[неофициальный перевод] <*>
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
ДИРЕКТИВА N 94/62/ЕС
ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА ЕС
ОБ УПАКОВКЕ И ОТХОДАХ ОТ УПАКОВКИ <**>
(Брюссель, 20 декабря 1994 года)
--------------------------------
<*> Перевод Сотэло Л.Н.
<**> European Parliament and Council Directive 94/62/EC of 20 December 1994 on packaging and packaging waste. Опубликована в Официальном журнале (далее - ОЖ) N L 365, 31.12.1994, стр. 10.
Европейский парламент и Совет Европейского Союза,
руководствуясь Договором об учреждении Европейского сообщества, и, в частности, статьей 100 "a" Договора,
на основании предложения Европейской комиссии <*>,
--------------------------------
<*> ОЖ N C 263, 12.10.1992, стр. 1, ОЖ N C 285, 21.10.1993, стр. 1.
руководствуясь Заключением Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам <*>,
--------------------------------
<*> ОЖ N C 129, 10.5.1993, стр. 18.
действуя в соответствии с процедурой, установленной в статье 189 "b" Договора <*>,
--------------------------------
<*> Заключение Европейского парламента от 23 июня 1993 г. (ОЖ N C 194, 19.7.1993, стр. 177), Общая позиция Совета ЕС от 4 марта 1994 г. (ОЖ N C 137, 19.5.1994, стр. 65), Решение Европейского парламента от 4 мая 1994 г. (ОЖ N C 205, 25.7.1994, стр. 163). Утверждено 2 декабря 1993 г. (ОЖ N C 342, 20.12.1993, стр. 15). Совместный проект Согласительного комитета от 8 ноября 1994 г.
поскольку меры, принимаемые государствами-членами ЕС в области обращения с упаковкой и отходами от упаковки, должны быть согласованы, с одной стороны, с целью предотвращения их воздействия на окружающую среду или уменьшения такого воздействия, обеспечения высокого уровня защиты окружающей среды, и, с другой - с целью обеспечения функционирования внутреннего рынка, предотвращения создания препятствий в торговле и нарушения правил конкуренции, предотвращения ограничения конкуренции на территории Сообщества.
Поскольку лучшим способом предотвращения образования отходов от упаковки является сокращение общего объема производства упаковки.
Поскольку для целей настоящей Директивы важным является уважение общего принципа, согласно которому меры, принятые в одном государстве-члене ЕС в области защиты окружающей среды, не должны оказывать негативное воздействие на возможности других государств-членов ЕС по достижению целей Директивы.
Поскольку сокращение объемов образования отходов необходимо для устойчивого развития, предусмотренного Договором о Европейском Союзе.
Поскольку настоящая Директива регулирует отношения, касающиеся всех имеющихся на рынке видов упаковки и всех отходов от упаковки, то Директива 85/339/ЕЭС Совета ЕС от 27 июня 1985 г. о контейнерах для жидких продуктов, предназначенных для потребления людьми <*>, признается утратившей силу.
--------------------------------
<*> ОЖ N L 176, 6.7.1985, стр. 18. Текст в редакции Директивы 91/629/ЕЭС (ОЖ N L 377, 31.12.1991, стр. 48).
Поскольку упаковка выполняет важную социальную и экономическую функцию, то предусмотренные настоящей Директивой меры должны применяться без ущерба действию других норм законодательства о качестве и перевозке упаковки или упакованной продукции.
Поскольку согласно стратегии Сообщества в области обращения с отходами, изложенной в Резолюции Совета ЕС от 7 мая 1990 г. по политике в области обращения с отходами <*> и в Директиве 75/442/ЕЭС Совета ЕС от 15 июля 1975 г. об отходах <**> , управление в области обращения с упаковкой и отходами от упаковки должно основываться на принципе предотвращения образования отходов от упаковки, а также на принципах повторного использования упаковки, переработки и применении других форм вовлечения отходов от упаковки в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья <***> и, в итоге, уменьшения объемов уничтожения таких отходов.
--------------------------------
<*> ОЖ N C 122, 18.5.1990, стр. 2.
<**> ОЖ N L 194, 25.7.1975, стр. 39. Текст в редакции Директивы 91/156/ЕЭС (ОЖ N L 78, 26.3.1991, стр. 32).
<***> Данная формулировка используется в ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в то время как под утилизацией мусора и отходов понимается их обезвреживание (п. 2.18 Постановления Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 "Об утверждении правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве"). Представляется более соответствующей смыслу текста Директивы использованная в переводе формулировка - прим. перев.
Поскольку, до тех пор пока в области вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья не будет достигнут более высокий уровень научно-технического прогресса, с точки зрения охраны окружающей среды предпочтительными являются повторное использование и переработка отходов; поскольку это требует установления в государствах-членах ЕС системы мер, обеспечивающих возврат использованной упаковки и/или отходов от упаковки; поскольку в кратчайшие сроки должна быть проведена оценка жизненного цикла <*> упаковки для классификации ее видов, таких как: упаковка многоразового использования <**> , упаковка, поддающаяся переработке, и упаковка, которая может быть вовлечена в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
--------------------------------
<*> Термин "жизненный цикл" (материалов) является широко распространенным в литературе, посвященной экологическому менеджменту и экологической оценке материалов. См., напр.: http://art-con.ru/node/1016 - прим. перев.
<**> Данный термин используется в ГОСТ 17527 - Упаковка. Термины и определения. - прим. перев.
Поскольку предупреждение образования отходов от упаковки должно осуществляться в результате проведения соответствующих мероприятий, в том числе инициатив, выдвинутых в государствах-членах ЕС, в соответствии с целями настоящей Директивы.
