Международная организация
Решение от 06 октября 2006 года № 2006/783/ПВД

О применении принципа взаимного признания решений о конфискации [рус., англ]

Принято
Европейским Союзом
06 октября 2006 года

    ------------------------------
    <*> Перевод Проничевой Е.Ю.
    <**> Council Framework Decision 2006/783/JHA of 6 October 2006 on the application of the principle of mutual recognition to confiscation orders. Опубликовано в Официальном журнале (далее - ОЖ) N L 328, 24.11.2006, стр. 59.
    <***> ОЖ N L 81, 27.3.2009, стр. 24.


    Совет Европейского Союза,
    руководствуясь Договором об учреждении Европейского Союза, и, в частности, статьями 31 (1) "a" и 34 (2) "b" Договора,
    на основании предложения Королевства Дания <*>,

    ------------------------------
    <*> ОЖ N C 184, 2.8.2002, стр. 8.
    руководствуясь Заключением Европейского парламента <*>,


    ------------------------------
    <*> Заключение представлено 20 ноября 2002 г. (ОЖ N C 25 E, 29.1.2004, стр. 205).


    принимая во внимание, что:
    1) Совет ЕС на заседании в г. Тампере 15 и 16 октября 1999 г. подчеркнул, что принцип взаимного признания должен стать краеугольным камнем правового сотрудничества в сфере как гражданских, так и уголовных дел на территории Союза.
    2) В соответствии с параграфом 51 итогов заседания Совета ЕС в Тампере легализация доходов, полученных преступным путем, является основой организованной преступности и должна повсеместно искореняться; Совет ЕС намерен обеспечить принятие конкретных мер для выявления, замораживания, изъятия и конфискации доходов, полученных преступным путем. В связи с этим в параграфе 55 итогов Совет ЕС призывает к сближению уголовного законодательства и уголовного процесса в сфере легализации преступных доходов (например, в отношении выявления, замораживания и конфискации денежных средств).
    3) Все государства-члены ЕС ратифицировали Конвенцию Совета Европы от 8 ноября 1990 г. об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Конвенция 1990 г.). Конвенция обязывает страны-участницы признавать и исполнять решения о конфискации, принятые другой стороной, либо направлять запрос в уполномоченные органы другой стороны с целью принятия решения о конфискации и, если такое решение принято, исполнять его. Стороны вправе отказать в конфискации, inter alia, если преступление, с которым связан запрос, не является преступлением согласно законодательству запрашиваемой Стороны, либо если согласно законодательству запрашиваемой Стороны конфискация не предусмотрена применительно к преступлению, с которым связан запрос.
    4) 30 ноября 2000 г. Совет ЕС принял Программу мер по имплементации принципа взаимного признания решений по уголовным делам, уделив особое внимание (меры 6 и 7) созданию инструмента, позволяющего применять принцип взаимного признания к замораживанию доказательств и имущества. Кроме того, согласно параграфу 3.3 Программы, ее целью является совершенствование в соответствии с принципом взаимного признания исполнения в одном государстве-члене ЕС решений о конфискации, принятых в другом государстве-члене ЕС, inter alia, с целью выплаты компенсации потерпевшему от преступления с учетом существования Конвенции 1990 г. Для достижения указанной цели настоящее Рамочное решение в рамках своей сферы действия сужает основания для отказа в исполнении, а также запрещает среди государств-членов ЕС любые системы преобразования решений о конфискации во внутренние решения.
    5) Рамочное решение Совета ЕС 2001/500/ПВД <*> устанавливает положения о легализации преступных доходов, об идентификации, выявлении, замораживании, изъятии и конфискации средств совершения преступлений и доходов от них. В соответствии с указанным Рамочным решением государства-члены ЕС также обязаны отказаться от оговорок и их признания применительно к статье 2 Конвенции 1990 г. постольку, поскольку данное преступление влечет наказание в виде лишения свободы или ареста, и максимальный срок наказания составляет более чем один год.

    ------------------------------
    <*> ОЖ N L 182, 5.7.2001, стр. 1.


    6) В довершение ко всему, 22 июля 2003 г. Совет ЕС принял Рамочное решение 2003/577/ПВД об исполнении в Европейском Союзе решений о замораживании имущества или доказательств <*>.

    ------------------------------
    <*> ОЖ N L 196, 2.8.2003, стр. 45.


