Международная организация
Регламент от 25 ноября 2009 года № 1222/2009

О маркировке шин в зависимости от топливной эффективности и других параметров [рус., англ.]

Принят
Европейским парламентом и Совет Европейского Союза
25 ноября 2009 года

    <*> Перевод Знаменских А.В.
    <**> Regulation (EC) No 1222/2009 of the European Parliament and of the Council of 25 November 2009 on the labelling of tyres with respect to fuel efficiency and other essential parameters (Text with EEA relevance). Опубликован в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 342, 22.12.2009, стр. 46 - 58.


    Европейский парламент и Совет Европейского Союза,
    руководствуясь Договором об учреждении Европейского сообщества, и, в частности, статьей 95 Договора,
    на основании предложения Европейской комиссии,
    руководствуясь Заключением Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам <*>,

    <*> ОЖ N C 168, 22.09.2007, стр. 81.


    после проведения консультаций с Комитетом регионов, действуя в соответствии с процедурой, установленной в статье 251 Договора <*>,

    <*> Заключение Европейского парламента от 22 апреля 2009 г. (еще не опубликовано в Официальном Журнале), Общая позиция Совета ЕС от 20 ноября 2009 г. (еще не опубликована в Официальном Журнале) и Позиция Европейского парламента от 24 ноября 2009 г. (еще не опубликована в Официальном Журнале).


    принимая во внимание, что:
    1) Устойчивое развитие транспорта является серьезной проблемой, стоящей перед Сообществом в свете происходящих изменений климата и необходимости поддержки конкурентоспособности европейских товаров, что подчеркивается в Сообщении Европейской комиссии от 8 июля 2008 г. "Экологичный автопарк".
    2) Сообщение Европейской комиссии от 19 октября 2006 г. "План действий по энергетической эффективности - реализация возможностей" выдвинуло на первый план возможность сокращения общего потребления энергии на 20% к 2020 году с помощью ряда целенаправленных действий, включающих маркировку шин.
    3) Сообщение Европейской комиссии от 7 февраля 2007 г. под названием "Результаты пересмотра стратегии Сообщества по уменьшению выбросов углекислого газа легковыми автомобилями и легкими коммерческими автомобилями" акцентировало внимание на возможности уменьшения выбросов углекислого газа посредством принятия дополнительных мер, касающихся деталей машины, в наибольшей степени определяющих уровень потребления топлива, к числу которых относятся шины.
    4) Шины, главным образом по причине преодоления сопротивления качению, расходуют от 20 до 30% энергии топлива транспортного средства. Следовательно, снижение показателя сопротивления качению шин может значительно повысить энергетическую эффективность дорожного транспорта и, таким образом, способствовать сокращению выбросов.
    5) Шины характеризуются рядом взаимосвязанных параметров. Улучшение показателей одного из них, например, сопротивления качению, может неблагоприятно отразиться на других параметрах, таких как сцепление шин на мокром покрытии. В то же время улучшение сцепления шин с влажной поверхностью дороги может негативно повлиять на уровень внешнего шума. Необходимо принять меры по поощрению производителей шин, чтобы при изготовлении шин было достигнуто оптимальное соотношение всех параметров помимо их соответствия уже достигнутым стандартам.
    6) Топливосберегающие шины являются рентабельным вложением, вследствие того, что экономия на топливе с избытком компенсирует более высокую покупную цену шин, связанную с увеличением производственных затрат.
    7) Регламент 661/2009 Европейского парламента и Совета ЕС от 13 июля 2009 г. об одобрении типовых требований к общей безопасности автомобилей, их прицепов и систем, деталей и отдельных технических узлов <*> устанавливает перечень минимальных требований к сопротивлению качению. Технологические усовершенствования позволяют превзойти указанные минимальные требования и значительно сократить энергетические потери, обусловленные преодолением шины сопротивления качению. Для уменьшения влияния дорожного транспорта на экологию необходимо посредством сбалансированного информирования конечного потребителя о факторе энергосбережения стимулировать его на приобретение более топливосберегающих шин.

    <*> ОЖ N C 200, 31.07.2009, стр. 1.


    8) Транспортный шум причиняет серьезное неудобство и пагубно влияет на здоровье. Регламент ЕС 661/2009 предусматривает минимальные требования к уровню внешнего шума при качении шин. Совершенствование технологии позволяет снизить внешний шум шин до значительно меньшего по сравнению с этими требованиями уровня. С целью ослабления шума дорожного движения следует посредством предоставления гармонизированной информации об этом факторе конечному пользователю создать условия, стимулирующие его на приобретение шин с низким уровнем внешнего шума.
    9) Положение гармонизированной информации о внешнем шуме шин способствовало реализации мер по снижению дорожного шума и более глубокому пониманию роли шин в формировании дорожного шума в рамках Директивы 2002/49 ЕЭС Европейского парламента и Совета ЕС от 25 июня 2002 г. об оценке и управлении шумом в окружающей среде <*>.