Поскольку в соответствии с Договором государства-члены ЕС вправе поощрять развитие системы повторного использования упаковки с учетом требований охраны окружающей среды, и таким образом вносить вклад в охрану окружающей среды.
Поскольку с точки зрения охраны окружающей среды переработка отходов должна рассматриваться как важная часть процесса вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, при этом необходимо уделять особое внимание снижению объемов потребления энергии и первичного сырья и снижению объемов конечного уничтожения отходов.
Поскольку получение энергии за счет утилизации отходов является одним из эффективных способов вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Поскольку нормативы вовлечения отходов от упаковки в хозяйственный оборот и переработки таких отходов должны быть установлены в государствах-членах ЕС с учетом ситуации, сложившейся в этих государствах-членах ЕС, с тем чтобы предотвратить создание препятствий в торговле и нарушение правил конкуренции.
Поскольку для того чтобы достичь результатов и определить перспективу на долгосрочный период для хозяйствующих субъектов <*>, потребителей и органов власти, необходимо установить среднесрочный период; на более позднем этапе должен быть установлен долгосрочный период для выполнения нормативов с учетом потребности повышения этих нормативов.
--------------------------------
<*> Согласно п. 22 Положения о ведении общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) к хозяйствующим субъектам относятся юридические лица, их филиалы и представительства, организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, индивидуальные предприниматели// Приказ Росстата от 29.07.2008 N 174 "Об утверждении Положения о ведении ОКПО и внесении в него изменений" - прим. перев.
Поскольку Европейский парламент и Совет ЕС должны на основе докладов Европейской комиссии проводить анализ практического опыта, накопленного в государствах-членах ЕС при проведении мероприятий по выполнению указанных нормативов, а также выводов научных исследований и результатов методик оценки воздействия на окружающую среду, таких как экобаланс <*>.
--------------------------------
<*> Методика экобаланса (или "анализ жизненного цикла") - это метод оценки воздействия материала (продукции) на окружающую среду, позволяющий рассчитать количественную оценку такого воздействия //http://art-con.ru/node/1001. Методика экобаланса появилась в конце 60-х - начале 70-х гг. - прим. перев.
Поскольку государствам-членам ЕС, в которых приняты или будут приняты программы, предусматривающие повышенные нормативы, может быть разрешено выполнение таких нормативов в интересах более высокого уровня охраны окружающей среды при условии, что эти мероприятия не нарушают положение на внутреннем рынке и не создают препятствий другим государствам-членам ЕС для исполнения требований настоящей Директивы; Европейская комиссия утверждает проведение таких мероприятий после соответствующей проверки.
Поскольку некоторым государствам-членам ЕС может быть разрешено принятие более низких нормативов с учетом особенностей экономического положения в этих государствах-членах ЕС, при условии, что минимальные нормативы вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья будут ими выполнены в стандартные сроки, а также при условии, что стандартные нормативы будут ими выполнены в следующем периоде.
Поскольку управление в области обращения с упаковкой и отходами от упаковки требует от государств-членов ЕС организации систем возврата, сбора и вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья; поскольку такие системы должны быть открыты для участия в них всех заинтересованных сторон и организованы таким образом, чтобы избежать дискриминации в отношении ввозимой продукции, предотвратить создание препятствий в торговле и нарушение правил конкуренции, а также обеспечить максимально возможный объем возврата в хозяйственный оборот упаковки и отходов от упаковки в соответствии с Договором.
Поскольку вопрос о требованиях к маркировке, наносимой на упаковку, должен быть решен Сообществом в ближайшее время, хотя и требует дальнейшего исследования.
Поскольку в целях уменьшения воздействия упаковки и отходов от упаковки на окружающую среду и предотвращения создания препятствий в торговле и нарушения правил конкуренции необходимо установить основные требования к составу и свойствам упаковки, обеспечивающим возможность ее повторного использования и вовлечения в хозяйственный оборот (включая переработку).
Поскольку необходимо ограничить содержание в упаковке токсичных элементов <*> и других веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (особенно при выбросе вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и образовании вредных веществ в золе в результате сжигания отходов упаковки, при попадании вредных веществ в окружающую среду в местах захоронения отходов).
--------------------------------
<*> Понятие "токсичный элемент" используется в отношении ряда металлов (свинец, мышьяк, ртуть и др.) в ФЗ от 27.10.2008 N 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (Приложение) и в других ФЗ - прим. перев.
Поскольку в целях снижения токсичности отходов от упаковки необходимо предотвратить использование тяжелых металлов при производстве упаковки и предотвратить попадание этих веществ в окружающую среду; за исключением особых случаев, установленных Европейской комиссией в соответствии с процедурой Комитета.
Поскольку требуется достичь высокого уровня переработки отходов и не допустить нарушений правил охраны труда и техники безопасности <*> в отношении работников, занятых сбором и обработкой отходов от упаковки, то такие отходы необходимо сортировать (разделять на виды <**>) в местах их образования.
--------------------------------
<*> "Health and Safety" чаще всего переводится как "Охрана труда и техника безопасности" - прим. перев.
<**> В ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" говорится: "порядок сбора отходов, предусматривающий их разделение на виды..." - прим. перев.
Поскольку требования к изготовлению упаковки не должны применяться к упаковке, использованной для продукции до дня вступления в силу настоящей Директивы; поскольку также требуется переходный период для реализации упаковки.
Поскольку при определении срока реализации норм о выпуске на рынок упаковки, отвечающей всем основным требованиям, необходимо принимать во внимание тот факт, что Европейские стандарты подготавливаются уполномоченными <*> органами власти в области стандартизации; поскольку, в то же время, нормы о способах подтверждения соответствия <**> национальным стандартам <***> должны исполняться без промедления.