    7) Главный мотив организованной преступности - это финансовая выгода. Следовательно, чтобы быть эффективной, любая попытка предотвратить и побороть такую преступность должна сосредотачивать внимание на выявлении, замораживании, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. Недостаточно просто обеспечить взаимное признание на территории Европейского Союза временных правовых мер, таких как замораживание и изъятие; эффективный контроль над экономической преступностью требует также взаимного признания решений о конфискации доходов, добытых преступным путем.
    8) Целью настоящего Рамочного решения является способствование сотрудничеству между государствами-членами ЕС в отношении взаимного признания и исполнения решений о конфискации имущества таким образом, чтобы обязать государство-член ЕС признавать и исполнять на своей территории решения о конфискации, принятые судом, имеющим уголовную юрисдикцию в другом государстве-члене ЕС. Настоящее Рамочное решение связано с Рамочным решением Совета ЕС 2005/212/ПВД от 24 февраля 2005 г. о конфискации доходов от преступной деятельности, средств совершения преступлений и имущества, полученного преступным путем <*> . Целью указанного Рамочного решения является обеспечение существования во всех государствах-членах ЕС эффективных норм, регулирующих конфискацию доходов от преступной деятельности, inter alia, связанных с распределением бремени доказывания в отношении происхождения активов, принадлежащих лицу, обвиняемому в совершении преступления, связанного с организованной преступностью.

    ------------------------------
    <*> ОЖ N L 68, 15.3.2005, стр. 49.


    9) Сотрудничество между государствами-членами ЕС, основанное на принципе взаимного признания и немедленного исполнения судебных решений, предполагает наличие уверенности в том, что решения, подлежащие признанию и исполнению, всегда будут приниматься в соответствии с принципами законности, субсидиарности и пропорциональности. Оно также предполагает, что будут охраняться права, предоставленные сторонам или добросовестным заинтересованным третьим лицам. В связи с этим, должное внимание должно уделяться предотвращению удовлетворения недобросовестных исков юридических либо физических лиц.
    10) Надлежащее осуществление настоящего Рамочного решения на практике предполагает тесное взаимодействие между заинтересованными уполномоченными национальными органами, в частности, в случаях одновременного исполнения решения о конфискации более чем в одном государстве-члене ЕС.
    11) Термины "доходы" и "средства", используемые в настоящем Рамочном решении, определены достаточно широко для того, чтобы при необходимости включать в себя объекты преступлений.
    12) При возникновении сомнений относительно местонахождения имущества, подлежащего конфискации, государствам-членам ЕС надлежит использовать все доступные средства для установления действительного местонахождения указанного имущества, в том числе использовать все доступные информационные системы.
    13) Настоящее Рамочное решение разработано в соответствии с основными правами и принципами, признаваемыми статьей 6 Договора об учреждении Европейского Союза и отраженными в Хартии Европейского Союза по правам человека, в частности, в главе VI Хартии. Никакие положения настоящего Рамочного решения не должны толковаться как запрещающие отказ в конфискации имущества на основании решения о конфискации, если существуют объективные основания полагать, что решение о конфискации было принято с целью уголовного преследования или наказания лица в связи с его полом, расой, религией, этническим происхождением, национальностью, языком, политическими взглядами или сексуальной ориентацией, либо если положение лица ухудшается по любой из указанных причин.
    14) Настоящее Рамочное решение не препятствует применению любым государством-членом ЕС его конституционных норм относительно отправления правосудия, свободы объединений, свободы печати и свободы самовыражения в других средствах массовой информации.
    15) Настоящее Рамочное решение не затрагивает правила о возврате имущества законному владельцу.
    16) Настоящее Рамочное решение не ограничивает цели, на которые государства-члены ЕС вправе тратить средства, полученные в результате его применения.
    17) Настоящее Рамочное решение не влияет на выполнение обязанностей, возложенных на государства-члены ЕС применительно к поддержанию правопорядка и обеспечению внутренней безопасности в соответствии со статьей 33 Договора об учреждении Европейского Союза,
    принял настоящее Рамочное решение:
    1.Цель настоящего Рамочного решения состоит в том, чтобы установить правила, в соответствии с которыми государство-член ЕС должно признавать и исполнять на своей территории решение о конфискации, принятое судом, имеющим уголовную юрисдикцию на территории другого государства-члена ЕС.
    2.Настоящее Рамочное решение не должно влиять на обязанность соблюдения основных прав и основополагающих правовых принципов, закрепленных в статье 6 Договора об учреждении Европейского Союза, а также на любые обязанности, возложенные в этой связи на судебные органы.
    Для целей настоящего Рамочного решения,
    a) "издавшее распоряжение государство" означает государство-член ЕС, суд которого принял решение о конфискации в рамках уголовного процесса;
    b) "исполняющее государство" означает государство-член ЕС, которому решение о конфискации было передано для исполнения;
    c) "решение о конфискации" означает окончательное наказание или меру уголовного преследования, назначенные судом в результате судебного разбирательства, связанного с уголовным преступлением или преступлениями, выражающееся в окончательном лишении права собственности на имущество;
    d) "собственность" означает имущество любого вида, как материальное, так и нематериальное, движимое или недвижимое, а также юридические документы и ценные бумаги, подтверждающие право собственности или право долевой собственности на такое имущество, которое суд издавшего распоряжение государства признал:
    i) доходами от преступной деятельности либо имуществом, эквивалентным, полностью или частично, стоимости таких доходов, или
    ii) средствами совершения преступления, или
    iii) подлежащим конфискации в связи с применением издавшим распоряжение государством дополнительных оснований для конфискации, указанных в статье 3 (1) и (2) Рамочного решения 2005/212/ПВД, или
    iv) подлежащим конфискации согласно любым другим положениям о дополнительных основаниях для конфискации в соответствии с законодательством издавшего распоряжение государства;
    e) "доходы" означают любую экономическую выгоду, извлеченную из преступной деятельности. Они могут находиться в любой форме собственности;
    f) "средства совершения преступления" означают любое имущество, используемое либо предназначенное для использования, частично или полностью, при совершении преступления или преступлений;
    g) "культурные объекты, являющиеся частью национального культурного достояния" понимаются в значении, указанном в статье 1 (1) Директивы Совета ЕС 93/7/ЕЭС от 15 марта 1993 г. о возвращении культурных объектов противоправно вывезенных с территории государств-членов <*>;

