за пределы единой таможенной территории Таможенного союза, находящееся на хранении в организациях, обеспечивающих сохранность государственного материального резерва, а также для нужд собственного потребления на нефтяных промыслах и буровых платформах.
    2.1.В Техническом регламенте ТС применяются следующие термины и их определения:
    автомобильный и авиационный бензин - жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым воспламенением;
    выпуск в обращение - первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю;
    дизельное топливо - жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия;
    изготовитель - юридическое либо физическое лицо, в том числе иностранное, осуществляющее от своего имени или по поручению изготовление и (или) реализацию топлива, ответственное за его соответствие требованиям Технического регламента ТС;
    импортер - резидент государства-члена ТС, который заключает с нерезидентом государства ТС внешнеторговый договор на передачу топлива и осуществляет хранение и реализацию (оптовая и (или) розничная торговля) этого топлива и несет ответственность за его соответствие требованиям Технического регламента ТС;
    мазут - топливо, представляющее собой фракцию нефти, выкипающую при температуре выше 360 °C (при давлении 760 мм ртутного столба), получаемую при переработке нефти либо в результате вторичных процессов ее переработки;
    марка топлива - словесное и (или) буквенное, цифровое обозначение топлива, включающее для автомобильного бензина и дизельного топлива его экологический класс;
    обращение топлива на рынке - этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение;
    октановое число - показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина, выраженный в единицах эталонной шкалы;
    опытно-промышленная партия - партия продукции, изготовленная по вновь разработанной рабочей документации для проверки путем испытаний соответствия заданным техническим требованиям с целью принятия решения о возможности постановки на производство и (или) использования по назначению;
    партия топлива - количество топлива одной марки, сопровождаемое одним документом о качестве (паспортом);
    потребитель - юридическое либо физическое лицо, имеющее намерение приобрести или приобретающее паспортизированное топливо для собственных нужд;
    присадка - вещество, добавляемое в топливо в целях улучшения его эксплуатационных свойств;
    продавец - юридическое либо физическое лицо, являющееся резидентом государства-члена ТС, осуществляющее оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю в соответствии с национальным законодательством государства-члена ТС и ответственное за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям Технического регламента ТС;
    судовое топливо - жидкое топливо, используемое в судовых силовых энергетических установках;
    топливо для реактивных двигателей - жидкое топливо для использования в реактивных авиационных двигателях;
    уполномоченное изготовителем лицо - юридическое либо физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке государством-членом ТС, которое определено изготовителем на основании договора с ним для осуществления действий от его имени при подтверждении соответствия и размещении топлива на единой таможенной территории Таможенного союза, а также для возложения ответственности за несоответствие топлива требованиям Технического регламента ТС;
    цетановое число - показатель, характеризующий воспламеняемость дизельного топлива, выраженный в единицах эталонной шкалы;
    экологический класс топлива - классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности топлива.
    3.1.Допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено требованиям согласно статье 6 Технического регламента ТС.
    3.2.При реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о:
    наименовании и марке топлива;
    соответствии топлива требованиям Технического регламента ТС.
    При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей, на топливно-раздаточном оборудовании, а также отражена в кассовых чеках.
    По требованию потребителя продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт) топлива.
    3.3.Требования к обозначению марки автомобильного бензина и дизельного топлива приведены в Приложении 1 .
    4.1.Автомобильный бензин должен соответствовать Требованиям , указанным в Приложении 2 к Техническому регламенту ТС.
    4.2.Не допускается применение в автомобильном бензине металлосодержащих присадок (содержащих марганец, свинец и железо).
    Применение ароматических аминов (монометиланилинов) на территории Республики Беларусь запрещено.
    4.3.Автомобильный бензин может содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки.
    4.4.Дизельное топливо должно соответствовать Требованиям , указанным в Приложении 3 к Техническому регламенту ТС.
    4.5.До 1 января 2014 года в Республике Казахстан, наряду с выпуском в обращение (обращение) дизельного топлива, соответствующего Требованиям, предусмотренным Приложением 3 к Техническому регламенту ТС, допускается выпуск в обращение дизельного топлива, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, с цетановым числом не менее 45 и массовой долей серы не более 2000 мг/кг и без нормирования показателей "смазывающая способность" и "массовая доля полициклических ароматических углеводородов" при условии соответствия остальных характеристик Требованиям , предусмотренным Приложением 3 к Техническому регламенту ТС.
    Данное топливо не допускается к реализации через автозаправочные станции общего пользования.
    4.6.Не допускается применение в дизельном топливе металлосодержащих присадок, за исключением антистатических присадок.
    4.7.Мазут должен соответствовать Требованиям , определенным Приложением 4 Технического регламента ТС.
    4.8.Топливо для реактивных двигателей должно соответствовать Требованиям , определенным Приложением 5 Технического регламента ТС.
    4.9.Топливо для реактивных двигателей не должно содержать поверхностно-активные и другие химические вещества в количестве, ухудшающем его свойства.
    4.10.Авиационный бензин должен соответствовать Требованиям , определенным Приложением 6 Технического регламента ТС.