    <*> ОЖ N L 189, 18.07.2002, стр. 12.


    10) Регламент ЕС 661/2009 определяет минимальные требования к сцеплению шин на мокром покрытии. Технологические усовершенствования позволяют превзойти указанные минимальные требования и значительно улучшить сцепление шин на мокром покрытии, уменьшив таким образом тормозной путь на влажной дороге. Для повышения дорожной безопасности следует стимулировать приобретение конечным потребителем шин с высоким показателем сцепления на влажном покрытии с помощью предоставления ему гармонизированной информации об этом факторе.
    11) Предоставляемая информация о сцеплении шин на мокром покрытии может не отражать основную рабочую характеристику шин, специально предназначенных для использования в условиях снега и гололеда. Учитывая факт, что применяемые в настоящий момент методы тестирования таких шин не гармонизированы, следует предусмотреть дальнейшую возможность адаптации их градации показателей сцепления.
    12) Предоставление информации о параметрах шин в виде стандартной маркировки способно повлиять на принятие конечными пользователями решения в пользу приобретения более безопасных, менее шумных и более топливосберегающих шин. Это в свою очередь может поощрить производителей к оптимизации тех параметров шин, которые будут способствовать формированию более устойчивого уровня потребления и производства.
    13) Многообразие правил относительно маркировки шин среди государств-членов ЕС послужило возникновению барьеров, препятствующих торговле внутри Сообщества, и увеличило административные расходы и затраты производителей шин на проведение испытаний.
    14) Замена шин составляет 78% рынка шин. Необходимо обеспечение конечного пользователя информацией о параметрах как заменяемых шин, так и шин, установленных на новых автомобилях.
    15) Потребность в более подробной информации о топливной экономичности шин и других их параметрах актуальна для потребителей наряду с флит-менеджерами и транспортными предприятиями, для которых вследствие отсутствия единой маркировки и согласованного режима тестирования шин сопоставление параметров шин различных торговых марок представляет большую трудность. По этой причине необходимо включить шины классов C1, C2 и C3 в рамки действия настоящего Регламента.
    16) Маркировка класса энергопотребления, которая делит товары на классы от "A" до "G" применительно к бытовой технике, согласно Директиве 92/75/ЕЭС Совета от 22 сентября 1992 г. об указании потребления электроэнергии и других источников энергии бытовыми электрическими приборами путем маркировки и приведения стандартной информации об изделии хорошо знакома потребителям и доказала свою успешность в продвижении на рынок более эффективных приборов <*>. Аналогичный подход должен быть использован для маркировки топливной экономичности шин.

    <*> ОЖ N L 297, 13.10.1992, стр. 16.


    17) Демонстрация маркировки на шинах и ее наличие в техническом рекламном материале в пункте продажи должны обеспечить получение дистрибьюторами и потенциальными конечными потребителями гармонизированной информации о топливной экономичности шин, показателе сцепления на мокром покрытии и уровне внешнего шума шин во время и в месте принятия потребителями решения об их приобретении.
    18) Некоторые конечные потребители осуществляют выбор шин до посещения пункта продажи или заказывают шины по почте. Для предоставления таким потребителям возможности сделать выбор на основе гармонизированной информации о топливной экономичности шин, характеристике сцепления на мокром покрытии и уровне внешнего шума, маркировки должны быть размещены во всех технических рекламных материалах, включая материалы, доступные в Интернете. Технические рекламные материалы не включают рекламные объявления на стендах, в газетах, журналах, радиопередачах, на телевидении и другие объявления в аналогичном формате.
    19) Потенциальные конечные потребители должны быть обеспечены информацией относительно каждого параметра, упоминаемого на маркировке и его значимости. Эта информация должна содержаться в техническом рекламном материале, размещаемом на сайтах поставщиков.
    20) Информация о параметрах шин должна предоставляться на основе результатов согласованных методов испытаний шин, которые должны быть достоверны, точны и воспроизводимы с целью предоставить конечному потребителю возможность сравнения различных типов шин, а производителю - ограничение затрат на проведение испытаний.
    21) Чтобы уменьшить выделение парникового газа и повысить безопасность дорожного транспорта, государства-члены ЕС могут внедрить поощрительные стимулы в пользу топливосберегающих, более безопасных и менее шумных шин. Необходимо определить классы шин по топливной экономичности и сцеплению с мокрым покрытием с такими наименьшими значениями, по отношению к которым не может быть использовано упомянутое стимулирование с целью недопущения дробления внутреннего рынка. Такие стимулы могут являться видом государственной помощи. Настоящий Регламент не должен препятствовать введению в будущем процедуры предоставления государством-членом ЕС такой помощи, возможность оказания которой предусмотрена статьями 87 и 88 Договора, с учетом упомянутых стимулирующих мер. Финансовая система и налогообложение не должны подпадать под действие настоящего Регламента.
    22) Соблюдение поставщиками и дистрибьюторами требований к маркировке шин необходимо, чтобы достигнуть цели введения этих требований и обеспечить равные условия деятельности всем участникам рынка внутри Сообщества. Государства-члены ЕС должны осуществлять мониторинг выполнения поставленных условий посредством надзора за рынком и регулярным последующим контролем в точном соответствии с Регламентом 765/2008 Европейского парламента и Совета ЕС от 9 июля 2008 г., устанавливающий требования к аккредитации и надзору в отношении продукции, размещаемой на рынке ЕС <*>.