    ------------------------------
    <*> ОЖ N L 74, 27.3.1993, стр. 74. Директива в редакции Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 2001/38/ЕС (ОЖ N L 187, 10.7.2001, стр. 43).


    h) если в рамках уголовного процесса, ведущего к принятию решения о конфискации, помимо легализации преступных доходов рассматривается также и основное преступление <*>, под "преступлением", упоминаемым в статье 8 (2) "f" , следует понимать основное преступление.

    ------------------------------
    <*> Общественно опасное преступное деяние, предшествующее легализации преступных доходов - прим. перев.


    1.Каждое государство-член ЕС должно уведомить Генеральный секретариат Совета ЕС об органе или органах, уполномоченных в соответствии с законодательством данного государства на исполнение обязанностей согласно настоящему Рамочному решению, если указанное государство-член ЕС выступает в качестве:
    - издавшего распоряжение государства, либо
    - исполняющего государства.
    2.Невзирая на положения статьи 4 (1) и (2) , каждое государство-член ЕС вправе назначить, если это необходимо ввиду внутренней организации его органов, один или несколько центральных органов, ответственных за административную работу по передаче и получению решений о конфискации, а также за содействие уполномоченным органам.
    3.Генеральный секретариат Совета ЕС должен сделать полученную информацию доступной всем государствам-членам ЕС и Европейской комиссии.
    1.Решение о конфискации вместе с сертификатом, предусмотренным параграфом 2 , стандартная форма которого приведена в Приложении, может быть в случае решения о конфискации определенной суммы денег передано в уполномоченный орган того государства-члена ЕС, в отношении которого уполномоченный орган издавшего распоряжение государства имеет достаточные основания полагать, что физическое либо юридическое лицо, против которого вынесено решение о конфискации, имеет в данном государстве имущество или доходы.
    В случае принятия решения о конфискации конкретного имущества, решение о конфискации и сертификат могут быть переданы уполномоченному органу того государства-члена ЕС, в отношении которого уполномоченный орган издавшего распоряжение государства имеет достаточные основания полагать, что собственность, указанная в решении о конфискации, находится в данном государстве.
    Если нет достаточных оснований, позволяющих издавшему распоряжение государству определить государство-члена ЕС, которому может быть передано решение о конфискации, оно может быть передано уполномоченному органу государства-члена ЕС, в котором физическое либо юридическое лицо, в отношении которого вынесено решение о конфискации, обычно проживает либо имеет юридический адрес соответственно.
    2.Решение о конфискации либо его заверенная копия вместе с сертификатом должны быть переданы уполномоченным органом издавшего распоряжение государства-члена ЕС непосредственно органу исполняющего государства-члена ЕС, уполномоченному на его исполнение, любыми средствами, позволяющими затем представить письменное доказательство, при соблюдении условий, позволяющих исполняющему государству-члену ЕС установить подлинность указанных документов. Оригинал решения о конфискации либо его заверенная копия и оригинал сертификата должны быть переданы исполняющему государству при наличии соответствующего запроса. Все официальные коммуникации должны происходить непосредственно между указанными уполномоченными органами.
    3.Сертификат должен быть подписан, а его содержание заверено как достоверное уполномоченным органом издавшего распоряжение государства.
    4.Если орган, уполномоченный на исполнение решения о конфискации, не известен уполномоченному органу издавшего распоряжение государства, последний должен сделать все необходимые запросы, в том числе, с помощью контактных пунктов Европейской судебной сети <*>, чтобы получить указанную информацию от исполняющего государства.

    ------------------------------
    <*> European judicial network - прим. перев.


