<*> Перевод и примечания Четверикова А.О.
--------------------------------
<*> Дословно: Европа на перекрестке, на перепутье.
--------------------------------
<*> Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), учрежденное в 1951 г.
<**> Имеется в виду создание в 1957 г. ЕЭС - Европейского экономического сообщества (ныне Европейское сообщество) и Евратома - Европейского сообщества по атомной энергии.
--------------------------------
<*> Первые всеобщие прямые выборы депутатов Европарламента состоялись в 1979 г. В настоящее время Европейский парламент и Совет выступают в качестве основных законодательных институтов Европейского Союза при сохранении ведущей роли у Совета. В состав Совета (ныне - Совет Европейского Союза) входят представители государств-членов на министерском уровне, как правило, министры иностранных дел ("общий Совет") и отраслевые министры ("специальный Совет").
--------------------------------
<*> Кандидатами на вступление в Союз официально признаны 12 стран (плюс, с некоторыми оговорками, Турция). Это: Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия, Эстония.
--------------------------------
<*> Первоначальными участниками Европейских сообществ в 1950-е годы стали Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ. С 1973 по 1995 гг. к ним присоединились еще 9 стран. Все 15 государств, входящих сегодня в Европейский Союз, одновременно выступают членами Европейских сообществ. Союз и Сообщества имеют также единую систему руководящих органов (институтов): Европейский парламент, Совет Европейского Союза, Комиссия, Суд и Счетная палата.
--------------------------------
<*> Понятие "Европа" во многих положениях документа используется как синоним Европейского Союза. В узкоспециальном значении употребляется и термин "европейский": "европейские граждане" (= граждане Европейского Союза), "европейские институты" (= институты Европейского Союза) и т.д.
--------------------------------
<*> Дословно: вызовами.
--------------------------------
<*> Имеется в виду деятельность институтов и других органов Европейских сообществ ("коммунитарный" - значит относящийся к Сообществам), которые ныне выступают в качестве органов Европейского Союза в целом. В научной литературе термин "коммунитарный подход" используется также как противопоставление "межправительственному подходу" к интеграции. В первом случае государства-члены делегируют часть своих властных полномочий наднациональным (надгосударственным) органам и учреждениям, которые могут принимать обязательные решения и для самих государств, и для граждан. Межправительственный подход ограничивается согласованием воли полностью суверенных государств, как правило, в форме международного договора. "Коммунитарный подход", следовательно, есть деятельность наднациональных институтов Европейских сообществ и Союза по реализации суверенных прав, которые передали им государства-члены. Основные начала "коммунитарного подхода" были сформулированы Жаном Монне - французским политиком и общественным деятелем, согласно проекту которого в 1951 г. было учреждено первое из Европейских сообществ - Европейское объединение угля и стали.
--------------------------------
<*> Имеется в виду Европейский Союз после вступления в его состав новых государств-членов.
--------------------------------
<*> Принцип субсидиарности закреплен в ст. 5 Договора об учреждении Европейского сообщества и специальном Протоколе, приложенном к нему в 1999 г. (Протокол "О применении принципов субсидиарности и пропорциональности"). Согласно данному принципу в сферах, которые не отнесены к исключительной компетенции Сообщества (т.е. входят в совместную компетенцию), оно должно предпринимать действия лишь в тех случаях, когда государства-члены не в состоянии сами справиться с проблемой, а Сообщество может это сделать, причем более эффективно. Принцип субсидиарности распространяет обязательную силу как на Сообщество, так и на остальные компоненты и сферы деятельности Европейского Союза (ст. 2 Договора о Европейском Союзе).
--------------------------------
<*> Имеется в виду система с четкими перечнями разных видов компетенции, существующих внутри Европейского Союза.
<**> Acquis communautaire - система нормативных актов, судебных решений и других документов правового значения, которые изданы с начала 1950-х годов в рамках Европейского сообщества (бывшее ЕЭС), а также Европейского сообщества по атомной энергии и Европейского объединения угля и стали. В соответствии со ст. 2 Договора о Европейском Союзе в своей деятельности Союз обязан "полностью сохранять достижения Сообщества и опираться на них".