    <*> ОЖ N L 218, 13.08.2008, стр. 30.


    23) При исполнении основных положений настоящего Регламента государства-члены ЕС должны не допустить принятия мер, налагающих неоправданные, бюрократические и чрезмерные обязанности на малые и средние предприятия.
    24) Поставщики шин и дистрибьюторы должны быть поощрены к исполнению положений настоящего Регламента до 2012 года, чтобы ускорить узнаваемость маркировки и реализацию ее преимуществ.
    25) Меры, необходимые для исполнения настоящего Регламента, должны быть приняты в соответствии с Решением 1999/468/ЕЭС Совета ЕС от 28 июня 1999 г. об установлении процедуры осуществления полномочий, которыми наделена Европейская комиссия <*>.

    <*> ОЖ N L 184, 17.07.1999, стр. 23.


    26) В частности, Европейская комиссия должна быть уполномочена на представление требований относительно градации сцепления с влажной поверхностью шин класса C1 и C3 для того, чтобы адаптировать классификацию шин, специально предназначенных для использования в условиях снега и гололеда, а также Приложения, включая методы испытаний и связанные с ними допуски к техническому прогрессу. Так как эти меры являются мерами общего порядка и предназначены для совершенствования несущественных положений настоящего Регламента посредством дополнения положениями второстепенной важности, они должны быть приняты в соответствии с регламентированной процедурой, предусмотренной статьей 5 Решения 1999/468/ЕЭС.
    27) Следует осуществить пересмотр настоящего Регламента для того, чтобы обеспечить понимание конечными потребителями предлагаемой маркировки и способствовать достижению данным актом цели рыночных преобразований,
    приняли настоящий Регламент:
    Цель и предмет
    1.Целью настоящего Регламента являются увеличение безопасности, экономической и экологической эффективности дорожного транспорта посредством продвижения на рынок топливосберегающих и безопасных шин с низким уровнем шума.
    2.Настоящий Регламент устанавливает структуру обеспечения конечного пользователя гармонизированной информацией о параметрах шин посредством их маркировки, предоставляющей конечному пользователю возможность осуществления обоснованного выбора при покупке шин.
    Сфера действия
    1.Настоящий Регламент касается шин классов C1, C2 и C3.
    2.Настоящий Регламент не применяется по отношению к:
    a) возобновленным шинам;
    b) профессиональным шинам для бездорожья;
    c) шинам, предназначенным для установки на автомобилях, поставленных на первичную регистрацию до 1 октября 1990 г.;
    d) запасным шинам временного использования типа Т;
    e) шинам, имеющим индекс скорости менее 80 км/ч;
    f) шинам, чей номинальный диаметр обода не превышает 254 мм или составляет 635 мм и более;
    g) шинам, установленным с дополнительными устройствами для улучшения характеристики сцепления, например, шипованным шинам;
    h) шинам, предназначенным для установки исключительно на гоночных автомобилях.
    Определения
    Применительно к настоящему Регламенту используются следующие определения:
    1."классы шин C1, C2 и C3" означает классы шин, определенные в статье 8 Регламента ЕС 661/2009;
    2."запасные шины временного использования типа Т" означает временно используемые шины, предназначенные для использования при давлении шин выше, чем установлено для стандартных шин и шин усиленной конструкции;
    3."пункт продажи" означает местоположение, где шины демонстрируются или хранятся и предлагаются к продаже конечным пользователям, включая автомобильные выставочные помещения с предлагаемыми к продаже конечным пользователям шинами, не установленными на автомобили;
    4."технический рекламный материал" - означает техническое руководство, брошюры, листовки, каталоги (представленные в печатной, электронной или форме онлайн), наряду с сайтами, целью которых является сбыт шин конечным пользователям или дистрибьюторам, и которые представляют технические специфические параметры шин;
    5."техническая документация" означает информацию, относящуюся к шинам, включая наименование производителя и торговую марку шины; описание типа шины или группирование шин, основанное на представлении класса топливной эффективности, сцепления на мокром покрытии и внешнего шума и его измеренном значении; результаты и степень погрешности испытаний;
    6."производитель" означает любое физическое или юридическое лицо, которое производит товар, или имеет спроектированный или произведенный товар и реализует этот товар от своего имени или под торговой маркой;