    5.Если орган исполняющего государства, получивший решение о конфискации, не имеет юрисдикции на его признание и принятие необходимых мер для его исполнения, он должен, ex officio, передать решение органу, уполномоченному на его исполнение, и уведомить об этом уполномоченный орган издавшего распоряжение государства.
    1.За исключением случаев, предусмотренных параграфами 2 и 3 , решение о конфискации может быть передано в соответствии со статьей 4 единовременно только одному исполняющему государству.
    2.Решение о конфискации конкретного имущества может быть единовременно передано нескольким исполняющим государствам, если:
    - уполномоченный орган издавшего распоряжение государства имеет достаточные основания полагать, что различное имущество, указанное в решении о конфискации, находится в различных исполняющих государствах,
    - конфискация конкретного имущества, указанного в решении о конфискации, требует совершения определенных действий в нескольких исполняющих государствах, либо
    - уполномоченный орган издавшего распоряжение государства имеет достаточные основания полагать, что конкретное имущество, указанное в решении о конфискации, находится в одном из двух или более исполняющих государств.
    3.Решение о конфискации определенной суммы денежных средств может быть единовременно передано нескольким исполняющим государствам, если уполномоченный орган издавшего распоряжение государства посчитает, что в этом есть особая необходимость, например, если:
    - соответствующее имущество не было заморожено в соответствии с Рамочным решением Совета ЕС 2003/577/ПВД, либо
    - стоимости имущества, которое может быть конфисковано в издавшем распоряжение государстве и в любом из исполняющих государств, скорее всего, будет недостаточно для покрытия полной суммы, указанной в решении о конфискации.
    1.Если деяния, послужившие основанием для принятия решения о конфискации, в соответствии с законодательством издавшего распоряжение государства образуют состав одного или нескольких из ниже перечисленных преступлений и наказываются в издавшем распоряжение государстве наказанием, связанным с лишением свободы, на срок минимум до трех лет, решение о конфискации должно исполняться без подтверждения двойной криминализации указанных действий <*>:

    ------------------------------
    <*> Принцип международного права, применяемый при экстрадиции, согласно которому деяние, вменяемое в вину лицу, должно признаваться преступлением как по праву государства, выдающего лицо, так и по праву государства, его принимающего - прим. перев.


    - участие в организованной преступной группе,
    - терроризм,
    - торговля людьми,
    - сексуальная эксплуатация детей и детская порнография,
    - незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ,
    - незаконный оборот оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ и взрывных устройств,
    - коррупция,
    - мошенничество, в том числе, затрагивающее финансовые интересы Европейских сообществ в значении, указанном в Конвенции от 26 июля 1995 г. о защите финансовых интересов Европейских сообществ,
    - легализация доходов, добытых преступным путем,
    - изготовление поддельных денег, в том числе, евро,
    - преступления в сфере компьютерной информации,
    - экологические преступления, в том числе, незаконный оборот исчезающих видов животных, а также видов и сортов растений,
    - содействие незаконному въезду и пребыванию,
    - убийство, причинение тяжкого вреда здоровью,
    - незаконный оборот органов и тканей человека,
    - похищение человека, незаконное лишение свободы и захват заложника,
    - расизм и ксенофобия,
    - грабеж и разбой, в том числе, организованной преступной группой,
    - незаконный оборот культурных объектов, в том числе, антиквариата и предметов искусства,
    - мошенничество с ценными бумагами,
    - рэкет и вымогательство,
    - изготовление поддельной и контрафактной продукции,
    - подделка административных документов и торговля ими,
    - подделка платежных средств,
    - незаконный оборот гормональных веществ и других стимуляторов роста,
    - незаконный оборот ядерных и радиоактивных материалов,
    - торговля похищенными транспортными средствами,
    - изнасилование,
    - поджог,
    - преступления, подпадающие под юрисдикцию Международного Криминального Суда,
    - незаконный захват воздушных и водных судов,
    - диверсия.
    2.Совет ЕС вправе принять решение о включении в перечень, содержащийся в параграфе 1 , других категорий преступлений в любой момент, действуя единогласно, после проведения консультаций с Европейским парламентом в соответствии с условиями, указанными в статье 39 (1) Договора об учреждении Европейского Союза (далее - ДЕС). Совет ЕС в свете отчета, представленного Европейской комиссией согласно статье 22 , должен рассмотреть вопрос о расширении или изменении указанного перечня.
    3.Применительно к преступлениям, иным чем те, что указаны в параграфе 1 , исполняющее государство вправе установить для признания и исполнения решения о конфискации условие о том, чтобы деяние, приведшее к вынесению указанного решения о конфискации, являлось преступлением, предусматривающим конфискацию в соответствии с законодательством исполняющего государства, независимо от его состава или описания согласно законодательству издавшего распоряжение государства.
    1.Уполномоченные органы исполняющего государства должны без дополнительных формальностей признать решение о конфискации, переданное в соответствии со статьями 4 и 5 , и незамедлительно принять все необходимые меры для его исполнения за исключением случая, если уполномоченные органы примут решение о применении одного из оснований для непризнания либо неисполнения, указанных в статье 8 , или одного из оснований для отсрочки исполнения, указанных в статье 10 .
    2.Если запрос на конфискацию касается конкретного имущества, уполномоченные органы издавшего распоряжение и исполняющего государств, вправе, если это предусмотрено законодательством указанных государств, прийти к соглашению о том, что конфискация в исполняющем государстве будет произведена в форме возложения обязанности выплатить сумму денег, соответствующую стоимости имущества.
    3.Если решение о конфискации вынесено в отношении определенной денежной суммы, уполномоченные органы исполняющего государства должны, если денежные средства не получены, исполнить решение о конфискации в соответствии с параграфом 1 за счет любого имущества, подходящего для этой цели.
    4.Если решение о конфискации вынесено в отношении определенной денежной суммы, уполномоченные органы исполняющего государства должны при необходимости конвертировать сумму, подлежащую конфискации, в валюту исполняющего государства по обменному курсу на день принятия решения о конфискации.
    5.Каждое государство-член ЕС вправе указать в декларации, хранящейся в Генеральном секретариате Совета ЕС, что его уполномоченные органы не будут признавать и исполнять решения о конфискации, если решение о конфискации имущества было принято согласно дополнительным основаниям для конфискации, указанным в статье 2 "d"iv" . Указанное заявление в любой момент может быть отозвано.
    1.Уполномоченный орган исполняющего государства вправе отказаться от признания и исполнения решения о конфискации, если сертификат, предусмотренный статьей 4 , отсутствует либо откровенно не соответствует решению.
    2.Уполномоченный судебный орган исполняющего государства, определенный законодательством данного государства, также вправе отказаться от признания и исполнения решения о конфискации, если будет установлено, что:
    a) исполнение данного решения о конфискации противоречило бы принципу ne bis in idem <*>;