--------------------------------
<*> В российском законодательстве используется понятие "уполномоченные органы власти", "компетенция уполномоченных органов власти" - прим. перев.
<**> Данная формулировка используется в ст. 15 проекта ФЗ "Технический регламент "О безопасности упаковки" (ред., принятая ГД ФС РФ в 1 чтении) - прим. перев.
<***> Термин "национальный стандарт" (в значении стандарт, принятый в отдельном государстве) используется, к примеру, в ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" от 12.06.2008 N 88-ФЗ наряду с "международный стандарт" - прим. перев.
Поскольку необходимо оказать содействие в подготовке Европейских стандартов об основных требованиях и других связанных с ними вопросов.
Поскольку меры, предусмотренные настоящей Директивой, предполагают развитие производственных возможностей вовлечения отходов от упаковки в хозяйственный оборот и возможностей их переработки, а также расширение рынка сбыта переработанных упаковочных материалов <*>.
--------------------------------
<*> Упаковочный материал - материал, предназначенный для изготовления тары, упаковки и вспомогательных упаковочных средств / ГОСТ 17527-2003 - Упаковка. Термины и определения. - прим. перев.
Поскольку использование для изготовления упаковки переработанных материалов не должно противоречить соответствующим нормам о гигиене, обеспечении здоровья человека и безопасности потребителя.
Поскольку необходим сбор данных об упаковке и отходах от упаковки со всей территории Сообщества для осуществления контроля за реализацией целей настоящей Директивы.
Поскольку необходимо, чтобы все лица, осуществляющие производство, использование, импорт, распределение <*> упаковки и упакованных товаров обладали достаточной информацией о размере образования отходов из упаковки, и чтобы в соответствии с принципом платы за загрязнение окружающей среды <**> данные лица несли ответственность за образование таких отходов. Поскольку в целях совершенствования и реализации мер, предусмотренных настоящей Директивой, следует привлекать к тесному сотрудничеству и требовать взаимодействия всех партнеров, в необходимых случаях на основе несения общей ответственности.
--------------------------------
<*> Понятие "распределение товаров" используется в ст. 32 и др. статьях ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 N 164-ФЗ и в др. нормативных актах РФ - прим. перев.
<**> В российском законодательстве используется понятие принцип платы за негативное воздействие на ОС, который, однако, шире указанного в тексте принципа - прим. перев.
Поскольку потребители играют главную роль в управлении в области обращения с упаковкой и отходами от упаковки, и им должна быть обеспечена достоверная информация для выбора наиболее подходящего варианта поведения.
Поскольку включение в планы управления отходами, предусмотренные Директивой 75/442/ЕЭС, специальной главы, посвященной управлению в области обращения с упаковкой и отходами от упаковки, будет способствовать эффективной реализации настоящей Директивы.
Поскольку для достижения целей настоящей Директивы может быть целесообразным использование в Сообществе и государствах-членах ЕС методов экономического регулирования деятельности в области обращения с упаковкой и отходами от упаковки в соответствии с положениями Договора, в целях предотвращения появления новых форм протекционизма.
Поскольку государства-члены ЕС должны, без ущерба действию Директивы 83/189/ЕЭС Совета ЕС от 28 марта 1983 г., устанавливающей процедуру предоставления информации в области технических стандартов и регламентов <*>, извещать Европейскую комиссию о проектах мер, которые они намереваются принять, до их принятия, для установления их соответствия Директиве.
--------------------------------
<*> ОЖ N L 109, 26.4.1983, стр. 8. Текст в редакции Директивы 92/400/ЕЭС (ОЖ N L 221, 6.8.1992, стр. 55).
Поскольку Европейской комиссией должно быть обеспечено соответствие научно-техническому прогрессу системы идентификации упаковки и форматов системы базы данных, согласно процедуре Комитета.
Поскольку требуется обеспечить принятие специальных мер для решения проблем, возникающих при реализации настоящей Директивы, в необходимых случаях в соответствии с указанной процедурой Комитета,
приняли настоящую Директиву:
Цели 1.Настоящая Директива имеет своими целями гармонизацию принимаемых государствами-членами ЕС мер по управлению в области обращения с упаковкой и отходами от упаковки, с одной стороны, для предотвращения вредного воздействия на окружающую среду во всех государствах-членах ЕС, а также в других государствах, или уменьшения такого воздействия, и обеспечения высокого уровня защиты окружающей среды, и, с другой стороны, для обеспечения функционирования внутреннего рынка, предотвращения создания препятствий в торговле и нарушения правил конкуренции, предотвращения ограничения конкуренции на территории Сообщества. 2.Настоящая Директива устанавливает меры, направленные, в первую очередь, на предотвращение образования отходов от упаковки и основанные на таких принципах, как: повторное использование упаковки, переработка и применение других форм вовлечения отходов от упаковки в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья и направленные, в итоге, на уменьшение объемов уничтожения таких отходов.
Сфера действия настоящей Директивы <*>
--------------------------------
<*> В российском законодательстве используется в таком контексте формулировка "Отношения, регулируемые настоящей Директивой", исходя из смысла статьи - прим. перев. 1.Настоящая Директива регулирует отношения, связанные с обращением со всеми видами упаковки, выпущенной на рынок на территории Сообщества, и всеми отходами от упаковки, независимо от того, используются они или образуются в результате производственной <*>, предпринимательской деятельности <**> , деятельности учреждений, организаций розничной торговли, осуществления государственной службы, бытового потребления или в результате иной деятельности, независимо от использованного материала.