    7."импортер" означает любое физическое или юридическое лицо, учрежденное в Сообществе, размещающее на рынке Сообщества товары из третьих стран;
    8."уполномоченный представитель" означает любое физическое или юридическое лицо, уполномоченное производителем на действия в его интересах при решении поставленных им задач с учетом выполнения обязательств, налагаемых настоящим Регламентом;
    9."поставщик" означает производителя, его уполномоченного представителя в Сообществе или импортера;
    10."дистрибьютор" означает любое физическое или юридическое лицо в сети поставщиков, отличное от поставщика или импортера, представляющее шины на рынке;
    11."представление на рынке" означает любую поставку продукции для распространения или использования на рынке Сообщества с целью получения коммерческой выгоды за плату или безвозмездно;
    12."конечный пользователь" означает потребителя наряду с флит-менеджером или дорожно-транспортным предприятием, приобретающим шины, либо потенциального покупателя шин;
    13."основные параметры" означает параметры шин, такие как сопротивление качению, сцепление с мокрым покрытием или внешний шум, которые при использовании шин оказывают значительное влияние на окружающую среду, дорожную безопасность или здоровье человека.
    Обязанности поставщиков шин
    1.Поставщики обязаны гарантировать, что шины классов C1, C2, поставляемые дистрибьюторам или конечным пользователям:
    a) имеют на покрышке наклейку с этикеткой, отображающей класс топливной эффективности в соответствии с положениями части A Приложения I, класс внешнего шума и измеренное значение в соответствии с нормами части C Приложения I и, где применимо, класс сцепления на мокром покрытии согласно положениям части В Приложения I, или
    b) партиями из одной или более идентичных шин в каждом случае сопровождаются маркировкой в печатном формате, отображающей класс топливной эффективности в соответствии с положениями части A Приложения I, класс внешнего шума и измеренное значение в соответствии с нормами части C Приложения I и, где применимо, класс сцепления на мокром покрытии согласно положениям части В Приложения I.
    2.Форматы наклейки и этикетки, упоминаемые в параграфе 1, должны соответствовать положениям Приложения II.
    3.Поставщики должны представить класс топливной эффективности, внешнего шума и его измеренные значения и, где применимо, класс сцепления на мокром покрытии относительно шин классов C1, C2 и C3 в техническом рекламном материале, включая материал, размещенный на их сайтах, в соответствии с нормами Приложения I в порядке, указанном в Приложении III.
    4.Поставщики должны обеспечить предоставление технической документации органам государств-членов ЕС по первому требованию в течение пяти лет с даты поступления на рынок последней шины любого из указанных типов. Техническая документация должна быть детализирована в мере, позволяющей органам власти засвидетельствовать правильность содержащейся на этикетке информации относительно топливной эффективности, сцепления на мокром покрытии и внешнего шума.
    Обязанности дистрибьюторов шин
    1.Дистрибьюторы обязаны гарантировать, что:
    a) в пункте продажи шины на месте, доступном для обозрения, будут снабжены наклейкой, прикрепленной поставщиком в соответствии со статьей 4 (1) "a", или
    b) перед продажей шины этикетка, упомянутая в статье 4 (1) "a", будет представлена конечному пользователю и будет обозримо расположена в непосредственной близости от шины в пункте продажи.
    2.В случае если предлагаемые к продаже шины не предоставляются для обозрения конечному пользователю, дистрибьюторы обязаны обеспечивать конечных пользователей информацией о классах топливной эффективности, сцепления на мокром покрытии и измеренных значениях внешнего шума.
    3.Относительно шин классов C1, C2 и C3 дистрибьюторы обязаны сообщить классы топливной эффективности, измеренный уровень внешнего шума и, где применимо, класс сцепления на мокром покрытии, согласно положениям Приложения I, в счетах или сопутствующих им документах, передаваемых конечным пользователям при покупке шин.
    Обязанности поставщиков и дистрибьюторов автомобилей
    В пунктах продажи в местах предложения конечным пользователям выбора между различными шинами, которые должны быть установлены на новые приобретаемые покупателями автомобили, поставщики и дистрибьюторы до продажи автомобилей обязаны обеспечить их информацией относительно каждого вида предлагаемых к продаже шин о классе топливной эффективности, измеренном уровне внешнего шума и, где применимо, сцепления на мокром покрытии шин классов C1, C2 и C3 в соответствии с нормами Приложения I в порядке, уставленном Приложением III. Эта информация должна быть включена как минимум в технический рекламный материал.
