--------------------------------
<*> Перевод на русский язык Берестнева Ю.Ю.
--------------------------------
<*> Протокол N 11 к Конвенции вступил в силу 1 ноября 1998 г.
"Этот вопрос зависит от оценки противоречащих друг другу соображений, и хотя и на национальном, и на местном уровне законодательство перечисляет обстоятельства, при которых особые потребности цыган могут перевесить общую цель защиты сельской местности, на мой взгляд, из-за таких факторов, как качество рассматриваемой сельской местности, эти потребности не превалируют в данном случае".
"Напротив, на мой взгляд, наличие трех цыганских стоянок фургонов в пределах 600 метров по Ленхем-роуд (Lenham Road) приведет к излишней концентрации фургонных стоянок в этой сельской местности".
"14. Что касается... предположительно умышленного лишения дома, Совет [городского поселения] заверил следствие, что семье [заявителей] будет сдано в краткосрочную аренду жилое помещение. Такое положение вещей сохраняется для этой семьи уже давно. [Заявители] согласились с тем, что единственное, что они предприняли с момента вынесения решения в 1989 году для поиска другого участка или жилого помещения, был телефонный звонок... в [совет] в середине декабря 1989 года...
15. Я с симпатией изучил дело заявителей в полном объеме. Я согласен с тем, что у семьи имеется острая потребность в участке под фургон. Следует стимулировать предоставление частных стоянок. Совет графства Кент поддерживает идею предоставления частных стоянок, как и Правительство Соединенного Королевства. К подобным заявлениям о землеустройстве должен быть гибкий подход. Как указано в Письме Парламента 1987 года, хорошо организованные цыганские стоянки после их создания редко дают повод для серьезных жалоб. Органам власти на "выделенных" территориях, вроде Мейдстоуна, по-прежнему может быть необходимо предоставлять участки сверх нормы в своем районе, если спрос на жилье со стороны цыган возрастет. Некоторые цыганские семьи все еще паркуются на несанкционированных стоянках на территории Мейдстоуна, в их числе заявители... Новых цыганских стоянок в Мейдстоуне не открывалось с 1967 года.
16. Несмотря на осуществленное и планируемое [заявителями] озеленение, я считаю установленным тот факт, что передвижной дом остается назойливо заметным с Ленхем-роуд и Бейкер-лейн (Baker lane). Единственный способ сделать фургон действительно незаметным... состоит в установке физической маскировки, которая сама по себе стала бы навязчивым элементом ландшафта сельской местности. С точки зрения прохожих, визуальное влияние передвижного дома становится особенно серьезным, так как участок расположен в углу с двумя длинными придорожными палисадниками, сквозь которые участок может быть увиден людьми. Принимая во внимание качество ландшафта сельской местности, я считаю, что данные элементы на участке причиняют серьезный вред внутренней и внешней эстетике окружающего ландшафта. В связи с тем, что данный земельный участок располагается между двумя разрешенными стоянками, подобное освоение территории приводит к зарождению полосы хаотичной застройки пригородного типа вдоль Ленхем-роуд. Это противоречит нашедшей всеобщее признание политике защиты ландшафта и ограничения границ жилой застройки территорией городов и деревень.
17. Хотя расположение фургона в восточном углу лучше, чем предыдущее расположение в северном углу, передвижной дом по-прежнему причиняет доказуемый вред признанным интересам сельской местности. На данном участке нет места, где передвижной дом или фургон мог бы быть установлен без аналогичного ущерба.
18. Я принял по внимание пределы соответствия данного участка критериям выбора земель... Вступая в минимальное противоречие с политикой планирования территории, подобное освоение участка серьезно противоречит положениям Генерального плана..., направленным на защиту характера открытой сельской местности от освоения, необходимость которого для сельского хозяйства и т.п. не доказана. Также имеет место серьезное противоречие с положением C15 проекта Местного плана, направленным на обеспечение того, чтобы разрешенные цыганские стоянки не были назойливым элементом сельской местности".
"Лица, ведущие кочевой образ жизни, независимо от расы или происхождения, но не включающие членов организованных групп или путешествующих артистов или лиц, работающих в передвижных цирках, переезжающие вместе в силу своей деятельности".
"Шесть с половиной лет спустя после вступления в силу части II Закона 1968 года его положения действуют лишь в отношении одной четверти установленного общего числа цыганских семей, у которых нет своего места проживания. Три четверти из них все еще не имеют возможности найти законное жилище... Лишь когда они переезжают по дорогам, то остаются в рамках закона: как только они останавливаются на ночь, у них нет иной альтернативы, кроме как нарушить закон".