    ------------------------------
    <*> Правовой принцип, согласно которому никто не может быть дважды судим за одно и то же преступление - прим. перев.


    b) в одном из случаев, указанных в статье 6 (3) , решение о конфискации связано с деяниями, которые не образуют состав преступления, предусматривающий конфискацию согласно законодательству исполняющего государства; однако, применительно к налогам, сборам, таможенным пошлинам и валютным операциям, в исполнении решения о конфискации не может быть отказано на том основании, что законодательство исполняющего государства не устанавливает такой же налог или сбор либо не содержит аналогичных норм относительно налогов, сборов, таможенных пошлин и валютных операций, как законодательство издавшего распоряжение государства;
    c) согласно законодательству исполняющего государства существуют основания для освобождения либо привилегии, которые препятствовали бы исполнению национального решения о конфискации в отношении соответствующего имущества;
    d) права любой заинтересованной стороны, в том числе, добросовестных третьих лиц, согласно законодательству исполняющего государства делают невозможным исполнение решения о конфискации, в том числе, если к этому приводит применение правовых способов защиты в соответствии со статьей 9 ;
    e) согласно сертификату, предусмотренному статьей 4 (2) , лицо не присутствовало лично на судебном заседании, в котором было вынесено решение о конфискации, кроме случаев, когда лицо в соответствии с необходимыми процессуальными требованиями, определенными национальным законодательством издавшего распоряжение государства:
    i) своевременно:
    - было либо лично вызвано в суд и таким образом уведомлено о назначенных дате и месте судебного заседания, в котором было вынесено решение о конфискации, либо иным способом получило официальную информацию о назначенных дате и месте указанного судебного заседания таким образом, что было однозначно установлено, что он или она знают о назначенном судебном заседании, и
    - было уведомлено о том, что решение о конфискации может быть вынесено, даже если он или она не явится в судебное заседание;
    либо
    ii) будучи извещенным о назначенном судебном заседании, поручило адвокату, нанятому либо заинтересованным лицом, либо государством, защищать его или ее в судебном заседании, и указанный адвокат действительно осуществлял защиту данного лица в судебном заседании;
    либо
    iii) после вручения ему решения о конфискации и ясного извещения о праве на повторное слушание дела либо на апелляционное рассмотрение дела, в которых лицо имеет право участвовать, и на которых дело может быть пересмотрено по существу, включая представление новых доказательств, и которые могут привести к отмене первоначального решения:
    - ясно заявило о том, что он или она не собирается оспаривать решение о конфискации, либо
    - не подало заявление на повторное слушание либо апелляционную жалобу в течение соответствующего срока.
    f) решение о конфискации основано на уголовном судопроизводстве, касающемся преступлений, которые:
    - согласно законодательству исполняющего государства рассматриваются как совершенные полностью или частично на его территории либо в месте, приравненном к его территории, либо
    - были совершены за пределами территории издавшего распоряжение государства, и законодательство исполняющего государства не допускает проведения процесса в отношении таких преступлений, если они совершены за пределами территории данного государства;
    g) решение о конфискации, по мнению указанного органа, было принято согласно дополнительным основаниям для конфискации, указанным в статье 2 "d"iv" ;
    h) исполнение решения о конфискации невозможно в связи с истечением сроков давности, установленных законом исполняющего государства, при условии, что соответствующие деяния подпадают под юрисдикцию указанного государства в соответствии с его уголовным правом.
    3.Если уполномоченный орган исполняющего государства придет к выводу, что:
    - решение о конфискации было принято согласно дополнительным основаниям для конфискации, указанным в статье 2 "d"iii" , и
    - решение о конфискации находится за пределами варианта, избранного исполняющим государством согласно статье 3 (2) Рамочного решения 2005/212/ПВД,
    он должен исполнить решение о конфискации как минимум в пределах, установленных для аналогичных внутренних ситуаций национальным законодательством.
    4.Уполномоченные органы исполняющего государства должны уделить особое внимание консультациям любыми доступными способами с уполномоченными органами издавшего распоряжение государства до принятия решения о признании и исполнении решения о конфискации согласно параграфу 2 либо об ограничении его исполнения согласно параграфу 3 . Консультации являются обязательными, если решение, скорее всего, будет основано на нормах:
    - параграфа 1 ,