--------------------------------
<*> Понятие "производственная деятельность" используется, например, в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2002 N 188 "Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки" - прим. перев.
<**> Понятие "коммерческая деятельность" используется в соглашениях РФ с другими государствами, более подходящим по смыслу является в данном случае понятие "предпринимательская деятельность" - прим. перев. 2.Настоящая Директива должна применяться без ущерба действию существующих требований к качеству упаковки, таких как требования о безопасности, защите здоровья человека и соответствии упакованных товаров гигиеническим нормативам, а также без ущерба действию существующих требований о перевозке или действию норм, установленных Директивой 91/689/ЕЭС Совета ЕС от 12 декабря 1991 г. об опасных отходах <*>.
--------------------------------
<*> ОЖ N L 377, 31.12.1991, стр. 20.
Основные понятия
Для целей настоящей Директивы: 1.под упаковкой понимается любая продукция, изготовленная из любых материалов, предназначенная для размещения <*> , защиты товара, обращения с товаром <**> , доставки и презентации <***> товара, на всех стадиях производства - от сырья до готовой продукции, при продвижении товаров от производителя до пользователя или потребителя. Не подлежащие возврату объекты, используемые для тех же целей, также являются упаковкой.
--------------------------------
<*> Данный термин используется в проекте ФЗ "Технический регламент "О безопасности упаковки" (редакция, принятая ГД ФС РФ в 1 чтении 12.03.2010)// - прим. перев.
<**> Данный термин употребляется, например, в ГОСТ Р 51474-99 Упаковка. Маркировка, указывающая на способ обращения с грузами (Packaging. Pictorial marking for handling of goods) - прим. перев.
<***> Термин "презентация товара" используется в научных публикациях и законодательстве, например, в "Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности" (заключ. в г. Марракеше 15.04.1994) - прим. перев.
Под упаковкой понимается исключительно: a) товарная упаковка <*> или первичная упаковка, то есть упаковка, содержащая в себе единицу товара для конечного пользователя или потребителя при розничной реализации;
--------------------------------
<*> Данный термин используется для определения первичной упаковки в проекте ФЗ "Об отходах от упаковки" от 20.06.2002 //http://ref.unipack.ru/114/ - прим. перев. b) групповая упаковка <*> или вторичная упаковка, то есть упаковка, содержащая в себе определенное число единиц товара при розничной реализации независимо от того, проданы ли впоследствии единицы товара конечному пользователю или потребителю или только служат средством для наполнения прилавков в организации розничной торговли; такая упаковка может быть отделена от товара без изменения его характеристик.
--------------------------------
<*> Данный термин используется для определения вторичной упаковки в проекте ФЗ "Технический регламент "О безопасности упаковки" (ст. 4) - прим. перев. c) транспортная упаковка или третичная упаковка, то есть упаковка, необходимая для удобства в обращении и транспортировки определенного числа единиц товара или групповой упаковки, чтобы предотвратить физическое воздействие или транспортные повреждения. Транспортная упаковка не включает в себя контейнеры при автомобильных, железнодорожных, морских или авиационных перевозках.
Определение понятия упаковки должно в дальнейшем быть основано на установленных ниже критериях. Перечисленные в Приложении I примеры иллюстрируют применение данных критериев. i) Объекты считаются упаковкой, если они соответствуют указанному выше определению, без ущерба другим функциям упаковки, если только объект не является неотъемлемой частью продукции и необходим для размещения, содержания или сохранения этой продукции в течение срока ее существования, а все элементы продукции не предназначены для того, чтобы быть использованными, потребленными или уничтоженными одновременно. ii) Объекты, разработанные и предназначенные для наполнения в организации розничной торговли и объекты одноразового использования, проданные, наполненные или разработанные и предназначенные для наполнения в организации розничной торговли, считаются упаковкой при условии выполнения ими функции упаковки. iii) Компоненты упаковки и вспомогательные упаковочные средства <*> , объединенные с упаковкой, считаются частью упаковки, с которой они объединены. Вспомогательные упаковочные средства, прикрепляемые непосредственно на продукцию, или прилагаемые к ней <**> , и выполняющие функцию упаковки, считаются упаковкой, только если они не являются неотъемлемой частью этой продукции, а все элементы не предназначены для того, чтобы быть потребленными или уничтоженными одновременно.
--------------------------------
<*> Вспомогательные упаковочные средства - понятие используется в ст. 4 проекта ФЗ "Технический регламент "О безопасности упаковки" - прим. перев.
<**> Данная формулировка используется в ГОСТ 17527-2003 - Упаковка. Термины и определения. - прим. перев.