"На протяжении веков на пустырях Англии предоставлялись легальные места остановок для людей, чей образ жизни был или стал кочевым. Осталось достаточно пустых земель спустя века огораживания, чтобы такой образ жизни все еще был приемлемым, но согласно статье 23 Закона о местах остановок фургонов и землеустройстве 1960 года местные власти получили полномочия закрывать пустыри для странников. Они усиленно продолжали делать это, но никак не использовали сопутствующие полномочия, предоставленные им статьей 24 этого же Закона, открывать места для остановок фургонов в качестве компенсации закрытия пустырей. Законом о местах остановки фургонов 1968 года, таким образом, Парламент узаконил полномочие, установленное статьей 24, сделав его обязанностью, лежащей на советах графств, а не окружных советах в сельской местности. ...Следующую четверть века продолжалась история неисполнения обязанностей, установленных Законом 1968 года, отмеченная серией решений настоящего суда, устанавливавших, что местные власти нарушили свои законные обязанности, и имевших незначительное практическое влияние. Полномочия правительства по устранению недостатков с которыми суды должны считаться, использовались очень редко, если вообще это происходило.
Кульминацией напряжения, лежащего в основе истории о неисполнении обязанностей, было вступление в силу... Закона 1994 года...".
В целях поощрения распространения частных мест проживания местные власти по землеустройству должны предлагать в процедурах землеустройства свою консультативную и практическую помощь цыганам, желающим приобрести собственную землю и произвести ее изменение. ...Целью должна стать наибольшая помощь цыганам в их инициативе, нужно позволить им защитить земельные участки, которые им требуются, и, таким образом, избежать нарушений контроля за землеустройством" (пункт 20).
Однако:
"Как и в отношении прочих заявлений о землеустройстве, предложения о местах проживания цыган должны продолжаться рассматриваться лишь применительно к фактору использования земли. Хотя места проживания цыган могут быть допустимы в некоторых заброшенных местностях, предоставление разрешений должно соответствовать сельскохозяйственной, археологической, сельской, экологической политике и политике зон "зеленого пояса" (пункт 22).
Было отмечено, что, как правило, создание мест поселения цыган на открытых местностях не будет надлежащим, если изменение использования земли строго ограничено, например, в зонах "исключительной естественной природы" или в местах особой научной важности. Не будет считаться надлежащим и выделение участков для цыган на землях, которые обычно входят в зону "зеленого пояса" (пункт 13).
"6. ...Если цыгане незаконно поселились на земле совета и не причиняют беспокойство, которое не может быть эффективно контролируемо, немедленное принудительное выселение может стать результатом незаконного поселения их в каком-либо ином месте, что может повлечь большее беспокойство. Следовательно, власти должны терпимо рассматривать поселения цыган на небольшое время и изучить возможности минимизации беспокойства на таких участках земли, например, предоставив основные услуги цыганам, в частности, туалеты, мусорные баки и снабжение питьевой водой.
/.../
8. Если цыгане незаконно разместились на землях, находящихся в собственности правительства, местные власти по соглашению с департаментом, владеющим землей, принимают необходимые меры обеспечивающие, чтобы поселение не было опасным для здоровья общества. Политикой министерств остается то, что они должны действовать в соответствии с инструкцией, согласно которой цыгане не должны быть выселены без необходимости из несанкционированных поселений, если они не причиняют беспокойства.
9. Министерства продолжают считать, что местные власти не должны использовать свои полномочия на выселение цыган без необходимости. Они должны использовать свои полномочия гуманным и сострадательным образом и в первую очередь должны уменьшить беспокойство и обеспечить более высокий уровень защиты частным собственникам земли".
"Статья 1
Защита национальных меньшинств и прав и свобод лиц, принадлежащих к этим меньшинствам, является неотъемлемой частью международной защиты прав человека и в качестве таковой является областью международного сотрудничества.
/.../
Статья 4
1. Стороны обязуются гарантировать любым лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, право на равенство перед законом и на равную защиту закона. В связи с этим любая дискриминация, основанная на принадлежности к национальному меньшинству, запрещается.
2. Стороны обязуются принимать в необходимых случаях надлежащие меры, с тем чтобы поощрять во всех областях экономической, социальной, политической и культурной жизни полное и действительное равенство между лицами, принадлежащими к национальному меньшинству, и лицами, принадлежащими к основной группе населения. В связи с этим Стороны должным образом учитывают особое положение лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.
3. Меры, принимаемые в соответствии с положениями пункта 2, не рассматриваются как акт дискриминации.
Статья 5
1. Стороны обязуются содействовать созданию условий, необходимых для обеспечения лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, возможности поддерживать и развивать свою культуру, а также сохранять основные элементы их самобытности, а именно: религию, язык, традиции и культурное наследие.