--------------------------------
<*> Имеется в виду, прежде всего, Договор об учреждении Европейского сообщества, а также три других учредительных договора, на базе которых сегодня функционирует Союз. В будущем их, вероятно, заменит один документ - новый, единый учредительный договор или Конституция Европейского Союза (см. ниже).
<**> И та, и другая в настоящее время считаются частью "общей внешней политики и политики безопасности" (ОВПБ), которая предусмотрена одноименным разделом Договора о Европейском Союзе (раздел V "Положения об общей внешней политике и политике безопасности"). Кроме того, многие внешнеполитические мероприятия (главным образом, в социально-экономической и культурной сферах) осуществляют ныне Европейские сообщества на основании положений их учредительных договоров.
<***> Имеются в виду закрепленные в ст. 17 Договора о Европейском Союзе задачи его оборонной политики: гуманитарные миссии, включая спасение людей, пострадавших от вооруженных конфликтов; операции по поддержанию мира; миротворчество и урегулирование кризисов. Указанные задачи определяют сферу использования создаваемого в рамках Союза воинского контингента - Сил быстрого реагирования. Впервые они были сформулированы в так называемой "Петерсбергской декларации", которая была одобрена в Бонне 19 июня 1992 г. на встрече министров иностранных дел и обороны западноевропейских стран.
--------------------------------
<*> Имеется в виду сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере - третья "опора" Союза, функционирующая на основании раздела VI Договора о Европейском Союзе.
--------------------------------
<*> Имеются в виду статьи Договора об учреждении Европейского сообщества, позволяющие Европарламенту совместно с Советом (ст. 95) или Совету (ст. 308) принимать законодательные акты и другие меры по тем вопросам, которые прямо не отнесены к ведению Сообщества, т.е. выходить за рамки его компетенции. Судебная практика (решения Суда Европейских сообществ и, в меньшей степени, Суда (Трибунала) первой инстанции) дала в целом расширительное толкование указанным нормам, в ряде случаев отступая от буквального смысла ст. 95 и ст. 308.
--------------------------------
<*> Понятие "инструмент" в данном случае используется для обозначения принимаемых Союзом нормативных актов и иных документов, и может переводиться также последним термином.
--------------------------------
<1> В настоящее время и те, и другие издаются в одинаковых формах. Например, регламент может быть законодательным актом (если издан на основании нормы учредительного Договора ЕС или Евратома), а может относиться к "исполнительным актам" (если издан Комиссией на основании полномочий, делегированных ей Советом или Советом совместно с Европарламентом). Первый регламент считается "базовым" и имеет большую юридическую силу, чем второй.
<2> В настоящее время нормы прямого действия закрепляются, прежде всего, в таких документах, как регламент и решение. Регламент всегда используется как инструмент правотворчества. Решения чаще служат источником индивидуальных предписаний, которые также могут иметь прямое действие (например, решения Комиссии о наложении штрафов на предприятия).
<3> Главные формы (источники) сегодня: директива и рамочное решение. Обе выступают как основы законодательства, в соответствии с которыми государства-члены приводят свое национальное право на протяжении срока, установленного в тексте конкретной директивы/рамочного решения.
<4> Заключения и рекомендации - акты, не имеющие обязательной силы (кроме рекомендаций, издаваемых в рамках ЕОУС, которые аналогичны директивам Европейского сообщества). Открытая координация может быть выражена в резолюциях, декларациях, коммюнике и т.п., а также в неформальных договоренностях, достигнутых между представителями государств-членов по конкретным экономическим или политическим вопросам.
--------------------------------
<*> Принцип пропорциональности требует использовать для достижения поставленных целей соразмерные ("пропорциональные") им средства, по возможности более мягкие. В ходе нормотворческой деятельности институты Европейского Союза согласно данному принципу должны отдавать предпочтение рекомендательным актам перед обязательными предписаниями, а рамочному законодательству (гармонизация) - перед детализированными правовыми актами (унификация). В учредительных договорах Союза принцип пропорциональности в настоящее время закреплен вместе с принципом субсидиарности (ст. 5 и специальный протокол, приложенный к Договору об учреждении Европейского сообщества).