Европейская комиссия должна в соответствующих случаях проверять и, при необходимости, пересматривать примеры, иллюстрирующие определение упаковки, приведенные в Приложении I . В первую очередь, это относится к следующим объектам: коробки для компакт-дисков и видеокассет, цветочные горшки, тубы и цилиндрическая упаковка, на которую наматываются эластичные материалы, защитный слой самоклеющихся этикеток и оберточная бумага. Такие меры, разработанные для изменения несущественных положений настоящей Директивы, должны быть приняты с соблюдением процедуры, установленной в статье 21 (3) ; 2.под отходами от упаковки понимается любая упаковка или упаковочные материалы, соответствующие определению отходов, установленному Директивой 75/442/ЕЭС, за исключением отходов производства; 3.под управлением в области обращения с отходами от упаковки понимается управление в области обращения с отходами в соответствии с определением, установленным Директивой 75/442/ЕЭС; 4.под предотвращением понимается сокращение объемов перечисленных ниже объектов и причиняемого ими вреда окружающей среде: - материалов и веществ, содержащихся в упаковке и отходах от упаковки, - упаковки и отходов от упаковки, образующихся на стадиях производства, сбыта, распределения, использования <*> и уничтожения, в частности, развивая экологически чистые технологии и выпуская экологически чистую продукцию;
--------------------------------
<*> В словарях понятие "utilization", используемое в сферах экономики и промышленности преимущественно используется в смысле "использование" - прим. перев. 5.под повторным использованием понимается любая операция, после проведения которой упаковка, предназначенная и разработанная для совершения в течение срока своего существования минимального числа оборотов, вновь наполняется или повторно используется для тех же целей, для которых она была предназначена, с помощью или без помощи вспомогательной продукции, имеющейся на рынке, позволяющей упаковке быть вновь наполненной. Такая повторно использованная упаковка образует отходы от упаковки, если она больше не подлежит повторному использованию; 6.под вовлечением в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья понимается любая из соответствующих операций, предусмотренных в Приложении II.B к Директиве 75/442/ЕЭС; 7.под переработкой понимается повторная обработка материалов отходов, осуществляемая в процессе производства, для достижения исходной цели или других целей, включая органическую переработку, но исключая получение энергии за счет утилизации отходов; 8.под получением энергии за счет утилизации отходов понимается использование горючих отходов от упаковки для получения энергии посредством прямого сжигания <*> вместе с другими отходами или без них, но с выделением тепла;
--------------------------------
<*> Термин химической промышленности - прим. перев. 9.под органической переработкой понимается аэробная <*> (компостная <**> ) или анаэробная <***> (с выделением биогаза (биометана)) обработка, в контролируемых условиях и с использованием микроорганизмов, из частей отходов от упаковки, поддающихся биологическому разложению, в результате чего образуются устойчивые органические остатки или метан. Захоронение отходов не является формой органической переработки;
--------------------------------
<*> Связанная с наличием свободного кислорода или воздуха либо зависящая от них (Научно-технический энциклопедический словарь), существующая или протекающая с присутствием кислорода (Экологический словарь) - прим. перев.
<**> Относящаяся к компостам - органическим удобрениям, получаемым в результате разложения различных органических веществ под влиянием деятельности микроорганизмов - прим. перев.
<***> Характеризующийся отсутствием кислорода или воздуха, а также отсутствием зависимости от кислорода или воздуха (Научно-технический энциклопедический словарь); существующий или протекающий в отсутствии кислорода (Экологический словарь) - прим. перев. 10.под уничтожением понимается любая из соответствующих операций, предусмотренных в Приложении II.A к Директиве 75/442/ЕЭС; 11.под хозяйствующими субъектами в отношениях, связанных с обращением с упаковкой, понимаются поставщики упаковочных материалов, изготовители и предприятия по переработке, организации, занимающиеся дозировочно-наполнительным оборудованием, пользователи, импортеры, продавцы и дистрибьюторы, органы власти и учрежденные ими организации; 12.под добровольным соглашением <*> понимается официальное соглашение, заключенное между уполномоченными органами публичной власти государств-членов ЕС и заинтересованными представителями различных отраслей экономики, которое должно быть открытым для присоединения к нему всех лиц, согласных с условиями соглашения, намеревающихся работать для достижения целей настоящей Директивы.
--------------------------------
<*> По аналогии с Добровольным соглашением владельцев танкеров об ответственности за загрязнение нефтью 1970 г. - прим. перев.
Предотвращение 1.Государства-члены ЕС должны обеспечить применение также других мер по предотвращению образования отходов от упаковки, в дополнение к мерам, принятым в соответствии со статьей 9 .
Под другими мерами понимаются принятые в государствах-членах ЕС программы, проекты, устанавливающие ответственность изготовителя, с целью минимизации воздействия упаковки на окружающую среду, или другие принятые аналогичные меры, при необходимости, по согласованию с хозяйствующими субъектами, и разработанные для одновременного учета и использования выдвинутых в государствах-членах ЕС инициатив о предотвращении. Они должны соответствовать целям настоящей Директивы, установленным в статье 1 (1) . 2.Европейская комиссия должна способствовать пропаганде предотвращения, поощряя разработку соответствующих Европейских стандартов, в соответствии со статьей 10 . Стандарты должны быть направлены на минимизацию воздействия упаковки на окружающую среду в соответствии со статьями 9 , 10. 3.Европейская комиссия должна в соответствующих случаях предлагать проекты мер для повышения эффективности выполнения основных требований, и обеспечения выпуска в продажу новой упаковки только в случае, если изготовитель принял все необходимые меры для уменьшения ее воздействия на окружающую среду без нанесения ущерба основным функциям упаковки.
Государства-члены ЕС вправе поощрять развитие систем повторного использования упаковки, которая может быть вторично использована с учетом требований охраны окружающей среды, в соответствии с Договором.