    - параграфа 2 "a" , "e" , "f" или "g" ,
    - параграфа 2 "d" , и если информация не предоставляется в соответствии со статьей 9 (3) , либо
    - параграфа 3 .
    5.Если решение о конфискации невозможно исполнить по причине того, что имущество, подлежащее конфискации, уже было конфисковано, исчезло, было разрушено, невозможно обнаружить по координатам, указанным в сертификате, либо местонахождение имущества было указано недостаточно точно, даже после консультаций с издавшим распоряжение государством, об этом незамедлительно должен быть извещен уполномоченный орган издавшего распоряжение государства.
    1.Каждое государство-член ЕС должно разработать необходимые нормы для того, чтобы любая заинтересованная сторона, в том числе, добросовестные третьи лица, имела правовые способы защиты против признания и исполнения решения о конфискации согласно статье 7 с целью защиты его или ее прав. Иск должен быть предъявлен в суд исполняющего государства в соответствии с законодательством указанного государства. Такой иск может приостановить исполнение в соответствии с законодательством исполняющего государства.
    2.Материальные причины принятия решения о конфискации не могут оспариваться в суде исполняющего государства.
    3.Если в суд исполняющего государства предъявлен соответствующий иск, об этом должен быть уведомлен уполномоченный орган издавшего распоряжение государства.
    1.Уполномоченный орган исполняющего государства вправе отложить исполнение решения о конфискации, переданного в соответствии со статьями 4 и 5 :
    a) если, применительно к решению о конфискации, принятому в отношении определенной денежной суммы, он придет к выводу, что существует риск превышения общей суммой, полученной в результате исполнения данного решения, суммы, указанной в решении о конфискации, в результате одновременного исполнения решения о конфискации в нескольких государствах-членах ЕС;
    b) в случае применения правовых способов защиты, указанных в статье 9 ;
    c) если исполнение решения о конфискации может помешать ведущемуся расследованию или уголовному процессу, на срок, который он посчитает разумным;
    d) если будет признано необходимым перевести решение о конфискации или отрывки из него за счет исполняющего государства, на срок, необходимый для получения указанного перевода, либо
    e) если имущество уже является объектом судебного разбирательства о конфискации в исполняющем государстве.
    2.Уполномоченный орган исполняющего государства должен на время отсрочки принять все меры, которые бы он принял в аналогичном национальном случае, для сохранения имущества в целях исполнения решения о конфискации.
    3.В случае принятия решения об отсрочке согласно параграфу 1 "a" , уполномоченный орган исполняющего государства должен незамедлительно уведомить об этом уполномоченный орган издавшего распоряжение государства любыми способами, которые позволяют в последующем представить письменные доказательства, а уполномоченный орган издавшего распоряжение государства должен выполнить обязанности, возложенные на него статьей 14 (3) .
    4.В случаях, указанных в параграфе 1 "b" , "c" , "d" и "e" , отчет об отсрочке, включая основания для отсрочки и, по возможности, предполагаемый срок отсрочки, должен быть незамедлительно представлен уполномоченным органом исполняющего государства уполномоченному органу издавшего распоряжение государства любыми средствами, которые позволяют в последующем представить письменные доказательства.
    Как только отпадут основания для отсрочки, уполномоченный орган исполняющего государства должен незамедлительно принять меры, необходимые для исполнения решения о конфискации, и уведомить об этом уполномоченный орган издавшего распоряжение государства любыми способами, которые позволяют в последующем представить письменные доказательства.
    Если уполномоченные органы исполняющего государства обрабатывают:
    - два или более решения о конфискации определенной суммы денег, которые были приняты в отношении одного и того же физического либо юридического лица, и заинтересованное лицо не имеет достаточно активов в исполняющем государстве, чтобы исполнить все решения о конфискации, либо
    - два или более решения о конфискации одного и того же имущества,
    решение о том, какое или какие решения о конфискации должны быть исполнены, принимается уполномоченным органом исполняющего государства согласно законодательству исполняющего государства с учетом всех обстоятельств, которые могут включать в себя вовлечение в процесс замороженных активов, относительную серьезность и место совершения преступления, даты принятия соответствующих решений и даты передачи соответствующих решений.
    Право, регулирующее исполнение
    1.Без ущерба действию параграфа 3 , исполнение решения о конфискации регулируется правом исполняющего государства, и только его органы уполномочены на принятие решений о процедуре исполнения и на принятие связанных с ним мер.