    4.11.Авиационный бензин с октановым числом не менее 99,5 и сортностью не менее 130 может содержать краситель голубого цвета.
    4.12.Судовое топливо должно соответствовать Требованиям , определенным Приложением 7 Технического регламента ТС.
    4.13.Каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом).
    Паспорт должен содержать:
    наименование и обозначение марки топлива;
    наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);
    обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии);
    нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС;
    дату выдачи и номер паспорта;
    подпись лица, оформившего паспорт;
    сведения о декларации соответствия;
    сведения о наличии присадок в топливе.
    4.14.Сопроводительная документация на партию топлива, выпускаемого в обращение, выполняется на русском языке и на государственном языке государства-члена ТС, на территории которого данная партия будет находиться в обращении.
    5.1.Безопасность топлива обеспечивается соблюдением требований, установленных настоящим Техническим регламентом.
    5.2.Правила и методы исследований (испытаний), в том числе отбора проб, необходимые для исполнения требований Технического регламента ТС и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, устанавливаются в межгосударственных стандартах, а в случае их отсутствия (до принятия межгосударственных стандартов) - национальных (государственных) стандартах государств-членов Таможенного союза.
    6.1.Перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия.
    Процедуру подтверждения соответствия топлива проводит заявитель.
    При декларировании соответствия топлива заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства-члена ТС на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся либо изготовителем, либо уполномоченным представителем изготовителя, либо импортером.
    Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования соответствия топлива, установленным в настоящей статье и описанным в Приложении 8 к Техническому регламенту ТС.
    Для целей подтверждения соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС испытательная лаборатория (центр) должна быть аккредитована и включена в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного Союза.
    Испытания топлива опытно-промышленной партии для целей подтверждения соответствия допускается проводить в испытательной лаборатории.
    Заявитель принимает декларацию о соответствии топлива Техническому регламенту ТС по единой форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза.
    6.2.Подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС осуществляется:
    для серийно выпускаемых топлив - по схемам 3д или 6д ;
    для топлив, выпускаемых или ввозимых партиями, - по схеме 4д ;
    для опытно-промышленных партий - по схеме 2д для автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, по схеме 4д для авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей.
    6.2.1.Для серийно выпускаемого топлива заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС, в следующем составе:
    - протокол (протоколы) испытаний топлива;
    - копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии);
    - копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии и при декларировании по схеме 6д );
    - декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
    6.2.2.Для топлива, выпускаемого или ввозимого партиями, заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС, в следующем составе:
    - протокол (протоколы) испытаний топлива;
    - копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии);
    - документы, идентифицирующие и подтверждающие качество каждой ввезенной партии топлива (паспорт);
    - копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии);
    - декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
    6.2.3.Для опытно-промышленных партий заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС, в следующем составе:
    - протокол (протоколы) испытаний топлива;
    - документы, идентифицирующие и подтверждающие качество опытно-промышленной партии топлива (паспорт);
    - копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии);
    - декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
    6.3.Декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной базе данных Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме по уведомительному принципу. Срок действия декларации о соответствии начинается с даты ее регистрации.
    Декларации о соответствии топлива регистрируются на срок:
    при подтверждении соответствия по схеме 3д - не более 3 лет;
    при подтверждении соответствия по схемам 4д и 2д - с учетом срока хранения данного топлива, но не более 3 лет;
    при подтверждении соответствия по схеме 6д - не более 5 лет.
    7.1.Государство-член ТС обязано предпринять меры для ограничения, запрета выпуска в обращение топлива на территории государства-члена ТС, а также изъятия с рынка топлива, не соответствующего требованиям Технического регламента ТС.
    О принятом решении уведомляются другие государства-члены ТС.
    7.2.В течение 3 лет со дня вступления в силу Технического регламента ТС допускается обращение топлива, выпущенного в обращение до дня вступления в силу Технического регламента ТС.
    7.3.Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2014 года.
    Определение содержания марганца, железа, монометиланилина для Республики Казахстан начинает осуществляться не позднее 1 января 2014 года.
    Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К3 допускается на территории:
    Республики Беларусь - по 31 декабря 2014 года;
    Республики Казахстан - по 31 декабря 2015 года;
    Российской Федерации - по 31 декабря 2014 года.
    Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К4 допускается на территории:
    Республики Беларусь - по 31 декабря 2015 года;
    Российской Федерации - по 31 декабря 2015 года.
    Переход на выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологических классов К4 и К5 осуществляется на территории Республики Казахстан не позднее 1 января 2016 года.
    Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К5 не ограничен.
    7.4.Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2014 года.
    Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К3 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. Указанный запрет действует на территориях:
    Республики Казахстан - с 1 января 2016 года;
    Российской Федерации - с 1 января 2015 года.
    Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К4 допускается на территории:
    Республики Беларусь - по 31 декабря 2014 года;
    Российской Федерации - по 31 декабря 2015 года.
    Переход на выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологических классов К4 и К5 осуществляется на территории Республики Казахстан не позднее 1 января 2016 года.
    Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К5 не ограничен.