2. Без ущерба для мер, предпринимаемых в развитие своей общей интеграционной политики, Стороны воздерживаются от любых политических и практических действий, имеющих целью ассимиляцию лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, вопреки их воле защищают этих лиц от любых действий, направленных на такую ассимиляцию".
"6. Уважение прав цыган, личных, основных прав и прав человека и их прав как национального меньшинства является важным для улучшения их положения.
7. Гарантии равенства прав, равенства возможностей, равного обращения и меры по улучшению их положения сделают возможным возрождение цыганского языка и культуры, таким образом, обогащая культурное разнообразие Европы".
"xv. Страны-члены Совета Европы должны внести изменения в национальные законодательства и правила, которые прямо или косвенно дискриминируют цыган;
/.../
xviii. В странах-членах Совета Европы должны быть разработаны дальнейшие программы по улучшению жилищной ситуации, образования... цыган, проживающих в худших условиях; ...".
"Обеспечение того, что с дискриминацией, равно как и дискриминационной практикой, ведется борьба посредством адекватного законодательства и введения в гражданское законодательство специальных положений в этой связи, в частности, в сфере... жилищного обеспечения и образования;
/.../
Обеспечение того, чтобы вопросы, относящиеся к "перемещению" по стране, в частности, правила, касающиеся проживания и землеустройства в городах, разрешались таким образом, чтобы не препятствовать образу жизни этих лиц; ...".
"Следует отметить, что то, ведет ли лицо кочевой, полукочевой или оседлый образ жизни, должно, как и иные аспекты его этнической принадлежности, быть делом его собственного выбора. Политика в некоторых странах-участницах ОБСЕ определенное время нарушала этот принцип либо путем определения основного образа жизни для группы, который несовместим с выбором ее членов, либо путем того, что лица не имеют возможности вести такой образ жизни, который бы выражал их групповую принадлежность".
...Целью является заставить кочующих цыган нарушить закон - в некоторых странах, совершить преступление, - если они припаркуются в неразрешенном месте, даже если разрешенные места не будут доступны" (pp. 108 - 109).
"Согласно действующему законодательству цыгане имеют три возможности законной парковки: парковка на общественных местах для остановки фургонов - число которых, как признают власти Соединенного Королевства, недостаточно; парковка на занятой земле с согласия ее собственника; и парковка на участке земли, собственником которого они сами являются. Власти Соединенного Королевства издали инструкции для местных властей по обеспечению последнего подхода. Однако на практике, несмотря на официальное признание их особого положения и потребностей, многим цыганам создаются труднопреодолимые препятствия при получении необходимого разрешения для парковки их фургонов на их собственной земле. ..." (pp. 112 - 113).
"...Данная схема предоставляет широкие права усмотрения - и эти права усмотрения непрестанно осуществляются во вред цыганам. Доклад 1986 года, составленный Министерством охраны окружающей среды, описывает перспективы подачи заявлений о получении разрешения на землеустройство в местах проживания цыган как "обескураживающие, сочетающие множество возможностей для отказа". В 1991 году, в последний год, когда был достигнут положительный уровень рассмотренных заявлений, было установлено, что в 90 процентах заявлений о получении разрешения на землеустройство, поданных цыганами, было отказано. Для сравнения, за тот же период было удовлетворено 80 процентов от общего числа поданных заявлений. Следует отметить, что как категория заявления о получении цыганами разрешения на землеустройство являются относительно уникальной вещью, поскольку это, как правило, запросы о предоставлении разрешения на парковку фургона на участках земли или в местах, в отношении которых установлены ограничения местными органами землеустройства. Как таковые практически все заявления цыган о землеустройстве являются в большой степени спорными. Тем не менее, факт остается фактом, существуют неадекватные положение и доступность разрешенных мест остановок (общественных или частных), что только подкрепляет высокий уровень отказов в разрешении на землеустройство. Более того, имеются признаки, что с 1994 года ситуация ухудшилась. ...Принимая во внимание все эти сложности, кочевой образ жизни, который характеризует цыган, находится под угрозой" (pp. 113 - 114).
"...Принимая во внимание особую необеспеченность многих цыган в настоящее время ввиду практики разрешения жилищных вопросов, власти должны прилагать усилия для урегулирования правового статуса цыган, которые в настоящее время проживают в условиях его неопределенности" (pp. 126 и 162).
"1. Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
2. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц".
"Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Предыдущие положения не умаляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов".
"Никому не может быть отказано в праве на образование...".
"Пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам".
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Конвенции и пунктом 2 правила 74 Регламента Суда к настоящему Постановлению прилагаются следующие особые мнения:
a) совместное особое мнение судей А. Пастора Ридруехо, Дж. Бонелло, Ф. Тюлькенс, В. Стражнички, П. Лоренсена, М. Фишбаха и Й. Касадеваля;
b) отдельное мнение судьи Дж. Бонелло.