    2.В случае если заинтересованное лицо может представить доказательства полной или частичной конфискации в любом государстве, уполномоченный орган исполняющего государства должен надлежащим способом проконсультироваться с уполномоченным органом издавшего распоряжение государства. При конфискации доходов от преступной деятельности любая часть суммы, конфискованная согласно решению о конфискации в любом государстве ином, чем исполняющее государство, должна быть полностью вычтена из суммы, подлежащей конфискации в исполняющем государстве.
    3.Решение о конфискации, принятое в отношении юридического лица, должно быть исполнено, даже если исполняющее государство не признает уголовную ответственность юридических лиц.
    4.Исполняющее государство не вправе принимать какие-либо меры в качестве альтернативы решению о конфискации, переданному согласно статьям 4 и 5 , в том числе, меры, связанные с лишением свободы или любые другие меры, ограничивающие свободу лица, за исключением случаев, когда издавшее распоряжение государство даст на это свое согласие.
    1.Амнистия и помилование могут быть произведены как издавшим распоряжение государством, так и исполняющим государством.
    2.Только издавшее распоряжение государство вправе рассматривать любое заявление на пересмотр решения о конфискации.
    1.Передача решения о конфискации одному или нескольким исполняющим государствам в соответствии со статьями 4 и 5 не лишает издавшее распоряжение государство права самостоятельно исполнить решение о конфискации.
    2.В случае передачи решения о конфискации определенно суммы денег одному или нескольким исполняющим государствам, общая сумма, полученная в результате его исполнения, не может превышать максимальную сумму, указанную в решении о конфискации.
    3.Уполномоченный орган издавшего распоряжение государства должен немедленно уведомить уполномоченный орган любого заинтересованного исполняющего государства любыми средствами, которые позволяют в последующем представить письменные доказательства:
    a) если он полагает, что существует риск того, что будет конфискована сумма больше максимальной, например, на основании информации, переданной ему исполняющим государством согласно статье 10 (3) . В случае применения статьи 10 (1) "a" уполномоченный орган издавшего распоряжение государства должен как можно быстрее уведомить уполномоченный орган исполняющего государства, если указанный риск более не будет существовать;
    b) если решение о конфискации либо его часть были исполнены в издавшем распоряжение государстве или в другом исполняющем государстве. Необходимо указать сумму, в которой решение о конфискации еще не было исполнено;
    c) если после передачи решения о конфискации в соответствии со статьями 4 и 5 орган издавшего распоряжение государства получит любую сумму денег, добровольно уплаченную заинтересованным лицом в счет суммы, подлежащей конфискации. В этом случае применяется статья 12 (2) .
    Уполномоченный орган издавшего распоряжение государства должен незамедлительно уведомить уполномоченный орган исполняющего государства любыми средствами, которые позволяют в последующем представить письменные доказательства, о любом решении либо мерах, результатом которых является то, что решение не может быть исполнено либо должно быть отозвано из исполняющего государства по любой другой причине. Исполняющее государство должно прекратить исполнение решения, как только оно получит от уполномоченного органа издавшего распоряжение государства информацию об указанном решении или мерах.
    1.Исполняющее государство должно распорядиться денежными средствами, полученными в результате исполнения решения о конфискации, следующим образом:
    a) если сумма, полученная в результате исполнения решения о конфискации, меньше 10000 евро, либо эквивалентна указанной сумме, указанная сумма причитается исполняющему государству;
    b) во всех остальных случаях 50% суммы, полученной в результате исполнения решения о конфискации, должно быть передано исполняющим государством издавшему распоряжение государству.
    2.Исполняющее государство должно распорядиться всем остальным имуществом, кроме денег, полученных в результате исполнения решения о конфискации, одним из следующих способов по своему выбору:
    a) имущество может быть продано. В этом случае доходами от продажи следует распорядиться в соответствии с параграфом 1 ;
    b) имущество может быть передано издавшему распоряжение государству. Если решение о конфискации принято в отношении денежной суммы, имущество может быть передано издавшему распоряжение государству только в случае его согласия;
    c) если невозможно применить пункт "a" или "b", имуществом можно распорядиться любым иным способом в соответствии с законодательством исполняющего государства.