Вовлечение в хозяйственный оборот и переработка 1.В целях реализации целей настоящей Директивы, государствам-членам ЕС следует принять необходимые меры для выполнения следующих нормативов, обязательных на всей территории этих государств: a) в срок до 30 июля 2001 г. не менее 50% и не более 65% массы отходов от упаковки должно быть вовлечено в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья или сожжено на специализированных установках <*>, с получением энергии за счет утилизации отходов;
--------------------------------
<*> Трудно установить, идет ли в данном случае речь о мусоросжигательных заводах или мусоросжигательных установках. В ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 (ст. 1) используется понятие "сжигание на специализированных установках" - прим. перев. b) в срок до 31 декабря 2008 г. не менее 60% массы отходов от упаковки должно быть вовлечено в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья или сожжено на специализированных установках, с получением энергии за счет утилизации отходов; c) в срок до 30 июня 2001 г. не менее 25% и не более 45% массы общего количества упаковочных материалов, содержащихся в отходах от упаковки, должно быть переработано, не менее 15% массы каждого вида упаковочного материала; d) в срок до 31 декабря 2008 г. не менее 55% и не более 80% массы отходов от упаковки должно быть переработано; e) в срок до 31 декабря 2008 г. должны быть достигнуты следующие минимальные нормативы переработки материалов, содержащихся в отходах от упаковки: i) 60% массы для стекла; ii) 60% массы для бумаги и картона; iii) 50% массы для металлов; iv) 22,5% массы для пластика, считая только материал, переработанный обратно в пластик; v) 15% массы для дерева. 2.К отходам от упаковки, экспортированным из Сообщества в соответствии с Регламентами (ЕЭС) 259/93 <*> , (ЕС) 1420/1999 <**> Совета ЕС и Регламентом (ЕС) 1547/1999 <***> Европейской комиссии, должны применяться требования о выполнении обязательств и нормативов, установленных в параграфе 1 , если имеются достаточные свидетельства того, что операции по вовлечению в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья и/или переработке были произведены в соответствии с положениями, в основном эквивалентными тем, которые предусмотрены законодательством Сообщества, регулирующим данную деятельность.
--------------------------------
<*> ОЖ N L 30, 6.2.1993, стр. 1. Текст в редакции Регламента (ЕС) 2557/2001 Европейской комиссии (ОЖ N L 349, 31.12.2001, стр. 1).
<**> ОЖ N L 166, 1.7.1999, стр. 6. Текст в редакции Регламента (ЕС) 2118/2003 Европейской комиссии (ОЖ N L 318, 3.12.2003, стр. 5).
<***> ОЖ N L 185, 17.7.1999, стр. 1. Текст в редакции Регламента (ЕС) 2118/2003 Европейской комиссии. 3.Государства-члены ЕС должны, в необходимых случаях, поощрять деятельность по получению энергии за счет утилизации отходов, там, где оно более предпочтительно по сравнению с переработкой материалов, исходя из требований охраны окружающей среды и экономической эффективности <*>. Для этого необходимо наличие разницы между принятыми в государстве-члене ЕС нормативами переработки и вовлечения в хозяйственный оборот.
--------------------------------
<*> Синонимы: критерий "затраты и выгоды" (www.ippc-russia.org/public/glossary/CE-ER-Glossary.pdf), "прибыли и издержки" - прим. перев. 4.Государства-члены ЕС должны, в необходимых случаях, поощрять деятельность по использованию материалов, полученных из переработанных отходов от упаковки, для изготовления упаковки и других продуктов путем: a) улучшения рыночных условий для таких материалов; b) пересмотра действующих норм законодательства, препятствующих использованию таких материалов. 5.В срок до 31 декабря 2007 г. Европейский парламент и Совет ЕС должны, действуя квалифицированным большинством и по предложению Европейской комиссии, установить нормативы на третий пятилетний период с 2009 по 2014 год, основываясь на практическом опыте, накопленном в государствах-членах ЕС в процессе деятельности по выполнению нормативов, установленных в параграфе 1 , а также на основе результатов научных исследований и методик оценки, таких как оценка жизненного цикла и анализ экономической эффективности.
Данная процедура должна проводиться каждые пять лет. 6.Меры и нормативы, установленные в параграфе 1, подлежат опубликованию в государствах-членах ЕС, информация о них должна быть доведена до населения и хозяйствующих субъектов. 7.Греция, Ирландия и Португалия, с учетом особых условий в этих государствах, то есть соответственно значительного количества небольших островов, сельских и горных местностей и на настоящий момент низкого уровня потребления <*> упаковки вправе:
--------------------------------
<*> Данное словосочетание используется в словарях - прим. перев. a) установить достижение к 30 июня 2001 г. более низких нормативов, чем предусмотренные в параграфе 1 "a" и "c" , но не менее 25% для вовлечения в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья или сжигания на специализированных установках, с получением энергии за счет сжигания отходов; b) одновременно отсрочить достижение нормативов, установленных в параграфе 1 "a" и "c" на более поздний срок, но не позднее, чем до 31 декабря 2005 г.; с) отсрочить достижение нормативов, установленных в параграфе 1 "b" , "d" , "e" до даты, установленной по выбору этих государств, которая не должна быть позднее, чем 31 декабря 2011 г. 8.Европейская комиссия должна в кратчайшие сроки и не позднее 30 июня 2005 г. представить доклад в Европейский парламент и Совет ЕС о ходе реализации настоящей Директивы, о воздействии на окружающую среду, а также на функционирование внутреннего рынка. Доклад должен индивидуально учитывать обстоятельства, сложившиеся в каждом государстве-члене ЕС. Доклад должен содержать следующие данные: a) оценка эффективности, хода исполнения и обеспечения исполнения основных требований; b) дополнительные предупредительные меры по предотвращению, направленные на уменьшение воздействия упаковки на окружающую среду, по возможности, без нанесения ущерба ее основным функциям; c) возможное совершенствование расчета индекса влияния упаковки на окружающую среду, чтобы сделать предотвращение образования отходов от упаковки более простым и эффективным; d) планы по предотвращению образования отходов от упаковки; e) меры по поощрению повторного использования, в частности, сравнительный анализ экономической эффективности ("затрат и выгод") повторного использования и переработки; f) ответственность изготовителя, в том числе финансовую; g) меры, направленные на уменьшение в будущем и, при необходимости, окончательного прекращения к 2010 г. использования тяжелых металлов и других опасных веществ при изготовлении упаковки.