    Гармонизированные методы измерений
    Информация, предоставляемая на основании статей 4, 5 и 6, относительно класса топливной эффективности, измеренном уровне внешнего шума и классе сцепления на мокром покрытии шин, должна быть основана на результатах гармонизированных методов измерений, в соответствии с положениями Приложения I.
    Процедура оценки
    Государства-члены ЕС должны оценить соответствие объявленных классов топливной экономичности и сцепления на мокром покрытии значениям части C Приложения I в соответствии с Процедурой, установленной нормами Приложения IV.
    Внутренний рынок
    1.При исполнении требований настоящего Регламента государства-члены ЕС не должны запрещать либо ограничивать оборот на рынке шин, упомянутых в статье 2 настоящего Регламента, по причине отсутствия на товаре маркировки.
    2.До получения доказательства обратного, государства-члены ЕС будут считать этикетки и информацию о товаре соответствующими настоящему Регламенту. Они могут потребовать от поставщиков предоставления технической документации в порядке статьи 4 (4) для оценки соответствия объявленных величин и классов.
    Стимулирование
    Государства-члены ЕС не должны применять стимулирование относительно шин классом ниже класса C с учетом показателей топливной эффективности или сцепления на мокром покрытии в пределах значений согласно положениям частей A и B Приложения I. Налогообложение и кредитные меры государственного регулирования не являются стимулами для достижения целей настоящего Регламента.
    Изменения и адаптация к техническому прогрессу
    Следующие меры, предназначенные для совершенствования несущественных положений настоящего Регламента посредством внесения дополнений, должны быть приняты в соответствии с регулятивной процедурой согласно статье 13 (2):
    a) внесение на рассмотрение информационных требований к классификации сцепления на мокром покрытии шин классов C2 и C3, предполагающих доступность проведения гармонизированных способов испытаний;
    b) адаптация, где необходимо, градации сцепления к техническим особенностям шин, первоначально предназначенных для проявления при использовании в условиях снега и гололеда лучших показателей способности начинать, сохранять или останавливать движение автомобиля по сравнению с обычными шинами;
    c) адаптация Приложений I - IV к техническому прогрессу.
    Правоприменение
    В соответствии с Регламентом (ЕС) 765/2008 государства-члены ЕС должны гарантировать проведение контроля за исполнением статей 4, 5 и 6 настоящего Регламента органами, ответственными за рыночный надзор.
    Процедура Комитета
    1.Европейская комиссия действует при помощи Комитета по социальным и экономическим вопросам.
    2.В случаях обращения к данному параграфу должны применяться положения пунктов 1 - 4 статьи 5 "a" и статьи 7 Решения 1999/468/EC с учетом норм статьи 8.
    Пересмотр
    1.Европейская комиссия должна дать оценку потребности в пересмотре настоящего Регламента, принимая во внимание следующее:
    a) эффективность маркировки, проявляющуюся в осведомленности конечных пользователей; в частности, являются ли положения статьи 4 (1) "b" настолько же эффективными, как положения статьи 4 (1) "a" для достижения целей настоящего Регламента;
    b) должна ли программа маркировки шин быть распространена на возобновленные шины;
    c) должны ли быть включены новые параметры шин, такие как пробег;
    d) информацию о параметрах шин, предоставляемую поставщиками автомобилей и дистрибьюторами конечным пользователям.
    2.Европейская комиссия должна представить выводы по результатам оценки Европейскому парламенту и Совету ЕС не позднее чем 1 марта 2016 г., и, если необходимо, представить предложения Европейскому парламенту и Совету ЕС.
    Переходное положение
    Статьи 4 и 5 настоящего Регламента не применяются к шинам, произведенным до 1 июля 2012 г.
    Вступление в силу
    Настоящий Регламент вступает в силу на двадцатый день после его публикации в Официальном журнале Европейского Союза.
    Настоящий Регламент подлежит применению с 1 ноября 2012 г.
    Этот Регламент является обязательным и прямо применим во всех государствах-участниках.
    Страсбург, 25 ноября 2009 г.
    (Подписи)