    3.Невзирая на положения параграфа 2 , исполняющее государство имеет право не продавать и не передавать конкретное имущество, названное в решении о конфискации, которое представляет собой культурный объект, являющийся частью национального достояния данного государства.
    4.Параграфы 1 , 2 и 3 применяются, если иное не установлено договором между издавшим распоряжение государством и исполняющим государством.
    Уполномоченный орган исполняющего государства должен незамедлительно уведомить уполномоченный орган издавшего распоряжение государства любыми способами, которые позволяют в последующем представить письменные доказательства:
    a) о передаче решения о конфискации уполномоченному органу согласно статье 4 (5) ;
    b) о любом решении относительно непризнания решения о конфискации вместе с причинами указанного решения;
    c) о полном или частичном неисполнении решения по причинам, указанным в статье 11 , статье 12 (1) и (2) либо статье 13 (1) ;
    d) как только исполнение решения будет завершено;
    e) о применении альтернативных мер согласно статье 12 (4) .
    1.Без ущерба действию статьи 9 (2) , если исполняющее государство в соответствии со своим законодательством ответственно за убытки, причиненные одной из заинтересованных сторон, указанных в статье 9 , в результате исполнения решения о конфискации, переданного ему согласно статьям 4 и 5 , издавшее распоряжение государство должно возместить исполняющему государству любые денежные суммы, выплаченные в качестве компенсации за убытки в силу указанной ответственности перед указанной стороной, если либо только в той мере, в которой названные убытки либо их часть не вызваны исключительно действиями исполняющего государства.
    2.Параграф 1 применяется без ущерба действию законодательства государств-членов ЕС о требованиях физических либо юридических лиц относительно возмещения вреда.
    1.Сертификат должен быть переведен на официальный язык либо на один из официальных языков исполняющего государства.
    2.Любое государство-член ЕС вправе при принятии настоящего Рамочного решения либо позднее указать в декларации, хранящейся в Генеральном секретариате Совета ЕС, что оно будет принимать переводы на один или несколько других официальных языков Организаций Европейских сообществ.
    1.Без ущерба действию статьи 16 , государства-члены ЕС не вправе требовать друг от друга возмещения затрат, понесенных в результате применения настоящего Рамочного решения.
    2.Если исполняющее государство понесло затраты, которое оно считает значительными либо чрезмерными, оно вправе предложить издавшему распоряжение государству разделить указанные затраты. Издавшее распоряжение государство должно рассмотреть указанное предложение на основе подробного описания затрат, представленного исполняющим государством.
    Настоящее Рамочное решение не должно затрагивать применение двусторонних либо многосторонних соглашений или договоренностей между государствами-членами ЕС постольку, поскольку указанные соглашения или договоренности способствуют дальнейшему упрощению процесса исполнения решений о конфискации либо иным образом содействуют ему.
    1.Государства-члены ЕС должны принять меры, необходимые для приведения своего законодательства в соответствие с настоящим Рамочным решением, до 24 ноября 2008 г.
    2.Государства-члены ЕС должны представить Генеральному секретариату Совета ЕС и Европейской комиссии текст положений, преобразующих в национальное право обязанности, установленные настоящим Рамочным решением. На основании отчета, составленного на основе указанной информации Европейской комиссией, Совет ЕС должен до 24 ноября 2009 г. оценить применение государствами-членами ЕС мер, необходимых для приведения их национального законодательства в соответствие с настоящим Рамочным решением.
    3.Генеральный секретариат Совета ЕС должен уведомить государства-члены ЕС и Европейскую комиссию о декларациях, поданных согласно статьям 7 (5) и 19 (2) .
    4.Государство-член ЕС, неоднократно столкнувшееся со сложностями либо недостатком активности со стороны другого государства-члена ЕС применительно к взаимному признанию и исполнению решений о конфискации, которые не были решены с помощью двусторонних консультаций, вправе уведомить Совет ЕС с целью оценки имплементации настоящего Рамочного решения на уровне государств-членов ЕС.
    5.Государства-члены ЕС, действовавшие в качестве исполняющих государств, должны уведомлять Совет ЕС и Европейскую комиссию в начале календарного года о количестве случаев применения статьи 17 "b" и кратко излагать причины ее применения.
    На основании полученной информации до 24 ноября 2013 г. Европейская комиссия должна составить отчет, сопровождаемый предложениями, которые она сочтет уместными.
    Настоящее Рамочное решение вступает в силу в день его публикации в Официальном журнале Европейского Союза.
    Совершено в Люксембурге 6 октября 2006 г.
    От имени Совета ЕС
    Президент
    K.RAJAMAKI