Такой доклад должен, в случае необходимости, сопровождаться предложениями по пересмотру соответствующих положений настоящей Директивы, если такие предложения к тому времени еще не представлены. 9.Доклад должен содержать отчет по положениям, указанным в пункте 8 , а также по другим положениям в рамках реализации Шестой программы действий Сообщества в области окружающей среды, в частности, по тематической стратегии по переработке и тематической стратегии по устойчивому использованию ресурсов <*>.
--------------------------------
<*> Тематические стратегии должны быть разработаны в рамках реализации приоритетов, установленных Программой действий... /http://www.waste.ru/uploads/library/wb2.pdf - прим. перев.
Европейская комиссия и государства-члены ЕС должны, в соответствующих случаях, поощрять изучение и реализацию пилотных проектов, предусматривающих меры, указанные в параграфе 8 "b" , "c" , "d" , "e" и "f" , а также принятие других мер по предотвращению.
Государствам-членам ЕС, в которых приняты или будут приняты программы, предусматривающие повышенные нормативы, чем те, которые установлены в параграфе 1 , и в которых обеспечивается их выполнение соответствующими производственными мощностями в области переработки и вовлечению в хозяйственный оборот, должно быть разрешено выполнение таких нормативов в интересах более высокого уровня охраны окружающей среды при условии, что эти мероприятия не нарушают положение на внутреннем рынке и не создают препятствий другим государствам-членам ЕС для исполнения требований настоящей Директивы. Государства-члены ЕС должны сообщать Европейской комиссии о таких мероприятиях. Европейская комиссия утверждает их проведение после проверки, во взаимодействии с другими государствами-членами ЕС, соответствия вышеупомянутым условиям и отсутствия произвольных положений, дающих возможность для дискриминации или содержащих скрытые ограничения в торговле между государствами-членами ЕС. 11.Государства-члены ЕС, вступившие в Европейский Союз на основании Договора о присоединении от 16 апреля 2003 г. <*> , вправе отсрочить достижение нормативов, указанных в параграфе 1 "b" , "d" и "e" до установленной по выбору этих государств даты, которая должна быть не позднее, чем 31 декабря 2012 г. для Чешской республики, Эстонии, Кипра, Литвы, Венгрии, Словении и Словакии; 31 декабря 2013 г. - для Мальты; 31 декабря 2014 г. - для Польши и 31 декабря 2015 г. - для Латвии.
--------------------------------
<*> Данное название используется, например, в Постановлении ГД ФС РФ от 21 мая 2003 г. N 4036-III ГД "О заявлении ГД ФС "В связи с ратификацией Договора между РФ и Литовской Республикой..." - прим. перев.
Системы возврата, сбора и вовлечения в хозяйственный
оборот в качестве дополнительных источников сырья упаковки
и отходов от упаковки 1.Государства-члены ЕС должны принять необходимые меры для организации систем и обеспечения осуществления ими: a) деятельности по возврату и/или сбору использованной упаковки и/или отходов от упаковки у потребителя или другого конечного пользователя, или из потока отходов, чтобы применить в отношении данных объектов наиболее подходящий вариант управления отходами; b) деятельности по повторному использованию или вовлечению в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, включая переработку собранных упаковки и/или отходов от упаковки,
для достижения целей, установленных настоящей Директивой.
Эти системы должны быть открыты для участия в них заинтересованных хозяйствующих субъектов разных отраслей экономики и участия уполномоченных органов публичной власти <*> . Их деятельность должна также охватывать импортированные товары на недискриминационных условиях <**> , включая заключение детальных соглашений и установление равных тарифов для доступа к системам. Деятельность систем должна быть организована таким образом, чтобы предотвратить создание препятствий в торговле или нарушения правил конкуренции, в соответствии с Договором.
--------------------------------
<*> Органы публичной власти включают органы государственной власти и органы местного самоуправления - прим. перев.
<**> Термин "недискриминационный" используется в ФЗ от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" - прим. перев. 2.Меры, указанные в параграфе 1 , составляют часть политики в области обращения со всеми видами упаковки и отходов от упаковки и должны учитывать, в частности, требования об охране окружающей среды и обеспечении здоровья потребителя, безопасности и гигиены; о защите качества, подлинности и технических характеристик упакованных товаров и использованных материалов, о защите промышленной и коммерческой собственности <*>.
--------------------------------
<*> Данный перевод понятия ("промышленная и коммерческая собственность") содержится в тексте Договора , учреждающего Европейское сообщество (консолидированный текст с учетом Ниццких изменений) 25.03.1957 - прим. перев.
Системы маркировки и идентификации 1.Совет ЕС должен, в соответствии нормами, закрепленными в Договоре, принять в двухлетний срок с момента вступления в силу настоящей Директивы решение по вопросу о маркировке на упаковке. 2.В целях упрощения сбора, повторного использования упаковки и отходов от упаковки и вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, включая переработку, упаковка должна в целях ее идентификации и классификации по отраслям промышленности содержать информацию о свойствах материалов, использованных при изготовлении упаковки, на основе Решения 97/129/ЕС Европейской комиссии <*>.
--------------------------------
<*> ОЖ N L 50, 20.2.1997, стр. 28. 3.На упаковку либо на этикетку должна быть нанесена соответствующая маркировка. Она должна быть отчетливо различимой и легко читаемой. Маркировка должна быть достаточно долговечной и прочной, в том числе после вскрытия упаковки.