--------------------------------
<*> Ниццкий договор подписан 26 февраля 2001 г. и вступит в силу после ратификации всеми государствами-членами. Документ представляет собой набор поправок в ныне действующие учредительные договоры Европейского Союза, цель которых - подготовить Союз и его институты к расширению, т.е. приему в состав организации новых государств. Поскольку реформы, предпринятые Ниццким договором, имеют компромиссный, не во всем последовательный характер, в специальной декларации, приложенной к его тексту - Декларации о будущем Союза - установлена программа и график дальнейших внутренних реформ Союза вплоть до 2004 г. Декларация Лаакена "Будущее Европейского Союза" - один из шагов в реализации этой программы, призванный установить более точные ориентиры и практические меры по реформированию Союза.
--------------------------------
<*> Имеется в виду система органов, учреждений, должностных лиц публичной власти, функционирующих внутри Европейского Союза на всех уровнях: на уровне местных территориальных коллективов и регионов (местный), на уровне государств-членов (национальный) и на уровне Союза в целом (надгосударственный или "европейский").
--------------------------------
<*> Европейский Союз (включая Европейские сообщества) в настоящее время располагает пятью институтами. Из них два - Суд и Счетная палата - считаются "неполитическими", т.е. руководствующимися в своих действиях не общественным мнением, а исключительно нормами материального и процессуального права, на основании которых они проводят расследования и разрешают юридические конфликты. В этой связи вопрос о демократической легитимности судебных и контрольных органов Союза в Декларации Лаакена не ставится на обсуждение.
--------------------------------
<*> Речь идет о так называемой "процедуре совместного принятия решений", предусмотренной ст. 251 Договора об учреждении Европейского сообщества. В рамках данной процедуры Европарламент имеет абсолютное вето на законопроекты, а нормативные и иные акты считаются принятыми совместно Европейским парламентом и Советом (регламент Европейского парламента и Совета и т.п.). Цель вопроса, поставленного в декларации - выяснить, следует ли распространить процедуру совместного принятия решений на сферы общественной жизни, где в настоящее время роль Европарламента остается ограниченной (например, борьба с преступностью, иммиграционная политика).
--------------------------------
<*> Речь идет о принятии решений Советом Европейского Союза. В настоящее время основными способами принятия решений в этом органе являются квалифицированное большинство и единогласие (на практике - консенсус). Поскольку в Совет входят представители государств-членов на министерском уровне, по одному от каждой страны, принцип единогласия означает, что государство-член через своего министра может наложить вето на законопроект. В условиях, когда в Европейский Союз будет входить около 30 стран, а в Совет, стало быть - почти 30 министров, сохранение за государствами-членами права вето может парализовать процесс принятия решений. По этой причине, начиная с 1986 г., принцип единогласия в Совете постепенно заменяется квалифицированным большинством, при котором члены Совета не имеют права вето и располагают неодинаковым числом голосов в зависимости от численности населения в представляемом ими государстве.
--------------------------------
<*> Имеется в виду пост председателя Совета Европейского Союза, который занимают государства-члены поочередно в течение 6 месяцев. Министры государства-председателя, соответственно, руководят работой всех заседаний Совета и его вспомогательных органов в указанный период. Председатель Совета также является высшим официальным представителем Европейского Союза по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.
<**> Под "формациями" подразумеваются различные составы, в которых может собираться Совет Европейского Союза: Совет в составе министров иностранных дел ("общий Совет"), в составе министров экономики или финансов (Экофин), Совет по вопросам правосудия и внутренних дел (в составе министров внутренних дел и/или юстиции) и т.д.
--------------------------------
<*> Речь идет о координации внешнеполитических мероприятий, предпринимаемых в рамках Европейских сообществ (по вопросам социально-экономического сотрудничества с "третьими странами"), и в рамках общей внешней политики и политики безопасности (по остальным внешнеполитическим вопросам, в том числе военным). В первом случае основным представителям Союза перед иностранными государствами и международными организациями выступает Европейская комиссия, один из членов которой отвечает за внешние сношения (комиссар по внешним сношениям - ныне Крис Пэттен). По вопросам ОВПБ Союз официально представляет председатель Совета (т.е. одно из государств-членов), которому помогает Генеральный секретарь Совета - Высокий представитель по вопросам общей внешней политики и политики безопасности (эту должность с длинным названием с 1999 г. занимает Хавьер Солана).