Основные требования 1.Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы по истечении трех лет с момента вступления в силу настоящей Директивы осуществлялся выпуск на рынок только упаковки, отвечающей всем основным требованиям, установленным настоящей Директивой, в том числе в Приложении II . 2.Государства-члены ЕС после даты, установленной в статье 22 (1) , должны считать отвечающей всем основным требованиям, установленным настоящей Директивой, в том числе в Приложении II, упаковку, которая соответствует: a) принятым гармонизированным стандартам, регистрационные номера которых опубликованы в Официальном журнале Европейских сообществ. Государства-члены ЕС должны публиковать регистрационные номера национальных стандартов, преобразующих в национальное право положения этих гармонизированных стандартов; b) принятым национальным стандартам, указанным в пункте 3, в случае если на территориях, где действуют такие стандарты, не существует гармонизированных стандартов. 3.Государства-члены ЕС должны представить Европейской комиссии текст национальных стандартов, в соответствии с параграфом 2 "b", которые они считают соответствующими требованиям настоящей статьи. Европейская комиссия должна немедленно направить такие тексты другим государствам-членам ЕС.
Государства-члены ЕС должны публиковать регистрационные номера этих стандартов. Европейская комиссия должна обеспечить их публикацию в Официальном журнале Европейских сообществ. 4.В случае, если государство-член ЕС или Европейская комиссия установят, что стандарты, указанные в параграфе 2 , не полностью соответствуют основным требованиям, установленным в параграфе 1 , Европейская комиссия или соответствующее государство-член ЕС должны поставить данный вопрос перед Комитетом, созданном в соответствии с Директивой 83/189/ЕЭС, с указанием причин. Такой Комитет должен без промедления принять решение.
На основе мнения Комитета Европейская комиссия должна сообщить государствам-членам ЕС, необходимо ли или нет исключить эти стандарты из публикаций, указанных в параграфах 2 и 3 .
Стандартизация
Европейская комиссия должна способствовать, в соответствующих случаях, организации подготовки Европейских стандартов об основных требованиях, установленных в Приложении II .
Европейская комиссия должна способствовать, в частности, организации подготовки Европейских стандартов о: - критериях и методологии анализа жизненного цикла упаковки; - методах измерения и проверки наличия тяжелых металлов и других опасных веществ в упаковке и их попадания в окружающую среду из упаковки и отходов от упаковки; - критериях определения минимального содержания переработанных материалов в упаковке для соответствующих типов упаковки; - критериях для методов переработки; - критериях для методов компостизации <*> и готового компоста;
--------------------------------
<*> Способ обезвреживания бытовых, сельскохозяйственных и некоторых промышленных твердых отбросов, основанный на разложении органических веществ микроорганизмами - прим. перев. - критериях маркировки упаковки.
Уровни концентрации тяжелых металлов в упаковке 1.Государства-члены ЕС должны принять меры, чтобы уровни концентрации свинца, кадмия, ртути и шестивалентного хрома в упаковке или компонентах упаковки в сумме не превышали следующих показателей: - 660 ppm (мд) <*> массы после двух лет с даты, установленной в статье 22 "i" ;
--------------------------------
<*> 1 ppm равен миллионной доле, 1 грамм на тонну (гр/тн) - прим. перев. - 250 ppm (мд) массы после трех лет с даты, установленной в статье 22 "i"; - 100 ppm (мд) массы после пяти лет с даты, установленной в статье 22 "i" . 2.Уровни концентрации, установленные в параграфе 1 , не должны применяться в отношении упаковки, полностью изготовленной из свинцового хрусталя <*>, в соответствии с Директивой 69/493/ЕЭС <**>.
--------------------------------
<*> Разновидность стекла с определенным содержанием окиси свинца - от 6% до 36% - прим. перев.
<**> ОЖ N L 326, 29.12.1969, стр. 36. 3.Европейская комиссия должна определить условия, при которых требования к уровням концентрации, установленные в параграфе 1 , не применяются к переработанным материалам и к продукции, полученной в результате безотходного производства в закрытых и контролируемых производственных циклах, а также типы упаковки, к которым не применяются требования, установленные в третьем абзаце параграфа 1 .
Меры, разработанные для изменения несущественных положений настоящей Директивы, путем ее дополнения, должны быть приняты с соблюдением процедуры, установленной в статье 21 (3) .
Информационные системы 1.Государства-члены ЕС должны принять необходимые меры для обеспечения создания базы данных об упаковке и отходах от упаковки, где они еще не созданы, на согласованной основе, чтобы сделать возможным для государств-членов ЕС и Европейской комиссии проведение проверки реализации целей, установленных настоящей Директивой. 2.Для этого базы данных должны, в частности, содержать подробную информацию о количестве, характеристиках упаковки и отходов от упаковки, образовании отходов от упаковки (в том числе информацию о токсичности или опасности упаковочных материалов и компонентов, использованных для их изготовления) в конкретном государстве-члене ЕС. 3.Для согласования характеристик и представления полученных данных, обеспечения совместимости данных, собранных в разных государствах-членах ЕС, государства-члены ЕС должны представить Европейской комиссии имеющиеся у них данные в форматах, которые должны быть установлены на основе Приложения II , с соблюдением процедуры, установленной в статье 21 (2) . 4.Государства-члены ЕС должны принимать во внимание проблемы малого и среднего бизнеса, связанные с предоставлением подробных данных. 5.Информация о полученных данных должна содержаться в докладах государств-членов ЕС, указанных в статье 17 , такая информация должна обновляться в последующих докладах. 6.Государства-члены ЕС должны требовать у всех хозяйствующих субъектов предоставления уполномоченным органам достоверных данных, установленных настоящей статьей, в той отрасли экономики, в которой они осуществляют свою деятельность.