<**> Имеются в виду Генеральный секретарь Совета - Высокий представитель по вопросам ОВПБ и комиссар (член Комиссии) по внешним сношениям.
--------------------------------
<*> Имеются в виду учредительные договоры Европейского Союза: Договоры об учреждении трех Европейских сообществ плюс сам Договор о Европейском Союзе 1992 г. Все указанные документы действуют с учетом изменений и дополнений, последние из которых были внесены Амстердамским 1997 г. и Ниццким 2001 г. договорами. Договор о ЕОУС 1951 г. заключен на 50 лет и утрачивает силу летом 2002 г. Остальные документы подписаны без ограничения продолжительности их действия во времени.
--------------------------------
<*> С 1 ноября 1993 г., когда вступил в силу Договор о Европейском Союзе, три ранее существовавших Европейских сообщества рассматриваются как составная часть (первая "опора") новой организации. В то же время каждое из Сообществ сохраняет свою собственную правосубъектность, в том числе международную. Нормативные и иные акты по сей день издаются едиными институтами от лица отдельных Сообществ или других "опор" Союза (регламент Европейского сообщества, решение ЕОУС, общая позиция ОВПБ и т.д.), но не от имени Союза в целом.
<**> Первая "опора" - Европейские сообщества, вместе взятые; вторая - общая внешняя политика и политика безопасности; третья - сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере.
--------------------------------
<*> Хартия Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г. Хартия была торжественно провозглашена в Ницце председателями Европейского парламента, Совета Европейского Союза и Европейской комиссии. См.: Хартия Европейского Союза об основных правах/под ред. проф. Кашкина С.Ю. М.: Юриспруденция, 2001.
<**> Имеется в виде Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Европейский Союз и Европейское сообщество (а равно ЕОУС и Евратом) согласно прецедентному праву их Суда (Суд Европейских сообществ) и ст. 6 Договора о Европейском Союзе обязаны соблюдать упомянутую Конвенцию, но не являются формально ее стороной. В случае присоединения Сообщества к Конвенции решения наднациональных институтов можно будет обжаловать в расположенный в Страсбурге Европейский суд по правам человека.
--------------------------------
<*> Валери Жискар д'Эстэн - бывший Президент Франции; Джулиано Амато (Италия) и Жан Луи Дехане (Бельгия) ранее занимали посты, соответственно, министра иностранных дел и премьер-министра своих стран.
--------------------------------
<*> Таким образом, представители государств-кандидатов будут участвовать в работе Конвента с правом совещательного, а не решающего голоса.
--------------------------------
<*> Испания (первое полугодие 2002 г.), Дания (второе полугодие), Греция (первое полугодие 2003 г.).
--------------------------------
<1> Экономический и социальный комитет - консультативный орган Европейского сообщества и Евратома, включающий представителей разных классов и социально-экономических групп ЕС (наемные работники, работодатели, крестьяне, ремесленники и др.)
<2> Имеются в виду "европейские" объединения работников и работодателей, которые участвуют в коллективных переговорах и коллективных соглашениях при посредничестве Комиссии.
<3> Комитет регионов - консультативный орган Европейских сообществ, в состав которого входят депутаты и другие выборные должностные лица органов власти и самоуправления на разных уровнях, ниже государственного. В соответствии с указанием в скобках шесть наблюдателей Комитета регионов в Конвенте должны представлять три различные категории местной власти: обычные территориальные коллективы, города и регионы, наделенные законодательными полномочиями (т.е. субъекты федерации или автономные образования).
<4> Европейский омбудсман (Омбудсман Европейского Союза) - назначаемое Европарламентом должностное лицо, которое на основании жалоб или по собственной инициативе осуществляет расследование "нарушений порядка управления" в деятельности институтов и органов ЕС.
--------------------------------
<*> Дословно: собрать или получить впечатление.